| |
| Статья написана 21 февраля 2020 г. 00:11 |
В 1915 году начал серьезно работать в этой области. В 1918 году трудился на авиационном моторостроительном заводе. Затем выполнил ряд теоретических исследований по вопросам межпланетных путешествий. «Всего написал приблизительно 1000 страниц разных новых расчетов в данной области», — заканчивал свою автобиографию Ф. А. Цандер. Человек скромный и даже застенчивый (таким его помнят многие), Цандер мало писал о содержании своих исследований, но прислал Н. А. Рынину копию письма профессора В. П. Ветчинкина. Письмо адресовано в Главнауку: «Работы Ф. А. Цандера по расчету межпланетных кораблей несомненно стоят на одном из первых мест в мировой литературе по этому вопросу».
Цандер предлагал построить межпланетную ракету с крыльями, а в качестве горючего использовать части конструкции, которые станут ненужными при достижении ракетой больших высот. Идея заключалась в том, чтобы получить космические скорости при сравнительно небольшом, технически осуществимом весе ракеты и приемлемом запасе топлива. Проект Цандера, опубликованный в СССР, стал достоянием ученых многих стран. Он обсуждался в авиационных лабораториях Западной Европы и США. Советский ученый не ограничился лишь теоретическими расчетами: он разрабатывал конструкцию крылатой межпланетной ракеты (комбинация самолета и ракеты), много потрудился над тем, чтобы разрешить проблему автоматического сжигания металла (частей конструкции ракеты), проблему превращения этого металла в топливо. В письмах к Н. А. Рынину изобретатель делился своими замыслами, удачами и огорчениями. «...Я все время работаю... занимаюсь опытами по сжиганию металлов и по построению ракеты, использующей свой собственный строительный материал в качестве горючего», — говорится в письме от 26 декабря 1928 года. «Осенью прошлого года изготовлял разные сплавы с магнием и испытал их на сжигаемость в воздухе. Теперь я строю распылители-горелки для жидкого металла и подготовляю опыты по определению действия бензиновой ракеты»...— рассказывал Ф. А. Цандер , в другом письме. Жизнь талантливого инженера и ученого Ф. А. Цандера оборвалась в самом расцвете его творчества — он скоропостижно умер. Неопубликованные письма Ф. А. Цандера, хранящиеся в архиве ленинградского профессора, дают дополнительные сведения о творческих поисках и планах одного из родоначальников советской ракетной техники. К Н. А. Рынину, воплощавшему в одном лице ученого-энциклопедиста и литератора, тянулись все, в ком научная и художественная литература пробуждала интерес к познанию заоблачных высот. Среди писем к Н. А. Рынину мы обнаружили несколько открыток, присланных из города Кирова. На первой открытке детской рукой выведено: «Прошу прислать мне наложенным платежом следующие Ваши книги...» Далее шел перечень изданий с указанием их цены и общим итогом в рублях и копейках: юный корреспондент рассчитывал только на свой бюджет! А внизу подпись: «Боря Ляпунов». Разумеется, профессор выслал книги без наложенного платежа. Через несколько лет Боря Ляпунов прислал второе письмо. Теперь он рассказывал о своей мечте — он решил посвятить себя авиации и межпланетным сообщениям. Он знает все книги профессора, он прочел все, что написано К. Э. Циолковским, Жюлем Верном, Александром Беляевым, и жаловался, что нет такого учебного заведения, где бы готовили астронавтов. Еще через год корреспондент из Кирова уже подписывался «Борис Ляпунов» и просил совета, куда же ему все-таки пойти учиться после десятилетки. Еще несколько лет спустя Борис Валерианович Ляпунов окончил Московский авиационный институт. Ныне он писатель, автор ряда научно-популярных книг по ракетной технике. Года три назад в «Молодой гвардии» готовился к изданию трехтомник избранных произведений Александра Беляева. Редактор этого издания Б. Ляпунов ездил в город Пушкин, где работал прикованный к постели писатель и где он умер в начале войны. Ляпунову не удалось найти ни единого листка из архива писателя: все погибло. С тем большим интересом я стал читать письма А. Р. Беляева, сохранившиеся в архиве профессора Рынина. Этих писем несколько. Они позволяют нам заглянуть в творческую лабораторию талантливого писателя-фантаста, показывают, как зарождались его замыслы. Беляев черпал из добротных источников! Под влиянием научных трудов К. Э. Циолковского он написал роман «Воздушный корабль». Как только это произведение стало печататься в журнале «Вокруг света», оно сразу же было замечено К. Э. Циолковским. И Константин Эдуардович прислал 10 декабря 1934 года следующее письмо в редакцию журнала: «Рассказ... остроумно написан и достаточно научен для фантазии. Позволяю себе изъявить удовольствие тов. Беляеву и почтенной редакции журнала. Прошу т. Беляева прислать мне наложенным платежом его другой фантастический рассказ, посвященный межпланетным скитаниям, который я нигде не мог достать. Надеюсь и в нем найти хорошее. Прошу переслать письмо тов. Беляеву. С приветом, Циолковский». Второй роман, о котором шла речь,— «Прыжок в ничто». В создании его много помогал Н. А. Рынин. Судя по письмам писателя, он по частям читал этот роман профессору, обсуждал с ним научные проблемы, пользовался его советами. «Я послал Циолковскому экземпляр романа и письмо, в котором сообщал, что 121 предполагал даже посвятить этот роман ему, но опасался, будет ли роман этого достоин», — пишет А. Р. Беляев Н. А. Ры-нину. Опасения у писателя возникли потому, что в это время в газете «Литературный Ленинград» появилась рецензия, которая резко критиковала роман «Прыжок в ничто». Иначе отозвался об этом произведении К. Э. Циолковский. В письме от 5 января 1935 года он сообщил А. Р. Беляеву: «Ваш рассказ «Прыжок в ничто» прочитал и по поводу его могу высказать следующее. Роман содержательнее, научнее и литературнее всех известных мне оригинальных и переводных произведений на тему «межпланетных путешествий», поэтому я буду очень рад появлению второго издания. Он еще более распространит интерес к великой задаче XX века. Одни изобретают и вычисляют, другие более доступно излагают эти труды, а третьи посвящают им роман. Все необходимы, все драгоценны». Получив этот отзыв, А. Р. Беляев воспроизвел его в письме к И. А. Рынину от 12 января 1935 года. Вскоре вышло в свет второе издание романа. К. Э. Циолковский, как известно, написал к этому изданию предисловие, а Н. А. Рынин — послесловие. Оба горячо поддержали произведение писателя-фан-таста. Александр Беляев, веривший в осуществимость космических полетов, оставивший богатое литературное наследство, использовал для пропаганды науки среди молодежи и юношества не только свое перо. Вместе с Н. А. Рыниным он хлопотал о создании в парках Ленинграда и его пригородов уголков занимательной науки с обязательным показом в них будущих космических полетов. В Пушкине писателю это удалось, кажется, осуществить. Он писал Н. А. Рынину 27 февраля 1940 года: «В продолжение полутора лет я муссировал в местной газете мысль о необходимости создать в пушкинских парках для ребят уголок занимательной науки, и в частности межпланетных путешествий. Я добился цели. Для начала к летнему сезону предполагается соорудить макет межпланетной ракеты в натуральную величину, примерно 20X2 метра — ракета «2017» Циолковского. Внутри ракета будет оборудована «астронавигационными приборами» и пр. Осмотрев ракету, посетители смогут совершить и межпланетное путешествие— за иллюминатором будет установлена кинобудка... О постройке ракеты имеется уже постановление райкома ВКП(б)». Когда читаешь эти строки, невольно возникает вопрос: разве сейчас интерес к космическим полетам уменьшился? Как были бы благодарны наши юноши тем инициативным людям, которые ныне взялись бы за осуществление столь хорошей мысли писателя А. Р. Беляева! И в пуш- кинских и в ленинградских парках хорошо бы устроить «ракетодромы», которые наряду с книгами о межпланетных путешествиях еще более распространили бы «интерес к великой задаче XX века». *** ...