Комментарии посетителя

Сообщения и комментарии посетителя


Комментарии посетителя AlisterOrm в блогах (всего: 378 шт.)
Лебедев Г. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси (2005). > к сообщению
Отправлено 8 октября 21:22
цитата ааа иии
Может быть, вот только куда они потом делись с этим фактором.

Ну а куда им расширяться-то было в таких условиях? Тем более, в условиях острова Пасхи, прости Господи.
цитата ааа иии
Если формулировать на скорую руку, то не-феодальные общества и структуры позволяют себе содержание институтов, к самостоятельному или минимизированному по запросам длительному существованию не способных.

И это совершенно нормально, поскольку оные институты создаются под конкретную проблему, с её решением исчерпываются институты. Это в более, скажем так, "развитых" обществах институт может существовать с условной целью.
цитата ааа иии
И как раз европейское средневековье дает пример обратного — соборы, воздвигнутые методом субботников

Собор — большой проект городской общины, эдакий символ его независимости. И строится он уже в достаточно богатых городах, которые имели возможность вкладываться в стройку ситуативно, особенно не напрягая необходимые ресурсы.
Лебедев Г. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси (2005). > к сообщению
Отправлено 8 октября 20:40
цитата ааа иии
Спокойно существующее без оного

В пределах дня пути пешкарусом — да, если поширше, уже требуется что-то посложнее. Средневековая Тропическая Африка у Куббеля.
цитата ааа иии
Не уверен. Внутри русского этноса данную задачу за задачу не считают (фольклор, контактные языки, финно-угорский топонимический субстрат).

Ну так это уже совсем давние времена.
цитата ааа иии
Традиционно полагают, что это гос-во складывалось больше вовлечением и дипломатией, чем насилием и экономикой... отсюда и айнская проблема, и проблема китайских источников

У Сэнсома было описано, как они лихо проникали с Корейского полуострова, но да, это была прежде всего вооружённая элита. Впрочем, Кодзики на эту тему достаточно противоречивы. А китайские средневековые источники о Японии — отдельная, очень весёлая тема.
Лебедев Г. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси (2005). > к сообщению
Отправлено 8 октября 20:36
цитата ааа иии
С не-феодальным не так категорично. Наиболее известен феномен прекращения монументального строительства, от Стоунхеджа до о-ва Пасхи и ольмекских голов. Воспетое Рейснером буддийское паразитирование на хищниках.

Культура Эйбери? Насколько я помню, в сборнике "Альтернативные пути к цивилизации" как раз была статья о том, что сам процесс возведения стал консолидирующим фактором для местного населения, и вокруг него выросла целая элита. Монументальное строительство понятно, для него требуется особая организация, всё же централизованная, особенно когда проблема с ресурсами.
цитата ааа иии
тем не менее, был отбор, была выработка собственных форм

Да, всё весьма самобытно.
Лебедев Г. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси (2005). > к сообщению
Отправлено 8 октября 14:10
цитата ааа иии
Климат это вегетативный период + аномальные периоды. С пост -ледниковыми почвами типа с одной стороны мох, а с другой ох, погода ничего не сделает. Увлажненность Поладожья для эры подсечно-огневого в минус, а мягкость климата, если верить построениям Клименко, губительна для единений и государственных процессов.

несколько пришлых культур, плюс пара местных, финских и балтских, сошедшихся на одной территории, и имеющих приток ресурсов извне... Надо как-то коммуницировать друг с другом, чтобы не передохнуть, отсюда и условная институализация объединений, хотя вряд ли она бы зашла очень далеко.
цитата ааа иии
Уровень племенного вождества, не позволяющий подняться, см. Буссенар, Похитители бриллиантов

Чифдом — то же раннее государство, точнее, протогосударство.
цитата ааа иии
Да законы альтинга (не позже 930) сперва вообще не записывали, а синхронное Ладоге Ямато уже разобралось со строителями курганов и начало свою историографию.

У Ямато бэкграунд слегонца другой был, и народишку поболее.
цитата ааа иии
Объявив политогенез, нужно показать, что там такого родилось из пошедшего дале. Дружину, культуру и союзы мы уже отсекли

Ну как, сравнительно крупные поселения с укреплениями, и экономическими связями друг с другом, Новгород со своими концами.
Лебедев Г. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси (2005). > к сообщению
Отправлено 8 октября 14:06
цитата ааа иии
Децентрализация и автономность очень способствуют выживанию... И существованию разных школ, обитаемый ящик Индикоплова не стал единственно верным. В рамках рассматриваемого данное свойство только подтверждает тезис — в недрах феодального общества выживает только самостоятельное.

И не только феодального. Полностью с этим согласен! Лет 10 отстаиваю эту идею, со скрипом и кровью.
цитата ааа иии
Могла иметь место и этнокультурная принципиальная невостребованность — Номоканон о как нужен, про Анику-воина интересно, а не это вот все. Как с арабами — античная философия, астрономия, математика, медицина, о да, вот где мудрость.... А поэзия и драма просто мимо.

Ну, арабов своя поэтическая традиция ещё доисламских времён, и поэзии от эпохи Халифата вагон сохранился. Византийское наследие на Руси, судя по переводам, как-то очень странно распространялось, очень сегмантировано и со странным отбором материала.
Лебедев Г. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси (2005). > к сообщению
Отправлено 30 сентября 22:24
цитата ааа иии
Может, потому, что слои в Старой Ладоге показывают резкую смену культур — скандинавы — славяне — скандинавы — славяне?

