Все отзывы посетителя Кропус
Отзывы (всего: 725 шт.)
Рейтинг отзыва
Брайан Стэблфорд «Захватчики из Центра»
Кропус, 4 июля 23:08
Вторая книга понравилось мне уже значительно больше. Автор выдал более сложный сюжет и возможности придуманного им огромного многослойного мира уже использованы получше. Хотя хотелось бы большего. Ладно, посмотрим, что будет в третьей части. Отдельно замечу, что как оказалось саломандров в недавней космической войне всё же перебили не всех.(Из первой книги я так понял, что истребили весь вид) Мельком сообщается, что сейчас решают, что делать с оставшимися. Прямо бальзам на мою ранимую душу.
Кропус, 4 июля 22:47
В литературном плане написано отлично, но всё же не совсем понятно, что старик сделал с ростовщиком, как поместил в этот замкнутый мирок.
Кропус, 4 июля 22:44
Простенько, но литературно написано очень хорошо. Сделано по принципу. Не знаю что такое, не видел, но всё равно страшно. Но в данном случае сработало.
Глеб Голубев, Алексей Леонтьев «До свидания, Земля!»
Кропус, 30 июня 23:23
Забыл добавить: вставшая перед космонавтами финальная альтернатива выглядит глупо даже с чисто технической точки зрения. Расход энергии на передачу, не может быть никак связан с расходом топлива. Ракета стартовала с перегрузками, а значит это явно был не антиграв. Скорее всего, судя по времени написания, двигатели были химическими. Но даже если атомными, то повторяю: расход их рабочего тела никак не связан с затратой энергии на передачу.
Глеб Голубев, Алексей Леонтьев «До свидания, Земля!»
Кропус, 30 июня 22:20
Финальный подвиг космонавтов, лично мне, показался бессмысленным. В нём просто не было необходимости. Вдруг мы не долетим, лучше потратим энергию не возвращение, а на радио сигнал. Странно, как-то. Вроде бы реальной причины, что могут не долететь не было, и о вопросе жизни и смерти речь не шла. Просто авторы решили показать, что в жизни советских людей всегда есть место подвигу. Но, (при всём моём уважении к красному проекту) в описанной ситуации это был явный перебор.
А вот, что понравилось, как в ретро эпизодах показано, как с течением времени энтузиаст становится скептиком, а скептик наоборот энтузиастом.
Леонид Панасенко «Проходная пешка, или История запредельного человека»
Кропус, 24 июня 00:14
Великолепная притча, о внутреннем преображении человека. Фантастики, как таковой нет, разве что скорость изменения личности, оно происходит за одну ночь. С другой стороны, герой перед этим получил сильный стресс, так что всё может быть.
Сергей Лукьяненко «Ловец видений»
Кропус, 24 июня 00:10
Идея интересная, а вот воплощение так себе. Было бы интересно прочитать про взаимодействие обеих миров. Фантастика о мире снов, что мне попадалась затрагивает обычно оба мира, но здесь нет. Кратко упоминается о попытке некой спецслужбы получить контроль над страной сновидений. Вот бы развернуть этот момент, но тоже нет.
Пожалуй самый интересный для меня момент это викторина — «угодай снотворца». Благо автор в послесловии (почему-то я начал с него) прямо намекнул, что это реальные личности. Угадайте, кто таков: любит войну и кошек, а вот собак не очень, зовут.... Впрочем имя будет слишком жирным спойлером, для тех кто не читал. Характеры и поведения этих личностей, оставляю исключительно на совести автора. Впрочем, одного симпатичного старикана я бы поселил не у моря, а где-нибудь в сельской пасторали. Впрочем, море он тоже описывал.
Кропус, 16 июня 21:22
Шиза какая-то. Части текста не имеют между собой никакой связи. Это даже не сборник интересных идей, как бывало например у Лема или в «Древе тем» у Гуревича. Так промелнула пара интересных моментов, но в большинстве случаев эти куски не во что не развернуть.
