Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана вчера в 12:03

Я написал о нескольких фантастических произведениях писателей Юрия Сотника и Юрия Томина (см., например, мои материалы «"Шёл по городу волшебник": фантастическая повесть Юрия Томина и кинофильм по её мотивам» или «"Эликсир Купрума Эса". Фантастика в повести Юрия Сотника начинается не сразу...») и теперь никак не могу расстаться с этими "детскими" авторами, пишу здесь уже и об их нефантастических произведениях. Прошу меня понять и простить. Оказалось, что погружение в атмосферу детства — это одновременно и грустно, и приятно, и затягивает. Детство до сих пор не хочет меня отпускать, а Юрий Сотник и Юрий Томин писали как раз о тех временах, когда я был школьником. Их проза очень достоверно передаёт настроение ушедших лет, их вещи, даже фантастические, создают ощущение реальности происходящего. Оба писателя были людьми талантливыми, неспроста их произведения до сих пор переиздаются. И даже иногда экранизируются.



Юрий Сотник. Вовка Грушин и другие. — М.: Детская литература, 1974 г. Тираж: 100000 экз. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Е. Медведева. В этот авторский сборник Ю. Сотника вошла и повесть "Машка Самбо и Заноза".



Я намерен написать ещё парочку обзоров, посвящённых творчеству вышеупомянутых авторов, а потом обязательно займусь другими писателями. Не исключено, что тоже детскими, и тоже из нашего прошлого. Должен признаться, что виртуальная реальность, которая неистово эксплуатируется в произведениях многих современных фантастов, порядком меня утомила. Заочные приключения героев в искусственных мирах, созданных компьютерами, перестали меня впечатлять. Судите сами: ты, уходя от действительности, читаешь фантастический роман, а герои этого романа, не живут в своей фантастической действительности, а тоже, в свою очередь, уходят от неё и начинают существовать в некоей виртуальности. Получается какая-то двойная симуляция. А я с детства не любил фантастику, в которой все волшебные события, происходящие с героем, впоследствии оказываются его сном или, ещё хуже, бредом. Это банально. Читатель, подобный мне, хочет реальных фантастических приключений и не важно, что это оксюморон.



Рисунок Игоря Блиоха к повести А. Ломма "Дрион" покидает Землю" в "Пионерской правде".


Фантастике прошлых лет была присуща другая крайность. Авторы опишут что-нибудь впечатляющее, а потом норовят поскорее уничтожить все следы описанных событий: утопят Атлантиду вместе с её высокоразвитой цивилизацией; раздробят на мелкие кусочки планету Фаэтон вместе с неосторожными фаэтонцами; без остатка взорвут над тайгой звездолёт чужих (Тунгусский метеорит) вместе с экипажем. А могут, как в фантастическом романе Александра Ломма "«Дрион» покидает Землю" (1974), устроить катастрофическое столкновение над горным массивом Высокие Татры авиалайнера (причём — пассажирского), с инопланетным шарообразным космическим кораблём ("Дрионом"). Землянин Юрий Карцев, посетивший на этом чудесном "Дрионе" далёкую планету Ариулу и вернувшийся, "чтобы помогать своим братьям строить новую жизнь", гибнет, не успев ничего толком рассказать про свою галактическую одиссею. Надо бы про этот роман написать: никак нельзя оставлять без внимания любимое многими фантастическое произведение из пионерского детства и его автора — чеха Вацлава Кличку (писавшего под псевдонимом Александр Ломм) с любопытной судьбой.



Заставка художника Льва Смехова к повести "Ночной орёл" в "Пионерской правде".



Далее в материале:

• Фантастика (Александр Колпаков и Александр Ломм) в «Пионерской правде».

• "Машка Самбо и Заноза" – «приключенческая научно-фантастическая детективная» повесть Ю. Сотника.

• "«Архимед» Вовки Грушина" и другая техника в творчестве и жизни писателя Юрия Сотника.

• Диафильмы по рассказам Юрия Сотника рисовал художник Лев Смехов.

• Исследователи, искатели и изобретатели в произведениях Юрия Сотника.

• Экранизации рассказов Юрия Сотника. Козлы и подводные лодки.

Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/aGBkghdziAwchKH6


Статья написана 1 июля 13:21
Размещена:


Продолжается прием рассказов на Второй межрегиональный литературный конкурс «ГОРОДУ И МИРУ» ("Urbi et Orbi") . Он проводится в период с 01.04.2025 по 20.12.2025. Подведение итогов Конкурса проходит 20.12.25

Учредитель – альманах «Полынья» (Санкт-Петербург)

Подача заявки с 01.04.2025 по 31.07.2025 г. Дэдлайн: 24.00 31.07. 2025 г. Тема и жанр рассказа любые, на усмотрение автора.

Премия за первое место составляет 30 000 рублей, две вторых премии – по 15 000 и три третьих – по 5 000 рублей.

