Все отзывы посетителя

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы посетителя vorpol

Отзывы (всего: 507 шт.)

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  1  ] +

Аластер Рейнольдс «Пропасть искупления»

vorpol, 30 августа 22:44

Кое-как, но осилил наконец-то этот фолиант и соответственно, всю трилогию.

Читалось с трудом, особенно бесит распределение времени и внимания автором: на пятисортные сюжетные линии, типа описания отношений Ауры и квестора конвоя ушло в разы больше места, чем на описание «сидящих в кустах» гнездовиков.

Особо отмечу:

*арки персонажей 90-го уровня. В самом начале книге Рейнольдс упомянул что Скорпион из маньячеллы, озлобленного на человеков ВНЕЗАПНО стал человеколюбом- губернатором колонии. Как? Откуда? Почему... на это автор предоставил универсальный ответ, заимствованный у Славы из «О чем говорят мужчины» — «Потому что»

*названия кораблей Рейнольдс, видимо, генерирует процедурным скриптом. Я думал «Ностальгия по бесконечности» это апофеоз.. но как вам нравится «Дочь мусорщика»? А «Строгая госпожа» ака Доминатрикс? «3й изометрический»?

*идея корабля-собора скорее всего, творчески скоммунизжена из «Опрокинутый мир» Кристофера Приста 1974 г.в., с той лишь разницей что там города катились, а тут — шагают. Как по мне, это была самая интересная и интригующая сюжетная линия (а не бесконечные терзация Свиньи-Раскольникова), но после всего пафоса и понтов, она очень быстро слилась в ноль.

*сюжетная ветка с интригой кто и зачем строил Мост осталась ружьем Бондарчука

*у Рейнольдса вскольз проскочила очень интересная находка — если аналоговнетное оружие, переданное через Ауру, ломает пространственно-временную матрицу Вселенной, то что остается там, за этой матрицей? Но он ее решил не развивать, свернув на довольно банальный уже для своего времени сюжет «параллельных вселенных»

Оценка: 6
– [  0  ] +

Иван Бунин «Тёмные аллеи»

vorpol, 24 августа 16:49

Собственно по этому произведению я наконец-то смог сформулировать для себя, почему мне так не нравится русская классика. И причина даже не в личностях авторов (они, судя по международному признанию, были профессионалами своего дела), а в том, что они отзеркаливали — инфантильность как ключевую скрепу Российской Империи. Подавалось это под модным тогда соусом «фатализм» или даже «служение», но суть же не меняется? Чем бы в 60 лет мог заниматься бывший помещик элитного происхождения в США, например? Мог бы попробоваться на судью или шерифа (выборные должности уже тогда). Чем он занимался в РИ? Стонал про судьбу-злодейку и глушил «менделеевку», вспоминая что вот при Петре 1-м жизнь-то была.

Вот и здесь — казалось бы, есть все возможности героям хотя бы пообщаться про прошлое или например, вложиться паем в эту таверну, но что делает Русский Дворянин? Становится в позицию Кисы Воробьянинова и с пафосом героя анекдота «чтобы я из авиции ушел» велит подать лошадей. Скатертью дорога.

Лично для меня ситуация в рассказе еще и аллюзия на отношения царя-батюшки (ТМ) и тяглового люда годиков этак до 1880х, когда народ стал прозревать и менять свое отношение к Бацьке. Народ слепо верил в богоносцев, а номерным Санькам да Колянам гордость и скудоумие не позволяли провести минимум реформ.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Андреас Эшбах «Солнечная станция»

vorpol, 18 августа 06:29

Данный продукт (книгой его назвать не могу) является для меня, пожалуй, рекордсменом и сразу в двух категориях.

Я пытался дочитать эту книгу раз шесть, наверное. Первый раз, прочитав три главы, забросил ее с реакцией «да ну нафиг». Затем прочитал хвалебные комментарии на ФЛ, попробовал еще три главы. Опять плевался, прочитал пафосные отзывы в другом месте, решил попробовать снова... и вот так, плюясь, я ел этот кактус. В принципе, насторожиться стоило еще тогда, когда в самом начале, месте где авторы пыжаться из всех сил, чтобы подцепить внимание читателя на крючок сюжетной завязки, нам вывалили... сцену шпили-вили в невесомости. В детективе. Ну а что — типа встречайте Леннарда, специалиста по жарке блинчиков и японок.

Ну а теперь сладенькое. Любая фантастика существует в рамках очерченной автором «киновселенной». Это может быть как глобальнейшая космоопера со своим блекджеком и рептилоидами, так и небольшой шажок в сторону от нашей реальности. Чем точнее очерчена вселенная — тем прочнее будет погружение читателя в атмосферу произведения. Все мы знаем примеры пророчеств в фантастических произведениях — роботы, телефоны, компьютеры, ракеты и т.д. и т.п.

Чем же в плане миростроения радует нас этот «шедевр» 1996-го года выпуска? Встречайте:

- в 1999-м НАСА закроют навсегда, США перестанут уметь в космос (Глава 10 в вангованиях идет еще дальше, но должна же быть интрига? :)

- Япония станет лидером космоса, компания Митсубиши запустит эту самую солнечную станцию. В реальности компания Митсубиши не смогла осилить производство захудалого кукурузника — аналоговнета Супержета — ознакомтесь с сагой про целый Mitsubishi Space Jet

- повторение баек про тупое НАСА, затратившее миллионы на бритвы для космонавтов, и джигитский способ бритья чуть ли не кинжалом

- клише про Злые Нефтяные Корпорации. клише про «нефти осталось на 10-15 лет»

- Ну а мякотка «кассандрования» это Глава 10, в которой Эшбах выдал такой поток сознания о ближайшем будущем, что не каждый автор попаданца к Сталину сможет сравнится. При этом результативность попадания такая, что Миллер с его предсказанием о триллионной капитализации «Газпрома» выглядит просто гигантом чревовещания.

И вот на этом фоне автор пытается играть в серьезность и реалистичность, описывая как трудно жарить блинчики или есть вилкой в космосе.

