Все отзывы посетителя

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы посетителя on hold

Отзывы (всего: 12 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Глен Кук «Чёрный Отряд: Книги Севера»

on hold, 13 января 2024 г. 23:14

Здесь могут быть спойлеры!

Все-таки некоторые анналы должны оставаться анналами. Спустя много десяти- или даже столетий молодой хронист улучит минутку, чтобы смахнуть со старого фолианта пыль, открыть его на случайной странице и прочитать: «Черный Отряд переоценен». Возможно, после такого он даже отправится к колдуну или некроманту, заставшему те времена, когда «Книги севера» еще были новинкой и могли хоть кого-то удивить. «Как же так? — спросит хронист. — Ведь 8,52 средняя оценка. Столько восторгов. Классика и все такое». Не берусь утверждать, что ответит некромант, но я, скромный писарь под ником on hold, из своего января '24го года заявляю со всей ответственностью и серьезностью, что мало какой фэнтези-цикл состарился так плохо, как «Черный Отряд».

Прежде всего скажу, что читал только три романа. Про клин это уже как бы уже мои полномочия тут все. Не осилил в свое время. А про роман 2018 года я узнал, когда сел за этот отзыв. Читать его я, конечно же, не буду. Так вот, трилогия представляет собой, если выражаться языком математики, параболу. Совершенно безобразный первый том, интересный и по-настоящему темный второй в качестве вершины и сомнительный третий повествуют законченную историю о пробуждении древнего зла, о котором все только говорят, что оно страшное и чрезвычайно могущественное, в мире, полном страданий, о которых все только говорят, что они страдания, и компании лихих наемников, которые сами по себе не добрые, но выступают типа за меньшее из зол, хотя каких-то особых жестокостей и преступлений за наемниками так-то не замечено. По сути, ключевое слово тут «говорят». К сожалению, проблем с этим «говорят» гораздо больше, чем может позволить себе хорошая книга. И «что говорят», и «как говорят» не выдерживают никакой критики. Второй и третий тома смотрятся чуть выигрышнее, но в целом, конечно, и с ними не все в порядке. Ну, а первый, «Черный Отряд», это вообще дичь. Давайте разбираться по порядку.

1. Черный Отряд

«Книги севера» представлены так, будто являются записями в хронике штатного лекаря Черного Отряда по прозвищу Костоправ. Нам предлагается поверить в то, что многое из того, что написано в книге, одновременно написано и в другой книге — анналах наемничьей бригады, которые Костоправ с собой везде таскает и регулярно пополняет. То есть, все, что Костоправ находит важным, интересным или просто достойным упоминания, в эти самые анналы попадает, и атас начинается уже здесь. Не уверен, читал ли анналы Капитан Отряда, но, будь я на его месте, читал бы, а потом оторвал Костоправу все руки вместе с перьями и чернильницами. Акценты в повествовании расставлены крайне неумело. Важное событие вроде сражения может быть описано в двух словах: «Вот мы их и разгромили». Молодцы, хочется сказать, что разгромили, и заодно покивать вместе с теми, кому подобная сухость изложения нравится и кажется уместной, раз уж Костоправ у нас вольный клинок и не знает слов любви. Все так. Но почему в таком случае вольный клинок и рубака может по несколько страниц рассказывать, скажем, об игре в кости или живописать, какими голосами какие реплики произносит чародейка по имени Душелов? Понимаю, что это фишечка Душелова, но, блин, мы и с первого раза поняли, что она заимствует голоса у своих жертв и может, аки пародисты из «Аншлага», то мужским, то женским, то еще каким-нибудь. Ну, и так далее, это только два примера, но по факту их куда больше. Не на то, в общем, изводит бумагу Костоправ. Если вы ждете от книги эпичных сражений, чтобы прям вот как у Аберкромби в «Героях», то нет, забудьте вот прямо сразу. Нет их там.

Далее. Костоправ нам говорит, что братья по оружию ему очень близки. Настолько, что он о них ничего дурного старается не записывать даже. К сожалению, ничего не-дурного он не записывает также. Большая часть персонажей суть одноклеточные функции. Чуть поживее прочих сам Костоправ, Душелов и Ворон. Остальные — тихий ужас. Вот вам простой пример: есть у нас такой Ильмо. Костоправ в одной из книг называет его своим лучшим другом, а это как бы обязывает. Если вы прочитаете «Черный Отряд» — вы ни за что не поймете, почему лучший друг Костоправа именно Ильмо, а не, скажем, любой из колдунов или кто-то еще. Ровно также никто не объяснит, почему лейтенантом Отряда является Лейтенант (оригинальное имя), чем он лучше того же Ильмо. Никаких примеров крутости Лейтенанта в книге нет. И так далее. И знаете, это обидно, потому что поименованы многие из наемников, и многим же уделено хотя бы по паре строк. Просто строки эти настолько ниочемные, что плакать хочется. Особенно от этого пострадали так называемые Взятые, сверхсильные колдуны прошлого, каждый со своей фишечкой. Душелов — единственная из них, кто по факту не остается полной пустышкой, но и она, и остальные Взятые сливаются в финальной битве, так и не раскрыв потенциала, который в образы был заложен. Обидно.

Ну, и да. Роман мог бы стать законченным произведением, но не стал, и это хорошо, потому что

2. Тени сгущаются

И это лучший роман в трилогии и по совместительству просто неплохое фэнтези, которое можно в отрыве от остальных книг прочитать и получить удовольствие. Персонажи здесь живее, Костоправ научился интересно рассказывать, а камерность истории играет ей только на пользу. К сожалению, похождения Отряда на этой книге не заканчиваются, а

3. Белая Роза

Может стать огромным разочарованием. С одной стороны, мастерство Костоправа как рассказчика не просело, а в книге есть несколько классных находок, например, огромная пустыня, населенная кошмарами дремлющего сверхсущества. С другой стороны, никуда не делись и унылые сражения (хотя, казалось бы, читатели ждут именно их, а сеттинг позволяет). Ну ладно, одна хорошо выписанная битва в книге есть. Нет, это не последний замес против невероятно мощного тирана прошлого, охраняемого драконом! Вы представляете, на свете существует автор, который сумел налажать с битвой, в которой пробуждается буквально сильнейший маг всех времен. Да его даже зовут на аглицком Доминатор. Доминатор! Человек, покоривший полмира и обладавший такой мощью, которой боялись даже когда он спал. А спал он почему? Да потому что его не убить было, вот почему, это типа невозможно, и это все постоянно говорят, и нагнетается, что вот пробудится сей достойный муж — и все, ховайтесь, всем трындец. А что мы видим в «Белой Розе»? С пробужденным Доминатором возились меньше, чем с одним из Взятых. Да что там Взятый! Меньше, чем с одним из вождей повстанцев в первом томе. И да, Доминатора благополучно убили. Спрашивается, почему так нельзя было поступить раньше? Сплошное разочарование, даже несмотря на то, что столь жалкому перформансу Доминатора есть сюжетный обоснуй с антимагической аурой одного из персонажей, той самой Белой Розы. Такое ощущение, что чит-код ввели, а придумать реально сложный и интересный вызов в лице Доминатора не удалось. Но за что можно третий том похвалить, так это за то, что все сюжетные линии здесь находят логическое завершение. Тема с Доминатором и всей этой битвой серого против черного заканчивается, вопросов остается минимум. Ну, и хвала всем богам.

«Книги севера» — это стопроцентный продукт своей эпохи, когда многие ходы искались наощупь, и продукт даже по меркам 80х невысокого качества. Кое-что Кук нащупал хорошо, и за ним подхватили писатели более талантливые, умеющие на говорить, а показывать, насыщать идею темного фэнтези, населять свои истории живыми персонажами и выстраивать нестандартные, увлекательные сюжеты. Полагаю, только за это можно сказать ему спасибо. Что же касается вердикта, то, помимо «Тени сгущаются» (7/10) ловить искушенному читателю здесь нечего. Две другие книги, пожалуй, стоит оставить на полке только для все перечитавших и совсем уж изголодавшихся по героическому фэнтези любителей.

Оценка: 5
– [  15  ] +

Никки Сент Кроу «Король Неверленда»

on hold, 9 января 2024 г. 00:50

Немного, ах, как немного существует таких авторов, книги которых честно, без экивоков и излишней жалости ставили бы перед читателем вопросы глубоко философского, экзистенциального толка. Альбер Камю, Эрих Мария Ремарк, Ярослав Гашек... Теперь в этом ряду стоит и Никки Сент-Кроу, прости Господи. Вот только если вопросы Гашеков с Ремарками касаются смысла и бессмысленности бытия, любви и ненависти, войны и мира, то по прочтении «Короля Неверленда» (Нетинебудет, кстати, неужели переводчики не знакомы с результатом работы других переводчиков?) приходят в голову раздумья совершенно иного толка и по большей части ницшеанские. Если на свете существует подобное, Бог точно мертв, а сверхчеловек, несущий всем нам гибель, уже стучится в двери книжных магазинов, презрев табличку «Открыто с 10 до 21».

