Все отзывы посетителя Marisolb
Отзывы (всего: 31 шт.)
Рейтинг отзыва
Marisolb, 7 июля 23:40
В последнее время мне попадаются (вру, я целенаправленно их ищу) книги, в которых авторы оперируют понятиями миллионов, миллиардов лет существования Вселенной, причем делают это не абстрактно, а вплетая обычные человеческие жизни в столь непостижимые разумом величины. «Подсолнухи» Уоттса, «Звездный лед» Рейнольдса… Теперь и «Тау-Ноль» Андерсона.
С физикой я на Вы, и, тем не менее, даже мне было понятно, что описанные автором общеизвестные концепции о развитии нашей Вселенной (о ее пульсации, теории Большого отскока и т.п.) состоятельны с точки зрения жизнеспособности гипотез, а вот выдуманные лично автором фант допущения балансируют на грани бреда.
Я бы не стала относить данное произведение исключительно к твердой НФ в том числе и потому, что значительную часть повествования занимают межличностные отношения экипажа. И все бы ничего, даже, пожалуй, интересно – как жить, что-то делать, думать и вообще поддерживать моральный дух, когда ты летишь сквозь пространство-время, а от коллапсирующих звезд умирающей Вселенной тебя отделяет лишь обшивка корабля. Но! Автор слишком большое значение придал хаотичным совокуплениям между членами экипажа. Что это? Шовинизм и сексизм, присущий 70-ым, тлетворное влияние недавно (относительно даты написания книги) прошедшего Вудстока? Зачем вообще акцентировать внимание на низменных и само собой разумеющихся потребностях человека, когда речь идет о конце Вселенной?!
Отринув внутреннего пуританина, скажу, что книга мне все равно понравилась, именно из-за масштабности событий, люблю такое.
Marisolb, 11 июня 22:56
Первые страницы книги были максимально бодрыми и увлекательными. Но дальше автор увлекся одним из самых ненавидимых мною приемов – описанием ради описания, и повествование превратилось в тягомотную жвачку. Чтобы вы понимали, о чем я, автор не написал бы: «В кабинете отца стоял старый стол», автор написал бы: «В комнате, которую отец определил своим кабинетом в момент покупки дома, ибо солнце в нее заглядывало только до полудня, а дальше господствовала блаженная прохлада, стоял дубовый старый стол, старый настолько, что лет ему было трижды больше, чем мне сейчас». Давайте честно, описательности с аллегориями, отсылками и прочим нам хватило в школе при изучении драматургов. Только вот у драматургов словоохотливость оправдана, здесь же совершенно неуместна и вообще никак не влияет на развитие сюжета. Читая фантастику, хочется преобладания именно фантастической составляющей. Да, отлично, когда автор без фанатизма оживляет повествование вкраплениями из житейских мелочей, рефлексии героев, флера любовной линии. Здесь же страница фантастики теряется в пятнадцати страницах бытовой нудятины. Это утомляет.
Парадоксально, но при всей этой описательности герои невнятны, неинтересны, безлики. Вялая любовная линия не улучшает повествования, лишь добавляя тягомотины, сопереживать любовным страдашкам Тайлера и Дианы не хочется, они порой бесят. Пожалуй, самыми живыми героями книги получились только Джейсон и его отец.
Смиримся с тем, что это не твердая НФ, а событие, которое люди назвали Спином, – лишь декорация, попытаемся читать книгу как мягкую социальную фантастику. Но, увы, и здесь не хватает масштабности. Если бы автор убрал все эти семейные разборки и бытовуху, ввел несколько сюжетных линий, в которых описал бы, как разные люди на планете переживают явление, знаменующее их неминуемую гибель, это была бы та самая социальная фантастика в духе Кларка, Саймака и Брэдбери. Однако читатель к середине книги по уши увязает в мелодраме одной семьи и плюс-минус нескольких совершенно пустых второстепенных персонажей.
Лишь в финале (видимо, редактор, рыдая, умолял автора так и закончить уже книгу) нам открывается тайна Спина, гипотетиков и их вселенского замысла. Но, поскольку, это финал книги, ничего конкретного о самих гипотетиках, об их культуре, образе мысли, философии, социальном устройстве автор не сказал… А может даже и не пытался сказать, превратив один роман (который вполне можно было бы ужать до повести) в трилогию. Хочу ли я читать две оставшиеся книги трилогии? Едва ли.
В общем, идея шикарна, реализация уныла, затянута и скучна.
Marisolb, 4 мая 07:15
А, знаете, не плохо, совсем не плохо. Чистой воды героика, где ГГ местами дается все слишком легко и просто, с полпинка. И все же, чем-то зацепила меня эта книга. Многие сравнивают ее с «Голодными играми». Ну, не знаю. Тут и там становление революции, вот и все сходство. Мне показалось, «Алое восстание» как-то посерьезнее «Голодных игр», поправдоподобнее, что ли.
Наверное, благосклонность мою эта книга снискала еще и от того, что накануне две недели кряду я насиловала «Некровиль» Макдональда. На 140 странице сдалась и подумала – хватит, надоело продираться сквозь выверты авторской буйной фантазии, хочу что-нибудь попроще, где герой из грязи в князи, всех победю и вообще красавчик. Рекомендации настырно подсовывали Пирса Брауна. Штош, подумала я, несмотря на средние оценки, попробуем. И угадала же.
Честь, братство, достоинство, месть, интриги элиты, скорбь утраты, любовь, ну и прокачка героя – все на месте. А что еще нужно для классической героики во имя правого дела?!
Маргарет Этвуд «Орикс и Коростель»
Marisolb, 13 марта 15:21
Цикл из трех книг, довольно сильно отличающихся по масштабам действий.
В первом романе автор рассказывает историю одного выжившего, но в весьма развернутой картине постапа – на наших глазах рушится мировая цивилизация. Так получилось, что сначала мне попался пост на AskReddit, где людей спрашивали: что бы вы сделали, если бы проснулись и узнали, что вы — последний человек на Земле? В комментах началась полемика о спасении застрявших внутри квартир собачек, о путешествиях на яхтах по морям, о чтении всех на свете книг и т.п. Я лишь ухмылялась. И в тот же день я начала читать эту книгу, потому наши настроения совпали (отсюда моя довольно высокая оценка). Ну, вот же, подумала я, где истина-то зарыта. Случись полный звездец с миром, вот она, реально описанная жизнь всех тех маминых сыночков и папиных дочек, для которых еда растет сразу на полках в магазинах. Ни тебе собачек, ни книжек, ни путешествий. Вместо них облюбованное дерево, от которого страшно отойти на 300 метров, замызганная простынь-тога, плесневелые объедки и страдашки по своей горькой участи.
Второй роман посвящен вертоградарям (устаревшее значение садовников). Это, по сути, секта зеленых, задолго до катастрофы начавшая стенать о «безводном потопе» – вымирании видов, разрушении экологии, конце всего, если человек не одумается уже сегодня. В книге довольно много этой вымышленной религии и не вымышленных ученых, борцов за экологию, мировых деятелей и т.д. разных эпох, а каждый день в календаре вертоградарей посвящен одному из них. Читалось уже не так легко, шло с трудом. Масштабы действия сократились до двух-трех кварталов. При этом был очевиден авторский посыл — у людей, не боящихся выпачкать руки в грязи, приученных к труду и работе с землей шансов выжить гораздо больше, чем у меланхолика Джимми — главного героя первой книги.
