Год назад посмотрел одноименный фильм, который очень мне понравился. Появилось желание прочитать книгу. Вот сбыча мечт состоялась, правда не скажу, что стал счастлив: фильм и книга существенно различаются.
______________________________
Читаем издательскую аннотацию:
Роман "99 франков" представляет собой злую сатиру на рекламный бизнес, безжалостно разоблачает этот безумный и полный превратностей мир, в котором все презирают друг друга и так бездарно растрачивается человеческий ресурс... Роман Бегбедера провокационен, написан в духе времени и весьма полемичен. Он стал настоящим событием литературного сезона, а его автор, уволенный накануне публикации из рекламного агентства, покинул мир рекламы, чтобы немедленно войти в мир бестселлеров.
______________________________
Да всё так, эта книга посвящена рекламе. Не знаю, читал ли Бегбедер Виктора Пелевина "Generation «П»", но мы то товарищи грамотные, мы то читали. Поэтому могу сказать точно, кто читал Пелевина, ничего нового в романе Бегбедера не обнаружит. Причем при всей моей нелюбви к Пелевину, он явно выигрывает. Думается продвинутые читатели увидят много схожего и с иностранными авторами. Так я, например, не особый чтец другой литературы, увидел схожести с первыми романами Д. Коупленда и Ч. Паланека. От схожести с Паланеком совсем местами глаза режет. Бегбедер искренне хочет быть провокационным и писать также жестко и натуралистично, как Паланек, но у него не получается абсолютно. Все его эпотажные приколы не вызывают того эффекта, что натуралистичные сцены у Паланека. Видно все таки у старины Чака есть талант, а здесь — увы... Не хочется особо вдаваться в подробности, но итог этого абзаца можно подвести следующей формулой, полностью характеризующей роман: Бегбедер = недоП (недоПаланек + недоПелевин).
О чем книга: креативщик Октав малодушничает и бросает свою беременную подругу, в которую влюблен. Всю книгу главный герой страдает о своей былой любви, бухает, нюхает кокаин, отдыхает с проститутками, убивает пожилую женщину и т.д. На фоне всего вот этого автор нам показывает сущность рекламного бизнеса, щедро рассыпая по книге рекламные паузы в виде описаний роликов, а также рекламные лозунги, создаваемые криативщиками. Отдельного упоминания заслуживает множество торговых марок, которых сотни лично мне ничего не говорящих названий, но наверно некоторым продвинутым читателям скажут о крутизне главного героя. У автора, безусловно, есть несколько интересных мыслей, цитат, но они как-то теряются в однообразной мешанине, которую Бегбедер повторяет постоянно. Если первые 50 страниц читаешь с интересом, потом начинаешь узнавать повторы, к концу это уже надоедает. И после 50 повторений всем еще непонявшим становится ясно: "Реклама — зло!". Один из немногих плюсов: это простой язык (=перевод), книжку прочитал за вечер! К тому же интересна форма романа, она состоит из 6 глав, каждая из которых повествует от указанного лица:
1. Я
2. Ты
3. Он
4. Мы
5. Вы
6. Они
В романе можно встретить фантастическую составляющую (УРА! хоть что-то новое): Бегбедер в своем романе по своему "занимательно" изображает загробный мир, который находится на Каймановых островах, куда попадают главные герои, закончившие жизнь самоубийством, где они встречаются с Буковски, Кастаньедой, Монро, Кэнеди и т.д. Так что, кто знает, может и старина Бегбедер появится у нас на сайте в качестве библиографии.
Итог: роман не понравился абсолютно, хоть и его называют гениальным. Я ничего подобного не усмотрел (4 из 10 баллов). Очень рад, что после понравившегося фильма, я не купил сей хит на бумаге, а встретил его сейчас в библиотеке. С остальным творчеством автора больше знакомиться абсолютно не хочется. Но, стОит отметить, книга стала популярна! И вот уже недоБегбедеры идут по стране: Минаев с его Духлессом — яркий представитель этого "нового" направления.
В общем, если хотите таки получить удовольствие от творчества Бегбедера, то лучше посмотрите одноименный фильм по книге.
