Создатели пошли проверенной дорогой и описывают, как современное сознание погружается в каменный век. И как пытается выбраться из него.
Жизнь целого поколения в прошлом и в изолированной от мира Британии люди выживают, как могут.
"Первое поколение — батраки, второе — дикари" (Джон Уиндем).
Но дикари совсем не обязательно будут немытыми дегенератами, людоедами или психопатами. Идет всплытие реликтов прошлого, тех типажей, которые мало востребованы в городском обществе XXI-го века.
И появляется Герой-первооткрыватель.
Собственно, вся история в фильме — это первые два похода юного героя на большую землю, с крошечного изолированного островка, когда он из просто мальчишки становится Героем.
Островок: некая идеализация "старой доброй Англии". Патронов нет, потому лук и стрелы это лучшие друзья человека при контакте с бегающими зараженными. Культ средневековых лучников в головах. Овцы, ограды, возможность заготавливать дрова на материке.
Когда отец берет мальчишку в его первую вылазку. Привычный постапокалипсис: всюду брошенные домишки, развелись олени, часть зараженных уже сгнила и может только по земле ползать, но часть все еще быстрые, а среди них бывают настоящие великаны, на которых вирус подействовал круче любых стероидов.
Но на острове медленно сходит с ума/умирает мать мальчика. И хотя отец упоминает, что есть в окрестностях некий страшный доктор, сам идти к нему отказывается.
А мальчишка проворачивает фокус — с отвлекающим поджогом, обманом и парой финтов — и выводит мать из поселка (юный исполнитель очень органичен в этой роли).
Сам по себе набор приключений: кто куда шел, что делал — весьма динамичен, но умеренно интересен. Ничего особо нового создатели фильма не показали.
Другое дело это типажи людей, с которыми общается мальчик.
Например, типичный современный парень, солдат из карантинных сил, который последний уцелел из выброшенной на берег группы. Получилось общение честного дикаря с городским лохом, у которого в голове только модные тренды и социальные сети.
— Посмотри, вот моя невеста...
— А что у неё с лицом, губы опухли?
— Да что ты понимаешь, она красавица!
— У нас похожая есть, аллергия на креветок, хоть одну съест, потом целый день такая ходит...
Но главный собеседник юного героя — врач. Легко читается попытка оправдать, как-то очеловечить культ смерти. По сути это относительно безвредный сумасшедший, неоязычник, который строит свой Стоунхендж из человеческих черепов. Излишне радикальный гуманист, потому не убивает гиганта-зараженного, а лишь на время обездвиживает. И хотя актер сотворил небольшое чудо, создав образ доброго некроманта-эвтаназера, от таких врачей хотелось бы держаться подальше.
Но мальчишка — герой. Он видит добросердечие этого человека. На земле, заполненной чудовищами и дикарями, где кошмары и фобии стелются, как туманы, ему надо пройти от моря до моря, увидеть людей, соединить изолированные общины. Потому что многие люди научились жить рядом с ходячей смертью, но каждый одинок. Внешний мир не поможет, надо налаживать жизнь самим.
Это будет долгое путешествие.
И первый из бойцов, который предложит ему свою дружбу -
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
будет тот самый мальчик из первых кадров фильма, которого можно будет узнать по распятью на груди. И компания его друзей, воспитанных телепузиками.
Из явных недостатков фильма можно упомянуть разве что отсутствие лодок. Да, любой баркас или просто крупную лодку просто уничтожат с воздуха силы карантина. Но долбленки, какие-нибудь маленькие лодочки с одной стороны радикально увеличат возможности для разведки с воды, с другой — будут малозаметны.
Итого: удачное продолжение, в котором смогли рассказать жизнеутверждающую историю в стиле античных мифов.
Помните фильм про бандита-сутенера, который стал королем Артуром?
Гай Ричи тогда снял исторический сюр, где в бывшей римской бане, посреди старого Лондона, работала школа восточных боевых искусств, а слонопотамы шастали по широким полям Британии...
Аберкромби решил не отставать, и соорудил очень похожий продукт, который должен украшать лозунг "Больше треша!". В коктейль добавлен "Отряд самоубийц" и мелкий фарш из фильмов про биомеханику.
Но все очень динамично и местами смешно.
Итак время поле 4-го крестового колесового похода, фиксируется Восточная империя, у которой серьезные проблемы и смешанная франко-греческая аристократия.
Много магии — кто не колдует, тот сам по себе оборотень, вампир, эльф или жертва колдовства.
