Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 30 августа 2012 г. 16:24

В предыдущих (первая, вторая) частях обзора были рассмотрены первые десять книг серии "Метро 2033". На этот раз большая часть книг, изданных в серии, принадлежали к "региональным", то есть посвященным провинциальным городам. Не Москве, не Питеру, и даже не Киеву. Обычные, крупные города России, в которых уже есть или вот-вот появится метро. Не знаю, о чем думали писатели, уничтожая родные города. Было ли им их жалко, помнили ли об опасности, что события, описанные в книгах, реализуются, неизвестно. Хотя, честно говоря, я рад, что мой город в список ометроченных не попал. Большинство авторов нельзя назвать известными, несколько и вовсе дебютанты. Так что я изначально не рассчитывал на высокий уровень или оригинальность книг.


11.

Мельников Руслан "Муранча".
На этот раз мы оказываемся в Ростове, где, разумеется, природа также претерпела серьезные изменения. И, спустя несколько лет после катастрофы станции внезапно атакует орда мутировавшей саранчи или чего-то подобного. Первая половина книги мне показалась более удачной. Отлично переданная атмосфера страха и ожидания беды. Темп действия нарочито неспешный, еще больше усиливает тягостное предчувствие. А затем лавина срывается с горы, и события сыплются одно за другим. И здесь ощущение достоверности начинает пропадать. Действие больше напоминает экзотичное фантазерство, персонажи уплощаются до картона. Финал..., что тут сказать. Лучше такой финал, чем никакого. Наверное. Но рекомендовать эту книгу я бы не стал. Разве что, если вы поклонник Мельникова.
Итог: очередное спасение крошечного подземного мирка.

Моя оценка: 7[/p]




12.

Палий Сергей "Безымянка".
А что, сделать главным героем профессионального переговорщика-дипломата, довольно неплохая идея. От брутальных сталкеров и наивных юнцов читатели уже подустали. А тут отличное поле деятельности, еще совершенно не избитое. События книги происходят в Самаре, окруженной куполом неизвестной природы. В городе есть лишь две значительные силы, непрестанно враждующие друг с другом. Немало вопросов вызывает ключевой ход Палия, который обеспечил герою таинственную, верную помощницу, которая больше напоминает авторский инструмент, чем живого человека. Когда нужно, она предупредит, когда нужно — защитит, когда нужно — подскажет. Собственно, в полной мере смекалку герой проявит лишь раз, но зато на все сто. В целом, в книге нет ничего из ряда вон выходящего, ни хорошего, ни плохого.
Итог: обычный приключенческий квест с картой, тайной и спутниками.

Моя оценка: 6




13.

Москвин Сергей "Увидеть солнце".
В литературу Москвин пришел, как автор боевиков, рассказывающих о нелегких буднях боевых пловцов, и в фантастическом жанре работает относительно недавно. Все три подобные книги, описывающие борьбу с какими-нибудь пришельцами, довольно однообразны и построены по одному и тому же шаблону. Отчасти здесь разыгрывается точно такой же сценарий. Есть угроза, которую никто не может уничтожить, есть герои, которые, вроде бы, обычные люди, и есть путь, который они пройдут, чтобы найти единственно возможный выход. Не знаю, почему, но я смог поверить в героев Москвина. Может, из-за стилистики, напоминающей героические произведения. Может, из-за того, что автор умеренно использовал рояли, где-то намеренно оставляя их на виду, а где-то наоборот скрывая. А может, просто захотелось поверить, что герои еще не перевелись.
Итог: типичный рыцарский роман в постапокалиптическом антураже с нетипичной концовкой.

Моя оценка: 8




14.

Гребенщиков Андрей "Ниже ада".
Книга-дебьют неизменно несет яркий отпечаток личности автора. Его сокровенные идеи, образы, мысли. И очень велик соблазн вложить все без остатка в первую книгу. В результате, произведение больше напоминает лоскутное одеяло из-за слабосвязанных, разнородных частей. Общая линия едва едва заметна, хотя некоторые эпизоды сами по себе получились весьма неплохими. Будь в книге сильная сквозная идея, будь в ней более четкая связь между прошлым и будущим, будь в ней по-меньше белых пятен и недомолвок, я бы поставил ей более высокую оценку. Роман спасло то, что некоторые эпизоды и персонажи зацепили меня, в противном случае оценка была бы куда ниже.
Итог: сборная солянка неплохих идей в средней реализации.

