Все отзывы посетителя

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы посетителя grozin

Отзывы (всего: 15 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Артур Кларк «Лунная пыль»

grozin, 2 июля 18:27

Есть отдельный класс книг, где работа людей какой-нибудь профессии описывается во всех деталях, и возникает полное впечатление абсолютной достоверности. Хейли, например . Лунная пыль — это Хейли в космосе. Причём она написана раньше, чем Отель и Аэропорт. Все технические делали описываются предельно подробно. Много героев, все разные, и все тоже описаны очень хорошо, со всеми их своеобразными особенностями. Ощущение достоверности совершенно потрясающее. Одна из моих самых любимых фантастических книг.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Кир Булычев «Война с лилипутами»

grozin, 22 марта 17:14

Эта книжка — винегрет аллюзий на многочисленные произведения и жанры. Как теперь принято говорить, постмодернизм. Булычёв показывает, что он мастерски умеет имитировать (или пародировать) разные жанры.

Ну, начало — это, конечно, Приключения Карика и Вали, В стране дремучих трав и т.п. В этот список можно было бы включить даже Микро — последнюю книжку Крайтона, но она появилась позже, и Булычёв не мог её читать (если только ему Ричард Темпест не помог :-)

Сюжетная линия рабыни Заури. Ну тут подсказка слишком очевидна. Рабыня Изаура — первый телесериал, показанный в Советском Союзе. Все домохозяйки СССР смотрели его запоем. Из него в русский язык пришло слово фазенда, которое в наших условиях стало означать дачный участок в 6 соток (у Булычёва сиенда). После него появились многие другие латиноамериканские сериалы (Богатые тоже плачут, например, но это значительно позднее). Рабыня Изаура тоже весь сериал стремилась узнать тайну своего рождения. И вообще, поиски потерянных родственников — основное занятие героев мыльных сериалов. Так что эта книжка — прямолинейная (слишком прямолинейная!) пародия на рабыню Изауру и прочие латиноамериканские мыльные сериалы.

Дальше, ресторан на краю таинственной пустыни, старатели и кладоискатели. Это явно вестерн. Тут и индеец кстати появился. Ну или джек-лондонщина про золотую лихорадку. Кстати, примерно в это время появился первый (он же последний) советский вестерн (или пародия на него) — Человек с бульвара Капуцинов. Так что жанр пользовался популярностью.

Карл Коралли... Ну хорошо хоть, что его жену зовут не Клара, а то было бы уж черезчур. Мимоходом пнули Из пушки на Луну. Я уверен, что ещё какие-то аллюзии пропустил.

Но самое интересное — это что целевая аудитория, ровестники Алисы, вполне могут с удовольствием читать об увлекательных приключениях, не зная ничего из того, что я тут изложил. Впрочем, не могу себе представить, чтобы во время публикации этой книжки был хоть один житель СССР, включая детей, который бы не видел хоть нескольких серий Рабыни Изауры.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Роберт Хайнлайн «Ракетный корабль «Галилей»

grozin, 9 июня 2024 г. 07:30

Единственная книга скрибнеровского цикла, которая действительно безнадёжно устарела и абсолютно неправдоподобна. Уже Космический кадет (появившийся на год позже) вполне можно читать с удовольствием. В «Наутилус» я могу поверить (по крайней мере на время чтения книги), а в ракетный корабль «Галилей» — не могу. 4 человека в кустарной мастерской за несколько дней соорудили космический корабль и сразу же на нём полетели... Ясно же, что для этого требуется создание новой отрасли экономики в масштабах государства (ну да, большие частные фирмы могут строить космические корабли, когда экономика в целом уже к этому готова; поэтому я могу поверить в первый полёт на Луну частного корабля в одной из ветвей времени в Истории будущего Хайнлайна). Эта книга написана в стиле Жюля Верна, только хуже. В неё зачем-то вставлены всякие научно-популярные объяснения, написанные, по-моему, просто плохо (Жюль Верн тоже их вставлял, но у него они написаны лучше и более органично вставлены в художественный текст). Я не читал «Шестую колонну» и «Нам, живущим», может быть, они столь же плохи. Но я читал практически все другие произведения Хайнлайна, и все они мне нравятся. Эта книга определённо худшая.

