Мой старый добрый фейсбучный френд, известный бард, журналист, радиоведущий и аудиобукер из Молдовы Олег Булгак пару дней назад написал небольшой пост, где, вкратце помянув моё ВУ, поинтересовался в воздух: а есть ли фанфики по произведениям Михаила Булгакова? Пост его, увы, был под "замком", однако поскольку на мою просьбу снять "замок" (чтобы я мог поставить ссылку на свои собственные — и довольно важные — комменты про ВУ, сделанные к его посту с подначки хорошего писателя Шамиля Идиатуллина) Олег так до сих пор и не отреагировал, то мне, увы, приходится воспользоваться копипастом (впрочем, Олег отреагировал на мою просьбу уже через пару дней, когда пришёл на работу):
Олег Булгак:
-- Все (ну, ладно, многие) знают великолепные (ну, ладно, некоторые отличные, другие просто хорошие) продолжения книг бр.Стругацких, тщательно собранные и опубликованные Андреем Чертковым во "Времени учеников" и ещё двухсборниках. Знают и менее удачные "продолжения" романов, которые выходили отдельными томами...
А вот фанфики по произведениям Михаила Булгакова не нашёл. Или всё же есть какие-то фанатские тексты? Просто интересно. 15 мая день рождения Мастера, вот и подумал...
Андрей Чертков -- Шамиль Идиатуллин -- Шамиль, ты как будто только что родился. Чтобы получить 4 сильных вещи на 5 сборников (а на самом деле их там больше — ты, например, забыл дебютный рассказ Тима Скоренко, повесть Дэна Клугера и тексты Романецкого, да и еще хорошие вещи там были), надо было раскочегарить на это "стрёмное" дело минимум полсотни авторов, дабы добиться от них десятка два более-менее пристойных рассказов, годных для публикации. Не говоря уж и о том, что, начиная сей проект, я, с одной стороны, неоправданно преувеличивал достоинства авторов из Семинара и из "четвертой волны" в целом, а с другой стороны — довольно поспешно преуменьшил сложность и каверзность данного жанра как такового — "вариации на темы АБС". Как постепенно выяснилось, это было совсем не так просто, как нам всем казалось на первый взгляд.
Шамиль Идиатуллин -- Андрей Чертков -- Я очень ждал этот сборник и очень обломался на первом же томе — но таки купил ещё два.
Упомянутые тобой тексты забыл, да. Что как бы намекает.
Андрей Чертков -- Шамиль Идиатуллин -- Дело в том, что эти три сборника из базового проекта ВУ-МБС-АСТ оказались прекрасным "доказательством от противного". Тут надо понимать, чего я ждал от авторов — а ждал я от них, сам того ещё не понимая, продолжения той славной традиции "ново-идейных сиквелов", которую наметили еще сами Братья Стругацкие. Заметьте — помимо отдельных повестей со своей изолированной литературной системой мира (идея — место действия — герои) — вроде "Отеля", "Пикника" и "Миллиарда" — АБС и в 70-е — 80-е годы всё-таки продолжали в новых условиях свой популярнейший цикл про Полдень, начатый еще в начале 60-х, еще при "оттепели", но при этом для каждого нового сиквела они придумывали по-прежнему весьма оригинальную и очень мощную идею, а также многие вспомогательные идеи и термины, обогащающие этот уже хорошо известный нам мир. Например, "Малыш" — это идея земного Маугли на планете с иным, совершенно нечеловеческим разумом, который спас человеческого детёныша после катастрофы звездолёта, а потом явно изучает и оберегает его, а прибывшие на эту планету земляне так и не понимают в итоге, что им делать с этим детёнышем, оказавшимся единственным и крайне ненадёжным посредником между двумя совершенно не похожими друг на друга цивилизациями? Или "Парень из преисподней" — юнец из инопланетного "гитлерюгенда" оказывается вдруг на Земле и должен либо освоиться с совершенно иными — коммуно-гуманистичными! — порядками и взглядами, либо уйти обратно на свою вечно воюющую планету, — и в результате он