Все отзывы посетителя

Все отзывы посетителя heartland

Отзывы (всего: 1 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Алексей Конаков «Табия тридцать два»

heartland, 3 января 22:23

Бинго плохой книги

Удивительно, как автору «Табии тридцать два» удалось собрать сразу столько признаков откровенно плохой книги

Начнем.

1. У нас тут клише «один персонаж рассказывает другому то, что тот должен был знать, но это нужно для читателя». Раскрыть фантдопущение через обрывки фраз, куски диалогов и любые другие косвенные признаки автору было не судьба, так что пожалуйста — инфодамп текстом почти на 30 страниц. Тэл донт шоу. Это потом повторится еще трижды. Персонажи просто ловят главгероя посреди улицы и начинают ему всё рассказывать про политику и шахматы на 20-30 страницах

2. Сюжет автор двигает случайностями. Герой постоянно вовремя оказывается в нужном месте и в нужное время, чтоб знакомый услышал его слова и помог с поисками, или батя девушки случайно оказывается возле него и направляет поиски в нужную сторону, или соседи по общаге внезапно будут говорить о том, что ему нужно. И вот так постоянно — дело сценаристов плохих российских сериалов живет и процветает. Авторская беспомощность в построении сюжета поражает. Как можно использовать прием «и тут нашему герою несказанно повезло» через каждые 40 страниц – одной Каиссе известно. Ничего в происходящем не является заслугой героя. В каком-то анонсе писали, что книга выстроена, как шахматная партия. Нет, она выстроена, как бросание костей. Персонажи просто ловят главгероя посреди улицы и начинают ему всё рассказывать про политику и шахматы на 20-30 страниц, а потом посылают туда, куда нужно по сюжету

3. Фантдоп. Автор на полном серьезе пытается представить ситуацию, что крупнейшее политическое поражение России не привело ни попыткам реванша (как в Германии после Первой мировой), ни к общему ПТСР. Люди просто пожали плечами и давай работать на благо западных государств фактически в статусе заключенных мирового ГУЛАГа. Еще автор искренне верит, что если убрать литературу из школьного курса, то ее перестанут читать, потому что, как подразумевается, сейчас ее читают только из-под палки. Напомню: русскую литературу тут не запретили, а просто «убрали на верхнюю полку», так что вопрос, как так по щелчку пальцев нация полностью перестала читать художку и начала играть в шахматы, остался нераскрытым. Еще интересно, почему демилитаризованную страну за 60 лет не захватил любой сосед с армией — нет ответа. Вопросы к фантдопу копятся, в один момент ты понимаешь, что фантдоп не работает и эмоционально отключаешься

4. Стиль. Тут удивительно. Перед нами страна, повернутая на шахматах, и 60 лет живущая под гнетом западных стран, а весь текст выглядит, как подростковый рассказ из журнала «Костер» (или «Пионер» — как он назывался?). Вот натурально, люди должны уже мыслить не текстом, а в духе шахматных записей K:с6, но вместо рубленных, но емких и глубоких фраз, у нас тут веселенький текстик про приключения мальчика Киры. Автор остановился на раскрытии фантдопа и продумывать стиль речи жителей России после более полувека национальной трагедии и перепрошивки мозгов не стал, и ограничился вставлением там и тут шахматных терминов и ФИО вроде «а ноги за тебя вытирать Ботвинник будет?» Ну и свой стиль не стал перепридумывать — любой сойдет

5. Герой. Тут классика. Герой не придуман. Пустое место. Главгерой не обладает ни одной уникальной чертой (ну кроме того, что он историк, который не знает истории и ему постоянно все рассказывают всё, что он должен был выучить на 2 курсе вуза. Нам говорят, что он историк шахмат, так что не должен знать политическую историю. Это очень смешно для страны, где власть держится на промывке мозгов и пропаганде и где «правильную историю» должны внушать с детсада). Он не вышивает крестиком, не мечтает о мировом господстве, не спасает котят, он просто человек. Какой-то. Какой есть. Сопереживайте ему. Ну вот автор был занят придумыванием истории России будущего, ему было не до персонажей. Пусть будут функцией для трансляции идей автора о шахматах и политике.

Еще наш герой ничего не хочет, кроме как немного узнать про историю и историю шахмат (и снова оказаться в постели своей девушки). Всё, мотивация главгероя находится около нуля и драматическое напряжение соответственно тоже. Читайте про политику и шахматы.