Начинается «Король Неверленда» примерно так, как я начинал свои сочинения в десять лет. Придумал какое-нибудь крутое чудовище и героя, который должен его превозмогать, и... и что? Нужно придумывать, как свести чудище и героя вместе, почему чудище достойно убиения, а герой сочувствия? Пффф, да не смешите мои тапочки! Глава первая: герой берет квест, выходит из таверны и под чувственными взглядами чувственных дев идет воевать чудище; глава вторая — мясокишки звон стали о шерсть! Ааа! Гррр! Кровь толстым потоком затапливает Долину Смерти. Ну, вы поняли. Вот и Никки Сент-Кроу не терпелось примерно так же, только жаркие схватки и пронзания плоти закаленными в боях клинками в ее случае, скажем так, — иносказательные понятия. Давненько не видел я столь ленивой экспозиции и столь убогой сцены попадания попаданки в место попадания. Да они, по большому счету, и не важны. Зачем писать о них, если можно потратить знаки на описания мужественных плеч, прекрасных анфасов-профилей, кубиков на прессе и тому подобное. И сексу, конечно. Довольно унылому сексу.

В общем, замут здесь такой. Повзрослевший (хотя он по канону и не должен взрослеть) Питер Пэн похищает каждого потомка Венди (которая, тащемта, по канону ни в чем перед ним не провинилась) женского пола, тащит к себе в Неверленд-Нетинебудет, где всячески компостирует несчастной мозги как самостоятельно, так и с привлечением локальных специалистов, чтобы разгадать страшную тайну (она же задел на продолжение, которое я не читал, но кол все равно влепил, потому что совсем не верю в исправление автора). И вот он несколько подруг таким образом уже превратил в овощей практически, хотя это не помешало им успешно размножиться, даже зная, что вот такая загогулина с их дочками приключится. Но наша гг — ей суждено изменить все, а все оттого, что она отличается от предшественниц тем, что является... шлюхой (авторское определение)! Опачки, вот это замут, а? А?!

Собственно, у Питера Пэна и его гоп-компании садистически настроенных половозрелых мальчишек есть железное правило: не спать с этими девицами из рода Венди, но разве можно устоять, если перед тобой шлюха? Вот и я так думаю. Сюжет быстро катится в тартарары, превращаясь в дешевую порнографию в лучших традициях фильма «Школьница-3: Возвращение грязной пионервожатой». Параллельно Никки пытается нагнать взрослости еще одним примитивнейшим манером и зверскими способами убивает несколько никому не упершихся персонажей, а также наделяет нескольких мальчишек драмой, которая не разрешается совершенно никак. В конце (хе-хе) есть еще и финальный замес, в ходе которого разрешается страшная тайна, а также гибнут еще несколько статистов, на которых всем и каждому плевать с высокой колокольни. К счастью, роман короткий. Очень короткий. Судя по всему, после пары сцен совокуплений Никки удовлетворилась содеянным и задолбалась придумывать еще и кульминацию с развязкой. Почти благодарен ей за это.

Способен ли «Король Неверленда» обидеть тех, кто помнит и обожает «Питера Пэна»? Оскорбил ли он память классической детской книги? Да, в общем-то, нет, таланта автора не хватило даже на то, чтобы у меня как следует бомбануло от кощунственного обращения с любимыми героями. Посему, а также потому, что «Король» провалился даже как порнография, я вообще не понимаю, ради чего этот роман существует. В нем просто нет смысла, как нет его в пирожке с мясом без мяса или в ртутном градуснике без ртути.

Вердикт: 1/10. УГ полное.

Оценка: 1
– [  12  ] +

Адам Нэвилл «Ритуал»

on hold, 14 марта 2023 г. 22:06

Любите ли вы раскрасить лицо белым с черным и бегать по лесу с топором под блэк-метал так, как люблю это я? Наверное, нет. Удовольствие это, мягко скажем, для искушенных. Вот и Адам Нэвилл, автор опуса под названием «Ритуал», видимо, попробовал, и ему не понравилось. Сильно не понравилось. Настолько, что он пошел домой, снял испачканные в грязи кроссовки, залез в интернет и прочитал несколько статей про группы «Mayhem» и «Gorgoroth», выписал оттуда все возможные и невозможные штампы про жанр и про исполнителей; после чего, злобно хихикая, придумал просто сумасшедшее, не поддающееся логике чудовище и его тысячу молодых, скучного протагониста и его друзей, и на тяп-ляп сваял сюжетец. Так родился «Ритуал», якобы основанный на тру-фактах хоррор, а на самом деле просто плохой роман. Но это было бы еще полбеды. Откуда-то набежали киношники и сваяли по «Ритуалу» на удивление годный фильм (без блэк-метала, зато с уместным и пугающим чудовищем). И уже в самом конце данной истории набежал я, грешный, и фильм посмотрел. А посмотрев, решил ознакомиться с первоисточником, и лучше бы я этого не делал.

В общем, замут здесь такой: скованные одной цепью и связанные одной целью туристы идут в поход к черту на рога, где внезапно выясняют, что у черта на рогах не то чтобы приятно и весело проводить время. Они типа друзья, которых связывает ужасающее трагичное событие, но на самом деле «химии» между ними нет от слова вообще. И чем дальше в лес, тем больше они раскрываются с самых негативных сторон, хотя, блин, у них и общее горе в прошлом, и общая беда в настоящем. Ни ради памяти, ни ради идеи сплотиться они не могут. Ага, друзья, хренли.

Где-то в начале первой части псевдодрузей начинают пугать и успешно пугают на протяжении доброй сотни страниц. В качестве жутиков выступают всевозможные трупы животных, заброшенные дома и т.д., то есть, суповой набор маньяка-расчленителя из фильма категории «Б». И знаете, в фильме категории «Б» все это сработало, потому что жутики визуализированы. Смотришь на страшный алтарь в доме — и такой: даааа, страшный алтарь в старом доме, нихрена, какое понаделали! Актеры стараются, опять же. А вот с книгой все сложнее. Видите ли, пишет Нэвилл так, что и страшный алтарь в старом доме, и страдания персонажей (кстати, хороший показатель: спустя полгода после прочтения я не помню ни одного имени, даже главгероя) так и остаются знаками на экране. Нэвилл у нас не Кинг и не Кэмпбелл, откровенно говоря. То ли к моменту написания «Ритуала» он руку еще не набил (хотя, судя по более позднему «Багрянцу», который еще хуже, аж по сю пору не набил), то ли таланта не хватило, то ли сам сюжет выше фильма категории «Б» не прыгнул бы даже в руках мастера. Не знаю, сложно судить. Сказать можно одно: первая часть, несмотря на ангст, ужас и постоянные погибели персонажей читается немногим веселее среднестатистического ужастика-участника сетевых конкурсов.

Зато вторая часть, та, что с блэк-метал коммуной, дает стране угля, о да!

Я не знаю, где в 2011 году (а именно тогда был написан «Ритуал») Нэвилл увидел настолько гротескные образы ценителей тяжеляка, но вряд ли в реале. Может, в мультике «Металапокалипсис», он тогда, вроде, уже выходил. Не суть. Суть в том, что они (образы) на момент выхода книги успели устареть лет на десять, а то и больше. На человека не в теме они, возможно, подействуют, но я, к сожалению, в теме, так что... В общем, смотрите: вот есть у нас роман Стокера «Дракула». Он уважаемый и для своего времени крутой, и образ вампира там по тем же самым «своим временам» свеж. Но станет ли условный переписанный «Дракула» откровением сегодня? Да нет, конечно. Вот и со всей этой тру-нордически-язычески-сатанинской тематикой то же самое. Все вопросы касательно потешного блэк-метала с лесными разборками и кровавым угаром были успешно закрыты в конце девяностых, так что любая попытка их перенести в 2011 год — не более чем попытка вновь написать Мине Харкер депешу из Трансильванского замка и ожидать, что кого-то это поразит. Смешно и наивно как минимум, откровенно бредово, просто до нервного смеха — как получилось в «Ритуале». Плюс, как бы так помягче сказать. Блэкари в книге тупые. Мотивация у них очень тупая. Взаимоотношения с протагонистом запредельно тупые. Гибель сказочно тупая. Буквально все, что связано с нашими любителями потрясти патлами под жужжалочку, можно описать этим словом. Михаил Задорнов бы прослезился.

