Сью Бёрк «Семиозис»
Вынужденные высадиться на планету, про которую они ничего не знают, люди полагаются только на собственные ограниченные ресурсы. Планета покрыта пышной растительностью, а на деревьях растут вызывающие привыкание плоды. Корни странной флоры сплетаются в руинах древней инопланетной цивилизации. Но чтобы выжить, колонистам придется вступить в симбиоз с разумным растительным видом, цели которого неизвестны.
В произведение входит:
|
Входит в:
— цикл «Семиозис»
Номинации на премии:
номинант |
Китчис / The Kitschies, 2018 // Золотое щупальце (дебютный роман) | |
номинант |
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2019 // Роман | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2019 // Дебютный роман | |
номинант |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2019 // Лучший НФ-роман | |
номинант |
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2020 // Роман (США) |
Похожие произведения:
- /период:
- 2010-е (6), 2020-е (2)
- /языки:
- русский (1), английский (5), французский (2)
- /перевод:
- Ф. Бюри (1), Т. Черезова (1)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (8 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нортон Коммандер, 7 августа 2025 г.
Этот роман для меня именно из категории той любимой фантастики, которую я обычно ищу. Это фантастика о людях и инопланетянах, о жизни на другой планете, о необычном контакте и о разуме, не похожем на наш.
Колонию на планете Мир создают пацифисты, стремящиеся забыть проблемы и ужасы Земли и построить мирное справедливое общество. Но, конечно, и на новом месте появляется всё то, что бывает свойственно людям — конфликты отцов и детей, насилие, борьба за лидерство, войны.
На эти темы писали многие фантасты. Вспоминается, например, контакт с пауками в романе А. Чайковски «Дети времени». И уже упоминавшийся в отзывах роман О. С. Карда «Говорящий от имени мёртвых». У Карда может быть и более сильный сюжет, но у Бёрк получился более разнообразный мир (биогеоценоз). Можно вспомнить даже «Посёлок» Кира Булычёва. Там не было иного разума, но иная живая планета изображена не менее реалистично. Есть сходство и с произведениями Роберта Ч. Уилсона. И Уилсону и Бёрк вменяют в вину то, что они много внимания уделяют личной жизни героев. Я вижу в этом только плюсы. Увидеть личные истории на фоне фантастических событий интереснее, чем только лишь фантастические события. Это же художественная литература.
В романе нет модной и актуальной для современной НФ темы искусственного интеллекта. Но растительный разум планеты Мир — Стивленд — оказывается очень схож с ИИ. И это наводит на оригинальную новую мысль — создаваемый человеком компьютерный разум больше похож не на животную, а на растительную жизнь. Многое из того, что мы только начинаем постигать, уже давно известно растениям. А на такой планете, как Мир, который на миллиард лет старше Земли, и животные и растения могут оказаться гораздо более высоко развитым, чем привычные нам.
neli mustafina, 6 августа 2025 г.
Интересная история контакта маленькой группы людей с растением, обладающим разумом (внезапно вспомнилась Вегетация).
Планета Pax представляла собой райский сад, с обилием растений и животных, некоторые из них были полуразумны, поддавались дрессуре и охотно контактировали с людьми, но были и те, кто растерял разум, покинул благоустроенный город чтоб жить в джунглях.
В этой книге не раскрыта тайна, — по какой причине старый город стекловаров был заброшен, почему они сбежали из под контроля разумного растения...но мы то догадываемся почему; и формула: «благополучие и еда в обмен на контроль и подчинение», — сейчас как никогда актуальна.
Опустим очевидные ляпы с тем как безбоязненно люди окунаются в чужеродную флору и фауну, как идут с распротёртыми объятиями к одичавшим стекловарам, как охотно подчиняются растению, но как ни странно — у них демократия, у них голосование, у них сборы по каждому вопросу, модераторы и пр. белиберда.
Между тем разумный бамбук приспосабливаясь к человеческому племени, имеет свои какие-то цели, прикрываясь миролюбием и равноправием. Не сразу, а в течении 7 поколений растение изучает, кормит, приручает маленькое племя людей, увеличивая его численность, пользуясь его заботой, отходами жизнедеятельности, лечит и утешает, — короче симбиоз получился на пользу всем.
Вероятно на этой планете не осталось видов животных и растений не подвластных ему (хотя кое какие и протестовали, но были сломлены по его указу), и теперь он мечтает о космических завоеваниях.
Это первая книга из цикла. Остальное не переведено. Пока.