всё-таки возвращается обратно. Ну, а про "Жука в муравейнике" и "Волны гасят ветер" тут и вовсе речи нет — в первом случае это были прогрессоры, Комкон-2, подкидыши и детонаторы, а во втором случае — людены как дальнейшая ступень прогресса земного человечества. Вот ведь, собственно, о чём тут речь — я ждал от авторов "четвёртой волны" произведений в продолжение этой прекрасной АБС-традиции — хорошо знакомый мир Стругацких плюс совершенно новые оригинальные идеи и сюжеты. Но, увы, я этого практически так и не дождался, хотя поначалу я совершенно этого не понимал, ибо мне было вполне достаточно, чтобы это были просто приличные, публикабельные вещи, а не какая-нибудь безрадостная графомания. Но тут надо ещё иметь в виду, что хотя я придумал сей проект еще в 1991 году, я не сумел распропагандировать его настолько, чтобы в него включились все уже заметные авторы "четвертой волны" (то бишь писатели из Малеевского семинара). То есть, Ленинградский семинар я сумел окучить более-менее неплохо, хотя и с серьёзными пробелами (вроде тех же Столярова, Логинова, Щеголева и еще целого ряда заметных имён), а вот Московский семинар оказался практически полностью вне игры. Из Москвы я сумел привлечь лишь Молчанова-Скаландиса (в первый том) и Эдика Геворкяна (только во второй том и весьма своеобразно) — но только лишь потому, что я был с ними неплохо знаком лично и постоянно в это время общался; однако при этом в мой проект не включились самые видные авторы Московского семинара — Бабенко, Руденко, Покровский, Саломатов, Силецкий и некоторые другие. Также я не сумел "организовать" и многих видных региональных авторов "четвертой волны" — волгоградцев Лукиных (впрочем, Люба тогда уже болела, а Женя к сольной работе еще только присматривался), киевлянина Бориса Штерна, Юру Брайдера и Колю Чадовича из Минска, Женю Филенко из Перми, да и еще целый ряд заметных имён. По идее, этот проект вообще лучше всего было бы осуществить ударными методами еще в 1992-93 годах на базе одной только "Терры Фантастики", но таких возможностей у Ютанова тогда не было, да и я еще "не созрел", занятый то журнальными делами, то переводной фантастикой, а поэтому и пришлось ждать контакта с АСТ в 1995 году, благо под сурдинку "Времени учеников" удалось тогда пропихнуть в АСТ и целое новое собрание АБС — серию "Миры Братьев Стругацких", — которую, кстати, АСТшники поначалу совсем не хотели брать. Но вот "сиквелов с новыми идеями" у нас тогда так и не получилось — то ли я сам еще этого не понимал и не смог донести до потенциальных участников эту несложную мысль, то ли семинарско-малеевские авторы тоже не совсем поняли, чего же от них ждут, и пошли по более лёгкому пути.
Обращение к хозяину — Олег Булгак, ты либо сними "замок" с этого своего поста, чтобы я мог на него сослаться, — либо я сделаю копипаст своих комментариев к себе в блог. Раз уж меня раскрутили тут на такие неожиданные признания...)))
Шамиль Идиатуллин -- Андрей Чертков -- Интересно, кстати, повлияло ли ВУ на БМС? Или БНС личных/очных впечатлений хватило?
Андрей Чертков -- Шамиль Идиатуллин -- не понял, о чём ты? БМС или БНС?
Шамиль Идиатуллин -- Андрей Чертков -- не повлияло ли знакомство БНС с твоей антологией на описания в "Бессильных мира сего"?
Андрей Чертков -- Шамиль Идиатуллин -- А хрен его знает. Когда БНС написал первый роман С.Витицкого, я взял у него по этому поводу хорошо известное интервью (но ВУ тогда еще не существовало даже в проекте — это была лишь мимолётная, эфемерная идея), а вот когда он написал свой второй роман, БМС, то я с ним на эту тему уже не общался, поскольку я и сам был тогда уже как бы вне игры — занимался не книгами и фантастикой, а интернетом, кино и видео, — и это, кстати, были очень непростые для меня годы.