К счастью, во второй части книги есть еще и инфернальная бабулька, и дурацкое чудовище, с которым протагонист вступает в душераздирающую схватку, над которой я смеялся. Они слегка скрашивают общее впечатление. Но на выходе все равно получается вот что:

Часть 1: скучная,

Часть 2: абсурдная, но местами гомерически смешная.

Если их сшить вместе, выйдет помесь бульдога с носорогом. Любопытная зверушка, способная как позабавить, так и пораздражать. Учитывая, что раздражает она не в меньшей степени, чем забавляет, 5/10 — это такая троечка с минусом, минимально возможный балл немилому студенту, которого просто не хочешь лицезреть на пересдаче.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Роберт Джексон Беннетт «Божественные города»

on hold, 8 марта 2023 г. 19:26

Злые отзывы писать легко. Взял, накатал, посмеялся, мол, ну и чорт же автор, понаписал ерунды, не мог хорошо сделать! Совсем другое дело — объяснить, чем цикл (не роман — цикл!) тебе понравился. Еще сложнее — если три романа цикла друг на друг максимально непохоже. Роберт Джексон Беннетт, я тебя искренне ненавижу! Почему ты написал что-то, что мне сложно хвалить?!

История тут такая, что даже псевдославянские имена неспособны ее испортить. Бог-трикстер бисексуал и городской сумасшедший по имени Жуков. Вас ничего не задевает? Меня бы задело, не будь Жуков таким... настоящим, что ли. Есть в нем что-то эдакое наше, русское, взятое прямиком из главы про фаталиста из «Героя нашего времени». Как и в целом во всей истории Мирграда (как он там в оригинале?) Равно как и в коллективном образе жителей Сайпура есть что-то безжалостное, холодное, эдакая уверенность в собственной правоте. А ведь во всей трилогии правых и виноватых нет. Есть хищники и жертвы, преступники и сыщики, верующие и обманщики, в общем, кто угодно, кроме правых и виноватых. И это плюс. Заставляет задуматься. Дуализм Сайпур-Континент работает.

Из книги в книгу кочуют разные действующие лица, при этом в каждой книге свои протагонисты и второстепенные персонажи. Кто-то появляется, чтобы тут же исчезнуть, кто-то остается надолго и всерьез. Из-за этого и читаются составляющие части трехтомника по-разному. «Город лестниц» знакомит нас с миром, подводит к основному конфликту и расставляет фигуры на доске. «Город клинков», будучи такой же филлерной частью, как вторая игра для трилогии Mass Effect, погружает глубже, вводит новых персонажей, а старых ломает или делает лучше, а главное — служит затишьем перед штормом, который разразится в. «Город чудес» — закономерная точка. И точка. Подстать повествованию и протагонисты: одна заваривает кашу, вторая отвлекает и развлекает, третий (Сигруд, жму твою мужественную лапу) расхлебывает и приводит мир к финальному состоянию. Да-да, целый мир, здесь у нас все еще фэнтези, и эпичность никуда не делась.

Тот редкий случай, когда хочется посоветовать прочитать от и до. Можно ограничиться только «Городом лестниц», но тогда вы многое упустите, а это многое и увлекательно, и, в отличие от многих других трилогий, нелишне.

Рекомендации и 9/10.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ф. Джели Кларк «Хозяева джиннов»

on hold, 5 марта 2023 г. 21:46

Здесь будут спойлеры!

Погружение в прогрессивную фэнтези-прозу случилось быстрым и разочаровывающим, как дегустация молекулярной кулинарии в модном ресторане. Ну, вы знаете. Выглядит все так, как будто художник-авангардист изваял из лунного света и весеннего поцелуя вкуснейшее блюдо, а потом ты пробуешь, а это всего-навсего буряки с хреном, просто выглядят не так, как ты привык. Вот и с «Хозяевами джиннов» та же история. Лучший дебютный роман и премия «Небула», пишут они... Восточный колорит и опасные приключения! Магия, любовь, джинны и детективы! Ну круто же звучит, да? Да.

В общем, главный спойлер: все это в романе действительно есть. Но все это намешано в такой винегрет и настолько вывернуто наизнанку, что уже невозможно:

а) разобрать, где здесь буряки, а где хрен;

б) проникнуться и поверить в мир;

в) проникнуться и поверить в сюжет;

г) задушить в себе душнилу и не начать ныть о повесточке и о том, как современные социополитические тренды Европы и США превращают относительно перспективные задумки черте во что. На что-то подобное я уже ругался, читая «Войну с демонами» Бретта (см. отзыв на страничке цикла), но в «Хозяевах» все еще хуже, честно.

Итак, замут здесь такой: жил да был мудрец аль-Джахиз и хотел он вернуть в наш многострадальный мир образца расцвета империй XIX века не кого-нибудь, а целых джиннов. Хотел, хотел, а потом взял и вернул. Мужик, чо тут скажешь. Молорик. Вернувшиеся джинны резвенько так превратили Египет в страну чудес, мирового флагмана науки, техники и вообще очень продвинутое во всех смыслах государство. С остальным миром ничего подобного, судя по тексту романа, не случилось, из чего можно сделать вывод либо о том, что разные эльфы, вендиго и ёкаи джиннам в подметки не годятся, либо о том, что их вовсе не появилось. Казалось бы, настоящий шанс для Египта! Но нет. Имбовый Египет начала XX века довольствуется... ничем, по сути. Довольствуется тем, что хорошо по мнению автора из начала XXI века, слабо представляющего, что такое геополитика и что в мире в начале XX века вообще творилось. Джинны начисто лишены каких-либо амбиций, равно как и политики, и и мудрецы, и даже злодеи. Никому особо ничего не нужно. Мотивация главной антагонистки сводится к тому, что «я вот такая коварная тут», все власть предержащие, которых сводит в Каире сюжет, занимаются чем угодно, кроме действительно насущных дел. Но это, в принципе, норма в выведенном автором мире.

Тут все странные.

Я готов поверить в то, что в результате появления сверхъестественного способен резко трансформироваться социум, хотя и не считаю, что трансформировался бы он именно в сторону всеобщей терпимости и равенства. Но я не готов поверить в то, что этой трансформации будут подыгрывать древние ифриты, вырвавшиеся из тысячелетнего заточения. Не особо верится и в сохранившиеся (каким макаром?!) культы древнеегипетских богов. Ну и уж совсем невозможно без саркастичной улыбки читать о троице протагонисток, которые настолько талантливы и сильны, что вот прям уже дальше некуда, призваны отражать разнообразие прекрасного Каира 1912 г., и поэтому очень-очень плоские. Знаете, я много лажового фэнтези читал. Про каких-нибудь попаданцев в тело Гитлера, предотвращающих на пару со Сталиным восстание машин под командованием Эйзенхауэра. Так вот, некоторые попаданцы в Гитлера сложнее выписаны. Трио героинь из «Хозяев джиннов» это буквально:

- Сильная независимая дама, уважающая западный образ жизни, моду и предпочитающая женщин;

- Традиционалистка, приверженная нормам религии, при этом ничего не имеющая против предпочитания женщин;

- Благородная дикарка, которая не против того, чтобы ее предпочитали.

Просто мечта завсегдатая сайта «Реддит». И абсолютная норма для Египта. Например, никаких ревнителей веры, которые джиннов, вообще-то, должны считать злыми духами, в книге нет. Тотальная любовь, принятие и все такое. Джон Леннон, ты все делал неправильно! Нужно было не в постели за мир валяться со своей подругой, а изучать, как джиннов вызвать.

На этом как бы все. Для сюжета дальнейшее раскрытие героинь не так уж и важно, объяснять про них особо нечего; роман прекрасно стоит, аки на трех китах, на том, что три девушки, снабженные авторской помощью и умышленным принижением соперников, способны разобраться с любой проблемой. В отрыве от этого сюжет не бесячий, благо он — магический детектив. Поверхностный магический детектив, но худо-бедно работающий. Законы жанра соблюдены, и на том спасибо.

Кстати, в романе есть светлые пятна! Это все, что связано со жрецом бога Себека, у которого тут своя сюжетная веточка, и относительно неплохая. Это колорит. Он тут присутствует, несмотря ни на все. Все эти лепешечки вкусные, базары, джинны с витиеватыми речами, вкрапления джиннского хай-тека в мир — хорошо. На такой благодатной почве можно было бы написать нечто годное. Но увы.