Выйди эта книга в 1980-м, многие вещи смотрелись бы интересно, если не концептуально. Но писать такую клюкву клюквенную в 96-м... позор да и только.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Аластер Рейнольдс «Ковчег спасения»

vorpol, 18 августа 03:19

Главное впечатление о книге — нарушенная целостность мира, придуманного Рейнольдсом. Скорее всего это произошло из-за чрезмерного раздутия объема книги и перегрузки ее МАССОЙ третьестепенных сюжетных линий и спорных, если не взаимоисключающих параграфов. Например:

— с одной стороны, имплантанты, которые силой мысли могут изменять химию организма (!), тело (те самые петушиные гребни, как будто специально придуманные для российского читательского рынка), сопряжение головы профессора Доуля с роботом и т.п. прорывные технологии, но... операция на глазах и лечение лучевой болезни это что-то за гранью медицины 26-го века. Просто вдумайтесь — самая концепция корабля поколений, введенная Хайнланом, основана на постулате, что человеческое тело не переносит циклов разморозки-оттайки как просрочка в третьесортном гастрономе. Во вселенной Рейнольдса этот вопрос решили, создали говорящих свиней-бандитов (!) и профсоюзных обезьян-ремонтников (!!!) но не научились лечить лучевуху и делать трансплантацию.

- корабли на «новых физических принципах», летающие выше скорости света, встройка сознания человека в корабль, альфа-, бета-, гамма- ксерокопии человека, беспилотники всех сортов и размеров, при этом на Ресургеме до сих пор грузы таскают траками а вот водилы-дальнобойщики прямо скопипастены из сериала с Галкиным и Гостюхиным, ну а местное ФСБ в цифровом обществе прежде всего полагается на стукачей и выбивание показаний, как их предки из аналогового НКВД.

- профсоюзы (!!!) Автор же британец, должен быть в курсе что за прошедшие 100 лет сила и значение профсоюзов уменьшилась до нуля (экс-СССР), около нуля (США) и осталась кое-какой разве что во Франции. При этом Новый Копенгаген описан каким-то полицейским государством, где за половину проступков следует расстрел на месте.

- структура общества сочленителей как будто списана с раннего СССР. С одной стороны, постулируется «свобода, равенство, братство», с другой существует жесткое разделение по цвету носимых штанов (С) Кин-дза-дза — тут тебе и Верховный Совет, и более узкое Политбюро, и еще более узкий Центральный Комитет, и совсем узкие фракции троцкистов и т.п. Разве что единоличного отца нации не было, хотя к середине книги Клавейн заполнил эту нишу.

- мотивация поступков и арка персонажей это нечто. Вначале все подаются как маньяк-садист (Скорпион), макиавельщик 90-го уровня (Эйч), Строгая Госпожа (Вальева), Мясник какого-то там астероида (Клавейн), Бессмертный Полоумный Джо (Капитан), а потом начинается бенефис галантности и самопожертвования. Вся первоначальная мотивация и экспозиция забываются, начинается соревнование кто больше пожертвует чего для Общего Дела (ТМ). Ну вот просто НЕ ВЕРЮ в такие 180-градусные повороты на ровном месте ВСЕХ главных персонажей.

- особый приз за логику мотивации получает предводитель слизи ака капитан корабля. Он типа как мучился что когда-то установил свою версию Windows в разум триумвира Сузуки (как-то так) из первой книги, и поэтому был готов самоубить себя весьма извращенным способом (не буду спойлерить как), типа раскаяние о содеянном Страшном Преступлении не давало ему жить уже сотни лет. На предъяву Вальевой что так он убьет 200 тыс колонистов, которых предполагалось запихивать в корабль для эвакуации, капитан честно так ответил «ну это ж не я их убью. Вот Сузуки это иное!»

- начинается заигрывание со СМЕРТНЫМ ГРЕХОМ сериалов — главные герои умирают «необратимой нейросмертью» (цитата из книги), но

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
это неточно. Скади была распылена антиматерией, НО ОКАЗЫВАЕТСЯ нет. Вальева словила прямое попадание по лбу, но ОКАЗЫВАЕТСЯ на пол-шишечки. Хоури и Торн во время ныряния к ингибиторам были вообще спасены прямым включением Deux Ex Macchina

Кроме этого, ружей Бондарчука (С) хватило бы на вооружение армии средней африканской страны:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— эскадра сочленителей, которой Клавейна пугали каждую главу, делась... куда?

- война демархистов и сочленителей, на которую ушла пара начальных глав, закончилась.. чем?

- Сильвестр (Сталонне) который отсветил разок, появился зачем?

- жена Сталонне, на которую Рейнольдс перевел кучу текста в первой книге, во второй книге нужна для...?

- 6 или 8 исправных пушек, которые слили на орбиту в начале книги — на них всем таки наплевать?

- при экспериментах с канистрованным вакуумом (есть олды кто помнит Space Quest?) Маленка превратилась в точку, но был еще псевдовиртуальный помощник Полины какой-то там. Куда он пропал? Был ли он?

Бонусом среди этого всего идет масса заполняющих объем историй про взаимотношения с работниками-обезьянами любовника случайно встреченной Клавером Антуанетты, на чью поднаготную ушло больше места, чем на описание ингибиторских 15 способов уничтожить планету.

Как и с первой книгой трилогии, главая претензия как читателя — у Рейнольдса есть офигенные, крышесносные идеи и концепции наличия отсутствия жизни во Вселенной, технологические ходы, варианты развития обществ НО это все атомизировано и распылено в тексте как золото в океанской воде — оно там есть, но добыть его КРАЙНЕ трудно.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Николай Свечин «Уральское эхо»

vorpol, 17 августа 19:15

Всю серию я стараюсь читать последовательно и с небольшим лагом относительно выхода. Где-то в середине серии детективная составляющая книг стала резко меняться — из интересной, но небывальской шерлокхомщины она превратилась в нудную, но очень реалистичную полицейскую работу по алгоритму:

приехал в губернию

собрал начальство

напугал бумагой из столицы

нашел пяток толковых местных служивых

тряснули скукачей и осведов

сделали «слоника» подозреваемым в местном филиале казанского ОВД «Дальний» (те самые, любители шампанского)

ПРОФИТ!