Это справедливо для первой половины IX в., какое-то время городище со скандинавским инвентарём вполне сосуществует со славянской Любшей. Всё как-то сильно непросто.
цитата ааа иии
Часто — см., сколько деревень сложило Волховстрой, — но никак не густо.
Поселения небольшие, но достаточно частые — https://exponat-online.ru/exhibit/19577655/
цитата ааа иии
Ё, да уже Новгороду хлеба не хватало, подвоз. Где бы не собрались дружины трех братьев, выросли и вооружились они не на Ладоге.

Не забываем, что климат в IX в. был всё же помягче, возможности для земледелия были лучше, хотя, конечно, ни одно из местных поселений, включая Ладогу, с Гнёздовым по размером и развитости не сравнится. Иначе сюда бы попросту поселенцы не двигались. Вооружались и собирались, конечно, не на Ладоге, но локальные небольшие производства там всё же были.
цитата ааа иии
— конкурентная среда, которой отточены мечи и управленческие практики центра политогенеза. «Кто же знал, что Москве государством слыти»...

Ну уж, архаичное государство, какое уж там управление, третейский суд да налоги.
цитата ааа иии
— воздействие на вовлеченных. Чему можно было выучиться, сидя на порогах? Пошлины брать?

Ага, брать пошлины, а чоб нет? Тоже занятие непростое.
цитата ааа иии
— Культурные особенности. Ладожское право? Булычевское «Это было в Пагане?»- район не слишком разорялся-угнетался.

Ну а откуда ему взяться, тут Гуталага то в XIII в. только записана, вместе с областными шведскими законами, а вы для IX в. уже трясёте несчастных ладожан. Откуда ему взяться?
Лебедев Г. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси (2005). > к сообщению
Отправлено 30 сентября 22:13
цитата ааа иии
Наверно их оппоненты не спрашивали, как такое мнение сочетается с тем, что абсолютно византийские по генезису патриархаты пережили Византию, арабское, тюркское и османское завоевание, не считая крестоносцев и Саладина.

Это верно. Скорее, это своего рода аберрация исследователей, стремящиеся в любом византийском явлении увидеть семена её гибели. Но и заметать под ковёр эту идею я бы не стал — в конечном счёте, патриархаты и сейчас достаточно сильно разобщены.
цитата ааа иии
Есть точка зрения, что Реннесанс в Италии — на константинопольских трофеях... Как и библиотека Ивана Грозного, впрочем.

Ну, отчасти так и есть. Хотя, Вальтер Бершин с этим не соглашался, у него солидный труд на эту тему недавно на русском вышел.
цитата ааа иии
Другое дело, что уже старообрядцы эллинских философов презирали как проигравших.

Не знал, интересно. Отсюда неприятие византийского обряда?
цитата ааа иии
Да кто воздерживался-то? См. историю скоморохов и регламента духовного, тем же пропитан Стоглав, кириково вопрошание.

Ну, Стоглав это уже продукт развитой церкви, ровесник Реформации. Жирок уже был нагулен.
Лебедев Г. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси (2005). > к сообщению
Отправлено 30 сентября 00:29
цитата ааа иии
Нет, не должны. Мы знаем про толпы переселенцев-«норманнов» в Дублин, в области датского права, в Нормандию, Сицилию, Гренландию, наконец — и ничего подобного со стороны «варягов» не прослеживается. Варяжский конец в Новгороде, курганчики Гнездово — ВСЁ! Анклавчики без какого-либо влияния на окрестности.

Не, "Русская Нормандия", конечно, глупость. Но и по берегам Северного моря, извините, интенсивность коммуникации была куда сильнее (листал тут любопытную работу Сухино-хоменко про тэнов, там как раз об этом), и народу перемещалось больше. Но, у того же Еремеева написано, что сейчас скандинавов находят в тех областях больше, имеется в виду стационарных поселений, но достаточно, я думаю, компактных групп, даже не обязательно переселенцев. Насчёт влияния — здесь, я думаю, сложнее, влиять вполне могли, почему нет?
Что до синхронизации появления скандинавов с их активностью на Северном море, то это, я думаю, как раз необходимость, интенсивность экспансии за Западе и походы на Восток должны коррелировать друг с другом.
цитата ааа иии
Достаточно раз побывать в Старой и Новой Ладогах, чтобы понять — это лишь пересадочная станция перед порогами на р. Волхов и Ладожским озером-морем, способная удовлетворить лишь самые умеренные амбиции. Политогенез там невозможен, а вот тип запорожского казачества («как пень на дорогах») — запросто. И, если их оттуда убрали, это был не «перенос в Приильменье», а банальная зачистка. Возможно, иным военспецом, да.

Бывал, видел. Как я уже говорил, торговля же не флотилиями шла, а, скажем так, мешками, ничего невероятно амбициозного, контроля вполне достаточно. Поселений на ту эпоху откопано уже довольно много, густенько народ жил по Волхову, не так, как на Роне, конечно, но всё же, причём народу разноплеменного, с большими экономическими зонами, в силу сложности земледелия. Вот и основа для гипотетического политогенеза.
Лебедев Г. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси (2005). > к сообщению
Отправлено 29 сентября 23:08
цитата ааа иии
Что за... оригинальная... точка зрения.
Общеизвестно, что фрески Софии Киевской — наследие иконоборческой традиции. Сколько веков Русь не имела патриарха. И т.п. и т.д.