Ну ладно. Джинны получают заслуженные баллы, незаслуженные отдам кому-нибудь другому.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Сергей Лукьяненко «Дозоры»

on hold, 21 декабря 2021 г. 11:24

Здравствуйте! Сегодня в нашем интервью из цикла «Как нам реогранизовать росфант» участвует победитель 666го сезона «Битвы экстрасенсов», знаток кристальных чар, старший лейтенант легионов нежити и заслуженный деятель искусств Узбекской ССР Виктор Ильясов.

on hold: Виктор Ульмасходжаевич, здравствуйте!

Виктор Ильясов: Добрый день, on hold! Я вам из Бухары абрикосов привез.

oh: Ой, как приятно! Большое спасибо! Вот я вам так скажу: хорошего человека сразу видно. Абрикосы я попробую, а пока жую их, давайте приступим к делу. Почему вы выбрали для сегодняшнего интервью «Дозоры»?

ВИ: Помыть абрикосы не забудьте, грязные... Ах да, «Дозоры». Вы очень верно подметили: хорошего человека сразу видно. Хорошие книги в жанре городского фэнтези тоже было видно сразу. Я большой поклонник трилогии от «Ночного» до «Сумеречного». Когда она только появилась в Бухаре, я ее проглотил, не глотая, что называется.

oh: Дайте угадаю: и тем обиднее то, что случилось с циклом дальше.

ВИ: В яблочко, дорогой, в яблочко. Что для нас, жителей постсоветского пространства, «Ночной дозор»? Прежде всего, это такая отправная точка для всех начинающих читателей. Замечательно написан. Замечательный сюжет. Родные декорации. Живые типажи. Всех, кого Антон Городецкий встречает на своем пути, среднестатистический читатель, можно сказать, тоже знает в лицо. Это я знаю, что удивительное рядом, мне по профессии положено, но в первых книгах Лукьяненко пишет так, что поверит вообще любой. Вампир живет за соседней дверью? А что в этом удивительного? Живет, конечно. Такой же неопрятный, пугающий и по-своему жалкий. Что характерно, кино по книге тоже получилось достойным. Оно очень непохоже на первоисточник, но правила мира, придуманного Лукьяненко, априори настолько хороши, что по ним можно сочинять бесконечное множество историй, и они будут работать. Если, конечно, не...

oh: Так, подождите. Вы мне сейчас всю концепцию поломаете. Обычно я спрашиваю, может ли цикл помочь реорганизовать росфант, в самом конце. Но тут вы прямо вынуждаете зафиксировать положительный ответ и оставить рубрику без неожиданного твиста!

ВИ: Неожиданные твисты — это, к слову, не всегда хорошо. Сейчас доберемся, дайте только похвалить «Дневной» и «Сумеречный». Они умело и в правильных направляениях расширяют вселенную дозоров в географическом плане, демонстрируют разницу (или ее отсутствие) между светом и тьмой, а также накладывают на персонажей определенные оковы, ограничения. Ах да, в «Дневном» самая лучшая любовная линия. Светлана и близко с несчастной темной девушкой не стояла. И это все прекрасно работает. Как хорошо отлаженный механизм: вот вам свет, вот вам тьма, вот вам инквизиция, и все это в равновесии, и все не просто так, и вот что бывает с теми, кто на равновесие посягает. А потом начинается...

oh: И даже сеттинг не спасает?

ВИ: Скорее нет, чем да. Над джинном я, честно говоря, смеялся, хотя общий замут с Рустамом все еще интригует. Четвертая книга, скажем так, неплоха. Не хороша, заметьте, но и не прям ужас-ужас. Я встречал многотомники, в которых уже вторую книгу после первой классной читать невозможно. Тут такого нет. Как последнее приключение сойдет. Но именно последнее. И разница в семь лет между «Последним» и «Новым» дозорами говорит о том, что так и задумывалось. Зачем же нужны были две последние книги?

oh: Попробуйте угадать.

ВИ: Пробую — и не получается. Тут какое дело вышло: за семь лет поменялся не мир дозоров. Поменялся, судя по всему, автор. А вместе с ним поменялся и Антон Городецкий, от лица которого идет повествование. В начале 2000х Антон — и автор — были молоды, рассуждали о добре и зле, свете и тьме, находили неожиданные ответы и понимали, что все не так-то просто, влюблялись и понимали влюбленных, бунтовали и принимали бунт, находили авторитеты и прибивались к ним или дистанцировались от них. В «Новом» и «Шестом» все это выродилось в серость и усталость. Героям интереснее, простите мой французский, перетереть за жизу, чем подумать о высоком и вечном. Антон превратился в типичного батю-охранителя, который не хочет ничего вокруг себя менять, которому уютно в достаточно тесном мирке и которому ну вот просто так получается, что надо бороться с воплощением Сумрака. Два раза, отчего-то. Видимо, и фантазия закончилась. Вообще, это самое воплощение Сумрака — главный признак деградации цикла. Тот самый неожиданный твист. Сумрак, по большому счету, это абсолют магической системы. Как Эру у Толкина. Бросить ему вызов — значит, поколебать сами основы мира. И да, на это способен практически каждый встречный-поперечный. Вот такие хлипкие у магии основания. Звучит интересно, но — боже — разве нельзя было в мире, в котором так много Иных, где плетутся интриги, а между дозорами нередко возникают конфликты, не замахиваться на нечто настолько абсурдно-значимое?

oh: Здесь я мог бы поспорить, но не буду, потому что последние книги не зашли и мне, но не по причине противостояния самому Сумраку, а потому что читать скучно, а протагонист действительно вызывает отторжение. Как и окружающие его. Завулон, например, вообще ни за что пострадал, превратился в персонажа Санта-Барбары.

ВИ: Да-да. Можем посчитать, что у нас получилось. 9/10 «Ночному», 8/10 «Дневному» и «Сумеречному», 6/10 «Последнему», по 3/10 «Новому» и «Шестому». Арифметически это 6 баллов. Но шестерка не описывает вей моей любви к первой трилогии, поэтому разбивка по оценкам здесь очень важна! Зрите, как говорится, в корень. Магия — она сильнее арифметики. Верьте мне, ведь я знаток кристальных чар.

oh: И лейтенант легионов нежити по совместительству. Спасибо вам за участие, Виктор Ульмасходжаевич! Это была рубрика «Как нам регорганизовать росфант», и в следующий раз мы опять препарируем знаковый цикл со знаком минус. Всего вам доброго!

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ник Перумов «Хранитель Мечей»

on hold, 13 декабря 2021 г. 12:11

Здравствуйте, дорогие читатели и почитатели знаковых эпопей со знаком минус! Это интервью из цикла «Как нам реорганизовать росфант». Сегодня в уютной студии пользователя с ником on hold гостит толкинист в пятом поколении, кавалер орденов «За оборону Дрос-Дельноха» и «Левое око Крома Киммерийского» Эльнуриэль Буйков. К сожалению, Эльнуриэль очень любит спойлерить, так что читайте интервью на свой страх и риск!

on hold: Добрый день, Эльнуриэль! Прежде всего: откуда такое звонкое имя?

Эльнуриэль Буйков: Семейная традиция. Старший в семье — всегда Эльнуриэль. Так еще с прадеда пошло. Эльнуриэль Кузьмич был первым из Буйковых, принявших эльфийское имя. Звучит неожиданно, знаю. Но я помню, я горжусь!

oh: Здорово, что в мире сохраняются такие крутые традиции! Вы предложили на разбор цикл Николая Перумова «Хранитель мечей». Почему?

ЭБ: Вообще-то, сначала я хотел пройтись, так сказать, по «Кольцу Тьмы», но понял, что, кроме мата, ничего из себя не выдавлю, а эльфы не должны материться.

oh: Верно. А меня еще и забанят на «Фантлабе». Кроме того, я не согласен, что «Кольцо Тьмы» заслуживает одной лишь матерщины. Да, это не уровень источника вдохновения, но, блин, видно же, что у Перумова глаза горели, когда он его писал. Равно как и Хьёрвард, и «Алмазный меч, деревянный меч». Все это я еще школотроном читал и перся.

ЭБ: К чему тогда вообще это интервью? Поставьте и «Хранителю мечей» ваши плебейские десять из десяти и разойдемся друзьями.

oh: О нет, что вы! Я не из восторженных фанатов! «Алмазный меч, деревянный меч», лучшее, на мой взгляд, произведение Перумова дотянет до оценки 7,5-8/10, не больше. Но это же детство золотое, ностальгия. Прошу меня понять и простить. Я ведь не толкинист в пятом поколении, мне сложно хейтить Перумова только за то, что у него жители Средиземья «серее», чем у Джона Рональда Руэла, а эльфы и гномы нелепы в своей шаблонности, но при этом каждый раз умудряются разрывать те шаблоны, которые читатель не ждет. «Хранитель мечей», на мой взгляд, положил начало долгой деградации Перумова как рассказчика, поэтому поговорим сегодня о нем.

