Все отзывы посетителя Smolskiy
Отзывы (всего: 48 шт.)
Рейтинг отзыва
Иван Путилин «40 лет среди убийц и грабителей. Рассказы»
Smolskiy, 31 мая 19:33
Достаточно сухое описание событий и фактов с художественной точки зрения. Но стоит отдать должное, писал не профессиональный писатель, а профессиональный следователь. И ценность этого труда в том, что это записки о фактически происшедших событиях. Так что кратко, сухо и по делу-их неотъемлемая часть, впрочем, это, наверное, и к лучшему-читать не надоест. Если желаете, что-то более художественное, читайте Всеволода Крестовского, его «Петербургские трущобы». Чрезвычайно популярный роман в то время. Кстати, господин Путилин упоминает его в своём труде.
Алексей Смирнов фон Раух «Доска Дионисия»
Smolskiy, 31 мая 19:32
Удивительная книга, сочетающая в себе и детективный сюжет, и историческую прозу, и приключение. Всё это сопровождается философскими вопросами о том, кто есть человек, и для чего он рождён на этот свет. Непростая история нашей страны, уничтожающая людей и их культуру, рождающая новые «религии» и ценности.
Отлично выписаны герои романа. Иерархия уголовного мира. Всё это делает эту книгу индивидуально запоминающейся. Неклишированной литературой того периода. В меру сложная и в меру простая книга.
Валерия Косякова «Код средневековья. Иероним Босх»
Smolskiy, 31 мая 19:30
Хорошая книга для того, чтобы попытаться познать искусство Босха. Нам, живущим в 21 веке, сложно понять культуру века 15 го. Переломный период в истории человечества, на почве которой зародился такой феномен, как Босх. Но мы являемся его прямыми наследниками и продолжателями. Что есть сейчас, есть следствие того, что было тогда. Что больше всего приятно в этой книге, так это то, что искусство в ней не разделяется на формы, а рассматривается как единое целое. Литература влияла на живопись и наоборот. Всё смешивалось, перемешивалось, с течением времени, в угоду моде формировалось что-то новое, взяв за основу старое.
Генрик Сенкевич «Камо грядеши»
Smolskiy, 31 мая 19:28
О гибели «вечного» материального, и рождении вечного духовного. И просто книга- ретроспектива далеко ушедших веков, когда были люди, которые ещё видели живого Христа и были свидетелями его гибели. Когда горел вечный Рим в роскоши и жестокости. Когда зарождалось христианство.
Михаил Гаспаров «Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре»
Smolskiy, 31 мая 19:27
Прекрасная книга для знакомства с культурой и историей античной Греции. Жаль, что не встретилась она мне лет эдак двадцать назад. Да, книга ориентирована больше на детей, но и для более солидного возраста не будет ничего зазорного её изучить. Если, конечно, вы не специалист по истории античности. Огромный пласт информации, который призван систематизировать все ваши разрозненные знания по данной теме. Вместе с тем написана просто и со вкусом талантливым мастером советской школы.
Smolskiy, 31 мая 19:17
Наверное, ничто так не вторично как Энеида. Гомер для Вергилия был главным кумиром. А разве сам Рим не был вторичным Греческой культуре!? Эллада для Рима была культурным источником, культурной основой с ее философией, поэзией, драматургией, архитектурой и конечно религией. Впрочем, перечислять можно долго.
В Энеиде есть сцены, которые практически полностью повторяют сцены из Илиады или Одиссеи. Все постороено по уже известному сценарию. Путешествие-из Одиссеи. Перечисление героев и битвы- из Илиады. Боги же есть и там и тут, и там и тут они вмешиваются в дела смертных. Ссорятся между собой из-за своих любимцев, и несомненно влияют на их дальнейшую судьбу. Только вот разница, что в Илиаде герои были на слуху у всех и во все времена. В Энеиде у Вергилия, они живут только в Энеиде.
Интересно читать о гибели Трои, или как Эней спускается в царство мертвых. Остальное не в лучшем виде повторяет Илиаду. Впрочем, даже в названии своего труда Вергилий руководствовался Гомером. Нужно отдать должное-он этого не скрывает.
Smolskiy, 31 мая 19:15
Илиада, пожалуй, самое известное произведение античности. Первый раз пробовал читать сей труд в переводе Гнедича. Было тяжело. Крайне тяжело. Для меня, признаюсь, невозможно. По крайней мере удовольствия от такого чтения я не получал однозначно. В настоящий момент читал в переводе Вересаева... И это было нечто. Илиада для меня раскрылась во всей своей красоте. Я видел героев Эллады. Слышал звон меди и бронзы. Видел как Гефест выковывал доспехи для Ахиллеса. Видел чернобокие суда данайцев со сложенными мачтами на берегах Трои. И даже боги, о великие боги, перестали ужасать меня. Я побывал там, словно не было тысяч лет.
Конечно Илиада-это песнь, которую эллины воспевали на пирах под формингу или лиру тысячи лет назад. Передавали ее в виде устного пересказа. Это было «живое» сказание. Оно было на слуху у каждого. Именно поэтому, читая, это произведение вслух красота песни раскрывается в полной мере.
Что касается перевода Гнедича. Да, он признан лучшим, вернее, более близким к оригиналу. Но со всеми своими старославянизмами, для меня он показался менее поэтичным чем перевод Вересаева. Возможно это мое заблуждение. И когда-нибудь и на меня снизойдет озарение. Но в таком случае почему бы не прочитать Илиаду на языке оригинала?
Анатоль Франс «Восстание ангелов»
Smolskiy, 9 апреля 22:44
Что мешает людям жить в добре и поклоняться прекрасному? Гордыня, честолюбие, алчность, жажда власти? А тем не менее бедняк, придя к этой власти, не станет той самой властью, которую хотел бы видеть он сам, будучи являясь нищим.
Ангел очеловечивается, человек становится его ангелом-хранителем.
«Дьявол и Бог»-два антагониста в книге,но суть их одна. Лишь с какой стороны смотреть. Можно как только не использовать религию, но слова никогда не меняли истины. Суть лишь в нас самих. Решение проблем человечества заключено в самом человеке. Об этом много говорит религия. Но воз и ныне там. А если использовать религию в злокачественной форме, пожалуй и откатиться назад.
Конечно, сложно гнаться за эрудицией Анатоля Франса. Книга многогранна. Но самое главное-она заставляет задуматься. У неё есть то свойство, как у всех хороших книг:пусть вы забыли сюжет, но она запускает цепную реакцию мыслительного процесса. Бесконечного. Так как вопрос этот не имеет ответа. И поныне точка ещё не стоит.
Насилие порождает насилие. Порочный круг, который никто не знает, как разомкнуть. А разомкнуть можно, лишь полностью взглянув на всё иначе. Думаю, Анатоль Франс делает именно это в своём произведении. Но сколько было попыток сделать это в жизни. Но, неизменно, Бог превращался в Сатану, а Сатана в Бога.
Smolskiy, 20 февраля 12:23
Интересная книга, которая дает понимание образованию современного мира, современной Европы. В ней отражены причины, которые повлияли на становление Европы. Иными словами, история представлена здесь не как изложение фактов, которые имели место быть в прошлом, а как попытка объяснить почему все произошло именно так, а не иначе. Что послужило тому причиной. История в этом труде-это не сухое изложение дат и фактов, это геополитический «процесс» формирования настоящего из прошлого.
