…И, наконец, о том жанре прозы, который очень любят дети и который втайне любят и взрослые. Вы уже догадываетесь — я говорю о приключенческой и научно-фантастической литературе.
В этой области у нас глубоких, сложившихся традиций не существовало. Жанр пришлось создавать заново. В отличие от современного Запада, старающегося сейчас, в угоду пропаганде войны и насилия, забыть традиции Жюль Верна, Фенимора Купера, мы создаем этот жанр на прочной, глубоко гуманистической основе. Поэтому первые успехи в этой области, достигнутые за последние два десятилетия, особенно радостны, хотя — и это надо честно сказать съезду — сделано в этой области недопустимо мало.
Несомненным вкладом в этот жанр за минувшие годы были такие книги, как «Звездные корабли» (повесть) Ивана Ефремова, «Тайна двух океанов»Григория Адамова, «Плутония» академика Обручева, «Властелин молний»Сергея Беляева, «Джура» Георгия Тушкана, увлекательный «Кортик» Анатолия Рыбакова, забавная повесть «Старик Хоттабыч» и памфлетный роман «Патент АВ»Лазаря Лагина, «По следу» Валентина Иванова, «Архипелаг исчезающих островов»Леонида Платова, «Разведчики» Николая Томана, «В мире исканий»Вадима Охотникова, роман Александра Авдеенко «Над Тиссой», недавно опубликованный в «Пионерской правде», и, пожалуй, «Арктический мост»Александра Казанцева, хотя к этой книге и предъявлялись довольно серьезные и основательные, на мой взгляд, претензии. Но разве эти и еще с десяток подобных книг хоть в какой-то мере удовлетворили жажду ребят? Их можно рассматривать лишь как разведку в этот жанр, удачную разведку, обнаружившую, что у нас есть все возможности широко его развивать.
А какое богатство тем открыл социализм для создания увлекательных романов, повестей и рассказов приключенческих, научно-фантастических! Какое богатство сюжетов несет для него творческая жизнь нашего народа! Ведь это мы, советские люди, освоили Северный морской путь, первыми совершили прыжок на Северный полюс и, можно сказать, обжили его! Мы показали человечеству возможность беспосадочных перелетов из Москвы в Америку. У нас была раскрыта тайна реактивного двигателя для межконтинентальных и межпланетных путешествий. У нас впервые атомный реактор дал ток для фабрик, колхозов. Мы показали всему миру, как можно и как нужно использовать запасы атомной энергии на благо и радость человека. А какое многообразие сюжетов дает авторам приключенческого жанра труд советских людей! Поиски геологов в пустыне, где до сих пор не ступала нога человека, проникновение их вглубь горных хребтов, жизнь работников высотных метеостанций и. обсерваторий, чудесные путешествия наших подводников, романтическая работа летчиков-испытателей, перепрыгивающих через барьер скорости звука, беспримерные перегоны гигантских стад на зимние пастбища, кругосветные путешествия целых плавучих городов, какими являются наши китобойные флотилии, подвиги пограничников на суше, на море, в воздухе... А неутомимые поиски лучших методов работы, которые постоянно ведут у нас люди труда, смелые, подчас рискованные опыты скоростных плавок стали и чугуна, эксперименты наших химиков и физиков — какой же это все богатейший материал для приключенческого и научно-фантастического жанра!
Кажется, много, очень много сделано в период между двумя съездами. Но когда вот так оглядишься кругом, задумаешься, над действительностью — и поражаешься: как же мало все это отражено еще в литературе, сколько чудесных фабул, сюжетов, какое великое множество характеров ярких, самобытных, неповторимых осталось еще не описанными и в литературе не отраженными!
… Но если писатель перепрыгивает через реальное и выдает идеал за осуществленный факт, это уже утопия или фантастика.
Можно писать прекрасный роман о жизни и труде Циолковского. Это будет реалистический роман, окрыленный смелой и настоящей романтикой. Каждый его читатель будет убежден, что мечта о межпланетном перелете — это реальная мечта, она манит нас из недалекого будущего.
Но представьте себе, что, желая усилить романтику, писатель, например, пишет, что Циолковский осуществил полет на Луну. Это уже фантастика, и в данном случае она будет выглядеть надуманной.
Конечно, фантастика может иметь силу большого призыва, она законно живет в нашей литературе. Но она действует именно как фантастика своим специфическим голосом, своей специфической связью с действительностью.
Вопрос не стоит так, должны ли мы мечтать или нет: такой вопрос давно для нас решен. Прекрасно сказал еще Владимир Ильич Ленин о революционной мечте. Массовый опыт нашей жизни и нашей литературы показывает, что у нас нет даже ограничений в том, как далеко мы можем провидеть вперед. Можно писать о том, как простой человек, оживляет пустыню, создает новые артерии жизни и моря на земле, и это будет правдиво, убедительно. Но, с другой стороны, можно писать, что председатель артели построил баню, и читатель не поверит этому. Могут верить читатели, что герой совершил высочайший подвиг, который стоил ему жизни, и те же читатели могут не верить, что такая-то героиня спасла капусту от наводнения. Скажут, что это уж слишком самоотверженно для нее.
— - -
18 декабря 1954 года. Содоклад С. А. Герасимова «О советской кинодраматургии» (произведение (прочее)), стр. 197-216.
