| |
| Статья написана 6 апреля 19:17 |
Книжку "Волшебная галоша" я помню с начальной школы. Вот именно это издание, что на картинке чуть ниже. Наткнулся на неё шесть десятков лет назад в библиотеке моего родного посёлка Комарово. Привлекла внимание оригинальная обложка: два человека, один — наполовину красного цвета, наполовину — синего, второй – прозрачный, расположившись в огромной сверкающей, как будто только намытой, летящей где-то в небесах галоше, удерживают за платьице девочку, вроде как из этой галоши выпавшую.

Марк Сергеев. Волшебная галоша. — М.: Детская литература, 1965 г. Тираж: 150000 экз. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации А. П. Крылова.
Я книжку в библиотеке немедленно взял, дома принялся усердно читать, предвкушая: вот-вот начнутся какие-то совершенно невероятные события. Необыкновенные события в книжке действительно сразу начались, они меня, конечно, захватили, но некоторое разочарование, смешанное с раздражением, я всё же ощутил. Два пятиклассника в книжке (те, что сидят в галоше) действительно имеются. Так получилось, что став невидимками, они удрали из сибирского города Прибайкальска в Москву, где в какой-то момент учёные, пытавшиеся вернуть им видимость, сделали их зелёными (но отнюдь не сине-красными). И эти ребята на самом деле спасли из-под колёс столичных автомобилей пятилетнюю девочку Марусю, но ни в какой гигантской галоше над Москвой мальчишки не летали…

Марк Сергеев. Волшебная галоша. — Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1971 г. Тираж: 50000 экз. В это издание вошла ещё одна фантастическая повесть Марка Сергеева для детей "Машина времени Кольки Спиридонова". Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В. Гальбы.
Вот так я впервые в свои девять лет воочию столкнулся с произволом художников, которые даже в изначально фантастическое произведение зачем-то добавляют собственные домыслы. Даже не знаю, как это оценить… Глядишь, начну скоро понимать Никиту Хрущёва, разогнавшего в 1963 году в московском Манеже художников-авангардистов (см. мою статью Дзене "Физики, клоуны и воздушные акробаты против абстракционизма"). На обложке красноярского издания "Волшебной калоши" (см. картинку чуть выше), выпущенного через пять лет после московского "детлитовского", которое я читал в 3-м или 4-м классе, тоже почему-то нарисована летящая над лесом (это же ёлки справа внизу?) галоша с крыльями и пропеллером...
Далее в материале: • Они же были зелёные... • Волшебная галоша. • Вожатый без головы и невидимки. • Маруся летает над площадью. • Сказка, фантастика и поэзия. • Писатель Марк Сергеев. • "Машина времени Кольки Спиридонова". • По почерку восстанавливает голос человека… • Ох, уж эти художники... Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/Z-V94v_uhkRPr0X5
|
| | |
| Статья написана 29 марта 17:30 |
Давно наблюдаю особый интерес части моих подписчиков к советскому шпионскому роману середины прошлого века. Этому жанру я посвятил уже несколько материалов, но "охватил" пока не все книги, что стоят на полке. Есть, например, в моей библиотеке сатирический детектив Олега Сидельникова "Нокаут (1959) — тоже шпионский роман, только своеобразный. Оригинальность замысла автора видна уже из посвящения — Сидельников предпослал тексту книги слова: "Светлой памяти Ильи Ильфа и Евгения Петрова". Главная же особенность "Нокаута" в том, что герой произведения — иностранный шпион, строящий из себя весельчака и балагура с закосом под Остапа Бендера. Этот выверт вышел автору романа боком. За вражеского агента, похожего на популярного, можно сказать, родного нашего "великого комбинатора", писателю Сидельникову изрядно досталось от критиков. В предисловии к одному из переизданий "Нокаута" автору даже пришлось оправдываться. Но об этом – ниже.