ЭБ: Что ж, убедительно. В таком случае, позвольте вбить первый гвоздь в крушку гроба. Имя этому гвоздю — затянутость. Перумов никогда-то краткостью не отличался, но тут он превзошел самого себя. «Рождение мага» было терпимым, «Странствия» — скучноватыми, «Одиночество» — невыносимым, «Война» — запредельной нудятиной. Вы заметили, что Фесс с каждой новой книгой становился все ограниченнее в развитии, потребностях, стремлениях? На начало «Рождения» перед ним расстилался целый мир, к «Войне» мир съежился до башни, а вмешательство нереально сильных сущностей и выходцев из других миров превратило Эвиал в нечто очень локальное, малоинтересное и оттого печальное. Эмоциональный пик истории Фесса пришелся на эпизоды с Эбенезером, Праддом, Сугутором и Рысью, которых слили быстрее, чем вы успеете произнести слово «квента». После этого ничего нового от него читатель не видит. Да, есть страдания, да, есть история с драконицей, полная инцестуальных намеков и прочей нездорвой дичи, но страдающе-инцестуальный Фесс — уже не живой персонаж, это переполненная предназначениями, абилками и функциями марионетка. А ведь в любимом вами «Алмазном мече» он был очень интересным персонажем.

oh: Как представляли интерес и его родной мир, и Мельин.

ЭБ: Безусловно. На их фоне Эвиал выглядет крайне шаблонно. В нем есть светлые пятна типа донимающих Фесса темных чудищ из разных ям и бездн, но, в целом, они не так занимательны, как Радуга из Мельина или Хозяин Ливней. Возможно, Перумов понимал это, поэтому сохранил и императора с его Агатой, и козлоногих, и Клару, мать ее, Хюммель.

oh: И Кицума. Как по-вашему, почему все эти линии в итоге вышли пшиком?

ЭБ: Мне кажется, автор сам запутался в арках своих персонажей. Например, Анэто с Меганой явно были убиты просто ради того, чтобы завершить их ветку хоть как-то. А Клара Хюммель — это вообще образец лишнего персонажа. Я перелистывал ее главы, сознаюсь. Реально не знаю, как она пришла к межвидовой связи с драконом. Раз пришла, наверное, заслужила.

oh: Ну, если связь с драконами заслуживают самыми скучными кусками текста в моей жизни, то да, заслужила.

ЭБ: [смеется] То же могу сказать и об архимаге Коппере. Шел-шел, пришел, сначала смог, а потом не смог. Вот такая вот история на сотни страниц. Отдельный дизреспект за Спасителя. Такое ощущение, что просто захотелось кольнуть христиан. Толкин приучил меня к тому, что у каждого персонажа долна быть роль, должен быть смысл. Смысла в Спасителе я хоть режьте не вижу. В него могли просто верить. Зачем заставлять его являться? Размаха ради? Ну так есть Неназываемый, есть другая хтонь, уж что-что, а в нее Перумов умеет. Эхх, аж бесит! Это, кстати, даже не один гвоздь в крушку гроба, а несколько. Лишние персонажи. Графомания. Скука. Мир не тот.

oh: Ладно-ладно, заколотили! Можете сказать, как «Хранитель мечей» поможет реорганизовать росфант?

ЭБ: Не назову ни одного значимого автора из пишущих «под Перумова». Может, просто не знаю, может, их и нет. Так что в реорганизации росфанта он уже провалился. Другое дело, что миры Перумова — это, что называется, вещь в себе. Допускаю, что второго такого демиурга, в котором размах граничит с безумием, больше нашей многострадальной Родине и не нужно.

oh: А размах, возможно, не нужен и самому Перумову. Более камерные вещи в его исполнении действительно неплохи. Но оценку циклу выставляет гость, и это будет:

ЭБ: Допустим, 5/10, но только чтобы не обижать ваши школотронские воспоминания!

oh: Благодарю, Эльнуриэль! Желаю вам всех благ и прощаюсь. А с вами, дорогие любители знаковых циклов росфанта со знаком минус, мы обязательно увидимся в новых выпусках!

Оценка: 5
– [  8  ] +

Дмитрий Глуховский «МЕТРО»

on hold, 9 декабря 2021 г. 14:12

Здравствуйте! Это второй выпуск цикла «Как нам реорганизовать росфант», в котором известные и уважаемые люди, придуманные пять минут назад, рассуждают о судьбах и горестях, а также о том, что же будет с родиной и с нами. Сегодня в студию пользователя под ником on hold явился заслуженный мастер спорта по погружению на экстремальные глубины человеческих нравов, профессиональный выживальщик Антон «Леопард» Петушков.

on hold: Антон, доброго дня!

Антон Петушков: Здоров!

oh: Тема нашего интервью: всратый постапокалипсис. Именно так вы ее сформулировали. Как родилась идея поговорить на эту тему?

АП: Я человек простой. Что вижу — то пою.

oh: Давайте приступим к первому куплету.

АП: «Метро 2033» в свое время мне понравилось.

oh: Опаньки!

АП: Когда тебе 19, заходит много ерунды. Групповой секс. Дешевое пиво. Нелогичные и пустые книги. Это теперь, с высоты прожитых лет, могу заявить, что «Метро 2033» не выдерживает никакой критики. Первое: абсурдна сама идея, что в случае катастрофы под землей может образоваться нечто подобное описанному. Разделение по идеологиям — это что вообще такое? Нацисты в постапокалиптическом метро жгут огнеметами коммунистов. Что это за китч? Наступление мутантов не колышет никого, кроме тех, на кого они наступают. Подземные свиньи жрут подземные грибы. Оружия в злосчастном метро больше, чем я в свое время видел у африканских повстанцев «Боко-харам». Знатные выживальщики подтвердят: размножаться в таких условиях люди не будут и вымрут за полпоколения. И это еще я не говорю о том, что творится над метро. Второе: сюжет. Ничего не имею против путешествий от и до еще со времен «Хоббита», но у подобных сюжетов должно быть вменяемое обоснование. Обоснование у «Метро» примерно такое: я придумал кучу всего, а еще у меня гражданская позиция, и я не люблю коммуняк, фашиков и сектантов. Сейчас я проведу марионеточную амебушку по самым интересным местам, а вы смотрите, соглашайтесь и удивляйтесь.

oh: Но ведь удивительно же местами!

АП: Местами — удивительно. Местами — удивительно тупо. Подача авторских мыслей слишком однобока, но и ее можно терпеть. В целом, не безнадежно. Заходить может, говорю же. Кроме того, плюс раннего Глуховского в умении нагнать атмосферы и страха. Библиотекари — крутая находка, ряд эпизодов на разных станциях также держат в напряжении. Поэтому «Метро 2033» я бы мог даже посоветовать тем, кому хочется литературного фастфуда. Прикоснитесь. Главное — не лезьте дальше.

oh: Второй куплет?

АП: О да. Он же занудство и бессмысленность. Путешествие, как вы понимаете, закончилось, мир нам показали, пришло время наполнить мир новыми историями и персонажами. И вот тут-то и всплывает главная проблема Глуховского как писателя. Он совершенно не понимает людей и обожает загонять их в клетки категорий. Если же персонаж под категорию не попадает, выходит непонятно что. Тот же Артем из первой книги был призван ходить и созерцать, ну он ходит и созерцает. Персонажи из «Метро 2034» призваны болтать, ну они и болтают. На этом все. Движухи и удивляшек стало меньше, болтовни больше. А поскольку на удивляшках во многом держалась первая книга, интерес ко второй неизбежно угасает.

oh: Кто-то скажет, что появилась глубина.

АП: Так это его проблемы. Разберем простой пример? Вот у нас есть Гомер, и уже его имя мягко намекает на уровень культурного багажа предполагаемой аудитории. Кем надо быть, чтобы не знать Гомера? Чем на самом деле занимается в романе Гомер? Какова его роль во вселенной? Являются ли мир метро и мир в голове Гомера достойными правопреемниками древнегреческого эпоса? Думаю, ответы на эти вопросы каждый даст сам.

oh: А как считаете вы?

АП: Я считаю Гомера персонажем-филлером без глубины и единой интересной черты. Но даже он лучше того, что творится в третьем куплете, бишь, романе.

oh: Сознаюсь: не читал.

АП: И правильно сделал.

oh: Просветите невежду?