Магия довольно серьезная: производство человеко-зверей можно поставить в малую серию, проклятья работают, душу можно переместить в другое тело. От эльфов не ждут ничего хорошего, и они раз в несколько десятилетий делают визиты в Европу (сарацины)
Христа колесовали (здесь это Спасительница), и зримое расхождение между западной церковью и восточной — это круг (окружность?) и колесо со спицами.
В Святом городе — малолетняя папесса, хорошо колдует, но в политику пока не лезет. Фактически вместо Святой Матери делами управляют две тетки-кардинальши, Жижка и Бок.
Святой город забит проститутками, а сифилис уже в деле. Видимо, занесли из Атлантиды.
Тут из-за угла должен выйти бывший отец Сергий, который против нечисти, и начать тотальную зачистку. Но кто тут чист?
Во главе отряда упырей-оборотней-чернокнижников-проклятых поставили относительно честного бухгалтера, который до того лишь приводил в порядок монастырское хозяйство.
И задание им выдали соответствующее — доставить в КонстантинопольТрою, в столицу Восточной империи потерянную наследницу престола, которая до того промышляла криминалом средней руки (нет, руки у неё две, просто криминал без убийств). И обеспечить её восхождение не престол.
Разумеется, как львиная доля веселой псевдоисторической чернухи, вся эта история просто обертка для:
— хорошей плутовской интриги, когда практически каждый персонаж меняет свою шкуру/плоть/мотивы/намерения/язык. Обманут и предадут практически все, только некоторых придется простить. Потому оговорки, намеки, забытые письма (я же приказала его сжечь!) — так же важны, как отпечатки пальцев;
— нескольким этюдам-зарисовкам о современном обществе, когда под видом оборотня или кого еще читателям демонстрируют какой-то из типажей наших современников. Тут не все получилось идеально. Хотя история самой императрицы-матери (Что я делаю на троне? Вокруг такой большой мир!) лично мне показалась интересной. Так же хорош неумирающий рыцарь;
— автор играет с читателями в исторические загадки, которые иногда получают ответ. Вместо Римской империи была другая:
"— Все взаимосвязано, дитя. Троя, Венеция, все государства Средиземноморья — ветви одного корня. Какого?
— Империя Карфагена, — буркнула она.
— Почему народы Южной Европы и Северной Африки говорят на языке, произошедшем от древнего пунического?
— Потому что карфагеняне сжигали несогласных, — лениво заметил барон Рикард, наблюдая, как мальчишки гоняют плот.
— Сжигать людей — не всем по вкусу, — парировал Бальтазар, — но это эффективно. Когда Карфаген завоевал Южную Италию, он воздвиг храмы, на которых стоит Святой Город. "
— политкоректными издевательствами на некими формами культуры, образами религии и штампами фэнтези. Правда, из-за перевода нейронкой часть политкорретности заменилась матюгами, а тонкий юмор временами опускается ниже пояса.
Есть, правда, еще один момент, который меня немного разочаровал: автор не довел до логического финала проработку языка. Если осеняют себя не крестом, но кругом, то себя надо околесить, а не перекрестить. Соответственно, чертей можно изгонять, неся благую околесину. Не "Крестовый поход", а "Накат на Святую землю". Не крестоносец или Крестительница-Baptiste (о каковом косяке переводчик прямо сожалеет в предисловии), а какой-нибудь "круглоголовый" (с характерной стрижкой под горшок). Латыни должно быть куда меньше, чем иврита — Рим проиграл Карфагену.
И если доводить постмодернизм до стадии фарса, хотелось стишков, вроде обращения к юной папессе: "И надо лишь христианам, которым вы всем мать, скорее дать дать свободу, скорей свободу дать..."
Словом, если вам охота прочитать версию "От заката до рассвета" в как бы средневековом антураже, не особо заморачиваясь сложными культурными отсылками, то вы пришли по адресу :)
Иногда сценаристы и режиссеры пытаются сделать все правильно.
Ведь про борьбу за власть в галактической Республике/Империи нужно выдумывать не так, чтобы очень много. Есть жанровые каноны, есть представление об архетипах, а двадцатое столетие сохранило множество живых деталей — как совсем не идеальные республики сменялись столь же несовершенными диктатурами. Если добавить к ним что-то из свежих незаезженных образов, то получится еще один хороший политический триллер в стильных ретрофутуристических декорациях.