Третий роман так и вовсе съеживается до саманного домика в парке и истории жизни одного из второстепенных героев — Зеба, проникнуться судьбой которого у меня, увы, не получилось, ибо второстепенных героев много, слишком много. Прописаны они слабо, на столько, что при чтении третей книги пришлось вернуться ко второй и вспоминать, кто такая Ребекка.
Сюжеты всех трех книг связаны — герои друг с другом знакомы и так или иначе их судьбы переплетаются. Но, честно говоря, можно было ограничиться прочтением только первой книги, она оказалась самой яркой и запоминающейся, а вторую открыть только для того, чтобы
Marisolb, 2 февраля 02:34
Задумка интересна, но автор, увы, ее не раскрыл. Морально-этические проблемы клонирования, осознание клонами себя как личности, казалось бы, есть, где развернуться, углубиться в размышления. Но получилось ни то, ни се. Не хватило научности для твердой НФ, философии – для мягкой, экшена – для боевой.
Автор неоднократно по ходу повествования мусолит идею о корабле Тесея, который разрушился при крушении и был собран заново, и задает снова и снова вопрос – это тот же корабль или другой с тем же названием? И все, дальше этого вопроса никаких идей у автора нет.
Персонажи пусты и невыразительны. Седьмой, Восьмой… между ними есть отличия, но никаких индивидуальных черт и особенностей в характерах я не увидела, как не увидела и каких-то эмоций и переживаний самих клонов по отношению друг к другу.
Маршалл исповедует религию, в которой клонирование считается омерзительным святотатством против духовности, здесь вообще непаханое поле для словесных баттлов между героями. Но нет, Маршалла мы видим только как неадекватного начальника с приступами буйной агрессии, а ведь его религиозные убеждения вполне себе жизнеспособны, но опять никак не раскрыты.
Тема про аборигенов – ползунов недоработана и зачем она здесь вообще была? Создалось ощущение, что автору просто нужно было дальше развивать сюжет и хоть какое-то действие внести, но продумать особенности психологии и жизнедеятельности внеземной формы разума то ли опыта не хватило, то ли желания.
Из плюсов — живой слог, читается легко, сюжет не провисает.
Размышлять после прочтения особо не о чем, ибо сами герои такой ерундой как рефлексия здесь не занимаются. Как развлекательное чтиво пойдет, не более.
Marisolb, 30 января 23:16
Не люблю произведения про контактеров. Главным образом, потому что они привязаны к человеческому восприятию реальности. Обычно это утрированно две крайности: или «жалкие человечишки, мы вас уничтожим», или «привет, братья по разуму, сейчас мы начнем дружить, и делиться тайнами мироздания».
Потому, взяв в руки «Мертвую жизнь» Абояна, особо ни на что не рассчитывала. Да, ощущалась некая вторичность: здесь что-то и от «Соляриса» Лема, и от «Рамы» Кларка, и от «Ложной слепоты» Уоттса, но книга все равно меня приятно удивила. Видимо, автор смог ярко и емко выразить мои собственные размышления о контакте с внеземной жизнью (жизнью ли?). Вселенная непостижима и человек еще так мал и неразумен, как неразумен только что рожденный младенец. Соприкосновение с этим непостижимым приводит людей в иступляющее замешательство. Все эти истерики, буйство эмоций, совершенно нелогичное поведение экипажа, описанные автором, кого-то наверняка смутят – ну разве можно вести себя так, вы же не первый час в космосе?! И все же, кто бы остался рационален и логичен при принудительном вторжении в мозг чего-то совершенно противоестественного и иррационального? Мистицизм, витающий в воздухе замкнутой коробки корабля посреди абсолютной пустоты, нет-нет, да заставлял шевелиться волосы на затылке.
Мне не хватило раскрытия персонажей, о них мы знаем только то, что знает и видит кибертехник Захар, от лица которого ведется повествование. Возможно, внедрение еще одного ПОВа из числа экипажа сделало бы повествование более многогранным и развернутым (например, интересно было бы узнать, что на самом деле переживала планетолог).
Как итог, твердая НФ, с продуманной научностью, которая не тяготит. Читать интересно и поразмышлять после есть о чем.
Урсула К. Ле Гуин «Планета изгнания»
Marisolb, 27 января 23:35
Человек, наблюдающий, как камни катятся вниз с горы, имея маломальские зачатки интеллекта, рано или поздно придет к выводу: круглое катить удобнее, чем плоское – волочить, а квадратное – толкать. Люди, они же врасу, описанные Ле Гуин (не просто гуманоиды, а максимально приближенные к хомосапиенсам по морфологии человеки) до такой простой вещи как колесо – сиречь первой ступени к построению цивилизации – не додумались, причем эта самая цивилизация у них уже существует. Странность номер один.
Первое «искусство» на Земле обнаружено в древних пещерах, где первобытный человек увековечил свои каляки-маляки на камнях. Так человек, еще не умеющий выражать мысли словами через рот, контактировал с миром, указывал на значимые события в жизни или на угрозу, которой стоит опасаться. Люди, описанные Ле Гуин, отлично говорят, т.е. их речевой аппарат уже достаточно развит для преобразования звуков в голос, голос они научились обличать в слова, слова — в язык, а значит, далеко ушли от первобытного существования, но при этом лишены вообще какого-либо искусства. Они не поют, не рисуют, не пишут былин, сказок и т.п., да у них вообще нет письменности. Как так? Вчера бегали с дубинками за условным мамонтом, а сегодня создали язык и поселились в городах? Да не бывает такого. Странность номер два.
Только представьте, что завтра вы встретите такого человека, будучи мужчиной – женщину, будучи женщиной – мужчину. Какие чувства вызовет у вас столь недалекое существо? Жалость, брезгливость, сострадание, высокомерие… ну, скорее всего. Безмерную любовь с первого взгляда до дрожи в коленях – да едва ли. Но нет, у автора Агат влюбляется в Ролери сходу и без памяти и это странность номер три. Похоть он там безмерную испытал, еще куда не шло, но любовь… Не верю.
При всем этом глубины проблем, заявленных в произведении, я не увидела. Надвигается долгая суровая зима, на горизонте маячит угроза набега откочевников гаалей. Но это все как-то шапочно, по верхам. Угроза была и как-то быстро сошла на нет – того убили, этого покалечили, а все, о чем переживает Ролери – выбитые зубы новоиспеченного мужа. К зиме готовились-готовились, я думала, ну сейчас начнется – минус 100 градусов, на улице мгновенная смерть, а она никакая – тут буран, там снег пошел, да в средней полосе России поядренее морозы случаются.
Ну и последнее, 600 лет люди пришлые и местные живут бок о бок на одной планете. 600 лет – это 25 поколений. И за все это время они не ассимилировались, враждуют, боятся и шугаются от дальнерожденных как от прокаженных, хотя давно уже должны не просто смириться с их существованием, но вообще забыть, что они откуда-то там пришли/прилетели (учитывая, опять же, что письменности-то нет, все притчи-сказания на словах). Вот просто не верю.
В общем, совсем не впечатлило меня это произведение, уж простите.
Marisolb, 16 сентября 2024 г. 12:06
Не понимаю, как человек, написавший «Факторизацию человечности», от которой меня пробило на слезу в финале, мог написать ЭТО?
