Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «discoursf» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 30 июня 12:34

В работе доцента кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Ивановской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д.К.Беляева В. В. Комиссарова анализируются социальные и профессиональные характеристики советских писателей-фантастов; рассматриваются методы партийно-государственной цензуры в деле издания научно-фантастической литературы в СССР; определяется роль научно-фантастической литературы в формировании альтернативной науки; участие интеллигенции в нелитературных видах научно-фантастического искусства.

Монография выполнена в НИИ интеллигентоведения Ивановского государственного университета.

https://elibrary.ru/item.asp?id=23933014


Статья написана 18 декабря 2024 г. 16:53

Роджер Зилазни

ПОШЕЛ Я В ЗЕРКАЛО ГУЛЯТЬ


Пошел я в зеркало гулять.

Столкнулся с двойником.

В обратновыгнутой руке

Другая трость при нем.

Улыбки ход наоборот,

Иначе ставит блок.

Я б в нос развернутый его

Ударил, если б мог.

«Сойтись не могут близнецы,

Ни Запад, ни Восток», -

Сказал он, силою вещей

Сбиваем на пол с ног.

«Все так», — ответил дерзко я, -

«Потом наоборот.

Все лучшее от двух сторон

Подняться не дает».

«Неважно, брось», — тут он вскричал, -

«Сдержи свой левый хук!

Как брата я тебя люблю,

Мне нравится твой лук.

Возьмемся за руки, мой друг,

Под реверсный мотив!».

И шаг назад, и разворот.

И снова мы одни.


Статья написана 24 октября 2024 г. 21:17

Известный поэт и переводчик классической поэзии, В.Микушевич неоднократно выступал и в прозе. В начале 2000-х вышел его сборник рассказов "Будущий год", посвященный мистике дачного Подмосковья. Несколько лет спустя в том же издательстве "Энигма" был опубликован роман, который по праву можно отнести к фантастике — криптоисторической, а также криптофилософской.

Поиск истинной крови Меровингов и эликсира бессмертия в закулисах мировой истории — известный сюжет. Особенность этой книги в том, что она насыщена религиозно-философской тематикой, и вместо боевика здесь только приключения духа. Щедрое на причудливые загибы расследование взаимосвязей христианского богословия и эзотерических культов, европейской литературы и народных легенд, русской философии и истории последних веков. Пробразом главного героя Платона Чудотворцева стал известный философ, диалектик и имяславец А.Ф.Лосев. За напластованиями вымысла различимы и детали биографии, и стиль письма: объединяются несовместимые понятия, чередуются синонимические и омонимические линии в этимологическом исследовании, а парадоксальность вывода отсылает к истинному бытию, доказывающему всякое суждение. И лишь изредка слышен сухой смех книжного червя под скорлупой нарочитой пародии на глубокомыслие.

В рассуждениях о бессмертии не обойдена и легенда и о Фаусте — который, выясняется, также из Меровейских кровей и тесно связан с русской историей. Его потомок Чудотворцев дружит с Распутиным, ведет конспиративную переписку с Гитлером и Сталиным о поисках Грааля, а после ареста вместо признательных показаний пишет труд, известный под названиями "Гений Сталина" и "Оправдание зла". Но ни с большевистским демиургом, ни с сатирически изображенным Православно-коммунистическим союзом "ПРАКС", планирующим восстановление империи в конце тысячелетия, герой не сходится в главном. Невозможно преодолеть зло через зло, такой путь ведет в никуда. А для самого Чудотворцева путь ведет в Святую Русь — "невидимый град везде для тех, кому дано войти туда, и нигде для тех, кому туда войти не дано".


Статья написана 20 сентября 2024 г. 00:58

Феномен мегациклов в фантастике Роберта Хайнлайна


Евгений В. БАЛАЦКИЙ

Центральный экономико-математический институт РАН, г. Москва, Российская Федерация

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Российская Федерация


Для цитирования: Балацкий, Е. В. (2024). Феномен мегациклов в фантастике Роберта Хайнлайна.

AlterEconomics, 21(1), 141–158. https://doi.org/10.31063/AlterEconomics/2...


Аннотация. В статье обсуждаются основные идеи фантастического рассказа американского писателя Роберта Хайнлайна «Год невезения» («The Year of the Jackpot»), опубликованного в 1952 году. В этом рассказе писатель обрисовал интересное и необычное для того времени явление, которое сегодня можно назвать социальным мегациклом. Сущность последнего состоит в наличии внутренней связи между частными циклами разной природы, что рано или поздно приводит к резонансу, когда точки минимума / максимума всех частных циклов синхронизируются в определенный момент времени и вызывают многократное усиление кризисных явлений. Более того, Хайнлайн акцентирует внимание, что к этому моменту у массы людей возникают сомнамбулические состояния сознания, когда их действия теряют признаки рациональности и осознанности. Показано, что за прошедшие 70 лет с момента выхода рассказа в естественных науках идея мегацикла стала нормой: сегодня прослеживаются причинно-следственные связи между астрофизическими процессами и тектоническими мегациклами, которые в свою очередь детерминируют геологические, климатических и биотические ритмы Земли. Одновременно с этим в социальных науках также утвердились понятия технологического мегацикла, цикла накопления капитала, цикла пассионарности, мегациклов социальных революций и т. п. Дается авторское объяснение природы социального мегацикла с позиций теории хаоса (сложности) и неравновесной экономики; подчеркивается роль принципа согласованности в объединении частных циклов в единое явление. Поднимается дискуссия о роли уровня материального благосостояния населения в возникновении синдрома социального аутизма, занимающего центральное место в увеличении амплитуды мегацикла.


Ключевые слова: промышленная революция, технологический мегацикл, социальный мегацикл, синархия, благосостояние


Статья написана 3 июня 2024 г. 02:22

Роджер Зилазни

ФИЛИП К. ДИК

О Бог или боги, что за музыка.

Раньше я думал, это струнные,

Но теперь понял – духовые.

Звуки перкуссии сыплются

В темную ночь души.

Любовь только часть:


Сегодня ненависть

И ограниченность

Могут привести душу к Богу.

Но потом опять, Кратил, как знать?

Мог ли Сикстинский потолок

Правоту Майкла Энджело доказать?


Под ярким солнцем Санта-Аны

Фил Дик мог видеть ночную тьму


Ствол пистолета

Звуки трубы

Запах сочельника

Безнадежность коана


И процарапал эти линии

Где сияет неон:


Где озвучены ноты

В любом порядке,

Движение идет –

Миры без конца –

Мимо.


Труба нынче крайний

Неусыпный пастырь

За вратами рассвета

Где полосы света

Сдерживают день-нарушитель.


Движение берет левее

Где толстые лошади

Скачут.


Мир лежит в стороне.





  Подписка

Количество подписчиков: 23

⇑ Наверх