Плюсы: увлекательные приключения. Правда, совершенно невероятные. Ну хорошо, допустим, на краешке обратной стороны Луны есть секретная база нацистов. Но как поверить в то, что «Галилей», летевший куда-нибудь на Луну (они, вроде бы, даже не выбирали район посадки заранее), *случайно* сел совсем рядом с этой базой?

Оценка: 5
– [  10  ] +

Роберт Хайнлайн «Дверь в лето»

grozin, 28 мая 2024 г. 19:40

Я не буду писать о книге в целом, хочу только обсудить один мелкий вопрос — как Хайнлайн в 1956 году представлял себе будущее техники. Фантасты того времени сильно переоценили скорость её развития — многие тогда были уверены, что к 2000 году люди полностью освоят Солнечную систему, а может быть, будут летать к другим звёздам. Любая задача кажется простой — до тех пор, пока не начнёшь её решать. По Хайнлайну, инженер Дэвис, главный герой этой книги, был родоначальником нескольких важных и перспективных направлений техники.

Что же изобрёл Дэвис? Например, автоматического чертёжника. Клавиатура, как у пишущей машинки; над ней экран (или даже два). Инженер нажимает на кнопки; на экране строится чертёж. Ничего не напоминает? Да это же просто ноутбук с автокадом! В 50-х годах никто не предвидел стремительного развития компьютерной техники. Устройство Дэвиса было физической (реальной) машиной; каждое действие для построения чертежа вызывалось нажатием на определённые физические клавиши. Какие клавиши вызывают какое действие — это было жёстко запаяно (в буквальном смысле!) в схему машины. В настоящем 2000-м году такие вещи, конечно, делались программно, а не аппаратно. Нужна всего одна физическая машина — компьютер с довольно стандартным набором периферийных устройств. Всё нужное для конкретной области применения (в данном случае для построения чертежей) сделает программа. Такой подход гораздо гибче — программу легко менять, добавлять новую функциональность и т.д.

Другое изобретение Дэвиса — автоматический секретарь. Ему можно диктовать, а он напечатает текст без грамматических ошибок. Опять физическое устройство. Сейчас это, конечно, программа преобразования голоса в текст, и такие программы каждому доступны даже на смартфоне. Хайнлайн предвидел некоторые сложности, например, омонимы. Действительно, программа распознавания устной речи — штука нетривиальная.

Общая тенденция очевидна. Не надо десятков и сотен физических устройств для разных областей применения. Нужно одно устройство — компьютер. А для разных применений пишутся разные программы. В 1950-х этого, конечно, никто предвидеть не мог.

Ну и в заключение про книгу в целом. Динамичный приключенческий сюжет, читать её действительно интересно.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Роберт Хайнлайн «Гражданин Галактики»

grozin, 21 мая 2024 г. 16:20

Увлекательная приключенческая фантастика. Я прочитал эту книгу очень давно, в молодости, и она мне сразу понравилась. Не помню, была ли это первая книга Хайнлайна, которую я прочитал, но точно одна из первых. Действие развивается в быстром темпе, трудно оторваться от чтения, всё время хочется узнать, что же произошло дальше.

Вся книга посвящена проблеме свободы и рабства, и вся пронизана ненавистью к рабству. В США рабство было отменено в историческом масштабе совсем недавно, и для Хайнлайна такое чувство вполне естественно. Главный герой, Торби, последовательно оказывается в 4 обществах с очень разным социальным устройством. В каждое из них он вживается и лучше или хуже к нему приспосабливается. Поэтому и книга чётко распадается на 4 части, в каждой из которых описано некое устройство общества, оцениваемое с точки зрения свободы и/или рабства.