Кропус, 16 июня 21:17
Наверное подобную книгу могла бы написать Ле Гуин. Равновесие между светом и тьмой её любимая тема. Хотя, конечно, тогда это была бы уже совершенна другая вещь на туже идею. Как раз перед этой повестью я прочитал книгу Конрада Лоренца «Агрессия. Так называемое зло» и, думаю, с её помощью получше понял смысл «Ночного лица». Лоренц доказывает, и очень убедительно, что наши лучшее качества произошли от худших. Дружба эволюционно происходит от агрессии. Совершено не агрессивные внутри себя биологические виды, а такие есть, не имеют никаких аналогов дружеских чувств, все особи в них взаимиозаменяемы. (Между прочим, подобное было в «Бесконечной истории» Михаэла Энде, там был город с совершенно одинаковыми людьми искалиарами, где один не в счёт. Но это так к слову). Если интересно почему такой этнологический парадокс, читайте Лоренца.
Так, что если вдруг обнаруживается социум, вроде бы совершенно нормальный людей, в котором не просто нет агрессии, а который даже не совсем хорошо представляет, что это такое, то тут невольно задумаешься, что что-то здесь не так. Да, благодаря условиям социума и воспитания мы можем и должны канализировать агрессию, во что-то другое, но если о ней вообще нет понятия, то это очень странно и наводит на подозрения.
Кстати, что бы там не написал(а) Тиань, но суть происходящего в священном городе, я в общих чертах заподозрил довольно быстро. Слишком явственно у гвидионцах в мозгах были видны соответствующие блокировки и это сразу наводило на размышления. Сразу было ясно, что обезьяны к этой тайне никакого отношения не имеют, а значит...
Пожалуй, моя единственная притензия к тесту, что в звездолёте прилетевшем устанавливать отношения, как я понял, не было профессионалов по изучению других цивилизаций, каких нибудь ксенопсихологов, только дипломаты и военные.
Сергей Лукьяненко «Лето волонтёра»
Кропус, 16 июня 20:53
Книга вызывает у меня двойственный чувства. Нет, к сюжету претензий нет. Но вот глубинная философия текста, его сверхзадача вызвала у меня отвращение. Четвёртой книгой цикла, автор просто аннулировал смысл предыдущей трилогии. Ведь в конце третьей в галактике появляется новый смысл и новый высший дающий возможный шанс на уход от бойни, взаимопонимание и возможность договорится. И тут вдруг в конце четвёртой выясняется, что, если я правильно понял автора (очень надеюсь, что нет) некоторое количество воин вселенной необходимо иначе она ....погибнет!!!!! Почему погибнет, не объясняется. Нам это просто постулируют и предлагают принять. Такое впечатление, что автор спохватился — уж больно всё хорошо в конце трилогии получилось, дай подгажу немного этому книго-миру. Нет, сотрудничества автор не отрицает, но драчку за ресурсы, в стиле первой мировой, похоже, считает необходимым атрибутом вселенной.
Кажется он перепутал войны с противоречиеями. Последние действительно всегда будут, но хочется верить, что суперразумы, если таковые появятся, станут решать их именно с помощью взаимовыгодных компромиссов, как и предполагалось в конце третьей книги, а не в масштабных конфликтах способных разрушить галактику и переписать время. Фантазия у автора богатая, вот только обернул он в неё примитивный социал-дарвинизм. Из-за этого противоречия просто не могу поставить оценку. Если бы мог авторскую фантазию в данном случае оценил бы отдельно, а философию отдельно. Первую на десять, вторую на единицу. Вместе, увы, не могу.
Пол Андерсон «Рожок времени-охотника»
Кропус, 16 июня 14:32
Где-то далеко звучит рог охотника-времени. На кого же охотится этот охотник? Да на всё. Всё рано или поздно исчезнет или измениться. Мы можем даже никогда не узнать, что там случилось в веках. Так что вернувшись из длившегося тысячелетия планетарных лет полёта ядру галактики постарайтесь ничему не удивляться. Звучит рог охотника-времени.
