| |
| Статья написана 12 февраля 2018 г. 19:11 |


Первый секретарь компартии БССР Петр Машеров — самый известный руководитель советской Беларуси. Герой-партизан, он запросто общался и с учеными в академии наук, и с трактористами в поле. 13 февраля исполнится 100 лет со дня его рождения. TUT.BY побывал в квартире, где жил Петр Машеров, и полистал семейный альбом вместе с его дочерью и зятем. Квартира Машерова. «Книги были самой большой отцовской страстью» Дом на улице Красноармейской в Минске, в котором жил руководитель ЦК компартии БССР Петр Машеров, не выглядит роскошно, разве что огороженный двор выдает былую элитность. Машеров погиб 4 октября 1980 года, в тот день родные ждали его домой на обед. Зять Петра Машерова Владимир Петров вспоминает, что в 15.20 зазвонил телефон. — Мой друг, врач, спрашивает: «Володь, а у вас ничего не случилось?». «Да нет, — говорю. — Нормально все». А он: «Ты проверь, мне передали, что вроде бы Петр Миронович разбился». Дочь Петра Машерова Наталья долго не могла дозвониться в ЦК. — Потом я у секретарши вытянула… Говорю: «В какой он больнице?». А она отвечает: «Наташа, не в больнице, он погиб». В тот день в «Чайку» Машерова на трассе Минск — Москва, недалеко от города Смолевичи, въехал ГАЗ-53, груженый картофелем. Машеровская квартира при жизни хозяина занимала два этажа: на первом кухня и столовая, а еще — охрана и связь, на втором — кабинет, спальня, холл. — Были у нас и соседи, — рассказывает Наталья Машерова. — На одной площадке с нами получила жилье уборщица из ЦК. После перепланировки квартира занимает один этаж, на втором этаже — другая квартира. В прихожей на стенах висят трофеи — Петр Миронович любил охоту. Во всех комнатах — книги, в спальне полки с литературой — от пола и до потолка. Академическое издание Льва Толстого на 90 томов — коллекцию хозяин дома собрал почти полностью. — Книги были самой большой отцовской страстью, — говорит Наталья Машерова. — Каждый раз во время переезда главным делом было перевезти книги. Мама плакала над этими бесконечными связками и коробками. Папа сам расставлял книги в шкафах по своей особой системе, а потом, когда я подросла, стал доверять это дело мне. Сейчас за библиотекой следит муж. Когда папа умер, мама отдала целую грузовую машину книг на его родину — и все равно у нас везде книги. Читать полностью: https://news.tut.by/society/580177.html
|
| | |
| Статья написана 11 февраля 2018 г. 18:52 |
Человек-амфибия, Продавец воздуха. Прыжок в ничто... 


Твір заново відредаговано та доповнено, окрім чудових ілюстрацій Г. Малакова, також роботами Г. Зубковського і П. Луганського http://argo-unf-ek.at.ua/news/vibrani_tvo...
|
| | |
| Статья написана 8 февраля 2018 г. 22:53 |
Перечень постоянно дополняется Ю. Яновский. Мастер корабля (отрывок). №246 (1663), 23.10.29, с. 3 Вл. Еремченко. Вспомнил.../рассказ (персонажи Маша, жеребец,...) №263/774, 14.11.26, с.2 возможно это https://fantlab.ru/work575082 Вл. Ереченко. Червонец /рассказ, №79/590, 8.4.26, с.2 Вл. Еремченко (Владко). Путь человека (худ.-публ. очерк о канадском охотнике) №75/586, 3.4.26, с.2
[Подписано: Вл. Еремченко] Горе: [Рассказ] 16.2.26, №37/548, с. 2 [Подписано: Вл. Еремченко (Владко)]Арест Золотарева: Отрывок из повести «Каратели» 7.12.26 №282/793, с.3 Вл. Еремченко. Памятник комиссара Бабицкого/ рассказ, 6.5.27, №101/914, с.5 Вл. Еремченко. Человеческий детеныш/ рассказ, №227/738, 3.10.26, с. 5 Вл. Еремченко. Мать-всех-цветов-и-всего-живого/ рассказ ***
|
| | |
| Статья написана 8 февраля 2018 г. 20:06 |
Ранее мы исследовали теорию фантастики в целом [1], проанализировали белорусское фантастоведение, систематизировали библиографические сведения [2]. Нашей целью будет привести весь ряд белорусских фантастических произве-дений и классифицировать его, сопровождая необходимыми пояснениями. Материал и методы. Объект исследования – произведения авторов бело-русской фантастики. Предмет исследования – жанровое своеобразие белорусской фантастики. Методы исследования – сравнительный и типологический.