Прекрасный и неугомонный Сергей Соболев разместил в "Колонке коллекционера"насыщенный обложками и ссылками пост про мой давно почивший в бозе журнал "Интеркомъ". Ну а в комментах к этому посту неутомимый Алексей Караваев раскрутил меня на довольно пространный комментарий про одну давнюю, но весьма любопытную историю — каковой комментарий я счёл возможным скопипастить и к самому себе в Авторскую колонку в виде отдельного поста, заголовок которого смотрите выше.
paul_atrydes — вчера в 20:42
Третий и четвёртый номера брал в бумаге, после чего много разных книжек купил, которые там рецензировались. Буджолд про Майлза Форкосигана, например.
chert999 — вчера в 21:46
Так именно благодаря «Интеркому» в АСТ и подсели на Буджолд и на Симмонса — мне сам Науменко об этом говорил. А «Интеркомъ» он покупал в «Стожарах» у Каширина — ибо АСТ тогда еще не был издательским монстром...
paul_atrydes — вчера в 22:11
Получилось прям как «Утром в газете, вечером в куплете».
Karavaev — вчера в 23:04
Андрей, а не помните часом, почему у Александра Щербакова не пошел перевод "Гипериона"? Вроде ж собирался он. Или я путаю?
chert999 — вчера в 23:57
Да я уже довольно смутно помню, как всё это происходило по дням и по часам. И вообще, это была довольно мутная история, коих немало было в те "золотые времена", когда некоторым советским фэнам вдруг показалось, что теперь парадом командовать будут они, а вовсе не какой-то там Госкомиздат. И, как и во многих других подобных случаях, эта история тоже целиком завязана на нашего славного «фэна номер один»Бориса Завгороднего. Насколько я помню, пэйпербэк «Гипериона» ему прислал то ли сам Дэн Симмонс, то ли кто-то из его ближайших друзей. Ну, Боря и загорелся, пользуясь случаем, издать эту книжку на русском языке, — поэтому он сразу же начал подыскивать переводчика: ведь текст-то у Симмонса довольно сложный, не всякому он по зубам. Ну и кто-то навёл его на Щербакова, который как высококлассный переводчик тогда только-только проявился — и не без моей помощи, кстати (вспоминаем "Любовников" Филипа Жозе Фармера aka "Грех межзвёздный" и "Луну суровую хозяйку" Роберта Хайнлайна aka "Луна жёстко стелет" в моей тогдашней серии "Оверсан"). Так что Боря быстренько прискакал в Ленинград, нанёс дружеский визит Сан-Санычу и, всячески обаяв его, всучил ему вот эту вот книжку. Ну а Щербаков, просто растерявшись под таким бешеным Завгаровым натиском, довольно быстро перевёл кусочек из романа — Историю Поэта, и этот кусочек Завгар тут же переправил Ефиму Шуру в Минск (ссылка тут стоит на одну раннюю статью Ефима Шура, ибо отдельной страницы об этом прекрасном белорусском редакторе в базе Фантлаба, увы, пока еще нет), который напечатал его в ближайшем номере своего журнала «Фантакрим-Мега». Но вот тут-то и выяснилось, что никаких реальных прав на этот роман у Завгара-то и нет, а значит — издавать «Гиперион» просто некому. И слава богу, что публикация отрывка в журнале обошлась без каких-либо юридических последствий. Но нет худа без добра — Щербаков, сильно впечатлённый книгой Симмонса, написал рецензию на «Гиперион» для моего журнала «Интеркомъ», которую я тут же и напечатал — так же, как и чью-то (блин, забыл уже автора — но, кажется, это был Миша Коркин, который потом уехал в Америку)рецензию на романы Буджолд, которые тоже попали к нам, похоже, всё через того же Завгороднего. Ну а дальше все эти рецензии прочитал в моём журнале некто Николай Науменко, тогда еще просто фэн, и АСТ с его подачи (а деньги у них уже водились, в том числе и валюта) закупил права и на Буджолд, и на Симмонса, ну а Науменко сам взялся за перевод Симмонса, а потом сам же его издал и стал главным редактором АСТ. Примерно так же и в то же самое время мы с Николаем Ютановым вышли на литагента Джеймса Мэтлока, который совсем недавно обустроил свой офис в Питере, и через него купили права на 4 книги Уильяма Гибсона, на роман Брюса Стерлинга и на парочку романов моего американского друга Майкла Суэнвика. Имея все эти права, мы и смогли сыграть в очередную "командную игру" с АСТ (дополнительно к нашим «правам» на «Миры братьев Стругацких» и на перспективных русских фантастов вроде Лукина, Лукьяненко, Лазарчука, Успенского и многих других), благодаря чему и появилась в итоге серия киберпанка — «Нейромант» и его продолжения, «Схизматрица», «Вакуумные цветы» + «Путь Прилива».