Фредрик Браун «Night of the Jabberwock»
Кропус, 16 июня 14:25
В первые узнал, об этой книге из коментариев Мартина Гарднера к одному из изданий «Алисы в зазеркалье». Там он упомина, что рассказал Иегуди главному герою об обществе «Барабадающих мечей». И мне очень захотелось прочитать. Но я думал, что это будет что-то вроде «Все тенали бороговы» Каттнера. Но увы, это оказался просто иронический детектив, где герою, большому поклоннику Кэрола просто пудрили мозги, с помощью его увлечения.
Это не значит, что текст плохой. Мне он понравился: вышло действительно забавно, ну, для того, кто наблюдает ситуацию со стороны. А в финале герой-недотёпа оказывается награждён за свою человечность и получает то, о чём всегда мечтал: выпускает номер газеты полный сенсаций. Но не надейтесь — живого бармаглота не будет.
Шон Уильямс, Шейн Дикс «Блудное солнце»
Кропус, 16 июня 13:36
Мне больше всего понравилась последняя часть, когда выяснилось, что
Брайан Олдисс «Кто может заменить человека?»
Кропус, 16 июня 13:25
Забавно, но не более. Не буду придираться к роботам, они даны явно юмористически, да и когда писалось-то. Но мгновенно всё остановится не могло. По мере уменьшения количества людей в городе, всё сворачивалось бы постепенно, а тут как-то в один день.
Кропус, 16 июня 13:10
Две последующих повести цикла читал очень давно, а вот этот рассказ не попадался, хотя я знал, что он есть. К вселенной цикла его можно отнести только условно. Единственные связки имя героини и дети играющие в цивилизаторов борющихся с пиявками на другой планете. (Об этом подробно в «Заколдованной планете».) Но это не значит, что рассказ плохой, напротив очень хороший. Однако они там в светлом будущем садюги — роботы же, как я понял разумны или почти разумны.
Виталий Бугров «Затылок в зеркале»
Кропус, 16 июня 12:57
Было любопытно прочесть рассказ самого Бугрова — великого редактора отдела фантастики «Уральского следопыта».
Юрий Бочков «По закону «невероятности»
Кропус, 16 июня 12:55
Так и хочется спросить: а чего автор собственно хотел этим сказать?
Борис Борин «Фамилия мне неизвестна…»
Кропус, 16 июня 01:17
Если отбросить, что главный герой прибыл из будущего, то фантастики здесь практически нет. Зато войну чувствуешь, как говорится грубо, зримо и весомо. Единственный момент. Герой и те кто его послал, они что всерьёз думали, что он, одетый в военную форму, будет просто гулять возле передовой? Тут же куда не будь припашут. Слава богу, что за шпиона или дезертира не приняли.
Дмитрий Биленкин «Практика воображения»
Кропус, 16 июня 01:09
Читал оба варианта рассказа. (первоначальный называется «У глухого озера). И первоначальный мне понравился больше. В этом, как-то обидно за героев. Да и что это за суперразум, который не учёл, что люди временами спят.
Дмитрий Биленкин «У глухого озера»
Кропус, 16 июня 01:06
Читал оба варианта рассказа и к концовка этого мне понравилась больше.
Павел Амнуэль, Роман Леонидов «Третья сторона медали»
Кропус, 16 июня 00:31
Почти детектив. Есть загадка и её расследование. Почему почти. Потому что загадка не криминальная. Хотя, это пожалуй вопрос определения — что считать детективом.
Георгий Островский «Сквозь Чёрные пустыни»
Кропус, 16 июня 00:02
Очень хорошо показаны эмоции Венериан. Они ломают голову, что это значит, так же как наверняка в подобной ситуации ломали бы мы. Что речь не о землянах понимаешь далеко не сразу. Увы, но Земляне даже не зная ничего об их существовании одному конкретному венерианину сильно навредили. Физически.
Светослав Славчев «Голос, который тебя зовёт»
Кропус, 5 июня 00:42
Нормальный рассказ. Есть загадка и в конце-концов герой приходит к разгадке. Правда я почти сразу заподозрил,
Кропус, 5 июня 00:36
Странный рассказ, почему все дежурные должны испытывать какой-то комплекс неполноценности если не поймали инопланетные сигналы? Их, здесь вообще никто не поймал? Почему этим занимаются на отделённой планете? Она вообще в Солнечной системе или нет? Почему такая долгая вахта в пять лет? Они там вместе с семьями сидели, включая детей, а как же школа?