Михаил Елизаров «Библиотекарь»
Smolskiy, 10 февраля 00:17
Я испытал неоднозначное впечатление от прочитанной книги. С одной стороны интересная идея. С другой стороны куча нелепых сцен в духе дешёвого чтива-боевика. Местами читать было скучно, создавалось ощущение, что читать это и вовсе не нужно, и не стоит. Растянутые батальные сцены. По завершению книги создаётся впечатление умышленно надуманного сюжета. Всё это так, но если допустить, что вся книга-это аллегория, а это, несомненно, так, то всё складывается в иную картину...
Есть моменты, которые трогают душу. Ибо, я так же как и главный герой, когда слушаю песни советского прошлого понимаю, вернее, даже чувствую на каком-то неосязаемом уровне, что что-то мы сделали не так. Как-то нас обманули. Предали мы себя, свои идеалы, во имя чужих, и я бы даже сказал, чуждых нам. По сути, вся книга об этом. Впрочем, там вполне открыто об этом говориться, без всяких экивоков. И вот тогда всё встаёт на свои места. Батальные сцены- внутренние раздоры озлобившихся людей и народов на обломках былого величия. Утраченные надежды. Подмена идей и ценностей. А идея-то Книг была совсем иная. Тогда всё предстаёт в ином свете. И пока есть кто- то, кто помнит свою историю- хорошую и плохую, славную и бесславную,- живёт Родина.
И книга-то тогда получается совсем неплохой, коль заставляет задуматься. Может, где-то черезчур пафосная, где-то чрезмерно радикальная, где-то примитивная, в чем-то модная. Но ностальгическая однозначно.
Массимо Чентини «Демоны в религии, искусстве и фольклоре»
Smolskiy, 25 января 22:37
Фактически тезисное повествование на протяжении всей книги. Большое количество отсылок к искусству, истории и религии.
Алексей Иванов «Тени тевтонов»
Smolskiy, 8 января 23:17
Интересная книга. Что то между Умберто Эко, только значительно легче, и значительно сложнее и интереснее чем Артуро Перес реверте.
Прочитал я её стремительно, за несколько дней. Откладывая, с нетерпением ожидая возвращения. Не таким ли должно быть художественное произведение!? Но вместе с тем, в книге есть всё. И исторические факты. И историческая атмосфера- и это уже заслуга авторского таланта. И интересный сюжет с мистическим элементами. Но они, отнюдь, не глупы, как это обычно бывает, а мастерски вплетены в исторический контекст книги, что делает их гармоничными и ненавязчивыми. И художественная красота.
Это экскурс в историю, и не просто в историю, а в её закономерный ход. Ход, который не подвластен человеку. Да, нужно отдать должное хитрости писателя- эпохи, которые описаны в книге безумно интересные. ( по крайней мере мне) Темы которые подняты в ней безумно философские. Ну а любовь и война, так вообще вечные спутники человеческой истории.
Поэтично, эстетично и интересно. Некий баланс между глупыми приключениями и занудным философским бредом с литературными экспериментами. Читаешь и отдыхаешь, одновременно заглядывая в прошлое.
Неизвестный автор «Песнь о нибелунгах»
Smolskiy, 8 января 23:11
Литература. Кажется, 6 класс. Я иду в библиотеку. Книги этой не было. Сидел в читальном зале. Читал... Как я проклинал безвестного шпильмана, написавшего сие нескладное произведение. Прошло время. Учитывая, что поэма была написана в 13 веке, читается она просто восхитительно. Ну и чуть-чуть зная историю, становится как то всё понятно. Гунны под предводительством Аттилы, наводят шороху среди разрозненных германских племен. Там и Бургунды, они же Нибелунги, и Амелунги, и Нидерландцы,и Исландцы и Саксы. Тогдашняя Европа, словно, кастрюля с кашей, где перемешиваются все народы и замешиваются новые. Только вот что-то Этцель весьма пассивен в произведении, и рыцари больше соответствуют германским рыцарям 12- 13 веков, нежели, германским племенам 5 века. Миф переплетается с реальностью. Реальность мифологизируется.
Smolskiy, 4 января 00:53
Сюжет, казалось бы прост. Действий не так много. Но это до такой степени всё растянуто. Впрочем, всё это объяснимо, книга была написана в начале 20 века. В то время не торопились. В целом, получается рыцарский роман с любовным сюжетом и, конечно, с рыцарями. Без них там ничего не обходится. Причём, все герои рыцари польского происхождения являются радикально положительными героями. А все немцы, за редким исключением, отрицательные. В реальности, думаю, конечно всё было чуть иначе. Но можно простить творцу его национализм. Всё таки поляк. В книге много истории, причём узконаправленной. Так что это хороший повод познакомится с тем периодом времени- чередой польско- тевтонских войн, приведших к возвышению Королевства Польши и упадку Тевтонского Ордена. Но не лучше ли это сделать при помощи документальной литературы?!
Дэн Джонс «Силы и престолы: Новая история Средних веков»
Smolskiy, 7 декабря 2024 г. 23:18
Отличная книга. Экскурс в Средневековье. Хорошая возможность систематизировать разрозненные знания и заполнить белые пятна. Вместе с тем книга легко и увлекательно читается. Геополитический подход в описании тех или иных событий особенно привлекателен. Для знакомства с историей средних веков эта книга будет идеальна. Из минусов — очень мало внимания уделено истории наше земли. Хотя, на тот период мы не представляли интереса. У нас все только начиналось...
Зенон Косидовский «Сказания евангелистов»
Smolskiy, 15 ноября 2024 г. 21:53
Может быть эта книга оскорбит многих верующих? Но я не увидел в ней этого. Здесь не отрицается существование Христа как исторической личности — напротив книга трактует все события с точки зрения науки истрии и археологии. Здесь не отрицается то что происходило более двух тысяч лет назад. Просто это попытка переосмыслить те события с точки зрения науки. Вернее сделать это на основании исследований авторитетных историков и теологов. Все это изложено в научно-популярном формате но с отсылками на факты. Читать легко и безумно интересно, словно это художественное произведение.
Владимир Санин «Семьдесят два градуса ниже нуля»
Smolskiy, 10 августа 2024 г. 20:22
Прекрасная повесть. Она схожа с «Территорией» Куваева. Знакомясь с такими книгами, чувствуешь себя не в своей тарелке. Думаешь, вот люди занимаются делом. Вот она проверка на прочность, на настоящие человеческие качества. А ты видимо живешь в параллельном мире. Не таком как этот. И живешь ли?!
Антарктика. Люди объединенные одной идеей. Люди с разными судьбами. Здесь они объединены, чтобы делать одну работу. Очень яркая повесть, имеющая основной сюжет и много разных историй про каждого из ее героев. Точно не даст заскучать. А прекрасный стиль автора, лишь добавит удовольствие от чтения этого произведения. Больше нечего добавить, читайте. Там все написано. Читайте, а потом смотрите кино.
Роберт Силверберг «...На Вавилон»
Smolskiy, 6 августа 2024 г. 22:43
Наверное, я уже вырос из таких произведений. Очень люблю научную фантастику. Можно сказать, что я начал познавать литературу именно с этого жанра. Но она была другой. Многогранной, сложной. То что читал я не было настолько примитивным. Возможно, это мое субъективное мнение. Теперь понимаю Лема, который очень прямолинейно охарактеризовал американскую научную фантастику. Я с ним не полностью согласен- в защиту американской литературы. Не вся она такая, на мой взгляд. Не должно быть крайностей. Здесь же откровенный примитивизм. Комиксы с зелеными человечками. Прочитаешь и не вспомнишь.