На невольничьем рынке в Саргоне мальчишку Торби за гроши покупает нищий калека Баслим. Много позже мы узнаем, что Баслим — полковник спецназа, герой, целью жизни которого стала борьба против рабства. Он относится к Торби как к сыну, и, оставаясь формально рабом, Торби становится фактически свободным человеком. Он называет Баслима отцом, Баслим его воспитывает и даёт хорошее образование.

Потом Торби попадает в семью вольных торговцев. Очень своеобразный социум со своими обычаями и бешеным презреньем ко всем тем, кто сидит на планетах и никуда не летает. Семьи свободных торговцев вольны, как ветер, и при этом хорошо обеспечены материально. Но это достигается ценой того, что каждый член такой семьи абсолютно лишён личной свободы. Вся его жизнь полностью регулируется правилами и обычаями. Тут Торби гораздо менее свободен, чем когда был рабом на Саргоне.

Потом он попадает в галактическую гвардию. Ну армия есть армия, в ней свободы нет по определению. Зато в ней неизбежно возникает дедовщина и прочие неуставные отношения. Эта часть книги самая короткая.

Потом Торби (уже Тор Радбек) попадает в мир крупного бизнеса на Земле. Тут следует детективный сюжет о том, как он изгоняет управленца, узурпировавшего власть в его корпорации и не собирающегося ей делиться с Тором. И тут оказывается, что крупный и богатый бизнесмен тоже не свободен — он должен вести дела так, чтобы акционеры его компании получали прибыль, иначе его быстро сместят с его позиции. Торби начинает сотрудничать с особым отделом галактической гвардии, занимающимся борьбой с рабством. Торби ненавидит рабство (что неудивительно при его биографии), и борьба с ним становится главной целью его жизни, как и у его приёмного отца Баслима.

Увлекательный динамический сюжет сочетается с мыслями о свободе и с ненавистью к рабству. Замечательная книга.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Роберт Хайнлайн «Чужак в чужой стране»

grozin, 9 мая 2024 г. 13:53

Мне попала в руки книга «Чужак в стране чужой» из серии «Большие ФФ книги». В предисловии написано, что, когда Хайнлайн предложил издательству рукопись этой книги, редакторы уговорили его убрать наиболее шокирующие эпизоды и вообще сократить книгу. Именно в таком, сокращённом на четверть, виде эта книга печаталась много лет, переводилась на другие языки (включая русский). После смерти Хайнлайна была найдена копия полной рукописи, и было решено её издать. Это русский перевод полной версии книги. Я читал эту книгу много лет назад (она называлась «Чужак в чужой стране»), и решил прочитать полную версию. Каких-то существенных изменений я не заметил, но я, конечно, не помню ту, сокращённую, версию достаточно детально.

С моей точки зрения, это в первую очередь роман о невозможности понимания. Марсианская цивилизация, древняя, мудрая и могущественная, настолько сильно отличается от человеческой самыми базовыми понятиями, на которых основывается всё остальное, что грокнуть её люди не могут в принципе. Валентайн Майкл Смит, в силу своей биографии, понял её много лучше, чем это было бы возможно для любого другого человека. Но и он, по его собственным словам, знает марсианский язык и взгляд на мир на уровне детского сада. Те крохи могущества, которые он получил (вроде способности исчезать предметы и людей или передвигать их силой мысли) — это капля в море по сравнению с могуществом марсиан.

«Малыш» Стругацких основан на идее этой книги Хайнлайна. И там тоже люди бессильны понять негуманоидную цивилизацию этой планеты. Если Хайнлайн сообщает довольно много информации о своих марсианах, то Стругацкие о своих негуманоидах не сообщают практически ничего. За исключением того, что понять другую цивилизацию невозможно в принципе.