Не про то, то, что митрополиты веками назначались из Царьграда, вполне понятно, вместе с христианской культурой, книжностью, и прочим.
Кое-кто из византинистов, вроде Каждана, пишет, что в Византии не сложилось церкви как политического и социального актора, несмотря на экономическую мощь отдельных монастырей, они вроде бы закольцовывались сами на себя, и были не столько общинами верующих, сколько общинами спасающихся, стремящихся лично найти Господа и спастись в одиночку. Примерно так. Поэтому и атомарность.
цитата ааа иии
Самоорганизации?! когда эти ребята добрались до самоорганизовавшихся ирландской и валлийской традиций, те враз и закончились. Влились, называется... да у англичан до сих пор «бишоп» боевая фигура в шахматах. Спор об инвеституре лучшее доказательство чисто умозрительной природы «единства» и связи католичества с античной философией.

В том смысле, что они принимали на себя роль управленцев, и активно участвовали в жизни общины, иногда совсем не к радости её жителей. Католичество было, конечно, связано с античной философией, но сильно опосредовано, другое дело, что на излёте своего расцвета оно всё равно чаще к нему обращалось.
Манн Ю. Гоголь. На вершине. 1835-1845. (1994, 2012). > к сообщению
Отправлено 29 сентября 22:10
Согласен. Я бы выделил Ревизора, ну и Петербургские рассказы.
Лебедев Г. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси (2005). > к сообщению
Отправлено 26 сентября 08:31
цитата oberond
В Сoncise cambridge history of Russia с этого начинают — в Византии процветала нецерковная постантичная литература, и параллельно отдельная церковная традиция чуждая античному наследию, и сконцентрированная вокруг монастырского мистицизма.

В целом, да, именно так я всё это и видел. Другое дело, воцерковлённые историки стараются полностью выплеснуть постантичную традицию, и оставить только монастырскую, как высшее достижение мысли, но это уже другой вопрос.
цитата oberond
Принявшие православие славяне получили только церковную традицию, и это сильно повлияло на их историю.

Скорее всего, дело в изначальной атомарности сегментов православной культуры, и их асоциальность, упор на мистический, а не философский опыт. Западноевропейская церковь влилась изначально в структуры самоорганизации населения, и взяла на себя функции бывших курий, и встроилась в процесс, что называется, общественного развития.
Лебедев Г. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси (2005). > к сообщению
Отправлено 25 сентября 19:23
цитата oberond
Если политогенез до крещения Руси, то Византия отпадает автоматом.

И до, и после. Процесс формирования был долгим, влияния Византии через церковь тоже нельзя недооценивать. Впрочем, есть экзотическая теория Аполлона Кузьмина, согласно которой домонгольская церковь на Руси не византийская, а германско-арианская, но это уже такое себе.
цитата oberond
Ну и послекрещенную Русь и прочие славянские православные страны едва ли можно назвать постантичными — от античного наследия они были отрезаны болгарским языком богослужения, и византийским церковным наследием которое не включало в себя основы античного наследия.

Постантичность в основном касается самой Византии, где среди интеллектуалов из века в век рос интерес к античной культуре и философии, но церковь, видимо, только глубже уходила в мистицизм, исихазм, паламизм...
Ле Гофф Ж. Стоит ли резать историю на куски? > к сообщению
Отправлено 24 сентября 21:50
Скорее это время какого-то качественного социо-культурного скачка, который ещё разбирать и разбирать, и Ренессанс, конечно, один из составных его частей.
Конрад Н. Запад и Восток. > к сообщению
Отправлено 24 сентября 21:46
Немного разные вещи. Ренессанс XIII в. скорее относят к расцвету светской культуры, и распространению книжной учёности. А ведь есть ещё Каролингский Ренессанс.
И всё представляют собой разные явления.
Варламов А. Михаил Булгаков (2008). > к сообщению
Отправлено 14 апреля 12:46
цитата oberond
Школьную программу я не учитываю никак, и не упоминаю этот позор вообще.
Я написал, то что люди сами читают, не из под палки.

Один из них — я. Но встретить единомышленника в плане систематического чтения Пушкина очень непросто, с Достоевским и Булгаковым это куда проще.
Варламов А. Михаил Булгаков (2008). > к сообщению
Отправлено 13 апреля 18:01
цитата oberond
Пушкина то? Его сказки читают детям, подростки читают приключалово про Дубровского, его стихи знают (в какой то мере) вообще все кто умеет читать. Куда уж тут Достоевскому

Сказки Пушкина даже не рассматриваются, я их всегда оставляю за скобками, школьную программу я вообще не считаю. После неё редко обращаются к Пушкину. Хотя да, в последнее время это всё же делают части, я имею отношение к книготорговле, могу просматривать. \
цитата oberond
А зачем сомневаться? Императора Тиберия Булгаков смешал с грязью.