Основные требования к участникам конкурса:

На Конкурс принимаются только художественные прозаические произведения (рассказы). Конкурсные произведения отправляются на адрес: polynya-al@yandex.ru в виде одного файла. В файле перед рассказом в произвольной форме оформляется заявка на участие в конкурсе. В заявке указываются:

— фамилия, имя и отчество автора и литературный псевдоним (при наличии);

— возраст участника;

— почтовый адрес;

— телефон и адрес электронной почты.

На конкурс принимаются рассказы общим объемом не более 40 000 печатных знаков с пробелами (1 авторский лист), в формате «.doc» или «.docx», шрифт: Times New Romans, кегль 12, пробел между строк одинарный. Предельный возрастной ценз 16+. Название файла: «автор_название рассказа». В теме письма указывать: городу и миру.

Все условия: vk.com/wall-218918162_7455

"Положение о конкурсе" см. здесь.


Статья написана 29 июня 13:58

Обратив свой взор на детскую литературу (пафосно начал, да?), я вдруг заметил, что многие известные советские детские писатели носили имя Юрий. Вот несколько персон навскидку: Юрий Яковлев (1922-1995) — "Умка"; Юрий Дружков (1927-1983) — "Приключения Карандаша и Самоделкина"; Юрий Дмитриев (1928-1989) — "Зелёный патруль"; Юрий Томин (1929-1997) — "Шёл по городу волшебник" — о Томине я писал (см. пять моих предыдущих статей); Юрий Коваль (1938-1995) — "Приключения Васи Куролесова". Ещё об одном Юрии — популярном детском писателе Юрии Сотнике, его произведениях и фильмам по ним — я тоже писал. См. мои материалы: "Юрий Сотник "Эликсир Купрума Эса". Фантастика в повести начинается не сразу..." и "Просто ужас!": обмен телами в одной советской пьесе и двух фильмах".



Юрий Сотник. Приключение не удалось. Машка Самбо и Заноза. — М.: Детская литература, 1971 г. Тираж: 100000 экз. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации О. Коровина.



Сегодня под руку подвернулась старая книжка Юрия Сотника (1974 года издания) с двумя его повестями, и я решил, что отзыв о них будет вполне уместен в моём Дзене. Одну из них, "Машка Самбо и Заноза", писатель в подзаголовке назвал "Приключенческая научно-фантастическая детективная повесть". Это авторская шутка, на самом деле никакой фантастики там нет.

Но начнём по порядку — сборник открывается повестью "Приключение не удалось", которая была впервые издана в 1961 году, а в 1974 году экранизирована: по ней был поставлен одноименный телевизионный спектакль.



Юрий Сотник. Приключение не удалось. — М.: Детская литература, 1961 г. Тираж: 115000 экз.



Четвероклассница Варя Капустина присматривает за шестилетним братом Вовкой. "Куклы ее больше не интересовали, поэтому она все свое внимание перенесла на братишку. Оставаясь за старшую, она с таким рвением занималась уходом за Вовкой и его воспитанием, что у того, как говорится, темнело в глазах. То она стригла ему ногти, и без того короткие, то чистила на нем костюм, больно стукая щеткой по бокам и по спине, то вдруг заявляла, что у Вовки, "должно быть, жар", и заставляла его подолгу вылеживать с градусником под ворохом теплых одеял. Чтобы Вовка не избаловался, она в обращении с ним придерживалась двух очень простых правил: а) чего бы он ни захотел и о чем бы ни попросил, ни в коем случае ему этого не разрешать; б) как можно чаще делать ему замечания".

Без улыбки это уморительное начало повести "Приключение не удалось" читать невозможно. Но Варя и Вовка (Вовонька, как называет его сестра) — не самые главные герои произведения. У них есть старший брат Федя, который, пока Варя тиранила Вовку, прогуливался на другом конце улицы с друзьями Славой Панковым и Натой Белохвостовой по прозвищу Луна.


Рисунок О. Коровина к повести "Приключение не удалось" в издании 1971 года.


Далее в материале:

• Кому спокойная жизнь хуже каторги.

• Мешочек из голубого крепдешина с Федькиным завещанием.

• Вовка тоже готовится к побегу.

• Фотоаппарат стал добычей воровской шайки.

• Бенефис Луны.

• Вовку снова воспитывают...

• Одноименный фильм-спектакль по сценарию Юрия Сотника.

• Возраст героев в фильме несколько изменён.

• В роли Наты Белохвостовой (Луны) — Лиля Якунина. Какова её судьба?

• Реалии школьной жизни конца 50-х- начала 60-х.

Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/aFp5WbPkKj8m4qjA


Кадр из фильма-спектакля "Приключение не удалось" (1974). В роли Луны — Лиля Якунина.