О том же и «Солярис» Лема. Ну кто мог бы понять океан Соляриса? И там не было посредника вроде Майкла или Малыша.

Мне очень понравился доктор Джубал Харшоу с его анархистскими (или либертарианскими?) идеями. Таких персонажей у Хайнлайна довольно много. Например, доктор Рассел из «Имею скафандр — готов путешествовать» весьма его напоминает. Из того, как Хайнлайн блестяще описывает таких персонажей, создаётся впечатление, что Хайнлайн в значительной степени разделяет их взгляды.

Ну и конечно, вся книга, от названия и до самого конца, пропитана религиозными аллюзиями. Майкл — это мессия, новый Христос, конец книги — это его крестный путь.

В целом это мощная книга, производящая глубокое впечатление.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Берен и Лутиэн»

grozin, 21 февраля 2024 г. 19:02

Стоит ли читать эту книгу? Ответ зависит от того, к какой категории читателей Вы относитесь.

1. Те, кто никогда не слышал о Толкине. Таким читателям лучше начать с чего-нибудь другого.

2. Те, кто считает, что всё, написанное Толкином — чушь. Ну, может быть, кроме Хоббита, который неплохая сказочка для детей младшего возраста. Эта книга не для них.

3. Те, кто прочитал Властелин колец, и им понравилось. Пробовали начать читать Сильмариллион, но бросили, потому что скучно. Таким читателям стоило бы попробовать прочитать Дети Хурина (всё-таки это связный текст, а не набор отрывков). Если пойдёт хорошо, можно переходить к Падению Гондолина и к этой книге.

4. Толкинисты-лайт. Помимо Хоббита и Властелина колец, прочли Сильмариллион и Дети Хурина. Может быть, некоторые отрывки из Неоконченных преданий и Истории Средиземья. Вероятно, несколько книг про Средиземье других авторов (кто же не слышал про Перумова или Еськова). Если ещё не читали эту книгу — читайте. Она, как и Падение Гондолина, для вас (я сам отношусь к этой категории). Читать эти две книги значительно приятнее и проще, чем выбирать соответствующие отрывки из разных томов Истории Средиземья и Неоконченных преданий.

5. Толкинисты 80-го уровня. Изучают эльфийские языки. Ездят на ролевые игры. При переписи населения в графе «национальность» пишут ''эльф». Пишут свои романы — продолжения Толкина. Они уже прочитали всё, написанное Толкином, и знают эту книгу близко к наизусть. Им никакие рекомендации не нужны.

Какую же оценку поставить? Представители 5-й группы автоматически поставили бы 10 любому тексту Толкина, но я буду смотреть со своей колокольни. Если Хоббит и Властелин колец — несомненные шедевры, ничего, кроме 10, им поставить просто невозможно, то Сильмариллион и Дети Хурина — это, вероятно, 9. Тогда Падение Гондолина и эта книга — вероятно, 8. Но я не очень хорошо воспринимаю длинные стихотворные тексты, которые занимают значительную часть этой книги, поэтому скину ещё 1 балл.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Пьер Гамарра «Машина Онезима»

grozin, 22 декабря 2023 г. 14:24

Машина Онезима, описанная в рассказе — это фактически ChatGPT — генеративный искусственный интеллект. Он вполне может написать текст в стиле Бальзака или кого-нибудь другого. Любопытный пример предвидения будущего развития технологии в фантастическом рассказе. ChatGPT и ему подобные системы искусственного интеллекта могут писать программы на многих языках программирования; с помощью такой системы недавно было сделано некое нетривиальное открытие в математике. Так что нет причин, почему бы такому искусственному интеллекту не изобрести хорошую жаровню.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Клиффорд Саймак «Заповедник гоблинов»