Роберт Силверберг «Пересадочная станция»
Smolskiy, 6 августа 2024 г. 22:39
Наверное, я уже вырос из таких произведений. Очень люблю научную фантастику. Можно сказать, что я начал познавать литературу именно с этого жанра. Но она была другой. Многогранной, сложной. То что читал я не было настолько примитивным. Возможно, это мое субъективное мнение. Теперь понимаю Лема, который очень прямолинейно охарактеризовал американскую научную фантастику. Я с ним не полностью согласен- в защиту американской литературы. Не вся она такая, на мой взгляд. Не должно быть крайностей. Здесь же откровенный примитивизм. Комиксы с зелеными человечками.
Владислав Крапивин «Гуси-гуси, га-га-га...»
Smolskiy, 8 марта 2024 г. 14:52
Повесть можно смело назвать антиутопией. Некое идеальное государство, существующее по чётко отлаженной системе где всё и все под контролем. Но всё это из детства. Все помнят эти детские ограничения. Это нельзя, туда не ходи, делай так. Потому что так нужно. А почему никто не знал если спросить и задуматься. Сложно назвать её полностью детской книгой. Думаю, что для любого возраста эта повесть не будет лишней и неинтересной. Если первая часть цикла была для меня неоднозначна. То здесь полноценная история, которая поднимает довольно таки серьёзные проблемы. В частности предназначение человека в жизни. И вместе с тем острый сюжет занимает ключевую роль. Вообще очень современная книга, не теряющая своей актуальности. Очень кинематографичная. Цикл «Тёмные начала» очень похож. Но написал его Пулман и поэтому он известен на весь мир. А книги Крапивина более скромные по своей популярности, но более сложные для понимания.
Алистер Маклин «Одиссея крейсера «Улисс»
Smolskiy, 8 марта 2024 г. 14:49
Если сравнивать с караваном PQ 17 В. С. Пикуля, хотя наверное, это и неправильно, достаточно нудный и тягучий роман. Если рассматривать с точки зрения описания быта моряков конвоя и конвоирующих его судов то роман здесь рассказывает нам больше. Но он более сухой в изложении. И более однообразный. Здесь много батальных сцен, которые я, признаться, недолюбливаю. В художественном плане роман проигрывает Пикулю по всем статьям. Пикуль создал атмосферу войны в Атлантике и политическую, и военную, и социальную. В результате мы получаем полную картину. Здесь же описана история команды крейсера Улисс и батальные сцены. Получаем реалистичный по своему сюжету экшен.
Валентин Пикуль «Реквием каравану PQ-17»
Smolskiy, 17 февраля 2024 г. 22:20
Роман Валентина Пикуля описывает трагедию конвоя PQ-17 направляющегося в Мурманск с ценным грузом. Роман-«документальная трагедия». Но в нем не найти сухого изложения фактов. Это насыщенная событиями книга. В ней есть всё. Пиратские действия немецких подводников в водах Арктики. Дипломатия. Намеренные ошибки английского командования, не без выгоды для себя, впрочем, это у них часто. Добровольцы-простые американцы, устроившиеся на конвой, понимающие как туго русским в этой войне. И конечно героическое действия советских моряков. Книга не даст заскучать. Действий тут много, и они разворачиваются одновременно в каждой из глав. Все связывается в единую картину. Стечения событий неизбежно приведут к катастрофе.
Англия и США преследуют свои цели- им нужно, чтобы Россия как можно дольше сдерживала Германию в кровавой войне. СССР нужен ценный груз караванов. Германии нужно господство в водах Арктики. А конвой ведомый простыми людьми идёт сквозь арктическую мглу. Им страшно и холодно. И многие не увидят Мурманск. Одна из грустных страниц Второй Мировой Войны в великолепном художественном исполнении В. С. Пикуля.
Smolskiy, 16 февраля 2024 г. 12:58
Робинзонада космическая. « Поселок»-яркий представитель этого жанра. Потрясающе интересный и талантливый, динамичный роман. Не перестаешь удивляться насколько велико воображение мастера. Атмосфера затерянной и чуждой планеты где-то в просторах Вселенной.
Посёлок, окружённый лесом и горами. Оставшиеся в живых после катастрофы научно-исследовательского судна Полюс. Рождённые на Земле понимают, что неизбежно не только вырождение физическое, но самое страшное-духовное. Вновь родившиеся утратят те знания, которые человечество накопило за века. Спустя всего несколько поколений превратятся в дикарей. Но пока есть носители знаний, и уже «новые люди» успешно адаптированные к среде обитания, создаются благоприятные условия на ровне с погодой-здесь и сейчас. Они отправляются в путь через перевал...
Хорошее кино могло бы получиться! Качественная фантастика.
Smolskiy, 15 февраля 2024 г. 23:03
„Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать.“ — Роберт Пенн Уоррен
Гиперреалистичный роман. Последняя дорога человечества в никуда в образе отца и сына. Дорога на обочине которой встречаются различные люди-как правило «плохие люди». Человек нового мира. Здесь торжествует первобытное-выжить. А цена и способы не имеют значения. Но отец постоянно внушает сыну, что это неправильно. Так быть не должно. Мы другие. Казалось бы, вот она преемственность отец- сын. Но этого слишком мало, чтобы победить зло. Роман с заведомо несчастливым концом. Дорога не имеющая смысла.
Smolskiy, 10 февраля 2024 г. 11:39
Роман не самый лучший представитель этого жанра. Нудный, не запоминающийся, достаточно примитивный, с большим количеством неправдоподобных обстоятельств. Из серии прочитал и забыл. Нет ни должной атмосферы, ни динамики сюжета, ни какой бы то идеи. Всё достаточно примитивно и бутафорно. Да простят меня поклонники.
Никос Казандзакис «Последнее искушение Христа»
Smolskiy, 10 февраля 2024 г. 11:23
Зло-вечное искушение.
Поразительно смелый роман. Затронуть такую тему, да ещё в такой форме изложения, да ещё с такими отклонениями от канонического текста.
Борьба Христа с самим собой, с дьяволом внутри себя. Что может быть страшнее. И вместе с тем каждый из нас сталкивается с этим. Тёмная и светлая половины души встают на бой между собой. И кто кого пересилит.
Безусловно это очень спорный вопрос-обсуждение этого романа. Но всё же, от себя могу сказать, что не стоило его так строго судить. Да, в нём Иисус очень человечен. Более человечен, нежели божественен. Со множеством пороков и слабостей. Но возможно в этом то и заключается его главный подвиг. Быть Богом проще, нежели человеком, обременённым божественным предназначением, но при этом не лишённым всех человеческих и телесных слабостей.
Лейтмотивом через всё произведение, как и в другом романе Казандзакиса «Капитан Михалис» проходит идея презрительного отношения к смерти и в принципе переосмысление отношения к ней. Здесь-как ворота в божественное и что-то более вечное и духовное нежели мирская жизнь. В другом романе обретение свободы через смерть.
Отдельно отражен процесс написания Евангелия Матфеем. Действительно, пока нет возможности заглянуть и посмотреть насколько правдиво это было сделано. Но так ли это важно для верующих людей?! Здесь же показано как бы это могло быть с точки зрения Истории. Важно же, что это было!
Экранизация уступает роману. Но она более, чем достойна просмотра. Книгу и фильм стоит и перечитывать, и пересматривать.