О. Сидельников. Нокаут. — Ташкент: Гослитиздат УзССР, 1959 г. Тираж: 150000 экз. Обложка, иллюстрации Д. Синицкого и П. Леушина.
Несколько слов о писателе. Олег Васильевич Сидельников родился в 1924 году в Тюмени, в семье цирковых эксцентриков. Ребёнком был задействован в музыкальном номере родителей, много ездил с ними по стране. Среднюю школу окончил в Ташкенте в 1940 году. Сидельников вспоминал: "Перед войной я жил с родителями в городе Запорожье. Грозные события первого военного лета навечно запечатлелись в душе моей. Бомбёжки, грохот орудий... Военкомат, осаждаемый семнадцатилетними юнцами... Некоторые из них плакали злыми слезами — их не пускали на фронт!.. Им искренне хотелось схватиться с врагом... Многим юношам тогда война казалась увеселительной прогулкой, враг представлялся трусливым, на которого стоит лишь цыкнуть!".

Шмуцтитул к роману Олега Сидельникова "Пора летних каникул" в издании 1981 года. Художники А. Бобров, А. Москин.
Позднее Олег Сидельников, вернувшийся с фронта в звании капитана, положит эти обстоятельства в основу своей книги "Пора летних каникул". Первая публикация этого романа под названием "Трое у пулемёта" состоялась в ташкентском журнале "Звезда Востока" в 1965 году. В предисловии к одному из переизданий автор напишет: "Я стремился показать, как под влиянием грозных событий юнцы-добровольцы, убежавшие "поиграть в войну", проходят в борьбе с фашизмом курс "науки ненависти", становятся настоящими солдатами, а когда настал их черёд, — ради спасения остатков сводного батальона, во имя грядущей победы, не колеблясь, идут на гибель."
Далее в материале: • Несколько слов о писателе Олеге Сидельникове. • "Где мои 16 лет?!" и другие книги. • Самый настоящий американский шпион. • "Викинг" изучает моральные силы коммунизма. • "И, ещё не заснув, душераздирающе захрапел". • "Нокаут" — книга своего времени. • Работая в энергосбыте, Остап Бендер выпускал стенную газету "Без должного напряжения". • Романы "Двенадцать стульев" и "Золотой телёнок" тоже запрещали. • "Викинг" управдомом не станет! Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/Z-EFUjjFVRyOkTVf
|
| | |
| Статья написана 22 марта 21:10 |
17 марта в Санкт-Петербургском Доме писателя прошёл вечер памяти Николая Романецкого, моего старого друга и земляка, ушедшего от нас год назад. Народу было много, вспоминали Николая, вытирали слёзы, улыбались, говорили добрые слова... Человек он был душевный и ответственный, любил как следует поработать и как следует отдохнуть... Я тоже сказал несколько слов о Коле. Ниже — расширенный вариант моего выступления.

Николай Михайлович Романецкий (26.06.1953 -10.01.2024). Фото сделано мною на Конгрессе фантастов "Странник". Санкт-Петербург, 2012 год.
Николай Михайлович Романецкий — писатель-фантаст, автор трилогии «У мёртвых Кудесников длинные руки», состоящей из романов: «Убьем в себе Додолу» (1996), «Утонувший в кладезе» (2000) и «Узники утлого челна» (сетевая публикация, 2016), а также дилогии «Везунчик» (2001, 2020), романов «Мир в латах» (1991), «Искатели жребия» (2002) и многих других произведений. Под псевдонимом Николай Романов опубликовал в Лениздате фантастические циклы «Экспансия» (2006-2009) и «Избранник» (2006-2013). Первые попытки писать фантастику предпринимал еще в студенчестве, в ленинградском Политехе, вернулся к ним в 1985 году, тогда же пришел в семинар Бориса Стругацкого.