Моя оценка: 7




15.

Калинкина Анна "Станция-призрак".
В последнее время в жанре фэнтези сформировалось целое ответвление книг, написанных женщинами исключительно для женщин, которое получило говорящее название "женское фэнтези". Так вот, нечто подобное мы наблюдаем и здесь, в серии "Метро". Ведь "Станция-призрак" — яркий пример подобной литературы. Только в постапокалиптическом антураже. Об этом свидетельствует и слабая логика, и надоедливые душевные терзания героини, и раздражающая наивностью мораль. Отдельные схватки почти не исправляют ситуацию. Впрочем, у произведения есть еще одна особенность, которая, возможно, кого-то порадует, большое количество отсылок и упоминаний персонажей из других книг серии. Если вы будете сочувствовать главной героине, книга вам скорее всего понравится. В противном случае, не тратьте время попусту.
Итог: пример заурядной женской литературы без особых изысков.

Моя оценка: 6





Продолжение следует...

P.S.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Два вопроса ко всем читателям.
1. Интересны (нужны) ли вам обзоры на серию книг "Метро 2033"?
2. Интересны (нужны) ли вам обзоры на другие серии книг? (Можно предлагать варианты)

[/h]

Статья написана 22 августа 2012 г. 16:19

В последнее время на русский язык переведено немало самых разных произведений по мотивам компьютерных игр. Русские читатели уже познакомились с мирами Gears of wars, Deus Ex и Resistance, со вселенными Halo и Mass Effect. Наконец, пришла очередь и мира популярной компьютерной игры Crysis. Известие, что книга написана Питером Уоттсом, автором, обычно работавшим в жанре твердой научной фантастики, было несколько неожиданным. Все же произведения по мотивам экшенов крайне специфичны, а зачастую, отличаются невысоким качеством. Так что выхода "Легиона" читатели ждали с нетерпением.

Думаете, гибриды из плоти и механики — самое удивительное, что есть в этой книге? Не тут-то было. Самое удивительное то, что она является причудливым гибридом боевика и научной фантастики, причем самой что ни на есть твердой. Именно такой, какой не хватало "Mass Effect" и "Halo". Раз и мелькнет байесовская свертка, два и будет описан химический механизм заражения. И пусть вкрапления научных терминов, пояснений и теорий, к сожалению, довольно редки. Главное, что в результате, книга лишена основного недостатка жанра новеллизаций экшенов — монотонного и крайне однообразного перечисления типов и количества убитых монстров, орудий умерщвления и быстро наскучивающих своей одинаковостью помещений и декораций. Как раз этим Дитц и убил "Поток" из серии "Halo", превратив его в унылый список потерь ковенантов.

Разумеется, полностью уйти от однообразности перестрелок Уоттс не смог. А вот разбавить текст жизненными рассуждениями, расцветить картинку реакцией и мыслями главного героя — вполне. Впрочем, не стоит ожидать философских откровений, максимум что будет, откровенная и резкая точка зрения на неприглядные стороны нашей жизни. Порой даже чересчур резкая. Что касается героев, то, по сути, в боевиках они обычно не представляют из себя ничего особого. Безжизненные, блеклые пластмассовые фигурки, передвигаемые автором вдоль сюжетной линии. Вот и здесь настоящий, не картонный герой только один. Именно через него, морпеха с позывным "Алькатрас", мы узнаём новости, видим разрушенный Нью-Йорк, горы искалеченных вирусом тел, обделывающих свои грязные делишки наемников корпорации. К его грубому, изобилующему руганью и едкостями слогу быстро привыкаешь, несмотря на то, что сперва спотыкаешься на каждом втором предложении. Впрочем, Уоттс постарался придать и остальным персонажам хотя бы толику индивидуальности, несколько ярких черт характера, чтобы они производили приятное впечатление.

