Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 25 декабря 2022 г. 13:38

В издательстве "Ломоносовъ" в 2022 году вышел сборник эссе писателя Даниэля Клугера, посвящённых восприятию читателем художественного текста, под общим названием "Вторая половина книги".


Даниэль Клугер. Вторая половина книги. — М: Ломоносовъ, 2022 г.


В предисловии автор пишет: "..Думал ли Булгаков обо всех тех вещах, которые его читатели находили и находят в "Мастере и Маргарите"? Думал ли Станислав Лем о том, что в станции "Солярис" можно будет узнать полуразрушенный замок с привидениями? Думал ли Софокл об эдиповом комплексе? Не знаю. И — самое главное — не интересуюсь этим. Какая мне разница, о чём думал автор в процессе создания? Его, автора, роль заканчивается с публикацией произведения. Далее всё зависит от читателя. Читатель — полноценный и, главное, полноправный соавтор писателя. Следовательно, сколько читателей — столько может быть и вариантов восприятия. И среди них может быть вариант, совпадающий с намерениями автора. Хотя именно это случается редко.

Но это и правильно. Ибо, как сказал Джозеф Конрад: "Ты пишешь только половину книги, но вторая половина — за читателем".

В сборнике представлены эссе Даниэля Клугера, которые он сам называет "заметками на полях книг". В их числе есть и те, что посвящены взаимодействию читателя с произведениями фантастическими.

Cодержание сборника "Вторая половина книги" см. здесь.


В довесок — фото с Даниэлем, на котором он подписывает мне книгу (не эту, другую).


Статья написана 22 декабря 2022 г. 18:36

Питаю слабость к советским фантастическим изданиям пятидесятых-шестидесятых годов, то есть к букинистическим НФ-книжкам, которые по возрасту — примерно мои ровесники. Конечно, перечитывать хочется далеко не все, а вот перелистать — можно (особенно, когда внутри имеются иллюстрации). Есть в этих книжках и романтика, и уверенная надежда на замечательное будущее, и научный поиск, и приключения. Даже аромат их страниц какой-то особенный, похоже, в те годы что-то такое специальное добавляли в исходные компоненты, составляющие типографскую бумагу. Не скажу, что я так уж охотился за подобными изданиями — просто приобретал, когда что-то подворачивалось по сходной цене или обменивал. Постепенно накопилось некоторое количество "раритетов". Буду иногда выкладывать их обложки. Кстати, я уже писал о некоторых НФ-книгах из своей библиотеки, вышедших в пятидесятые-шестидесятые: "Их было четверо" Петра Гордашевского (1959); "Гипнотрон профессора Браилова" Н. Фогеля (1962); "Арктания", "Тайна подводной скалы" и "Мир иной" Григория Гребнева; "Последний день туготронов" Татьяны Гнединой (1964); "Гость из бездны" Георгия Мартынова (1962). Сегодня под мою руку попал фантастико-приключенческий роман Леонида Оношко (1905-1980) "На оранжевой планете" (1959).


Леонид Оношко. На оранжевой планете. Днепропетровск: Днепропетровское кн. изд-во, 1959 г.


Краткая биографическая справка из этой книжечки небольшого формата: "Леонид Михайлович Оношко родился в 1905 г. в г. Моршанске, Тамбовской губернии, в семье учителя. В 1919 г. семья Оношко переехала на Украину. В 1929 г. Л. М. Оношко закончил Днепропетровский институт народного образования. После этого преподавал в техникумах и в высших учебных заведениях. Одновременно с педагогической деятельностью он занимался и литературой — писал научно-популярные книги и журнальные статьи по физике и энергетике. Первый рассказ Л. М. Оношко опубликовал в 1956 году. В 1957 г. в днепропетровской газете «Молодий ленінець» была опубликована его научно-фантастическая повесть «В ледяной пустыне».


 Титульный лист издания 1959 года
Титульный лист издания 1959 года

Титульный лист издания 1959 года.

Переиздание романа, вышедшее в 2004 году в московском издательстве "Ад Маргинем", предлагает следующую аннотацию: "В 19... году на Венеру отправляется первая советская экспедиция во главе с проф. Б. Ф. Озеровым..."

Далее читать здесь.


Статья написана 21 декабря 2022 г. 00:29

В московском издательстве "ЛомоносовЪ" в уходящем году вышла книга Валентина Власова "Космические старты до космической эры" про вклад ранней фантастики в космонавтику.


Валентин Власов. Космические старты до космической эры: О вкладе ранней фантастики в космонавтику. М.: Ломоносовъ, 2022 г. Серия: Лучшее увлекательное чтение (ЛУЧ).


Автор рассказывает о том, как технические идеи далеких веков нашли реальное применение в космонавтике наших дней. Читатель с удивлением узнает, что космический лифт, погружение в анабиоз участников длительного полета, искусственная еда, скафандр, сотовая связь, орбитальная станция (пусть даже из кирпича), стыковка космических аппаратов на орбите, фотонный двигатель, космический парус и т. д. были придуманы задолго — за сотни лет — до запуска первого спутника. Тогда же были описаны опасности, которые грозят человеку при полете в космос: перегрузки, отсутствие воздуха, космический холод и проч. Современная космонавтика многие идеи прошлого проверила на практике (отказавшись, впрочем, сразу от строительства кирпичной орбитальной станции), и что-то, например, полет в космос из пушки, отвергла, а что-то, например, воздушный старт, приняла на вооружение.

