Все отзывы посетителя MadBun
Отзывы (всего: 1 шт.)
Рейтинг отзыва
MadBun, 28 июля 2019 г. 21:23
Хочу сразу заметить, что прочла только первые два с половиной тома и сомневаюсь, что когда-нибудь заставлю себя прочитать до конца всю эпопею, если мы вообще увидим этот конец, поэтому мои впечатления будут основываться лишь на событиях этих томов и спойлерах, которых я уже успела почерпнуть огромное количество (наверное, чтобы окончательно разочароваться в столь полюбившемся мне вначале цикле). Дальше много критики, которая хоть была уже сказана и до меня, не отменяет моей потребности поделиться с кем-то эмоциями, которых, ну, много.
Моё знакомство с Отблесками произошло благодаря творчеству Канцлера Ги, а именно её альбому «Тень на стене» полностью посвящённому Этерне. Песни нарисовали у меня в голове прекрасную картину морских сражений, военных действий, сложных взаимоотношений персонажей, стоящих по разные стороны конфликта, и первый том «Кнк» не обманул моих ожиданий. Хоть завязка показалась скучноватой, начиная с становления Ричарда оруженосцем и кампании в Варасте, ход повествования пошёл в гору (хотя меня и удивило поначалу отсутствие моря, кто ж знал, что оно появится только в третьем томе). В «Кнк» было хорошо почти всё: харизматичный Рокэ, интересный Робер, взрывная Матильда, вызывающий уважение Дорак, некартонные второстепенные персонажи, моя любимая полифония, позволяющая взглянуть на одни и те же события с разных точек зрения, загадки, интриги, мистика, потребность в ответах, заставляющая взахлёб читать и читать в надежде узнать разгадку, острые внутренние конфликты персонажей (особенно в этом плане выделялся Ричард, который стоял меж двух огней), взаимоотношения этих персонажей... В общем, перечислять можно долго, у произведения огромный потенциал... Был. Дальше всё покатилось к Закатным Тварям. Почему — объясняю ниже.
1. Слив персонажей. И это не только собравший на себя все шишки Ричард. Это и Робер, и Матильда, и Луиза, и даже, я считаю, Квентин Дорак
2. Камша не оставляет выбора. Нет такого, чтоб у персонажа была двоякая сущность. Либо хороший, либо плохой. Всё. Если персонаж хоть раз сотворил какое-то зло, то всё, считай он потерял уважение автора и для всех умер, как человек. Также читается буквальное навязывание других интересных и не очень мыслей: монархия — лучшая форма правления (зачем нам прогнившая демократия, когда можно просто найти истинного короля, который, конечно же, будет справедлив и с рождения знать, как правильно управлять страной?), аристократы — люди, крестьяне — серая масса, мужчины — герои, женщины — красивый фон, война есть мир, свобода и вообще очень крутая вещь, не важно, что на ней гибнут люди, ведь чаще всего, как уже говорилось, они либо серая масса, либо «недостойные сочувствия», только четыре (+1) Избранных(!) сомнительного происхождения смогут решить судьбу мира (мир, я считаю, в таких условиях обречён). А ещё, вот у нас есть Рокэ. Верьте в него, не сомневайтесь в нём, он всё делает правильно, а если ты не согласен, тебе нет места в этом мире. Честно, это слишком уныло. Когда от реализма отказываются вовсе, это уже не роман, а сказочка какая-то выходит.
3. То, что стало для меня последней каплей. Я не люблю бросать произведения, так сказать, на полпути. Но авторское отношение к женщинам просто не оставило мне выбора. Мало того, что все интересы персонажек Камши крутятся вокруг мужчин (даже у прекрасной Матильды, к сожалению), она не скрывает своего презрения к женскому полу вообще. Особенно это видно по отношению к Зое Гастаки. Автор буквально унижала её всяческими способами просто за то, что она кроме того, что некрасивая, посмела нос высынуть за пределы будуара, отказаться от замужества (ей всё равно потом навяжут «ЛюБоВь») и влезть в мужское платье, так ещё и на войну отправилась (да как она посмела вообще!!!). Мне просто непонятно, как автор, которая сама женщиной является, умудрилась так изобразить женщин в своём произведении. Если Камша сама способна думать о войне, политике, дворцовых интригах, делать какие-то выводы о чести и изображать мужчин, неужели она думает, что другие женщины на это не способны? Просто очень запущенный случай внутренней мизогинии. Женщинам здесь даже не дали возможности просто побыть людьми. Очень обидно за всех: Зою, Матильду, Луизу, Катарину, Мэллит, Айрис, Мирабеллу, — ведь кроме как быть стервами или влюблёнными дурочками, вечно сидящими в заточении отчего или мужнего дома, у них выбора просто нет (а если ещё и некрасивая, то всё, считай для общества и автора мертва).
Как я уже, говорила, дальше третьего тома я не заходила, но того, что я узнала из спойлеров, мне хватило по горло. Лучше я буду игнорировать эту часть канона, чем нарушать своё душевное равновесие. Единственное, наверное, всё же буду ожидать последней книги, чисто из интереса узнать, чем у них там в Кэртиане вся эта история с Изломом закончилась, и что ещё сможет Камша рассказать о Чужом, раттанах, Этерне, стражах и прочих глобальных элементах цикла.
Несомненно, мир Этерны очень интересен, к нему и его героям нельзя остаться равнодушным, и тем больнее потом принять простую правду: персонажи из первой книги имеют мало общего с теми, в кого они превратились в дальнейшем.
Ну вот как-то так. Как говорится, начинали за здравие, а кончили за упокой.