Ну так это ни о чём не говорит, так же, как и слова Преображенского о недорезанных помещиках. Он говорил о тирании, и неоднократно, в том же Мольере, однако испытывал почтение не перед конкретными владыками, а перед образом власти — у него это выписывается из произведения в произведение, заканчивая Батумом.
цитата oberond
Понятно, что выпады против тирании в Риме это закамуфлированный плевок в Сталина, но антимонархизма истории это не отменяет

Весь антимонархизм, в конечном счёте, — в словах Иешуа, но он и сам персонаж весьма специфический, его инвективы в сторону земной власти трудно перенести в общую фабулу романа. Мне кажется, Булгаков превозносил больше метафизику власти, чем конкретных её воплощений, В Мольере, Батуме, да и МиМ я вполне нахожу подобные конструкции. Выпады против Сталина, конечно, вполне имели место быть, но отношение к эому деятелю у писателя было весьма непростым и противоречивым, его сложно понять.
Варламов А. Михаил Булгаков (2008). > к сообщению
Отправлено 13 апреля 11:15
цитата oberond
Зря Пушкина обидели, его читают.
Про монархизм Булгакова что то очень сомнительное. По крайней мере в «Мастере..» монархизма нет, есть антимонархизм

Сразу вспомнил "Заповедник" Довлатова. Намного реже, чем Достоевского, или того же Булгакова, премьера фильма Андреасяна вызвала короткий всплеск интереса к "Онегину", который закончился в течении месяца. Но интеллигенция да, Пушкина знает, читает и уважает.
Насчёт антимонархизма в "МиМ" — сомневаюсь. Что до самого автора, то сразу вспомнилась фраза Ильфа-Петрова, "Что вы хотите от Миши? Он только-только, скрепя сердце, признал отмену крепостного права". По крайней мере, современники считали Булгакова монархистом, Варламов тщательно постарался это показать. Насколько это адекватно его мировоззрению, другой вопрос.
Варламов А. Михаил Булгаков (2008). > к сообщению
Отправлено 13 апреля 11:09
цитата prouste
е поклонник Варламова, но рецензия смущает. Автору хотелось бы, чтоб Варламов писал так и о том, а он, вишь, о другом.
Ну и соображения о « не по плечу». Типа Пушкин Щеголову по плечу, Лео Толстой Басинскому, Грин, Толстой да Пришвин Варламову тоже, а вот Булгаков ну такой исполин в сравнении с перечисленными, что и браться за его биографию невеликим не надо)

Дело не в этом. Я лишь попытался найти ответ на вопрос, почему эта книга хуже, чем биография Толстого, по крайней мере, на мой взгляд.
Не знаю, как Варламов писал о Платонове, Грине и Розанове, но в случае с Булгаковым он явно дал маху, подходя к нему примерно с тем же вопросником, и с тем же углом обзора, что и к Толстому. Дело не в том, что он не смог бы "потянуть" биографию Булгакова,   а в том, что он не попытался разобраться в том, чем он пытался наполнить свои произведения, и что пытался ими сказать.
Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. (1974). > к сообщению
Отправлено 17 декабря 2024 г. 10:29
цитата ааа иии
Армия короля Франции — Ксавье Элари

Гляну, благодарю!
Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. (1974). > к сообщению
Отправлено 16 декабря 2024 г. 22:03
цитата ааа иии
Тема, конечно, необъятная. Очерк?

"В книге рассматривается формирование монастырей как коллективных собственников и особых корпораций с определённым набором прав и обязанностей. Также в ней прослеживаются взаимоотношения монастырей с византийской властью (светской и церковной) и с другими социальными группами византийского общества. Отдельно ставится вопрос о месте византийских монастырей в византийской социальной структуре"
цитата ааа иии
Во Франции Капетингов было много сомнений, как монастыри должны отрабатывать вассальное в смысле военном.

Те владения, которые были под их контролем, Капетинги использовали скорее в экономическом смысле, а вот в военном смысле... У Марка Блока было упоминание, что король собирал войско из крестьян, в том числе и монастырских хозяйств.
Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. (1974). > к сообщению
Отправлено 16 декабря 2024 г. 17:52
цитата ааа иии
Как хозяйственная единица они как раз тяготели к автаркии. Хотя ладан и ткани...

Что есть, то есть. Была относительно новая книжица Максима Морозова, "Монастыри средневековой Византии", там вроде об этом есть.
цитата ааа иии
А что Каждан про иерархов?

Да ничего. Его интересует больше светская знать, насколько она соответствует званию "феодалов".
Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. (1974). > к сообщению
Отправлено 11 декабря 2024 г. 00:08
цитата ааа иии
Спасибо, но — всегда есть но — с другой стороны, есть китайский пантеон, в котором Гуань Юй стал богом войны и торговли, Лю Бэя сделали богом плетенщиков туфель... Нелюбовь к военным не абсолютна.

Ну так Лю Бэй, по моему, военный больше поневоле. Вот генерал Цао Цао да, прямо таки злодейский злодей. Но, конечно, однозначных категорий быть не может.
цитата ааа иии
Крррасиво, вот только монастыри без даров паломников, трудников-добровольцев и новых кадров не выживают. Сказал «монастырь» — сказал «часть сети контактов и товарообмена».

Монастырь е-щё и хозяйственный кластер, причём в Византии он вроде бы в таком качестве сформировался раньше, чем в западной части.
Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. (1974). > к сообщению
Отправлено 10 декабря 2024 г. 21:29
цитата ааа иии
А это что и где? Литаврина читал...

Сорочан С. Б. Византия IV—IX веков.: Этюды рынка. Структура механизмов обмена. — Харьков: Майдан, 2001. — 476 с.
цитата ааа иии
Насколько драгоценная элита элитна для проживающих через пару заборов — крайне непопулярная тема у исследователей элит.