Автор в связи с текущими событиями в мире, видимо, потек чердаком, что значительно сказалось на его творчестве. Как же противненько – американскому президенту мы выдумаем имя, а русскому оставим настоящее, ибо во всех проблемах человечества (и реальных, и художественных) виноваты исключительно русские. И вообще, американцы тут рядом, могут и обидеться, а русские — там, по другую сторону океана, плевать, что они подумают. Да, и в целом, у власти по обе стороны океана сидят абсолютные кретины, а неее... психопаты же. Еще есть 4 лярда зомбаков и горстка осознающих себя по-настоящему. Спасение мира автором возложено на трех ученых, относящихся вот к этой вот горстке осознающих. Смело однако, кто ж решил-то, что они не притворяются и не являются на самом деле конченными психами четвертого неизвестного уровня?
Главный герой – квинтэссенция современного поборника справедливости, равноправия и толерантности. Он и веган, и голодающим африканским детишкам регулярно отстегивает с зарплаты, и весь из себя такой правильный, что я еле сдерживала рвотные позывы радугой от столь лучезарного геройского лика.
Автор так любит свою неподражаемую Канаду, что его герои читают лишь американские газеты и смотрят только американские новости, чем лишний раз доказывают – сами канадцы смирились со своей ролью придатка к Штатам. Вообще, Канады в книге (как и в других у автора) будет в избытке, в какой-то момент это может начать раздражать.
И, если уж совсем откровенно, описанная автором модель, где мать, еще вчера относившаяся к группе осознающих и любящая своего ребенка, а сегодня ставшая зомби (коих в мире автора большинство), резко его разлюбила до полного равнодушия, совершенно нежизнеспособна. Как минимум при таком раскладе под вопросом выживаемость вида, что недопустимо самой сутью нашей природы.
Как итог, если еще не читали книгу и просто зашли полистать отзывы – уберите ее подальше и начните с более ранних произведений автора (не все, но в основном они хороши).
Лоис Макмастер Буджолд «Дипломатическая неприкосновенность»
Marisolb, 15 сентября 2024 г. 02:25
Если честно, закончить знакомство со Вселенной Майлза Форкосигана я хотела еще предыдущей книгой цикла. Конечно, я была подготовлена к мелодраме отзывами фантлабовцев, но не думала, что мыла в ней будет так много – ну не вяжется у меня образ бесстрашного порой до безумного отчаяния офицера, закаленного боями и смертью, с тем ванильным мороженым, коим растекся Майлз по «Гражданской кампании».
Чтобы немного сгладить впечатление, я все же решила прочитать «Дипломатический иммунитет» (да, блин, иммунитет, а не неприкосновенность, любительский перевод оказался более точным). Не стоит ждать от этой книги неожиданных поворотов судьбы, просто очередное запутанное дело, которое предстоит разрулить Лорду Аудитору. Автор держит марку: слог все так же приятен, читается легко, сюжет не провисает, накал страстей к финалу и дерзкие ходы ГГ за секунду до катастрофы как всегда присутствуют.
Что мне нравится у Буджолд, так это проработка инопланетных рас: надменные цетагандийцы, квадди, выброшенные за ненадобностью на произвол судьбы, но сумевшие построить свой необычный мир, безумные ученые с Архипелага Джексона, бравые вояки с Барраяра, лояльные ко всем причудам жители Беты. Удивительно, но любое упоминание о той или иной расе, сразу вызывает в голове нужные ассоциации. По-моему, уже это достойно уважения (у других авторов бывало в каше названий и имен, забываешь, кто с кем воюет и что из себя представляет).
И все-таки в роли маленького адмирала Майлз нравился мне больше, хоть порой и пугал своей биполяркой. Поэтому этой книгой я, пожалуй, поставлю точку в своем знакомстве с Барраярским циклом. Это было увлекательное путешествие длиной в 12 романов, полное ярких событий, пусть им и остается без соплей и сантиментов.
Сергей Снегов «Галактическая разведка»
Marisolb, 12 июня 2024 г. 18:14
Плюсы. Автор довольно складно пишет о человеческой экспансии в космосе. Человек будущего освоил планеты Солнечной системы (создал искусственные светила для обогрева далекого Плутона, построил на нем заводы планетарного масштаба), он занимается не просто терраформированием, но создает целые новые миры из космического ничего, открыл сверхсветовые полеты, ликвидировал войны, построил таки коммунизм. Люди живут под защитой мудрых машин (читай ИИ), не знают горя, голода, погодных катаклизмов, техногенных катастроф. Не мир, а сказка. В 60-70-е любой советский человек поверил бы в это.
Только вот... читала когда-то «Звезду Пандоры» Питера Гамильтона, где люди живут на множестве планет под эгидой мирового капитализма, и стало как-то жаль, что этот расклад не показался мне фантасмагоричным, в отличие от вселенского коммунизма, описанного Снеговым. Сама суть мирового коммунизма вызвала грустную саркастическую улыбку, ну не получилось у нас даже на отдельно взятом клочке Земного шара, что поделать. Хотя, это же фантастика, почему бы не помечтать…
Минусы. Автор сам посмеялся, что машины не нашли другого аналога названию злодеев и обозвали их зловредами. Но, согласитесь, звучит совсем уж по-детски, а в совокупности с тем, как эти зловреды выглядят, так и вовсе космический детский сад какой-то (автор явно вдохновлялся советским пылесосом «Уралец», когда придумывал их внешний вид).
Диалоги. Боже, я в жизни таких убогих диалогов не встречала. Это просто кошмар. Они наивны, высокопарны, выстраданы, порой на грани идиотизма.
Субъективно, главный герой – основной минус, из-за которого пропало все желание читать оставшиеся две книги трилогии. Он неадекватно эмоционален, инфантилен, ведет себя как капризный ребенок: то танцует и поет ни с того, ни с сего, то топочет ногами и кричит в поисках инопланетянки, которую видел два раза, то рыдает в голос, валяясь в траве, от потери друга. Серьезно? Люди, которые несут коммунизм во Вселенную, даруют знания инопланетным расам, оседлали свет и способны уничтожать космическое зло едва ли не одним своим присутствием, ведут себя вот так?!
Соглашусь с lammik, что «Галактическая разведка» – это памятник эпохи. А вот, читать или нет – вопрос неоднозначный. Пожалуй, стоит, если вы тяготеете ностальгией по светлому советскому прошлому. То, ради чего точно не стоит браться за это произведение – так это сложный продуманный сюжет и интересные герои, ни того, ни другого здесь нет.
Marisolb, 4 июня 2024 г. 23:53
В «Стенах Вселенной» Пола Мелкоу похожий сюжет. Засуну под спойлер, вдруг кто-то захочет прочитать:
Мотивация антагониста у Крауча в пику произведению Мелкоу притянута за уши. Опять спойлер:
Это совсем не НФ, а приснопамятный кот Шреденгера уже в печенках сидит, если честно. Никаких объяснений как куб материализуется в мирах, где никогда не был создан, автор не дает. Теория квантовой спутанности – сухая выкладка из научпопа без личных мыслей автора, поскольку таковых мыслей, видимо, у автора и нет вовсе.
Нужен был готовый сценарий для сериала, автор его наклепал. По всему произведению размазаны ванильные сопли геройских страдашек по жене и сыну. Сопли сдобрены вяленьким экшеном, который на экране при должном финансировании можно растянуть на сотню серий скакания по параллельным мирам. Сериал, кстати, существует, но рейтинг у него никакой и я вполне понимаю людей – тема заезжена, надоела и ничего нового автор со сценаристами не родили.