Незадолго до своей смерти (1942 г.) Н. А. Рынин работал над подготовкой нового выпуска «Межпланетных путешествий». Он назвал этот труд «Завоевание неба», включив в него новый обширный материал. Чтобы судить о том, какую предварительную работу проделал ученый, достаточно сказать, что только список обобщенных им научных и литературных произведений — «Библиография» — занял 692 страницы машинописного текста! И вот неизданная рукопись лежит перед нами. Листки-добавления, сделанные от руки в самые последние дни жизни... Вот строки, которые звучат сейчас особенно значимо: «Когда в 1924 году я начал знакомиться подробно с вопросом межпланетных сообщений, меня вначале смущал иногда вопрос: не за химерой ли я гоняюсь? Достижимы ли и осуществимы когда-нибудь эти сообщения? Победит ли человек в конце концов земное тяготение и унесется ли в неведомый и таинственный космос? Однако подобные сомнения и колебания скоро уступили место твердой уверенности в положительном опыте. Я осознал, что да, цель достижима... Идеи Циолковского нашли живейший интерес в моей душе... И я решил разработать их, но уже не в виде заманчивых фантазий, а на основе положительных наук, следуя примеру Циолковского. И вот теперь... вижу, что я не обманулся в своем стремлении...» Эти строки Н. А. Рынина — одно из многочисленных свидетельств той уверенности, которую издавна питали советские ученые: недалеко время, когда человек впервые покинет нашу планету и раскроет новые дали Вселенной. Сохранилось воспоминание Ф. А. Цандера о его встрече с В. И. Лениным в конце 1920 года. Это произошло на конференции изобретателей, где Ф. А. Цандер выступал со своим проектом межпланетного корабля. «Перед докладом мне сказали, что будет В. И. Ленин, — рассказывал впоследствии ученый. — Вначале я очень волновался, а потом с воодушевлением начал убеждать аудиторию в возможности полета человека на другую планету, познакомил ее со своими расчетами и конструкцией межпланетного корабля-самолета. Я видел, как внимательно В. И. Ленин слушал мой доклад, и это придавало мне особые силы. После доклада меня пригласили к В. И. Ленину. Я был очень смущен. Но Владимир Ильич с такой простотой расспрашивал меня о моих работах и планах на будущее, что я даже несколько злоупотребил его временем и очень подробно рассказал ему о своих трудах и 122 о своей мечте во что бы то ни стало построить ракетный межпланетный корабль. В конце беседы Владимир Ильич крепко пожал мне руку и обещал поддержку. После этой беседы я стал работать с еще большим воодушевлением» («Правда» от 14 апреля 1958 г.). Вспомним, какое это было время! Еще продолжалась военная интервенция Антанты, западный мир смотрел на нас не только глазами Герберта Уэллса, который видел «Россию во мгле». Выли «просвещенные» представители Запада, которые нас и за людей-то не считали. «Это — разбойники, крокодилы», — отзывались о нас в аристократических салонах Лондона. В. И. Ленин рассказывал,' что эти слова ему буквально были «переданы одной английской художницей, которая слышала это выражение от одного самого влиятельного политика» (В. И. Ленин. Соч., т. 32, стр. 199). Есть основания предполагать, что этой английской художницей была Клэр Шеридан, кузина Уинстона Черчилля, приезжавшая в сентябре 1920 года в Москву, встречавшаяся с В. И. Лениным и сделавшая его скульптурный портрет. И вот «разбойники», окруженные действительно разбойными бандами интервентов, мечтали уже тогда о полетах к звездам, разрабатывали конструкции космических кораблей! А глава государства, у которого было по горло неотложных дел — военных, политических, дипломатических, который был озабочен тем, как прокормить блокированную «просвещенными» европейцами, голодную республику, — находил время выслушать молодого советского ученого, разработавшего проект космического корабля. Выслушать и поддержать его начинания. Прошло всего лишь четыре десятилетия, и Советский Союз первым распахнул окно во Вселенную, заставив при этом расступиться высокомерных и наглых пророков из чужого лагеря. За первым в мире искусственным спутником Земли последовал запуск советских ракет, которые первыми доставили с Земли вымпел на Луну, первыми сфотографировали обратную сторону естественного спутника нашей планеты, первыми доказали, что путь в 12 тысяч километров можно покрыть всего лишь за полчаса! А недавно стартовал в космос первый в мире корабль-спутник. Его вес — 4 тонны 540 килограммов. На его борту — герметическая кабина с грузом, по весу примерно равным человеку, а также со всем оборудованием и аппаратурой, необходимыми для будущего космонавта. Этим запуском, как указывалось в сообщении ТАСС от 15 мая 19(50 года, «положено начало сложной работы по созданию надежных космических кораблей, обеспечивающих безопасный полет человека в космос». Стоит заглянуть в архив ветерана космонавтики Н. А. Рынина, прочитать опубликованные им в разные годы проекты ученых и изобретателей и сравнить это с сообщениями сегодняшних газет, как сразу чувствуешь, что мир находится накануне одного из величайших событий в истории человечества. Нет нужды перечислять сложные научные проблемы, решенные предыдущим зондированием Вселенной, запусками спутников и космических ракет. Стоит взять наугад чуть ли не любую статью из числа публикующихся в наши дни, и мы увидим, какие практические вопросы уже обсуждаются в нашей печати. Космофизиологи решают, к примеру, в каком положении относительно оси ракеты должен находиться космонавт в момент старта корабля, какой костюм рекомендовать смельчаку, чтобы он мог без вреда для своего здоровья осуществить этот полет. Во всем мире теперь не сомневаются, что сроки осуществления первого полета человека в космос зависят от советской науки, от советских людей. «Русские лидируют», — таковы самые характерные высказывания западных ученых и обозревателей. «Советские ракетостроители находятся впереди своих американских коллег на таком же расстоянии, как в 1957 году, а может быть, и еще дальше», — отмечает английская газета «Гардиен». * * * В архиве Н. А. Рынина имеются заметки о первой международной выставке моделей межпланетных летательных аппаратов. Она состоялась в Москве в 1927 году. По записям Н. А. Рынина, в числе ученых, приславших свои работы в советскую столицу, были американец Р. Годдард, француз Р. Эно-Пельтри, немец Макс Вальер и другие. Примечательный факт! Первая международная выставка моделей-проектов космических кораблей состоялась не в Ныо-Йорке, не в Лондоне, не в Париже, а в столице Советского государства, которое в ту пору справляло лишь первое десятилетие своего существования. Тридцать лет спустя, в сороковую годовщину Октября, в Москве, а затем и на международной выставке в Брюсселе была показана уже не модель, а точная копия первого в мире искусственного спутника Земли — той советской лаборатории, которая распахнула окно во Вселенную. Ныне во всем мире уверены, что недалеко то время, когда на международных выставках будут демонстрироваться модели космических кораблей, совершивших первые полеты с человеком вокруг нашей планеты. В решение этой задачи внесет свой вклад и советский народ. Сонкин М. Так начиналось // Звезда. — 1960. — № 9. — С. 116— 123.
|
| | |
| Статья написана 20 февраля 2020 г. 23:32 |
ЧУДЕСНОЕ ОКО В 1984 году исполнилось сто лет со дня рождения классика советской фантастики Александра Романовича Беляева. Я счастлив, что знал его. «Уважаемому товарищу Азарову на добрую память. А. Беляев. 13.ХII.35 года». Я держу в руках небольшую изящно изданную книгу, на титульном листе которой выцветшими чернилами нанесена приведенная выше надпись. Почти полвека хранится у меня подарок замечательного советского писателя Александра Романовича Беляева. Повесть называется «Чудесное око». Она выпущена в том же году, когда и подарена, на украинском языке издательством «Молодой большовик». На русском языке оригинал рукописи не сохранился. Когда в 1957 году издательство ЦК ВЛКСМ предприняло трехтомное издание избранных произведений писателя, «Чудесное око» было помещено в первом томе в переводе с украинского.
Повесть посвящена многим темам, одна из главных — борьба за использование атомной энергии в мирных целях. Для того чтобы узнать секрет изобретения трагически погибшего ученого, революционера из Латинской Америки, советские люди ищут корабль, на котором изобретатель погиб. И тут им приходит на помощь чудесное изобретение XX века, которое в пору жизни Беляева существовало лишь в изначальном поиске,— подводное телевидение. Говорят, что из ста восьми научно-фантастических идей Жюля Верна не оправдалось десять, из восьмидесяти 177 шести идей Герберта Уэллса — девять, из пятидесяти смелых научных предвидений Александра Романовича Беляева не осуществилось только три. Я встретился с советским Жюлем Верном, когда им уже были созданы наиболее знаменитые его произведения—«Человек-амфибия» и «Голова профессора Доуэля». Их автору тогда исполнилось уже пятьдесят лет. И все же Александр Романович Беляев, подобно другому великому сказочнику нашего времени, Александру Грину, не получил при жизни того признания, которое по праву заслужил. Его книги, несмотря на любовь читателей, не переиздавались, выходили сравнительно небольшими тиражами, становясь почти сразу же редкостью. Но для меня, юного читателя и почитателя журналов «Вокруг света» (их было два — московский и ленинградский), «Всемирного следопыта», «Мира приключений», имя Беляева, главным образом вокругсветовского автора, было почитаемо с юношеских лет. О, этот запах типографской краски, яркие обложки с изображением фрегатов, затянутых густыми водорослями, таинственное название «Остров Погибших Кораблей»! Я познакомился с Беляевым вскоре после его возвращения из Детского Села, где он жил около трех лет, с 1931 года по 1933-й. Наше знакомство состоялось, если угодно, на базе той, новой для тогдашнего времени, техники передачи слова на расстояние, которой он так увлекался. Разумеется, это была не фантастическая, описанная в «Чудесном оке» передача со дна океана, а будничный, хотя и интересный опыт ленинградской радиостанции. Так случилось, что вскоре после того, как я переехал из Одессы в Ленинград, я приобщился к литературному радиовещанию. Я еще помню первую студию на набережной реки Мойки. Большой, как круг колеса, микрофон чем-то напоминал обруч детской игры серсо. А потом в здании, принадлежавшем прежде Пролеткульту, где Радиокомитет работает и сейчас, началась увлекательная жизнь множества радиоредакций. Я