Содержание книги см. здесь.


Статья написана 20 декабря 2022 г. 00:05

Не так давно приобрёл книгу "Драчёвские были, или Повесть безвременно ушедших лет", написанную когда-то для узкого круга друзей и напечатанную в четырёх экземплярах для них же. Этими друзьями были её авторы, в том числе Михаил Глебович Успенский.


Виталий Шлёнский, Олег Корабельников, Сергей Федотов, Михаил Успенский. Драчёвские были, или Повесть безвременно ушедших лет. — Красноярск: Арта, М.: Престиж Бук, 2022 г.


Так вот, написана книга в полузабвенные семидесятые годы четырьмя талантливыми литераторами: Михаилом Успенским, Олегом Корабельниковым, Сергеем Федотовым и Виталием Шлёнским в жанре русской литературной сказки.


Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В. Милованцева.


"Драчёвские были" — результат совместного творчества весело проводивших время молодых писателей. Повесть, сочинённая ими для себя и для людей их круга, была издана когда-то в виде четырех самиздатовских копий. Произведения, созданные Михаилом Успенским, Олегом Корабельниковым и Сергеем Федотовым позже, в одиночку или с другими соавторами, хорошо известны любителям фантастики, а вот текст их совместной повести "Драчёвские были" долгие годы считался утраченным.



К сожалению, трое из авторов книги (Михаил Успенский, Сергей Федотов, Виталий Шлёнский) уже ушли от нас в свои сказки... И вот теперь, благодаря сохранившемуся у Олега Корабельникова экземпляру, "Драчёвские были" напечатаны в оригинальной авторской редакции и иллюстрированы рисунками, созданными специально для этого издания художником Виктором Милованцевым.


Оглавление "Драчёвских былей".


Михаила Успенского и Сергея Федотова я знал лично, но общался с ними во времена более близкие к нынешним... Было интересно заглянуть в их прошлое и, читая драчёвские хохмы, придуманные друзьями, представить авторов молодыми, энергичными и полными задора...


Статья написана 18 декабря 2022 г. 00:55

Совершим очередной небольшой, но очень интересный экскурс в прошлое: выкладываю разговор с санкт-петербургским писателем Николаем Романецким из моей книги "Беседы с фантастами". Дружим мы с Колей с прошлого века, поэтому беседа — на "ты". Я подверстал к интервью обложки книг Николая Романецкого из моей библиотеки (почти все они мне добрым автором подарены) и ряд фотографий.

 Николай Михайлович Романецкий. 2012 год. Фото Владимира Ларионова.

Николай Михайлович Романецкий. 2012 год. Фото Владимира Ларионова.


Николай Романецкий: «Жить в согласии с самим собой…»


Николай Михайлович Романецкий родился в 1953 г. в Новгородской области. В 1977 году окончил Ленинградский политехнический институт по специальности «инженер-металлург». Двенадцать лет проработал на Балтийском заводе в должностях инженера-технолога, помощника мастера, мастера, заместителя начальника цеха. Первые попытки писать фантастику предпринимал еще в студенчестве, вернулся к ним в 1985 году и тогда же пришел в семинар Бориса Стругацкого. Первая публикация — повесть «Третье имя» (1987) в журнале «Энергия». В мае 1989 года распрощался с производством и занялся литературным трудом. Работал редактором, переводчиком. Ответственный секретарь оргкомитета «АБС-премии». С октября 2002 года — ответственный секретарь журнала «Полдень, XXI век». Автор дилогии «У мёртвых Кудесников длинные руки», которую составляют романы: «Убьем в себе Додолу» (1996) и «Утонувший в кладезе» (2000), а также романов «Везунчик» (2001), «Искатели жребия» (2002) и многих других произведений. Под псевдонимом Николай Романов опубликовал в Лениздате фантастические циклы "Экспансия" (2006-2009) и "Избранник" (2006 — 2011). Лауреат Беляевской премии, премии "Большой Зилант", "АБС-премии" и др. Живёт в Санкт-Петербурге.


Николай, почему случилось так, что фантастика стала твоим приоритетом? Ведь ты её всю жизнь читаешь, пишешь, редактируешь, издаешь, в конце-концов...

Сия тайна велика есть... По размышлению, причин, наверное, две. Первая — полет Юрия Гагарина. Вторая — общая обстановка энтузиазма в начале 60-х годов прошлого века. Нам казалось, что мы живем в самой лучшей стране мира, и впереди нас ждут горы бесконечного счастья. Фантастика (в первую очередь, разумеется, космическая) более всего соответствовала этим ощущениям и ожиданиям.

Тем не менее, не все те люди, что восхищались полётом Гагарина, полюбили фантастику… Мне всегда было интересно, чем же поклонники фантастики отличаются от остальных, «нормальных» индивидуумов. Может быть, у них что-то с генами?

Сказать правду, мне всегда казались «нормальными» как раз поклонники фантастики. На мой взгляд, фантаст (как и поэт) – это состояние души, а кто знает, откуда к нам приходит душа? Во всяком случае, не с генами. Мои родители никогда фантастикой не увлекались.

Далее читать здесь.





  Подписка

Количество подписчиков: 213

⇑ Наверх