| |
| Статья написана 5 августа 2010 г. 10:27 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Уотт-Эванс — крепкий автор произведений фэнтези средней руки. Порой ему удается написать что-то, заслуживающее внимания, но в большинстве случаев из-под его пера выходят произведения, которые неплохо читаются в первый раз, но перечитывания явно не заслуживают. Вот и «Лорд-Чародей» не является исключением. Несколько слов о мире, в котором происходит действие, и о главном конфликте произведения. Страна Барокан населена многочисленными духами — леррами. Для того, чтобы держать лерров в узде, обеспечивать людям сносные условия жизни в Барокане — от хорошей погоды, до отсутствия преступности — в Барокане правит Лорд-Чародей, наделенный огромной колдовской властью. Но в таком случае всегда есть большая вероятность того, что Лорд-Чародей употребит свои возможности во зло, став Темным Лордом. Вот на этот случай в Барокане есть восьмерка Избранных, среди которых Воин, Лучник, Вор, Ведун, на которых магия Лорда-Чародея не действует. В случае, если очередной Лорд обратится ко злу, их задача — убить Темного Лорда. Впрочем, это случается далеко не каждое столетие. Однажды старый Избранный Воин в поисках преемника, которому он может передать свое мастерство, добирается до тихой деревушки Безумный Дуб. На его призыв откликается местный парень Крушила. А дальше все идет как и положено. Крушила становится учеником воина, а затем и занимает его место. Странствия по миру сперва вызывают в нем сомнения в добродетельности нынешнего Лорда-Чародея. Постепенно сомнения перерастают в уверенность. И вот уже начинается квест, цель которого — собрать воедино всю восьмерку Избранных и бросить вызов набирающему силуу Темному Лорду. Достаточно типично, не правда ли? Произведение не лишено ряда достоинств. Во-первых, мир, созданный Уотт-Эвансом, получился достаточно интересным и необычным. Жизнь рядом с леррами, которые в каждом селении ставят свои условия людям, и вытекающая отсюда разница в обычаях жителей разных городков и сел, а также сложности в перемщениях между ними. Необычная система магии. Сложная система сдержек и противовесов, контролирующая использование власти. Интерсеные и необычные правила, по которым живут Избранные. Достаточно нетривиальное поведение персонажей, порой не желающих исполнять навязанные им роли. Неплохо показанное становление главного героя, его размышления об ответственности и долге. Увы, все остальное, на мой взгляд, скорее можно отнести к недостаткам, чем к достоинствам романа. Во-первых, роман чрезвычайно прямолинеен, а развитие сюжета, за исключением пары-тройки эпизодов, совершенно предсказуемо. Во-вторых, подробное разжевывание ключевых идей автора рассчитано, видимо, на не самых толковых читателей. Уже давным-давно всем все понятно, а автор продолжает в десятый раз растолковывать, как же действет система Избранных. В-третьих, большинство персонажей так и не стало живыми людьми, оставшись просто типовыми масками — Лучник, Ведун, Пророчица. А уж мотивы действий Темного Лорда и вовсе подойдут скорее капризному ребенку, чем могущественному магу. Произведение обладает неким нравоучительным потенциалом, но и в данном случае идеи автора о губительности власти, о соотношении долга и личной жизни поданы совершенно прямолинейно. Вывод. Для взрослого читателя роман покажется чересчур простым и наивным. Зато он достаточно неплох в качестве подросткового фэнтези. Хотя, я не уверен, что автор рассчитывал именно на подростковую аудиторию.