Результаты и их обсуждение. Определимся далее с некоторыми обязатель-ными для нас терминологическими уточнениями: 1) белорусскую фантастику мы понимаем как литературу, написанную на территории республики Беларусь; 2) мы разделяем фантастику на вторичную художественную условность и собственно фантастические жанры; 3) жанровый подход к фантастике позволяет выделить ее как уникальную область литературы, определить «центр» этой области – наиболее продуктивные жанры, а также отразить сложные процессы взаимовлияния в ранее смежных с фантастикой жанрах. Белорусская фантастика на уровне художественного метода появляется од-новременно с русской фантастической литературой в рамках такого направления, как романтизм. Произведения Яна Барщевского, Викентия Равинского, Констан-тина Вереницына, Янки Купалы и Якуба Коласа, Вацлава Ластовского, Змитрока Бядули, Максима Горецкого, Кондрата Крапивы, Владимира Короткевича, Нико-лая Матуковского и других составляют значительный и оригинальный пласт для исследования этого явления. С жанровой точки зрения обычно начинают отсчет с научно-фантастических произведений Я. Мавра («Аповесць будучых дзён» (1932), «Фантамобиль профес-сора Циляковского» (1954), «Путешествие в преисподнюю» (1958)). В 1932 году в журнале «Молодняк» была опубликована первая часть романа Змитрока Остапен-ко «Вызваленне сіл», а в 1954 – повесть Николая Гомолко «За великую трассу», которая позже вошла составной частью в первый белорусский научно-фантастический роман «Шестой океан» (1959). В 1959 году в газете «Зорька» бы-ла опубликована повесть «Лети, Икар!» Михаила Герчика. Приведенные выше произведения сохраняют общие черты ранней советской научной фантастики: чрезмерная идеологизация, шаблонность сюжета, некоторая тематическая «вторичность». Тем не менее, накопление опытов фантастической прозы далее приводит к появлению произведений писателей достаточно высокого уровня: Владимира Шитика, который дал классические образцы научной фанта-стики, Павла Мисько, Василия Гигевича. Появляются в конце ХХ века и жанровые эксперименты с фантастикой: по-вести для детей Алексея Якимовича, Янки Сипакова, литературные сказки Раисы Боровиковой, притчевые фантазии Олега Минкина, сатирический роман Леонида Дайнеко. Век ХХI особых изменений не привнес: остается небольшой круг авторов, пишущий фантастику. Выходит сборник фантастических рассказов Раисы Боровиковой «Вячэра манекенаў» (2002). В журнале «Маладосць» опубликованы романы и повести Сержа Минскевича, Андрея Павлухина, Алеся Бадака, Михася Южика, Алеся Бычковского, Валерия Гапеева, Ивана Клименкова, Галины Новосельцевой. В 2006 появляется сборник Андрея Павлухина «Электрычныя сны» (2006) и дебют-ный сборник рассказов Юрася Нератка «Закуцце» (2007). В 2007 году в авторском сборнике «Прыгавораны да жыцця» опубликованы повести Павла Мисько, напи-санные ещё в 1980-х годах. Изданы повести и антиутопии Юрия Станкевича. В издательстве «Мастацкая лiтаратура» в серии «Млечны Шлях» вышли две антологии; появилась серия «Белорусская современная фантастика» издательства «Харвест». Сложнее с авторами, пишущими на русском языке. Обычно это единичные книги писателей-нефантастов: повести для детей Якова