Монтайю, окситанская деревня. Там это неплохо описано. Ну и элиты главный замес — убедить в своей неземной охренелости вообще весь окружающий мир.
цитата ааа иии
Город Византий на том же перекрестке Север-Юг, Запад-Восток был величиной, в лучшем случае, региональной и Константин сначала пробовал Трою, а потом взял методы достойные Петра Первого. И, как и в случае СПб, они сработали, возник центр притяжения и индустрии, который не постигла судьба Равенны и Рима.

Ну вот и ёмкий ответ. Самодостаточность, замкнутость на самоё себя. Но мир-то менялся.
цитата ааа иии
Но налоги свозили в Константинополь всегда и всегда там были те, кто был готов тратить.

Ещё один. Благодарю!
цитата ааа иии
Ну, греков в Александрии Египетской хватало от начала. Да, исламские вожди первоначально были очень расположены к коптам, а те к любому начальству не очень.

Ну нет, с Александрией там было отдельно. У Семёновой было интересно описаны взаимоотношения коптских общин то ли с Фатимидами, то ли с Мамлюками, не помню. Думаю, идея снести прожорливых ромеев им показалась неплохой, что потом, то потом.
цитата ааа иии
Помилуйте, да Египет вторая родина христианства. Монашеское движение и проч.

Ну да, и Египет, и Сирия. Но, помилуйте, и до арабского нашествия у людей было множество других занятий, кроме налаживания контактов с египетскими монастырями, в том же VI в. территории замыкались сами на себя — у Курбатова читал о падении коммункации между портами Восточного Средиземноморья. И та же Юстинианова чума сыграла в этом немалу роль. У меня как раз соратник по аспирантуре про неё активно сейчас пишет.
цитата ааа иии
Ну, история, написанная для раджей, это история раджей, который жертвовали брахманам.

И это тоже верно.
Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. (1974). > к сообщению
Отправлено 10 декабря 2024 г. 00:18
цитата ааа иии
Не все хотят в столицу, короче.

В этом-то и интерес. Региональные элиты всё равно существовали, даже в не слишком далёкой от центра Никее, и Фессалоники, и Трапезунд... Почитаю Сорочана, он пишет об узлах византийской экономики и рынках, наверняка туда стягивались такие люди.
С другой стороны, Каждана явно интересовало прежде всего сменяемость византийской элиты, и её соответствие гордому званию феодального класса. С его точки зрения, и то, и другое неверно. Да и сама оптика исследователя, характер источников...
цитата ааа иии
Полагаю, спутали с Плано Карпини.

Действительно.
цитата ааа иии
. Доходны ли места — да, но основные торговые маршруты, а не жалкие караваны по северной ветке Шелкового, шли мимо Константинополя, позже, Стамбула.

Ну понятно. Трапезунд использовали как форпост на Востоке, чтобы сделать путь покороче, и с меньшим числом посредников. Что до Константинополя — в таком случае, его значимость и богатство остаются во многом загадкой.
цитата ааа иии
Одна из причин провала юстиниановского возрождения в Африке: там могли обойтись без и никакая из более поздних осад Града экономику Юга и Востока не рушила.

Ну дак традиционно это Египет поставлял хлеб ромеям, а не наоборот, за исключением прямого административного управления, связей и не было, Абд-Хакам, я помню, пишет о содействии коптов войскам Амра при его вторжении в долину Нила.
цитата ааа иии
Случаев, когда военные брали власть (Тан, Хань) или им ее вручали (Династия Ли), слишком много. Проблема губернаторов цзедуши — сквозная для истории Китая, по эру милитаристов.

Без этого же никак. Но во власти именно военных они не слишком жаловали, и в династийных историях, и в литературе их расписывают не шибко положительно.
цитата ааа иии
Во Вьетнаме буддийские монахи бывали военными советниками

В Индокитае буддисты были даже лютыми тиранами.
цитата ааа иии
Вот только исходный вопрос: была ли Византия централизованной и была ли системой.

Первое — гипотетически, временами, может быть. Второе — очень и очень вряд ли. Поэтому и то, что мы пытаемся увидеть в ней что-то более или менее системное и цельное, может быть основной ошибкой. Отсюда и моё высокое недоумение этой державой.
Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. (1974). > к сообщению
Отправлено 7 декабря 2024 г. 21:57
цитата ааа иии
Вэнь Тяньсян. Фань Чжунъянь.

Первый — военный поневоле, изначально гражданский, второй тоже. Это гражданские переходили в военные.
цитата ааа иии
Стоять в такой очереди смерти подобно, это могут себе позволить лишь вояки. Формируется пул, в просторечии называемый двором, и из толпы кандидатов избираются фавориты. Эффективных менеджеров не вчера придумали.

Порой эффективностью можно пожертвовать. Пята централизованных систем, внутренние правила столичной дворовой корпорации доминируют над управленческими проектами.
цитата ааа иии
Эмпории?... Венеция отжала Крит, Хиос, Ионический архипелаг, позже Кипр.

Это всё-таки было уже в XV в., тем более, в XIII в. и в Сирии, и в Египте у них было всё совсем не просто. А Трапезунд обеспечивал хорошие подходы сразу вглубь Азии, к Персии и султанатам Малой Азии, Комнины город был как посредник.
цитата ааа иии
О да, поэтому Марко Поло по пути на Восток спокойно избежал Константинополя. А еще была Александрия.