В конце вообще какой-то сюр начинается, который я даже комментировать не буду.
Как итог: вторичное посредственное произведение, я потратила на него пару вечеров, о чем жалею.
Роберт Маккаммон «Голос ночной птицы»
Marisolb, 9 мая 2024 г. 17:55
Автор – графоман в наихудшей интерпретации этого термина (чтобы расписать аж на трех страницах как герой просто заходит в пустой дом, надо быть очень дотошным писакой). Маккаммон, видимо, пытался максимально погрузить читателя в дух и настроения конца 17-ого столетия, отсюда растут ноги нудного описания каждой мелочи, диалогов из пятнадцати строк там, где хватило бы двух, пространных размышлений о погоде, быте и еде. Я спокойно пережила графоманию Хобб и Сандерсона, здесь же она меня просто выбесила своей занудностью.
Еще у автора какая-то нездоровая любовь к садо-мазо. Герои, слушая рассказы о совокуплении сатаны и его приспешников с ведьмой, едва в обморок не падают и уши не затыкают, но возвращаются к подробному описанию этого процесса снова и снова – где, когда, с кем, сколько раз, в какой позе (прямо как в известном меме – Фу, какая мерзость! Есть еще?)
Главный герой – тощий ботан с перманентным стояком на каждую женскую промежность, пусть даже немытую неделями, при этом он застенчив и краснеет до состояния вареного рака от любого упоминания о женских прелестях. В работе он зануден и дотошен, на современный лад я назвала бы ГГ самым настоящим душнилой. Лично у меня он не вызвал никаких положительных эмоций, только раздражение.
Сюжет банален, но растянут на 800 страниц, хотя активного полезного действия едва ли страниц на 300 наберется. Герой картонные, неинтересные. Мистики по факту нет, есть скучный, посредственный, растянутый до невозможности детектив.
Аластер Рейнольдс «Цветы Минлы»
Marisolb, 23 апреля 2024 г. 18:45
Прочитав сборник рассказов и повестей «Медленные пули» Рейнольдса, только к этому рассказу захотелось оставить отзыв, поскольку он выбивается из общей концепции.
Рассказ довольно жесток и заставляет задуматься – что будет, если дать в руки человечеству, едва освоившему полеты на пропеллерных самолетах и дирижаблях, секреты ядерной энергии. Возможен ли вариант, при котором человечество выбирает иной путь и не применяет полученные знания для создания инструмента убийства себе подобных даже под нависшей сторонней угрозой гибели всего живого на планете?
У Рейнольдса исход закономерен, но все же...
Marisolb, 19 апреля 2024 г. 23:09
Меня – ярого фаната твердой НФ Райт как-то обошел стороной, поэтому случайно наткнувшись в колонке «А вот, например» на этого автора и начав читать этот цикл, я про себя воскликнула – Ну, вот же то, что я искала!
Настоятельно рекомендую после пролога первой книги открыть в конце третьей книги главу «Приложение: имена и эры» и прочитать сначала ее (благо теперь переведены все три книги). Иначе довольно долго Вас, как меня, будет преследовать мысль – Хосподя, да что тут вообще происходит?!
В цикле присутствуют художественный сюжет, детективная составляющая, приключения, но основной посыл – размышления автора о том, как человечество будет жить тысячи лет вперед. Размах, конечно, поражает масштабностью, не в плане покорения космических просторов, а в плане внутреннего мироустройства Золотой Ойкумены, то есть нашей Солнечной системы. Человек Райта уже не homo sapiens, за редким исключением он не размножается естественным путем и достиг бессмертия. Человек будущего автора вышел за пределы индивидуального разума, научился плодить и делить сознания, создавать парциалов, копии и пр., жить в виртуальном мире, не теряя себя как личность, выбирать внешность согласно собственным предпочтениям и принадлежности к одной из множества школ (хочешь быть разумной плазмой – будь). ИИ представлен у Райта софотеками — осознающим себя компьютерным разумом, и он невообразимо огромен. Шутка ли, Разум Земли – софотек размером с Землю со всей составляющей ее природой, с каждой травинкой и жучком, и это только капля в море и одна из частей множества.
Как это все устроено? Читайте и узнаете.
Автор по образованию юрист, поэтому не стоит ждать от него точных математических выкладок, а деление в одной из книг ноля на ноль и бесконечности на бесконечность присовокупим к художественному вымыслу.
Читатель, совершенно незнакомый с твердой НФ как литературным жанром, «Золотой Век» Райта не осилит (начать, возможно, стоит с Хокинга). Остальным – велком в удивительный мир Золотой Ойкумены, едва ли Вы останетесь равнодушны к размаху авторского воображения.
Marisolb, 3 апреля 2024 г. 19:09
Если честно, до сих пор не понимаю, зачем я прочитала эти книги и для кого они написаны. Детективная составляющая посредственна и угадывается к середине первой книги. Я до последнего ждала неожиданного сюжетного поворота… не дождалась. Не произошло этого ни во второй книге, ни в третьей.
Повествование ровное и спокойное как морская гладь в полный штиль. Если с положительными героями случается какая-то неприятность, она буквально два-три абзаца спустя разрешается исключительно в их пользу. Антагонисты комичны в своем амплуа – они все злые и надменные, от одного грозного взгляда правосудия как на духу выкладывают подковерные интриги и вообще крайне словоохотливы до раскрытия своих зловещих планов.
А правосудие по Вэнсу – это два выстрела в грудь и контрольный в голову любому, кто косо посмотрел или что-то не то сказал в адрес героя. Достаточно одного слова ГГ и ружо правосудия не даст осечки, ведь герой не может ошибаться или не так истолковать смысл сказанного. Если честно, не хотела бы я жить в таком мире. Если подобными сюжетными вывертами автор пытался в сатиру, то, видимо, плохо пытался, я ее не увидела.
Пожалуй, впервые я испытала испанский стыд от чтения книги, как от просмотра второсортной комедии. Автору удалось вызвать у меня приступ стыда, когда дело касалась клуба «Бесстрашных львов». Вэнс писал первую книгу цикла, когда ему было за 70, вероятно, отсюда проистекает абсолютное непонимание им молодежи, ее желаний, стремлений и настроений.
События цикла происходят в далеком будущем, отстоящем от текущей реальности на тысячи лет. Но люди, бороздя просторы Вселенной, продолжают писать друг другу бумажные письма, ходить в библиотеки за книгами, читать газеты, звонить из телефонных будок на улице, единственное до чего они додумались – стационарная телефонная видеосвязь. Подобное можно простить раннему Азимову, но Вэнс писал этот цикл в конце 80-х начале 90-х, интернет и сотовая связь, хоть в зародыше, но уже существовали. Фантастичного в цикле лишь развитие событий на разных планетах. При этом люди путешествуют между планетами, в разные галактики, но как именно они это делают (червоточины/подпространство/сверхсветовые скорости) не сказано. В обед герой садится на корабль на одной планете, и некоторое непродолжительное время спустя выходит на другой планете к ужину. Потрясающе, всегда бы так (сарказм).