Читать это довольно скучно и однообразно, но проблема-то в том, что где-то так и выглядит полицейская работа, а не заумный криптоанализ в стиле анекдота про нашедшего в зубах малиновое зернышко Ржевского. В купе с сильнейшей проработкой краеведческой составляющей, серия мутировала скорее в полу-документальные зарисовки из жизни полиции, чем в классический детективный роман. Дедукции 5%, набутыливания 45%, интриг и подстав начальства 50%. Так и стоит к ней относится — краеведческие криминальные зарисовки — и тогда не будет разочарования «Обещали Шерлока Холмса, подсунули Донцову».

Чем же особенно поразила данная книга, кроме иллюстрации безбрежного разгильдяйства и воровства в Империи Французской Булки, так это полноценным описанием реалий сегодняшних, разве что группа тех, кому торговать нельзя но очень хочется, сменило название из «Анонимного общества «Рога и Копыта» (не помню точное название в тексте) на конторки вроде «РосУкрЭнерго».

Оценка: 7
– [  3  ] +

Джеффри Лэндис «Рябь на море Дирака»

vorpol, 17 августа 18:40

Видимо, жюри польстилось на упоминание хиппи, веществ и трипов, поэтому и выдали премию. Иной причиной объяснить внимание к этому произведению не получается.

Террабайты текстов и мегатонны книг фантастики сошлись более-менее на том, что путешествие в прошлое а) маловероятно и б) если возможно — то будут последствия — см. бабочек Бредбери или Дика. Это мы еще не упоминаем зануд от физики вроде Эйнштейна или Планка.

Но вот на арене цирка появляется весь в белом Лэндис, причем одним из обоснований является спорная теоретическая задача про бесконечный отель. От балды вводятся четыре закона путешествий (в стиле таких же спотолочных законов робототехники), хотя если задуматься над последними двумя:

- Невозможно прихватить с собой какой-либо объект из прошлого

- Действия в прошлом не могут менять будущее

то уж очень это попахивает путешествиями в симуляцию, слепок памяти и т.п. виртуальную реальность, а не в пространственно-временной континиум.

Оценка: 4
– [  0  ] +

Николай Свечин «Ледяной ветер Суоми»

vorpol, 17 августа 18:30

Очередной шпионский роман Свечина (у него два основных сюжета — криминальный и шпионский). Как я уже не раз писал в комментах, шпионские на порядок слабее уголовщины (хотя и та в последние годы стала сдавать). В данной конкретной книге автору сложно что-либо предъявить ибо описана полнейшая круговая порука финнов, через которую пробиться практически невозможно.

В конце книги, всегда было интересно почитать про реальные судьбы прототипов героев и главные события, однако тут был неприятный сюрприз — занудное, в худших традициях графомана Исаева, перечисление рот-полков-номеров-деревень финских подразделений, кто куда переходил во время Первой Мировой. ИМХО перебор и неформат.

Судя по комментам, у квасных патриотов французской булки недетски бомбануло за фантомные имперские обиды, а не столько за литературные качества книги.

З.Ы. Не совсем понятным осталось появление в книге камео самого автора в виде одного из чинов военного ведомства. Возможно, Свечину уже опыстыл Лыков и он готовится писать новую серию про пиф-паф-ой-ой-ой во время событий 1914-17 годов с главным героем-однофамильцем имени себя. Увидим, серия уже заползла в 1914-й, развязка скоро.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Тесс Герритсен «Гиблое место»

vorpol, 14 августа 19:29

Я всегда был уверен, что в триллере желательно, а в детективе — обязательно — показывать процесс расследования и выдавать читателю некоторые кусочки пазла.

Но товарищ Герритсен так не считает — в книге про детективов, шерифа, ФБР аж целых ОДНА следственная процедура, когда перед сжиганием трупа гении додумались сверить зубную карту (и это при весьма странных и стремных обстоятельствах гибели). Кроме этого, детективных действий в книге больше нет — все куда-то летают туда-сюда (как кстати оказался рояль из Бостона в виде друга-олигарха ГГ со своим частным самолетом (!), случайным образом оказываются в лесу с главным злодеем (на минуточку — территория штата Вайоминг больше Беларуси, а население всего 500 тыс, из них добрые три четверти живут в столице и на курорте) ну и финальный твист с

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
баллонами газа
это нечто. Вероятность читателю догадаться до него 0.000000000000001%, хорошие детективы так не пишутся.

Из плюсов — довольно бодрый сюжет. Несмотря на то, что автор — женщина, и пишет про ГГ — женщин, в книге нет бесконечных рефлексий, «глубокого внутреннего мира», мнений соседа ГГ и т.п. наполнителей текста.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Джеффри Дивер «Спящая кукла»

vorpol, 13 августа 08:12

Буквосодержащий продукт по задумке идентичный оригинальным книгам Дивера о Райме, но есть ньюанс (с)

Начал читать только потому, что взял в самолет неглядя (думал что пропущенный мною Райм), а когда оказалось что это фуфломицин того же автора но про Денс, было уже поздно, пришлось, пробегая глазами, осилить от скуки.

Задним числом, полностью согласен с отзывом от blade73 — ни интриги, ни сюжета, одни переживания и рефлексии. Даже комментировать нечего — настолько «донной» вышла книга. Сюжетный твист, типа приготовленный напоследок годится разве что для «Мурзилки» ибо читается навылет. Даже странно, что такую халтуру выдал сам Дивер — обычно качество проседает когда оригинальный автор от себя оставляет только имя, запрягая в соавторстве «литературного негра» — как это получилось с поздними Клайвом Касслером или Ли Чайлдом.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Аластер Рейнольдс «Пространство Откровения»

vorpol, 6 августа 03:21

Приступая к циклу я прочитал, что произведения между собой связаны только в рамках одной «киновселенной», так что читать можно как попало. Так и начал. И вот после шедеврального «Разлома Орла» наткнулся на это. Как мне кажется, главной причиной снижения качества книги по сравнению с другими книгами серии стала ее чрезмерная, ненужная затянутость и бросание на полпути некоторых сюжетных линий.

Например, на весьма нужные для сюжета раскопки обелиска ушло меньше текста, чем на никому не нужные полические интриги остро- и тупоконечников Ресургема. На линию с ружьем Бондарчука (С) БедКамедиан — Паскаль — ушло чуть ли не столько же места, столько и на Хоури, при том что последняя один из главных протагонистов, а Паскаль сюжету не нужна от слова совсем (разве что растягивать размер книги и скатываться в мексиканскую мыльную оперу).