Поток мыслей и образов героя периодически прерывается документами, текстами радиоперехватов и допросов, научными отчетами, которые проясняют и дополняют общую картину происходящего. Даже ожидаемо стандартная концовка в исполнении Уоттса получилась любопытной, дающей возможность читателю самостоятельно поразмыслить над смыслом инопланетного вторжения и тем, как мы выглядим со стороны.

Итог: динамичный боевик, разукрашенный научными теориями и саркастическими комментариями главного героя.

Моя оценка: 8/10




Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Питера Уоттса «Морские звезды».

  2. Рецензия на роман Питера Уоттса «Эхопраксия».


Статья написана 17 августа 2012 г. 20:12

Ближе к концу весны время словно ускоряет свой бег. У кого-то экзамены, у кого-то егэ, кто-то просто торопливо разгребает завалы на работе. И лишь с началом первых теплых деньков появляются свободные минутки, а затем и часы. А значит и очередные прочитанные книги.

Шторм-вор
Шторм-вор
Охотник
Охотник
Бремя удачи
Бремя удачи
С творчеством Криса Вудинга я знаком давно, а потому прекрасно знаю, чего ожидать от его книг. Прекрасной атмосферы, оригинальных декораций, довольно интересного сюжета и, конечно, уйму приключений. И хотя палитра "Шторм-вора" оказалась по-большей части мрачно серой, впечатления от книги это ничуть не испортило. Что поделаешь, питаю я слабость к соединению загадок древности, величественных руин и упадку современности. И, конечно, забытые артефакты. А чувствующие, живые герои прекрасно оживляют этот мир, простите за каламбур. Впрочем, начинается история с мертвой птицы, которая оказалась той самой соломинкой...

Следующее произведение, а точнее цикл "Охотник", отчасти основывается на том же фундаменте. Мир, восстанавливающийся после войны Древних магов. Полузабытая магия, заброшенные и медленно разрушающиеся замки и города. Что еще нужно? Сюжет, да сносный слог. Вот только все это и подкачало. Буревой бессовестно использовал целые армии роялей. Говорить о какой бы то ни было реалистичности и логичности просто невозможно. Персонажи действуют исключительно так, как вздумается автору, а не так, как следовало из их характера или склада ума. Лишь к самому концу уровень поднимается от "бреда графомана" до "начинающего автора". Так что не тратьте зря время, на свете есть много других, гораздо лучших книг.

Испорченное неудачными книгами настроение требовало чего-нибудь вкусного. Такого, чтобы ходить потом по квартире, смакуя особо удачные места и пугая родных задумчиво мечтательной улыбкой. И для этого как нельзя лучше подошла вторая части дилогии "Госпожа удачи""Бремя удачи" Оксаны Демченко. Признаться честно, мне всегда интересовала атмосфера надвигающейся грозы, когда лишь самые упрямые не чувствуют приближающейся войны. Грохочут по ночным бульварам тяжелые подошвы парней с бритыми затылками. Джинны расползаются ловчей сетью, готовя смертельный капкан. И как же хорошо, что есть друзья, "а у друзей есть шпаги". Поэтичные описания, проникновенные диалоги, замечательные персонажи — одна из лучших книг из вышедших в этом году.

Магия предательства
Магия предательства
Маскарад
Маскарад
Нон Лон Дон
Нон Лон Дон

Среди детских книг иногда встречаются настоящие бриллианты. И пусть "Магия предательства" тянет разве что на маленькую жемчужинку, но на том спасибо. Мир и атмосфера подошли бы даже более взрослой и серьезной книге, но во второй половине Хьюс резко портит первоначальное впечатление, превращая произведение в обычную наивно-моралистическую историю. А ведь так все прекрасно начиналось... Впрочем, как детская книга она все равно неплоха.