В целом, получается, что реалии периода своей молодости Вэнс перенес на тысячи лет вперед, раскидал по Вселенной, но ничего не предпринял для того, чтобы пофантазировать на тему технического прогресса или взаимоотношений инопланетных рас. Даже спустя тысячи лет люди готовы грызть друг другу глотки за планету на задворках Вселенной, при этом, в чем ценность этого куска камня в космосе, пусть и красивого, и чем обоснована такая грызня при наличии множества иных миров не ясно. Автор не раз упоминал, что планета — заповедник, но ничего заповедного в ней я не увидела (получился не заповедник, а зоопарк какой-то). Без потери сути повествования все действие цикла могло бы происходить на Земле вчера или завтра. Потому-то во все происходящее в книгах верится слабо.
Как итог, это никакая НФ, это очень слабый детектив, это посредственная социальная фантастика, завязанная на вечном противостоянии аристократии (коей автор явно импонирует) с ее тяготением к многовековым устоям и пролетариата, представленного здесь новаторами, революционерами, реформаторами, в чем, собственно, ничего фантастичного нет. Я не бросила цикл на середине, дочитала, что уже неплохо. И все же чувство зря потраченных вечеров не покидало меня довольно долго.
Филип Фармер «Создатель Вселенных»
Marisolb, 25 марта 2024 г. 14:20
Я могу представить себя лет в 14, тайком читающей этот цикл ночью с фонариком под одеялом. Ох уж этот ностальгический привкус литературного картона: мотивация героев невнятна и местами притянута за уши, сами персонажи пусты и невыразительны, интриги как таковой нет, мир должен быть удивителен своей необычностью, но он лишь декорация, зато с избытком есть голые красотки, перекаченные тестостероном герои и враги, погони и драки.
Сегодня, пожалуй, в достаточно мере пресытившись разнокалиберными авторами фэнтези/фантастики, начинаешь подобную «Создателю Вселенных» чепуху воспринимать с юмором. Автор стал первопроходцем в мире попаданцев и, уловив провокационные веяния духа свободы 60-х, начал ненавязчиво заигрывать с порно, вплетая в сюжеты откровенные сцены, которые 15-20 годами ранее были бы жестоко зацензурены. Современную молодежь ничем подобным не удивишь, а взрослому человеку подобное читать уже просто неинтересно.
Владимир Торин, Олег Яковлев «Мистер Вечный Канун»
Marisolb, 25 марта 2024 г. 12:53
Эпиграфом к «Мистеру Вечный Канун» я бы выбрала известный мем: «Страшно, очень страшно. Мы не знаем, что это такое, если бы мы знали, что это такое, но мы не знаем, что это такое!»
При этом страшно мне стало не от мурашечного саспенса сюжета, а от тягомотного нагнетания непонятного сюра и осознания в финале, что эта муть – еще не конец. Первая книга обрывается буквально ничем (зачем было делить повествование, при этом обеим частям давать отдельные подзаголовки?). Закрыв первую книгу, я подумала – слава богу, что не купила сразу вторую, ибо читать я ее точно не буду.
Вечная недосказанность, постоянное нагнетание без кульминации сделали чтение «Мистера Вечный Канун» похожим на невозможность почесать зудящую спину – пытаешься смириться, но зуд все равно бесит.
Персонажей в книге с избытком, но проникнуться их судьбами желания не возникло, как не возникло бы желания сопереживать шизофреникам в стадии психоза. В основном герои – это какие-то городские сумасшедшие, есть еще маман-атаман, о которой ГГ каждый раз с придыханием говорит ОНА, и сам главный герой – апатичная амеба с жизненным кредо – в любой непонятной ситуации ложись спать.
Я пыталась проникнуться атмосферой кануна Хэллоуина, представить себе дождливый октябрь и на его фоне погрузиться в тайну дома Кэндлов… не получилось. Знаете, нагнетать тоже надо уметь. Ротфусс в своем «Имени ветра» тоже ничего конкретного не рассказал и первые 700 страниц посвятил учебе ГГ, и тем не менее многомиллионная толпа фанатов, ждущая третьей книги, намекает нам, что это было интересно и хочется узнать, в чем же все-таки дело. Того же, увы, нельзя сказать о «Мистере Вечный Канун» — в чем там дело, неинтересно вовсе.
Вернор Виндж «Пламя над бездной»
Marisolb, 18 марта 2024 г. 12:42
Из положительного могу отметить интересную задумку о «Вселенском интернете» и делении пространства-времени на Зоны.
Теперь о минусах и спорных моментах:
1. Не то, что бы истина в последней инстанции, но отрицать взаимосвязь сложно — человеческие руки с отстоящим большим пальцем привели к возможности развития мелкой моторики, которая в свою очередь способствовала развитию интеллекта, усложнению головного мозга homo, ну и в совокупности с другими факторами — разумности. Фантазия автора привела его к разумности собак со стайным интеллектом. Ок, почему нет. Но чего я категорически не смогла принять, так это использования собаками инструментов в виде топоров и оружия по типу арбалетов. Сама их конструкция предполагает наличие рук. Неужели разумные собаки, пусть и застрявшие в средневековье, не придумали бы орудий/оружия, эргономически приспособленных к использованию ртом/губами?
2. Автор говорит о Силе, Трансцендентности, Быстрой, Медленной, Безмысленной зоне, но не посвящает читателя в хитросплетения своих мыслей, бросив его в гущу событий. Такое ощущение, что, возомнив себя богом созданного мира, что-то кому-то объяснять автор считает ниже своего достоинства. Что ж, мы не гордые, додумаем самостоятельно. Концепция Злого зла невнятна, что оно из себя представляет, что разрушает, что порождает? Все опять за кадром повествования. Впрочем и о Силе — антиподе зла, тоже ничего не ясно. Дальше без спойлера не обойтись:
3. Читать, возможно, было бы увлекательней, будь герои повествования интересны. Но мы читаем о чуждой нам расе инопланетян, сопереживать которой трудновато (да, попахивает ксенофобией, ну не смогла я проникнуться проблемами Мира Когтей), и о человеческих детях, потерянных в этом мире. Есть еще корабль, летящий сквозь пространство-время, на нем два разумных дерева, получеловек-полубог и человеческая женщина. Женщина тупа в силу своей влюбленности, полубог истеричен, деревья… вот деревья, пожалуй, самые вменяемые персонажи на корабле.
Книга на любителя пространно пофантазировать о возможностях нашей Вселенной, без эмоционального включения в повествование (герои картонны, сюжет слаб, интрига предсказуема).
Брендон Сандерсон «Архив Буресвета»
Marisolb, 11 марта 2024 г. 19:32
Сандерсон – графоман, это факт. Однако огромные объемы, пространные размышления и описательность каждого геройского шага обычно не приводят к полыханию моей пятой точки и нервному тику глаз. Поэтому его графомания мне зашла (зашла, но все-таки чуток утомила к 4 книге, которую я очень сильно старалась перестать читать по диагонали).
Сандерсон проделал колоссальную работу, создав мир максимально не похожий на наш. При этом несложно вообразить все детали этого мира с принципиально другими основами мироздания – биологией, физикой, химией, математикой. Казалось бы, сплетения, фабриали, буресвет, спрены – сплошная магия. Но нет, автор грамотно обосновывает мироустройство Рошара, отчего перестаешь воспринимать все происходящее как вымысел и сказку.