Хотелось бы прочесть обратную сторону контакта, — когда Стивленд, — такое имя было у растительного разума, — окунётся в наш хаотичный земной мир...и, учитывая его цепкость, вполне возможно, что он и его завоюет.
Как знать, возможно какая-нибудь грибница у нас на Земле тоже разумна:-)это мы думаем, что едим их, а это они нас приручили и используют теперь)))
SeverianX, 14 июня 2025 г.
«Семиозис» – научно-фантастический роман, исследующий идеи коммуникации, симбиоза, экологии и самой природы разума через колонизацию уникальной планеты с разумной растительностью. Это не космоопера с бластерами, а вдумчивое и порой тревожное размышление о том, что значит быть человеком в чужом, но не обязательно враждебном, мире.
По сюжету группа земных колонистов, бегущих от проблем Земли, прибывает на планету Мир, чтобы основать новое общество. Однако они быстро понимают, что планета уже занята – и не животными, а сложной и потенциально разумной флорой. Главным героем-аборигеном и одновременно самым интригующим элементом становится Стивленд – гигантский радужный бамбук, обладающий коллективным разумом и способный влиять на химический состав почвы, атмосферы и даже на сознание животных (включая людей) через состав своих плодов. Конфликт и сотрудничество между людьми и Стивлендом, а также адаптация к другим особенностям и опасностям экосистемы Мира, формируют основу повествования.
Берк создаёт невероятно детальную и биологически правдоподобную экосистему. Разум Стивленда – не антропоморфный. Он основан на химической коммуникации, симбиотических связях, долгосрочном планировании и коллективном принятии решений. Это действительно иной разум, что делает его одновременно интересным и пугающим. Идея планеты, где растения являются доминирующей формой разумной жизни, исполнена блестяще.
Название романа не случайно, ведь термин «семиозис» означает процесс интерпретации знаков. Ключевая тема романа – непонимание. Как общаться с разумом, не имеющим языка, органов чувств или мотивации, понятной человеку? Берк исследует трудности перевода, культурные барьеры (даже между разными поколениями людей) и сам процесс установления контакта с радикально Иным.
Роман задаёт острые вопросы о колонизации. Люди пришли, чтобы покорить и изменить планету под себя. Но что, если планета совсем не хочет подстраиваться под людей? Завоевание становится историей переговоров, взаимных адаптаций и поиска симбиоза, где обе стороны вынуждены меняться. Это антитеза классическим историям покорения и колонизации.
Повествование охватывает несколько поколений колонистов (около 100 лет). Мы видим, как меняется человеческое общество под влиянием новой среды и взаимодействия со Стивлендом. Каждому поколению предстоит пройти через собственные испытания (например, расследование первого убийства на Мире). Исходные идеалы сталкиваются с суровой реальностью выживания. Это придаёт масштаб и глубину исследованию культурной и биологической адаптации.
Мир предстает перед нами, как один из участников действия. Экосистема – не просто фон, а активный участник событий. Взаимосвязь всех форм жизни, их коэволюция, показаны с большой научной достоверностью. Роман – гимн сложности и хрупкости жизни. Берк – бывшая журналистка, пишущая о науке. Она уделяет большое внимание научной достоверности биологических и экологических процессов. Описание растений, их «поведения», химической коммуникации выглядит убедительно и добавляет реализма в фантастическую концепцию.
Каждая глава – взгляд от лица представителя нового поколения колонистов. Это создаёт эффект мозаики и помогает показать эволюцию человеческого общества, но нарушает связность сюжета. К тому же, некоторым персонажам не хватает глубины из-за ограниченного времени, проведенного с ними. Стоит сразу отметить, что это медленный роман, требующий вдумчивого чтения. Акцент в «Семиозисе» сделан на научных идеях, экологии, адаптации общества. Экшена и драматичных погонь здесь минимум. Поэтому, тем, кто ждёт динамики и острого сюжета, книга может показаться затянутой.
Проза Берк детализированная, с уклоном в научное описание. Она передаёт чуждость и красоту Мира. Атмосфера колеблется от тревожной до гармоничной по мере нахождения баланса между людьми и природой. Есть место и для ужаса (например, когда миряне увидели жареное тело своего собрата), и для надежды.
