| Статья написана 30 июня 12:34 |

В работе доцента кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Ивановской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д.К.Беляева В. В. Комиссарова анализируются социальные и профессиональные характеристики советских писателей-фантастов; рассматриваются методы партийно-государственной цензуры в деле издания научно-фантастической литературы в СССР; определяется роль научно-фантастической литературы в формировании альтернативной науки; участие интеллигенции в нелитературных видах научно-фантастического искусства. Монография выполнена в НИИ интеллигентоведения Ивановского государственного университета. https://elibrary.ru/item.asp?id=23933014
|
| | |
| Статья написана 18 декабря 2024 г. 16:53 |
Роджер Зилазни ПОШЕЛ Я В ЗЕРКАЛО ГУЛЯТЬ
Пошел я в зеркало гулять. Столкнулся с двойником. В обратновыгнутой руке Другая трость при нем. Улыбки ход наоборот, Иначе ставит блок. Я б в нос развернутый его Ударил, если б мог. «Сойтись не могут близнецы, Ни Запад, ни Восток», - Сказал он, силою вещей Сбиваем на пол с ног. «Все так», — ответил дерзко я, - «Потом наоборот. Все лучшее от двух сторон Подняться не дает». «Неважно, брось», — тут он вскричал, - «Сдержи свой левый хук! Как брата я тебя люблю, Мне нравится твой лук. Возьмемся за руки, мой друг, Под реверсный мотив!». И шаг назад, и разворот. И снова мы одни.
|
| | |
| Статья написана 24 октября 2024 г. 21:17 |

Известный поэт и переводчик классической поэзии, В.Микушевич неоднократно выступал и в прозе. В начале 2000-х вышел его сборник рассказов "Будущий год", посвященный мистике дачного Подмосковья. Несколько лет спустя в том же издательстве "Энигма" был опубликован роман, который по праву можно отнести к фантастике — криптоисторической, а также криптофилософской. Поиск истинной крови Меровингов и эликсира бессмертия в закулисах мировой истории — известный сюжет. Особенность этой книги в том, что она насыщена религиозно-философской тематикой, и вместо боевика здесь только приключения духа. Щедрое на причудливые загибы расследование взаимосвязей христианского богословия и эзотерических культов, европейской литературы и народных легенд, русской философии и истории последних веков. Пробразом главного героя Платона Чудотворцева стал известный философ, диалектик и имяславец А.Ф.Лосев. За напластованиями вымысла различимы и детали биографии, и стиль письма: объединяются несовместимые понятия, чередуются синонимические и омонимические линии в этимологическом исследовании, а парадоксальность вывода отсылает к истинному бытию, доказывающему всякое суждение. И лишь изредка слышен сухой смех книжного червя под скорлупой нарочитой пародии на глубокомыслие. В рассуждениях о бессмертии не обойдена и легенда и о Фаусте — который, выясняется, также из Меровейских кровей и тесно связан с русской историей. Его потомок Чудотворцев дружит с Распутиным, ведет конспиративную переписку с Гитлером и Сталиным о поисках Грааля, а после ареста вместо признательных показаний пишет труд, известный под названиями "Гений Сталина" и "Оправдание зла". Но ни с большевистским демиургом, ни с сатирически изображенным Православно-коммунистическим союзом "ПРАКС", планирующим восстановление империи в конце тысячелетия, герой не сходится в главном. Невозможно преодолеть зло через зло, такой путь ведет в никуда. А для самого Чудотворцева путь ведет в Святую Русь — "невидимый град везде для тех, кому дано войти туда, и нигде для тех, кому туда войти не дано".
|
| | |
| Статья написана 20 сентября 2024 г. 00:58 |
Феномен мегациклов в фантастике Роберта Хайнлайна
Евгений В. БАЛАЦКИЙ Центральный экономико-математический институт РАН, г. Москва, Российская Федерация Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Российская Федерация
Для цитирования: Балацкий, Е. В. (2024). Феномен мегациклов в фантастике Роберта Хайнлайна. AlterEconomics, 21(1), 141–158. https://doi.org/10.31063/AlterEconomics/2...
Аннотация. В статье обсуждаются основные идеи фантастического рассказа американского писателя Роберта Хайнлайна «Год невезения» («The Year of the Jackpot»), опубликованного в 1952 году. В этом рассказе писатель обрисовал интересное и необычное для того времени явление, которое сегодня можно назвать социальным мегациклом. Сущность последнего состоит в наличии внутренней связи между частными циклами разной природы, что рано или поздно приводит к резонансу, когда точки минимума / максимума всех частных циклов синхронизируются в определенный момент времени и вызывают многократное усиление кризисных явлений. Более того, Хайнлайн акцентирует внимание, что к этому моменту у массы людей возникают сомнамбулические состояния сознания, когда их действия теряют признаки рациональности и осознанности. Показано, что за прошедшие 70 лет с момента выхода рассказа в естественных науках идея мегацикла стала нормой: сегодня прослеживаются причинно-следственные связи между астрофизическими процессами и тектоническими мегациклами, которые в свою очередь детерминируют геологические, климатических и биотические ритмы Земли. Одновременно с этим в социальных науках также утвердились понятия технологического мегацикла, цикла накопления капитала, цикла пассионарности, мегациклов социальных революций и т. п. Дается авторское объяснение природы социального мегацикла с позиций теории хаоса (сложности) и неравновесной экономики; подчеркивается роль принципа согласованности в объединении частных циклов в единое явление. Поднимается дискуссия о роли уровня материального благосостояния населения в возникновении синдрома социального аутизма, занимающего центральное место в увеличении амплитуды мегацикла.
Ключевые слова: промышленная революция, технологический мегацикл, социальный мегацикл, синархия, благосостояние
|
| | |
| Статья написана 3 июня 2024 г. 02:22 |
Роджер Зилазни ФИЛИП К. ДИК О Бог или боги, что за музыка. Раньше я думал, это струнные, Но теперь понял – духовые. Звуки перкуссии сыплются В темную ночь души. Любовь только часть:
Сегодня ненависть И ограниченность Могут привести душу к Богу. Но потом опять, Кратил, как знать? Мог ли Сикстинский потолок Правоту Майкла Энджело доказать?
Под ярким солнцем Санта-Аны Фил Дик мог видеть ночную тьму
Ствол пистолета Звуки трубы Запах сочельника Безнадежность коана
И процарапал эти линии Где сияет неон:
Где озвучены ноты В любом порядке, Движение идет – Миры без конца – Мимо.
Труба нынче крайний Неусыпный пастырь За вратами рассвета Где полосы света Сдерживают день-нарушитель.
Движение берет левее Где толстые лошади Скачут.
Мир лежит в стороне.
|
|
|