Ну так они и шли, я так полагаю, напрямую через Орду в Китай.
цитата ааа иии
Может быть. А проблемы сепаратизма не существовало?..

Думаю, всегда. Уж больно лихо регионы отделились от столицы после 1204 года.
Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. (1974). > к сообщению
Отправлено 3 декабря 2024 г. 23:14
цитата ааа иии
Угу. Еще одно слабое место концепции Каждана — династии и претенденты на трон приходили из провинций и питала их провинция. Фригийцы, армяне, каппадокийцы. Особо остро видно на примере гражданских войн.

Это всё таки чуть-чуть пораньше эпохи Комнинов. Его интересовало, насколько изменился состав синклита со свержением Фок и пришествием к власти Алексея I, и дальше, в течении их правления. С его точки зрения, не слишком сильно, насколько он проанализировал составленные им списки придворных. Думается мне, его интересовала тенденция к стягиванию властного и экономического ресурса к столице, и он пытался понять, почему так происходило.
цитата ааа иии
А это как раз к вопросу о сетях и маршрутах. Град Константина в очень удобном месте — если нужно в Болгарию или Тану. Основная циркуляция-то шла южнее.

Византологи и туркологи много писали о торговых путях через Малую Азию, которые поддерживали местные власти с XIII в., как раз ведущие к Трапезунду и некоторым другим городам Причерноморья. Вряд ли венецианцы и генуэзцы вкладывались бы в эмпории на этих побережьях, если бы это было невыгодно.
цитата ааа иии
Скорее, отражение ситуации, в которой чин и титул почетное приложение к реальному кругу ведения дел конкретной личности. Без особой бюрократии.

Или наоборот, реальный круг дел как не слишком приятное приложение к титулу. Работать кто-то должен, а желающих очередь не стоит.
цитата ааа иии
характерная черта раннего Средневековья. Даже в Китаях...

Как раз на примере Чжу Юаньчжана было видно, что он постарался отделить мух от котлет.
Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. (1974). > к сообщению
Отправлено 3 декабря 2024 г. 19:08
цитата ааа иии
Эти подходы можно проиллюстрировать худлитом — на одном конце Иванов, Кей, Тертлдав, на другом «Повар базилевса» Шенгели, «Любимый жеребенок дома Маниахов» Косырева...

А вот кстати, ничего по художке не читал. Кроме "Сарантийской мозаики", а классики истромана о Византии — по нулям. "Князь Владимир" Никитина не в счёт.
цитата ааа иии
Тем не менее, Трапезунд пережил Константинополь и говоря «Византия» всегда нужно помнить про острова и морские берега — откуда-то же взялся флот, отвоевавший Крит

Ну, Трапезунд прекрасно чувствовал себя на транзите, Великие Комнины жили припеваючи едва ли не весь XIII в., а уж после падения Багдада под ударами монголов и крушении Утремера наступило почти золотое время. Вообще, после взятия Константинополя, кажется, что регионы как-то даже ожили — что Никея, что Эпир, что Трапезунд, на островах росла торговая активность. Хотя, возможно, просто угол обзора смещается к ним.
цитата ааа иии
где прячется? Прекрасно известно (см путеводитель Иванова), что чего-то, похожего хоть на одно министерство, просто не наблюдается среди стамбульских памятников. байки про комнаты во дворцах не убеждают — сколько нужно писарей и приемных для управления таким манером, известно из выражения «дворянство пера», СПб, приказных изб и т.д., а еще толпы посетителей, обслуги...

Скорее всего. дело в общем управленческом хаосе, когда должностей разводится полно, а кто за что отвечает — большой вопрос. Каждан ищет и об этом, когда говорит о перемещении военных управленцев в гражданские, порой с сохранением военных функций. Такая же путаница была потом и в турецкой бюрократии.
Варламов А. Алексей Толстой. Красный шут (2008) > к сообщению
Отправлено 31 июля 2024 г. 16:58
Постараюсь так не делать. Но впечатления от третьего тома были очень удручающи. Шолохов смог вытянуть четвёртый том "Тихого Дона", не погрешив ни образами, ни сюжетом. Толстой не смог этого сделать.
Варламов А. Алексей Толстой. Красный шут (2008) > к сообщению
Отправлено 22 июля 2024 г. 23:52
цитата oberond
Ну так с этого романа пошла идиотская легенда про франкоязычное дворянство не знающее русского языка

Ну не скажите. А как же: "Она по русски плохо знала / журналов наших не читала..."
Варламов А. Алексей Толстой. Красный шут (2008) > к сообщению
Отправлено 19 июля 2024 г. 12:58
цитата oberond
Очевидцы (участники войны 1812 года) Петр Вяземский и Авраам Норов плевались от этого романа

Именно. Ещё у них были многочисленные претензии к идеально гладкой французской речи героев романа.
Варламов А. Алексей Толстой. Красный шут (2008) > к сообщению
Отправлено 19 июля 2024 г. 10:55
цитата etoneyava
Хм, эпоха Петра более мифологична, просто по старшинству. Всё же ВиМ писана очевидцем.