|
| | |
| Статья написана 5 августа 2010 г. 08:38 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Вы хотите прочесть качественный приключенческий роман, написанный на историческом материале? Тогда вам — к Борису Акунину. И совершенно неважно, под каким псевдонимом он скрывается на сей раз. В данном случае автор отходит от описания приключений фон Дорнов/Фандориных и вводит в действие новых героев. Три друга — Илья, Дмитрий и Алексей более чем прозрачно намекают нам на пресловутых былинных богатырей. Хотя сами по себе приключения троицы скорее заставляют вспомнить троих гардемаринов. Та же бесшабашная удаль, те же отчаянные приключения, в конце концов, та же горячая любовь, ведь «что такое — рыцарь без любви»? Ну и, естественно, «что такое рыцарь без удачи»? Сюжет романа достаточно оригинален. Вся история вертится вокруг похищения чудотворной иконы Девятного Спаса и незаконной дочери царевны Софьи Василисы авантюристом и честолюбцем Зеркаловым, рвущимся к власти. На пути у Зеркалова сперва случайно, а затем и вполне сознательно, и становится пресловутая троица друзей. Действие романа состоит из трех эпизодов, происходивших в конце 17 — начале 18 века, в ключевые моменты ломки старой Руси и становления Руси Петровской. В беспощадные жернова истории попадают и Дмитрий, Алексей, Илья. Им придется скрываться, жить под чужими именами, бросать вызов государственной машине и при этом все равно служить России. Герои пройдут через тяжелые испытания, но сохранят при этом свою любовь и дружбу. Перипетии сюжета закручены весьма изрядно. Будут тут и стрелецкие заговор, и козни иноземных посланников, и злодейства своих, отечественных властолюбцев. Порой, загнав своих героев в очередную безвыходную ситуацию, автор выступает в роли своеобразного «бога из машины», обеспечивая им поистине чудесное спасение. Реалистичности это сюжету не добавлет, зато увлекательности в нем более чем достаточно. Следует сказать, что персонажи романа получились интересными и разнообразными. Даже у троих главных герове, при всей их положительности, автор сумел подчеркнуть индивидуальные черты. Очень интересными получились образы Василисы и загадочного Петруши. Ну и, конечно, парочка колоритных злодеев успешно оживляет повествование. В результате, у автора получился своеобразный лубок на тему Петровской Руси. Благородство, патриотизм, верность и храбрость героев настолько велики, что порой ставят под сомнение реалистичность их образов. Впрочем, автор и не гнался за полным воспроизведением исторических событий. Зато, как всегда у Акунина, присутствуют и литературная игра (например, мне доставил массу удовольствия эпизод с собакой, идущей по следу огуречного рассола — привет Конан Дойлю!) и тайное послание с цифровым кодом. Как всегда, на высоте авторский стиль и литературный язык. Так что читается произведение на одном дыхании. К тому же, при всей внешней простоте произведения, отдельные эпизоды, например, с историей Девятного Спаса, хоть и выглядят несколько идеалистично, но несут при этом серьезный моральный заряд, напоминая власть имущим о возможности добиваться своих целей и более достойными методами. Общий вывод — не шедевр, но весьма качественный приключенческий роман.
|
| | |
| Статья написана 24 июля 2010 г. 08:13 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] С этим шедевром английского юмора я познакомился еще в далеком детстве. С тех пор перечитывал книгу не меньше десятка раз и всегда получал от нее массу удовольствия. «Трое в лодке» помогали мне в разные минуты жизни. Например, в свое время нервно переминающаяся с ноги на ногу очередь в стоматологический кабинет с большим удивлением наблюдала за покатывающимся со смеху пареньком с книгой в руках. Мирное плавание трех джентльменов по Темзе усилиями автора превращается в настоящий квест, наполненный разнообразными приключениями, а многочисленные вставные эпизоды еще больше увеличивают это разнообразие. Джером наделен редким даром — находить смешное в самых обыденных вещах и событиях. Сборы героев в поход, попытки открыть банку с ананасами, поиск выхода из лабиринта, покупка чрезвычайно вонючего сыра, попытки Джорджа учиться играть на банджо, Гаррис, поющий комические куплеты — эти и многие другие эпизоды запомнились мне на всю жизнь. При этом стоит отметить, что юмор Джерома крайне доброжелателен. В нем отсутствуют как резкая сатира, так и жесткая издевка. Чудесные колоритные и обаятельные герои вызывают дружескую улыбку, несмотря на то, что вечно попадают в дурацкие ситуации. Симпатичные образы трех чудаков вообще блестяще удались автору, а хитрый и боевитый терьер Монморанси — один из самых запоминающихся образов собаки в мировой литературе. Изначально повесть задумывалась как своеобразный путеводитель по Темзе, и мы до сих пор можем узнать немало подробностей о маленьких городишках, разбросанных вдоль берегов этой реки, а заодно окунуться в мир викторианской Англии, описанный столь притягательно. Увы, «Трое в лодке» — это еще и своеобразный памятник той безвозвратно ушедшей эпохе, когда три небогатых джентльмена могли столь беззаботно плавать по Темзе.