АП: Псевдофилософия преумножилась и политизировалась, атмосфера пропала, персонажи, даже знакомые, не стали ни на йоту проработаннее и интереснее. Как выживальщик, я не нашел в постапокалиптическом романе ничего постапокалиптического. Скорее, он предапокалиптический, поскольку разруха в головах и душах персонажей стала абсолютной. Приключения умерли окончательно. «Метро 2035» это чудовище Франкенштейна, сшитое из несшиваемого, а такие чудовища обычно рождаются, когда автор начинает мнить себя пророком в отечестве своем.

oh: Мда. Вижу, наша беседа тоже скатывается в мрачнуху. Но, может, не все так плохо? По традиции спрошу, как трилогия Глуховского может помочь реорганизовать росфант.

АП: Как ни странно, может. Во-первых, она положила начало межавторскому литературному проекту, и некоторые из отметившихся писателей действительно преуспели там, где потерпел крах создатель вселенной, создав довольно увлекательные легкие произведения без политико-псевдофилософского балласта и занудства. Во-вторых, Москва — место силы для основания новой авторской постапокалиптической вселенной. Рано или поздно кто-то создаст хорошее произведение про город после.

oh: Насколько я знаю, кто-то уже пытался. Взять хотя бы цикл, где все названия соответствуют районам...

АП: [перебивает] Ой, иди нахрен!

oh: Справедливо. Какую оценку поставим «Метро»

АП: Четверку, не больше. Но «Метро 2033» может удостоиться шестерки. Я добрый сегодня.

oh: Так и запишем. Что ж, желаю и всем нашим читателям быть добрыми и не отчаиваться. Рано или поздно росфант снова станет великим. Пока же мы прерываемся, чтобы вернуться с препарацией очередного знакового цикла со знаком минус. Всего вам доброго!

АП: Бывайте!

Оценка: 4
– [  14  ] +

Сергей Тармашев «Древний»

on hold, 8 декабря 2021 г. 13:25

Добрый день, дорогие друзья! Вашему вниманию предлагается интервью из цикла «Как нам реорганизовать росфант». Сегодня уютную студию пользователя с ником on hold посетил всемирно известный публицист, философ, русский националист, агент МИ-6 с двумя нулями в отставке Василий Абрамович Гойко-Забережный.

on hold: Василий Абрамович, здравствуйте!

Гойко-Забережный: Приветствую!

oh: Когда вы согласились дать интервью, я сперва не поверил своему счастью. Но еще больше удивил ваш выбор цикла на разбор. Почему именно «Древний»?

ГЗ: Видите ли ли, on hold, будучи всемирно известным публицистом и философом, я крайне нервно отношусь к идеологизированной литературе. «Древний» же, при всех его многочисленных недостатках, оставил в росфанте достаточно глубокий след. Отчасти это произошло из-за объемности цикла. Такое количество макулатуры волей-неволей замечаешь на полках и на сайтах. Знаете, всякие там Ричарды-Длинные-Руки, бесконечные академии или вот «Древний». Вы можете такую, с вашего позволения, литературу не читать, не любить, но не знать хотя бы поверхностно, о чем все это, у вас не получится. Не в магазине, так в сети наткнетесь на рецензию, аннотацию или отрывок.

oh: То есть, «Древнего» вы не читали?

ГЗ: Читал, разумеется, но не полностью. Я же не мазохист. [смеется]

oh: И каково ваше мнение?

ГЗ: Я уже упоминал след, оставленный циклом в гумусе отечественной фантастики. След достаточной глубины, чтобы в него что-то да натекло.

oh: Звучит неаппетитно. Гумус, натекло...

ГЗ: Но по-другому-то и не скажешь! Вышеозначенный гумус истоптан сотнями различных сапог, и кто знает, что на этих сапогах нанесли. Возьмите, скажем, «Звездную месть» Петухова. Вижу, улыбаетесь. Думаете, как этот трэш можно со стабильно издающимися томами «Древнего» сравнивать. Но можно ведь! Судите сами: мегаломания, враги-пришельцы с намеком, зацикленность на избранном, новая страшная тайна в каждой новой книге. Натекло? Натекло. И много откуда еще натекло. Но главная беда не в самом факте натекания, а в получившемся в итоге содержимом цикла.

Начну с идеологической составляющей. Настолько бескомпромиссного воспевания ксенофобии с милитаризмом и презрения к любым проявлениям нестандартного мышления я не видел давно, и как русский националист не могу не возмутиться, потому что это противно всему, во что я верю. Идеология «Древнего» — это буквально устаревшие представления прямиком из конца XIX — начала XX века и в какой-то степени отражение текущей так называемой «повесточки». Героем и злодеем нельзя стать, ими можно только родиться. Родился с гнильцой — что ж, беда-беда. Достойных жизненных путей ровно два: один для мужчин, другой для женщин. Любой вопрос решается либо силой, либо не решается вовсе. Спорим, вы такое где-то видели?

oh: Ого! А вы настолько же бескомпромиссны в оценке «Древнего». Где же философский подход? Действие рождает противодействие, нравственный закон внутри вас?

ГЗ: Увы. [смеется] Но идеологический напор — лишь часть проблемы. В конце концов, существуют максимально неблизкие мне произведения, которые можно читать и не плеваться. Можно красиво снять факельные шествия, как это делала Лени Риффеншталь, не скрывать, зачем, и это будет хотя бы честно. Гораздо хуже, когда несовершенный посыл подается несовершенным способом. «Древний» стартует, как очень смешной постапокалипсис со сражениями с плодом порочной любви Винни-Пуха с когтями смерти из Fallout, продолжается не менее абсурдным конспирологическим триллером и вырождается в космооперу. Слабое знание матчасти не позволяют назвать любой из поджанром научной фантастикой. Ах да, протагонист цикла относится к наиболее презираемому мной подвиду героев, а именно Мэри Сью. Из-за идеологической составляющей цикла развивать героев через изменение личностных характеристик принципиально невозможно, поэтому рост происходит исключительно за счет цифр (вражеских/своих армий, убитых/уничтоженных, прошедших лет и т.д.). Согласитесь, валяться в саркофаге жизнеобеспечения десять лет — это не эпично. Эпично измерять сразу сотнями и тысячами лет, практически, эпохами! Убивать по одному — тоже не то, пусть смерть пожинает супостатов в таких масштабах, что даже слово «геноцид» как-то бледнеет. Я бы сказал, что наблюдаю здесь отголоски жанра литрпг, но, по-моему, «Древний» явился в мир все-таки раньше.

oh: Василий Абрамович, наша рубрика достаточно молодая и насчитывает только этот выпуск, но у нее уже есть свои традиции. Одна из них заложена в названии. Чем цикл «Древний» хорош? Может ли он послужить основой для того, чтобы из гумуса, как вы выразились, российской фантастики проросли прекрасные цветы?

ГЗ: Боюсь, что нет. Но если вы настаиваете, то отмечу живучесть «Древнего» как сериала, значит, своя аудитория у него есть.

oh: Спасибо за честность! И оценка данному циклу...

ГЗ: 3.

oh: Так и запишем. Давайте поблагодарим Василия Абрамовича и пожелаем ему дальнейших успехов. А следующий выпуск «Как нам реорганизовать росфант» будет посвящен не менее знаковому со знаком минус циклу. Но об этом, само собой, потом.

Оценка: 3
– [  11  ] +

Питер В. Бретт «Война с демонами»

on hold, 10 ноября 2021 г. 11:43

Тут будут спойлеры!

Чего бы вы, дорогие друзья, ждали от цикла с названием «Война с демонами»? Наверное — и никто бы вас в этом не упрекнул — войны с гребаными демонами. Внутренними, возможно, и в таком случае все могло бы обернуться еще интереснее. Чего бы вы точно не стали ждать? Наверное — и это тоже вполне логично — мыльной оперы, пережевывания одного и того же по десять раз, меряния известными частями тела и практически полного отсутствия, собственно, войны с демонами. Видите ли, слово «война» обязывает, оно масштабное, оно тяжелое, оно об утрате и жертвах, героизме и радости сквозь слезы, оно о грязи и пыли, логистике и экономике. Чувствуете, как грозно и всеобъемлюще? Война с демонами! Прямо как в кампаниях Heroes of Might and Magic III!

Что же мы видим в романах?

Ойкумена представляет собой мелкий и малонаселенный клочок земли. Крупных поселений раз-два и обчелся, о мелких автор стыдливо умалчивает, видимо, их практически нет. По ночам поднимаются демоны, сдерживаемые только магическими метками, и, если меткой что-либо не защищено, то все, кирдык. Демонов убить практически нереально. В культурном плане Питер В. Бретт тоже не заморочился. Есть псевдоевропа, есть псевдомусульманский город-государство (о нем чуть позже, потому что это главный ахтунг цикла). Движение между поселениями практически сковано, никаких надежд на отпор демонам нет, чувство наступающего песца гложет всех и каждого.