С. 199.
Были сделаны попытки создания приключенческих и научно-фантастических картин. Однако этих картин было создано мало, а те, что были сделаны, не отличались ни богатством вымысла, ни тщательностью постановки. Справедливость требует сказать, что этот любимый молодежью жанр так и не получил в предвоенные годы своего широкого развития.
— - -
18 декабря 1954 года. Радиограмма коллектива дрейфующей научной станции «Северный полюс-3», с. 225.
С. 225.
Радиограмма. «Второму Всесоюзному съезду писателей. Дорогие товарищи! Из края вечных льдов, где сейчас глубокая полярная ночь, примите наш самый искренний, горячий привет. Здесь, в районе Северного полюса, вдали от родных берегов, книга —- наш верный спутник и советчик.
В книгах черпаем мы знания, необходимые ответы на самые различные вопросы. Книга дает нам лучший отдых после долгих часов работы в пургу и мороз, во мраке ночи. Образы людей, созданных вами, заставляют волноваться, искренне переживать и надолго запоминаются. Вы, товарищи, создали много прекрасных, интересных книг об Отечественной войне, о героизме, самоотверженном труде простых советских людей, об их преданности нашей социалистической Родине. Но не обижайтесь на упрек: тематика современных художественных произведений однообразна. Очень мало книг, посвященных жизни советской интеллигенции, ученых... Почти нет книг, посвященных научной фантастике, путешествиям, приключениям. А ведь они воспитывают у юношей, да и не только у юношей, смелость, отвагу, решительность, стремление познать природу своей Родины. Совсем исчезли книги об Арктике, о скромных советских полярниках, строящих на побережье Северного Ледовитого океана новую жизнь, изучающих и покоряющих суровую арктическую природу.
Съезд советских писателей — большое событие не только в жизни писательской общественности, но и в жизни, всей страны.
От всего сердца желаем Второму Всесоюзному съезду писателей самой плодотворной работы на благо советской литературы, на благо нашей социалистической Родины.
По поручению коллектива дрейфующей научной станции «Северный полюс-3» Трешников». (Аплодисменты.)
— - -
19 декабря 1954 года. Приветствие ЦК ВЛКСМ (читает Рапохин А. А.), стр. 243-246.
С. 244.
…В деле воспитания молодежи огромное значение имеет научно-фантастическая и приключенческая литература. Мы просим писателей больше писать таких книг, которые бы способствовали формированию у молодежи правильного, материалистического мировоззрения, давали бы ответы на возникающие у молодого читателя вопросы в различных областях науки и техники. Важно, чтобы эти книги были написаны просто, увлекательно, с большим художественным мастерством, будили бы мысль и фантазию читателя, зажигали его желанием бороться, искать, дерзать. ...
…Как известно из высказываний крупнейших ученых человечества, в ближайшие сорок лет, то есть до двухтысячного года, человечество обследует всю твердь солнечной системы, которая предположительно
в одиннадцать раз больше, чем твердь земного шара.
Почему человечество это сделает? Потому, что пришло время это сделать. Для чего? Какой в этом смысл? Можно утверждать, что это нужно для развития человечества, что это новая, величайшая его сверхзадача. Но не потому, что человечество начало бы вырождаться через тысячу или две тысячи лет, чего, конечно, не произойдет, а потому, что пришло время это сделать. И при жизни доброй половины нас, а может быть 90 процентов, эта задача будет решена.
Что же, как не кино, перенесет нас зримо в иные миры, на другие планеты? Что расширит наш духовный мир, наше познание до размеров поистине фантастических?
Кинематография.
…Много лет я спрашиваю—откуда у нас этот убогий антинародный стиль показа любви на экране? Что это за глумление над лучшими чувствами сыновей и дочерей народа? Почему в своих сценариях мы так скупы на нежные движения, на внимание, согласие, ласку, поцелуй? Зачем мы обедняем сердца наших юных современников? Почему, неудовлетворенные, они вынуждены искать ответа на эти благородные влечения своего возраста у художников прошлых времен, у них черпать образцы красоты?
…Я не зову никого к плаксивым, пессимистическим сюжетам. Так же, как и вы, я люблю народ, понимаю, что личная жизнь моя имеет смысл постольку, поскольку она направлена к служению народу.
Я верю в победу братства народов, верю в коммунизм, но если при первом полете на Марс любимый мой брат или сын погибнет где-то в мировом пространстве, я никому не скажу, что преодолеваю трудности его потери.
Я скажу, что я страдаю.
Я прокляну небесные пространства и буду плакать по ночам в своем саду, закрывая шапкою рыдания, чтобы не спугнуть соловья с цветущей вишни, под которой будут целоваться влюбленные.
…Народ не прощает плохих полководцев. Он избирает их для того, чтобы они выигрывали сражения, а не проигрывали.
Народ не простит и нас, если мы не будем помнить об этом.
…Обличительные мотивы мы находим даже в жанре научной фантастики. Известный писатель научно-фантастического жанра Рей Брэдбери написал повесть «451 градус по Фаренгейту». В этой фантастической повести он описывает Америку конца XX века, когда правителям страны удалось довершить полную программу удушения и истребления культуры. Он описывает трагическую судьбу людей, изгнанных из городов за то, что они сохранили опасную привязанность к книгам, которые запрещены по всей стране.