|
| | |
| Статья написана 21 июля 2010 г. 15:24 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Порой хочется прочесть что-то легкой, почти детское, но вместе с тем вполне подходящее и для взрослого читателя. В качестве автора, который прекрасно соотвествует всем условиям, могу смело рекомендовать Диану Уинн Джонс. Наверное, я один из немногих фантлабовцев, кто не смотрел знаменитый мультфильм Миядзаки. Но что поделаешь, чукча — не зритель, чукча — читатель. Тем интересней мне было прочесть эту милую историю, уже не совсем сказку, но еще не совсем фэнтези. Что ж, мои лучшие ожидания оправдались. Во-первых, отмечу совершенно оригинальный и весьма интересный сюжет. Автору удалось изрядно запутать меня в тонкостях взаимоотношений Болотной Ведьмы и чародея Хоула, а также в особенностях поисков пропавшего брата короля. Даже для взрослого читателя многие ходы оказались совершенно непредсказуемыми. толкь концовка несколько подкачала. Пожалуй, автор слегка перемудрила с особенностями зачаровывания пропавших персонажей. Во-вторых, очень понравились персонажи, одновременно сказочные и вполне реалистичные. И Софи с сестрами, и Хоул, и Майкл и демон Кальцифер оказались на редкость симпатичными и человечными. При этом у каждого персонажа — своя индивидуальность, свои особенности характера. В-третьих, нельзя не отдать должное выдумке автора, удачно соединившей сказочное и обыденное. Удивительный замок, выходы из которого ведут в разные места, необычные костюмы Хоула, хитрые заклинания — и при этом жизнь маленьких городков, волшебных, но столь похожих на обычные. В-четвертых, подкупает атмосфера доброго волшебства, которым пронизано произведение. Очень немногим авторам удается столь бережно поддерживать это ощущение чудесного, пройти по грани между детской и взрослой книгами, не скатившись ни в сюсюканье, ни в брутальность. В итоге смело могу советовать эту книгу не только романтичным подросткам, которые почерпнут из нее немало разумных мыслей и советов, но и искушенным читателям, желающим нгемного отдохнуть и прочесть что-то приятное и доброе.
|
| | |
| Статья написана 20 июля 2010 г. 19:49 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Честно говоря, с трудом могу объяснить, почему я купил эту книгу. Знатоки сайта остались к ней равнодушны. Автор романа, более известный под другим псевдонимом Роллинс, славен скорее приключенческими боевичками, причем довольно средними. Новая серия, отпочковавшаяся от «Книги-загадки» еще не раскручена. Да и цена романа оказалась совсем не маленькой. Вопреки всему, я все же купил эту книгу и остался чрезвычайно этим доволен. «И пала тьма» — один из наиболее увлекательных образчиков приключенческой фэнтези, попавший мне в руки за последние пару лет. А теперь обо всем по порядку. Созданный Клеменсом мир Мириллии, естественно, имеет много общего с другими фэнтезийными мирами. Но есть у него и свои изюминки. Конечно, в первую очередь бросаются в глаза весьма специфичные отношения между людьми и божествами, а уж концепция божественных Милостей, созданная на основе предствлений средневековых алхимиков, и вовсе является одной из наиболее удачных находок автора. К тому же многие уголки Мириллии, по которым автор умелой рукой ведет своих героев, а заодно и читателей, действительно запоминаются. Особенно красочен Силковый риф. Герои тоже весьма неплохи. Да, роман все же в первую очередь приключенческий, и особых глубин психологической ломки героев в нем не найдешь. Да и набор персонажей является очередной вариацией стандартного: воин, вор, волшебница. Но при этом каждый из них — живой человек (а порой и не вполне человек), со своими достоинствами и недостатками, со своими размышениями и переживаниями. В результате у героев есть важнейшее и необходимейшее качество: им сопереживаешь, за них беспокоишься. Тем более, автор им отнюдь не гарантирует побед над врагами. Враги в целом более карикатурны и примитивны, хотя образ Чризма, например, выглядит весьма неоднозначным. Ну и конечно, интерес многих читателей наверняка вызовет Щен — едва ли не самый загадочный персонаж романа. Самое же главное достоинство романа — увлекательный сюжет, полный неожиданных сюрпризов. Автор умело поддерживает напряжение, переходя от одной сюжетной линии к другой в самом интересном месте. Повороты сюжета крайне неожиданны. враги оборачиваются тайными союзниками, друзья предают или оказываются агентами врагов. Запутанный клубок разных сил, преследующих свои интересы, так или иначе влияет на действия главных героев. При этом автору удается в итоге создать вполне логичную картину происходящего, хотя без пары натяжек все-таки не обошлось. Так что читался роман просто «На ура». Придирчивый читатель, конечно, увидит определенные заимствования из произведений других авторов — от Толкиена до Желязны, но вторичным произведение Клеменса совершенно не выглядит. Стоит учесть, что перед нами только первый роман, видимо, довольно масштабной эпопеи, а в концовке истории расставлены не точки, а многоточия. Не знаю кто как, а лично я в итоге немедленно побежал на рынок за вторым томом. Оценка — 8,5
|
|
|