Вилькина, сборник рас-сказов Наума Циписа «Старые дороги» (1984), повести Эдуарда Скобелева, юмо-ристические повести Георгия Попова, повести Василя Когута, Валентина Криже-вича, Анатолия Моисеева, Дмитрия Вишнёва, повесть-притча Алеся Адамовича «Последняя пастораль» (1987). Далее издавались отдельные сборники рассказов или единичные повести у Владимира Пугача, Александра Эйпура, Георгия Шиш-ко, Бориса Зеленского, Александра Потупы, Сергея Трусова, Евгения Дрозда, Владимира Куличенко. Начинали в этой «волне» Сергей Булыга (лауреат премии имени Ивана Ефремова) и Наталия Новаш. 2000-е годы знаменуются еще большим размыванием понятия белорусская русскоязычная фантастика, поскольку часто такие книги издаются в России. Ука-жем имена наиболее известных фантастов: Юрий Брайдер и Николай Чадович, Валентин Маслюков, Ольга Громыко, Александр Потупа, Андрей Жвалевский, Тим Скоренко, Андрей Морголь, Светлана Уласевич, Дмитрий Могилевцев, Ана-толий Дроздов, Татьяна Корсакова, Александр Силецкий и Наталия Новаш, Сер-гей Лифанов, Инна Кублицкая, Ника Ракитина, Геннадий Авласенко. Вторая тенденция жанровых экспериментов в фантастике также присутству-ет в ХХI веке. В целом мы наблюдаем значительное влияние на это течение ро-мантических тенденций их предшественников, живой процесс «вываривания» но-вых жанров, пока не нуждающийся в четкой классификации. Приведем основные имена: Виктор Козько, Янка Сипаков, Андрей Федо-ренко, Людмила Рублевская, Игорь Бобков, Анатолий Козлов, Пётр Васюченко, Максим Климкович, Владислав Ахроменко, Мирослав Адамчик, Владимир Степан. Заключение. Жанровая классификация белорусской фантастики с указан-ными выше оговорками затруднена следующими факторами: наличием сравни-тельно небольшого круга авторов, пренебрежительным отношением многих из них к своим «пробам пера», отсутствием издательского интереса в ХХ веке, «вы-мыванием» успешных авторов российским литературным пространством, затя-нувшимся пренебрежением критики к фантастике в целом. Самыми продуктивными жанрами в белорусской фантастике являются сле-дующие: научная фантастика, утопия, романтическая фантастика (с целым ком-плексом таких жанровых модификаций, как мистика, притча, литературная сказ-ка, готика). Менее популярен в белорусской фантастике жанр фэнтэзи. В итоге мы отметим некоторую бедность в этом смысле отечественной литературы, что явля-ется свидетельством затянувшегося этапа становления белорусской фантастики. Белорусская фантастика значительно отличается от русской сплавом фило-софских тенденций конца ХХ века и «классических» моделей художественных миров Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича, являясь особым вариантом «нереаль-ной», романтической прозы. Список литературы 1. Шумко, В.В. Фантастический жанр в литературе ХIХ–ХХ веков: становле-ние и развитие: Курс лекций / В.В. Шумко. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2006. – 77 с. 2. Шумко, В.В. Концепция развития русской и белорусской фантастической прозы / В.В. Шумко // Весн. Вiцебск. дзярж. ун-та – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. – № 1(47). – С. 110 – 115. Витебск, ВГУ имени П.М. Машерова
|
| | |
| Статья написана 6 февраля 2018 г. 21:11 |
|
|
|