Владимир Викторович Орлов «Альтист Данилов»
Smolskiy, 6 февраля 2024 г. 19:44
ДЕМОН человечнее человека.
Данилов не демон, скорее человек. Вернее, демон на договоре. С подпорченным происхождением- полудемон, получеловек с подпорченной репутацией. Слишком добрый и скорее слишком человек. И даже в человеческом обличие, не удовлетворяет он требованиям не то что демона, но даже не тянет на того кем бы например могла бы восхищаться его бывшая жена Клавдия. Для нее он мелок, не честолюбив и не меркантилен, слишком мягок и прост, лишен всех тех качеств, которыми она бы восхищалась им как мужчиной. Но между тем, вот загадка, она возвращается к нему снова и снова. Будь то за помощью или за советом. Совершенно чужая ему женщина.
Казалось бы, Данилов- демон на договоре. Поверни браслет и возьми все что ты хочешь. Но почему-то он предпочитает жить, будучи находясь в человеческом обличии. Данилов играет на простом инструменте, и играет лучше, чем на Альбани и при этом постоянно поглядывая на свой браслет в сомнении в демоническом ли он состоянии или человеческом. Любит Наташу, отвергает ведьму.
На протяжении всего романа перед героем встает вопрос в чем предназначение жизни. Или мы боимся, а не живем? Между тем он окружен успешными людьми-будь то в человеческой жизни или в демонической. Новый муж Клавдии, Кармадон-успешный демон с братом Маргаритом, находящимся в самых верхах бюрократической демонической лестницы. Он осознает это и принимает с должным спокойствием и даже кое-где с юмором. У всех свое жизненное предназначение. У всех свои ценности.
Музыка звучит на протяжении всего романа. Она порождает ненависть ко злу, создает прекрасное. Все это теряется в суете пустячных бессмысленных дел. Значительных перемен в мире не происходит, напротив грандиозное произведение остается незамеченным. Тогда как совершенно нелепые вещи отмечаются мировыми СМИ. Хлопобуды захватывают мысли Клавдии, Кармадон так устает устраивая свою демоническую карьеру, что оборачивается синим быком. Еще больше, еще богаче, еще лучше. В результате оказывается, что все это иллюзия и обман. Хлопобуды лишь насмешка. А вершины демонизма и вовсе недосягаемы.
Бюрократия присутствует везде, даже в потустороннем мире. Девять слоев. Вопрос о происхождении Данилова, нарушения договора и очеловечивание. Его хотят лишить сущности , а память затоптать. Но в результате ставят ему условия, очередные рамки и ограничения. В конце он обретает Альбани, но играть на этом альте ему не придется. И зачем ему демоническое Альбани, если и на человеческом он прекрасен. Все суета и условности- счастье обретает человек в духовном. Вот Данилов едет на простом трамвае забирать свой Альбани, из обычного отделения милиции.
Роман о простых вещах в необычной форме. Москва, Останкино, потусторонние силы. Но и они бессильны понять человеческую природу. Лишь человеку это подвластно.
Никос Казандзакис «Капитан Михалис»
Smolskiy, 28 января 2024 г. 23:29
«Человек может быть счастливым, только если душа его свободна».
Роман очень схож с Илиадой. И тут и там герои. Только там герои древней Греции. И тут и там кровавые сцены и детальные описания битв. И смерть торжествует. Герои гибнут. Свобода или смерть, девиз который проходит сквозь весь роман. Свобода и смерть как восклицает в конце романа капитан Михалис. Погибая он даёт дух свободы будущим поколениям.
Солнечный Крит- родина древних героев, воспетых легендами. Земля богатая и плодородная. Омытая кровью и морем. Древняя земля. И сейчас она объята войной с турецким порабощением. Свободолюбивый и солнечный народ Крита, привыкший к труду и вину. Весёлый и жизнелюбивый. Верующий в Бога. Народ, способный жизнь отдать за свободу и Христа.
Много пластов в романе. И честь, и дружба, и женское коварство, и женские чары против которых даже капитан Михалис не властен над собой. Смена поколений заставляет задуматься как условия жизни повлияли, уже на генетическом уровне, на характер Критян. И жестокие турки преследующие гяуров на чужой земле и жаждущие существовать за их счёт.
Поражаешься насколько Критяне любят жизнь. Юмор и смех проходит сквозь все произведение. На фоне постоянного противостояния и тревоги.
Много сходств романа с Маркесом- «Сто лет одиночества». И юмор, и изложение, и нескончаемая битва.
В конце романа Михалис восклицает: «я и есть Крит!». Непоколебимый, несдающийся постоянно умирающий, но снова возрождающийся в новом поколении. Собирательный образ сопротивления. И пока будет жив последний Критянин, Крит будет существовать свободным. Пока будет безудержная смелость и решительность, враг будет страшиться и уважать. Погибает Михалис как древнегреческий герой Илиады- детальное описание кровавой смерти. Только лишь разница: не от копья или меча, а от пули.
Перед смертью старый капитан задаётся вопросом- а зачем он жил. Ради достижения свободы.
«Я ни во что не верю и ничего не боюсь. Я свободен»
Артур Шницлер «Новелла о снах»
Smolskiy, 8 января 2024 г. 13:59
«И ни один сон не может быть просто сном».
С первых строчек новеллы мы видим семейную идиллию. Мать, дочь, любящий отец. Но не все так просто. Словно незнакомый человек первый раз встретив семейную пару смотрит читатель и восклицает «как они прекрасны», не зная при этом, что там за кулисами семейной жизни.
Первая глава есть введение в дальнейшие события. Мы постепенно начинаем понимать, что не все так просто. И кроме скуки, быта, рутинных исполнений обязанностей и приевшихся отношений под маской идиллии супружеской жизни растут желания, которые сложно высказать прямо своему партнеру. Тем не менее Альбертина первая ведает своему мужу о своих тайнах. Это закрадывает сомнения и неудовлетворенность в душу Фридолина. Что является пусковой точкой для последующих событий.
Фридолин отправляется в странствия по городу. Последующие события, происходящие словно во сне еще более усиливают его переживания. Присоединяется страх и вместе с тем желание вкусить запретное. Страх от того, что он женат, у него есть маленькая дочь, что имеет статус и профессию, солидный возраст. Моральные устои останавливают его. Но ночной город постепенно окутывает соблазнами словно сон. Сон есть подсознание. Желания нарастают, как нарастают сомнения и страх. В итоге он попадает на приватный карнавал, что является кульминацией в новелле. По сути это тождественно измене супруге. Все это как бы тайно в маске, ночью. Словно во сне- неправдоподобно.
Надо сказать, что Фридолин в начале новеллы также ведает о своих тайнах своей супруги. Но у нее последствия воплощаются в форме сна, по сути повторяющего события новеллы, но более гипертрофированно.
Сон и явь сливаются между собой. Различия между ними стираются. Их подсознание открывается друг другу. «И ни один сон не может быть просто сном». Да и на самом деле важно ли подумал ты или сделал, или тебе приснилось. Все это наши желания. Их отделяет тонкая стертая грань от действий, как сон от яви.
«Теперь мы пробудились- надолго». Навсегда ли?
Кино «С широко закрытыми глазами» в целом повторяет новеллу Артура Шницлера. Различие лишь во времени и прямолинейности с незначительными отклонениями от сюжета. Но в целом показан кризис брака, кризис сексуальных отношений, кризис мужчины и женщины. Новелла легко и приятно читается. Весьма короткая. Очень запоминающееся произведение. Спасибо господину Стенли Кубрику, что снимал такие фильмы, по таким книгам.