Но главное разочарование — на описание центральной идеи суперкомпьютера ака Матрица Годена ушла страница (!) Множество сложных для понимания концепций и интересных идей Рейнольдс сжал как нейтронный тузик грелку. Зато описание павлинов-мавлинов на свадьбе Силвестра... тоже страница, если не более. А описание шпили-вили с Паскаль еще страница.

Папаша и альтер-это Кельвин, на которого ушла добрая четверть книги... правильно... сюжету нужен как холодильник в Арктике. И вот так — страница там, глава тут, и набегает дикий объем книги. Это, конечно, не апофез ухода в перпендикулярное измерение сюжета, как в первой книге о Гиперионе (где ВНЕЗАПНО 50+ страниц уходит на битву при Азенкуре, при том что узнаешь что это была симуляция), но хорошая заявка на лидерство спецолимпиады.

Отдельно отмечу какой-то фетиш вокруг глаз, из-за чего цельность мироописания начинает давать трещину. На дворе 2500е, они там во всю переплюнули даже смелые мечты Рогозина о лунном батуте — занимаются совмещенными сознаниями, имплантантами, копированиями матриц сознания, (о)нанотехнологиями и прочей магией, НО операции на глазах у Сильвестра подаются как уникальные (!!!) Да даже дегенеративная медицина начала 21-го века научилась уже пересаживать части глаз, неужто за 500 лет не добьются прогресса? При том, что... правильно, для сюжета наличие обычного, пиратского (на один глаз) или фасеточного (по тексту) зрения не влияет НИКАК.

Свое видение парадокса Ферми очень понравилось. Скорее всего, отсюда товарищ Цысянь в лучших традициях китайской промышленности «творчески позаимствовал» свою идею «темного леса» — по времени у Рейнольдса фора в шесть лет. Также один бал только за то, что Рейнольдс не скатился в традиционный для коспооперописателей маразм — ГаЛаКтИчЕсКиЕ ИмПеРиИ (при том что на планете сейчас сохранилась от силы одна, и то не надолго), вместо это прописаны четыре (?) фракции, что более-менее правдоподобно. Хотя... вместо империи Рейнольдс всунул читателю Триумвират, существующий в рамках одного плавсредства. Уж не знаю.. кроме Французской революции другие примеры в голову не пришли, то есть это еще более дохлая и неэффективная форма правления чем империи.

Несмотря на эти недостатки, читать все же понравилось. Тем более, что дальше (по годам издания) Рейнольдс сделал гениальную для серийного писателя вещь — не стал тащить героев из книги в книгу (из-за чего стремительно осантабарбилась и скатилась в УГ, например, «Пространство» Абрахама-Френка), а стал описывать события разных уголков и временных периодов придуманной им вселенной.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Аластер Рейнольдс «Пространство Откровения»

vorpol, 28 июля 01:32

Благодаря Нетфликсу («Любовь, смерть и роботы») с Рейнольдсом вскользь не познакомился разве что ленивый, поэтому сюжет его вселенной пересказывать не имеет смысла. Но хочу особо отметить одно сюжетное решение, простое, но гениальное, благодаря которому серия книг не надоедает, не приедается и не скатывается в унылый сериальный shit (да-да, товарищи Абрахам и Френк, я про «Пространство»). А именно — книги существуют в рамках одной Вселенной, но герои и даже текущее время меняется от книги к книге, так что читать можно почти в произвольном порядке. Это здорово, ибо каждая новая книга — непредсказуема, герои могут умереть, застыть в стазисе, стать киборгами и т.д. и т.п. — все то, чего так не хватает в «сериалах».

Научная фантастика подается дозированно, в нужное для сюжета время и довольно неожиданно. Читаешь описание, например, базы на Марсе, только начинаешь думать «ну что за маразм» а Рейнольдс тут как тут, с научно-техническим обоснованием почему было сделано так, а не иначе.

Также отдельное спасибо Рейнольдсу за НЕ упоминание (в прочитанных мною семи книгах) такой банальщины как Императоров и империй. Не знаю, откуда у фантастов такая слабина к этой форме государственного устройства, однако история человечества наглядно демонстрирует что почти все страны (кроме одной большой североазитской) двигаются в развитии дальше 19-го века.

Один бал сниму за недостаточную «рептилоидность» вселенной — найденные трупы пришельцев, это гуманоидообразные, хоть и с глазами на затылке. Хочется чего-то этакого, не Чужих, но похожего. Также, вся сюжеткая закваска Коалиция vs Объединенные уж очень напоминает Механистов-Шейперов Брюса Стерлинга (ну или классическое Белую и Красную розу). Как-то тяжело авторам освоить «тройничок», например, вместо банального стенка на стенку.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Роберт Маккаммон «Корабль ночи»

vorpol, 27 июля 16:43

Карибские дикари против Асов Деница (альтернативное название для продажи в электричках).

Тема «зомби» настолько до безобразия заезжена в западной литературе и кино, как тема «токарь УралВагонЗавода попадает в 1941-й и учит Сталина жизни» в российской. В ней хорошо снимать-писать трэшатину, как этим кормились итальянцы и британцы с их серий фильмов-комедий. Но Маккамон решил выдать серьезный продукт. Что из этого получилось?

Герои как на подбор (для повесточных экранизаций Нетфликса) — бунтарь-либерал, сын банковского олигарха. Сильная и независимая профессорша 25-30 лет (!), летающая на самолете (Индиана Джонс только садился, когда его пилоты прыгнули с парашютом в одном из фильмов). Правильный коп-негр (дело на Ямайке происходит) ну и молчаливый брутальный мужественный Вождь. Для полного флеш-рояля не хватило только ЛГБТ-персонажа, но все-таки книга 1980-го года. В книгах можно и нужно использовать стереотипы, но все четыре персонажа обладают только достоинствами и без недостатков. Тот же шериф мог и должен был брать на лапу в малых количествах, учить закону с использованием дубинки и т.п мелкие выходки, это делало бы его похожим на реального человека, а не папье-маше.

Мотивация и диалоги прописаны шедеврально. Вот примеры:

* обсуждение почему Вождь едет один на лодке:

— Почему ты делаешь это?