после окончания университета пришел туда редактором молодежного литературного вещания. Тогда-то мне и захотелось привлечь для радиоинсценировки одного из романов Беляева его самого. Помню, как, нажав на черном телефонном аппарате кнопку (их было две, «А» и «Б», по числу подстанций), я услышал 178 в ответ глуховатый голос. Да, я был взволнован, словно разговаривал с автором «Двадцати тысяч лье под водой». А советский Жюль Верн жил на Петроградской стороне — кстати, той самой, откуда совершили свой фантастический прыжок на Марс герои другого любимого нами с детства романа —«Аэлиты» Алексея Толстого. А еще я любил романы, написанные писателем-революционером Александром Богдановым,— «Инженер Мэнни» и «Красная звезда». В них рассказывалось о чудодейственной силе атома, о коммунистическом труде. Полет в космос и революция были в этих книгах неразделимы. Мы любили их, не замечая иногда некоторой прямолинейности и наивности. Свою привязанность к книгам-разведчикам, книгам-романтикам и исследователям я сохранил на всю жизнь. Александр Романович Беляев не то чтобы разочаровал, но скорее огорчил меня своей внешностью. Это был худощавый, неестественно выпрямившийся (он носил из-за тяжелой болезни, костного туберкулеза позвонков, корсет) человек с высоким лбом и проницательными, глубоко сидящими глазами. Когда я сейчас вспоминаю свои встречи с Беляевым, мне трудно отделять их одну от другой и как-то датировать. Ведь я встречался с ним не раз в высоком доме на углу Большого проспекта и улицы Ленина,— если не ошибаюсь, там, где помещается теперь магазин «Подарки», а позднее в его квартире на улице Первого мая в Пушкине. Но вот что удивительно. Растеряв за эти годы впечатление от в общем-то заурядных комнат (помню только множество книг), я оставил навсегда в сердце ощущение доверительности, с которой разговаривал со мной Александр Романович без скидок на мою молодость. По внешнему виду Александр Романович походил скорее на инженера или на ученого. К своим литературным данным он относился очень самокритично. Говорил о том, что у него отсутствует образность, иногда слишком книжный язык. Зато в выдумке, смелости научно обоснованных догадок, в смелости идей он понимал свою силу. Вот почему причиняли Беляеву боль несправедливые оценки некоторых недальновидных критиков, пытавшихся задвинуть творчество писателя в ряд научного популяризаторства. Особенно обижался он, когда его упрекали за поверхностность и недостоверность, оспаривая глубину его познаний и прозорливость догадок. 179 Александр Романович был убежден в главном направлении своей работы. И здесь остановить, сбить его с пути было невозможно. Кем я был для него? Радиорепортером, начинающим стихотворцем. Но он прислушивался и к моим суждениям, придирчиво переспрашивал. Да, я был убежден и сейчас тем более настаиваю на том, что Александр Романович Беляев был не только пионером советской научной фантастики, но и поэтом, сказочником, сочетавшим в себе выдумку и богатство научных знаний. Помню, это было в 1935 году, вскоре после смерти великого ученого, провидца космических полетов К. Э. Циолковского. С какой нежностью и благоговением рассказывал мне Беляев о том, кого называли чудаком из Калуги. «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы. А затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Это завещание К. Э. Циолковского начертано на его надгробии. Тогда еще только рождались мальчики, будущие читатели вещих трудов Циолковского, пророческих романов Беляева, которым выпало счастье первыми в мире проложить дорогу к звездам. Беляев переписывался с Циолковским, посвящал ему свои литературные работы. По моей просьбе была им написана одна из радиокомпозиций, шедшая из студии на улице Пролеткульта в эфир. Беляев гордился той высокой оценкой, которую дал Константин Эдуардович его книгам. В память о друге и наставнике Беляев назвал инициалами его имени, отчества и фамилии свой роман «Звезда КЭЦ», над которым работал в 1935 году. Одна из передач, написанных Александром Романовичем Беляевым по просьбе молодежной редакции Ленинградского радио, также была посвящена Циолковскому. Когда летом 1938 года Александр Романович вновь, и теперь уже навсегда, переехал в город Пушкин, я не прерывал связи с больным писателем. Впрочем, стоило короткий срок побыть у Беляева, и ты забывал о его немощи. Так молод был он в своих помыслах, так горячо и увлеченно говорил о новых работах. Александр Романович очень любил этот маленький город в садах и парках, освященный традициями русской классической литературы. Да и жилось здесь Александру 180 Романовичу и его семье, жене Маргарите Константиновне и дочери Светлане, спокойнее, чем в доме на Петроградской. Теперь у Беляевых была своя, уютная и достаточно просторная квартира. Он охотно сотрудничал в районной газете «Большевистское слово», часто встречался со школьниками, учеными, а также литераторами, трудившимися неподалеку в Доме творчества. Когда началась война и я уже находился на фронте, ко мне пришла весточка от Александра Романовича. Приехав из Таллина в Ленинград, я застал дома открытку от него. Он просил меня связать его с фронтовой печатью. Беляев хотел, чтобы его слово служило делу победы народа над фашизмом. Я написал Александру Романовичу. Недавно, разбирая старые бумаги, я неожиданно натолкнулся на последнее письмо Александра Романовича, датированное 15 июля 1941 года. «Дорогой Всеволод Борисович! Благодарю за письмо. Поблагодарите и Вашу жену, которая уведомила меня о вас. О темах, о которых Вы пишете, я подумал в первую очередь и написал рассказ «Черная смерть», о подготовке фашистскими учеными (не-удавшейся) бактериологической войны. Послал в газету «Красная звезда»— вернули. Послал в «Ленинград»— вернули под тем предлогом, что «Ленинград» будет теперь выходить раз в месяц при том же объеме. Но ведь если бы подошло, это не мотив. Кетлинская писала мне, что для Бюро оборонной печати при ЛОСП нужны «зарисовки», «портреты героев» и т. п. Но пока я не могу это делать. Я пришел к выводу, что сейчас научная фантастика пока не ко времени, не звучит. Внимание поглощено не тем, что может быть, а тем, что есть. Возможно, что немного позже научная фантастика и пойдет. Думаю о темах из эпохи Отечественной войны 1812 года, не хватает материала, да и с «историками» мне не тягаться. Никогда не сетовал на свою инвалидность, а теперь досадно. Вот Ю. Гусев моих лет — еще в народное ополчение записался. Дочь все лежит, вчера хоть удалось положить гипс на ногу. Бабушка (теща) совсем плоха. Сердечные припадки от жары, духоты да и забот. Надеюсь, что все 181 направится. Только бы мне скорее найти свою линию. Хотя писать трудно, жара на меня действует расслабляюще да и много времени приходится отдавать дочери. Крепко жму руку. А. Беляев». Больше писем от Александра Романовича я не получал. В войну я не раз вспоминал об этом замечательном человеке. Знали, что он не смог эвакуироваться из Пушкина. Потом прошел слух, что писатель, помещавший в первые месяцы войны свои патриотические статьи в местной газете, был замучен гитлеровцами. Лишь позднее, после разгрома фашистов под Ленинградом и полного снятия блокады, мы узнали о том, что Александр Беляев умер в Пушкине от голода 6 января 1942 года. Сейчас там, на Казанском кладбище, на могиле любимого народом писателя высится памятник-стела. А книги его живут, высказанные в них смелые догадки сбываются. Вот и эта книжка с дорогой для меня надписью, «Чудесное око», полна таким предвосхищением грядущего: «Атомная энергия и атомные двигатели дадут неограниченные ресурсы энергии там, где она необходима... В тундре, в тайге, в горах и пустынях — везде мы сможем иметь карманные Днепрогэсы». Я помню, как читал мне Александр Романович только что написанные страницы, где описывались механические «руки», добывающие породу на других планетах по команде с Земли. Позднее мы стали свидетелями его осуществленных догадок. Помню цвета лунных ландшафтов, открывающихся его героям. И эти предсказания сбылись! В послевоенные годы на Черном море я побывал на маленьком корабле, предназначенном для подводной разведки косяков рыбы. Его назвали именем героя романа «Человек-амфибия»—«Ихтиандр»! Когда я думаю о поэтической власти произведений Александра Романовича Беляева, я вижу юношу, пенителя волн, плывущего на дельфине. В руке его зажата раковина, в которую этот мальчик трубит! 
Всеволод Азаров (настоящее имя Илья Борисович Бронштейн); 1 [14] мая 1913, Одесса — 11 апреля 1990, Ленинград) — русский советский поэт и публицист, драматург. 
|
| | |
| Статья написана 20 февраля 2020 г. 23:09 |
Александр Беляев: Библиография Задача указателя — представить прижизненные публикации произведений (в том числе фрагментов) А. Р. Беляева и их переиздания а также дать информацию о его переводческой деятельности (к сожалению, удалось выявить только один текст) и о критической и библиографической литературе, посвященной творчеству писателя. При этом используются условные обозначения, позволяющие отразить динамику изданий и переизданий тех или иных произведена А. Р. Беляева (немало текстов не переиздавалось после его смерти): * — единственная публикация, ** — опубликовано дважды, *** — трижды, + — неоднократно.