Отношение к серии "Этногенез" сформировалось уже давно. И говорят о ней, как правило, как про низкокачественную, безвкусную, исключительно коммерческую вещь. Не стану спорить, наверняка, это так. Но из любого правила есть исключения. Дмитрий Колодан знаком многим любителям фантастики. Молодой талантливый автор, но не МТА. И хотя предыдущий его цикл "Пангея" меня не впечатлил, зато "Зеркала" показались более веселыми и живыми. Пестрота, но куда без нее на "Маскараде"? Главный недостаток романа — малый размер, достоинства же — красивый, правдоподобный антураж Венецианского карнавала, где можно встретить кого угодно. Особенно, если посмотреться в старинное зеркало.

Про "Алису в стране чудес" говорено немало. И подражателей ей несть числа. Поэтому, автору нужно постараться, чтобы его заметили. Впрочем, с фантазией Мьевиля трудно кому-то тягаться. Разве что Кэрроллу, сотворившему парадоксы ради парадоксов, игру разума и логики, как средство отдыха и развлечения. Мьевиль же пошел в "Нон Лон Дон" иным путем. Пусть смысл отдельных эпизодов покрыт мраком авторской тайны, в целом, книга получилась забавной и веселой, с узнаваемыми цитатами и отсылками. Здесь и пародия на известные произведения, и игра слов, и просто красивые этюды, вроде дилеммы двух шахматных слонов.

Сострадание к врагу
Сострадание к врагу
2048
2048

О научной фантастике в последнее время говорят много и, в основном, с печальными интонациями. Мол, нет ее, изошла вся кровью космоопер и боевиков. Возможно, доля истины в этих словах есть. Но нельзя забывать, что отчасти вина лежит и на авторах, готовых выдать свои аляпистые творения за подлинную научную фантастику, коей они ни в коем случае не являются. Начало романа "Сострадание к врагу" показалось мне весьма многообещающим. Этакий "космический трамвай", путешествующий вдоль струны, медленное распространение человечества по Солнечной системе. А затем фантазия автора пустилась во все тяжкие. Первым потерялся смысл сюжета, затем логика персонажей. А под конец Герасимов лихо оборвал сюжет, добив и без того слабую книгу.

Впрочем, из любого правила есть исключения. Встречаются и научно фантастические книги, сохраняющие актуальность даже через несколько лет. Написанная почти десять лет назад Андреевым "2048" приятно поразила меня проработанностью мира, сложной системой понятий и правил, новым сводом законов и многим другим. Даже сам язык книги, полный неологизмов, выдуманных слов, сокращений и абревиатур разительно отличается от современного, демонстрируя возможные перемены. Конечно, на первых порах нелегко продираться через эти преграды, но зато в этот мир веришь и постепенно с головой погружаешься в это полное загадок и тайн произведение.

Меч императора
Меч императора
Рождение героев
Рождение героев

По традиции, уделим внимание и сборникам. Недавно вышедший "Меч императора" объединил рассказы и повести разных писателей, известных своими развлекательными произведениями. Как то: Круз, Рудазов, Глушановский. Увы, если отбросить в сторону популярность циклов, к которым относятся рассказы, то приличных вещей наберется немного. "Удача травозная" Зыкова, "Сказочник особого назначения" Коша и, пожалуй, "Мор" Корнева. Прочие же рассказы порадуют разве что ярых поклонников писателей, поучаствовавших в сборнике.

И пара слов о тех книгах, которые могут кого-нибудь заинтересовать. Любителям героического фэнтези может прийтись по вкусу "Рождение героев" Маркелова и Матюшина. Первая часть цикла "Кровь Эпама", в которой герои только собираются, чтобы приступить к спасению мира. Тем, кто ценит психологию и не брезгует попаданцами, стоит взять на заметку цикл Живетьевой "Стальное княжество". Возможно, порой автор перебарщивает с чувствами и эмоциями героев, зато здесь нет ни суперсилы, ни абсолютной удачи, ни надоевшей Сьювшины.