Как вдруг.

Главгерой первого романа, он же Меченый, в одно рыло совершает буквально два открытия, и откуда ни возьмись появляются:

- Супергерои, кладущие демонов штабелями;

- Бывшие травницы/барды/пахари, кладущие демонов в меньших, но все равно абсурдных масштабах;

- Охреневшие от свалившихся на их головы сил люди начинают выяснять, чье кун-фу сильнее, между собой;

- И все в таком же духе.

Возможно, для одно-двухтомника сюжетец бы сошел. Он простенький, но может цеплять при должной реализации. Но автору что-то ударило в голову, и явилось оно:

«Копье пустыни», мать его! История становления второго главгероя в условиях невероятно тупого сеттинга.

Итак, вас окружили демоны, вы все такие воинственные, все ресурсы тратите на подготовку воинов, а в пустыне под бочком у вас спрятаны тайны прошлого, и вы точно знаете, что ваши предки демонам успешно противостояли. Что вы будете делать? О, ваш план точен и надежен, как швейцарские часы:

- Отправлять воспитанных с таким трудом воинов на бессмысленную смерть в лабиринте вместо, например, экспедиций;

- Создать аж два теневых правительства, но заниматься полной чепухой;

- Ненавидеть и презирать всех вокруг, будучи абсолютно недееспособными в части реального отпора демонам.

Подстать сеттингу и протагонист «Копья», Джардир — фанатик, агрессор, подкаблучник, крайне жестокий и крайне ограниченный человек, за которого думает его возлюбленная, прикрывающаяся высшим знанием. Больше, чем разборками с демонами, Джардир интересуется только сантабарбарными разборками с возлюбленной и не только. И это можно было бы стерпеть, но в следующем томе все — ВСЕ, черт возьми — события «Копья пустыни» пересказываются уже от лица возлюбленной, а «Война с демонами» превращается в «Войну со здравым смыслом», растянутую на 4 тома.

Обиднее всего то, что, уделяя огромное количество знаков становлению и раскрытию персонажей, Бретт умудряется оставить их доволно-таки картонными. Критику при вдумчивом чтении выдерживают Джардир и два-три второстепенных персонажа из его окружения, Меченый и музыкант Роджер, которого, впрочем, быстро сливают. Остальные же — это тихий ужас, настолько одномерных персонажей представить сложно. Каждый описывается двумя словами: «завистливый садист», «глуповатый герой», «верная воительница» и так далее. Спорим, что, если вы, как и я, зачем-то дочитали цикл, по описаниям всех узнали, а ведь описания-то максимально общие.

Угадаете, что будет дальше? Верно, персонажи «Меченого» переплетаются с персонажами «Копья», Джардир всех покоряет, потому что у него читерские артефакты, а Меченый тупит, но вместо того, чтобы всей кодлой думать, как ущемить демонов еще сильнее, начинается мыльный сериал. Вопрос о том, как одолеть демонов, окончательно уступает место вопросу, как это так вышло, что персонаж X переспал с персонажем Y, хотя влюблен в персонажа Z. Особенно выделяется здесь травница Лиша, появившаяся в «Меченом», которая, будучи по описаниям полной амебушкой, умудряется стать объектом вожделения каждого мужчины в книгах. Синдром Беллы Суанн налицо.

А еще в книгах есть групповой секс, правитель-гей в псевдомусульманской стране, женская версия кун-фу, которая уделывает любую другую, причем опять-таки в псеводмусульманской стране, в общем, все, что абсолютно точно поможет в войне с демонами в условиях гибнущего мира. К чести Бретта, часть этих особенностей действительно вызывает конфликты, но разрешаются они максимально убого, в духе: «Я великий Джардир, я без колебаний убил за малейшие провинности кучу народа и вот теперь явился покарать сына, который чуть не стал причиной гражданской войны, перебил множество полезных людей, дискредитирует трон и открыто сожительствует с мужчиной в обществе, где это не принято. ЧТО ЖЕ МНЕ ДЕЛАТЬ? Конечно, понять, простить, вернуть трон, устроить семейную жизнь, мимими». Политика от бога просто.

Но на самом деле Джардира можно понять, ибо дни демонов, и так-то бывших реальной угрозой были только в первой книге, сочтены. Из-за того, что все вокруг супермены, демоны побеждаются двумя персонажами ценой гибели одного из. Вот такая вот развязка. И стоило огород городить? А главное — стоило ли называть это войной и нагнетать?

Я бы сказал, что фэнтези в его классическо-эпическом виде стухло и сдохло, а раньше было лучше, но ведь где-то рядом пишется «Архив Буресвета». Читайте лучше его. «Войну» же... пожалуй, не могу посоветовать никому. 5/10.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Дэвид Вонг «В финале Джон умрёт»

on hold, 22 сентября 2021 г. 21:49

Вечер Судного дня начинался так же, как остальные. В электричке было полторы калеки. Половинный калека пялился на меня бездонной вскрытой брюшной полостью. В месиве из опарышей и глистов угадывался логотип группы «Dark Throne», причем буквы D и O служили глазами. Я кивнул половине, вытащил из сумки фляжку, свинтил крышку, и муншайн знакомо опалил язык. Не берусь угадывать, да и врач-нарколог из меня как из вуки оратор, но сдается, именно самогон стал причиной знакомства с половинчатым калекой. А также с человеком-вешалкой, существом, состоящим из разумных гвоздей, белым котом, умеющим всасывать ушами свет, и целой толпой других веселых друзей.

Я включил читалку и вздохнул. До конца книги («В финале Джон умрет» бай Дэвид Вонг) оставалось страниц двадцать. Легко дочитаю, сказал себе я. Скоро все закончится. Но огни одиннадцатипополуденной Москвы, мелькавшие за окном, манили взор куда сильнее текста. Мне было скучно.

Все началось, когда я зевнул на прологе. Честное слово, что-то большое, продолговатое и сегментированное, как ленточный червь-переросток, залетело в мой рот в тот самый момент. Оно даже расшатало зуб, который не мешало бы залечить, но не доходили руки. Червь поселился внутри и хохотал, пока я продирался через первые несколько глав. Кое-где я хихикнул вместе со смешливым паразитом, но в целом оставался нем и невесел. В районе эпизода с полицейскими «В финале...» был закрыт. От удаления книги из библиотеки удерживали только червь и упрямство. И я дочитал. Вообще-то, червь был славным парнем: произносил тосты, которые я запивал из уже знакомой вам фляжки, комментировал дурацким голосом фильм «Облачный атлас» (да будь он проклят во веки веков) и даже помог склеить девку в баре, подсказав остроумную реплику. Реплику червь придумал сам, а не подсмотрел у Дэвида Вонга (смешных шуток у него в книге вообще по пальцам двух рук пересчитать; панчлайны, знаете ли, не те, да и над фекалиями как-то уже не тянет потешаться в последнее время).

Пару сюжетов из книги я не понял вообще. Да, роман не очень цельный, разбит на подсюжеты, как какой-нибудь альманах по типу «Четырех комнат». По-настоящему дельным счел один (последний, если оттуда убрать хотя бы 50% сортирного юмора), остальное летело мимо. Под конец я обиделся, потому что фантазия у Вонга работает, как надо, образы яркие, вот только образы и фантазия — не особо прочная основа для цепляющего произведения. Представьте себе человека, родившегося прекрасным на лицо, чтоб как эдакая порочная смесь Брэда Питта и Орнеллы Мути, вывалянная в блестках, зато без языка, гортани, половины внутренних органов и умением выражать мысли только плевками по системе Морзе. Вам бы хотелось, чтобы вас заплевал подобный красавчик? Ну навряд ли. Вот и мне не хотелось вылавливать хорошие задумки из слизи непроработанного сюжета и нечистот ужасного языка. Пальцами. Голыми. А слизь жжется, между прочим.

Дочитав, я пожелал червю спокойной ночи и попытался отрубиться, ведь ночую я тоже в электричках «Москва-Павелецкая — Узуново». Когда начнем пауков, спросил червь. Никогда. Червь расстроился, и тут-то и случился Судный день. А что это было такое, я вам не буду рассказывать, хватит уже. Скажу только, что оценка «Джону» 5/10.

Рекомендую, если:

- вам лет 16, и вы ничего в своей жизни еще не прочли толкового;

- вам ну настолько хочется расслабить мозг, что выбор идет между Дарьей Донцовой, русским романтическим фэнтези про беременность от босса-дракона и «Джоном»;

- последняя фекально-сисечная комедия просмотрена в детстве босоногом, и вас мучает ностальгия.

В любом другом случае не надо.