Игорь Росоховатский «Объект Б-47»
Кропус, 5 июня 00:31
Часть рассказов описывающая «мысли» волков великолепна, но вот о рассказе в целом этого сказать не могу. Сюжета нет. Описано научно-техническое изобретение и его реализация и всё. Это то, что называется фантастика ближнего прицела. Но что люди собрались делать с пойманными волками дальше автор деликатно умалчивает. И, кстати, почему объект «Б-47», а не скажем «Волк-47» или хотя бы «В-47». Ставлю пять, но только за волков.
Димитр Пеев «Гравитационная гробница»
Кропус, 5 июня 00:21
Даже в советское время рассказ повергал меня в состояние морального недоумения.
Когда отправляют экспедицию исследовать что-то, то в первую очередь составляют план исследований, пусть приближённый, пусть его корректируют на месте, но план есть всегда. А тут прилетают к коллапсару и начинают ломать голову: а как мы его исследовать-то будем». И вот додумались — надо послать туда... смертников. Само это слово в рассказе не звучит, но смысл решения такой. Нет, нет — никакого давления, троица сама всё придумала и сама в колапсар полезла, вот только остальные и не подумали их остановить и приняли это как нечто само собой разумеющиеся???!!!
Зачем?! Почему не послать автоматический зонд? Чего может передать человек, что не могут сообщить приборы?! Путевые впечатления, что-ли? За какую информацию стоит платить такую цену, если таковая существует вообще. Ответа автор не даёт, и как я понял, ничего такого они и не передали.
Плакать о героя, впрочем, не нужно. Автор их спасёт странным, мистическим и совершенно непонятным способом, так что герои сами будут долго голову ломать, а почему уцелели. Видимо, Пеев решил читателя не расстраивать.
В общем я так понимаю, автору очень захотелось показать подвиг. Вот только самопожертвование в данном случае вышло абсолютно бессмысленным.
Юрий Михайлович Медведев «Зеркало времени»
Кропус, 5 июня 00:01
Забавно, но не более. К тому же выгледит, как пролог к более обширному тексту, об общении предков и потомков. Вот здесь можно было бы развернуться. Хотя юмор бы наверное пропал.
Вадим Марин «Сиреневая токката махаона»
Кропус, 4 июня 23:55
Автор, молодец, додумался в то время до цветомузыкаи (можно сказать, до цветомузыки в пределе). Но в литературном смысле вышло нечто настолько невнятное, что хвалить текст совершенно не хочется.
Геннадий Максимович «Серая компания»
Кропус, 4 июня 23:47
Как детектив очень слабо. Но сама ситуация сейчас, пожалуй, ещё актуальней, чем во время написания рассказа. Фашизм никуда не исчез, он по-прежнему пытается пролезть в наш мир тихой сапой.
Лев Лобарёв, Наталия Семенова «Инженер Колец. Как трилогия Толкина не стала научной фантастикой»
Кропус, 4 июня 23:38
Сама статья интересна весьма, а вот приведённые интерлюдии нет. Сам это «авторизированный» перевод не читал. Но в конце концов не Бобырь первая, тоже самое проделали и Волков и Толстой. Но сейчас трудно представить себе современную детскую литературу без «Буратино» и «Волшебника». Так, что судить не могу. Может быть прочту, когда-нибудь.
Александр Иволгин «Рукопись Джуанело Турриано»
Кропус, 27 мая 22:38
Забавно получилось: небезызвестная статуя командора была телепатически управляемым роботом! Почему бы и нет. А текст удачно стилизован под старинную рукопись.
Виталий Бугров «Второе путешествие Филеаса Фогга»
Кропус, 27 мая 22:31
Рассказ представляет собой своеобразную викторину: узнай из каких фантастических книг. взято описание транспортных средств. Отгадывать было забавно, но вот художественную ценность текст не несёт, да вряд ли такая задача и ставилась. Поэтому решил оценку не выставлять.