Любовь автора к углублению в каждый момент жизни героев сделал последних не только отлично прописанными, узнаваемыми, но и живыми. В книгах несколько ПОВов и интерлюдий о героях, которые в последствие вплетаются в сюжет. Это плюс и минус. Плюс – масштабность происходящего, наблюдая за миром глазами разных героев, мы, не напрягаясь, пересекаем континент от края до края. Минус – появляются любимые и не любимые сюжетные линии. В первой книге я прониклась судьбой Каладина; во второй было много Шаллан (но эта Билли Миллиган в хаве, меня откровенно пугала и в целом стала нелюбимым персонажем); в третьей доминирует Далинар; в четвертой книге, на текущий момент последней вышедшей, немало глав отведено Венли и паршенди в целом. И вот вроде цепанула жизнь Каладина, хочется и дальше о нем читать, а его все меньше и меньше. Именно это делало таким притягательным способ читать четвертую книгу по диагонали.
Оценочные качели к циклу в отзывах от 1 до 10 говорят, насколько неоднозначно воспринимается читателями авторское многостраничное словоблудие. Мне же оно вполне импонирует.
Эдуард Веркин «Остров Сахалин»
Marisolb, 11 марта 2024 г. 11:27
Громкое слово «Бестселлер» на обложке, вкупе с упоминанием Чехова в аннотации вдохновили меня купить когда-то «Остров Сахалин» Веркина на старте продаж. Печально, но эта трата пополнила копилку моих бесполезных приобретений.
Словосочетание «картонные персонажи» здесь вышло на новый уровень. Герои не просто картонные, они никакие. Они идут по жуткому миру руин былой цивилизации, встречают каких-то людей, периодически философствуют в духе пьяного бреда на кухне, но остаются все теми же унылыми роботами, которым невозможно сопереживать.
Атмосфера уныния, тлена и безнадеги чувствуется в каждой строке (была бы веревка с мылом под рукой, искала бы табурет) – тут не попишешь, постап автору удался. Смутили излишне сухой слог и разорванность повествования, иногда складывалось впечатление, что целые абзацы, а то и главы были выдраны из книги перед самым выпуском.
Итог, «Остров Сахалин» — роуд-муви, в котором «у самурая нет цели, только путь», безликие персонажи галопом мчаться по мрачному суровому миру, но словно наблюдают за ним со стороны и не желают вступать в эмоциональное взаимодействие.
Евгения Кретова «Навигатор из Нерюнгри»
Marisolb, 10 марта 2024 г. 17:41
ЭТО не фантастика, это типичный женский бульварный роман с элементами космических путешествий и технологий, в коих автор явно не разбирается. Почему я так считаю, что ж, я уже оставляла отзыв на Литресе, думаю, полезно будет оставить его и здесь:
1. Бесконечные нагромождения технических терминов нелепы. Такое ощущение, что автор полистал научные журналы, повыдергивал красивые заумные слова и впихнул в книгу.
2. Сюжет так лихо закрутился, что, прочтя половину первой книги, я остановилась и подумала – подождите, ГГ была зачислена в Академию, ничего не зная даже о том, что Земля участвует в освоении космоса, но уже спустя два дня улетела покорять просторы Вселенной, так откуда такая осведомленность в вопросах управления космическим кораблем? Во второй книге оказывается, что она еще и гениальный юрист (такое быстротечное развертывание сюжета с первых строк характерно для бабских любовных романов).
3. Даты и время — это боль. Ну, о каком августе может идти речь в космосе? Ок, земляне на своем корабле могут равняться на земной год и его деление на месяцы, допустим. Но каким боком иные расы, делая собственные записи, пользуются земной терминологией? «Среднегалактическое время двадцать часов» – это вообще что? Рука/лицо.
Я бралась за эту книгу, как за НФ, можете представить масштабы моего разочарования!
Marisolb, 5 февраля 2024 г. 19:35
«Слепая вера» Элтона была куплена мной для «что-нибудь почитать в дорогу» в далеком 2010 году. За двое суток тряски в плацкарте книгу я осилила и сделала вывод – хоспаде, ну бред же. В свою защиту могу сказать, мне было чуть за 20, в голове и в кошельке верховодил ветер, а проблемы общества меня как-то не заботили.
В прошлом году в очередной разбор своих книжных завалов Элтон вновь попался мне на глаза. И вот как-то так получилось, что я прониклась. Бредом все написанное уже не показалось. Антиутопичное будущее Земли от Элтона гораздо актуальнее, чем оруэлловское или замятинское, хотя, конечно, прочитавшие антиутопии-нетленки Оруэлла, Хаксли, Замятина, Брэдбери увидят очень много отсылок и едва ли не повторов этих книг в «Слепой вере».
Тяготение «офисного планктона» к удаленке, детоцентризм, пропаганда антипривичников, культ шаблонной красоты из-под скальпеля, борьба без борьбы за равные права для меньшинств, выставление личной жизни на всеобщее обозрение… все это мы наблюдаем уже сегодня.
«Слепая вера» – это гиперболизированная сатира на современность, в которой человечество утопает в пародии на религию, духовность, толерантность, социальное равенство.
В этом мире абсурда, возведенного в абсолют, существует тайная противоборствующая группа оппозиционеров, к которой примыкает главный герой книги.
К сожалению, мой вывод из прочитанного неутешителен:
Мое мнение – книга стоит того, чтобы ее прочитать.
Marisolb, 2 февраля 2024 г. 00:41
«Песнь крови» – это такое очень-очень каноничное геройское фэнтези, как по методичке. По крайней мере, так можно сказать о первой половине книги: становление героя, его учеба, испытания, братство и надежность дружеского плеча, первые враги и битвы, первые слагаемые легенды. Ничего нового, в общем-то, даже, пожалуй, слишком заезженное старое.
А потом все закрутилось вихрем батальных битв, королевских интриг, неразгаданных тайн, немного твиста и темной магии в финале. Вторую половину книги я жадно проглотила за ночь, и это было захватывающе.
Но книга закончилась и на оставшиеся две в трилогии я смотрю с опаской, ибо рейтинги ниже и отзывы неоднозначны. Стоит ли портить впечатление от столь яркого финала или оставить все как есть – пока не знаю.
Наверное, знакомство с миром фэнтези нужно начинать именно с таких авторов как Райан и идти по возрастающей. Ибо читатель, познавший труды Сандерсона, Мартина, Пратчетта, Толкина, Хобб, заметит, что Райан на их фоне выглядит весьма слабо.
Патрик Ротфусс «Хроника Убийцы Короля»
Marisolb, 28 января 2024 г. 02:14
Грабли с незаконченными циклами – мои любимые, я как мазохист снова и снова наступаю на них с разными авторами и их произведениями. И вот, в прошлом году в Сети стали появляться неуверенные намеки, что собрана фокус-группа первой вычитки и третьему роману цикла Ротфусса таки быть… где-то, когда-то в 2023 году. Год закончился, а воз и ныне там. Что ж, я же упомянула, что грабли-то любимые, поэтому, узнав о намерениях автора, без раздумий окунулась в созданный им мир.
Стоит сразу сказать, за неимением менее пафосного слова, слог автора волшебен. Именно такого волшебства ждешь от фэнтезийного произведения, ведь фэнтези – это в первую очередь повествование. В этом цикле Ротфусса я растворялась, не читая, а буквально живя рассказанной историей. И все благодаря гармонии слога и лаконичности слов, сплетенных в неспешный увлекательный рассказ (здесь, пожалуй, низкий поклон и переводчикам).