— - -
Делегаты Второго Всесоюзного съезда советских писателей с правом решающего голоса.
1. Алексей Фёдорович Трешников (1914—1991) — советский океанолог, географ, исследователь Арктики и Антарктики. Доктор географических наук (1963), профессор (1967), академик АН СССР (1981).
2. Читатели, а что вы помните о событиях Второго Всесоюзного съезда советских писателей?
Ежегодник Большой Советской Энциклопедии. 1962. Ред. кол. Л. С. Шаумян (гл. ред.) и др. М.: Советская энциклопедия, 1962. 624 с. Подписано к печати 12 июля 1962 г.
Информация и упоминание о произведениях в жанре фантастика.
Союз Советских Социалистических Республик. Культурная жизнь. Художественная литература...
Выдающиеся достижения отечественной и мировой науки и завоевание советским человеком космоса определили особое внимание читателей к научно-популярной и научно-фантастической литературе. Широкий интерес вызвали книги первых советских космонавтов Ю. Гагарина «Дорога в космос» (М.) и Г. Титова «700 000 километров в космосе» (М.). Вышла книга научно-художественных очерков Д. Данина «Неизбежность странного мира» (М.), сборники научно-популярных произведений «Золотой лотос» (М.), «Янтарная комната» (Л.) и др.
-----
С. 154
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.
Литературоведение... Вышли также работы Д. Благого «Поэзия действительности» (М.), Д. Тамарченко «Из истории русского классического романа» (Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.—Л.), А. Е. Горелова «Очерки о русских писателях» (Л. С. Шервинского «Ритм и смысл» (к изучению поэтики Пушкина, М.), Б. Эйхенбаума «Статьи о Лермонтове» (М.—Л.), М. Гиллельсона и др. «Гоголь в Петербурге» (Л.), Ю. Нигматуллиной «И. С. Тургенев и татарская литература начала 20 в.» (Тургенев и Ф. Амирхан, Казань), Г. Соловьва «Эстетические взгляды Н. А. Добролюбова» (М.), И. Дорногина «Общественно-политические взгляды М. Е. Салтыкова-Щедрина» (Горький), Я. Лебедева «Атеизм М. Е. Салтыкова-Щедрина» (М.), Р. Левиты «Общественно-экономические взгляды М. Е. Салтыкова-Щедрина» (Калуга), И. Клейнера «Драматургия Сухово-Кобылина» (М.), Б. Летова «В. Г. Короленко — редактор» (Л.), А. Михайлова «Север в литературе» (статьи и очерки. Архангельск), М. Беккера «О поэтах» (М.), В. Огнева «Поэзия и современность» (М.), В. Шейпкера «А. М. Горький в Заполярье» (Мурманск), А. Белоусова «Горький и бурятская литература» (Улан-Удэ), С. Маршака «Ради жизни на земле» (об А. Твардовском, М.), В. Кардина «Сегодня о вчерашнем. Мемуары и современность» (М.), Ю. Рюрикова «Через 100 и 1000 лет. Человек будущего и советская художественная фантастика» (М.), …
-----
Зарубежные страны.
С. 206
Бельгия. Культурная жизнь. Театр. По-прежнему бельгийский театр испытывает трудности с получением права постановки иностранных пьес. Это обедняет театральные программы. В сезон 1960—61 гг. Национальный театр показал следующие произведения: «Отелло» Шекспира (в современной постановке и костюмах); «Ищите тело, господин Блек» — английскую детективную пьесу Лондер-Жиллиа; «Годфрид Бульонский» бельгийского драматурга Германа Клоссона, который вывел на сцену национального героя крестовых походов; «Похититель детей» французского поэта Жюля Сюпервьей, нежную и поэтичную пьесу; «Десятый человек» Падди Чаефского, этюд о еврейской проблеме; «Ученик дьявола» Б. Шоу, сатирическую и юмористическую пьесу; «Школа отцов» Жана Ануя, род фантазии о воспитании молодежи (действие происходит в 18 в.); «Школа мужей» Мольера. Театр «Дю Парк», более традиционный в своем репертуаре, показал цикл французских классических пьес и различные произведения современных авторов от комедии нравов до социальных портретов. Назовем, например: «Бодуэн из шахты» бельгийского автора О. П. Жильбера; «Славные женщины» французского автора Андре Руссена; «Три актера и одна драма» бельгийского автора М. Гельдероде; «Гостиная» англичанина Грэма Грина, произведения А. Монтерлана. Театр «Де Галери», который специализировался в жанре бульварного театра и где наряду с этим выступают французские гастрольные труппы, приезжающие в Брюссель, показал, между прочим, «классику» брюссельского юмора — «Свадьбу мадмуазель Белеманс» Ф. Фонсона и Ф. Бешле. Театр «Дю Ридо» показал «Вишневый сад» Чехова в замечательной постановке Пьера Лароша; он же руководил актерами в старинной испанской пьесе «Трус во дворце» Тирсо де Молины. Театр «Де Пош» избрал программу из вещей, не входящих в обычный коммерческий репертуар; он предоставил возможность аплодировать острой пьесе чехословацкого автора Павла Когоута «Разделенная ответственность». («Такая любовь»), пьесе «Строители империи» француза Бориса Виана и др.
