Все отзывы посетителя

Все отзывы посетителя Hellequin

Отзывы (всего: 2 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Екатерина Годвер «Иволга будет летать»

Hellequin, 12 февраля 2021 г. 13:11

В кои-то веки мне удалось наткнуться на сбалансированную, написанную приятным языком, выдержанную в классическом духе научную фантастику, при чтении которой не пришлось спотыкаться о типичные ошибки начинающих, не пришлось читать длинное занудное техническое порно и так далее.

Тут есть всё, что должно быть, и ничего больше.

Интересный сюжет? Вот он, одна штука. Расследование аварии, в ходе которого одна за другим всплывают интересные подробности, да ещё и умело нагнетается атмосфера. Не всё так чисто на Шатранге…

Живые персонажи? Вот они, целый набор. Тут тебе и хитрый технический инспектор-следователь, профессионал до кончиков ногтей, и жена погибшего пилота со своей личной драмой, и сам погибший пилот, который, несмотря на смерть ещё до начала событий книги, вполне может считаться полноценным персонажем, да ещё и выглядит при этом живее иных. И горцы, витиеватые мудрости которых не смотрятся убогой диванной философией, и так далее.

Техническое порно? Вот и оно, красиво снятое, сиськи у актрисы отнюдь не силиконовые, да и задница ничего так. Тут тебе и описание базы, и техники, и условий на планете, и вообще всего, и при этом читать интересно, потому что его ровно столько, сколько нужно, и ни буквой больше.

При этом даже мелочи выписаны красиво. Вот, например, столкновение суеверий и науки:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Жители западного отрога Хребта поклонялись духу Белого Дракона, оставляли подношения снежным призракам, страшились поступи ледяных великанов и злобных проказ подземных карликов, и мало верили в науку, разъяснявшую природу оптических иллюзий, причины схода лавин и переменчивой активности гейзеров.

Присутствует и обоснуй всему, что может вызвать вопросы. Вы удивляетесь, что аборигены Шатранга выглядят, как люди? Это будет объяснено. На планете проблемы с транспортном? Вот, ознакомьтесь, почему. Задались вопросом, а почему не упоминались чёрные ящики на «Иволге? Так вот он, был, данные расшифровываются. Ответ даётся ровно в тот момент, когда вопрос переходит в стадию «хм, ну это уже точно недоработка», после чего «недоработка» исчезает.

Но это всё, конечно, только оболочка: научной фантастикой книгу делают не персонажи и не сюжет (при всей их важности как таковых, о чём я тут уже писал в блоге), а идея. Без соответствующей жанру идеи даже самая интересная книга будет всего лишь антуражкой «с закосом».

Обещанных проблем касательно искусственного интеллекта здесь поднимается и обсуждается много. Ключевые из них – вопрос про опасность ИИ-личности и машинной логики, которая возникает после завязки и затем нитью проходит через всю книгу. Кроме них – вопросы более мелкие, такие как соблюдение первого закона робототехники, правовой статус ИИ, вопрос отношения к ИИ как к личности, ну и, конечно, моя любимая проблема вагонетки:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Красиво звучит. Но, на деле, то, о чем вы говорите – просто количественная оценка? Пять горняков, которым необходима медпомощь, против одного пилота.

Всё это разбирается очень подробно и по каждой детали в конечном итоге формируется полноценное мнение, с которым можно согласиться, можно полемизировать, но факт в том, что оно есть – книга полностью цельная. Весь сюжет так или иначе подчинён анализу основных вопросов. Нельзя сказать, что здесь есть какие-то крутые повороты – фабула достаточно предсказуемая. Но эта книга и не претендует на лавры остросюжетного триллера или детектива. Она читается не для того.

Впрочем, после разрешения вопросов научных точно так же разрешаются и драматические.

Роман изрядно так напоминает творчество Стругацких – в хорошем смысле, пахнет тут и Азимовым. Помимо отсылок вроде нуль-транспортировки, упоминания прогрессорства и прочих мелочей, которые сами по себе погоды не делают, здесь выдержана в нужном духе атмосфера и мир, что сделать гораздо сложнее. Я не являюсь большим поклонником Стругацких, но проделанную работу оценить могу, и на мой взгляд она удалась на все сто.

Во всех смыслах, потому что это действительно хорошая книга.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Елена Ершова «Град огненный»

Hellequin, 12 мая 2020 г. 21:02

Краткая рецензия

Это отличная книга, идите читать.

Подробная рецензия

Я, честно, очень не люблю настоящее время. Вот ваще не люблю. 95% авторов почему-то думают, что настоящее время даст +100 к крутости их писанины и используют его как попало, и получается у них, соответственно, такого же качества произведение. А когда им указываешь, что, в общем-то, получилось нечто не очень интересное и такой приём тут не к месту, в ответ начинается: «Фи! *отставив пальчик* вы ничего не понимаете в литературе! И в искусстве тоже! И вообще идите рыло помойте!».

Так вот, эту книгу можно купить в твёрдом переплёте и бить ею таких пейсателей по голове, надеясь, что хоть так в их куцые мозги попадёт немного полезной информации. Потому что здесь настоящее время использовано как надо.

Да простят меня филологи, но язык этой книги я бы охарактеризовал понятием «ламинарный». В самом деле, если сравнить повествование с потоком, то здесь вообще нет зон турбулентности. Каждый абзац тщательно выверен, отточен, все предложения и словосочетания в его рамках аккуратно стыкуются между собой, сплетаясь в единую плавную струю, так что уже ничто не мешает читательскому трансу и не выбивает из колеи — только в таком случае настоящее время начинает работать. Последнее время я стал довольно придирчив к языку художки, так вот, при чтении этой книги я не спотыкался нигде.