grozin, 21 декабря 2023 г. 16:26

По-моему, это лучшая книга Саймака. Почему-то некоторые относят его к фэнтези или к чему-то пограничному между научной фантастикой и фэнтези. По-моему, это в чистом виде мягкая (она же гуманитарная) научная фантастика. Гоблины, тролли, баньши, феи, живущие в Заповеднике — это не часть фэнтезийного мира, созданного автором. Их существование объясняется сюжетно. Это последние остатки тех, кто в незапамятные времена осуществлял неудавшийся проект колонизации Земли Старой планетой. Баньши были инженерами связи, остальные рабочими. Этих представителей почти вымерших рас собрали в Заповеднике. (По ассоциации вспоминается «Заповедник сказок» Булычёва. Там сказочные персонажи, живущие в Заповеднике, тоже объяснены сюжетно — это последние остатки когда-то многочисленных рас, живших в последнем межледниковом периоде. Разумеется, Булычёв читал Саймака.)

В этой книге Саймака, как и во многих других, чувствуется глубочайшее уважение, которое он питает к университетам и вообще к образованию. Хотя ректор университета и может быть никчёмным бюрократом. Может быть, это как-то связано с тем, что Саймак учился в университете, но не окончил его.

Забавно — я однажды держал в руках и внимательно пролистывал сокращённый пересказ «Заповедника гоблинов» для младших школьноков. На самом деле выброшено там немного по объёму — самогон Алле-Опа и несколько пьянок. И даже в таком урезанном виде книга остаётся очаровательной.

Очень добрая и человечная книга (как и многие у Саймака). Я её регулярно перечитываю, хотя и помню почти наизусть. Просто для удовольствия снова погрузиться в её тёплую, уютную атмосферу.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Клиффорд Саймак «Всякая плоть — трава»

grozin, 30 октября 2023 г. 16:58

Есть некий подвид фантастической литературы, который делается так. Берём совершенно обычную, 100% реалистическую обстановку. Герои — совершенно обычные, 100% реалистические обитатели этой обстановки. И добавляем одно (ровно одно!) фантастическое допушение. И смотрим, как эти обычные люди реагируют на такое вторжение фантастики в их жизнь, каждый в соответствии со своей совершенно обычной, 100% реалистической психологией. Такой приём позволяет раскрыть характеры героев гораздо глубже и эффективнее, чем любое количество суконного реализма. Это как в физике. Чтобы исследовать какое-нибудь твёрдое тело, мы действуем на него электрическим полем, магнитным полем, рентгеновским излучением, сверхнизкими температурами, ... И изучаем отклик этого тела на эти возмущения. Мне такой вид фантастики очень нравится ещё начиная с «Войны миров».

У Саймака много произведений такого типа. Но наиболее известное и, пожалуй, лучшее из них — это «Вся плоть — трава». Место действия — маленький захолустный провинциальный американский городок (Саймак часто использует как место действия маленькие городки или деревни, и замечательно умеет их описывать). Герои — представители всех социальных слоёв населения этого городка. Каждый со своим характером, непохожим на других. Фантастическое допущение — параллельные миры (в принципе похоже на «Город», «Кольцо вокруг Солнца» и целый ряд других произведений). Сюжет развивается стремительно, не оторвёшься. Замечательные лирические описания видов этого городка и окрестной природы. Книга очень добрая, развязка тоже очень добрая и довольно неправдоподобная — больше похожая на сказку. Впрочем, у Саймака практически все книги лиричные и добрые.