Дмитрий Де-Спиллер «Жёлтая электричка»
Кропус, 27 мая 22:24
Лингвистическая идея предложенная автором любопытна, но реализация плохая. Сюжета как такового нет. Можно было бы изобразить ощущение научного поиска, но и этого нет. Прилетели на планету, увидели странные изображения, вернулись, а на Земле другой дядя выдал об этом гипотезу. Всё. А жаль: идея-то любопытная. Впрочем Де-Спиллера даже в советское время, при том дефиците фантастики воспринимал, как графомана.
Пятёрку поставил исключительно за идею.
Дмитрий Биленкин «Диктатор и время»
Кропус, 27 мая 22:16
В точку! У правителей всегда народ виноват.
Хороша дана психология диктаторов: «Тех кто был слабее него он презирал, тех, кто сильнее ненавидел». О тех кого он считал равными правда ничего не сказано, но скорее всего он их просто превентивно перебил. Техническим специалистам помогающим диктатору тоже досталось. Они прекрасно понимают на кого работают, но внушили себе, что ни за что не отвечают: во всём виноват диктатор! И им даже не приходит в голову, что тот уже на всякий случай готовит их ликвидацию — слишком много узнали.
Немного повеселил отзыв mputnikа (предыдущий), мол что бы не дела правитель, какой-бы строй не создал, всегда найдутся недовольные. Он о чём? Какие такие разные строи реализовывал диктатор в рассказе? Там у него один строй — полная диктатура.
Василий Головачёв «Крепость Большого Леса»
Кропус, 21 мая 23:08
Цикл начинает напоминать сказку о репке. Тянуть-потянут героев из другой реальности, вытянуть не могут. В конце каждого тома непременно либо что-то мешает, либо герои сами не хотят. Книги серии как-бы закольцованы: чем закончилась первая, тем заканчиваются и все остальные — основные герои так и остаются в лесу.
Роман Злотников «Одинокий рыцарь»
Кропус, 21 мая 22:59
Те, кто написал, в рецензиях, что рассказ невозможно толком понять, не читая основные книги цикла (Ну или хотя бы для начала «Быть воином) понять сложновато, в общем-то правы. Сам-то я читал и понял, но всё равно ощущение двойственное. Уж слишком сильно царапают приведённые в рассказе рассуждения героя (читай автора), вроде того, что в технологических мерах детей зомбируют через всеобщее среднее образование. Он что против образования? Или просто не так выразился? Думаю всё же последнее. Представители революционеров представлены редкостными гадами. Точнее здесь их нет вообще, а есть принявшие их сторону уголовники. А ведь любая революция происходит когда людей по настоящему довели. Что либо хотя бы отдалённого похожего на реальный анализ революционной ситуации тут нет, только вопль, что теперь людей будут гнобить на мануфакторах ради золотого тельца и утверждение (голословное), что рыцари-феодалы и священники они в основном хорошие, несмотря на редкие исключения. Ставлю шесть но только потому, что читал основную часть цикла.
Брайан Стэблфорд «Путешествие к Центру»
Кропус, 19 мая 23:27
1.Что меня здесь больше всего покоробило? Походу действия выясняется, что до основных событий люди вели космическую войну с некими саламандрами. Мимоходом, как нечто само собой разумеющиеся нам сообщают, что противнику был устроен ксеноцид и он был истреблён вплоть до последней особи. Но может быть это были монстры какие-то, чьё истребление несло благо всей галактике. Ничего подобного, до этого сними даже неплохо сотрудничали, но вот не поделили что-то. Впрочем саламандры тоже не сахар. Проигрывая войну, разработали очень зловещий план, как в долгосрочной перспективе всё же надавать люлей человечеству. Просто не ожидали, что их так загеноцидят. Но ведь со стороны людей это вовсе не месть была, о зловещем проекте они узнали только потом. Всё сильно напоминает первую мировую, где под прикрытием красивых слов дрались за территории и ресурсы. Вот только тогда ни одна из сторон не планировала добить всё мирное население враждебных стран под чистую. И этот момент в книге сильно царапает. По-моему без него можно было бы обойтись с минимальными изменениями сюжета.