Толстой родился через 12 лет после Бородина, так что очевидцем он не был, очевидец создавал "Севастопольские рассказы". У очевидцев как раз были свои вопросы к ВиМ, тот же Пётр Вяземский немало бушевал.
Варламов А. Алексей Толстой. Красный шут (2008) > к сообщению
Отправлено 19 июля 2024 г. 10:19
цитата oberond
Васильев

Борис Васильев, "Олексины" и романы о древнерусских князьях (не гениальные, надо признать).
цитата oberond
Тынянов, для меня это эталон исключительно плохой литературы

Ну не знаю, я его крупных романов не читал, но "Подпоручик Киже" произвёл на меня очень благостное впечатление.
Варламов А. Алексей Толстой. Красный шут (2008) > к сообщению
Отправлено 19 июля 2024 г. 10:17
цитата etoneyava
Ну, Варламов-то не истина в последней инстанции, ага?

Странно, я-то всегда думал, что истины в последней инстанции вообще не бывает.
цитата etoneyava
И какой именно ужас ты имеешь в виду?

В третьем томе Толстой исказил всю фабулу трилогии в сторону конъюнктуры, полифоничность изложения сменилась единственно верным и правильным направлением, и первостепенные, и второстепенные персонажи из личностей стали функциями, часть линий вовсе потерялась в вечности. В первом томе, и частично во втором, ощущалась жизнь, скажем так, в третьем жизнь поменяна на плакат.
Варламов А. Алексей Толстой. Красный шут (2008) > к сообщению
Отправлено 16 июля 2024 г. 23:46
цитата oberond
Так и хорошо. Литературу формируют жанровые произведения, а не артхаус

Это так. Но "Пётр I" ближе всё же, допустим, к Васильеву, но не к Тынянову.
Варламов А. Алексей Толстой. Красный шут (2008) > к сообщению
Отправлено 15 июля 2024 г. 22:45
цитата oberond
«Лев создаёт панораму жизни людей» — но образы этих людей насквозь фальшивые, так как это не люди эпохи, а многократное отражение Л.Толстого в зеркалах, просто с разных сторон. Потому историки так плюются от этого романа.

Историки справедливо плюются от этого романа, поскольку к Александровской эпохе и войне 1812 года имеет достаточно отдалённое отношение. Вряд ли можно согласится с тем, что его персонажи — отражение Толстого в зеркалах, всё же они несут в себе разнообразные идеи. Вот то, что они не личности, а функции, справедливо, особенно это заметно, когда он завершает роман, так и не найдя место для большинства персонажей.
цитата oberond
У Алексея Толстого исторический роман — он пытался воссоздать события истории.

В том-то и дело. Его роман чисто жанровый, и нужно признать, высокого класса.
Варламов А. Алексей Толстой. Красный шут (2008) > к сообщению
Отправлено 15 июля 2024 г. 14:50
цитата oberond
«Пётр I» роман исторический, «Война и мир» псевдоисторический. Оба жанровые

Оба псевдоисторические, но Лев всё же более, скажем по бахтински, полифоничен. У него эпоха больше фон, у Алексея — цель. Лев создаёт панораму жизни людей, Алексей рассказывает о великих деяниях государя Петра Алексеевича.
Варламов А. Алексей Толстой. Красный шут (2008) > к сообщению
Отправлено 13 июля 2024 г. 15:36
По крайней мере, так понятнее, почему он сотворил такой ужас с "Хмурым утром". Кстати, проверил за Варламовым, эмигрантские и советские варианты "Сестёр" не особенно отличаются друг от друга.
Варламов А. Алексей Толстой. Красный шут (2008) > к сообщению
Отправлено 13 июля 2024 г. 15:29
цитата etoneyava
Хм, ты пишешь: «Биография Алексея Толстого больше похожа на постоянный поиск своего места в этом мире». Блин, на каком языке это написано?

Ну, может быть, недостаточно отредактированное выражение.
цитата etoneyava
Не буду читать Варламова, мне достаточно Алексея Толстого. Без проникновения в его всяческие житейские среды.

Его так читать интереснее.
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению
Отправлено 21 апреля 2024 г. 10:21
Интересно.
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению
Отправлено 14 апреля 2024 г. 23:41
цитата ааа иии
Кто на что учился. От спеца по религиозным феноменам и следовало ожидать внимания ко всему мессианскому. Учитывая, сколько восстаний поднимали даосы в его профильном...

Интересная мысль! Не подумал об этом.
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению
Отправлено 12 апреля 2024 г. 07:54
Васильев пытается в своей Всемирной истории уловить точку и смысловое содержание, перебросившее условно-европейский мир к эпохе модерна. Но ему, конечно, тяжко уловить его составные элементы, мне запомнилось, что в главе о средневековой Франции он целый разворот посвятил Жанне Д'Арк, но совсем галопом проскакал по внутренней колонизации, городам и прочему.
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению
Отправлено 11 апреля 2024 г. 23:43
цитата ааа иии
А интересно, расскажите.

Как возьму его снова в руки. У Васильева 6 томов Всемирной истории, и 6 томов истории России, что немного пугает.
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению
Отправлено 10 апреля 2024 г. 22:44
цитата ааа иии
любопытен. Модель Эллочки-людоедки

Не совсем об этом, это момент как раз ситуативно-политический.По моему, там было о трёх стадиях жизни Китайского государства.
цитата ааа иии
Как объясняли французские студенты профессорам еще в 1968 — системы не выходят на улицы

...Но могут сподвигнуть сделать это. И как раз студенты 1968 — живое тому подтверждение.
цитата ааа иии
Не скажу, что за такое прям нужно диплом МГУ пробить ржавым гвоздем. Но человек явно вне пределов своей компетенции.