Статья написана 3 августа 2012 г. 18:02

Есть книги, которые ждешь как праздника. Для которых старательно выбираешь время, чтобы со спокойной душой сесть и наслаждаться необыкновенно прекрасным и проникновенным вкусом произведения, погружаясь в сказочный, но при этом похожий на наш мир. Точнее похожий на наше прошлое. Также в нем есть Старый и Новый свет. А Ганза, Арья, Ликра, Франкония, Норха и Аттика до боли похожи на знакомые всем нам страны. Каждая со своей историей, традициями, нравами. Со своими особенностями, причудами и странностями. У них многое отличается, собранность Арьи, дикость Ликры, певучесть Аттики, морок Франконии, — вы не найдете и двух совпадений. Но именно такие разные, столь непохожие они становятся настоящей силой, лишенной слабых мест. Если их, конечно, никто не рассорит. Не вгонит осиновый клин между соседями, провоцируя страшную войну, ради собственной жажды власти, славы и денег. Впрочем, для этого сперва надо избавиться от птицы удачи, уж больно непредсказуемая особа. Но даже охотник не знает, кому бросает вызов.

После потрясающей первой книги я искренне опасался, что Демченко вновь вернется к тем же героям, пользуясь теми же приемами и мотивами, что и в "Паутине удачи", сделав "Бремя удачи" ее сюжетной копией. К счастью, я ошибся. Нет, нет, мы встретимся с полюбившимися героями, побываем в славном особняке фон Гессов, посмеемся над похождениями Шарля, но на этом писательница не ограничилась. Действие выходит далеко за пределы Ликры. И к поразительным описаниями природы добавятся чистенькие городки Арьи, знаменитый университет Дорфурта и многое другое. И, разумеется, новые герои. Столь же разные и непохожие и также одинаково презирающие богатство, заработанное грязными способами, и власть, добытую интригами и убийствами. И педантичный, рассчитывающий и планирующий все по секундам Гюнтер. И взбалмошная, легкая на подъем, певучая Геро. И загадочный, хитрый и по-детски простой Равшан. Все они сыграют свои роли в масштабной игре.

Эта игра происходила и в нашем мире. Перед Первой Мировой и перед Второй. И там и там маршируют бритые мальчишки в темных куртках, грохоча тяжелыми подошвами. Демченко оставила предостаточно намеков и отсылок к нашей истории, начиная от бедняги Фердинанда и заканчивая Круппом. Впрочем, даже без этого повествование поражает полнотой и глубиной. Потому что под причудливым узором обнаруживаются все новые и новые слои. Тонкая и добрая ирония, меткие и хлесткие замечания, пробирающие до глубины души эпизоды, заставляющие задуматься рассуждения. О том, что порой смерть врага не так важна, как жизни друзей и просто хороших людей. Что любовь к родине не всегда должна подтверждаться записями о взносах в членской книжке. И о многом другом. Досталось на этот раз и журналистам, и театру, впрочем, вполне заслуженно.

В целом, "Бремя удачи" напоминает многослойные кружева, под шутками скрывается любопытная мораль, а под психологией — интересные философские рассуждения и точные замечания. И все это припорошено сладкой пудрой сказки, которая превращает историю в нежное пирожное, наполненное оттенками вкусов и ароматов. Ведь иначе так трудно поверить, что где-то живут люди, не только верящие в чудеса, но и творящие их сами. А чудеса те рождаются из верности, честности, сострадания и доброты, которая непременно выходит победителем из схватки со злом. Зло-то, само ослепляет себя алчностью и гневом, вырывая яму на своем же пути.

Итог: прекрасное продолжение сказочной истории о нашем возможном прошлом.


Статья написана 30 июня 2012 г. 13:50

Многие читатели крайне предвзято относятся к бестселлерам или книгам, заявленным таковыми. Одни обвиняют их в отсутствии собственных оригинальных идей, другие в банальной игре на чувствах и инстинктах, а то и пагубном воздействии на детские умы. Разумеется, "Голодные игры" Сьюзен Коллинз также не стали исключением. Тем более, что вскоре по книге сняли фильм, который вызвал еще большую волну критики, впрочем, довольно справедливой. И тем не менее, многие, разбирающиеся в фантастике люди высоко оценили произведение. Так в чем же дело? Что могло вызвать столь сильное, почти диаметральное разделение мнений?