Итог: «Семиозис» – это оригинальный и глубоко продуманный роман, который оставляет сильное впечатление. Это не лёгкое чтиво, а вызов для ума. Он отлично раскрывает тему радикально иного разума, заставляя задуматься о границах разума, этике колонизации и цене симбиоза. Несмотря на некоторые структурные нюансы, сила центральной концепции, глубина проработки экологии и важность поднимаемых вопросов делают «Семиозис» запоминающимся представителем современной научной фантастики. Рекомендую тем, кто готов к вдумчивому и необычному путешествию на планету, где деревья не просто растут – они думают, договариваются и имеют свои планы на пришельцев-людей.
Francine, 26 января 2025 г.
Книга вошла в список обязательного прочтения по рекомендации Рэя Нэйлера на ФантЛабе, с одной стороны, я сразу увидела влияние идей «Семиозиса» на только что прочитанную «Гору в море» Нэйлера, но, с другой стороны — «Гора в море» задала очень высокий стандарт в жанре «мягкой, гуманитарной» фантастики.
Концепция романа и его повествовательная композиция мне понравились.
Книга начинается с высадки колонистов на планету, которую они впоследствии назовут Pax (Мир), а себя будут называть пацифистами. Колонисты бегут с Земли недалекого будущего за своей мечтой о гармоничной экосистеме и идеальном обществе, которое они создадут на другой планете для себя и своих потомков. Всего на планету прибывает 50 человек, и их число сокращается в период адаптации и освоения будущего дома.
Повествование ведется хронологически, но от лица различных персонажей из разных поколений, в том числе часть повествования ведется от имени разумного растения, живущего на планете (его зовут Стивленд). Автор уделил много внимания различиям в восприятии и осмыслении одних и тех же событий в зависимости от личности и мировоззрения «рассказчика». Любопытно оценивать как по-разному относятся к своим со-колонистам различные персонажи, как происходит эволюция идеализма первого поколения в их потомках от поколения к поколению, который, претерпевая изменения, все равно остается фундаментом развития социума. Отчетливо заметно, что постоянно обыгрываемая автором позиция столкновения идеалиста с реальностью несет отпечаток личности автора.
При этом, акцент повествования каждого из рассказчиков обусловлен его ролью в обществе и уровнем знаний. То есть, каждый рассказчик говорит о своем. Стивленд, например, долго и подробно расписывает процесс синтеза различных органических соединений и их воздействие на биохимию других живых существ.
Это книга о социальных взаимоотношениях, структуре рождающегося общества, адаптации колонистов, контакте с другими разумными видами, личных отношениях и взаимоотношениях, быте, флоре и фауне планеты, и все перечисленное изобилует специфическими терминами, неологизмами, иногда достаточно коротко объясняется с научной точки зрения, при этом характер повествования неспешный, без масштаба, героики, великих целей и побед. Люди живут своей обычной жизнью, их в равной мере интересует как исследование планеты, изучение и одомашнивание новых видов животных, так и первый секс, ревность, зависть к ближнему. В жизни различных поколений приоритет решаемых повседневных задач иной, например, для прибывших колонистов, число которых сокращается после первых адаптационных несчастных случае задача наличия потомства выходит на первый план.
Автор, кстати, привержен «западному» варианту пацифизма: идеалы идеалами, но, если колонистам надо обеспечить устойчивое потомство, то подход к решению задачи чисто прагматический. Отчетливо прослеживается иерархическая организация будущей экосистемы, несмотря на повсеместную декларацию идеализма.
Интерес к событиям появился у меня примерно после 60%, когда описательный текст, сосредоточенный на внутренних переживаниях и мыслях персонажей, сменился динамикой, решениями и действиями.
Подробно раскрыта идея межвидовых коммуникаций и восприятия одних существ другими, в том числе в области стремления колонистов-идеалистов создавать симбиоз и гармонию со всем живым, в то время как объект намерения видит в них только ресурс.
Для меня лично основным недостатком и камнем преткновения, помешавшим относится к книге серьезно, стал уровень нескольких концептообразующих фантдопов. Иными словами, несущие колонны созданного мира в моем восприятии разваливаются, при этом контент явно рассчитан на «взрослого» читателя с определенным жизненным опытом и сложившимся мировоззрением, уже способным критически оценивать системность и структурность созданных миров.
Отдавая должное автору, и сами персонажи, и концепты других живых существ проработаны детально и глубоко. Никаких противоречий, замечаний и вопросов на этом уровне у меня нет. Любая попытка подняться на уровень выше в постижении мира попросту невозможна, внятные ответы на вопрос «А почему?» на этом уровне не существуют.
Надеюсь, что книга найдет своего читателя, у которого не возникнет такого внутреннего противоречия.