Поэтому качество этого сезона покоится на трех слонах:
— относительно вменяемая работа с историей. Узнаваемые драматические примеры из прошлого и настоящего, которые дополняют друг друга, а не изображают лоскутное одеяло;
— исполнители, подобранные под общую идею, но без карикатурности;
— качественный дизайн предметов, хорошие костюмы, продуманные интерьеры. О, с материальной компонентой тут постарались. Местами на "5+", хоть отдельный пост пиши. И хотя многое узнается, дизайнеры достигли главного: мир очень разный, в нем чувствуется некая история и жизнь.
В первом сезоне, видимо, не только я удивлялся отсутствию реальных побудительных мотивов у восстания.
Создатели осознали проблему и решили зажигать :)
Итак, в первой же серии на двадцатой минуте.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Идет совещание чиновников империи (явно косплеят "Ванзейскую конференцию", но это намеки второго плана).
Председатель:
— Мы все хорошо осведомлены о трудностях, с которыми мы столкнулись, воплощая мечту императора об энергетической независимости. Вчера вечером встречался с императором, вопросы энергии для него в приоритете. Доступ к стабильным, неисчерпаемым источникам преобразит галактическую экономику и стабилизирует власть в империи. На планете Горман есть залежи минерала. Доктор?
— Да, глубокие залежи слоистого калкита.
— Синтетический калкит, производные калкита, заменители калкита — председатель снова берет слово, — У нас три года, чтобы использовать горманский калкит для покрытия линз реакторов. И если не будет заменителей калкита, планету Горман надо очень хорошо контролировать.
— Масштабы добычи могут уничтожить планету, — влезает с замечанием какой-то горный промышленник.
— Десять городов и восемьсот тысяч населения. Есть представители в сенате, — замечает какой-то толстяк.
— Тоталитарному режиму Гормана осталось недолго! — бухтит еще кто-то.
— Коллега, что это у вас за республиканский дискурс! Держите себя в руках!
— Я хотел сказать они слишком горделивые и всегда ставят свою планету на первое место. Возможно, даже сепаратисты.
— Пропаганда нам не поможет, — замечает женщина со стервозным лицом, — Нам нужны на Гормане террорюги, сопротивленцы, которых мы сможем эффектно подавить.
— Это интересно, — замечает председатель.
Я, конечно, не удержался, и малость подправил некоторые реплики :) Но речь председателя я вообще не менял и суть разговора именно такая. "Энергетическая независимость" в "Звездных войнах"... Дожили... Так не только "калаши", но и нефть в кадре появится.
Но это, так сказать, первый розыгрыш карт.
Нам показывают Горман, во всех чертах которого узнается оккупированная Франция. Чтобы ни у кого не возникало сомнений — из сериала "Французский городок" (про 1940-1944) даже притащили пару актеров.
Сравниваем.
Тьерри Годар — был бизнесменом, в оккупации практически разорился. Тогда туго доходил до идеи вооруженной борьбы, и в этом сюжете совсем не радикал, думает договориться.
Вон он во Франции 1940-х
А вот на планете Горман
А Рихард Заммель, который отлично входил в роли патентованных эсэсовцев и даже вампиров, в этот раз играет местного политического лидера, что-то вроде предводителя "легального шинфейна".
В роли упыря, эсэсовца, эсэсовца-упыря и т.п.
Сериал "Штамм" — упырь
просто его характерный образ
Вот он на Гормане
Тоже не хочет воевать
Возникает вопрос — а с какой стати его так облагородили? Почему не сделали злобным имперцем?
Надо просто посмотреть на лица персонажей с "Ванзейской конференции"
Они ни в коем случае не уроды. Это обычные люди. Иногда — обрюзгшие и постаревшие чиновники. Иногда — молодые карьеристы. Индивиды не самых больших талантов, которые вечно отирались на втором плане, незаметные. Но вот судьба сдала им карты. И они ими играют.
Так дается образ обыденности зла.
В черном шлеме и с красным световым мечом — это мистика, её на всех не хватает. Обычным людям достаются вот такие враги.
У подпольщиков, которые медленно становятся повстанцами, внезапно, тоже моральные проблемы. Их показывают с предельной откровенностью.
Начинается все с привычных грехов.
Сенатор Мон Мотма выдает свою дочь по расчету, фактически продает. И мать, чтобы снять с себя ответственность, спрашивает у воспитанной, я бы даже сказал вышколеной, девочки: "Может, всё отложим на годик?" Спрашивает в день свадьбы, когда уже полным ходом идет длиннейшая церемония, и собрались важные гости, а друзья-подружки дочери предчувствуют развлечения. Естественно, почтительная дочь говорит, что пойдет замуж. И мать, понимая, что это это бы не самый честный прием, изо всех сил старается оторваться на свадебной дискотеке, забыться.