Хороший актёр Алексей Чадов, которого некогда открыл наш великий режиссёр Алексей Балабанов (фильм "Война", 2002 — кстати, как раз на этом фильме я и начал работать в Кинокомпании СТВ в должности пресс-редактора и начальника интернет-отдела), в последние годы переквалифицировался в сценаристы/режиссёры (3 фильма уже) и вот снял сейчас для моей бывшей кинокомпании научно-фантастический фильм "Не)искусственный интеллект" (что для СТВ ранее было вообще-то нехарактерно — даже несмотря на моё в ней присутствие... но, правда, не на продюсерски-режиссёрских должностях, увы) — и фильм этот выйдет в прокат как раз нынешней осенью (2 октября). Ну а я пока что продолжаю исполнять — иногда! — для моей бывшей кинокомпании свои прежние пиар-функции в интернете — и поэтому хочу привлечь ваше внимание к тизер-трейлеру фильма, только что размещённому на/в Фейсбуке и в/на Ютубе:
Как свидетельствует рекламная аннотация фильма, это "Семейная приключенческая комедия о первокурснике Жене, который во время экскурсии в научно-исследовательском центре случайно становится «пилотом» экспериментального робота по имени A.P.O100L — или просто Апостол, обладающего собственной волей и разумом. Получив случайного "пилота", машина берет управление на себя и принимает решение сбежать из лаборатории. И теперь, чтобы вернуться домой, Жене придется найти с искусственным интеллектом общий язык. А пока что главный герой отправится в захватывающее путешествие, полное юмора и фантастических ситуаций". В ролях: Леон Кемстач, Александр Самойленко, Игорь Жижикин, Александра Тихонова, Люба Друзьяк, Игорь Хрипунов, Борис Каморзин, Алексей Чадов, Сергей Чирков и другие.
Постскриптум. Увы, на Ютубе трейлер почему-то удалили — вскоре после публикации, но он всё еще доступен на Фейсбуке.
-- А мне вот кажется, что Каспийское море — это наиболее очевидный кандидат на то, чтобы в его глубинах зародился живой мозг по образцу разумного океана Соляриса, — там, в его глубинах, очень много разнообразных химических веществ, плюс отсутствует постоянная связь с другими земными морями и океанами. И вот на этом можно было бы построить сюжет целого романа (а то и фильма или сериала) — о том, как в глубинах Каспия появляется живой мозг, а весь остальной водоём постепенно превращается в его тело и как-бы-конечности по образцу того странного существа, которое было описано в прекрасном — и очень страшном — рассказе Севера Гансовского"Хозяин бухты". И вот только тогда, когда это невидимое существо "мозг+тело, растворённые в воде", начинает для своего пропитания раздавливать в плоский лист, выжимая из этих биологических тел все их жизненного соки, не только простую рыбу и элитных осетров, но и случайных ныряльщиков-аквалангистов, занырнувших куда-то не туда, вот только тогда люди начинают подозревать что-то нехорошее и посылают в море вооруженную экспедицию — хотя начальники и думают поначалу, что это дело рук каких-нибудь террористов или диверсантов... Вот только у экипажа эсминца — по названию, например, "Стерегущий" — начинают возникать какие-то очень странные видения и сны, а потом их и вовсе начинают посещать какие-то странные существа — то ли туманные призраки, то ли довольно вещественные приветы из прошлого, то ли вообще не пойми кто — как будто гости с другой планеты...