Аркадий и Борис Стругацкие «Град обреченный»
Smolskiy, 28 декабря 2023 г. 08:33
«Приходя не радуйся, уходя не грусти»
На протяжении всего романа присутствует некий диссонанс. Люди разговаривают на разных языках, но понимают друг друга. Появляются павианы, отравляется вода, выключается солнце. Некое красное здание избирательно меняющее человека. Во всём какая-то обречённость и депрессия. Обречённость эксперимента, ненужность его, словно бы про него забыли. Здесь не нужно делать что-то для личности, здесь делают для масс. А личность не в почёте. Нужны тупые, исполнительные и безынтересные. Как шахматная партия, где люди-пешки, иногда приносятся в жертву ради общей победы. Мировоззрение Андрея меняется после красного здания, здесь он из исполняющего превращается в отдающего приказы. Не нужны для управления ни люди способные выполнять рутинную работу, ни люди способные творить. Нужны жестокие, способные двигать шахматные фигуры, в любой момент готовые принести их в жертву во имя порядка и победы и чтоб рука не дрогнула. Всё это в искусственном обособленном городе, с искусственным солнцем, с искусственным набором населения из разных стран и времён 20 века. Но ничего нового не происходит. Эксперимент выбивается из-под контроля, но всё же остаётся экспериментом. Это проходит лейтмотивом через весь роман. Эксперимент течёт по своим законам, как и в большом Мире. Он будет, пока будет существовать несовершенный мир человека. И вот уже у власти бывший нацист, гестаповец. Всё должно идти по своим законам. Своим путём. Создаётся идеальное общество, где всем всего хватает. Где полный порядок. Но эксперимент на этом не останавливается. Его результат- поражение! И дальнейшее зацикливание. По сути любое общественное устройство обречено на то что найдутся люди, которые будут им недовольны. Ничто человеческое не совершенно в человеческом несовершенном мире. Сам человек несовершенен. «Приходя не радуйся, а уходя не грусти» А зачем приходим?! Человек стремится к своему собственному обособленному совершенству или счастью если так можно сказать-что есть от лукавого, что вносит беспорядок. Бог стремится к порядку, как стремится к упорядочиванию любой деспот и тиран, через кровь, страх, боль. Абсурд. К любому строю человек будет приспосабливаться и мимикрировать, сам того не осознавая. Эксперимент в городе, эксперимент в Корее, СССР, США. Обреченность на эксперимент! Который в свою очередь обречен на провал. Всё стремится к энтропии. Если уничтожить одну элиту, придёт другая. Уничтожить одну систему, она заменится другой. Ради чего живёт человек ? Кто то ради идей и идеалов как Андрей. И система диктует ему эти идеи и идеалы. Главное чтобы была цель. Кто-то как китаец счастлив остаться дворником безсменно не желая подчинятся законам. Кто-то как Изя ради искусства. Но и тут неравенство. Кто-то делает это искусство. Кто-то систематизирует. Кто-то потребляет. Снова элита. Человек должен творить прекрасное. Только это и вечно?! Это не подвластно ни времени, не каким либо общественным переустройствам. Самое вечное останется навсегда. Главное чтобы был человек, для которого это было бы потребностью. Который нес всё это сквозь время. Может быть поэтому Фриц так сокрушается что мало при его общественном устройстве людей способных к искусству. Так его город для посредственности. В нём всё хорошо. Всего хватает. А ведь не хлебом же единым... Зато есть идея, например направить экспедицию к антигороду, найти мнимого противника для армии. В любом случае экспедиция терпит крах. Андрей стреляет в самого себя и оказывается в Ленинграде где снова «идея». Первый круг пройден. Но их еще будет много. И только прекрасное не подвластно этому.
Очень сложный для понимания роман, очень многогранный. Он всегда будет открывать что-то новое при прочтении. Интересный?! — думаю что да- именно своим сюрреализмом. Читается довольно таки легко. Есть что то светлое в конце книги, оптимистичное. Воодушевляющее. То ради чего живёт человек- ради прекрасного в этом обреченном Мире. Перекликается с «Трудно быть Богом» и «Пикник на обочине».
Анатолий Рыбаков «Дети Арбата»
Smolskiy, 15 декабря 2023 г. 12:06
Начиная читать этот роман, уже не можешь оторваться. Не хочешь чтобы он заканчивался. А между тем книга не маленькая. Поразительно притягательное произведение. Талантливый роман. Поэтичный слог. Роман о жизни москвичей с Арбата, от юности до зрелых лет. Ярко выписаны 30-е годы сталинского периода. Роман о любви, дружбе, верности, предательстве, подлости. После него остаются тёплые чувства. Вместе с героями проходишь по их жизненному пути. Разделяешь все радости и неудачи. По окончании, уже хочется перечитать. Роман был запрещен. Издан лишь в 1987 году.
Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом»
Smolskiy, 15 декабря 2023 г. 11:23
«Покуда не попробовал, никто не докажет мне, что я не могу»
Макмерфи- эдакий раздолбай и вольнодумец, поборник свободы, смеющийся по жизни. Сестра Рэтчед, напротив апофеоз системы, устанавливающая порядки и правила в клинике. Ей подчинено абсолютно все. Весь день по регламенту и расписан до минуты. В кипельно белом, отглаженном, накрахмаленном халате, она есть сама власть и серьёзность. Ей подчиняется даже доктор, впрочем, достаточно добродушный тип. Может ли Мак смириться с этим? Конечно нет! Он в чёрных шёлковых трусах, с белыми китами, бросает ей вызов за вызовом. С первого момента встречи они просто ненавидят друг друга. Она- за то что её авторитет порушен. Он- за то что она бездушная сука, с неустроенной личной жизнью, упивающаяся своей властью над несчастными психопатами, которые, надо сказать, не в состоянии ей ответить. Все ее методы воздействия основаны на унижении. С появлением Макмерфи тщательно соблюдаемый порядок пошатнулся. Мак сеет зерно сомнения, нарушает установленные старшей сестрой правила. Её власть уже не та. И прежней чистоты вклинике уже нет.
А что Макмерфи? Мак полностью зависит от Ретчед. Он удивляется, когда узнает, что один находится в этой клинике принудительно, остальные добровольно проходят здесь лечение, а следовательно должны быть свободны в своём выборе. Казалось бы Мак терпит поражение и полностью отдаёт себя во власть Ретчед. Она довольна...Но не тут то было! «Я хотя бы попытался, а вы.. ? « Восклицает Макмерфи.
Рассказ не случайно ведётся от лица здоровяка индейца по кличке Вождь, искренне верящего, что он слаб физически. Он, словно, вспоминает Макмерфи. Ведь тот заново научил его жить. Вопреки всем «правилам» сестры Рэтчед, которые должны были его излечить, лечит его Макмерфи. Силы возвращаются к нему. Он поднимает мойку, что в своё время не смог сделать Мак и выбивает окно. Отправляется путешествовать по стране. Он поверил в себя!
Модель «демократического» западного общества, где на фоне красивых слов о свободе, происходит завуалированное закабаление людей. Модель Мира в целом. Кто осмелится бросить вызов сильному, строящему миропорядок?! История с несчастливым, но воодушевляющим концом. Мак погибает, но что-то в мире меняется.