Собрания сочинений 1. Избранные научно-фантастиче-ские произведения: В 2 т. — М.: Мол. гвардия, 1956. — Т. 1. — 568 с.; Т. 2. — 536 с. — Содерж.: Т. 1.: Человек-амфи-бия; Чудесное око; Человек, нашедший свое лицо; Т. 2: Голова профессора Доуэля; Звезда КЭЦ; Вечный хлеб; Продавец воздуха; То же. — Фрунзе: Киргизгосиздат, 1957. — Т. 1. — 578 с.; Т. 2. — 616 с. 2. Избранные научно-фантастиче-ские произведения: В 3 т. — М.: Мол. гвардия, 1957. — Т. 1. — 568 с.; Т. 2. — 536 с.; Т. 3. — 552 с. — Содерж.: Т. 1: Человек-амфибия; Чудесное око; Человек, нашедший свое лицо; Т. 2: Голова профессора Доуэля; Звезда КЭЦ; Вечный хлеб; Продавец воздуха; Т. 3: Властелин мира; Последний человек из Атлантиды; Ариэль. 3. Избранные произведения: В 4 т. — М.: Мол. гвардия; Юго-Запад, 1993. — Т. 1. — 334 с.; Т. 2. — 287 с.; Т. 3. — 398 с.; Т. 4. — 383 с. — Содерж.: Т. 1: Голова профессора Доуэля; Властелин мира; Т. 2: Последний человек из Атлантиды; Продавец воздуха; Человек, потерявший свое лицо; Т. 3: Человек-амфибия; Прыжок в ничто; Ариэль; Изобретения профессора Вагнера. 4. Собрание сочинений: В 8 т. / Сост. Б. В. Ляпунов. — М.: Мол. гвар- дия, 1963 — 1964. — Т. 1: 1963. -336 с.; Т. 2: 1963. — 383 с.; Т. 3: 1963.-384 с.; Т. 4: 1963. — 417 сЛт. 5: 1964. -400 с.; Т. 6: 1964. — 462с.;Т 7: 1964. — 399 с.; Т. 8: 1964. — 528 с. — Содерж.: Т. 1: Голова профессо ра Доуэля; Остров Погибших Кораб лей; Т. 2: Последний человек из Атлан тиды; Продавец воздуха; Когда погас нет свет; Т. 3: Человек-амфибия; Под водные земледельцы; Т. 4: Властелин мира; Вечный хлеб; Человек, потеряв ший свое лицо; Т. 5: Воздушный ко рабль; Прыжок в ничто; Т. 6: Звезда КЭЦ; Лаборатория Дубльвэ; Чудесное око; Т. 7: Человек, нашедший свое ли цо; Ариэль; Т. 8: Светопреставление Ни жизнь, ни смерть; Мистер Смех; Невидимый свет; Изобретения профессора Вагнера (8 рассказов); Белый дикарь; Сезам, откройся!!!; Легко ли быть раком? • 5. Собрание сочинений: В 5 т: / Сост. С. Беляева, А. Бритиков; Ком мент. А. Балабухи. — Л.: Дет. лит 1983 — 1985. — Т. 1: 1983. -287с.;Т 2: 1984. — 284 с.; Т: 3 1984. — 302с Т. 4.: 1985. — 270 с.; Т. 5: 1985. -239 с. — Содерж.: Т. 1: Голова профессо ра Доуэля; Остров Погибших Кораблей; Вечный хлеб; Т. 2: Человек амфИ' бия; Держи на Запад; Мертвая голова: Невидимый свет; Т. 3: Властелин ми; ра; Ариэль; Т. 4: Человек, потерявши* 64 свое лицо; Амба; Инстинкт предков; Мистер Смех; Ни жизнь, ни смерть; Сезам, откройся!!!; Слепой полет; Хой-ти-Тойти; Человек, который не спит; Т. 5: Прыжок в ничто; Золотая гора. 6. Собрание сочинений: В 9 т. / Сост. В. Поситко. — М.: Терра, 1993 — ^94. — Т. 1.: 1993. — 368 с.; Т. 2: 1993.- 304 с.; Т. 3: 1993. -304 с.; Т. 4-1993. — 368 с.; Т. 5: 1993. — 320 с.; Т 6: 1994. — 320 с.; Т. 7: 1994. — 320 с.; Т. 8: 1994. — 288 с.; Т. 9: 1994. -288 с, — Содерж.: Т. 1: Г олова профессора Доуэля; Изобретения профессора Вагнера; Т. 2: Остров Погибших Кораблей; Последний человек из Атлантиды; Ни жизнь, ни смерть; Белый дикарь; Т. 3: Человек-амфибия; Вечный хлеб; Сезам, откройся!!!; Мертвая голова; Т. 4: Властелин мир; Продавец воздуха; Золотая гора; Т. 5: Человек, потерявший свое лицо; Подводные земледельцы; Светопреставление; Инстинкт предков; Держи на Запад!; Легко ли быть раком?; Т. 6: Прыжок в ничто; Воздушный корабль; Т. 7: Чудесное око; Звезда КЭЦ; Слепой полет; Т. 8: Лаборатория Дубльвэ; Человек, нашедший свое лицо; Мистер Смех; Невидимый свет; Т. 9: Ариэль; Когда погаснет свет. 7. Собрание сочинений: В 8 т. — Воронеж: Изд. центр «Анна», 1992. 8. Сочинения: В 3 т. — М.: Терра, 1996. — Т. 1. — 544 с.; Т. 2. — 464 с.; Т. 3. — 580 с. — Содерж.: Т. 1: Человек-амфибия; Человек, потерявший свое лицо; Человек, нашедший свое лицо; Звезда КЭЦ; Т. 2: Властелин мира; Последний человек из Атлантиды; Ариэль; Т. 3: Голова профессора Доуэля; Продавец воздуха; Чудесное око; Светопреставление. Публикации в периодических изданиях и сборниках 9. Амба: Рассказ// Всемир. следопыт. — 1929. — № 10. — (Из цикла «Изобретения профессора Вагнера»)*. 10. Анатомический жених: Рассказ // Ленинград. — 1940. — № 6; То же //Искатель.— 1961.— № 1.— С. 141 — 151; То же Ц Беляев А. Избранное. — Свердловск, 1983. — С. 434 — 444***. 11. Ариэль: Роман. — Л.: Сов. писатель, 1941. — 268 С-.+ 12. Бабушка-Мойра: Пьеса-сказка // Проталинка. — 1914. — №7. -С. 9 — 30*. — Первая худож. публикация А. Беляева. Не переизд. 13. Белый дикарь: Рассказ // Всемир. следопыт. — 1926. — № 7.+ 14. Борьба в эфире: Роман // Беляев А. Борьба в эфире: Сб. — М.; Л.: Мол. гвардия, 1928. — С. 9 — 142; То же I/ Беляев А. Борьба в эфире: Сб. — Пермь: Кн. изд-во, 1991; То же // Беляев А. Последний человек из Атлантиды: Сб. — Л.: Лениздат, 1986***. 15. Верхом на ветре: Рассказ // Вокруг света. — М., 1929. — № 23. — С. 353 — 359. — Подп.: А. Ром*. 16. Веселый Тан: Рассказ // Все-мио. следопыт. — 1931. — № 10. — С. 1 — 3*. 17. Вечный хлеб: Повесть // Беляев А. Борьба в эфире: Сб. — М.; Л.: Мол. гвардия, 1928+. 18. Визит Пушкина: Новогодняя фантазия // Большевист. слово. — Пушкин, 1939. — 1 янв.* 19. В киргизских степях: Рассказ// Жизнь связи. — 1914. — № 3. — С. 76 — 82. — Не фантастика*. 20. Властелин мира: Роман // Гудок. — 1926. — Окт. — нояб.; Тоже. — 1-е кн. изд. — Л., 1928. — Прилож. к журн. «Вокруг света». — 240 с.; То же. — Л.: Крас. газ. — 1929. — 240 с.+. 21. Воздушные столбы: Рассказ // Борьба миров. — 1929. — № 2*. 22. Воздушный змей: Рассказ // Знание-сила. — 1931. — № 2*. 23. Воздушный корабль: Роман // Вокруг света. — 1934. — № 10 — 12; 1935. — № 1 — 6+. 24. Встреча Нового года: Рассказ // Еж. — 1933. — № 12. — С. 6 — 9*. 25. В трубе: Рассказ // Вокруг света. — П., 1929. — № 33; То же // Урал, следопыт. — 1984. — № 3. — С. 41 — 44**. 26. Все вижу, все слышу, все знаю: Фрагм. // Радио и телевидение. — 1967. — № 22. — С. 10. 27. ВЦБИД: Рассказ // Знание — сила. — 1930. — № 6 — 7*. 28. Голова профессора Доуэля: Рассказ//Рабочая газ. — М., 1925. — 5 Зш. 134 65 16 — 21, 24 — 26 июня; То же // Все-мир. следопыт. — 1925. — № 3 — 4**. 29. Голова профессора Доуэля: Роман // Рабочая газ. — 1925. — 16 — 21, 24 — 26 июня; То же // Смена. — Л., 1937. — 1 — 6, 8 — 9, 11, 14 — 18, 24, 28 февр.; 1, 3 — 6, 9 — 11 марта; То же // Вокруг света. — 1937. № 6 — 10, 12; Тоже. — 1-е кн. изд. — М.: Сов. писатель, 1938. — 144 с.+. 30. Гость из книжного шкафа: Рассказ // Всемир. следопыт. — 1926. — № 9. — (Из цикла «Изобретения профессора Вагнера»); То же // Беляев А. Голова профессора Доуэля: Сб. — М.; Л.: ЗиФ, 1926+. 31. Держи на Запад!: Рассказ // Знание — сила. — 1929. — № 11+. 32. Дорогой Чандана: Рассказ // Вокруг света. — М., 1930. — № 24 — 25/ 26*. 