Ну и как вам такой сюжет? Стали бы вы смотреть такой фильм-сериал о событиях в Каспийском море — даже если бы его снял не Тарковский, не Балабанов и не Спилберг с Земекисом, а кто-то вообще другой? Например, какой-нибудь молодой талантливый азербайджанский кинорежиссёр?
Ну а если в Баку кому-нибудь такая идея для фильма-сериала вдруг понравится (а там ведь тоже была какая-то киностудия, насколько я смутно помню), то пускай свяжутся со мной — и я попытаюсь придумать более-менее внятный синопсис по этой идее, вот только подробный сценарий, извините, я писать не буду — это, увы, не моя профессия.
* * *
P.S. Как вы понимаете — пост шутливый, написанный исключительно по приколу — для развлечения моих подписчиков на Фантлабе, и серьёзных выводов из него делать, наверное, не стоит...)))
Мой сегодняшний и даже сиюминутный пост в Фейсбуке, который я почему-то (а — наверное, ради Первого Мая) захотел скопипастить еще и сюда, на Фантлаб (ну а дубль — в форум по творчеству братьев Стругацких):
-- Други мои, если вы заметили по моим свежим постам и по перепостам из архива Фейсбука, есть одна довольно важная тема, к которой я очень давно подбираюсь. И эта тема — это те желания, которые Артур Барбридж и Рэдрик Шухарт высказали, оказавшись перед Золотым Шаром. А ведь тут есть одна очень тонкая грань, которую почти никто не чувствует. Ведь что такое Золотой Шар? Это просто такой магический механизм сферической формы, чьё предназначение — выполнять довольно простые желания людей — здоровье, богатство, удача, потомство. По сути, это ведь просто большая волшебная палочка — умклайдет, но просто произведённая на иной планете, а не в Китежграде. И он/она эти желания, если судить по Стервятнику Барбриджу, худо-бедно выполнял/ла аж несколько лет подряд. Ну а эти ребята, которые припёрлись к Шару по старой карте Стервятника — они-то чего хотят? Да они ведь и сами не знают, чего они хотят!!! У них ведь даже самые простые, чёткие, конкретные желания заранее не сформулированы! И именно поэтому Артур и завёл всю эту бодягу, оказавшись рядом с Шаром: "Счастье для всех! Даром! И пусть никто не уйдёт обиженным!". А ведь это не желание, это — самая настоящая молитва, обращённая к Богу. А ведь Шар — не Бог, он молитвы не слышит, он слышит только желания.
Ну а вы как думаете — исполнит ли Шар эту молитву, исполненную в два голоса двумя сталкерами — старым прожжённым гопником-алкоголиком и молодым красавчиком, который даже с девушками еще никак не общался? Устроит ли он всему миру по их взаимной просьбе натуральный "Полдень, XXI век"? Где все всех любят, холят и обеспечивают, и никто никого не держит в рабах или в слугах, не грабит, не пытает и не насилует?
Комментарии к этому посту в Фейсбуке
(добавлено через сутки):
Саня Шрайбер
Армагеддон он устроит, по всем правилам...
16 ч.
Igal Shkolnik
Если такое и случится, то люди перестанут быть людьми...
16 ч.
Андрей Стругацкий
Дык не исполнит, ясен пень. Потому что это невозможно исполнить. Рэдрик ведь там в финале совершенно справедливо рассуждает, что если одному будет хорошо, то другому — обязательно станет плохо. Поэтому счастья для всех — даром или не даром, не имеет значения — просто в принципе не бывает в природе…
16 ч.