Ну вот и дочитал я Террор. Что тут можно добавить — кроме как замечательно! Получил уйму удовольствия от погружения в мир льдов, тюленей и белых медведей. При чтении буквально нахлынули воспоминания от славных читанных в юности произведений Джека Лондона и Оливера Кервуда о приключениях на севере.
Роман понравился почти всем: сюжетом, героями, языком. Симмонс, конечно, молодец — наковырять столько материала, для создания такого труда! Не всякому это дано... Очень понравилось автором введеное существо, которая и без этого сделала жизнь славных моряков невыносимой. До конца книги гадал, кто это и откуда оно, и был приятно удивлен детально проработанной и прекрасно вписавшейся в современный мир эскимоской легенды о происхождении и назначении этого чудовища. Очень доволен чтением!
В романе есть и некоторые недостатки, которые в общем-то незначительны по сравнению с плюсами. Главный недостаток, на мой взгляд, это затянутость. 900 страниц увеличенного формата — это для меня много. Уж и не вспомню, чтобы одна история, мной прочитанная, была такой большой. Очень большой объем произведения складывается в первую очередь из-за чрезмерной детализированности; автор нам рассказывает про структуру корабля, о льдах, о тюленях и т.д. Мне как человеку, наверно с очень не развитым пространственным воображением было тяжело читать всю эту информацию о корабельных перегородках или о паковых ледняковых лабиринтах.
Еще один минус связан с моими ожиданиями, я думал, что роман — это приключения во льдах + хоррор. Первое я получил в достатке, а вот второго — нет. Получился не страшный роман, а какой-то натурализированный. От чтения некоторых глав испытываешь не страх, а мерзость, жалость, тошноту. Автор чрезмерно смаачно описывает обоморожения, цингу, ампутации, вскрытия, поедания друг друга. Да, это страшно, но это не тот страх, от которого не хочется выключать ночью свет, а страх, когда жмуришься от представших картин мяса, крови и прочих человеческих испражений. Из-за этого, на мой взгляд, роман проигрывает в психологичности, хотелось бы больше о людях, а не о их травмах.
Ну и конечно очень жаль, что никто так и не выбрался из более, чем сотни людей к цивилизации. Страшная смерть! Жаль всех, безумно. До последнего надеялся, что кого-нить найдут, но все уже с самой начала было ясно. Хотя история Крозье лично меня меня порадовала, хотя спасение его как-то неправдоподобно.
Итог: роман безусловно запомнится и надолго. Автор перешел в разряд любимых. Теперь тоже сижу и жду Друда (9 из 10)!
Давненько плотоядно поглядываю на эти оранживенькие антологии от Макса Фрая. И тут недавно взял почитать, дабы немного растворить 900-страничный "Террор" Симмонса.
Данная антология не избежала главной проблемы всех антологий вообще, и наших российских в частности. Последних это касается в первую очередь. А проблема простая — неровность содержания. Причем здесь можно говорить как о качестве текстов (есть хорошие, средние и плохие), так и о соответствии направленности антологии.
Здесь направленность — человеческие страхи. Некоторые рассказы написаны блестяще, буквально чувствуешь, что автор прочувствовал этот страх перед тем, как выплеснуть его на бумагу. Некоторые писатели продемонстрировали отличное чувство юмора и человеческий страх, благодаря им, преобразился в анекдот. Некоторые авторы страхи и комплексы высосали из пальца, чтобы вписаться в заявленную тему. Рассказы таких авторов обычно отличаются неправдоподобностью. Вроде есть всё: тема, сюжет, язык, а поступкам героя не веришь! Фантазия есть, а вот с психологизмом тяжеловато! Есть работы, которые просто не понял, ибо очень уж сложные по форме. Ну и, конечно, есть просто ерунда, утяжеляющая сборник.
Беря эту книгу в руки, ни одного из авторов не читал, слышал только о Шаинян, Зонис, ну и Фрае само собой. Пытаться классифицировать рассказы антологии здесь с указанием фамилий не вижу смысла, ибо почти все авторы неизвестны. Разброс оценок почти максимальный (от 1 до 9 по моей непритязательной шкале). Назову только те имена, которые запали в душу:
— микрорассказы Линор Горалик. Их здесь 8 штук. Не все удачные, но автор умеет подмечать человеческие страхи и очень лаконично и страшно их описывать;
— Дмитрий Дейч и Виктор Горбунков как представители иронического изображения страхов;
— Александра Зайцева, автор трех мрачноватых сказок;
— Виктория Райхер, Михаил Воронков, Александр Шуйский, авторы трех разных неплохих историй, чтение которых доставило некоторое удовольствие...