А для меня «Семиозис» останется в памяти как Орсон Скотт Кард на минималках.
ааа иии, 9 апреля 2025 г.
Жили-были, в восстановленном среди рощ апельсинов и ананасов городе стекловаров... Кто бы? По мнению перевода, «миряне». Это так-то про удравших от земных проблем на планету Мир, до отлета подписавших конституцию духовных ценостей. Кое-кто из них ( акушер-дрессировщик, ищущий ответы и еду ученый, детектив под стимуляторами, восставшая активистка и т.д.) расскажет о нескольких судьбоносных для себя днях и получилась дискретная хроника судьбы семи поколений.
Сложной и тяжкой. Сухопутные ландшафты вроде океанского шельфа (воздухоплавание семян, синептичий риф, крабы и трилобиты), непривычны, непонятны и ничуть не гостеприимны. Биота торопится выяснить, на что годен человеческий труп. Но проблематика «Семиозиса» хитрее «Времени тёмной охоты» и «Перевала». Техника есть (правда, все меньше) и не твердолобость колонистов мотивирует мрачность.
Обычно от разумных растений в книжке ждешь пастораль и незлобие. Причин, по которым с ними в романе не так благостно, как с травами Саймака и Демина и вовсе не весело, как с деревом у Лаумера, две:
— это мягкая, но научная фантастика, а ботаники знают о конкуренции душителей с отравителями и как те используют другие виды (По всякому. Цветы красивы, приятно пахнут... органы размножения чужими силами. Покупали? Сажали?). До многоходовки инжира коварство не доходит, но и здешний простой рецепт выигрышен в смысле Дарвина;
— планета-то в военном постапокалипсисе своей биологической цивилизации. Земляне глазом горожан видят дикие джунгли, лианы, плоды, мотыльков и игривых флиппокотиков вместо руин, битв и потока информпакетов. У флоры зеркальные проблемы. Для животных разум излишен, говорит себе местный интеллектуал, пока идут-мерцают дни.
Что пользы может быть больше, чем от отходов, впрочем, становится понятным и запоздалый Контакт, через элементарную (для тех, кто без пальцев), систему счисления — на любителя классической НФ. Как и костры орлов, как и... Есть пасхалочки, есть.
С этим в «Семиозисе» хорошо. Но он монотонен: я пошел, я хотела, я демонстрирую кое-какие белки типа миозина, муж и раньше наблюдал у меня бессонницу. «Скорбь всех лишила душевного равновесия, но мне это уже стало надоедать». И.т.д. Исповедь ли, описание ли, как связанных облили ацетоном — отстраненность. Меняется темп для глав Хиггинса, но разница мала.
Часть бу-бу-бу из-за крена социального в сторону дискуссионного клуба. Модератор, ко-модератор, голосование, дебаты, отчеты в обществе менее четырехсот человек... Что люди, Стивленд, разумный бамбук, готов аргументировать, взвесить все «за», высказать гипотезу — «А ведь он даже не произнес панегирик на похоронах Люсиль, что было откровенной халатностью».
Полиграфия в норме, к переводу основные претензии выше.
Рекомендации: судьба мечты, биохимический контакт, проблемы растительной цивилизации, корни памяти и плод разумности.
glaymore, 3 июля 2023 г.
Аннотация обещала неглупую планетарную НФ про контакт поселенцев с растительным разумом. Название, опять же, отсылает к семиотике и намекает на проблематику интерпретации символов и знаков.
На практике же, говоря словами Ленина, оказалось «формально все верно, а по сути издевательство».
Книга на 90% посвящена быту колонии хиппи-пацифистов на далекой планете; как они дружат, как поют свои песни, как обнимаются, плачут, смеются, спят друг с другом, играют на флейтах, и главное — много и со вкусом говорят о своих чувствах.
По ходу дела колонисты действительно сталкиваются с мыслящим бамбуком, но ни у кого это особого удивления не вызывает. Ну ок, бамбук так бамбук, давайте с ним тоже дружить, можно даже принять бамбук в граждане нашего поселения.
Книга не то чтобы плохая — ближе к концу, когда коммуна сталкивается с племенем примитивных негуманоидов, даже становится интересно читать. Очень удачно выбрана форма «романа в рассказах», где каждая глава = история из жизни одного поколения. Но в целом видно, что авторку в первую очередь интересует не НФ, а образ жизни хиппи, их мысли и переживания, и кто с кем переспал, и что почувствовал по этому поводу.