Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 26 мая 2016 г. 13:23

Ксения

постоянный участник

Пост N: 121

Зарегистрирован: 06.04.11

Рейтинг: 1 Отправлено: 16.06.11 22:22.

Меня давно интересовала символика имён собственных у ИАЕ. Об этом было уже сказано немало, кое-какие вопросы я задавала в других темах и получала интересные ответы. Хочу попробовать обобщить, но не в форме законченного текста (как в случае с темой «Музыка у ИАЕ»). Сделаю это максимально конспективно, чтобы разворачивать мысли в ходе обсуждения (надеюсь, что оно возникнет : ) )

Итак, я прошу участников форума, пусть уже не в первый раз, обратиться к литературоведению :)

Наиболее интересно и целостно имхо представлена символическая система имён собственных в ТуА. Известно, что изначально этот роман — для совсем юных. Тем более интересна символическая нагрузка имён, которая не может быть считанна в школьном возрасте. Не так ли в сказках и мифах, которые дети считывают только на уровне сюжета, а более глубокие слои со сложной смысловой нагрузкой откладываются у них в памяти до более сознательной поры?

Почему имхо символика в ТуА есть? У и ИАЕ много проявлений его тесной взаимосвязи с культурой Серебряного века (поэзия, музыка). Не стану называть ТуА «символистским романом». Но в кругу предположительно прочитанных им авторов символы весьма в ходу.

Какие имена собственные в ТуА образуют систему символов? Названия звездолётов — прежде всего. Уж очень необычны они для СССР, где принято было корабли называть именами людей или аббревиатурами. Поддерживает эту цепочку названий очень необычное имя одной из героинь: Низа Крит. А также некоторые фабульные моменты сюжета, связанные с ней и не только.

Давайте я объясню, что конкретно мне тут видится (хотя вопросов у меня больше, чем ответов). А вы (надеюсь, кого-нибудь это заинтересует) будете прояснять, дополнять и поправлять.

Итак.

1. В ТуА есть Низа Крит. Крит – место базирования древней культуры, о которой ИАЕ много раз упоминает. К тому же, на Крите орфики (см. Таис) трансформируют культ Диониса (см. диссертацию Вяч. Иванова «Дионис и прадионисийство»). Дионис (очень важная фигура в истории культуры и религии, как вы знаете) – «бог родом из Нисы». Это ли не этимология имени Низы Крит? Другой вариант происхождения её имени был мне подсказан Алексеем Л.: «возлюбленная и убийца Иуды».

Но самый известный мотив, связанный с Критом – это, конечно, Минотавромахия.

2.Теперь корабли.

«Тантра» — не только «система практик для достижения высшей реализации», но ещё и «нить» в переводе с санскрита. Нить Ариадны?

«Парус» — ещё один мотив критского сюжета.

«Альграб». Бузиновские пишут, что это анаграмма Грааль Б. Второй Грааль? Мне не удалось найти серьёзного источника, в котором говорилось бы о втором Граале – «чаше Иуды». Может быть, кто-нибудь найдёт ссылку?

«Тинтажель» — замок, в котором находился по одной из версий первый Грааль. Там же разворачивается история Тристана и Изольды. Кстати, их серьёзные исследователи отождествляют с Тесеем и Ариадной. http://litlikbez.com/zarubEzhnaja-proza-r... Даже есть пошаговое сравнение этих двух историй в два столбика

«Лебедь» — многообразнейшая символика: от Брахмы и христианства до розенкрейцеров. И всё подходит к миссии этого корабля :)

«Аэлла» — гарпия по имени Вихрь у меня не встраивается в эту систему. И не стану притягивать за уши. Может, кто-нибудь объяснит?


3. Наконец, некоторые сюжетные моменты.

Я уже писала в теме о взаимоотношениях, что треугольник Веда-Дар-Эрг Ноор имхо напоминает треугольник Изольда-Тристан-король Марк. Кстати в этом сюжете тоже есть чёрный парус.

При этом в паре Эрг-Низа тоже есть интересный момент. Происходящее на «железной звезде» Т (Низа жертвует собой ради спасения Эрга) – практически инверсия сюжета «Розы и креста» Блока. Вот, кстати, авторский комментарий Блока к «Розе и кресту» http://blok.ouc.ru/rosa-i-krest.html Для меня ключом к этой инверсии стала фраза Низы уже на земле, в санатории: «Я кажусь хрупким цветком?»