А. Монтуаш
-----
С. 336
Польша. Культурная жизнь. Литература. Из романов на современные темы, изданных в 1961 г., заслушивают внимания: короткий психологический роман Я. Ивашкевича «Любовники из Мароны», роман с сельской тематикой Ю. Мортона «Моя вторая женитьба», экспериментальный, вызвавший оживленные дискуссии роман В. Маха «Горы у Черного моря». Продолжает появляться много произведений на военно-оккупационные сюжеты. Среди них следует отметить романы В. Жукровского «Искупавшиеся в огне», Б. Чешко — «Обоз», К. Филиповича —«Записки антигероя», А. Щипёрского — «Минувшее время» и «Нулевой час». Трехтомный роман «Дальние дороги», действие которого развертывается в 1937—42 гг. в среде левой польской интеллигенции, опубликовала Ф. Беньковская. В своем романе «Прекрасная болезнь» М. Яструн заглянул в страну молодых лет и дал беллетризованное изображение формирования художественной личности. Ретроспективный характер имеет и рассказывающий о последних предвоенных годах роман «Гуща», который написали Анна и Ежи Ковальские. К. Трухановский в своем произведении «Божьи мельницы» вводит нас в атмосферу психологической фантастики. Новая повесть Г. Морцинка «Семеро часов коварного Иоахима Рыбки» написана в традициях литературной «гавзнды». В области исторического романа отметим новые произведения К. Бунша («Тысячный год») и Я. Жилиньской («Золотое копье»), оба о временах Пяста. Несомненный интерес представляет очерково-популяризаторский труд П. Ясеницы «Славянская родословная». На грани популярного исторического очерка и беллетристики стоит повесть Я. Бохеньского о Юлии Цезаре «Божественный Юлий». Гротескно-сатирическая проза представлена фантастической повестью С. Мрожека «Бегство на юг», фантастикой занимался, как обычно, Станислав Лем (романы «Солярис», «Книга роботов», «Возвращение со звезд»). На страницах журнала «Пшеглёнд культуральны» начал печататься роман М. Домбровской «Приключения мыслящего человека». В числе сборников рассказов заслуживают упоминания: «Имя собственное» Ю. Стрыйковского, «Аркадия» Е. Путрамента. Из мемуарной литературы интересны том воспоминаний Е. Путрамента «Полвека», красочный крестьянский дневник Р. Турка «Моя мама, я и остальные», поражающий необычностью авторских перипетий дневник времен оккупации Ю. Маковского «Вермехтгефольге», а также «Незаурядные люди в моих буднях» старейшего из ныне живущих польских писателей А. Гжималы-Седлецкого (воспоминания о Сенкевиче, Тетмайере, Выспянском, Реймонте и др.). В 1961 г. вышли новые сборники стихов: «Разговор со звездой» А. Слонимского, «Испытание целости» Ю. Пшибося, «Пениньская сказка» Е. Загурского, «Новые стихи» Л. Левина, поэма А. Важика «Лабиринт» и др. Опубликовано, наконец, полное издание произведений многообещавшего в свое время лирика, павшего в борьбе с оккупантами, К. Бачиньского.
В области драматургии нужно прежде всего упомянуть новую пьесу Л. Кручковского «Смерть губернатора», затем «Встречу с Саломеей» Е. Завейского, «Скандал в Хельберге» Е. Брошкевича, «Группу Лаокоона» Т. Ружевича, одноактные гротески С. Мрожека («Кароль»), «Стриптиз», «В открытом море»). Интересны драматические дебюты авторов старшего поколения: Я. Парандовского («Медея») и К. Иллаковичувны («Растерзанная земля или святость не прибыльна»). Первую премию на конкурсе молодых драматургов получила пьеса К. Хоиньского «Крестовый поход».
Р. Матушевский.
-----
С. 395
Чехословакия. Кино. В 1961 г. в ЧССР было выпущено 44 полнометражных фильма (в том числе 38 художественных и 6 документальных), Киностудия «Барандов» в Праге выпустила 30 полнометражных фильмов (29 художественных и 1 документ. с художественными вставками) и 7 среднеметражных медальонов (монтажей). Киностудия «Готвальдов» выпустила 1 и киностудия «Калиба» в Братиславе 8 полнометражных словацких художественных фильмов. Из общего числа полнометражных художественных фильмов 26 было посвящено современной тематике, 11 — исторической тематике (в том числе 4 — из времен второй мировой войны) и один носил фантастический характер. Оригинальных сценариев было 24, экранизаций литературных произведений 14 (в том числе 3 театральные пьесы). Драм было 26 (в том числе 8 приключенческих), комедий 9 (в том числе 2 сказки для взрослых и 1 для детей), 3 фильма имели своей основой рассказы. Для взрослых зрителей предназначалось 27 фильмов, для молодежи 11 (в том числе 6 для детей).
Киностудии короткометражных фильмов в Праге, Брно и Готвальдове выпустили 421 фильм (в том числе 5 полнометражных). Киностудии короткометражного фильма в Братиславе выпустили 116 фильмов.
В чехословацких кино в 1961 г. демонстрировалось 209 полнометражных фильмов и кинопрограмм, в том числе 46 чехословацких фильмов, 43 советских, 45 из других социалистических стран и 57 из капиталистических стран.