— Судьба

* профессорша объясняет что рыбацким корытом лодку не потопить:

— Вы не понимаете, у нее водоизмещение 700 тон отличной стали, она вас раздавит и не заметит

— Уходите, вам пора отсюда.

Зато что Маккаммон разжевал (в прямом и переносном смыслах этого слова) так это расчлененку. Можно было просто указать что мистера А загрызли или миссис Б съели, но автор расписывает что происходило с каждой частью тела почти каждого трупа. Если бы это нужно было для сюжета («оторвали мишке лапу») то ладно, а так создается впечатление что он вместе с зомби смакует человечинку.

В общем, адский треш (в прямом и переносном смыслах этого слова) который читать скучно а местами и противно. Если вам нравится подобная тематика но хочется на порядок лучшего качества — читайте лучше Джо Лансдейла.

З.Ы. Как всегда, отдельный спецприз русским переводчикам «МГИМО финишед». Упоминающийся в книге магазин сомнительного названия «Бакалея для всех» скорее всего в англоязычном девичестве это банальный General Store.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Джо Р. Лансдэйл «Преподобный Джебидайя Мерсер»

vorpol, 21 июля 14:47

Отличная серия но строго для любителей жанра хоррор вестерна и истории as is, ибо в повестях-рассказах очень натурально подана ежедневная жизнь в глубинках Юга США в конце 19-го века. Описывать не буду, ибо легко впечатлимые читатели (и модераторы комментариев) упадут в обморок.

Но, в отличие от товарища Балабанова, чернуха нужна не для чернухи, а потому, что она — часть декораций или сюжета (например, при описании удаленного поселка рудокопов не стоит ожидать что шахтеры в свободное время музицируют и дискутируют о прочитанном Достоевском).

З.Ы. Преидущий комментатор читал явно не глазами, поэтому отвечаю на его вопрос «В общем, на какие средства воин света приобретает серебро для пуль, коней, очередной тираж библий, не говоря уже о поесть — выпить — переночевать, топливе для транспортного средства — остаётся тайной, покрытой мраком». Занимательно, в первой же (по написанию) повести объясняется история Джеба и упоминается, что он — бродячий проповедник — т.е. читает лекции и победе мирового коммунизма и собирает с населения милостыню. В другой повести описано, что Джеб по приезду всегда идет в салун, чтобы там послушать местных сплетен и затем вкрутить их в проповедь — так прихожане лучше воспринимает «кастомизацию» и больше подает. И пули у Джеба обычные, но он их лично освящал — в общем, читайте глазами и найдете все ответы :)

Цитаты:

а) как Джеб зарабатывает — из ПЕРВОЙ книги «Умереть на Диком Западе»

Преподобный кивнул Калебу, который разглядывал его, не скрывая усмешки.

Обернувшись к шерифу, он продолжил:

— Шериф, я слуга Господа. Путешествую из города в город, несу Его слово.

— И наполняю тарелку для пожертвований, — добавил Калеб.

Преподобный посмотрел на Калеба. Принимая во внимание, что он долгое время именно так и поступал, причин гневаться не было.

— Да, признаю. Я слуга Господа, но, как и вы, должен есть. И, кроме проповеди, я несу еще кое-что — слово Господа нашего и вечное спасение.

+++

Присев, он сразу навострил уши на разговор — по давно заведенной привычке это получалось само собой. Скитаясь по городам и готовясь к службе, он старался подслушивать разговоры вокруг. Иногда это позволяло снабдить проповедь адресным посланием кому-то из прихожан. Случись, скажем, подслушать похвальбу, как кто-то промаслил свой фитилек с чужой женой, он читал проповедь так, что бахвал задумывался, не доносит ли Бог о его грехах проповеднику.

Это было очень кстати, когда доходило до пожертвований. Из-за грехов, кипящих на поверхности (пусть ненадолго), кающиеся не жались, надеясь откупиться от Бога.

б) подготовка оружия к бою — «Дурное знамение»

Преподобный положил перед собой на стол один камень, извлек из ячеек на ремне патроны, вытащил нож и стал прилежно переносить символы прямо на пули. Благо, это не составляло труда — символы представляли собой схематическую фигуру из черточек с завитушками по кругу. За час он нанес символы на двенадцать пуль, после чего зарядил ими оба револьвера.

+++

«Отель для господ»

Я возьму эти щепки и порублю их на мелкие кусочки. А потом возьму пули и перочинным ножом проделаю сверху маленькие дырочки. В них положу кусочки дерева, а потом… — Он вытащил из кармана свечку. — Я залью дырочки с набитой внутрь древесиной воском. И когда я выстрелю, дуб попадет в волков вместе с пулями.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Джо Р. Лансдэйл «Умереть на Диком Западе»

vorpol, 20 июля 04:53

Отличная вещь для любителей такого узкоспециализированного жанра как хоррор-вестерн. Повествование начинается с места в карьер и продолжается очень динамично без рассусоливаний, рефлексий на треть книги или «воды» для заполнения объема книги.

Особо зашли очень... сочные и необычные гиперболы которыми автор пользуется направо и налево. Также радует внимание к мельчайшим деталям, которые дополняют но не мешают сюжету. Расчлененка в книге присутсвует, но она там не потому, что автор наслаждается ею (как некоторые современные российские хоррор авторы), а просто потому что у вендинго есть зубы, а не пистолеты :)

Единственный недостаток — прочитано уже три первых повести в серии, и везде один и тот же супостат — вендиго, как будто других фольклорных бабаек в Северной Америке не хватает :)

Оценка: 8
– [  -2  ] +

Роберт Хайнлайн «Пасынки Вселенной»

vorpol, 14 июля 00:50

За идею собственно корабля поколений — 12 пайков еды из 10. Причем идея работает как «в лоб» — про возможность межзвездных путешествий если разные скип-движки не смогут придумать, так и как аллегория — как на все человечество, так и на отдельные общества — ранний СССР с междвидовой борьбой красных, белых и прочих ну просто идеально подходит.