2. Теперь о самом сюжете. В каком-то отношении текста похож на «Мир-кольцо» Ларри Нивена. Похож, в том смысле, что и Ларри и Брайн придумали нечто настолько грандиозное (читай большое), что просто не смогли придумать под это хороший сюжет.
В «Путешествии» он в основном свёлся к довольно скучной двойной погоне в недрах искусственной планеты: герой с бравыми космопехами гонится за андройдом, а за ними гонятся гангстеры, на большее автор не потянул. А жаль, возможности у этого многослойного мира грандиозные. Впрочем, это только первая книга трилогии, и не исключено, что автор развернётся потом. Что ж, поскольку она попалась мне вся в одной книге, посмотрим, что будет дальше.
Кропус, 13 мая 22:03
Книга представляет собой своеобразный гибрид Лафкрафта с Кингом. (Первого в смысле идеи иномирных чудовищ, второго в смысле обстоятельности). Но то, что отлично работает в коротких рассказах Лавкрафта, в большом романе срабатывает уже малость похуже. Читал с интересом, но от финала ждал большего. Да и опытный читатель начинает понимать, что не так с проектом уже с пролога
И ещё: а что бы собственно было если бы этот громадный монстр всё же прорвался в наш мир? Как он вообще смог уничтожить всех в анологичных нашему мирах? Ведь чем больше дракон, тем легче по нему попасть ракетой. А почему в одном из миров исчез воздух, уже совершенно непонятно. Впрочем, это второй роман серии (первый, насколько мне известно, ухитрились не перевести. Возможно подробности в других книгах. Впрочем сюжет и герои здесь совершенно самостоятельны и с первой книгой эта связана лишь миром.
Кропус, 12 мая 16:02
Пространные псевдонаучные объяснения ещё полбеды, их можно было бы просто игнорировать и наслаждаться сюжетом. Но чем дальше, тем сложнее понять о чём вообще речь. Когда пошли рассуждения о сериальных мирах и вояжу героя по ним, я вообще утратил всякую логику. Чем все эти последовательности отличаются от «обычных» паралельных миров. Что с ними сделало ОПИ? Как разъединило? И что вообще в данном случае значит разъединило? Они что раньше единым целым были или чем-то слипшимся.
В своём отзыве на другую книгу Блиша «Век лета» я написал, что текст местами похож на Ван-Вогтовский. В том смысле, что приходится ломать голову, а что автор имел ввиду.
Теперь же это ощущение сопровождало меня всю книгу и по мере приближения к концу только усиливалось. Возможно, автор и понимал о чём пишет, но лично я нет.
Николай Трублаини «Глубинный путь»
Кропус, 5 мая 20:18
Понравилась сцена катастрофы в туннеле, когда герои не знали выживут или нет. Всё остальное произвело меньшее впечатление.
Есть большие сомнения в эффективном использовании подземоходов, как оружия. Скорость у них явно должна быть небольшой. В романе они слишком уж быстро добираются до цели. Возникают вопросы, а как собственно они ориентируются и прокладывают курс под зёмлёй? Кроме того они должны быть легко обнаружимы по сейсмическим колебаниям. В книге, конечно, сработал эффект неожиданности, но если бы враги о подземоходах знали, то ничто не мешало бы им окружить свои бункера минами. Кстати, враги тоже отстроили свои поземный крепости на временно захваченной у нас территории подозрительно быстро. Там же, как я понимаю минимум несколько месяцев нужно было для такого. С другой стороны нужно делать скидку на время написания.
Кропус, 25 апреля 15:41
Всё бы ничего, но как-то не верится, что за несколько столетий открытие никто-бы не повторил и им обладает только спецслужба человечества. Впрочем в ранней фантастике этот момент действительно часто упускают.
Кропус, 22 апреля 21:50
В рассказе есть довольно странное рассуждение о том, что в малой колонии должны плюнуть на все табу относительно близкородственного скрещивания, дабы не потерять гены. Вроде бы с точки зрения биологии должно быть ровно наоборот: должны тщательно просчитывать наследственные линии, что бы всего этого избегать — иначе вырождение. Но это дано мельком, а так — неплохой рассказ.
Кропус, 22 апреля 21:37
В каком-то смысле похоже на некоторые тексты Ван-Вогта, после прочтения которых долго ломаешь голову над тем, что же автор имел в виду.