Джон Стейнбек «О мышах и людях»
Smolskiy, 11 декабря 2023 г. 16:08
«Лучшие планы мышей и людей часто идут вкривь и вкось»
Два друга странствуют в поисках заработка в период Великой Депрессии. Повесть прежде всего о самопожертвовании и безграничной любви, и дружбе. Способности сделать всё для своего друга, даже убить. Убить ради милосердия. Ибо Ленни не ведает что творит. Он не от мира сего. И умер он так и не изведав, что же с ним могло стать. В конечном счёте Джордж остаётся один, и ему уже не с кем мечтать о своём доме, земле и кроликах, которых они будут разводить. Разъяренная толпа, также остаётся с неутоленной жаждой гнева. Ленни умирает, не понимая что умирает, мгновенной невинной смертью, так же как жил, не понимая этот жестокий Мир. Как ребёнок, который наделён невиданной силой, но не знает как ею пользоваться. Как старая немощная собака, которая уже не понимает зачем она существует, и никто не понимает, кроме её хозяина, который её взрастил, а жалость не позволяет ему её убить. «Лучшие планы мышей и людей часто идут вкривь и вкось». Планам действительно не суждено свершиться. Джорджу уже не с кем мечтать. Он остаётся наедине со своей совестью. Американская эпоха, американский юг выписанный яркими красками, на холсте небольшого события, разворачивающегося в неизвестной глубинке Южного штата.
Аркадий и Борис Стругацкие «Стажёры»
Smolskiy, 11 декабря 2023 г. 15:53
Политизированная книга. Скучная и морально устаревшая. Яркий контраст с более поздними произведениями братьев Стругацких. Есть книги, которые будут актуальны всегда- это не про повесть «Стажеры». Есть книги, которые захватывают с первых строк или глав, но не несут смысловой нагрузки- это тоже к ней не относится. Есть книги, которые несут смысловую нагрузку через сюжет- здесь и этого нет. У Стругацких есть шедевры. Есть неудачные книги- процесс их становления. Думаю, что это произведение из их числа. Ещё в школе, читал роман «Страна багровых туч» — мне он понравился. Помню, он был издан ещё в «рамке» с прекрасными иллюстрациями. Возможно, и «Стажеры» в то время произвели бы на меня впечатление. Но всему свои сроки. Лишь немногие книги будут «требовать», чтобы их перечитывали и при этом раскрываться в новом и более ярком свете. Думаю, что перечитывать эти произведения я не буду и не захочу.
Такие книги есть и у С. Лема. Это потом уже они стали самобытными художниками- законодателями жанра научной фантастики.
Smolskiy, 9 декабря 2023 г. 23:24
Сердце тьмы или тьма в сердце.
Мы углубляемся во мрак джунглей, словно, в человеческую душу. С каждой строкой произведения нас всё больше окутывает холодом ночи. Тьма человеческой души, находящаяся в сердце джунглей, куда отправляется герой вместе с нами искать некоего Куртца. Туда как бы стягивается вся злость и гнусность. Она притягивает. Тьма, которая дремлет в каждом из нас и сглаживается нравственными и моральными рамками. Но что будет, когда рамки утратят свою роль?! Сердце тьмы или тьма в сердце. Мрак души. Потаённые уголки сознания. Что может случиться, даже с самым хорошим человеком, самым образованным и культурным, когда он попадёт в нечеловеческие условия. Цивилизованный человек угнетающий других людей и «несущий» культуру с высоты своего высокомерия, так ли ты хорош, чтобы иметь на это право?! Прикрывающий свои корыстные цели высокими мотивами и гуманизмом. Это ли не тьма? Душа человека и человечества в целом. Как нам совладать со своими искушениями и пороками. Ведь за всё придётся платить.
Из кино хотелось бы выделить экранизацию Копполы «Апокалипсис сегодня», также прекрасную одноимённую экранизацию «Сердце тьмы», и схожие по теме киноленты «Агире гнев Божий», «Фицккаралльдо» Вернера Херцога с Клаусом Кински в главных ролях.
Отдельно: книга читается достаточно тяжело, что, впрочем, и должно быть учитывая её сюжет и жанр. Она должна оставлять неприятное чувство чего то мрачного и срывать мозг. Точно, приключением назвать сложно.
Александр Бек «Волоколамское шоссе»
Smolskiy, 8 декабря 2023 г. 18:16
Победить в этой войне мог лишь только солдат с волей, силой духа. Пока немецкая передовая военная машина наступала, уверенная в своём успехе, на её пути встал русский солдат. Обычный русский солдат. Простой и непритязательный, в валенках и полушубке. Но с волей к победе. И вот вся эта совершенная машина разбилась в прах об этот дух к победе.
Повесть про тяжёлые бои под Москвой, в тяжёлое для России время, и первое поражение германской армии. Думаю, уже тогда немцы поняли с чем они столкнулись. А столкнулись они с русским солдатом! Честь ему и хвала!
Повесть про бремя командования и непростую дилемму комбата Бауыржана Момышулы между жёсткостью и мягкостью. Как бывает необходимо и одновременно сложно проявить эту жёсткость. А ситуация не терпит промедлений. Не терпит ошибок, погрешностей. Нужна боеспособная армия. Но и как же не любить солдата!? Куда без солдата?! Тяжело было быть командиром в то время. Неразбериха, отступление, трудности с резервами и снабжением, страх людей, который распространяется как чума. Но стоит задача-остановить немецкую армию. Не отдать Москву. Задача была выполнена, ценой нечеловеческих усилий.
А впереди ещё четыре года тяжёлых боёв.
На мой взгляд не самое лучшее произведение в данном жанре. Есть плеяда писателей относящихся к жанру «лейтенантской прозы» : Некрасов, Курочкин, Богомолов, Быков, Васильев. У них более реалистичные тексты. Без прикрас. Они связующее звено с этой страшной войной и нами- потомками. Ни генералы, и не история.
И не люди, которых уже нет...
Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом»
Smolskiy, 29 ноября 2023 г. 21:34
Богам спешить некуда, у них впереди вечность...
А Богом быть трудно. Трудно, потому что можно только наблюдать. Изменить ничего нельзя. Да и можно ли изменить, то что к переменам еще не готово. Человечество само должно прийти к какому-то прогрессу сквозь кровь и страдания, или уничтожить себя. Боги апеллируют вечностью, дон Румата видит только срез времени размером в десятилетие. Для него всё это кажется диким, а ведь и его народ тоже прошел сквозь это время. Сколько должно быть совершено ошибок, чтобы всё записалось в генетический код человечества? Так ли всё поменялось со времен тёмных веков?! Но вместе с тем все в Мире пребывает в каком то некоем балансе. И даже жизнь на Земле не зародилась бы без этого. Так и человеческий мир балансирует между добром и злом, и не могут они существовать друг без друга. А Бог не есть ли он этот баланс?! Вечная гармония добра и зла. Созерцатель, который лишь поддерживает этот гомеостаз.
Трудно наблюдать за учащимся, совершающем ошибки, уже умеющему, не вмешиваясь в процесс. А ведь дикарь не станет цивилизованным, если ему дать книгу. Книгу нужно суметь прочесть, понять и создать.
Редкое сочетание захватывающего сюжета с детальной прорисовкой «чужой планеты», атмосферы темных веков и колоритных её представителей со звучащими кличками и смысловой нагрузки. Повесть ярко выделяется среди множества фантастических произведений. Таких книг мало. Но были бы они так ценны если бы их было много? Так что всё пребывает в гармонии.