33. Замок ведьм: Повесть // Мол. колхозник. — 1939. — № 5 — 7; Тоже II Юный техник. — 1984. — № 1 — 3. 34. Заочный инженер: Рассказ // Революция и природа. — 1931. — № 2 (21); То же // Урал, следопыт.— 1984. — № 3. — С. 45 — 49**. 35. Звезда КЭЦ: Роман // Вокруг света. — 1936. — №2—11; Го же. — 1-е кн. изд.: М.; Л.: Детгиз, 1940. — 183 с.+. 36. Земля горит: Повесть// Вокруг света. — 1931. — № 30 — 36*. 37. Золотая гора: Повесть// Борьба миров. — 1929. — № 2+. 38. Игра в животных: Рассказ // Чиж. — 1933. — № 7 — 12*. 39. Идеофон: Рассказ//Всемир. следопыт. — 1926. — № 6. — Подп.: А. Ром; То же // Беляев А. Вечный хлеб: Сб. — Пермь, 1990. — С. 431 — 444**. 40. Инстинкт предков: Рассказ//На суше и на море. — 1929. — № 1 — 2+. 41. Каменное сердце: Рассказ // Всемир. следопыт. — 1931. — № 10. — С. 1 — 3*. 42. Ковер-самолет: Рассказ // Знание — сила. — 1936. — № 12. — (Из цикла «Изобретение профессора Вагнера»)+. 43. Когда погаснет свет: Киносценарий // Искусство кино. — 1960. — № 9 — 10***. 44. Лаборатория Дубльвэ: Роман// Вокруг света. — 1938.— №7- 9( 11 — 12; То же I/ Большевист. слово. — Пушкин, 1939. — 8 — 28 янв., 4—21 февр., 4, 6 марта. — Публ. не завершена*. 45. Легко ли быть раком?: Рассказ // Вокруг света.— М., 1929.-№ 19. — С. 302 — 304. — Подп.: А. Ром+. 46. Мертвая голова: Рассказ //Там же. — 1928. — № 17 — 22+. 47. Мертвая зона: Рассказ // Вокруг света. — Л., 1929. — № 12*. 48. Мир в стеклянном шаре: Отр. из рассказа «Гость из книжного шкафа» // Всемир. следопыт. — 1926. — N° 9. -С. 74 — 75. 49. Мистер Смех: Рассказ//Вокруг света. — 1937. — № 5+. 50. Над черной бездной: Рассказ// Вокруг света. — М., 1927. — № 2. — С. 28 — 29. — (Из цикла «Изобретения профессора Вагнера»); То же // Беляев А. Борьба в эфире. — М.; Л.: Мол. гвардия, 1928+. 51. Небесный гость: Повесть//Ленин. искры. — 1937. — № 116 — 119; 1938. — № 1 — 62; ТожеЦ Искорка. - 1986. — № 1 — 4**. 52. Невидимый свет: Рассказ//Вокруг света. — 1938. — № 1; То же // Огонек. — 1938. — № 13+. 53. Необычайные происшествия: Рассказ // Еж. — 1933. — № 9 — 11*. 54. Нетленный мир: Рассказ // Знание — сила. — 1930. — № 2*. 55. Ни жизнь, ни смерть: Рассказ //Всемир. следопыт.— 1926.-№ 5 — 6+. 56. Остров Погибших Кораблей: Рассказ//Там же. — № 3 — 4; 1927. -№ 6*. 57. Остров Погибших Кораблей: Повесть// Беляев А. Остров Погибших Кораблей; Последний человек из Атлантиды. — М., Л.: ЗиФ, 1927; То же. — М.; Л.: ЗиФ, 1929+. 58. Отворотное средство: Рассказ //Вокруг света. — Л., 1929. — № 27* 59. Охота на Большую Медведицу: Рассказ//Вокруг света. — М., 1927. — № 4. — С. 61 — 62; То же // Мир чудес. — Хабаровск, 1991 — N9 5." С. 11; То же // Искатель. — 1966. Т № 6. — С. 156 — 159***. 66 60. Пики: Из нового романа об электрификации СССР // Юный пролетарий. — 1933. — № 11. —С. 16— 17*. 61. Пленники огня: Отр. из романа «Под небом Арктики» // Вокруг света. — 1936. — № 1. — Подл.: А. Романович. 62. Подводные земледельцы: Роман // Вокруг света. — М., 1930. — № 9 — 23+. 63. Подземный город: Отр. из романа «Под небом Арктики» // Вокруг света. — 1937. — № 9. — Подп.: А. Романович. 64. Под небом Арктики: Роман // В бой за технику. — 1938. — № 4 — 7, 9- 12; 1939. — №‘1 — 2, 4*. 65. Последний человек из Атлантиды: Роман // Беляев А. Остров Погибших Кораблей; Последний человек из Атлантиды. — М.; Л.: Зиф, 1927; То же. — М.; Л.: ЗиФ, 1929+. 66. Продавец воздуха: Роман//Вокруг света. — М., 1929. — № 4 — 13+. 67. Пропавший остров: Рассказ // Юный пролетарий. — 1935. — № 12; То же // Кн. обозрение. — 1987. — № 2. — С. 6 — 10; То же // Мир чудес. — Хабаровск, 1991. — № 5. — С. 5 — 10; ТожеЦТвоя профессия. — 1990. — № 3+. 68. Прыжок в ничто: Роман. — М.; Л.: Мол. гвардия, 1933. — 244 с.; То же. — Л.: Мол. гвардия, 1935. — 303 с.; То же. — М.: Мол. гвардия, 1936. — 302 с.; То же. — Хабаровск: Дальгиз, 1938. — 464 с.+. 69. Радиополис: Повесть//Жизнь и техника связи. — 1927. — № 1 — 9*. 70. Рассказы о дедушке Дурове: Рассказ//Чиж. — 1933. — № 7 — 12*. 71. Рекордный полет: Рассказ // Еж. — 1933. — № 10*. 72. Рогатый мамонт: Рассказ // Вокруг света. — 1938. — № 3*. 73. Светопреставление: Рассказ // Вокруг света. — Л., 1929. — № 1 — 4, 7+. 74. Север завтра: Отр. из романа <(Под небом Арктики» // Вокруг света. — 1937. — № 8. — Подп.: А. Романович. 75. Сезам, откройся!!!: Рассказ // Всемир. следопыт. — 1928. — № 4; То Электрический слуга // Вокруг све- та. — Л., 1928.— №49.— Подп.: А. Ромс+. 76. Сильнее бога: Рассказ // Природа и люди. — 1931. — № 10. — Подп.: Арбель*. 77. Слепой полет: Рассказ // Урал, следопыт. — 1935. — № 1+. 78. Солнечные лошади: Рассказ // Природа и люди. — 1931. — № 19. — Подп.: Арбель*. 79. Среди одичавших коней: Рассказ // Всемир. следопыт. — 1927. — № 12*. 80. Стормер-сити: Отр. из романа «Прыжок в ничто» // Юный пролетарий. — 1933. — № 8. 81. Страх: Рассказ // Жизнь и техника связи.— 1926.— №11.— С. 57 — 61*. 82. Твердый воздух: [Фрагм. романа «Продавецвоздуха»] //Урал, следопыт. — Свердловск, 1975. — № 4. — С. 54. 83. Творимые легенды и апокрифы: Рассказ // Всемир. следопыт. — 1929. — № 4. — (Из цикла «Изобрете-нияпрофессора Вагнера». Рассказ состоит из нескольких самостоятельных историй: «Человек, который не спит», «О блохах» и «Человек-термо», развернутых впоследствии в отдельные рассказы^. 84. Три портрета: «Рассказ//Жизнь и техника связи. — 1925. — № 11. — С. 120 — 126*. 85. Хойти-Тойти: Рассказ // Всемир. следопыт. — 1930. — № 1 — 2. — (Из цикла «Изобретения профессора Вагнера»)+. 86. Человек-амфибия: Роман // Вокруг света. — М., 1928. — № 1 — 13; То же. — 1-е кн. изд. М.; Л.: ЗиФ, 1928. — 200 с.; То же. — М.; Л.: ЗиФ, 1928. — 204 с.; Тоже. — М.; Л.; ЗиФ, 1929. — 204с.; Тоже. — Л., М.: Детиз-дат, 1938. — 184 с.+. 87. Человек, который не спит: Рассказ // Беляев А. Голова профессора Доуэля: Сб. — М.; Л.: ЗиФ, 1926. — (Из цикла «Изобретения профессора Вагнера»)+. 88. Человек, потерявший лицо: Роман // Вокруг света. — Л., 1929. — № 19 — 25+. 89. Человек, нашедший свое лицо: 5* 67 Роман. — Л.: Сов. писатель, 1940. — 300 с.+. 90. Человек-термо: Рассказ// Все-мир. следопыт. — 1929. — № 4. — (Из цикла «Изобретения профессора Вагнера»)*. 91. Чертова мельница: Рассказ // Там же. — 1929. — № 9 — 10. — (Из цикла «Изобретения профессора Ваг-нера»)+. 92. Чертово болото: Рассказ // Знание — сила. — 1931. — № 15. — С. 2 — 7*. 93. Чудесное око: Роман. — Тюмень: Кн. изд-во, 1963. — 152 с.+. 94. Шторм: Рассказ // Революция и природа. — 1931. — № 3 — 5*. Очерки 95. Город победителя // Всемир. следопыт. — 1930. — № 4. 96. Гражданин Эфирного острова // Там же. — №10—11, То же // Искатель. — 1962. — № 5. — С. 76 — 90. 97. Зеленая симфония // Вокруг света. — М., 1930. — № 22 — 23, 24. 