А вот за техническую реализацию.... Не Лем, конечно, логарифмическими линейками астрокурс никто не прокладывает, но уж очень часто Хайнлайн полагается на бога из машины в прямом смысле слова. Ну и выборочная технологическая деградация (фьюженом управлять умеем, а ножи делает какая-то колдунья из «Ведьмака») как бы натянута на глобус. В «Поселке» Булычева ВНЕЗАПНО при аварии погибли все радисты, а тут при бунте ВНЕЗАПНО погибли все старшие и средние офицеры? (а ведь Хайнлайн служил в ВМС США, и прекрасно знает что иной петти-офицер (аналог сержанта) куда полезнее и башковитие многих офицеров). С мутантами, кстати, все ок — в начале 60-х еще верили что радиация дает много интересных побочных эффектов, так что описанный монстрятник вполне в духе своего времи.

P.S. Недавно появилась возможность и самим оказаться на виртуальном корабле — см. игру Colony Ship 2023-го года. Игра явно создана по мотивам книги, но сюжет проработан гораздо детальнее, т.е. нет маразма где цивилизация может обслуживать двигатели на ядерном синтезе, но не имеет часов или пользуется бумажными книгами.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Дэниел Абрахам, Тай Френк «Война Калибана»

vorpol, 13 июля 00:55

Первая книга в серии очень понравилась, а вторая... если кратко, но она пробита проблемами что та база Ганнимеда марсианскими снарядами.

Если же длинно, то..

- проявилась ахиллесова пята и метка всех говносерий (не важно — сериал, детектив, фантастика) в виде Неубиваемых Персонажей. Ну вот скажите, в чем прикол следовать за квестами этого летающего борделя, если стопроцентно известно, что никто из даже расширенной команды не отправится на планету розовых пони? У авторов был отличный момент прикончить Амоса при захвате команды десантниками ООН, ну или Алекса немного расщепить на атомы во время боя с истребителями. Ну или Бобби пустить на пищу протоплазме.. ан нет — в лучших традициях водевиля все живы-здоровы и даже женятся (!) Как надо правильно писать серии с боями (т.е. где главные герои могут и должны отхватить люлей) — см «Битва престолов»

- сюжетный ход верится вокруг одного из двух Базовых Столпов, так любимых авторами-обитателями дна российской фантастики — Всесильный Вирус (вторым являются попаданцы к Сталину и Горбачеву, но тут авторам не повезло с гражданством, а то бы развернулись). Зомби, блюющие в открытом космосе и не убиваемые ничем кроме чистого кислорода... Мда... каждый раз когда попадается очередной сюжет про «вирусы» думаешь что базальтовый слой маразма уже достигнут, но нет... бурение продолжается и дальше.

- Космодесантники, толпы космодесантиков. Куда ж без любимого атрибута фантастов-примитивистов! В том же фильме «Чужие» 80-х (!) правильно уловили тенденции развития военной доктрины США и в космосе с рептилоидами бились морпехи (десант как таковой из армии США постепенно исчезает ибо неэффективен). Особо порадовала идея что в одном скафандре можно разместить 2000 зажигательных 2см снарядов (!!!).

- даже более фантастичной чем зомби и спин-связь представляется вся ветка про ООН. Книга написана в 2012-м, ООН на тот момент уже лет 15 как являлось организацией-импотентом. Зачем было натягивать ее на глобус, а не придумать что-то более адекватное? Сюда же маразматические интриги Авасареллы (авторы, видимо, открыли для себя Макиавелли и решили поддать перчику в сюжет) которая на минуточку ПОМОЩНИК секретаря ООН. При этом ведет самостоятельную игру а-ля феодал Джон Сноу.

- сюда же добавим адмиралов Земли, которые управляют флотилями как будто они — отдельные боевые единицы а-ля викинг Эрик Рыжий с командой, а не часть единоначального механизма. Вроде как на Земле весьма четкое руководство, а не махновщина и анархия... Но нет, каждый адмирал рулит как ему понравится. На дворе не 25-й (или какой там в книге век), а где-то 12-й (ибо даже при адмирале Нельсоне уже такой фигни не было).

- ну и контрольный выстрел — «замечательный» русский перевод с перлами типа «фибергласовый скафандр» (даже если переводчик «МГИМО финишд» то тупо дословный перевод дает потяный всем «стеклопластик». Как и «роджер вэт» в русскоязычном космофлоте использовали бы как «понял это»)

Оценка: 4
– [  1  ] +

Тед Чан «Истина факта, истина чувства»

vorpol, 30 июня 00:46

После ударного прочтения нескольких вещей господина Чана, он для меня переместился на почетное второе место среди всех фантастов за его умение создать совершенно новый («История твоей жизни», «Выдох») или заново посмотреть на известный уже смысл-концепцию (данное произведение). На первом месте, в отрыве в несколько световых веков, все же Филип Дик, ибо у него не только зашкаливающая концентрация идей и смыслов на сотню слов, но и интересные, динамические сюжеты (+ бонусом блондинки с голой грудью почти в каждом произведении). У Чана все произведения какие-то трагические и обреченные — цивилизация гибнет, ученая разводится и теряет дочку и т.п.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Тед Чан «Выдох»

vorpol, 30 июня 00:42

Писать хорошую, твердую научную фантастику на порядки сложнее, чем выдавать литературосодержащий продукт про бравых космодесантников ВКС. Ибо допускается одно-два глобальных изменения, а дальше новый мир обязан следовать законам логики, физики, здравого смысла. Мистер Чан справился с задачей на отлично — всего лишь одна идея, что вместо химических процессов мир может быть основан вокруг законов Паскаля, а какие далеко идущие выводы и последствия...

В данном случае, номинация на «Хьюго» весьма заслуженная и справедливая (в отличие от последних лет, когда премию дают за твое умение перечислить 72 гендера).

Оценка: 9
– [  2  ] +

Энди Вейер «Марсианин»

vorpol, 27 июня 15:46

После прочтения этой замечательной книги у меня возник только один вопрос — насколько дико она будет читаться лет через 30 когда (надеюсь) НАСА таки долетит до Марса? Ведь у нас есть пример близорукой космонавтики на логарифмических линейках (Лем) или бумажной почты в космосе (Азимов).

Ну а так НА СЕГОДНЯ все выглядит довольно правдободобно, единственное фентезийное допущение, как по мне, так это идея что Китай может вот так за просто так помочь США в трудной ситуации. Тут скорее разумные помидоры с Сатурна снизойдут чем они.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Блейк Крауч «Тёмная материя»

vorpol, 21 июня 01:12

Роман — просто классика выражения «начали за здравие...»

