Все отзывы посетителя grydans
Отзывы (всего: 1 шт.)
Рейтинг отзыва
Роберт Джордан «Колесо Времени»
grydans, 17 сентября 09:44
Я не смог дочитать цикл, остановился после шестой книги.
Начинал я его с большим интересом: прочитал много отзывов, дал персонажам и миру «аванс». Первые книги показались мне самыми захватывающими. В них высокая динамика, мир, который хочется узнавать глубже, и персонажи, за которыми интересно наблюдать. Но при этом уже тогда проявились ключевые проблемы, которые впоследствии стали главным источником моего раздражения.
1. Система власти и гендерный баланс
Корень всех проблем, как мне кажется, в том, что в этом мире установлена своеобразная форма матриархата. Мужчины в книгах чаще всего показаны как наивные, упрямые или просто глупые. Но и женщины, увы, не лучше: они стремятся доказать своё превосходство, манипулируют всеми вокруг, отказываются признавать ошибки и не воспринимают чужие мнения всерьёз.
Это порождает две линии проблем.
Во-первых, во взаимодействии с мужчинами — бесконечные конфликты. Женщины постоянно читают нотации, обвиняют мужчин в глупости, спорят с ними буквально обо всём. Честно говоря, количество повторяющихся фраз о том, какие мужчины «тупые», доводило до усталости. Даже когда герои-мужчины совершают что-то значимое (например, Мэт спасает Эгвейн, Найнив и Элейн), они всё равно получают выговор и их «ставят на место».
Во-вторых, женщины бесконечно спорят и между собой. Найнив, Эгвейн и Элейн не столько сотрудничают, сколько выясняют, кто «самая умная». Вместо объединения усилий мы получаем бесконечную борьбу за статус по любому поводу.
Мне трудно понять, как эта авторитарная женская система с таким подходом вообще может функционировать. Каждая женщина пытается принимать решение, как будто знает «всё обо всём». Тот факт, что только женщины имеют доступ к «Силе», не объясняет автоматически их политического доминирования. Но мир устроен так, что везде, от деревенского совета до королевских дворцов и Айз Седай(тут хоть понятно), верховенство у женщин. Исключения вроде Кайриена или Тира быстро уходят на второй план. Даже Огиры, судя по тексту на вторых ролях у своих женщин.
Со временем я смирился с этим устройством, но однообразные и одинаково самоуверенные женские персонажи утомляют. Единственное исключение — Мин, но она, наоборот, слишком пассивна и на фоне остальных выглядит «серой».
Отдельно удивила навязчивая тема неприемлемости насилия над женщинами, которая появляется внезапно в четвёртой книге. Это подано как особая моральная норма, хотя, казалось бы, подобное чаще встречается именно в патриархальных системах. В итоге — много «соплей», что раздражает.
2. Персонажи и их развитие
Проблема не только в системе матриархата. Персонажи в целом редко блистают умом. Мужчины охотно принимают второстепенное положение, и это выглядит ещё более удручающе.
Главные герои по сути остаются фермерами, которых обстоятельства превратили в «избранных». Это не результат их собственных решений, а воля Узора. Правда в случае женских героев самостоятельность принятия решений чувствуется существенно больше. При этом внутреннего роста долго не ощущается. Да, Ранд меняется: его рефлексия о необходимости быть жёстким, его вспышки ярости и новая суровость поданы как эволюция. Но за этой внешней «маской камня» остаётся ощущение, что это всё тот же юноша с фермы, который играет роль. На уровне логики принятия решений изменения не так чувствуется. Рефлексии больше о взаимоотношениях с противоположным полом, какие они непонятные, или как страшно, если они умрут, а не о то, как принять значимое решение.
Говорить о взрослении персонажей можно, но на шестой книге инфантильности у них ещё более чем достаточно. Возможно, настоящие перемены проявятся ближе к 11–12 томам, но до этого ещё половина цикла, не знаю, я похоже не готов к такому объёму.
Второстепенные персонажи прописаны неравномерно: кто-то выглядит схематично, кто-то более живо. Чаще всего они нужны не как самостоятельные фигуры, а для расширения картины мира.
3. Сюжет
До пятой книги сюжет был динамичным, интересно сочетались параллельные линии. Но начиная с пятой-шестой книги, событий становится меньше. Всё больше места занимают отношения и совершенно мелочные конфликты между героями, формат чего я описал в первом пункте.
Если в первых книгах было ощущение настоящей опасности (отрекшиеся создают угрозу, непонятный тёмный, герои беззащитны), то позже сюжет сводится к тому, что сильные главные герои по какой-то причине совершают глупости. Или просто что-то происходит безо всяких предпосылок. Складывается впечатление, что линия Эгвейн получила от узора гораздо больше удачи чем линия Мэта.
4. Мир
Мир действительно оригинальный и интересный. В первых книгах он напоминал мифы и сказания, что было захватывающе, ближе к Толкину по стилю. Но чем больше автор стремится к «реализму», тем больше карикатурности проступает в устройстве мира.
Множество описаний не всегда даёт понимание. Например, про аристократию разных стран мы узнаём лишь, что одни «очень хитрые», другие «чуть менее хитрые». У аил даже переизбыток традиций, но система их власти внятно не объяснена: что решают хранительницы мудрости, а что — вожди кланов? Получается, текст даёт много деталей, но логики за ними не видно.
Итог
Не могу однозначно сказать, советовал бы я читать «Колесо времени» или нет. Несмотря на все раздражающие моменты, цикл затянул, за персонажами в целом было интересно наблюдать. Они прописаны достаточно, чтобы казаться живыми, и за них можно переживать. Но вместе с тем — однообразие характеров, перегруженность текстом и затянутость сюжета сильно мешают.