— Макс Фрай. Знакомство с автором состоялось: не скажу, что в восторге от прочитанного, но его язык и чувство юмора понравились, можно почитать еще что-нить.
А вот Карина Шаинян и Юлия Зонис, на которых возлагались надежды, как-то не порадовали. Оказались как-то чрезмерно сюрреалистичны для меня.
Итог: в антологии более четырех десятков произведений малой прозы. Из них полтора десятка лично мне понравились, т.е. примерно треть! На мой взгляд это очень небольшая доля для хорошей книги, которую хотелось бы перечитывать и поставить себе на книжную полку (5 из 10 баллов), поэтому рекомендовать ее для чтения сложно.
Ну вот я и дочитал второй роман саги об Ангелах! Что могу сказать: типично Верберовская книга, написанная автором в традициях Танатонавтов.
Начинается роман четко с того места, где мы расстаемся с главными героями, а именно в момент их смерти. Это не будет спойлером, ибо название говорит само за себя — книга об ангелах. После смерти Рауль и Мишель ими и становятся. Они получают по трём клиентам, за которыми надо следить, ибо теперь они их ангелы-хранители. Естественно, как и в первом романе, где главные герои пытались понять суть смерти, здесь их тоже волнует вполне исследовательский вопрос: а кто находится выше Ангелов? Кто ими правит? Опять же не проспойлерю, если скажу, что эти "кто-то" — это Боги, ибо так называется следующая трилогия. Но здесь они не появятся, так как впереди еще три книги, и здесь о них только намекается!
Автор показывает читателю трех клиентов Мишеля: Жак (француз), Игорь (русский), Венера (американка). Перед нами 3 судьбы: французского писателя (по описанию очень похожего на самого Вербера), американской фотомодели и русского преступника-наемника. Их жизнь показана показана параллельно, с момента рождения до смерти! Три абсолютно разные судьбы, увязанные автором в единый клубок. Итог получился довольно любопытным. Конечно, описания Вербера американцев, ставящих на первое место свой личный успех, жажду к деньгам и власти, и русских, погрязших в пьянстве, азартных играх и в чеченской войне, во многом созданы по общепринятым клише. Но что поделать, если за рубежом такое представление о нашей славной нации, значит мы заслужили такой имидж! Меня сначала страшно раздражала "русская линия", но потом я как-то успокоился, затоптав ростки патриотизма. Ведь, что говорить, есть это всё: и безобразные детские дома, и пьянство и зашкаливающая преступность...
Наиболее интересна лично мне показалась линия французского писателя. С каждой прочитанной страницей всё больше крепнет ощущение, что Вербер писал о себе. На мой взгляд, очень много автобиографических фишек он вставил в жизнь своего персонажа; интересно было читать о тернистом пути, который прошел молодой писатель со своим романом "Крысы" (по аналогии с "Муравьями"). Линия американской фотомодели оставила меня абсолютно равнодушной. Все эти пластические операции, анерексия, булемия, конкурсы через постель меня как-то абсолютно не задели. Единственное, что порадовало — фирменный Верберовский перегиб, которыми славятся все его романы:
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
После искусственного оплодотворения Венера родила СЕМЕРЫХ детей. Так сказать "семеряшек".
Таким образом, не все три линии, на мой взгляд, одинаково интересны. Помимо жизни трех землян, автор демонстрирует нам метания по Раю Мишеля и Рауля, ищущих Богов. Их приключения в отличие от аналогичных поисков в Танатонавтах, менее удались Верберу, поэтому особого интереса не вызвали. Любопытными являются второстепенные персонажи, которых два друга встречают в Раю: Эмиль Золя, Мария Тереза, Мэрилин Монро и т.д.
Уже фирменным знаком автора являются его вставки в текст различных научных и околонаучных знаний, которые каким-то боком касаются основного сюжета! Во всех читанных мной романах Вербера основной сюжет перемежается такими небольшими статьями. Мне как человеку любознательному интересно знакомиться с теми фактами, которые автор преподносит читателю. В данной книге различные статьи лично мне показались не очень интересными, потому что большинство из них ориентированно на психологию, а это не самая интересная для меня тема, хотя безусловно любопытные мысли встречаются.