Polina Kopylova
Если шар усиливает так называемый механизм манифестации — то дать всем счастья он не сможет, манифестация — это материализация событий и желаний на личном уровне, как ты и говоришь. Если же шар является не просто резонатором личной манифестации, а объектом, который запрограммирован на то, чтобы запустить трансформацию человечества — тогда пожелание «счастья даром для всех» его активирует. И он эту трансформацию инициирует. И результатом будет, с большой вероятностью, именно мир Полудня или близкий к нему. А вот людены — это уже следующий этап трансформации.
16 ч.
Андрей Чертков
Polina Kopylova -- Неожиданно!!!..)))
16 ч.
Всеволод Грач
Polina Kopylova -- Вот с люденами куча непоняток! Например, как у них насчёт секса и прочих мелких радостей? Типа вкусно пожрать, повеселиться как-то? Умище — оно понятно, но им сыт не будешь, да и жажду не утолить! А размножаться они как будут? Из пробирок, что как-то совсем уж уныло и некайфово, или естественным путем, но с долей презрения к процессу, как к чему-то низменному и незначительному, что ещё более уныло! В общем, не вижу я пока особого кайфа в люденстве! Не до конца разработаны детали, увы! Ну шипко умные, а дальше-то что!
Пардон за такой прозаический подход, но до него по-любому рано или поздно должно было дойти!
11 ч.
Kerstin Stoss
Polina Kopylova -- тогда сюда можно подмонтировать и подкидышей с детонаторами. Мол, Странники всякими способами шлют землянам помощь и ждут, чтоб они (мы) сделали хоть какие-то шаги для запуска программы исправления багов. Вырастили подкидышей, задали правильный вопрос Золотому Шару. А мы чо-то каждый раз ерунду делаем.
11 ч.
Polina Kopylova
Kerstin Stoss -- К сожалению, так, увы, нередко и получается в реальности: одаренности остаются невостребованными, изобретения оседают в архивах… Бывает и хуже: посланные нам в дар таланты гибнут или их убивают. И даже не важно, Странники за этим стоят или логика эволюции.
4 мин.
Михаил Якобсон
Всеволод Грач -- Попробуйте вспомнить свои радости в возрасте 3-х лет.
Подозреваю, что многие из них Вам нынче не то что недоступны — скорее, неинтересны.
15 мин.
Ефим Беркович
Так Полдень возможен только через Б-га.
16 ч.
Дмитрий Винниченко
А как вы думаете, в каком месте Зоны находится Золотой Шар? По-моему, за амбаром...
16 ч.
Андрей Козлов
Так вот поэтому это один из величайших финалов всех времен и народов. Это те слова, ради которых стоит жить и ждать.
СОКРОВЕННОЕ желание. Вот именно. Вот что главное.
Ведь не может же быть, чтобы я хотел дурного! Черт возьми, будь оно всё проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов...
16 ч.
Eugene Ellansky
Очередная попытка построить социализм закончится как обычно. Законы сохранения не может отменить никакой Золотой Шар / Бог.
16 ч.
Ефим Беркович
Eugene Ellansky -- могут
6 ч.
Ефим Беркович
Если они могут делать что-то из ничего
6 ч.
Eugene Ellansky
Efim Berkovich -- даже в магии так не работает — там тоже какие-то законы сохранения всегда упоминаются, и всё работает на каких-то источниках магической энергии.
3 ч.
Ефим Беркович
Eugene Ellansky -- магия да. а вот творец...
1 ч.
Eugene Ellansky
Efim Berkovich -- так, но тогда это радикально иной вариант прочтения, нежели обычно обсуждаемый...
1 ч.
Олег Хоботов
Если Шар — это компьютер, которому мы задаём программу-желание, то данных для выполнения программы в слове "счастье" недостаточно. Даже если Шар считывает эмоциональный слой, то у всех будет счастье по Рэду Шухарту. По сути, то же, что у Барбриджа.
16 ч.
Eugene Ellansky
А если подумать, то там спрятан интересный поворот сюжета.