Казалось бы — завязка которая позволяет автору городить буквально ЧТО УГОДНО, хоть динозавров-коммунистов, хоть роботов с приводом на логарифмических линейках (строго по Лему) — ведь одним из постулатов теории множественных вселенных является то, что где-то когда-то возможно все.

Но нет... товарищ Крауч выдал слезливую мелодраму, да так, что постоянно возникали сомнения, читаю ли я фантастику или слезливые романчики Даниэлы Стилл про мускулистых плантаторов и жгучих служанок и собирательниц фасоли.

Автор выдал несколько различных Чигаг: от футуристичного до вулканичного, но забыл такую мааалельнькую деталь, что доллар США будет отличаться в каждом мире. В этой вселенной, в отличие от одной известной азиатской дзюдохерии, в США президетские выборы почти всегда проходят на грани, так что вероятность получить другой набор президентов крайне велика. А одним из давних желаний дем.партии США является заменить ненавистного им Эндрю Джексона на Гариет Табмен на самой ходовой купюре в 20 долларов. Ну и еще вагон и тележечка того, что могло пойти кардинально ИНАЧЕ.

Но нет... доллар США является универсальной валютой во ВСЕХ мультивселенных. Как и Чикаго нифига не изменился (а ведь после Великого Пожара 1871го на город могли забить).

В общем, роман рекомендуется только в тех случаях, если вы — фанат Крауча или это — единственная книга, взятая с собой на необитаемый остров. В других случаях, тема мультивселенных раскрыта на порядок лучше, например, в сериале Fringe аж 2008-го года выпуска.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Альфред Ван Вогт «Завершение»

vorpol, 8 июня 16:59

Вот, собственно, и возможный праотец сюжета для «Терминатора» 1984-го с темпоральными путешествиями, видоизменениями формы и т.п. сюжетными ходами. До «Второй модели» Дика остается еще два года (!)

Немного напрягает постоянное изложение от первого лица — это весьма редко для жанра, особенно в таком количестве. Ну и заумные псевдоходы типа «он проинтегрировал возможные варианты и встроил себя в блок восприятия».

Но с учетом года написания весьма достойная вещь, особенно без маразмов типа логарифмических линеек в космосе (Лем) или роботов, печатающих на машинке (Азимов).

Оценка: 7
– [  -2  ] +

Рэй Брэдбери «Были они смуглые и золотоглазые»

vorpol, 8 июня 16:54

Очень переоцененная вещь. Для начала, Бреберри присоединяется к клубу Лема, Азимова и других любителей анахронизмов с его фразой «ракета доставила свежую газету». Есть фантасты типа Дика или Ван Вогта кто может полностью смоделировать новый мир смыслов, а есть другие, у кого паровоз переносится в 25-й век, только кочегар заменяется роботом, а уголь — урановыми дровами.

Потом начинается такой «свежий» сюжетный ход как атомная бомбардировка США, глобальная война и т.п. Всего лишь пара десятков тысяч произведений с такой фабулой. Думается, читатели 22-го века будут офигевать и изнывать от огромного количества однообразных произведений начала 21-го века в стиле «Они роботы.. они заполонили всю планету» (А.Ревва (С))

Ну и собственно Марс... это просто дичь какая-то из песни «На Марсе яблони будут цвести» — каналы, моря, атмосфера и т.п. Вишенка — коронный ход современных российских фантастов с мутациями человека (и прочей природы) за одну ночь (!)

Оценка: 3
– [  2  ] +

Кир Булычев «Посёлок»

vorpol, 5 июня 00:28

Наконец-то добрался до еще одного романа на своей полке «Почитать».

Хотя я не мог отделаться от мысли, что читаю видоизмененную «Неукротимую планету» (или точнее, «Мир смерти», как он правильно должен переводится на русский), выживальческая часть очень понравилось. Ибо Булычев очень только уловил и описал момент, что если у общества не будет оставаться добавочного продукта на ничегонеделание, а все силы будут уходить только на выживание, то начнется деградация всего и вся, и очень быстро. Почти все сцены, персонажи, истории выживания воспринимаются рельефно и достоверно. Хотя советская фантастика себя где-то да проявила — на чужой планете детям забивают головы годами правления Александра Македонского (!) и длиной р.Брахмапутра. Очень впечатлили дилеммы выживания — идти на поиски «Полюса», разведчиков или охоронять лагерь от шакалов.

А вот где роман просел, как мне кажется, так это во всем что связано с космонавтами. Как и «челюскинцами», которые в глубоком космосе вместо аварийных наборов и оружия ходили с «Анной Карениной» наперевес, так и с троицей прости господи разведчиков. Радиация упала за 20 лет — у Булычева в космос на йоде летают? Корабль 20 лет лежал, никто не удосужился его искать, а тут ВНЕЗАПНО Клавдия озаботилась взорвать его прямо сейчас? Ну а ситуация «среди баб один прораб» настолько глупа что могла бы иметь место где-то в романтических бреднях Даниэлы Стилл (если она писала про космос), но не в довольно серьезном и почти трагическом произведении. Капитанша Клавдия допустила столько ляпов и промахов, что диву даешься как ее вообще в советской косморазведке держали. По степени неадекватности космонавтов произведение можно сравнить разве что с героями «новых» «Чужих» Ридли Скота.

Ну и самый интересный момент — противоречие посылов автора. С одной стороны, имеем идеиалистов в лице Старого, Томаса, Сергеева которые почти пафосно рассуждают о том, что мир Диков будет концом, а вот мир Олегов это как нужно. Поэтому давайте забивать детям головы Индией вместо занятий по выживанию. С другой стороны, где-то в середине от лица автора идет рассуждения, что идеальный мир недостижим, ибо всегда кто-то чем-то будет недоволен, кому-то будет нехватать чего-то и т.п. — ну буквально прямым текстом критика идеи построения общества всеобщего блага через коммунизм. Ибо идея может и хорошая, но вот к живым людям неприменимая.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Фрэнк Герберт «Дюна»

vorpol, 30 мая 01:10

К «Дюне» я подбирался очень давно, прежде всего из-за биографии Френка Герберта, точнее его любви к скажем так, «меланжу».