"Мы" Замятина, "1984" Оруэлла, "О дивный новый мир" Хаксли, продолжать список известных антиутопий можно довольно долго. Немало именитых и гениальных, не говоря уже про средних и посредственных писателей разрабатывали эту тему на протяжении всего двадцатого и начала двадцать первого века. Можно ли сказать что-то новое, добавить что-то неизвестное, когда высказалось столько людей? Конечно, да, хотя это и крайне трудно. Впрочем, сомневаюсь, что Коллинз ставила перед собой такую задачу. Хотя в ее мире есть забавные, любопытные детали и яркие моменты, в целом, он вполне обычен. Но не настолько, чтобы вызвать раздражение.

Многие, только начав читать аннотацию, сразу же вспомнили про "Королевскую битву" Таками. И действительно, сходство разительное. Сама концепция гладиаторских боев между детьми полностью совпадает вплоть до некоторых деталей. В принципе, здесь можно упомянуть и "Рыцарей сорока островов", хотя вряд ли Коллинз знала про эту книгу. Так неужели "Голодные игры" плагиат, причем весьма плохо замаскированный? Если быть честным, примеров заимствований в литературе не счесть. Как среди мэтров, так и среди заурядных авторов. Но здесь нужно обратить внимание на одну немаловажную деталь. А для этого надо прочесть книгу.

Повествование идет от первого лица, поэтому читатель относительно быстро погружается в мир. Мир, который предстает перед нами глазами шестнадцатилетней девочки Китнисс. Но кто она такая? В этом-то и кроется основное отличие "Королевской битвы" от "Голодных игр". Если Таками создал масштабное полотно человеческих отношений на примере одного класса, где уделил всем основным персонажам поровну внимания, то Коллинз сосредоточилась на одном, на его стремлениях, желаниях и сомнениях. Кто-то хмыкнет, что это очень простой и выгодный ход, как знать, как знать. Но вернемся к Китнисс.

Жизнь в Дистриктах — нелегкая штука. И жестокая ко всему прочему, как и полагается в уважающей себя антиутопии. А потому абсолютно правдоподобная реакция подростка на беспощадность реалий — недоверие и эгоизм. Впрочем, второе свойственно многим детям, да и взрослым тоже. Китнисс не доверяет даже матери, не говоря о сверстниках. Лишь с младшей сестрой Прим и давним другом Гейлом она более или менее откровенна и честна. Но "Голодные игры" разрывают в клочья и эту иллюзия спокойствия.

Коллинз неплохо прошлась по Капитолию сарказмом и обличением пороков. Персонажи получились у нее на удивление живыми и правдоподобными. Но все это гарнир, а основное, на мой взгляд, блюдо то, как Китнисс стремительно запутывается в паутине фальши и лжи. Насквозь пропитанная этим атмосфера Капитолия душит ее, не давая понять, кто враг, а кто друг. Не давая присмотреться к людям, почувствовать их и поверить им. Что будет если напугать ежа? Правильно, то же происходит и с героиней. Жестокость гладиаторских боев писательница щедро разбавила описаниями быта, не поленившись вписать в ткань романа несколько пронзительных эпизодов, к которым, между прочем, она еще не раз вернется в следующих частях цикла.

Но так что же в сухом остатке? Что выбросили на рынок американские книгоиздатели? Дешевую поделку, рассчитанную на впечатлительных девиц, или же новое слово в подростковой литературе? На мой взгляд, ни то, ни другое. По большому счету, у Коллинз получился крепкий роман, приправленный острыми приключениями, но пикантность ему придает искренность и достоверность чувств главной героини. Поначалу это незаметно, но ближе к концу становится виднее, как Китнисс приближается к грани сумасшествия. Первая книга обрывается именно на этой, звенящей ноте, заставляя нас гадать, справится ли с собой героиня. В предисловии Коллинз говорит, что Китнисс очень близка ее сердцу. Вероятно потому, что автор, в прямом смысле слова, влезла в ее шкуру, чтобы все выглядело реалистично. А оно именно так и выглядит.

Итог: книга, представляющая антиутопичный мир глазами девочки-подростка.





  Подписка

Количество подписчиков: 298

⇑ Наверх