Представим, что Кирилл Панов получает чёткие доказательства, что Золотой Шар существует. И, понимая огромную важность подобного артефакта, делает доклад чисто по своей линии — а вовсе не руководству института. К докладу относятся с изрядным скептицизмом — но дают приказ найти и проверить.
И тут вот как раз очень интересно, как именно Панов будет добираться до Шара, как он справится с задачей пройти "мясорубку", и что же он скажет Шару....
Как вариант — Панов погибает строго по сюжету, но его доклад проходит, принимается решение проверить, и в Институт присылают условного Петра Баширова. И снова те же самые вопросы... Но тут не так интересно, потому что Панова мы знаем как заведомо правильного, позитивного человека из прекрасного справедливого мира, который очень далеко от Хармонта и вообще. А Пётр Баширов.... ну хрен его знает, кто он такой и какой у него там мандат в тайном кармане. Но всё равно интересно, что бы он просил.
15 ч.
Андрей Чертков
Eugene Ellansky -- этот поворот — он сам в себе поворот. Кирилл Панов Шаром не занимался — когда он работал в Институте, про Шар даже легенд ещё не было, потому как до него пока еще никто не дошёл. А Панов занимался "пустышками", которые сами по себе очень интересный и перспективный объект, а особенно — "полная пустышка", которая кое в чём будет даже покруче Шара. Но это, как говорится, "уже совсем другая история"...)))
15 ч.
Eugene Ellansky
Андрей Чертков -- Так это Панову просто повезло, что он на эту тему не попал. Ибо Шар там явно давно лежал — вон целого Артура вырастить успели от нуля до великовозрастного балбеса.
14 ч.
Андрей Чертков
Eugene Ellansky -- ну, будем считать, что повезло. Впрочем, у АБС там с хронологией явные баяны — и я не раз уже это замечал...)))
14 ч.
Eugene Ellansky
Андрей Чертков -- Так для сюжета это вообще не очень важно.
Тут вот как раз интересно, что до Золотого Шара добирались только люди заведомо далёкие от высоких идеалов. И поэтому получалась очень знаковая драма морального выбора на тему цены желания, и что же пожелать-то...
Ну а вдруг туда попал бы образцовый коммунар?..
13 ч.
Андрей Чертков
Eugene Ellansky — для сюжета это как раз-таки важно — это неважно для сверхзадачи, на которую Стругацкие вышли в конце повести. А коммунар до Шара и дойти бы не смог — там по пути слишком часто надо было нырять в такое дерьмо, что он бы не выдержал... Вот хотя бы Румата нам примером.
12 ч.
Eugene Ellansky
Андрей Чертков -- Каммерер пошёл бы — взял бы с собой, например, пленного ротмистра Чачу... а вот что дальше...
12 ч.
Kerstin Stoss
Андрей Чертков -- Панов точно должен был знать легенду о Шаре. Ибо она давно бытует, а он погибает "недавно", на временном отрезке сюжета. Просто он ученый и относится к легенде как к легенде. "Вы лучше бы надели шапочку из фольги и таблетки приняли".
А вот службист, который наверняка там ошивается и следит, он верит — потому что вся эта публика суеверна, а даже если нет, то знает, что начальство суеверно. И что можно круто повыситься, если выкатить начальству такую тему.
11 ч.
Kerstin Stoss
Андрей Чертков -- но это момент, конечно, хороший, но чисто для интриги и завлекухи. Потому что тему, что может сказать Золотому Шару эгоистичный мудаковатый тип, АБС уже отработали.
Мне вот интереснее достижение понимания. Между человеком и вот этой штукой. Как я раньше уже в комментах предполагала, Шар обрабатывает запросы как нейросеть. И его "понимание" как словесного запроса, так и результатов сканирования мозга запрашивающего (ну, он же откуда-то получает противоречащие словесному запросу данные?) — это не понимание интеллекта со свободой воли, а срабатывание устройства — пусть гибкого, но не думающего в истинном смысле и порой глючного (т. к. свободная архитектура предполагает глюки). Как современную нейросеть нужно последовательно "воспитывать", чтобы получить годный результат без глюков, так и с Шаром, наверное, надо совершать последовательные шаги к цели. Т. е. это не чудо и не рывок, а длительная, муторная интеллектуальная работа. А обычные "посетители" этого не могут — они так не мыслят. Они добежали, вывалили нечто сумбурное и убежали. И результат — соответственный.