Николай Романецкий с Борисом Стругацким. 1999 г. Фото Павла Маркина.
Дебютная публикация Николая Романецкого — повесть «Третье имя» (сокращённый вариант повести «Сумасшедший в горах») — появилась в журнале «Энергия» в 1987 году, именно с этого времени Николай отсчитывал официальное начало своей творческой деятельности.
Далее в материале: • Коротко о творческом пути Николая Романецкого. • Почему фантастика? • «Дорога в сто парсеков». • Бабушки из окуловской Мошёнки. • «Однако Маугли я не стал...» • Вы – новгородские, а я – дважды новогородский! • «Что нам какая-то неделя? Мы бессмертны!» • Лечение от любви вышло доктору боком. • «Жить в согласии с самим собой». Полностью читать здесь: https://dzen.ru/a/Z9v3bLKtJ0LB6mhN
|
| | |
| Статья написана 15 марта 20:26 |
Недавно я вспоминал один из рассказов Кира Булычева, легкомысленно привязав его содержание к женскому празднику. См. мою запись "Что у женщины в голове? Рассказ Кира Булычева "Корона профессора Козарина" надо читать 8-го марта". После этого мои подписчики немедленно закинули мне в комментарии название произведения другого известного отечественного фантаста, которое они ассоциируют с "Короной". Напомню, что в рассказе Булычёва молодая студенческая семья снимает комнату на даче, ранее принадлежавшей профессору Козарину. После смерти профессора там хозяйничает его племянница Раиса Павловна. Студент-вечерник Николай, изнурённый безденежьем и бытовой неустроенностью, собирается объявить своей жене Валентине о разводе. Коля считает, что Валя его не любит, не ценит, не уважает и вообще является причиной всех его жизненных невзгод.

Альманах научной фантастики. Выпуск 9. — М.: Знание, 1970 г. Серия: Научная фантастика (НФ). Тираж: 100000 экз. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации П. Шорчева.
Разбирая по просьбе Раисы Павловны кладовку с хламом, оставшимся от профессора, Николай находит обруч, похожий на корону. Надев его на голову, Коля мгновенно постигает все чувства и мысли, которые героически таит в себе Валя. Это знание обрушивает выстроенную незадачливым мужем ложную реальность, кардинально меняет Колину ошибочную картину мира и реанимирует его семейное счастье.

Начало повести "Опрятность ума" в альманахе НФ № 9.
Произведение, которое вспомнили мои подписчики, читая о мучениях, придуманных Киром Булычёвым для бестолкового Коли и его страдалицы-жены, — повесть Георгия Гуревича "Опрятность ума". Я перелистал её, чтобы освежить в памяти содержание, и должен согласиться с комментаторами: пересечения с рассказом Булычёва действительно имеются. Далее в материале: • Одинаковые элементы сюжета в рассказах Гуревича и Булычева. • Дачное профессорское одиночество чревато открытиями. • Короны и диадемы. • Юля потихоньку читает мысли. • Кеша или Лёша? • Аппарат-прокурор. • Включит или нет? • Внезапные совпадения. Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/Z87c6RL7QBve0q_N
|
| | |
| Статья написана 13 марта 19:04 |
В 2022 году издательство "Вече" запустило новую серии "Шпионы. Дело №...", в которую, по словам издателей, вошли (и ещё войдут) жемчужины советского шпионского романа — лучшие советские произведения «про шпионов», полные приключений, интриг и неожиданных сюжетных поворотов. Тут надо сказать, что все книги серии (их на данный момент – уже два десятка) являются переизданиями романов и повестей, вышедших в середине прошлого века. Многие из них долгие годы не переиздавались. И это не удивительно. Советский шпионский роман ведёт своё существование примерно с тридцатых годов. Временем пышного расцвета этого литературного направления были пятидесятые годы, примерно между смертью Сталина в 1953 году и выносом тела вождя из мавзолея в 1961-м.

Виктор Михайлов. Бумеранг не возвращается. — М.: Вече, 2024 г. Серия: Шпионы. Дело №... Иллюстрация на обложке Н.А. Васильева.
В указанный период опасно нарастало противостояние двух мировых систем. Советский Союз, еще не оправившейся от потерь Великой Отечественной, переходил на мирные рельсы, первоочередной государственной задачей стало возрождение разрушенного народного хозяйства. Считалось, что стабильность в восстанавливающейся стране норовят подорвать лезущие к нам во все щели агенты Запада, поэтому необходима строжайшая бдительность и минимизация контактов с внешним окружением. Советский шпионский роман поддерживал и показывал именно такую картину мира. А когда эта картина изменилась, и «железный занавес» приподнялся, шпионский жанр перестал быть актуальным, и его, как я уже писал в статье "Серая скала" Николая Автократова. Шпионская повесть, которая пугала детей", начали "задвигать под лавку". Хотя популярность книг "про шпионов" среди читателей была по-прежнему высокой. Далее читать здесь: https://dzen.ru/a/Z8YN76frl19M7K0d
|
|
|