98. Огни социализма, или Господин Уэллс во мгле//Там же.— 1933. —№ 1. Литературно-критические статьи 99. Аргонавты Вселенной // Дет. лит. — 1939. — № 5. — С. 55. 100. «Арктания»: [Рец. на роман Г. Гребнева] // Там же. — 1938. — № 18 — 19. 101. «Золушка»: О науч. фантаст, в нашей лит. // Лит. газ. — 1938. — № 27 (15 мая); То же // Мир чудес. — Хабаровск, 1991. — № 5. — С. 2. 102. Иллюстрация в научной фантастике // Дет. лит. — 1939. — № 1. — С. 61 — 67. 103. О моих работах//Дет. лит. — 1939. — № 5. — С. 23 — 25. 104. О научно-фантастическом романе и книге Г. Адамова «Победители недр» // Там же. — 1938. — N9 11.— С. 18 — 22. 105. Послесловие к роману «Человек-амфибия» // Вокруг света. — М., 1928. — № 13. — С. 200 — 202. 106. Создадим советскую научную фантастику // Лит. Ленинград. — 1934. — № 40 (14 авг.). 107. Создадим советскую научную фантастику // Дет. лит. — 1938 -№ 15- 16. — С. 1 — 8. Переводы 108. Верн Жюль. В 2889 году: Рассказ // Вокруг света. — М., 1927. — № 5. — С. 67 — 70. Литература о жизни и творчестве А. Р. Беляева 109. Александр Беляев (на заре советской фантастики) // Знание — сила. — 1957. — № 5. 110. Александр Романович Беляев (1884 — 1942) // Мир глазами фантастов: Рек. библиогр. справ. — М.: Книга, 1986. — С. 17 — 20. 111. Альтов Г. Гадкие утята фантастики, или Пятьдесят идей Александра Беляева//Полюс риска. — Баку: Гянджлик, 1970. — С. 201 — 226; То же // Талисман. — Л., 1973. — С. 605 — 633. 112. Алымов X. [Халымбаджа И.]. Хронология творчества А. Р. Беляева // Мол. дальневосточник. — 1984. — № 52 (17 марта). 113. Андреев И. Роман А. Беляева «Звезда КЭЦ»: Рец. // Лит. обозрение. — 1941. — № 6. — С. 17 — 21. 114. Балабуха А. Смотрящий вперед // Юный техник. — 1984. — № 17. — С. 48 — 49. 115. Балабуха А. Комментарии // Беляев А. Собрание сочинений: В 5 т. — М.: Дет. лит., 1983. — Т. 1 — 5. 116. Балабуха А., Бритиков А. Три жизни Александра Беляева: (Критико-биогр. очерк) // Беляев А. Собрание сочинений: В 5 т. — М.: Дет. лит., 1983. — Т. 1. — С. 7 — 30. 117. Безгина Н. Александр Романович Беляев: К 100-летию со дня рождения: Метод, рек. / Обл. отд. ДОК РСФСР; КЛФ «Ветер времени». — Волгоград, 1984. — 21 с. 118. Беляев Александр Романович // Советские детские писатели: Био-библиогр. слов. — М.: Детгиз, 1961. — С. 38 — 39. 119. Беляев Александр Романович: Библиогр. произведений и критика 1925 — 1958 гг. // Русские советские писатели. Прозаики / ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. — М., 1959. — Т. 1. — С. 179 — 188. 68 120. Беляев Ю. А. Предисловие // Беляев А. Р. Избранные произведена; в 4 т. — м.: Мол. гвардия; Юго-Запад, 1993. — Т. 1 124. Беляева С. А. Воспоминания об отце // Урал, следопыт. — 1984. — № 3. — С. 33 — 40; То же // Синяя дорога: Сб. — Л.: Дет. лит., 1984. — С. 165 — 173. | 122. Беляева С. А. «Звезда мерцает за окном...»//Фантастика-84. — М.: Мол. гвардия, 1984. — С. 312 — 347. 123. Борисенков А. Роман А. Беляева «Прыжок в ничто» // Геогр. в шк. — 1936. — № 5. — С. 119. 124. Борисов А. Александр Беляев. «Звезда КЭЦ»: Рец. // Звезда. — 1941. — № 4. — С. 172 — 173. 125. Борисов Вл. Беляев Александр Романович // Энциклопедия фантастики: Кто есть кто. — Минск: Галакси-ас, 1995. — С. 63 — 66. 126. Брандис Е. В мире научной фантастики // Огонек. — 1957. — №20. 127. Брандис Е. Советский научно-фантастический роман / О-во по распространению полит, и науч. знаний. — Л., 1959. — С. 11 — 15. 128. Брандис Е. Пути развития и проблемы советской научно-фантастической литературы // О фантастике и приключениях. — Вып. 5. — Л.: Детгиз, 1960. — С. 21 — 26. 129. Брандис Е. Рыцарь советской фантастики: К 90-летию со дня рождения А. Р. Беляева // Дет. лит. — 1974. — № 3. — С. 22 — 23. 130. Бритиков А. Создадим советскую научную фантастику! // Бритиков А* Русский советский научно-фантастический роман. — Л.: Наука, 1970. — С. 102 — 139. 131. Бритиков А. Предисловие // Беляев А. Фантастика: Сб. — Л.: Лен-ИзДат, 1976. 132. Бугров В. До Барнарда был... Доуэль // Урал, следопыт. — 1968. — N° 8. _ с. 72 — 74; То же // Бугров В. Ю00 ликов мечты. — Свердловск, 1988. — С. 166 — 180. 133. Бугров В. Первопроходец советской фантастики // Беляев А. Изданное. — Свердловск: Кн. изд-во, '983. — С. 458 — 463. 69 134. Бугров В., Халымбаджа И. Довоенная советская фантастика: Материалы к библиогр. // Поиск-86. — Свердловск, 1986. — С. 317 — 318. 135. Бунатян Г. Основоположник советской научной фантастики // Город муз. — Л., 1975. — С. 345 — 355. 136. Буря В. Бенефис Александра Беляева // Мир чудес. — Хабаровск, 1991. — № 5. — С. 3 — 4. 137. Буря В. Очевидец будущего: [Предисл. к публ. повести А. Беляева «Замок ведьм»] // Суворов натиск. — 1994. — 24 дек. 138. Вайнберг Б. Почему не издаются книги А. Беляева? // Лит. газ. — 1938. — 15 авг. 139. Васильев Г. А. Р. Беляев (Юбилей)//Календарь на 1984 г. — М., 1983. — С. 38. 140. Воеводин В. А. Р. Беляев и его творчество // Беляев А. Человек-амфибия. — М.; Л.: Детгиз, 1946. — С. 3-6. 141. Гаков Вл. Подвиг: К 100-летию со дня рождения А. Р. Беляева // В мире книг. — 1984. — № 3. — С. 55 — 56. 142. «Голова профессора Доуэля» — книга автобиографичная: [Воспоминания С. и М. Беляевых] / Подгот. материал В. Буря //Дальневост. ученый. — Владивосток, 1993. — № 30. — С. 7. 143. Гопман В. Бессмертие мечты: К 100-летию со дня рождения А. Р. Беляева //Дет. лит. — 1984. — № 10. — С. 35 — 38. 144. Горин Г. Это стоит прочесть: [О сб. «Остров погибших кораблей»] // Знание — сила. — 1959. — № 12. 145. Гуревич Г. Сваи для воздушных замков // Гуревич Г. Беседы о научной фантастике. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — С. 71 — 73. 146. Данилов И. Послесловие // Беляев А. Голова профессора Доуэля. — Волгоград: Нижне-Волж. изд-во, 1984. 147. Два известных романа: Проверка временем //Урал, следопыт. — 1984. — № 3. — С. 53. 148. Дзенс-Литовский А. Творчество, нужное народу: Заметки о НФ-лит. // Веч. Ленинград. — 1957. — 29 мая. 149. Евсеев И. [Полем, рец. на ст. Вс. Ревича «Легенда о Беляеве...»] // Двести. — СПб., 1996. — № Ж (7). -С. 94. 150. Жариков В. Предисловие // Беляев А. Замок ведьм. — Минск: МОКА, 1991. 151. Званцева Е. Знакомый незнакомец: [Рец. на кн.: Ляпунов Б. Александр Беляев] // Моск. комсомолец. — 1967. — 16 нояб. 152. Ивич А. Книги о будущем // 30 дней. — 1940. — № 5 — 6. — С. 103 — 111. 153. Ивич А. Научно-фантастиче-ская повесть//Лит. критик. — 1940. — № 7 — 8. — С. 146 — 175. 154. Кар Н. Роман А. Беляева «Человек-амфибия»: Рец. // Изв. — 1929. — 8 авг. 155. Лазарев М. О научно-фантастических произведениях А. Р. Беляева: К 75-летию со дня рождения // О фантастике и приключениях. — Л.: Детгиз, 1960. — С. 140 — 182. 