И что-то у меня большие сомнения, что из мёртвой птички, пусть даже очень большой, вот так запросто можно сделать дельтаплан. Впрочем, тут я не специалист, могу и ошибаться.
Кропус, 22 апреля 21:22
Антирасистский смысл рассказа понятен. Но с трудом верится, что после нескольких тысячелетий экспансии и Засева, у людей останутся некие расистские атавизмы. С другой стороны, текст то для нас грешных. С третьей сторон Хоккео, действительно, такой зануда, что кому угодно надоест.
Джеймс Блиш «Поверхностное натяжение»
Кропус, 22 апреля 21:14
Не буду придираться к тому, что в микроскопических существах не возможен разумный мозг — не поместиться. Автор и сам это наверняка понимал, но такое допущение нужно для сюжета. Понравилось, что «сеятели» намеренно не сделали людей самыми крутыми/крупными в микромире, так в этом случае у них не было бы стимула к развитию.
Кропус, 22 апреля 21:07
Понравилось, что гиганты в финале ничего не навязывали, просто указали направление куда следует идти, а дальше решайте сами — ведь этот мир ваш.
Почему сразу не дали технологии? Полагаю по той же причине почему пришельцы в «Космической одессее» Кларка модифицировали обезьян, но и только.
Кропус, 17 апреля 20:51
Испытал чувство глубокого недоумения при прочтении. Книга логично разделена на две части (и это единственное, что в ней есть логичное), и думаю лучше разобрать каждую часть отдельно. И так.
Часть первая
На планете Лития дествует земная миссия. Цель которой убедится, что контакт не повредит обоим сторонам. Совершенно очевидно, что для этого надо получше изучить латинян и их общество. Но члены миссии занимаются чем угодно кроме этого. Среди них нет ни культуролога ни психолога. Биолог правда есть, он же иезуит по совместительству. И что же он только перед отлётом спохватывается, что не знает, как размножаются аборигены. «Что-то среди вас детишек не видно». А ведь в физиологии планетян надо было разобраться с самого начала. Впоследствии иезуит сам признает, что большую часть времени на планете ломал голову над некоей запрещённой книгой и вопросами из совершенной схоластики. Ну просто высочайший профессионализм.
Другой член миссии Кливер ещё хуже. Он собирался устроить откровенный подлог, дабы добиться своей цели... устроить на планете завод по производству супербомб?!?!?!?!?. У него просто не вышло. Аборигенов и их общество даже никто не изучает включая такие бросающиеся в глаза и весьма интересные его проявления, как почтовое дерево. Ну иезуит хоть чем-то поинтересовался. Вот только выводы сделал воистину параноидальные: планета создана дьяволом. Основания: местные абсолютно безгрешны, нет ни преступлений, ни антиобщественного поведения. А такого просто не может быть — нет дело не чисто, планету явно сотворил Люцифер. Думаю дело вот в чём. В начале он даже думает, что здесь Эдем без первогреха. Но потом до святого отца доходит, что церьковь котороая основана на искуплении и отпущении грехов (я упрощаю) такому миру просто не нужна. И именно это его пугает. Вероятно, опытный теолог мог бы сказать, что она нужна для определения пути общество, но аборигены не нуждаются даже в этом. Их целеполагание осуществляется на основе логики и здравого смысла. Ату их, безгрешных не бывает, их сотворил Дьявол. Вот такая логика.
Перед самым отлётом один из латинян вручает ему эмбрион собственного отпрыска (они развиваются вне материнского тела), пусть мол на Земле разовьётся. Зачем? Ответа нет. На попытку создать посредника, как-то не похоже.
Часть вторая.
Когда читаешь о том, что миссия создана, что бы убедится, что от контакта не будет вреда обоим сторонам, думаешь, что Земля хотя бы частично похоже по морали на ойкумену Урсулы Ле Гуин. Ничего подобного. Как оказалось Кливеру вовсе не нужно было устраивать подлог, за его идею правительство Земли ухватилось обоими руками! Зачем им столько супербомб, кого они собрались ими бомбить? На Земле единое правительство, воин нет, бунты правда случаются, но не собираются же они там бомбить собственные города?! Тем более, что большая их часть, в связи с некоторыми обстоятельствами стала подземной. Так что зачем нужны бомбы непонятно!