Ну и главное – перед нами Марти Сью, он почти никаких усилий не прикладывает, всё получается само собой, ему постоянно очень везет, а все мужчины почему-то его очень уважают (хотя его таланты в книге вообще никак не проявлены), а все женщины почему-то его очень любят (хотя он тут ни для одной ничего хорошего не сделал).

Ну и самое главное – отсутствие характера и мотивации персонажа позволяет автору делать с ним всё, что угодно, особенно в финале.

6. Мир. У мира книги нет деталей. Никакой детализации. Общага — это общага. Коньяк — это коньяк (ну он десятилетний — это максимум детализации). Цвета нет, текстуры нет, запахов нет (только приятные и неприятные. запах средства от тараканов — запах диклофоса). Текст беден на любые описания, потому что автор не видит свой мир, точнее он видит мир 80-90-00-ых, так что и передавать его не нужно. А за 60 лет ничего не изменилось, так что знать вам о деталях мира не надо, давайте побыстрее перейдем к шахматам и политике.

7. Финал. Просто очень плохо. Подробно — ниже

8. Хайп. Давайте будем честны. Сила книги в том, что автор уловил образ России будущего, которая для одной части общества — голубая мечта, а для другой — страшный сон. Галина Юзефович в рецензии написала, что «новая Россия, покоящаяся на прочном шахматном фундаменте, обладает странным и ностальгическим очарованием» — это про мир, где страна потеряла до трети своего населения. Но этот образ был актуален в краткий исторический миг и даже к моменту выхода книги в 2023 уже потерял все шансы стать и сбывшейся голубой мечтой, и вещим страшным сном. Еще через несколько лет мы сможем полностью оставить эту вероятность за скобками и поймем, что от книги в литературном плане не остается ничего. Даже как мысленный эксперимент «что если» книга тоже нам ничего не дает, потому что фантазия автора опять же ограничивается вставлением тут и там шахматных фразочек, а до наглядной демонстрации изменения мышления у него не доходят руки

Выводы: автор очень любит шахматы и у него есть некоторые идеи по поводу них, но всем было бы лучше, если бы этот сборник эссе, неловко обернутый в форму романа, превратился в полноценное произведение.

В остальном — издательство так вложилось в раскрутку, что я ждал чего-то удивительного, а в итоге сделал себе пометку не читать российскую фантастику еще лет пять

Про финал

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Финалу не веришь. В книге нет ничего, что давало бы понять, что герой способен на самоубийство. Он не такой человек, он скорее бы уехал в Новосибирск с Шушей и работал учителем истории, да и вообще не было там вилки, у него была куча вариантов, как поступить. Это просто желание автора поставить красивую точку с помощью ничем не обоснованной смерти главгероя — один из худших приемов в литературе. Вообще сам финал с «вот это да, уважаемый человек оказался главзлодеем и на 20 страницах рассказывает герою свой гениальный план» — верх пошлости, но и самоубийство автором главгероя-паймальчика, который тут же говорит, что ничего страшного, и что ничейная смерть шахмат не помешает нам наслаждаться игрой — это удвоение пошлости. Ну то есть убить злодея и распространить смс-ками тезисы статьи он не мог, а убить себя — пожалуйста. Ну да, ну да.

Кстати интересно, сколько килограммов камней он положил в карманы пальто, чтоб пойти на дно.

Вообще конечно финал очень литературоцентричен. Не только потому что абсолютно необязательное самоубийство главгероя — это прям литературщина, но и потому что это же повторение финала другой шахматной книги — «Защиты Лужина». Правда там самоубийство было полностью поддержано остальной книгой, там герой вел незримую партию со Смертью, а ходами партии были события жизни, и он ушел, когда понял, что проиграл. А в «Табии» перед нами слабая попытка повторить решение Набокова в ситуации, когда не было никакой партии со Смертью, а события книги — просто серия удивительных случайностей, плохо объясненных автором в финале (там реально «случайности в твоей жизни? Ну тык-мык, вот это да»).

Литературоцентричность финала в обществе, которое отказалось от литературы, но оказалось способно только на бледную копию финала реальной книги — это конечно забавно и как бы говорит нам, что литература пробивается сквозь шахматную доску. Но я на самом деле склонен не копать так глубоко и видеть в этом просто желание автора побыстрее покончить с книгой

Оценка: 3
⇑ Наверх