156. Ларин С. Искусство фантастики // Лит. газ. — 1958. — 28 июня. 157. Локс К. [Рец. на кн.: Беляев А. Голова профессора Доуэля: Сб. рассказов] // Печать и революция. — 1926. — № 8. — С. 200. 158. Лукашин А. Историко-литера-турная справка // Беляев А. Вечный хлеб. Властелин мира. — Пермь, 1990. — С. 445 — 446. 159. Люшенин А. Человек с неистощимой фантазией // Смена. — Л., 1959. — 22 марта. 160. Ляпунов Б. Александр Беляев: Критико-биогр. очерк. — М.: Сов. писатель, 1967. — 159 с. 161. Ляпунов Б. Александр Романович Беляев и его произведения // Беляев А. Остров погибших кораблей. — Л.: Детгиз, 1958. — С. 5 — 16. 162. Ляпунов Б. Библиография [А. Беляева] // Беляев А. Собр. соч.: 8 т.— М.: Мол. гвардия, 1964. — Т. 8. — С. 517 — 524. 163. Ляпунов Б. В мире фантастики: Обзор науч.-фантаст, лит. 2-е изд. — М.: Книга, 1975. — С. 51 — 57. 164. Ляпунов Б. Они мечтали о покорении космоса: (Переписка А. Беляева с К. Э. Циолковским.) // Искатель. — 1962. — № 5. 165. Ляпунов Б. У истоков совет- ской научной фантастики для детей и юношества // Детская литература 1962 год. — М.: Детгиз, 1962 -С. 120 — 121. 166. Ляпунов Б. Человек крылатой мечты // Искатель. — 1961. — № 1. 167. Ляпунов Б. Поэт науки (О твор-честве Александра Беляева) // Нева. — 1960. — № 7; То же // Детская литература. 1960 год. — М.: Детгиз 1961. — С. 58 — 81. 168. Ляпунов Б. [Предисловие]// Беляев А. Избранные научно-фантастические произведения. В 2 т. — М. Мол. гвардия, 1956 — 1958. — Т. 1. -1956. — С. 3 — 20. 169. Ляпунов Б. Вступительная статья // Беляев А. Избранные научно-фантастические произведения: В 3 т. — М.: Мол. гвардия, 1957. — Т. 1; То же // Беляев А. Остров Погибших Кораблей. — Кишинев, 1959 и др. 170. Ляпунов Б. Предисловие//Беляев А. Избранные научно-фантасти ческие произведения: В 2 т. — Фрунзе: Киргизгосиздат, 1957. — Т. 1; Тоже // Беляев А. Избранные научно-фантастические произведения: В 2 т. — Ки ев: Рад. письменник, 1959. — Т. 1. 171. Ляпунов Б. Предисловие: [К киносценарию: Беляев А. Когда погас нет свет]//Искусство кино. — 1960. — № 9. 172. Ляпунов Б., Нудельман Р. Предисловие // Беляев А. Собр. соч.: В 8 т. — М.: Мол. гвардия, 1964. — Т. 1 173. Никитина Н. Александр Романович Беляев: Библиогр. указ. // Поиск-87. — Пермь: Кн. изд-во. — С 398 — 412. 174. Орлов О. А. Беляев: Биогр очерк// Беляев А. Собр. соч.: В 8т. -М.: Мол. гвардия, 1964. — Т. 8. — С 497 — 516; То же: [Перераб.] // Беля ев А. Собр. соч.: В 9 т. — М.: Террз 1994. — Т. 9. — С. 276 — 285. 175. ОсиповА. Александр Романович Беляев: К 100-летию со дня рождения // Советские писатели-юбиляры 1984 г. / ГБЛ. — М., 1984. — С. 32 - 35. 176. ОсиповА. Основы фантастове-дения. — М.: ВНМЦ НТ КПР, 1989. -С. 22 — 23. 177. Павлов А. Небесный гость: К 70 100-летию со дня рождения А. Р. Беляева // Семья и школа. — 1984. — Мо 3. — С. 54 — 55. 178. Палей А. Научно-фантастическая литература // Лит. учеба. — 1936. — № 2. — С. 130. 179. Парнов Е. Послесловие // Беляев А. Человек-амфибия: Роман. — М.: Дет. лит., 1977. — С. 193 — 205. 180. Перельман Я. Прыжок в ничто ! //Лит. Ленинград. — 1934. — 28февр. 181. Подосиновская Л. Мои встречи с Александром Беляевым // Костер. — 1967. — № 8. — С. 39 — 40. 182. Полтавский С. Второе рождение писателя-фантаста // Звезда. — 1958. — № 2. 183. Полтев К. Мурманская эпопея Александра Беляева: Неизвест. страницы биогр. писателя-фантаста // Север. — 1975. — № 3. — С. 122 — 125. 184. Порудоминский В. Перечитывая Александра Беляева // Москва. — I 1957. — № 7. — С. 193 — 195. 185. Потемкин В. В. Предисловие// Беляев А. Человек-амфибия. — М.; Л.: ЗиФ, 1928. 186. Предисловие редакции // Беляев А. Борьба в эфире. —■ М.; Л.: Мол. гвардия, 1928. 187. Рагозин А. Роман А. Беляева «Человек-амфибия»: Рец. // Лит. обозрение. — 1938. — № 24. — С. 11 — 18. 188. Рагозин А. Профанация темы //Лит. газ. — 1939. — 15 авг. 189. Ревич В. А. Р. Беляев: 100 лет со дня рождения // Памятные книжные даты. 1984 год. — М.: Книга, 1984. — С. 181 — 183. 190. Ревич В. Легенда о Беляеве, или Научно-фантастические зомби // Фантакрим-МЕОА. — 1993. — № 6. -С. 68, 73 — 76. 191. Ревич В. Перекресток утопий (У истоков советской фантастики) // Орион: Сб. — М.: Моск. рабочий, 1985. — С. 334 — 342. 192. Рыкачев Я. «Голова профессора Доуэля» А. Беляева: Рец. // Дет. лит. — 1939. — № 1. — С. 50 — 53. 193. Рынин Н. Послесловие// Беляев А. Прыжок в ничто. — М.; Л.: Мол. гвардия, 1935. 194. С. Д. [Рец.: Беляев А. Голова профессора Доуэля: Сб. рассказов] // Книгоноша. — 1926. — № 39. — С. 28. 195. Словарь НФ-терминов Александра Беляева //Урал, следопыт. — 1984. — № 3. — С. 51 — 52. 196. Соколова М. Александр Романович Беляев//Беляев А. Человек-амфибия; Остров погибших кораблей; Голова профессора Доуэля. — М.: Моск. рабочий, 1976. — С. 442 — 446; То же // Беляев А. Г олова профессора Доуэля; Человек-амфибия. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988. — С. 297 — 298. 197. Соколова М. «Он обгонял время... и звал вперед...»// Беляев А. Избранные романы. — М.: Правда, 1987. — С. 3 — 12. 198. Соколова М. «Я поставил целью показать многообразие вкусов человека будущего...»// Беляев А. Голова профессора Доуэля: Повести, рассказы. — М.: Правда, 1987. — С. 453 — 462. 199. Сонкин М. Так начиналось // Звезда. — 1960. — № 9. — С. 121 — 122. 200. Трофимов И. Александр Романович Беляев //Трофимов И. Писатели Смоленщины: Библиогр. справ. — Смоленск: Кн. изд-во, 1959. — С. 98 — 103. 201. Халымбаджа И. Неизвестный Беляев // Мир чудес. — Хабаровск, 1991. — № 5. — С. 19. 202. Черненко Г. Семь писем «Гражданину Вселенной» // Хочу все знать! — Л., 1977. — С. 96 — 101. 203. Шевченко В. Путь научных исканий//Что читать. — 1958. — № 10. 204. Шкловский В. «Человек-амфибия»: Рец. // Дет. лит. — 1938. — № 20. — С. 39 — 40. 205. Шкловский В. О научно-фанта-стическом романе А. Беляева «Человек-амфибия» // Пионер. правда. — 1938. — 24 апр. 206. Яковлеве. Пророк звездоплавания // Наши крылатые земляки. — Смоленск: Кн. изд-во, 1962. — С. 29 — Составитель Е. В. Харитонов журнал "Библиография" №2, 1997 г.
|
| | |
| Статья написана 19 февраля 2020 г. 20:08 |
Uładzimir Sadoŭski yozas_gubka : Навукова-фантастычнае апавяданне з часопіса "Беларусь" №9 / 1957 г. 
|
| | |
| Статья написана 18 февраля 2020 г. 19:48 |
Мой отец Александр Романович Беляев, известный писатель – фантаст, написавший такие произведения как «Голова профессора Доуэля», «Человек — амфибия», «Ариэль», «Властелин мира», «Борьба в эфире» и другие, умер от голода 6 января 1942 г. Мне в ту пору было всего 12 лет. Что он мог рассказать о себе, маленькой девочке? Конечно же, о своём детстве и юности.