Настоящее время располагает к неспешному медитативному повествованию, и именно таким оно здесь и является, а идеальный темпоритм текста не даёт читателю заскучать. Вот есть завязка — умирает друг Яна, главного героя, вроде бы повесился, но Ян сомневается в самоубийственном характере случившегося. Что было бы дальше в боевике или детективе? Сюжет сконцентрировался бы вокруг (само)убийства, началось бы расследование, потом, вероятно, оказалось бы, что друг вовсе не белый и пушистый, что на самом деле всё сложнее и так далее. Здесь, в сущности, происходит то же самое, но пружина закручивается куда медленнее — читателя аккуратно вводят в сеттинг, и так и должно быть, потому что он тут не декорация, а основа и сюжета, и идей. И в центре вовсе не (само)убийство, а психология.

Психологизм давит практически везде. Каждая страница буквально пропитана им, везде аккуратно разбросаны складывающиеся в единую систему маркеры, постепенно раскрывающие героя. Даже когда Ян проникает в квартиру погибшего, психологизм тоже никуда не уходит. Яну вообще повезло, он обладает развитым интеллектом, зато простые солдаты сравнимы с людьми, страдающими лёгкой умственной отсталостью, по крайней мере, именно такое впечатление производит дневник погибшего Пола и поведение других персонажей. Они не понимают общества, в котором оказались, с трудом адаптируются к нему, но всё равно не могут влиться по-настоящему.

С матчастью в этом плане я бы поспорил. Да, автор основывает васпов на обществе ос, у них есть и королева, и преторианцы, и простые солдаты, но в моём понимании солдат должен обладать развитым интеллектом, иначе это будет просто мясо. А мясо эффективно только при мощном, стремительном зерграше, и, в сущности, не годится больше вообще ни для чего. Нельзя выполнять авиационные миссии, будучи мясом. Нельзя воевать, будучи мясом. Группа опытных бойцов, правильно выстроив засаду, уложит целые штабеля таких оловянных солдатиков, и их не спасёт ни скорость реакции, ни живучесть, ни бесстрашие, ни вообще ничего. Это в Средневековье, быть может, такой концепт прокатил бы, но сейчас — увы.

Однако имеем что имеем. В сущности, на саму историю это не влияет — она не о том. В её основе лежит вовсе не тактика зергов, а вопрос обоснованности ксенофобии. Вот есть человек, преобразованный для одной-единственной функции — войны, а вот есть «нормальное» общество и прекрасная барышня, которая общается с человеком примерно так же, как упомянутые в самом начале этой рецензии писатели общаются с критиками. У неё есть для этого серьёзные мотивы, в конце концов, солдат убивал и насиловал. И вообще он больше не человек. Но теперь пытается им быть, и как, получается?

Зависит, как водится, от точки зрения.

Помимо ксенофобии, затрагивается и любимая мною тема экспериментов над людьми. Тезисов тут много, вот один из них: окей, вы сделали супер-пупер-модифицированных солдат, которые слепо выполняют приказы и не задают вопросов, а кто несёт ответственность за их действия? Являются ли эти солдаты палачами или жертвами? Да, они совершали поступки, которые однозначно трактуются как преступления. Но в то же время из них сделали существ, которые должны заниматься этим, существ, подчинённых королеве. Вопрос философский и более чем подходящий для научной фантастики, кроме того, он отлично дополняет тему ксенофобии.

Ответ на него, как подсказывает логика, лежит в том, является ли солдат личностью и способен ли он на самостоятельные поступки. Здесь опять же уместно провести параллель с нацистами, благо что в тексте присутствуют тонкие намёки: любимым аргументом «против» у на Нюрнбергском процессе было утверждение, что солдат Вася Пупкин, то есть, простите, Базил Пупкин просто выполнял команды вышестоящего начальства и вообще моя хата с краю. Любопытно, что во время дебатов Яна с главой движения Contra Wasp до этого попросту не доходит: как и положено любому подобному антагонисту, этот глава даже не пытается взглянуть на ситуацию отстранённо, и придерживается крайне радикальной позиции. Позиция Яна выглядит более правильной, но в то же время, напоминаю, он убийца и садист.

И поди разбери, кто же прав.

Нет, ближе к концу симпатии автора явно расставляют все точки над i: глава местной Амбреллы оказывается концентрированным козлом, а васпы, хоть и убийцы, всё равно хорошие. До битвы бобра с ослом, конечно, книга не опускается, но разграничивает плюс и минус достаточно чётко. Вообще ближе к середине сюжет начинает доминировать над идеями, хотя психологизм довлеет на протяжении всего повествования. Как триллер «Град огненный» прекрасен, как научная фантастика — малость недотянут.

А вот что так и оставило меня в недоумении, так это почему в жанрах не стоит эта самая научная фантастика. Книга ведь проходит даже мой личный, «жёсткий» критерий НФ — в ней есть чётко выраженная идея, и она не просто декларируется, но и раскрывается посредством сюжета, пусть даже и находится в подчинённом положении по отношении к нему. С матчастью тут тоже всё прекрасно: да, васпы невозможны, если начать докапываться до научности, но кого вообще это волнует, если эксперименты над ними выписаны убедительно на все сто процентов? В книге есть даже записи и заметки учёных, которые выглядят более чем естественно. И на всём этом основным жанром стоит безликая, серая, унылая «фантастика» вместо НФ. Почему, автор? ПОЧЕМУ?

Оценка: 9
⇑ Наверх