И я даже не буду наводить тень на плетень вроде-бы розенкрейцерством ИАЕ. Хотя именно созвездия Змееносца и Лебедя есть в знаке «Ордена Лебедя» и в этом заложен смысл, близкий идее ТуА: «наступление времени «пробуждения мира от тяжкого сна, который встретит с открытым сердцем, непокрытой головой и босыми ногами восходящее Солнце»». Приведу пару ссылок, хотя источник, к сожалению, не серьёзный.

http://aquarius-eso.ru/blog/?p=28 :

http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&... :

http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&...

К чему я веду в итоге?

Получается, что в стремлении к высшей реализации герои ТуА совершают два путешествия «за Граалем» (в поисках истины, знаний, нового рая – как угодно). Первое – получается под знаком «чёрного паруса». Миры Веги – это не новый рай для человечества. И герои отправляются за вторым новым раем — к зелёному Ахернару. А кто-то находит «чашу Грааля» на празднике пламенных Чаш… Является ли «чашей Грааля» (потенциальным источником неведомых истин и знания) диск на звезде Т (кстати, именно туда посылают Тинтажель)? Думаю, да. А в качестве важной этической "путеводной нити" выступает особая радость (блоковская "радость через страдание, иначе — самопожертвование"). Она протягивается от "страдающего бога" орфиков Диониса поступкам Низы на звезде Т, к экипажу "Лебедя". Думаю, о смысловой нагрузке этих символов можно ещё порассуждать.

Но главное — эта символика не противоречит прямому текстовому содержанию романа. Она его закрепляет, углубляет и обогащает.

В теме "Николай Рерих..." А. Ильинов цитировал Рериха по Теплицыну (жаль, не нашла первоисточник цитаты). Очень подходяще:

цитата:

«Символ Чаши с древних времен является утверждением Служения. …Символ Чаши означает всегда самоотвержение. …Каждое высокое деяние может обозначаться сомволом Чаши. Все самое высокое во благо человечества нуждается в этом знаке. Чаша Грааля или Чаша Сердца, отдавшего себя на Великое Служение, есть самый Космический магнит. Сердце Космоса отражается в этом великом символе. Все образы героев духа могут быть изображены как несущие Чашу. …И детей, и молодых нужно приучать мыслить о Чаше. Нужно понять все многообразие образов великого символа Чаши»




Статья написана 26 мая 2016 г. 13:18

Хронология (общая с "Туманностью")

Тёмная Эра (Тёмные Века) или Эра Смешения Формаций (ЭСФ) (в книге Тёмные века — не то же, что ЭСФ, но в подготовительных материалах между ними пока что стоит равенство)

Включает:

Века Нашествий 5-7 круги — 13-14 вв.

Века Чёрной Церкви 7-9 круги — 14-16 вв.

Века Покорения Народов 10-13 круги — 16-18 вв.

Век Замирения 14 круг (это 1807-1866 гг. Название Века весьма странно, поскольку на это время приходятся наполеоновские войны, войны за независимость в Греции, Италии, Латинской Америке, опиумные войны в Китае и Крымская война)

Эра Расщеплённого (! — A.K.) Мира (ЭРМ)

Век Войн — 15 круг (это 1867-1926 гг. Очевидно, указан только начальный круг Века, т.к. в него должна войти и 2-я мировая война. Скорее всего, начало ЭРМ и Века Войн приходится на 1914 г. (относящийся к 15 кругу). С края листа пометка: "на Земле уже жили 77 миллиардов")

Век Лжи — Белый и чёрный циклы 16 круга — 1963-1986 гг.

Век Смятения и Голода — Синий, красный и жёлтый циклы 17 круга — 1987-2022 гг.

Эра Мирового Воссоединения (ЭМВ)

Век Союза Стран — Чёрный цикл 17 круга (2035-2046 гг. С края листа пометка: "около 150 миллиардов")

Век Разных Языков — 18 круг и 19 круг (Середина 21- вторая половина 22 вв.)

Век Борьбы за Энергию — 20 круг

Век Общего Языка — С года синего зайца 21 круга (С 2227 г.)

Эра Общего Труда (ЭОТ)

Век Упрощения Вещей — 22-23 круги (2287-2406 гг.)

Век Переустройства — 24-25 круги (2407-2526 гг.)

Век Первого Достатка — 26-27 круги (2527-2646 гг.)

Век Звёздного Космоса — 28-30 круги (до 2826 г.)

(здесь я дал границы кругов с точностью до года)

Эра Великого Кольца (ЭВК) — От 30 до 45 круга (29-38 вв.)