Smolskiy, 7 ноября 2023 г. 22:48
«ignoramus et ignorabimus»
Солярис- гениальное произведение польского писателя и философа Станислава Лема.
Как это можно было придумать!? Да и выдумкой это назвать можно лишь условно. Как ни странно это выдуманное более реалистично чем самая заковыристая НФ. Уверен, что где то в космосе такое есть, пусть и не точно как в книге, но по своей сути. Лем говорил что такой и должна быть научная фантастика. Фантастичной лишь внешне.
Роман резко без предисловия переносит читателя в далёкий космос, к планете Солярис.
— Готов, Кельвин? – раздалось в наушниках.
— Готов, Моддард. – ответил я.
— Не беспокойся ни о чем. Станция тебя примет, – сказал он. – Счастливого пути!
Ответить я не успел...
А дальше удивительно сбалансированная по своей структуре сюжетная линия. Ничего лишнего. Удивительное и редкое сочетание в литературе смысла и захватывающего сюжета. Читаешь без напряжения. После окончания уже появляется желание перечитать или найти что то подобное. Но найти будет непросто.
Загадочная планета океан. Соляристика, зашедшая в тупик. Фолианты размышлений о планете Солярис. Наверное, не зря Лем выбрал океан- самое неизведанное на Земле. Глубокий и непредсказуемый, а главное чуждый по природе своей человеку.
Мыслящий океан с одной стороны, с другой четверо учёных на станции Солярис. Они всего лишь люди со своими несовершенствами, слабостями и пороками. Некоторые уверенные в своей непогрешимости и правоте, вооруженные научным снобизмом. Казалось бы вот он долгожданный контакт. А нужен ли он человечеству?! Скорее он будет в лучшем случае незамеченным ,в худшем понятым неверно. Почему что все неподвластное человеческой мысли воспринимается как нечто агрессивное и требует варварского ответа? Не можешь познать, просто уничтожь. Понимает ли Солярис человека остаётся неясным. Возможно это беспристрастное создание космоса со своими законами, а возможно тонко чувствующая субстанция. Но в любом случае это разум космического масштаба. Должна ли быть во главе познания лишь наука или вопросы нравственности и человечности также важны? Что будет познание если оно будет нести разрушение? Где его границы?
Отдельно хотел бы сказать своё мнение про фильм Тарковского — на мой взгляд он в целом повторяет роман, но чуть более многогранный. Солярис 2002 года более простой- всё сводится к любовному сюжету. Сравнивать их нельзя. Они разные.
Но идея принадлежит Лему- гениальному и самобытному писателю-философу, который останется в искусстве навсегда.
Smolskiy, 1 ноября 2023 г. 14:38
Роман о золоте, но не в том понимании как его привыкли видеть в искусстве~ желтый металл, которого все вожделеют. Нет. Здесь оно отступает на второй план. На первом месте долг и преданность. Личностные качества. Дружба и надёжность.
Родине нужно золото, и оно должно быть. А как оно будет зависеть лишь от кадров. И как эти кадры правильно расположить в нужном месте и нужном времени. Это задача Чинкова. Человека, которого не судят.
Роман про людей которые не жалея себя, идут к цели. Самоотверженный труд геологов, просто рабочих, старателей, моющих золотой песок на лотке. Старик Кьяе, необразованный пастух — центральный философский образ в романе, впитавший мудрость веков. Чинков идущий к цели всеми средствами. Все, до простого рабочего. Люди которыми можно забивать гвозди. Которые делают невозможное. Делают общее дело. Здесь познаётся человек.
А золото, да разве оно может сделать человека счастливым?! Счастье в самой жизни и как ты её живёшь.
Всеволод Крестовский «Петербургские трущобы»
Smolskiy, 29 октября 2022 г. 18:12
Петербургские трущобы. Крестовский Всеволод.
В целом, книга похожа на «Отверженных» Виктора Гюго. Мне так показалось. Поражает, как некоторые личности могут вмещать в себе столько зла. И, самое грустное, творить его безнаказанно. Просто удовольствия или веселья ради, и, как ни странно, реже ради наживы. Просто кажется необъяснимым. Эта книга как раз призвана объяснить это. Она ведет в самый источник грязи и зла. Причем мы видим здесь два типа грязи. Один из них — духовная грязь, другой- физическая, и между собой они чаще всего не коррелируют. Все это описано с поразительной детальностью. А зло оно всегда одно. Зло порождает зло и возвращается к своему источнику. В книге очень много неправдоподобных завязок между героями. Но этот художественный прием призван объяснить те механизмы, которые происходят на промозглых улицах столичного города и переливаются в теплые залы особняков. А блестящие залы еще более опасны, чем грязные улицы. И самая последняя проститутка может быть чище самой благородной дамы. Впрочем, в течение книги приходит возмездие всем, кто его заслуживал, причем, как правило, их же инструментами и делами. Отдельно хочется отметить, что роман написан живым прекрасным языком. Читается на едином вдохе. Читать одно удовольствие. Только уж очень мрачно. Но, надо отдать должное, название и не обещает прикрас.
Smolskiy, 29 октября 2022 г. 18:09
Мой лейтенант. Даниил Гранин.
Книга о мальчике, которого уже нет. Который уже совсем другой. Сколько лет прошло, а словно вчера это было. И не мальчик уже вспоминает о тех событиях что были в его жизни. И время, казалось бы, другое. Книга- исповедь, воспоминание. Выбирал роман в книжном магазине, совершенно не зная о его содержании, руководствуясь названием и автором. Было интересно. И, в общем то, ожидание не обмануло. Маленькое отступление: поразительно, как мало у нас лейтенантской прозы. Воспоминаний обычных солдат. Впрочем, это объяснимо. Вот этот роман именно воспоминание солдата. С позиции солдата. Окопная правда. И может в художественном плане книга не самая лучшая у Гранина, но исповедальная. Книга злободневная и поэтому грустная. Она поразительно актуальна для настоящего времени. Не буду пересказывать что там «про сейчас», думаю каждый, кто будет ее читать, сам сделает для себя правильные выводы. А кто сделает неправильные выводы, тому читать ее не следует. Безусловно, если бы она была издана в советское время, книга не увидела бы свет по умолчанию. Но и сейчас она может быть трактована неверно и поэтому опасна. Печальная правда.
Smolskiy, 6 сентября 2022 г. 11:17
Драматически развивающиеся события на Дальнем Востоке в лесах Уссурийского края. Партизанский отряд, затерянный в дебрях тайги во главе с Левинсоном. Колчаковские и японские войска, наступающие с одной стороны, казаки, теснящие с другой стороны. На плечи командира ложится глыба ответственности за людей и за совершение поставленных задач. Слабый физически, чем любой из его отряда, сын торговца подержанной мебели, но его слушаются. Даже преклоняются. Морозов ,он же Морозка, дивящийся на людей ,которые простые вещи всегда могут предоставить как нечто выдающееся, но сам неизменно делающий дело. Про таких говорят: «на него всегда можно положиться». Молодой Мечик с иллюзией о войне, ищущий в ней романтики, сожалеющий, что дали плохого коня и униженный этим. Бакланов, неосознанно подражающий командиру. Метелица ,нераздумывая спасающий мальчика. Среди них Левинсон, он должен принимать решения, держать весь сброд в сплоченном состоянии. Хладнокровно, иногда беспощадно, где-то сказать доброе слово, но никогда не показать своих истинных чувств, а тем более слабости. Потрясающее описание природы умиротворенной таежной осени, казалось бы не вписывается в лейтмотив произведения, еще более усиливает драму событий. Весьма короткий роман, с большой концентрацией событий и смысла.
Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»
Smolskiy, 2 сентября 2022 г. 12:15
Медицина не может творить чудес...
Или наука, если так будет угодно. Впрочем, в романе как раз-таки происходит чудо. В начале-с Элджерноном, затем с Чарли. Эксперимент удался. Но чудо ли это? Ведь, по сути , вся жизнь-это нечто чудесное и, вместе с тем, жестокое. А Чарли Гордон проживает целую жизнь, только очень стремительную и яркую. От детских лет, становления, зрелости и до глубокой старости, а затем духовной смерти. С ранней весны до поздней осени одного года. Чарли, умственно взрослея, все больше отчуждается от мира людей. Он смотрит на мир из «окна» детства, глазами ребенка и возвращает долг разуму в конце пути. Радужный, наивный мир, в процессе взросления предстает порочным и несовершенным, жестоким и несправедливым. Но в нем всегда есть место познанию. Познанию какой ценой? И как мало времени человеку отведено для этого. Но за свою стремительную жизнь Чарли оставил «подарок человечеству». Книга о том , каких жертв стоит научный прогресс и какой ценой он достигается. И как порой жесток путь его достижения. Чарли-продукт эксперимента, превзошел своего создателя. Он, прежде всего, человек, личность-не объект опытов. Он был таковым и до этого. Только повзрослел и может за себя постоять. Не забывайте класть цветы на могилу Элджернона! Обычная мышь? Нет. Это нечто большее. Эффект Элджернона-Гордона.
Илья Эренбург «Люди, годы, жизнь»
Smolskiy, 31 августа 2022 г. 11:36
«Люди, годы, жизнь» Илья Эренбург.
Наверное, стоит читать это произведение любому русскому человеку, а еще лучше нынешнему западному миру. Прочитав эту книгу понимаешь что ничего под солнцем не меняется. Все также политика остается политикой с ее корыстными целями. А жизнь простых людей «мыслящего тростника»- тлен. Гуманизм, толерантность лишь прикрытие и удобный инструмент для достижения целей. А убийства становятся все изощреннее и массовыми. А самое печальное, что все забывается. Несправедливо забывается. Один из призывов этой книги: ничто нельзя забыть.
В этом произведении у читателя есть уникальная возможность познакомиться с художниками, прозаиками, поэтами, политиками тех лет. Причем сделать это в уникальной, как бы «бытовой» форме. Все это разбавлено описаниями исторических и политических событий. И это не просто историческая хроника, а жизнь людей в те годы. Получаешь большое удовольствие от живого, простого русского языка коим написана книга. Не обо всем и всех упоминает Илья Эренбург в своих воспоминаниях, наверное откладывает отпечаток раскола мировоззрения людей тех лет, но вместе с тем о многом говорит. О многом, вернее, о многих лично мне было читать неинтересно и наверное бессмысленно. Хотя годы идут, и пристрастия меняются.
Smolskiy, 30 августа 2022 г. 14:40
Человека всегда интересовало и пугало мало изведанное и недосягаемое: будь то космос или океан. Что можно увидеть в глубине океана? Что он скрывает от нас? Что есть разум? Неизведанное — что космос. Помимо философских вопросов повесть весьма остросюжетная и что немало важно современна, хотя и написана в 1968 году. Словно смотришь хорошее научно-фантастическое кино с качественным звуком и видеорядом. Глубоководная станция где-то на дне Индийского океана. Атмосфера темноты, одиночества и давления толщи воды, неизвестности и страха. Научный эксперимент и ряд совпадений приведшие к катастрофе. Душевное смятение двух гидрокомбистов выполняющих одно задание в нестандартных условиях. Психологизм их взаимоотношений. И безусловно тайна, которую призваны раскрыть герои. Что же случилось на станции с двумя их предшественниками!?
Повесть несколько сложновато читается. Присутствует большое количество описаний в тексте, научной терминологии. Достаточно длинные рассуждения Соболева. Сюрреализм чувств героя, извергнутых из подсознания под действием бездны. В процессе чтения привыкаешь к тому, что призвано создать непередаваемую гнетущую атмосферу.
Евгения Гинзбург «Крутой маршрут»
Smolskiy, 15 августа 2022 г. 15:14
Мало кто донес истину репрессий тех лет. Как это было? А было это страшно. Читая Шаламова ужасаешься бессмысленной жестокости людей. Именно бессмысленной до слез. Как целое государство сходит с ума в угоду ОДНОМУ человеку. Вот и Евгения Гинзбург тот же Варлам Шаламов.
У меня не укладывается в голове как они смогли все это пропустить сквозь себя. Почти двадцать лет жизни, проведенных в лагерях. Под неустанным контролем. Каждый день как испытание. Каждый час может быть последним, благодаря незначительному обстоятельству. Когда в жизни полной лишений все становится важным, все то, что мы просто не замечаем в повседневности. Любая мелочь может стать праздником или повлечь гибель. Когда жизнь человека зависит от прихоти другого. Когда каждый день профессионально истязают физически, как сохранить свой рассудок?! Самое главное, что эти люди не потеряли свою душу в дьявольском вертепе. Остались живы и донесли до нас ту правду, которую старались скрыть другие.
Константин Паустовский «Повесть о жизни»
Smolskiy, 11 августа 2022 г. 14:33
Роман погружает, словно проживаешь свою жизнь. Вы ассоциируете себя с автором. Проходите все этапы взросления от детства до зрелых лет. Удивительные почти неуловимые эмоции пробуждает эта книга. Будоражит сокровенные чувства. И вместе с тем, она несет бесценные воспоминания человека жившего в «начале неведомого века, во время больших ожиданий». А время действительно было неведомым , страшным. Поэтичным языком Паустовский описывает череду исторических событий. Душераздирающие картины Первой Мировой войны, гражданской войны , разбоя и неустроенности. Страх неведомого в глазах людей. И все же книга трогательная, ностальгическая, поэтичная, проносящая сквозь годы и события. Книга о том, что в мире всегда есть место прекрасному. Книга о жизни неисправимого романтика.
«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» С. Есенин
Smolskiy, 1 августа 2022 г. 11:43
В произведении “Гибель Дракона” Сакё Комацу задет вопрос: что же будет если с карты пропадет страна Япония? Значительное внимание здесь уделено экономическим, политическим и научным вопросам. Все это описываться очень подробно. Это можно понять все же твердая научная фантастика. Роман начинается с достаточно многообещающего погружения на дно океана. Но даже здесь идет большой экскурс в океанологию и геологию. При описании землетрясений, цунами и извержения вулканов присутствует огромное количество указаний географических мест, что также тяжело восприятию. Значительное место в романе занимает научное объяснение процессам приведшим к катастрофе. Читать про это было скучно.
Уделяется внимание и бытовым сценам: как поведет себя отдельный человек в непредвиденной ситуации? Особенно завораживает описание жизни, ничего не подозревающего города Токио. Простые люди с их насущными проблемами, рутинным трудом, суетой, ветками подземки и хайвеями. Как обрывается привычная и удобная жизнь. Но это занимает меньшую часть в сравнении с монотонным описанием научной стороны вопроса.
Конец оптимистичен. Комацу верит, что несмотря ни на что великая культура Японии будет сохранена в сердцах миллионов спасшихся Японцев.
К сожалению, читая это произведение, местами, я хотел чтобы оно быстрее закончилось. Но это только мой взгляд.