Статья написана 26 июня 13:57

В продолжение серии моих статей о творчестве детского писателя Юрия Томина скажу несколько слов о его повести "Нынче всё наоборот". Четвёртая по счёту повесть писателя впервые была напечатана в 1968 году в нескольких номерах журнала "Костёр" (№№ 1- 4) и в том же году вместе с повестью "Борька, я и невидимка" вышла книжным изданием в ленинградском Детлите (см. мою предыдущую запись о повести Юрия Томина "Борька, я и невидимка" и радиопостановке по её мотивам). Повесть "Нынче всё наоборот" некоторые читатели оценивают очень высоко, но я не отношусь к их числу. Возможно, потому, что в произведении совсем нет фантастики. Но это, конечно, шутка, дело в чём-то другом. Попробуем разобраться...


Рисунок С. Спицына к повести Ю. Томина "Нынче всё наоборот" (издание 1968 г.).


Трое школьников (два мальчика и одна девочка) в повести "Нынче всё наоборот" попали в невесёлые обстоятельства одновременно. Над ребятишками по разным причинам одинаково сгустились тучи. Один из них, Славик Барышев, метнул в кошку, греющуюся на подоконнике первого этажа, гайку и попал в оконное стекло, осколки которого, "радостно взвизгивая, посыпались на асфальт". Эта кошка Славика давно раздражала...


Рисунок М. Беломлинского к повести Ю. Томина "Нынче всё наоборот" (ж-л "Костёр", 1968 г.).


Улизнув с места "преступления" в парк, он делится с дружком Юркой Карасиком: "Я ее уже сто лет ненавижу! Чего она целый день там сидит? Когда утром в школу иду, мне всегда спать хочется… А она там спит себе спокойненько! Когда из школы иду, мне уроки делать не хочется. А она опять спит, никаких ей уроков делать не надо. Надоела она мне — и все!". Что ж, надо признать, основания у парнишки были серьёзные.


Рисунок С. Спицына к повести Ю. Томина "Нынче всё наоборот" (издание 1968 г.).


Карасик, находившийся рядом со Славиком в злополучный момент "меткого" броска гайки, сразу же огорчил друга, объявив, что удравшего Славку узнала продавщица из углового магазина: "А я его сквозь витрину видела, как он бежал. Это сын Владимира Барышева, диктора с телевидения". Что поделаешь, из-за широкой известности отца стал известен в узких кругах и Славик, которого поклонницы диктора иногда видели рядом с папой.


Кадр из телефильма "С кошки всё и началось…" (1982).



Далее в материале:

• Эксперименты по всасыванию мух плохо кончаются.

• Мир вокруг переполнен учителями.

• Галка сварила старинные папины часы вместе с яйцами (не папиными).

• Гипсовая нога.

• Заговор непослушания.

• Свобода и любовь.

• Славик в чужих штанах.

• Телефильм под названием "С кошки всё и началось…"

• Славкин папа — Юрий Николаев.

• Почудили немножко — и хватит.

Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/aFURB1P4AUWHXmUg


Статья написана 18 июня 17:06

Нашёл у себя ещё один авторский сборник (1968 года издания) Юрия Томина. Сегодня, кстати, 96 лет со дня рождения известного детского писателя Юрия Геннадиевича Томина (1929 — 1997). В книжку с изрядно выцветшим шрифтом вошли две его повести "Борька, я и невидимка" (1962) и "Нынче всё наоборот" (1968). Напишу заодно уж и про них, в дополнение к уже сказанному в предыдущих материалах.



Юрий Геннадиевич Томин (1929 — 1997). Фото из книги Ю.Томина "Карусели над городом" (1991).



По мотивам первой повести из этой книги (см. обложку на фото ниже) в 1962 году была создана радиопостановка, а по мотивам второй — на киностудии "Беларусьфильм" в 1982 году был снят телевизионный фильм "С кошки всё и началось…"



Юрий Томин. Борька, я и невидимка. — Л.: Детская литература (Ленинградское отделение), 1968 г. Серия: Школьная библиотека. Тираж: 200000 экз. Иллюстрации С. Спицына.



Шестиклассник Костя Шмель, главный герой повести "Борька, я и невидимка", большой любитель "плыть против течения". Для Кости не существует авторитетов, он "кожей" чувствует неискренность и несправедливость. Шмель легко ввязывается в споры хоть с ровесниками, хоть со взрослыми, часто "перегибая палку" во время этих жарких дискуссий…



Юрий Томин. Борька, я и невидимка. — М.-Л.: Детгиз, 1962 г. Тираж: 100000 экз. Иллюстрации С. Спицына.



Далее в материале:

• Шмеля могут исключить из школы.

• Невидимка внутри Кости.

• Не все взрослые одинаково полезны.

• Раньше у каждого человека был хвост.

• Преддверие первой любви на строительном кране.

• Кувырки в радиопостановке.

• Очень разные причины слёз Лины Львовны.

• Щупальца осьминога на дровяном дворе.

• Щупальца осьминога на уроке литературы.

• Радиограмму отцу-полярнику пока не отправили.

Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/aE2wEaLy6HuAyJMm





  Подписка

Количество подписчиков: 206

⇑ Наверх