Век [Подобия-? слово неразборчиво] Разума — Начиная с 2826 г.

Век Великого Взлёта

Век Беспредельности

Век Тибетского Опыта

(В части детализированных хронологических границ Веков практически всё зачёркнуто, NB!)

Эра Встретившихся Рук (ЭВР) — 45-60 круги (38-47 вв. В нижней части листа указано начало Эры: 3700 г. н.э.)

Век Раскрытия Пространства — 46 круг

Век Прямого Луча (Хронологические границы Века неразборчивы, несколько раз исправлены. С края листа авторская пометка: "время действия" (в романе — начало 51-го круга, 4030 г.))

Век Свободных Встреч — 52 круг (Пометка автора: "В нём живут ученики (Пролог и Эпилог)")

http://noogen.borda.ru/?1-14-0-00000124-0...


Статья написана 26 мая 2016 г. 12:26

Еще раз внимательнейшим образом просмотрел календарь будущего, и попытался его реконструировать.

Вот что получилось.

(НЕИЗВЕСТНАЯ ЭРА)

(1)1027 – 1086

(2)1087 – 1146

(3)1147 – 1206

(4)1207 — 1266

ТЁМНАЯ ЭРА

или Эра смешения Формаций (ЭСФ)

Века Нашествий

(Крестовые походы, завоевания монголов)

(5)1267 – 1326

(6)1327 – 1386

Века Черной Церкви

(Инквизиция)

(7)1387 – 1446

(8)1447 – 1506

(9)1507 – 1566

Века Покорения Народов

(Покорение Америки европейцами, создание Британской империи)

(10)1567 – 1626

(11)1627 – 1686

(12)1687 – 1746

(13)1747 – 1806

Век Замирения (???)

(14)1807 – 1866

(Войны Наполеона; Латиноамериканское сопротивление; Войны с индейцами; Расширение британской империи и т.д.)

ЭРА РАСЩЕПЛЕННОГО МИРА (ЭРМ)

Век Войн

(2 Мировые войны и множество локальных войн)

(15)1867 – 1926

(16)1927 – 1962

Век Лжи

1963 – 1986

(«Холодная война»)

Век смятения и голода

(17)1987 – 2010




Статья написана 26 мая 2016 г. 12:17

Роман «Час Быка» стал третьим произведением трилогии Ивана Ефремова о будущем (первые два — «Туманность Андромеды» и «Сердце Змеи»), связанных общей сюжетной тканью. Проблем, поднятых в романе «Час Быка» очень много, это своеобразная симфония тем, однако одна из главных, которой посвящем роман в целом, – это глобальный планетный кризис. Само это слово «глобальный» (в контексте «глобальных проблем») вошло в язык гораздо позже – уже после проникновения сведений о моделях Римского клуба в нашу страну, в середине семидесятых годов. До середины семидесятых годов оно означало в применении к земному шару только глобальную войну (что и зафиксировала БСЭ).

Есть основания, однако, считать, что Ефремов был знаком с проблематикой глобальных проблем задолго до этого по англоязычным источникам и, возможно, из личнх контактов с западными учеными.

Интересно, что в самом романе «Час Быка» встречается непривычный уху тогдашнего читателя термин «глобальное» в применении к природе: «Они (ученые) связывали с этим (с конечностью материальных благ) глобальное разорение Земли», — пишет Ефремов. И – на той же странице (с. 197): «Для наших правнуков, — писал один ученый, — наши теперешние заботы и опасения покажутся скверным сном невежественного ума. Мы должны переоткрыть забытые качества в нас самих и реставрировать до ее истинной красоты нашу Голубую Планету». Это очень характерные слова для исследователей глобальных проблем. Напомню, что главная книга выдающегося социалиста А.Печчеи, основателя Римского клуба, называется «Человеческие качества».

Три проблемы перечислены Ефремовым как главные для всего романа в тексте «От автора» и приписаны Ленину (но ведь в 45-томном ПСС Ленина можно найти упоминания о чем угодно). Это

1) сложность материи,

2) роль сознательной ответственности за каждое действие, и

3) совет Ленина Богданову показать разграбление планеты капиталистами.

Все три проблемы имеют прямое отношение к экологической (в широком смысле слова) проблематике, к пониманию планеты Земля как сложной системы. (См. также примечание к стр. 6 и 265).