Короткометражных фильмов, кроме киножурналов, было показано 325.
В области художественной кинематографии самый крупный успех за границей имели фильмы «Голубка», «Где у рек солнце» и «Высший принцип». Премией чехословацкой кинокритики за 1960 г. были награждены фильмы «Везде живут люди» и «Песня о сизом голубе». На XII Международном кинофестивале трудящихся были награждены фильмы «Ночной гость» и «Упала с луны». Из короткометражных художественных фильмов имели за границей успех фильмы «Пятикроновка», «Кусок» и экспериментальный трюковый фильм «Кошачья школа».
В области мультипликационной кинематографии самых крупных успехов достигли за рубежом фильмы «Бомбомания», «Внимание», «За место на солнце» и «Паразит».
Из полнометражных документальных фильмов были награждены «II Общегосударственная спартакиада» и «Свидетельство».
В области короткометражных документальных, научных и научно-популярных фильмов больше всего выделяются фильмы «Стекло, стекло, стекло», «Город ночью» и «Победа без трофеев».
Государственная премия К. Готвальда была присуждена за произведения молодых кинорежиссеров «Я пережил смерть», «Авария», «Везде живут люди» и «Пятое отделение».
Проводилась Неделя советского научного фильма. Дни африканских кинематографий и Дни кинематографии ОАР, Недели чехословацкой кинематографии в Москве, Киеве, Львове, Улан-Баторе, Риме, Гаване, Тунисе и Джакарте.
Я. Кучера.
-----
С. 402
Швеция. Культурная жизнь. Литература… Л. Алин написал роман «Кора и листва». Автор показывает человека, который спрятался под защитной оболочкой общепринятых ценностей и догм. Алин считает своим долгом сорвать это покрывало. Роман получил шведскую литературную премию за 1961 г… В 1961 г. была издана ещё одна книга А. Лундквиста – сборник новелл «Рассказы для заблудших». Рассказы из шведской сельской жизни сменяются фантастическими рассказами об удивительных странах, в числе которых увлекательное описание поездки в Сибирь…
Автор — известный австралийский журналист. Вступив в ряды Коммунистической партии Австралии, Билл Вуд в течение почти двадцати лет работает в её центральном органе — газете «Трибюн».
— - -
*
Это было теплым декабрьским вечером в канун Нового, 2004 года. В старом пивном баре «Сасекс» на сиднейской улице, которая некогда носила одноименное название, а потом правительством Австралийской Народной Республики была переименована в улицу Портовиков, было так оживленно, что, казалось, от напора слов крыша поднимется в воздух. Бар был забит портовыми рабочими, журналистами из газеты «Трибюн» и их гостями из СССР, Чехословакии, Франции, Италии, остановившимися в Сиднее на пути в Антарктический дом отдыха. Конечно, здесь были и завсегдатаи, которые считают кощунством явиться домой без запаха доброго сиднейского пива.
— Тихо, вы, дронго! — вдруг прогромыхал старческим басом бармен но имени Эрни. — Не могли бы вы помолчать пару минут?
Хотя на австралийском языке «дронго» означает нечто покрепче «забулдыги», но бармен произнес это слово так певуче, так нежно, что присутствующие не только не обиделись, но даже прониклись уважением к оратору. Иностранные журналисты занесли «дронго» в блокноты как синоним слова «друг».
— Я хотел бы рассказать историю, — сказал бармен, — которая, возможно, заинтересует тех из вас, кто еще не потерял способность вообще чем-нибудь интересоваться.
— Давай, старик, слушаем, — раздались голоса.
— Мы уже давно привыкли к спокойному миру на земле, — начал Эрнест. — О войне знаем лишь из книг по истории, в которые заглядываем лишь для того, чтобы лишний раз убедиться, как много идиотов было среди наших предков. Но, спрошу я вас, знаете ли вы, кому и как человечество обязано приходом прочного мира на землю? Почему вторая мировая война оказалась последним побоищем глобального масштаба?
*
— Ну, что ж, я вас просвещу. — разгладил седые усы бармен. — Первый признак того, что с человечеством начало происходить что-то невероятно странное, был отмечен в марте 1967 года. Однажды утром в церкви Киллара произошло серьезное событие. Старые прихожане упали в обморок, когда священник обратился к хору мальчиков: «А теперь, детки мои, спойте гимн. Только должен вас предупредить, что хотя слова в нем красивые, но являются сущей неправдой. Над голубым небосводом нет ни обители, ни доброго дедушки, восседающего на троне. Там только ионосфера, пояса радиации, планеты, звезды, галактики. Ваш дом и ваши друзья — здесь, на земле, мои дорогие.
Так любите ее, берегите, облагораживайте!»
Бармен обвел взором зал. Перед посетителями начали пустеть кружки.
— Но главные события. — продолжал он, — только начинали разворачиваться. В арбитражном суде города Брисбена, который прославился своей преданностью предпринимателям, судья заявил адвокату, представлявшему рабочих: «А вы знаете, этот свидетель абсолютно прав. Я вполне согласен, что невозможно работать, когда за тобой по пятам ходят с хронометром». В Женеве на совещании по разоружению делегат от США сказал: «Предложение Советского Союза начать разоружение под взаимным контролем с запрещения ракет, способных доставлять ядерное оружие, является разумным, безусловно, реальным и выгодным для обеих сторон. Но, господа, я был бы в высшей степени неискренним, если бы не сообщил вам, что компания «Дженерал дайнемикс» обещала мне солидный пакет акций, если я утоплю советское предложение, как направленное против безопасности Запада и блокирующее весь дальнейший ход переговоров о разоружении».