Главное действующее лицо книг – Квоут – некогда талантливый музыкант, маг (арканист) и герой, о котором слагают легенды. Но для меня в первую очередь Квоут – актер. Ему нужны сцена, публика и овации. Потому столь неуместно он смотрится в своем трактире в забытом богом захолустье. Трактир максимально камерален. Читая, чувствуешь замкнутость пространства и его духоту. Это закулисье, а сцена там, в большом мире, куда нашему герою ходу нет. Почему? Ну, автор намекает периодически о непреодолимых обстоятельствах, которые привели к тому, что герою пришлось «умереть» в большом мире.
Иногда в трактире появляются посетители (зрители), но герой так и остается в своем амплуа трактирщика, его пальцы забыли, как играть на струнах лютни, его голосовые связки забыли, как петь, его разум забыл, как вживаться в новую роль. Проблески былого Квоута нет-нет, да проскальзывают в критических обстоятельствах.
Квоут рассказывает историю своей жизни «случайно» оказавшемуся в этом захолустье хронисту. Его жизнь «до» наполнена магией (а сначала и обучением этой магии), приключениями, отважными и порой безрассудными подвигами, признанием и унижениями, причем второго порой больше, слагаемыми легендами, ошибками молодости.
Ротфусс очень любит своего героя, это заметно: он умен (очень), благороден не по происхождению (ведь он принадлежит всего лишь к эдема руэ – низшему из возможных классов), а по поступкам, обаятелен, красив, во второй книге цикла еще и любим всеми женщинами вокруг, обладает магией, которую не всем дано познать.
Я не раз задумывалась, может автор все же использовал метод ненадежного рассказчика? Поскольку хоть, излагая свою историю, Квоут часто упоминает, что где-то сам о себе приврал, чтобы легенды слагались как надо, рассказывает о далеко не самых приятных моментах своей судьбы, он все равно слишком умен, слишком благороден, слишком красив и прекрасен. Оставим, пожалуй, это вопрос открытым, пусть каждый читатель решает сам.
Есть в цикле и откровенно слабые места. Первое – обращение героя с магией. Он в ней настолько великолепен, что аж прослезиться хочется. Лишь обучаясь магии, убивать за раз нескольких врагов, странно и нелогично. Будь это так просто, как делает наш герой, не стали бы арканисты безжалостными владыками мира? Второе – заштампованность сюжета и повторы. Все, что вы когда-то читали из популярного и известного фэнтези, вы, наверняка, найдете здесь у Ротфусса.
Но я все равно поставила циклу 9 баллов, просто потому что книги мне понравились. Думаю, Ротфусс с его «Хроникой Убийцы Короля» пришел ко мне в руки в нужное время, жаль, что незавершенным.
Marisolb, 21 января 2024 г. 04:49
Попросив на Новый год в подарок первую книгу этой трилогии, я получила все три. И теперь на вопрос дарителя: «Как книги?», отвечать: «Никак», совсем не хочется. Сама ж попросила. Я честно пыталась, все новогодние праздники пыталась, но осилила, плюясь, только первую книгу.
Здесь уже сравнивали этот цикл с «Хрониками Дрездена» Батчера. Аналогия и впрямь напрашивается. Только вот Батчер с бедным Дрезденом чего только не творил – и жег, и морозил, и топил, и все кости переломал, разве что не убил (окончательно).
Хирн же носится за своим героем с матрасом, подкладывая его под геройскую попу, дабы герой наш, боже упаси, не поранился слишком сильно. В итоге мы видим не отважного победителя, на котором живого места не найдешь, а кисейную барышню с имбовым мечом. ГГ убивает недругов одним взмахом руки, женщины от презренных смертных до богинь укладываются штабелями у его ног от одного взгляда, а антагонист в финале появляется лишь потому, что без него вся мотивация затрещит по швам и посыпется.
Аттикусу, кстати, две тысячи лет, но ведет он себя как малолетний школотрон, и это эээ…странно?! Я надеялась хотя бы немного окунуться во флёр древних времен, в тайны и легенды, в ирландские сказания об эпохальных битвах и друидскую мудрость, но ничего подобного, увы, здесь нет.
Автор, конечно, попытался в седую древность, впихнув в повествование кельтских богов, но они, как и герой, получились слишком современными и никакой доисторической божественностью от них не пахнет.
Искрометного юмора я не нашла, юмор есть, но какой-то плоский, детский. Мир вокруг – картон, пни ногой, повалится, разгоняя пыль.
Но добило меня не это, а местоимение «Я». Его много, слишком много, буквально в каждой строчке, в каждом предложении. Да, повествование от первого лица, но другие же авторы как-то справляются без этого бесконечного тыкания бедного читателя носом в геройское великолепие.
Итог: проходное чтиво, пропустив которое, ничего не потеряешь.
Дуглас Престон, Линкольн Чайлд «Старые кости»
Marisolb, 15 января 2024 г. 21:17
Оценки так себе, а мне, знаете, понравилось. Книга не отягощена сложными характерами героев, какими-то многослойными конфликтами и дилеммами, нет здесь и внезапных сюжетных поворотов (даже финальный твист вполне ожидаем), все ровненько.
Мне, как человеку далекому от археологии, было интересно почитать о трудовых буднях людей этой профессии. Интересно было познакомиться и с природой гор Сьерра-Невада, узнать немного из истории американских переселенцев.
Не то, что бы я советовала всем прочитать книгу и положила ее на тумбочку, дабы перечитывать раз в год. Нет, просто легкое чтиво, сравнимое с приключенческим фильмом на сон грядущий.
Marisolb, 11 января 2024 г. 22:06
Развитие сюжета крайне динамичное. Настолько, что возможности остановиться, взять передышку, проанализировать ситуацию, залечить раны у персонажей не возникает. Их буквально мотает от одной битвы к другой и каждая последующая все эпичнее. Причем автор порой сам забывает, где между событиями прошел день, где неделя, а где месяц.
Герои сражаются со злодеями, злодеи с героями и друг с другом, потом герои объединяются со злодеями против самого злого зла, и треть из них мрет, как мухи. Потому запоминать имена и геройские характеристики смысла нет. Вы наверняка, как и я, запутаетесь на 25 герое/злодее кто там, чем обладает и на какой стороне воюет.
Вся эта вакханалия происходит на фоне абсолютно картонного мира, город – лишь невнятная декорация для битв, гражданские лица – неписи. Автора, как и героев/злодеев, вообще не заботит вопрос о том, как в творящемся вокруг звиздеце могут выживать люди.
Нелюбимый мной авторский прием «Deus ex machina» здесь в изобилии, буквально каждая битва разрешается обстоятельствами, которые не зависят от стратегии, гениальности и талантов главной героини, от лица которой ведется повествование.
Кстати, о главной героине, подросток, еще вчера забуленный в школе, сегодня дерется с мужиками в три раза больше себя в своем супергеройском костюме из пуленепробиваемого?! шелка. А ну да, ну да, это ж альтернативная вселенная, в ней альтернативные пауки ткут альтернативный шелк.
Как я не пыталась, не смогла вообразить героев в их реалистичном виде, зато их образы отлично ложились на мультяшные. Чуть сократить, получился бы бодрый анимированный боевичок для взрослых. Кровища и жестокость присутствует, но автор их не смакует, просто данность.