О его взрослых делах, мне ничего не было известно. А о том, что он ещё собирается написать, он никогда никому не рассказывал. Да, как мне кажется, он и сам этого ещё не знал. Темы и сюжеты возникали спонтанно, без всякого усилия. И тут же, начинали развиваться, словно разматываемый моток ниток. И всё это происходило, как бы, без ведома автора. Откуда я это знаю? Знаю потому, что именно так происходит со мной. Не могу только сказать, всегда ли герои его произведений действовали по его воле. Например у меня, постоянно происходит что не запланированное мной и мои герои живут какой – то своей, неведомой мне жизнью. И делают совсем не то, чего я от них жду. И мне бывает очень трудно наставить их на путь истины. После смерти отца, мама конечно рассказывала мне о их совместной жизни. А вот о том времени, когда они ещё не были знакомы, мы знали лишь в общих чертах. И потому, на многие наши вопросы, так и не нашли ответов. И всё же, я написала книгу воспоминаний. Она была выпущена в прошлом году в Москве издательством «Тончу». А тем, кто её не читал, предлагаю небольшой экскурс, в прошлое. Саша или Шурка, как в последствие его стали называть друзья, родился в религиозной семье. Его отец был священником и имел большой приход. Как мне рассказывала папина двоюродная сестра, отец Роман пользовался у своей паствы любовью и большим уважением. Естественно, что и дети, а их было трое, росли под благословением. Но, как ни странно, средний любимый сынок Сашенька, с самого детства рос атеистом. Его, почему – то не ангелы, интересовали, а бесы. Было у него любимое занятие ногой качать. Увидит это Фима – была у них такая прислуга, и непременно скажет: -Не качай нечистого! А как она уйдёт, Саша вновь начинает ногой качать, а сам думает – пусть маленький покачается! Иногда к ним в дом заходил мужчина то ли больной белой горячкой, то ли просто ненормальный. Ему всё черти мерещились. Возьмет кочергу и начнёт вокруг себя круги чертить да приговаривать: -Ага, не достать! Саша на печку заберётся и оттуда с интересом наблюдает. А сам представляет, как черти по кругу бегают, а в круг попасть не могут. Как – то Саша мочёного гороха объелся. Поднялась высокая температура. А в бреду ему маленькие чертенята мерещатся. Будто они отовсюду выглядывают и хихикают. А он должен им обязательно отвечать и тоже хихикать. Услышав его хихиканье матушка до смерти перепугалась. Окропила святой водой, компресс на лоб положила. Когда он подрос и научился читать, сразу фантастикой увлёкся. Кого читал, наверное, не скажу. По всей вероятности Жюля Верна. Особенно его полёты заинтересовали. Пробовал летать, привязав к рукам веники. Не получилось! Стал с отцовским большим зонтом с крыши прыгать. Тоже никуда не улетел…И только потом, уже будучи взрослым, поднялся в небо на биплане. Впрочем, отец говорил, что они не столько летали, сколько по кочкам прыгали. Был у отца закадычный друг Коля, который ходил за Шуркой следом и участвовал во всех его затеях. Ещё будучи подростком, отец увлёкся фотографией. Обычно начинающие фотографируют своих домочадцев и домашних животных. Но отцу всегда хотелось чего – то необычного, не стандартного. Не того, что делают другие. Естественно, что он и своего друга приобщил к фотографии. Как- то, когда к нему пришёл Коля, он сунул ему в руки фотоаппарат, сказав: -Будешь снимать! -Кого? – не понял друг. -Меня! Готовься! Сев на стул он принялся корчить рожи. А Коля стал так хохотать, что чуть не уронил фотоаппарат. -Снимай, снимай! – сердито кричал Шурка -Ой, не могу! – прохрипел Коля и, в приступе смеха, упал на пол вместе с фотоаппаратом и штативом. К сожалению, эти снимки не сохранились. Но отец восполнил пропажу сделав новые, когда ему было уже за сорок! Эти фотографии можно увидеть в книге моих воспоминаний. На этом фотографические опыты не закончились. Отец решил сделать фотографию лежащей на блюде человеческой головы. Даже Коля, веривший в способности друга, засомневался. – Да ты что, с ума сошёл, как ты это сделаешь?! -Да очень просто! – с запальчивостью воскликнул Шурка. «Просто», конечно не получилось. Пришлось потратить немало времени и усилий. Для фотографии понадобились – стол, скатерть, блюдо и, конечно, голова. Стол заменил большой фанерный ящик, в котором выпилили дыру. Скатерть – простыня, тоже с дырой. А вот с блюдом пришлось повозиться. Надо было у блюда так отбить кусок, чтобы его можно было приложить к шее и создать впечатление, будто голова лежит на блюде. Да, совсем забыла! Ещё нужен был людоед, который собирался съесть эту голову. К сожалению, эта фотография тоже не сохранилась и я не помню, кого изображал отец голову или людоеда. Была она очень реалистична, а потому жутка. Тем – более, что была тонирована в синий цвет. Выглядело это так — За столом, накрытым скатертью сидел, или вернее стоял мужчина, держащий в руках нож и вилку. Вид его лица был свирепым. Казалось, что он, вот – вот, вонзит инструменты в свою жертву. Голова лежала немного на боку. Язык вывалился, глаза закатились. Жуть! Кроме всего прочего отец, с самого детства, увлекался театром, где был, словно бог в трёх лицах. Драматургом, режиссером и актёром. Да ещё декорации рисовал! Естественно, что артистами были его сверстники. Когда подрос, создал любительскую труппу. Так, в то время называли самодеятельность. Так как денег, чтобы снять помещение, не было, играли то у одних знакомых, то у других. Причём с успехом. А однажды отправились с гастролями в ближайший городок, но прогорели. Денег не осталось даже на обратную дорогу, и домой возвращались пешком, по шпалам… Ещё будучи студентом Демидовского лицея, отец вёл в Смоленской газете театральную рубрику. И никогда не упускал случая участия во всевозможных литературных вечерах. Когда что – ни будь, где ни будь организовали, Беляев был всегда там! Мама рассказывала мне о том что когда наша семья жила в Москве, они с отцом выступали в Народным Доме. Хотя отец не имел музыкального образования, он играл на рояле и на скрипке. Мама тоже не была профессионалкой. Но она, в юности училась петь. У неё было лирическое сопрано. На концерте она пела романсы, а отец ей аккомпанировал. Но, вернёмся в Смоленск – родину отца. Однажды в Смоленск приехал столичный Народный театр, которым руководил Станиславский. Для любителей театра, это было большой радостью. Отец, как всегда, был в первых рядах. У Москвичей был большой репертуар но, неожиданно охрип ведущий актер. К сожалению, второго состава не было, и заменить его было неким. Шли дни, а больной всё не поправлялся, и труппа готовилась к отъезду. Смоляне были этим очень огорчены. Но тут, какой – то большой поклонник Мельпомены, отправился к Станиславскому. Он рассказал ему о том, что в Смоленске есть талантливый актер – любитель. И он думает, что если Станиславский попросит его заменить заболевшего актёра, тот согласится. Разговор, конечно, шёл о моём отце. И вот, однажды вечером, к Беляевым пришёл высокий господин в пенсне. Когда матушка узнала, что гость пришёл к её сыну, сердце её дрогнуло. Хотя Александр был уже совсем взрослым, она привычно подумала, что её сын опять что – то натворил. Проводив гостя к сыну, она стала, с тревогой, ждать, что произойдёт дальше. А когда гость ушёл, она спросила Сашу, зачем приходил этот господин. Сын сказал, что ему предлагают заменить заболевшего актера. -Ну, а ты что? – с тревогой спросила мать. -Я согласился! -А ты не боишься опозориться, справишься? Театр то ведь столичный! -Справлюсь! – с уверенностью ответил сын. Через два дня, за которые он успел выучить несколько ролей, Александр уже блистал в столичной труппе. Смоляне встретили его аплодисментами. Пока не закончились гастроли, отец играл во всех спектаклях. Его игра понравилась Станиславскому, и он предложил ему остаться в его труппе. Но отца, в то время ещё увлекала перспектива стать присяжным поверенным и он отказался. Как – то я прочла, толи в каком – то журнале то ли в газете, что отец, якобы, уехал в Москву и ещё какое – то время играл в Народном театре. Но, ни мама, ни я об этом от него не слышали. Так что, ничего утверждать не буду. Лучше расскажу о том, что было немного раньше этих событий. Отец в то время играл в Народном Доме Смоленска. Спектакли там ставили довольно регулярно. Он рассказал мне несколько забавных случаев из той поры. В каком – то спектакле, названия не помню, у него была роль студента. На сцене унылая каморка. За столом с книжкой, сидит студент. Входит хозяйка. Студент встает и отходит к стене. Хозяйка бранится, выговаривает ему за то, что он не платит за квартиру. -Если на следующей неделе не заплатите, выгоню! Или уряднику пожалуюсь! И, в это время вдруг, начинает падать декорация. Видимо её плохо прибили. Отец, не растерявшись, и подпирая её плечом, восклицает: -У меня уже стены падают, а вы всё денег требуете! Занавес закрылся под смех и аплодисменты зрителей. Второй произошёл тоже в Народном Доме. На этот раз, отец играл какого – то императора, которого должны были свергнуть. Он сидел в кресле, о чём – то глубоко задумавшись. Восставшие должны были ворваться на сцену, после взрыва. Но оказалось, что кто – то порвал провод и взрыва не получилось. Отец слышал разговор из – за сцены. Один говорил – выходи! А второй отвечал – не могу, взрыва не было! И опять, тот же – Не будет взрыва, провод оборвали. Выходи! Пауза явно затянулась. Отец встал с кресла и стал расхаживать по сцене. Он напряжённо думал, как исправить ситуацию. Тем – более, что зрители стали уже проявлять нетерпение. И он придумал. Зайдя за кулисы, он вытолкнул одного за другим двух мятежников, после чего вышел на сцену задом, обороняясь саблей. Видя это, остальные тоже ринулись на сцену. Положение было исправлено! И ещё один эпизод. Возможно, что отец называл мне название пьес, но я уже не помню. А происходило вот что: На сцене меблированная комната. Посредине стол, на котором стоит бутылка вина и рюмка. Входит согбенная, с трясущейся головой, старуха. Оглядывается. Увидев бутылку, подходит к столу. Берёт трясущейся рукой бутылку и собирается её раскупорить, но пробка сидит слишком глубоко, чтобы её вытащить без штопора. Театр был любительский, и всё было настоящее. В том числе и вино. До спектакля, видимо, кто – то приложился к бутылке и крепко закупорил её. Если бы у отца было больше театрального опыта, он бы просто изобразил, что наливает и потом пьет вино. Но сделать этого, он не догадался и продолжал крутить в руках бутылки. И вдруг, забыв, что он играет старуху, выдернул пробку зубами! Но, тут же спохватившись, вновь принял позу старой женщины и продолжил игру. https://www.proza.ru/2015/10/02/1262
|
|
|