Действия подросшей инопланетной рептилии даны настолько фрагментарно, что понять чего она там хочет не получается: то ли помочь хочет, то ли всем нагадить, то ли просто с ума сошла. Кстати, выращивали эмбрион тоже не профессионально. Почему-то даже не додумались обеспечить режим смены суток. Есть намёки, что у него там из-за этого что-то заклинило.
Иезуит встречатся с папой. Тот разделяет его тревогу относительно Литии, но обвиняет в ереси: дьявол ничего творить не может, он просто создал иллюзию планеты???????. Надо полагать, что доставленный на Землюф эмбрион и то что из него выросло тоже иллюзии.
В конце концов папа требует, что бы преподобный изгнал бесов с Литии. Иначе его толи отлучат за ересь, то ли уже отлучили, но снимут отлучение если быстренько изгонит.
Кливер, наконец, построил свой заводик. Мнением аборигенов и их правами никто не интересуется. Спрашивается нафига нужна была описанная ранее комиссия. Даже почтовое дерево зачем-то спилили. Я так и не понял зачем. Почему-то ничего не сказано об ответных действиях аборигенов. Да они не агрессивны, но не да такой же степени. Тут уже прямая самозащита требуется.
Между тем иезуит в компании ещё нескольких учёных наблюдает Литию с Луны в недавно изобретённый супертелескоп для которого скорость света не является препятствием и который даёт картинку планеты в настоящем. Во время наблюдения святой отец произносит нужную формулу изгнания бесов, после чего планета....взрывается. Ну ладно, взрывается заводик Кливера, но для планеты разницы нет. Читателю остаётся годать толи в расчётах Кливера была фатальная ошибка, как за страницу до этого предупреждает один из героев, то ли святой отец так успешно изгнал бесов. Конец.
Во всяком случае к вопросу совести это никакого отношения не имеет её у большинства героев, на мой взгляд, прост нет. Очень жаль, что автор не нашёл для этой весьма любопытной планеты лучшего литературного применения.
Георгий Яковлев «Реликтовая роща»
Кропус, 16 апреля 17:40
А мне понравилось, любопытная идея о контакте, и написано легко. Сейчас бы под эту иде. наверняка отгрохали бы минимум роман.
Ольга Чигиринская «По ту сторону рассвета»
Кропус, 8 апреля 21:57
Вещь эмоционально очень сильная и убедительная. Веришь, что если бы герои Толкиена существовали на самом деле, то они бы думали и говорили именно так. Война с Мелькором показана без всякой романтики: кровь и грязь. Но и не воевать нельзя — станешь рабом. Впрочем есть и те, кто не против: « Вы просто слишком сильно сопротивлялись, вот он и разбушевался» (цитата неточная). Сказавший это купец, между прочим, является по существу образцовым рабовладельцем. Рабов на тяжёлой работе не гнобит, жизнь у них совсем не тяжёлая, всегда сыта и в тепле. Свободы, правда нет, но это же такая мелочь. Кажется, он искренне не понимает, почему Гили не надо такого «счастья». По существу купец этот, просто мелкое отражение Мелькора, такого, каким он изображён в этом тексте, психология во-всяком случае одинакова, с поправкой на смертность, конечно и совершенно разные возможности.
Как и в жизни на этой войне гибнут даже те персонажи, которые по законам жанра должны вроде бы дотянуть до конца, при чём иногда по глупому, из-за нелепой случайности. Знание первоисточника не всегда помогает, ибо в текст введены отсутствующие там персонажи, при чём для сюжета очень важные.
Если бы был фанатом мира Толкиена, то наверное поставил бы десять, но я таковым не являюсь, так что только десятка.
Урсула К. Ле Гуин «Новая Атлантида»
Кропус, 8 апреля 21:05
Идея может и неплохая, но подано, с моей точки зрения, плохо. Какой-то тягучий поток сознания, который я только с трудом преодолел.