Вслед за этим по всему миру прокатилась волна утечки секретов, странных выступлений министров и падения курса акций на биржах.
*
Бармен вновь обвел глазами зал и болезненно поморщился: число пустых кружек неуклонно росло.
— События принимали все более острый характер, — продолжал Эрнест — В Австралии они достигли своего апогея, как бы сказали греки, когда по всем телевизионным станциям было неожиданно объявлено, что вечером из Канберры будет передаваться чрезвычайно важное обращение правительства к нации.
Впервые в истории Австралии у телевизионных экранов собралось больше людей, чем при демонстрации серии американских боевиков о гангстерах Аль-Капоне, известной под названием «Неприкасаемые».
На экране появился видный министр из партии либералов. Он заявил, что ему поручено довести до сведения австралийцев страшные факты, и попросил людей с расстроенной нервной системой отойти от телевизоров. «Вчера. — сказал он, — организация «Объединенные научные силы свободного мира» сделала открытие, что странные явления, происходящие в последние недели, являются результатом самой чудовищной агрессин, когда-либо совершавшейся Советским Союзом.
Космический корабль «Восход-3», который с пятью учеными на борту сделал недавно пятьдесят оборотов вокруг Земли и которому так безудержно радовались австралийские коммунисты и другие враги нашего народа из лейбористской партии и Австралийского совета профсоюзов, оказывается, рассеивал над нашей планетой вирус «сультхомиксотпокуспроцептос», что означает «стопроцентный детектор правды».
Этот вирус, созданный в сверхсекретных советских лабораториях в Сибири, обладает способностью проникать через любую среду и выдерживать температуру даже атомного взрыва. Более того, наши ученые единодушно установили, что его нельзя обнаружить никакими современными средствами. Сейчас, в этот грозный момент истории, аналогичные заявления от имени правительств делаются в Бонне. Вашингтоне, Лондоне, Париже и других столицах свободного мира. Я призываю вас еще теснее сплотиться и уж во всяком случае забыть о забастовках. Опасность огромна! Люди, ставшие жертвой вируса, сразу же начинают проявлять ничем не сдерживаемое желание рассказывать служебные тайны.
А что это означает? Один пример. Окажись я в числе этих жертв, я должен был бы, в частности, сообщить вам, что наше правительство подписало с США сверхсекретный договор, дающий неограниченное право...»
На экранах запрыгали строки, а потом полнилась надпись: «Извините. Передача закончена из-за технической неисправности. Спокойной ночи!»
Но какой уж тут покой. Весь мир пришел в брожение. Десятилетие, последовавшее за 1960 годом, явилось свидетелем крушения одного капиталистического правительства за другим. В конце концов эксплуататорское общество перестало существовать. Вот почему человечество навсегда избавилось от угрозы войны.
*
В это время на улице раздался шум подъехавшего грузовика. Бармен выглянул из окна, и его лицо расплылось в улыбке.
— Поскольку вирус до сих пор не истреблен, — сказал он, — я должен признаться, что эту историю я выдумал сам. Что же мне оставалось делать, черт побери, когда пиво оказалось на исходе. Не закрывать же наш знаменитый бар в новогоднюю ночь! Но теперь, о слава космосу, прибыл драгоценный продукт. Давайте ваши кружки!
А вирус правды все-таки был. Распространялся он не с космического корабля сверху, а внизу, на самой земле, и прежде всего коммунистическими газетами, в одной из которых я сам работал наборщиком, пока меня не произвели в руководители этого заведения. Так выпьем за здоровье коммунистов!
— - -
Перевел с английского Ю. Яснев. г. Сидней, декабрь.
КОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЁТ В ЛИТЕРАТУРЕ. Мечта человечества о полете в небо и на небесные тела нашла широкое отражение в сюжетах фольклора и литературы почти всех народов. Рассказы об этом встречаются уже в ассиро-вавилонском эпосе, в древнекитайских и иранских легендах. В древнеинд. поэме «Махабхарата» содержатся наставления для полета на Луну. Путешествие на небо Рамы описывает в «Рамаяне» (1575) инд. поэт Тулсидас. Широко известен греч. миф о полете к Солнцу Икара на крыльях, скрепленных воском. По легенде, полет на небо па грифонах пытался совершить Александр Македонский. Вариант этой легенды создал впоследствии таджикский и персидский поэт А. К. Фирдоуси (10 в. н. э.). Полет к Луне на корабле, унесенном бурей, а также на крыльях описал Лукиан Самосатский (2 в. н. э.).