11 ч.
Всеволод Грач
Андрей Чертков -- Опять буду свою линию гнуть: что Румата замочил кучу ублюдков и Рэбу — ваще не жалко! А вот что дону Окану подставил — это ваще западло! А то камрады придумали "Каспарамид" (средство от бухла), а вот чтоб запах парфюмерии подавлять — нет! А он разведчик, прогрессор или такой весь из себя чистоплюй? Его бы с таким подходом из любой этнографической экспедиция бы уволили за непрофессионализм! Как профи говорю!
11 ч.
Kerstin Stoss
Всеволод Грач -- в наше время ТББ показался бы чудовищным. "Целомудрие" Руматы комсомольское, нелепое, на фоне полного презрения к женщине. Моралист хренов. Да и в целом там отношение к женщинам, конечно, ни в какие ворота. Непрофессионализм. Про это я уже много раз говорила: глупые, торопливые, рукожопые земляне, плохо понимая общество, меряя своим аршином, лезут что-то исправлять. Совершенно не умея работать с тем, с чем взялись работать. И ладно бы авторы это подчеркивали и осуждали. Нет, это просто данность — вроде так и надо.
По сути, это памфлет на земные реалии, в обычной традиции советской фантастики (да и западной начала 20 века, просто совок отставал). Пишем про Марс, а это про Землю.
3 ч.
Eugene Ellansky
Vsevolod Grach -- Окану использовали и подставили просто как расходный материал в "лучших" традициях самых гнусных спецслужб, там нет другого прочтения.
Пусть она всю жизнь не мылась и была дурой (не факт — чтоб крутится в топе общества, нужны какие-то мозги), но это не повод отправлять ее на подвал. Это был совершенно советский эпизод про "лес и щепки".
2 ч.
Eugene Ellansky
Kerstin Stoss -- Вот как раз про "мудак с Шаром" не интересно вообще — тема раскрыта. А тема про "коммунар с Шаром" по сути табу — просто потому что ведь снова ничего не вылазит разумного, кроме как "счастья для всех"...
2 ч.
Eugene Ellansky
Kerstin Stoss -- минута истерического смеха от ChatGPT
(Скриншот)
1 ч.
Eugene Ellansky
Там даже страшно задавать уточняющие вопросы... есть риск попасть в "зону яой" 😃 😃 😃
1 ч.
Всеволод Грач
Eugene Ellansky -- Необязательно советский! Всё спецслужбы мира "хороши"! Это было просто непрофессионально! В том-то и дело, что её НЕ использовали, хотя она могла успеть принести кучу полезной информации! Да и ваще была красивая девка, которая погибла просто ни за что ни про что! Даже когда читал первый раз (мне лет 13 было), всегда её жалел!
1 ч.
Eugene Ellansky
Vsevolod Grach -- я тоже читал в таком же возрасте — тогда мне просто не понравилось, как с ней всё закончилось. Оно понятно, что так и задумано, чтоб читателю это не понравилось — "вот какие они там дремучие дикари".
Задумываться я стал намного позже — "и чем же сам Румата в этом эпизоде лучше дикарей"?
1 ч.
Всеволод Грач
Eugene Ellansky -- Во-во! Даже хуже! Дикари, они дети природы, часто не ведали, что творят! А он пошёл "на дело" и не выполнил задание из-за какой-то фигни, и считай, сдал врагу ценного агента — вместо того, чтобы завербовать! Пудры на ней, видишь ли, много, бля! Детский лепет какой-то для профи такого уровня! 🙂
35 мин.
Eugene Ellansky
Vsevolod Grach -- Не был бы снобом, то легко догадался бы заранее организовать для девушки "экзотическое приключение в сауне" — может, и дона Рэбу смогли бы упредить.