Главная проблематика «Часа Быка» не лежит на поверхности, хотя она органически связана с увлекательным научно-фантастическим сюжетом. Вновь Ефремов, как и в «Лезвии бритвы», обращается к «закрытой» в те годы для читателя русской поэзии Серебряного века. Многочисленные аналогии, намеки, ссылки должны были пройти мимо глаз цензора, чтобы быть расшифрованными внимательным читателем. Сцилла и Харибда. И этот план удался! Правда – не надолго: вскоре роман будет запрещен и изъят из всех библиотек.

В нижеследующих примечаниях я попытался открыть, расшифровать «подпольную часть» ефремовского романа. Для многих открывшаяся картина будет непривычна и неожиданна, покажется, возможно, слишком мрачной. Конечно, эти примечания не исчерпывают всего «тайного Ефремова». Мы не цензоры, и потому не должны обманываться: «Час Быка» — книга не только о будущем, она о нас, нашем недавнем прошлом, и нашем ближайшем будущем. Наш ржавый броненосец не должен приплыть в порт под названием Торманс. А между тем все вокруг все больше напоминает эту фантастическую планету. Поэтому некоторые, кто читает «Час Быка» в наше время, говорят, что книга стала еще современее. Главное, чтобы она не стала современностью – в этом смысл цивилизациолнной «развилки», предсказанной Ефремовым, его предупреждение тем, кто придет после него, то есть нам с вами.

Нумерация страниц по изданию Средне-Уральского книжного издательства 1989 года. При отсутствии этой книги, теперь, к счастью, читатель может воспользоваться текстами романа, имеющимися в интернете и поисковиком браузера.

Стр.6. «…Сейчас, как никогда, более уместно вспомнить рекомендацию В.И.Ленина, данную писателю-фантасту А.А.Богданову: показать разграбление естественных ресурсов и природы нашей планеты капиталистическим хозяйствованием».

Богданов (Малиновский) Александр Александрович (1873-1928) – крупный русский философ, ученый, революционер. Автор научно-фантастического романа «Красная звезда». Ефремов имеет в виду эпизод на Капри, описанный А.М.Горьким. Беседуя с А. А. Богдановым, Ленин предлагал ему тему для романа-предостережения: «Вы бы написали для рабочих роман на тему о том, как хищники капитализма ограбили землю, растратив всю нефть, все железо, дерево, весь уголь. Это была бы очень полезная книга…». «Воспоминания о Ленине", М., "Молодая гвардия", 1955, стр. 25.




Статья написана 23 мая 2016 г. 19:12

http://bukvoid.com.ua/events/sum/2013/09/...

http://goo.gl/JAgt2E

1. Майстерність Юрія Яновського. Тираж 4500 экз. К. Радянський письменник 1969г. 252 с. твердый переплет, обычный формат.

2. Сеятель (роман-эссе о Довженко) М. Сов.писатель 1986г. 360с тверд переплет, обыч формат.

3. Брати Місяця (Братья Луны) На украинском языке. Жанровые рисунки Василия Евдокименко, портреты Олега Животкова К. Дитвидав 1959г. 134с. Твердый переплет, Увеличенный формат. з елементами фантастики

Любознательные ребята под руководством `фанатика космоса` аспиранта Бекекечко изучают схемы современных ракет и космических ракет, знакомятся с устройством искусственных спутников Земли. Малотиражный науч-поп с отличными рисунками будущих классиков украинской детской иллюстрации. Там про пацанів художня розповідь (типу "Тореадорів з Васюківки" В. Нейстайка), які мріють полетіти на Місця, а аспірант їм розказує різну інфу щодо цього. Так от, деякі розділи — справжня фантастика, на АВ вони, до речі, є одним файлом на сторінці Плачинди.

...а також про творчий чин геніального українського конструктора космічних кораблів Ю. Кондратюка-Шаргея.

https://goo.gl/IFHF4X

http://argo-unf.at.ua/load/kozlov_ivan/45...

4. Ніч перед стартом. На украинском языке. Повісті, документальні оповідання. Київ Рад. письменник 1971г. 263 с. Тканевый корешок, картонный переплет, обычный формат.

Це повість про ніч, яку пережив С.Корольов перед польотом у космос Ю.Гагаріна. Але це не опис кількох годин із життя видатного конструктора. Талановита рука письменника легко і невимушено розгортає панораму життєвого шляху вченого від побаченого уперше польоту Сергія Уточкіна до старту першого «Востока». Від першого кроку Сергія Павловича в авіацію, коли він читав лекції про літаки в Одесі, до такого важкого тягаря, який він ніс на посаді Генерального конструктора космічних кораблів.







  Подписка

Количество подписчиков: 101

⇑ Наверх