Утверждение теологич. догматики в раннем средневековье изгнало «космич.» тему из литературы. Она вновь появляется лишь в эпоху Возрождения. Посещение Луны при помощи магии описывает в «Астрономических грезах» («Mystrerium cosmographicum», опубл. 1634) И. Кеплер. Англ. писатель Ф. Годвин в «Человеке на Луне» («The man in the Moon», 1638) отправляет своего героя на Луну на дрессированных лебедях. Такой же способ описан в романе «Похождение Симплиция Симплпциссимуса» («Der abenteuerliclie Simplizissimus», 1669, в 6 кн.) нем. писателя X . Я . Гриммельсхаузена. Нем. естествоиспытатель А. Кирхер в «Экстазном небесном путешествии» («Itinerarium extaticum quo mundi opificium», 1656) вновь прибегает к помощи магии. Ф. М. Вольтер в повести «Микромегас» (1752; рус. пер., 1788) повествует о межпланетных скитаниях сатурнианца.
Развитие техники сказалось и на способах полета в космос, используемых авторами романов. Среди многочисл. фантастич. средств полета, описанных франц. писателем Сирано де Бержераком в сочинении «Иной свет, или Государства и империи Луны» («L’autre monde ou les etats et empires de la Lune», 1657), упоминается аппарат, движимый последовательно срабатывающими пороховыми ракетами. Англ. поэт Дж. Байрон в «Дон-Жуане» (1819—23; рус. пер., т- 1—2, 1847) считал возможным достижение Луны при помощи паровой машины. Амер. писатель Э. По в «Необыкновенном приключении Ганса Пфаля» («Tlie Unparalleled adventure of one Hans Pfaal», 1835) описывает полет к Луне на воздушном шаре. Французский писатель А. Эро в «Путешествии на Венеру» (1865) использует ракетный аппарат, франц. писатель А. Дюма в «Путешествии на Луну» («Un voyage a la Lune», 1857) — вещество, отталкиваемое Землей, а Ж. Верн в известной серии романов о Пушечном клубе (1865—70) отправляет своих героев на Луну в пушечном ядре. Давление солнечного света, отраженного неподвижным большим экраном на корабль, обеспечило полет с Луны на Венеру и Меркурий героям франц. романистов Фора и Графиньи («Необыкновенные приключения русского ученого», 1889— 96; рус. пер., 1895). Англ. Писатель Г. Уэллс в «Первых людях па Луне» («First men in the Moon», 1901) высказал идею гравитац. экрана. Нем. писатель К. Лассвиц в романе «На двух планетах» (1897; рус. пер., 1925) пишет о веществе, придающем невесомость космич. кораблю. А. А. Богданов в романе «Красная Звезда» (1908) для полета на Марс использует минус-материю в сочетании с реактивным двигателем, а Б. Красногорский в романе «По волнам эфира» (1913) описывает полет к Луне и обратно на космич. корабле, снабженном большим экраном для использования давления солнечного света в качестве движущей силы.
Под влиянием работ К. Э. Циолковского, Р. Эно-Пельтри, Р. Годдарда, Г. Оберта ракетные двигатели стали осн. cредством полета в фантастич. романах. При этом использовалась ядерная энергия (А. Трен и Р. Вуд «Вторая Луна», 1915; рус. пер., 1917, и др.), электрическая и гл. обр. химич. энергия. В 20 в. науч. фантастика, посвященная космич. полетам, получила бурное развитие [К. Э. Циолковский («Вне Земли», 1920), А. Н . Толстой («Аэлита», 1923), А. Р. Беляев («Прыжок в ничто», 1933, «Звезда КЭЦ», 1936, и др.)].
В наст. время в научно-фантастич. романах находят отражение проблемы космонавтики (напр., С. Лем «Астронавты», 1951; рус. пер., 1957; А. Кларк «Лунная пыль», 1965), либо космос служит фоном, на к-ром развертывается фабула романа, посвященная гл. обр. социальным взаимоотношениям будущего (напр., И. Ефремов «Туманность Андромеды», 1957; С. Лем «Магелланово облако», 1956; рус. пер., 1960, и мн. др.), или раскрытию уродливых сторон жизни совр. бурж. общества (напр., Рей Бредбери «Марсианские хроники», 1950; рус . пер., 1965). Поскольку совр. наука почти не оставила надежды встретить разумных существ на др. планетах Солнечной системы, писатели-фантасты часто обращаются к тематике, связанной с межзвездными и межгалактич. полетами.
BEPН (Verne), Жюль (1828— 1905) — франц. писатель, автор научно-фантастич. приключенческих романов. Идея полета с Земли в космич. пространство изложена им в книгах: «С Земли на Луну» (1865), «Вокруг Луны» (1870), «Гектор Сервадак» (1877) и «Пятьсот миллионов бегумы» (1879) (рус. пер. см. Собр. соч., т. 1— 12, М., 1957). Именем В. назван кратер на обратной стороне Луны.
--------------
С. 256
МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ПО КОСМОНАВТИКЕ. Состоялась в Москве в апреле — июне 1927. Была организована Ассоциацией изобретателей с целью объединения усилий различных ученых, работающих в области ракетной техники, а также популяризации идей межпланетных полетов. Экспозиции ее отражали научно-фантастич., теоретич. и изобретательско-конструкторский этапы в развитии ракетной техники, а также последние достижения астрономии и метеорологии, разрабатываемые методы межпланетной связи. Демонстрировались работы рус. и сов. ученых Н. И. Кибальчича, К. Э. Циолковского, Ф. Л. Цандера, изобретателей А. Я . Федорова, Г. А. Полевого, Г. Ф. Крейна и зарубежных ученых В. Гоманна, Ф. Улинского, Г. Оберта, М. Валье, Р. Эно-Пельтри, Р. Годдарда.
