Р. А. Лафферти «Эллиптическая могила»
Рецензии:
— «Review: The Elliptical Grave by R. A. Lafferty», 1990 г. // автор: Дуг Фратц
страница всех изданий (2 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Frantischek, 15 июня 2025 г.
Как и мой любимый Кейбелл (автор, безусловно, Лафферти близкий), Лафферти – эксцентрик. Не читал всего Лафферти (а написано им за без малого девяносто лет жизни – порядком), но мне почему-то кажется, что у него нет ни одного «рядового» рассказа или романа. Впрочем, эксцентричен Лафферти, прежде всего, идеями, он вообще автор «идейный», чем и отличается от десятков других «странных» авторов, для которых странность это в основном образы. Впрочем, с образами у него тоже всё в порядке. В «Эллиптической могиле», буффонаде-мистерии в духе «Человека, который был четвергом», встречаются и биокинетические сны, и ментальные гробы, и призраки из будущего. При этом роман по всем меркам небольшой – двести пятьдесят страниц плотного, сгущенного повествования (у какого-нибудь Мьевиля это был бы кирпич страниц на восемьсот, а то и серия кирпичей). Что ещё интересно у Лафферти – он автор «доморощенный», с той оговоркой, что это, пожалуй, редкий автор, у кого «доморощенность» — это преимущество, а не недостаток. Лафферти повезло, что в 60-е случилась «новая волна», и он смог хоть как-то показаться из своей комнатки, чтобы его заметили. Сегодня уже понятно, что Лафферти – фантаст для фантастов – никакой не нововолнист (даром, что он старше лет на двадцать – двадцать пять главных представителей этого движения), а скорее попутчик, как он был попутчиком и ко всем остальным течениям и направлениям. Он вообще не из фантастического гетто, а из своего собственного, суженного до размеров маленького домика, забитого книгами. «Эллиптическая могила» — это роман поздний (конец 80-х), а поздний Лафферти – автор тёмный, неясный, с трудной репутацией писателя, который писал не столько романы, сколько трактаты («Эллиптическую могилу», текст, где вообще нет нормальных имён и нормальных диалогов, а буквально в каждом абзаце может случиться всё, что угодно, сложно назвать трактатом, но, по крайней мере, понятно, почему такое мнение имеет место быть). Наконец, поздний Лафферти – это автор, которого не переиздают (не удивлюсь, если узнаю, что тиражи некоторых романов до сих пор не распроданы), автор, максимально некоммерческий (к которому и блёрбы писать бессмысленно). Но лично моим вниманием и расположением Лафферти, обыкновенно, завладевает сразу, без лишних слов – которых у него и не бывает (как и вообще не бывает ничего лишнего).
P.S. В своё время я был нимало удивлен, что инициалы Р. А. – это Рафаэль Алоизиус, имя для американского автора второй половины двадцатого века ничуть не менее фантастическое, чем всё им написанное.