На что еще можно обратить внимание: Вербер вводит нового героя — Эдмонда Уэллса, одного из героев его цикла "Муравьи", таким образом, объединяя два свои самых значимых цикла. В связи с этим возникает рац.предложение: может есть смысл объединить эти два цикла у нас в библиографии в нечто общее "История будущего по Верберу"!?
Подоводим итоги: Автор провернул гигантскую работу для создания этого и последующего цикла. Им изучено огромное количество религий, верований и культов, в которых он попытался выделить нечто общее, на чем и построил свой мир после жизни. Его Рай отлично, на мой взгляд, сочетает как религиозную, так и научную составляющую. Теория эволюции, астрономия, этические нормы, — всё это завязано в один узел, и, в общем-то, на мой взгляд, получилась довольно таки достоверная картина мироустройства по Верберу. Понятно, что ее можно критиковать, как и любую, но автор попытался разобраться в волнующих любого человека вопросах и за это, безусловно, ему огромное уважение.
Роман прочитался довольно быстро и с интересом, в нем присутствуют ряд шероховатостей, за которые стоит понизить итоговую оценку, но в целом работа вызвала больше положительных эмоций, чем отрицательных. "Империя ангелов" рекомендуется читать после "Танатонавтов", тогда вопросов к автору будет меньше. Финал у книги открытый: приключения Рауля и Мишеля продолжаются... Наверно в ближайшее время возможности прочитать цикл "Боги" не представиться (нет в наличии), но с удовольствием вернусь к указанным книгам при первой же возможности! Оценка, как этому роману, так и дилогии "Ангелы" в целом 8 из 10.
Случайно, ковыряясь от безделья в библиотечных книгах у мамы на квартире, которые она берет, чтобы скоротать вечерок; узрел эту книгу. Серия — знакомая, ибо частенько я вижу ее обсуждение на Фантлабе. Читать было нечего — взялся. Чуть позже моему удивлению не было предела, когда я узнал, что данная писательница открыта у нас и является автором крупнейшего цикла о Короле Артуре. В общем, такова предыстория, моего погружения в женское романтическое чтение.
Как пишется самим автором в книге — это светлый любовный роман, а не книга о черном колдовстве, поэтому соответствующего и нужно ожидать.
О чем книга? О девушке, приехавшей в старинную усадьбу, доставшуюся ей по наследству и втянутую в колдовские интриги. Тетка, которая оставила ей дом — добрая колдунья; ну а соотвественно девушке пришлось повстречаться с не очень доброй. Роман написал простенько и кратко, повествование от первого лица. Всё удовольствие — 260 страниц крупным шрифтом, которые пролетели буквально за пару вечеров. В романе практически нет колдовства, так самую капельку! Поэтому книга в чистом виде сказка о Золушке 20-го века, которая в конце плавно пертекает в любовный роман, что в общем-то было свойственно и для Золушки. Книга естественно заканчивается счастливым концом! Причем настолько счастливым, что даже главный отрицательный персонаж выходит замуж!
В издательской аннотации данный роман назван "романтическим детективом". Романтики — куча, детектива — не очень, хотя безусловно интрига есть! Кстати в той же аннотации Стюарт ставили на один уровень с Агатой Кристи: две великие женщины-писатели 20-го века. Ну коли так, значит я приобщился к классике
ИТОГ: очень простенькое, ненапрягающее чтение, которое вероятно скоро забудется. Как уже писал выше, главный стимул был познакомиться с писателем, автором знаменитой Артутрианы. Не знаю, что и думать теперь об этих 5 книгах про Артура и Мэрлина. Если там будет столько романтики, то я, "старый солдат, не знающий слов любви" боюсь не выдержу!
PS Перечитал отзыв и получилось, что он — отрицательный, жаль видит бог не хотел. Не люблю я ругать книги, поэтому оценку сильно низку поставить не могу. 6 из 10, снимая шляпу перед писателем, которому в этом году исполняется 94 года! Здоровья вам, Мэри Стюарт!!!