--------------
С. 351-352
Pынин, Николай Алексеевич (1877— 1942) — сов. ученый в области авиации и начертат. геометрии, автор ряда работ по реактивной технике, межпланетным сообщениям и освоению стратосферы.
В 1901 окончил Петербургский ин-т инженеров путей сообщения, где в 1920 организовал факультет воздушных сообщений. С 1921 — профессор там же. Р. экспериментально изучал проблему влияния инерционных перегрузок на живой организм. В 1918 было опубликовано его заключение на проект реактивного летательного аппарата И. И. Кибальчича. Р . — автор монографии «Теория авиации» (1917), к урса «Проектирование воздушных сообщений» (1937) и др. В 1928—32 он издал труд «Межпланетные сообщения». Это была первая энциклопедия по истории и теории реактивного движения нкосмич. полетов. Труд состоит из 9 выпусков: т. 1, вып. 1 — Мечты, легенды и первые фантазии; т. 1, вып. 2 — Космические корабли в фантазиях романистов; т. 1, вып. 3 — Лучистая энергия в фантазиях романистов и проектах ученых; т. 2, выи. 4 — Ракеты и двигатели прямой реакции; т. 2, вып. 5 — Теория реактивного движения; т. 2, вып. 6 — Суперавиация н суперартиллерия; т. 3, вып. 7 — Русский изобретатель и ученый К. Э. Циолковский. Его биография, работы и ракеты; т. 3, вып. 8 — Теория космического полета; т. 3, вып. 9 — Астронавигация. Летопись и библиография. Р. — организатор и председатель межпланетных сообщений секции, созданной в 1928 при Ленинградском ин-те инженеров путей сообщения. С 1931 сотрудничал в ЛенГИРД . Именем Р. назван кратер на обратной стороне Луны. (Портрет, с. 284).
--------------
С. 443
ЦИОЛКОВСКИЙ, Константин Эдуардович (1857- 1935) — сов. ученый, заложивший основы совр. космонавтики и ракетной техники.
---------------
С. 447
ШТЕРНФЕЛЬД, Ари Абрамович (р. 1905) — сов. ученый в области космонавтики. Автор многочисл. науч. и научно-популярных трудов. Осн. работы: «Введение в космонавтику» (1937), «Искусственные спутники Земли» (1956, 2 изд., 1958) и др. Лауреат Междунар. премии но астронавтике (1934) и Междунар. премии Галабера по космонавтике (1963).
--------------
С. 459-460
ЭРО (Eyraud), Ашиль — франц. писатель. Автор фантастич. романа «Путешествие па Венеру» (роман) (1865), в к-ром описывается межпланетный полёт на ракетном аппарате. В качестве рабочего тела для реактивного двигателя предусматривалось использование воды. Именем Э. назван кратер на обратной стороне Луны.
СВЕДЕНИЯ О ЛИЦАХ, ИМЕНАМИ КОТОРЫХ НАЗВАНЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ ЛУНЫ ПО ФОТОГРАФИЯМ «ЛУНА — 3».
4. Верн, Жюль (1828— 1905, Франция) — писатель (научная фантастика).
14. Циолковский, Константин Эдуардович (1857— 1935, СССР) — основоположник космонавтики и ракетной техники.
--------------
С. 491
СВЕДЕНИЯ О ЛИЦАХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ, ИМЕНАМИ КОТОРЫХ НАЗВАНЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ ЛУНЫ ПО ФОТОГРАФИЯМ «ЗОНД-3».
91. Обручев, Владимир Афанасьевич (1863— 956, СССР) — геолог и географ (геология рудных месторождений, неотектоника, геоморфология и др., исследователь Сибири и Центральной Азии).
...
108. Рынин, Николай Алексеевич (1877—1942, СССР) — ученый в области авиации, космонавтики и начертательной геометрии.
123. Уэллс, Герберт (1866—1946, Англия) — писатель (научно-фантастические романы).
--------------
С. 497-499
СВЕДЕНИЯ О ЛИЦАХ , ИМЕНАМИ КОТОРЫХ НАЗВАНЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ ЛУНЫ ПО ФОТОГРАФИЯМ «ЗОНД-З».
(дополнительным список)
9. Сирано де Бержерак, Савиньен (1619—55, Франция) — писатель.
77. Эро, Ашиль (19 в., Франция) — писатель (описание фантастического полета на ракете на Венеру).
В каталоге книжного магазина в Токио, специализирующегося на продаже изданий на русском языке, встретил предложение приобрести книгу Лысенко В. И. за ¥4,510.
Библиография авторов журнала "Искатель". 1961-2021 / сост. В.И. Лысенко. (Библиографии Фантлаб), Екатеринбург, Издательские решения Екатеринбург 127 c. ISBN 9785005685179 pap. (R240008)
価格(税込み) ¥4,510
Цена (включая налоги) 4510 иен.
============================================
В библиографию внесены авторы художественных и публицистических произведений, опубликованных в журнале "Искатель" в 1961-2020 гг. Работа выполнена к 60-летию журнала на основе информации сайта Фантлаб.