Люблю объемистые объемы, когда моя старенькая электронная читалка, пыхтя, прогрузила «Червя», я порадовалась, увидев, что он занимает аж 5500 электронных страниц. Но к 23 арке я стала замечать, что все чаще роюсь в интернете, скролю ленту в соцсетях, тыкаю пульт в поисках фильма по телику… В общем, делаю все что угодно, лишь бы не читать. В итоге, пришлось признаться самой себе, книга меня утомила (может быть от засилия геройской активности нон-стоп, может от нелогичности поступков персонажей и их не всегда внятной мотивации).
Советовать читать/не читать — не буду, поскольку при всех недостатках мир увлекает своей динамикой, ну и из «серой» морали тоже можно было бы сделать выводы, будь мне лет 20-25.
Marisolb, 4 января 2024 г. 02:01
«Низшего» я проглотила залпом за пару недель. Когда автор продолжил похождения Оди и его ОПГ по жестоко-кровавому миру постапа в «Инфере», я с тем же энтузиазмом взялась и за этот цикл. Споткнулась я на 6 книге, когда поняла, что мизогиния просто шкалит. Я ни разу не радфем, но подобное взаимодействие героя с окружающим миром противно до абсурдности.
Мир, созданный автором, очень жесткий, кровищи с избытком, больной на всю черепушку ГГ прокачивает скилл, сюжетных провисаний и внутренних дилемм не обнаружено, Оди как таран прет к финалу напролом. В общем, все, что нужно для бодрого экшена, но я – пас.
Скотт Линч «Благородные Канальи»
Marisolb, 30 декабря 2023 г. 23:40
Я жду, я все еще жду, когда автор вырвется из своего депрессивного кокона, затянувшего его на долгие 10 лет, и так и явит миру «Шип Эмберлейна». В одном интервью Линч сказал, что именно «Шип Эмберлейна» задумывался им как основной роман цикла. Но, начав писать, автор понял, что мир слишком обширен, а герои не раскрываются достаточно, чтобы понять их мотивацию, так появились «прелюдии» — «Хитрости Локка Ламоры», «Красные моря под красными небесами» и «Республика воров».
Если возьметесь за этот цикл, не совершайте мою ошибку, читайте только в одном выбранном переводе. «Красные моря под красными небесами» я прочитала в переводе АСТ, а не Азбуки – это было разочарованием. Все не так, все не то: Клоп превратился в Жука, Локк в Локки, Жан в Жеана, Сокольник в Сокольничего, Шип стал Бичом
В книгах есть некоторые спорные, странные моменты
2. Очень странная завязка сюжета в Республике Воров – два года герои вынашивали план кражи дорогущих картин и в итоге не поняли, что это копии. Ну, серьезно, за два года не узнать, где хранятся оригиналы?
и все же мир, созданный Линчем, живой, география обширна, магия присутствует, однако главные герои ей не обладают (или не догадываются, что обладают), приключения и авантюры в изобилии, местами бывает нудновато (но кто из авторов этим не грешит?).
А я продолжу верить, что дождусь…
Marisolb, 30 декабря 2023 г. 02:40
Я решила оставить отзыв, хотя правильнее будет сказать — поделиться впечатлениями от всего прочитанного цикла, здесь, под последней книгой, поскольку впечатления эти — один сплошной спойлер для тех, кто лишь начнет знакомство с книгами.
Взяв в руки первую книгу я, честно, ждала классической фэнтезийной героики. Ох, как же я ошибалась. Но даже ошибка эта не уняла моего интереса к жизни героев цикла. Так, начав читать 18 ноября 2023 года, 30 декабря того же года я закрыла последнюю страницу 16-ой книги. Пожалуй, это многое говорит о том, насколько меня увлек мир Элдерлингов.
Я и плакала, и смеялась, и грустила, где-то злилась, но больше прочего — страдала, не потому, что книги мне не понравились, просто Хобб наградила своих героев весьма трагичными судьбами, не сопереживать которым было невозможно (иначе смысл читать).
Еще ребенком Фитца лишили права выбора, сделав кинжалом в ножнах государственного правосудия. Так, он стал человеком, лишенным детства, что не в последнюю очередь сыграло роль в его приступах необузданной ярости, часто поддающимся самобичеванию и скрытности, не верящим в доброту людей к своей персоне, сколь бы близкими эти люди не были. Можно ли полюбить такого героя? Как оказалось, можно, иначе не было бы пролитых мною слез в финале.
Шут, ох, Шут – многоликий, саркастичный, с багажом тайн, который так и ушли вместе с ним в Вечность, к нему судьба столь же неласкова, как и к Фитцу. Можно ли полюбить Шута? Едва ли не больше, чем Фитца.
В «Странствиях убийцы» Кеттл сказала Фитцу одну умную вещь: «мы любим не людей, а воспоминания о них», имея в виду его юношескую любовь к Молли в первых книгах цикла. Этой фразой я сама пользуюсь по жизни, она отрезвляет. Но Хобб вернула Молли в повествование в последней трилогии цикла (думаю только ради Пчелки (Би)). Сначала меня это страшно разозлило, однако постаревшая Молли как-то плавно вошла в историю, как будто там и была все время. Хотя, как по мне, обилие ее детей ничем не оправдано, поскольку эти герои остались безлики и, за некоторым исключением, непонятно зачем и были.
Потом на сцену вышла Пчелка и я получила самого раздражающего персонажа всего цикла. Би – недоребенок с мыслями взрослого, но поступками и хотелками капризной пятилетки, заработавший ПТСР похлеще, чем у Фитца, но моей любви и сострадания все равно не снискавший.
Многие винят Хобб за многословность и воду. Да, есть такое, но если вы дошли до последних книг цикла, значит, смирились с бесконечной авторской любовью к описательности всего и вся.
И все же Хобб создала удивительный сложный мир: загадочный как Шут, безжалостный как Фитц, мудрый как Ночной Волк.
Marisolb, 5 ноября 2023 г. 13:18
Наверное, я предвзято отношусь к авторам женского пола в жанрах фэнтези и фантастики, поэтому книга мне не зашла. В целом, городское фэнтези – моя тема, я лояльна к воровской тематике в этом жанре, единственное условие – хочется сострадать/сочувствовать героям, пусть и условно-положительным.
В «Книге ночи» сострадать и сочувствовать мне не хотелось никому. Главная героиня не вызывает никаких положительных эмоций. Сестра ГГ – эгоцентричный подросток, занятый полулегальной деятельностью (разводом лохов, верящих в Таро, в интернете), ее образ так и остался для меня никаким. Герой Винса – парня ГГ, как будто не дописан, весь этот его флёр загадочности лично у меня оставил только вопросы, на которые и отвечать-то не хочется. Возможно, это задел на следующую книгу, только вот читать ее я не буду.
Мир, кстати, тоже не совсем понятен: управляемые магией тени, мраки, сумеречники, таинственная организация плохишей… Магия в описанном мире есть, но она какая-то поломанная что ли. Ну управляешь ты своей тенью и что? Проникать в чужие дома, воровать, убивать, если достаточно напитается, эта тень способна, а дальше? Магия в книге изначально черная/отрицательная/негативная (как хотите, называйте), верить в нее нет никакого желания.
Наверное, книга просто не моя, хотя слог приятный и перевод вменяем (мозг не спотыкается о речевые выверты).