Ну, судя по тому, что я читал во втором томе его "Всемирной истории", историю Европы он знал плохо. Судя по всему, историю России тоже. Не знаю, буду ли читать его общеисторические опусы...
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению
Отправлено 10 апреля 2024 г. 19:54
цитата ааа иии
Васильев заявлял, что он специально ушел в генезис цивилизации и религиозно-культурные (жаловался, что это в типографии сделали «культурно-религиоз ные») традиции, чтобы не связываться с опасной современностью. Хазарский орнамент и всё такое.

Конъюнктура за длинную жизнь Васильева менялась раз десять, вот и приходилось уходить в архаику, но, с другой стороны, это и к лучшему.
Вот любопытное интервью, где он даёт свой взгляд на теорию китайской истории, потом сравню с Илюшечкиным — https://china-oral.ivran.ru/f/021_Vasilye...
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению
Отправлено 9 апреля 2024 г. 23:23
цитата ааа иии
Писал немного о другом: если востоковедение не сможет объяснить и вывести из, то оно станет выглядеть лженаукой. Это очень серьезный был вызов.

Гм. ПОмнится, Леонид Васильев был против такой постановки вопроса.
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению
Отправлено 9 апреля 2024 г. 00:04
цитата ааа иии
Это из Бокщанина?! Прикольно.

Да нет, Бокщанин такими понятиями не оперирует.
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению
Отправлено 9 апреля 2024 г. 00:02
цитата ааа иии
Титаническая задача востоковедов второй половины ХХ и начала ХХI — хоть как-то вывести успех «тигров» и последовавший подъем Китая из традиционной культуры региона. И тут..

Думается, секрет Китая немного проще, чем конфуцианская этика. Кстати, Вебера же о Китае издавали недавно, надо поглядеть из интересу.
цитата ааа иии
Несложно увидеть, что всё насчет баб и государь-подданый из конфуцианства они втихую выкинули.

Ну дак. А то начнут у товарища Си искать Благую Силу Дэ, вдруг да не найдут?
цитата ааа иии
Ради справедливости — конфуцианство требовало независимости личности от всего, что не этично...

Ну, быть Цзюнь Цзы явно не просто, судя по описаниям... Зависимость там как раз немалая.
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению
Отправлено 6 апреля 2024 г. 13:40
цитата ааа иии
Т.е., любой из сильных императоров мог прекратить эту практику и традицию.

В том и плюс их, что они целиком зависели от власти.
цитата ааа иии
Как показывает наблюдение, как раз меньшинства внутри больших структур очень сильно выигрывают за счет «внутриконфессиональных» связей и доверия. И как раз Хэ мог быть в курсе того, что творится в большом мире и считать, что туда нужен выход, именно за счет определенной инаковости.

Взор Чжэна Хэ, как мусульманина, был направлен на запад, к Мекке, к братьям по вере (хотя, насколько я знаю, арабские мусульмане очень удивлялись китайским). Чжу Ди ограничивал активность ханей за пределами Китая, видимо, боясь размыть их благостную идентичность, а "чужим среди своих" — ради бога.
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению
Отправлено 6 апреля 2024 г. 13:36
цитата ааа иии
В данной дискуссии не компетентен. Это не узко африканское разве?

Куббель — африканист, но в своей итоговой книге попытался выйти за рамки специальности, и написать общетеоретическую книгу об этничности и потестарности.
цитата ааа иии
Восстания наместников в одних структурах (Халифат, Китай) перманентны, а в других (Россия, Великобритания) нет. Колонии отваливаются, полки бунтуют... Но не с губернатором во главе.

Возможно, дело в завязанности губернаторов на центр, и ресурсные возможности автономного от него существования. Вряд ли губернатор Сибири или генерал-губернатор Индии могли быть уверены в успехе своего владычества. В Китае ван мог взять под контроль центр и стать императором, а Халифат напоминал лоскутное одеяло, где едва ли не каждый регион был полуавтономен сам по себе. Всё контекстно.
цитата ааа иии
В начале ХХ века мало кто сомневался, что оно душит культуру, науку и политику. И только после его окончательной смерти (никому не удалось возродить религиозное почитание, культ Конфуция) пошли разговоры, как это здорово, какая классная этика...

Васильев, который А. В., видевший настоящих конфуцианских чиновников воочию, остался не в восторге, где-то у него в работах была критика этики. Зато современные китаисты, вроде Рыбакова, едва ли не в оргазмическом экстазе от него находятся.
Хотя в целом учение очень любопытное.
Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976) > к сообщению
Отправлено 5 апреля 2024 г. 23:05
цитата ааа иии
Это были евнухи, но китайские евнухи. У которых (у чего-то добившихся) имелись толпы родни, которую требовалось пристроить или содержать. Противостояние старым родам и невовлеченность в систему брачных связей, видимо, компенсировали непотизм, упомянутый ниже

Это да. Видимо, помимо "евнуховства", определённую роль играло и выключения из сложившейся системы неформальных связей, как в случае с представителем "малой" конфессии — тем же Чжэном Хэ. Но сколько там таковых было?
цитата ааа иии
Или успешно тормозя безумные решения «всемогущих» генераторов идей.

Борьба теоретиков с практиками? Может быть, особенно если учесть завиральные идеи теоретиков.
⇑ Наверх