Оценка: 5
– [  21  ] +

Робин Хобб «Сага о Видящих»

on hold, 1 сентября 2021 г. 15:55

25 августа 2021 года. В этот день свет увидел очередной (седьмой) альбом норвежской рок-группы Leprous, футбольный клуб Пари Сен-Жермейн потребовал у мадридского Реала 220 миллионов Евро за нападающего Киллиана Мбаппе, тем самым заведя переговоры в тупик, число подтвержденных случаев коронавриуса в России составило 19 536, а новый пользователь ресурса fantlab.ru под ником on hold закрыл файл с книгой «Странствия убийцы» (Assassin's Quest, 1997 г.), входящей в состав трилогии «Сага о Видящих», в состоянии крайнего раздражения. Причиной тому стало не столько количество выпитых в процессе чтения бутылок светлого пива Tsingtao (каждая по 0,5 литра, произв-во КНР), сколько крушение надежд, которые вышеупомянутый пользователь возлагал на вышеозначенную трилогию. А начиналось-то все так хорошо! Щенки, безымянный мальчик, воспитанием которого занялся лучший персонаж «Саги», краткость (сестра таланта). Надо же было все так погубить, оставив душу читательскую разорванной в клочья, а каменных драконов — недоделанными и покрытыми мхом. Эхх... 6/10.

Если вы уже ненавидите этот отзыв за выпендреж и ломаете голову, для чего в нем Киллиан Мбаппе, Tsingtao и коронавирус, прошу, не спешите ставить ему минус и листать дальше. Дело в том, что «Сага о Видящих» — это не просто трехтомник, это вирус, и он поражает нервную систему читателя, заставляет изъясняться велеречиво, подробно, с кучей подробностей, часть которых истории не нужна от слова совсем, и при этом максимально пусто и местами скомканно. Как видите, я не виноват! Это все «Сага«!

Итак, у нас есть протагонист по имени Фитц Чивэл, бастард быстро сливающегося кронпринца некоего государственного образования под названием Шесть Герцогств. Живет Фитц в очень неконкретно описанном мире, где есть то, есть сё, есть пятое и есть десятое, а как и почему все это работает, не объяснено. Вернее, объяснено, но либо в Написанных-Курсивом-Вступлениях-К-Каждой Главе (далее НКВ), либо через призму восприятия Фитца (да, трилогия написана от первого лица), который, как мы выясняем по ходу чтения, с годами практически не умнеет и анализирует любые происходящие события либо с позиции верного слуги короля (король сказал — я реагирую, король не сказал — я бездействую), либо как законченный истерик и эгоист (король сказал — но тут же любовь, король не сказал — но мне же хочется). Как одно вяжется с другим? Да плохо, если честно, но только этот дуализм, собственно, и делает возможным сюжет книги. Там где Дж.Р.Р. Мартин создал бы интригу с кучей смертей и выживанием самого сильного либо самого хитрого (а не того, кого послушной версии Фитца запретил убивать король), а Дэвид Геммелл развернул бы достойное полотен Айвазовского батальное действо на море (а не описание в духе «ну, я всех и убил, уууу какой я страшный!»), Робин Хобб заставляет всех, ну вообще всех и каждого персонажа, кто мог бы на ситуацию повлиять, тупить, колебаться и заниматься чем угодно, кроме решения проблем. Еще обиднее из-за того, что история взросления Фитца максимально хороша, и первой книге в отрыве от двух других я поставил бы 8/10. Образы воспитателей Фитца — Баррича, Чейза и Галена — в «Королевском убийце» хорошие, цельные, очень не похожие один на другой и от того правдоподобные. Плюс, Гален — хороший антагонист (в отличие от. Не будем показывать пальцем на Регала, который, к сожалению, дожил аж до самого конца «Саги», в отличие от бедного Галена).

У Фитца много забот! Первая из них — внешний враг, пираты с красных кораблей, которые творят черте что черте зачем. НКВ сообщают нам о страшной секте, ужасающем лидере пиратов и всячески нагнетают зловещую атмосферу, а некоторые персонажи намекают аж на то, что пираты способны уничтожить сложившийся миропорядок. Кроме пиратов, Фитцу угрожают родной дядька, принц Регал, учитель магии (которая здесь называется Скилл, то есть, навык, как в видеоигре) Гален, и всякая шушера по мелочи. А еще Фитц владеет еретической шаманской магией (эта называется Уит, то есть, смекалка, и это ставит в тупит), за которую его вообще никто не любит. А еще он убийца по профессии и занимается отравлениями и маханием топором. А еще он влюбчивый и пылкий, а еще, а еще... В общем, полон рот опасностей и треволнений. И как же Фитц с ними справляется? Да хреново, честно говоря. Над львиной долей проблем он только ноет, а те, что реально пытается решить, обычно решаются либо не им самим, либо через одно место на букву «а» (афедрон-с). Зато одну вещь Фитц умеет делать прекрасно — и имя ей самокопание. Вот тут, конечно, Хобб развернулась по полной! Такого количества нытья и дурацких выводов, как в книгах под номерами 2 и 3 (каждая из них, кстати, получает по 5/10), я в художественных произведениях давно не видел. Нуарные детективы со сломанной карьерой, страдающие девы из романтической прозы, некромант Фесс, которого обидел каждый встречный-поперечный, все вы даже подмастерьями нытья к Фитцу не годитесь! Не знаю, как это описать. Хотите — просто почитайте. Хотя нет, знаю.

Вот вам пример: у Фитца есть возлюбленная, простолюдинка. Король говорит, типа, Фитц, но-но-но, ты хоть и бастард, зато чей бастард, вот, в НКВ написано, каким твой отец был великим человеком, так что нечего тут с ней, и невесту тебе нашел, дочь герцога! А Фитц такой, оки-доки, вашество, не буду, и сразу к ней под бочок. Просто потому, что незаметно травануть реально опасного психопата вопреки королевской воле нельзя, зато наплодить своих бастардов, рассориться с герцогами и усложнить ситуацию с престолонаследием — это мы всегда за! И вот он с ней спит, что приводит к беде. И потом еще наблюдает через Скилл, как его дочка растет, а возлюбленная сходится с бывшим учителем Фитца и отдается ему возле колыбельки дочки. И каждый — каждый! — эпизод, связанный с возлюбленной, мусолится на трех и более страницах, и везде-то Фитц такой бедолага, ничего-то не получается, любви нет, сплошное эмо. Самый показательный момент — это когда у Фитца проблем полон рот, кругом враги, он усталый и побитый приходит к возлюбленной, а та начинает компостировать ему мозги на тему свадьбы (которой быть не может, и это все знают). Какой же вывод делает из этого эпизода Фитц? Примерно такой: ну и козлина же я! Тут свадьба горит, бедная моя возлюбленная. Как хорошо, что мои проблемы — всего-то принц-маньяк и пираты с красных кораблей! Куда хуже б было, если б меня замуж не брали, тут трагедия, так трагедия; покури в сторонке, Гамлет, принц Датский, Ромео и Джульетта, подежрите-ка пиво. И такого в романах 2 и 3 пруд пруди, считайте, что я 80% книг тут описал.

Острые углы автор сглаживает. Ни одной вменяемой батальной сцены в романах нет, зато полно бытовухи и лишних встреч. На кой пес в третьем томе всплывает отрывок с владеющими Уитом отшельниками, одним богам ведомо.

И вот, мы плавно подходим к финалу истории, нытья и ненужных описаний (ходьбы в третьем томе столько, что можно, читая о ней, самому на своих двоих экватор обогнуть) становится много. Очень много! Влияющих на сюжет событий — мало. Очень мало! На последних ста страницах (из 1800, у меня шрифт крупный на читалке электронной) все проблемы разрешаются по щелчку авторского пальца, но остаются и те, которые, черт возьми, не разрешаются! И знаете, что? Так, судя по всему, и надо. Лидера пиратов, например, нам назвали по имени, но что с ним стало — науке неизвестно. Может, он возникнет потом? Но нет, я читал «Сагу о живых кораблях», и она мне понравилась (иначе стал бы я дочитывать Фитца до конца!), но там вообще другая история. Наверное, стоит копать в других томах эпопеи о мире Видящих, но, честно говоря, после отважных приключений Фитца вообще не хочется. Хватит. Если я возжелаю пострадать, ударю себе молотком по пальцу, а если узнать, как страдают другие — то молотком по пальцу другим. «Сага о Видящих» получает свое среднее арифметическое и отправляется в список прочитанного. Галочка напротив названия в этом списке — наилучшая награда, которую могу эпопее выдать. Читать советую первую книгу из трех и две другие, если у вас настолько развита эмпатия, что заглушает голос рассудка. Всё.

Оценка: 6
⇑ Наверх