К такому же подвиду фантастики относятся, например, «Почти как люди» (правда, тут действие происходит в большом городе), «Необъятный двор» (опять деревня в глубинке) и многие другие произведения. Мне они все определённо нравятся. Но, пожалуй, «Вся плоть — трава» — лучший роман из этого списка.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Клиффорд Саймак «Живи, высочайшей милостью…»

grozin, 22 октября 2023 г. 11:17

Мне эта книга очень понравилась. Идея о том, что землянам (или по крайней мере лучшим их представителям) неплохо бы поучиться в некоем Университете, встречается у Саймака много раз. Правда, вступительный экзамен в этой книге весьма суров. В «Паломничестве в волшебство» (https://fantlab.ru/work6889) попасть в Университет тоже весьма непросто. Та же идея в рассказе «Детский сад» (https://fantlab.ru/work6845), правда, там вступительный отбор произвела загадочная машина без жертв среди абитурьентов, и попадут они, вероятно, не прямо в Университет, а на подготовительные курсы :-) А в «Заповеднике гоблинов» (https://fantlab.ru/work6901) вся Земля фактически является очень большим университетом. Возвращаясь к этой книге, замечу, что героям предстоит много увлекательных приключений. В результате самые сообразительные (или удачливые?) из них будут таки приняты в Университет.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Клиффорд Саймак «Через речку, через лес»

grozin, 22 октября 2023 г. 09:27

По-моему, это лучший рассказ Саймака. Пронзительный. Лаконичный — ничего лишнего, только то, что совершенно необходимо.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Клиффорд Саймак «Призрак модели «Т»

grozin, 22 октября 2023 г. 09:11

Этот рассказ показался мне очень похожим на рассказ Хайнлайна «Человек, который торговал слонами» (https://fantlab.ru/work2769; в некоторых переводах «Человек, который путешествовал слонами», но это дурацкий перевод — в рассказе никто слонами не путешествует). В обоих случаях главный герой, судя по всему, умирает в самом начале рассказа и попадает в некий индивидуальный рай, где снова проживает лучшие моменты своей жизни, встречает умерших близких людей. В одном из комментариев к рассказу Хайнлайна кто-то очень правильно написал, что водитель второго автобуса, который везёт пассажиров после аварии первого — это Харон. Возможна более реалистическая интерпретация: всё это чудится главному герою в последнее мгновение своей жизни (которое субъективно может продолжаться очень долго). Оба рассказа очень добрые и грустные. Для Саймака такой лирический стиль естественен; для Хайнлайна это редкое (практически единственное) исключение, его обычный стиль совершенно другой. Рассказ Хайнлайна написан раньше. Не знаю, читал ли его Саймак и повлиял ли он на него при написании этого рассказа.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Кир Булычев «Посёлок»

grozin, 29 августа 2023 г. 07:54

Когда-то давно я прочитал повесть «Перевал» (в тонкой книжке, где 3 повести). Она мне очень понравилась. Я её воспринял как притчу. Перевал (и корабль за перевалом) — это символ почти недостижимой цели, и люди стремятся к ней, несмотря на все трудности. Ну и об изоляции от человечества, конечно — меня очень расстрогала история о последней свадьбе в Гренландии.

Гораздо позднее я прочитал обе части вместе. И восприятие изменилось — вместо философской притчи получился увлекательный боевик в тщательно описанном экзотическом антураже. По-моему, без второй части было лучше. Вторая часть тоже хорошо написана, фантазия Булычёва, как всегда, на высоте — одни огромные деревья чего стоят. За «Перевал» я бы без колебаний поставил 10. А в целом — увлекательный, отлично написанный приключенческий роман.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Джон Бойнтон Пристли «31 июня»

grozin, 30 июля 2023 г. 18:47

По-моему, гениально. Если у Вас депрессия, перечитайте 31-е июня. Помогает.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я буду говорить как домохозяйка и хранительница домашнего очага, — сказала миссис Шайни с неописуемой важностью, — ибо вам известно, что я возглавляю Гильдию домохозяек и хранительниц домашнего очага, самое крупное и самое влиятельное объединение домохозяек и хранительниц домашнего очага в нашей стране. Итак, как домохозяйка и хранительница домашнего очага я отвечаю: все без изъятия новые возможности должны быть предложены и открыты женщине и, главным образом, в её качествах домохозяйки и хранительницы домашнего очага.

Оценка: 10

Оценка: 10
⇑ Наверх