Но к большим делам у повстанцев ничего не готово, все на живую нитку, на честном слове и кривой улыбке.
Истребитель крадет пилот, который никогда раньше такие корабли не пилотировал /фактически, подставляя женщину-инспектора/. Будущая база повстанцев на планете с "пирамидами майя" — пока просто джунгли, в которых десяток отчаявшихся людей, что разбили тут свой корабль, пытаются вытряхнуть из Андора рецепт — как ми убраться подальше на этом крошечном истребителе.
Функционеру подполья (Скарсгарду) нужны исполнительные подчиненные, а не пара подпольщиков с диким комплексами и наркоманящей женщиной. Потому он пытается эту пару рассорить. Андор, чтобы восстановить отношения и снять комплексы любимой — организует казнь того дознавателя, который её пытал.
Все тот же функционер учит Андора ощущать себя полководцем — и если есть возможность вовлечь в мятеж-революцию такую развитую и населенную планету, как Горман, нельзя проходить мимо. Да, многие погибнут.
Но значительная часть подпольщиков-повстанцев и так ощущает себя смертниками. Сцена кражи топлива для звездолётов, когда пожилой отморозок и молодой, начинающий хакер, дышат токсичными парами и радуются (!) — получилось сильной.
Третий розыгрыш карт — это большая политическая провокация на Гормане. Она готовится пару лет. Местное подполье разогревается и немножко раскармливается.
Площадь, которую показывают в самом начале — она как ружье на сцене.
Одна сторона берет лозунги, хорошее настроение, пистолеты и немножечко взрывчатки. Идет на митинг. А вторая — боевых роботов, полицию с ростовыми щитами и пулеметы. Готовится этот митинг жестоко подавлять.
Разумеется, в критический момент выстрелит неизвестный снайпер. Кстати, Андор на той площади тоже был с винтовкой, надо было грохнуть одну имперскую функционершу, просто не успел (неизвестный снайпер сил добра, мг...).
И начнется рубилово.
У такого политического кровопролития есть множество прототипов: на форумах люди узнают расстрел студенческой демонстрации в Тлателолько, в 1968 (никогда о таком не слышал, прочитал статью в Вики, да, большое сходство), но куда более свежи в памяти события 2014-го... Не будем подробно об этой теме.
Хорошо показано, как политические механизмы тирании окончательно избавляются от республиканских атавизмов. Сенат становится послушным стадом, которое готово проголосовать за все что угодно, мгновенно выкинуть любого человека из своих рядов. Так что сенатор Мон Мотма читает свою последнюю речь и переходит на нелегальное положение.
Не хуже выведена и еще одна этическая дилемма: из легального, верноподданного положения очень сложно уйти в подполье. Человеческая психика для такого не приспособлена. Хочется немножечко посереть на общем черном фоне, но без "необратимых поступков", без превращения в белую ворону. И человека либо ведут за руку, просто помогают скрыться, либо убивают — потому что вот это виляние туда-сюда для всех плохо закончится.
Во всех подробностях раскрыта драма искреннего лоялиста, который участвовал в организации бойни, но ужаснулся пролитию крови.
Наконец, сама смерть старого подпольщика (Скарсгарда) показана достаточно жестко: пришли его арестовывать, он яд принял, но траванулся не до конца, и его напарнице, которую подобрал еще маленькой девочкой, пришлось его добивать.
Что в подобном сериале может быть плохо? Ну, кроме обязательных элементов "повесточки"?
Педалирование финальной морали.
Империя показана бессмысленной кучкой бюрократов, которые только и могут, что интриговать друг против друга и проваливать задания в стиле карикатурных немцев из военных пропагандистских фильмов. За что они воюют, кроме как за продвижения по карьерной лестнице, от которого только быстрее умрут?
В этом смысле разговор Скарсгарда и имперской дознавательницы — это классическая пропаганда республики. Одна сторона просто не знает других слов, кроме "безопасность". Хотя республика погрязла в гражданских войнах и коррупции. В таких случаях кричат об олигархии, о чёртовой гордыне аристократов, о застое, об ужасе гражданской войны и т.п. Но слова "свобода" и "тирания" в подобных диалогах давно уже превратились в клише.
И, конечно, надо продемонстрировать преимущество света, визуально зафиксировать триумф, потому последняя серия выглядит оптимистичнее некуда.
В сумме: хорошая попытка сделать из фэнтезийных "Звёздных войн" серьезное кино. И хотя начинают проступать штампы пропагандистских фильмов середины ХХ-го века, авторы пытались не только заимствовать у классики образы, но и работать с архетипами.