Итак «Дюна» или как бы я ее назвал после прочтения «Гимн ЛСД». Главное послевкусие после книги, как ни странно — ее вторичность. По порядку:

Многие комментаторы пишут что Герберт поднял вопрос технического или натурального развития человечества... Кто не в курсе, еще в 1953-м Филип Дик написал «Вторую Модель», которая про восстание машин и к чему это приведет (правда, в отличие от Герберта он не пропагандировал вещества как решение). Тем более, что у Герберта натуралистическая цивилизация получилась какая-то странная — ядерное оружие используется (и производится, ибо «90 поколений генетики», т.е. грубо 2700 лет (!) мира Дюны не один заряд не пролежит), летают космические корабли в глубоком космосе, а вот стрелкового оружия, которое известно человечеству из доэлектрической эпохи нет! Как работает тогда ядоанализатор — на шестеренках и гайках?

Идея мироустройства это хорошо знакомая нам Священая Римская Империя, причем времен упадка — тут тебе и Император, и всякие дома-бароны и т.п. Ну ладно Эдмонт Гамильтон застолбил за собой тему космооперы и звездных королей, но почему другие фантасты как мухи на Г слетаются на идею феодального империализма в космосе? Это одна из самых шатких моделей государственного устройства — история человечества тому пример. Опять-таки, в доэлектрическую эпоху человечество уже додумалось до гораздо более эффективных и усточивых форм правления — республик — тут тебе и примеры США и пост-наполеоновской Франции. Отсюда же — из времен СРИ — растут ноги и у пары Харконены — Артридесы. Найдите десять отличий с историей Алой и Белой розы.

Вишенка и контрольный выстрел в читателя это персонаж Пауля, из которого торчат уши дикой смеси историй Иисуса Христа, Лоуренса Аравийского и пещерного исламизма. Это настолько толсто что аж неловко — неужели лень было придумать что-то более оригинальное, чем перенести аравийских дикарей в космос и придумать им прогрессорство? Причем если Харконена и его двор Герберт описывает весьма точно — интриги и заговоры, то фримены прямо-таки сошли со страниц советской пропаганды — все как один люди-идеалисты, готовы терпеть и страдать чтобы на Марсе... Аракисе яблони цвели. Чем закончился такой эксперимент прогрессорства IRL мы все знаем. Отсюда и очень слабый конец книги, прямо из опереточных водевилей — все как один сплотились вокруг вождя и сломали хребет имериализма... Интересно, а Герберт в курсе как в реальной жизни проходили революции и что происходило сразу после (спойлер — революционеры пожирали сами себя — см. Робеспьера, Сталина-Ленина-Троцкого и т.д. и т.п). Ну и как не увидеть в Сардукарах Янычаров? Вот если не знать всех перечисленных персонажей и явлений, то мир Дюны может показаться оригинальным и захватывающим.

Самым разочаровующим фактом для меня является то, что Герберт смачно отписавшись на тему «Кто виноват?» (компьютеры, императоры, гильдия) так и не дал ответа на другой извечный вопрос — «А что делать?», в смысле как развиваться человечеству без машин? Кроме как лопать меланж за обе щеки (это вещество, а не Пауль, и является настоящим главным героем романа), никаких решений не предлагается.

Из действительно оригинальных идей просматривается только черви (кстати, теперь понятно чем вдохновлялись авторы «Дрожь Земли», перенесших червей из Аракиса в Аризону :)

Оценка: 5
– [  8  ] +

Дэн Симмонс «Падение Гипериона»

vorpol, 16 мая 23:19

Наконец-то я отмучился с этим талмудом, большое спасибо изобретению человечества под названием «аудиокнига», иначе освоить этот объем потока мысли было бы нереально.

Высокие оценки на ФЛ... рекомендации сайта... хвалебные отзывы создали завышенные ожидания, в сухом остатке же имеем:

- идеи Фрэнка Герберта «Дюна» (1965), если не Филипа Дика «Вторая Модель» (1953!!!) о войне между человечеством и породившими им машинами. Дик это не высказал, а Герберт прямо показал как будет выглядеть мир без кампутеров.

- Суперстрашила Шрайк, один в один списаный с «Терминатора» (фильм 1984го)

- в тысячный раз перепетая в «новой аранжировке» (как это самонадеянно кажется каждому новому автору) отсылка к Библии, религии, Троице и т.д. и т.п.

- запредельная тупость как общественного устройства человечества (редкий фантаст умудряется не свалится к набившей оскомину реинкарнации Римской империи) и вояк ВКС (хотя, возможно тут Симмонс увидел будущее и сделал пасхальную отсылку :)

- ну и вишенка в голову читателю — добрая половина книги отдана непришейкобылахвостному рассказу о Китсе. Особо доставляют фразы типа «ответственность поэта перед...» При их чтении тут же вспоминалось бессмертное и такое же маразматичное выражение «о руководящей роли КПСС»

В целом, сократи Симмонс книгу на половину, если не на три четверти, вышло бы что-то стоящее. А так могу выдать только половину Шрайка.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Эрик Фрэнк Рассел «Ранняя пташка»

vorpol, 3 мая 21:14

Даже с учетом года издания рука не поднимается сделать скидку и оценить произведение выше. Ибо уже в начале 50-х тот же Дик выдал несколько произведений про игры со временем, петли, возвращение перед отлетом и т.п.

В данном рассказе Рассел уделил огромное количество печатного места таким очень «важным» для сюжета вещам как беготня по джунглям, закутывание корабля маскировочной сеткой (ага, вот они нанотехнологии будущего — человечество летает в гиперпространстве, а корабль прячет как артиллерию во Второй Мировой), какие-то стелс вылазки у детского сада и т.п. бред. Никакой попытки изобразить, а как будет вести себя человечество через 4-6 тыс лет не предпринято.

В целом, проходное произведение без оригинальной мысли-сюжета или их раскрытия. Прочитать в транспорте и забыть.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Себастьян Фитцек «Аэрофобия 7А»

vorpol, 17 апреля 04:46

Идея сюжета, казалась бы, замечательная — психиатра на борту трансатлантического лайнера в Европу принуждают совершить крушение самолета (хотя киноман во мне говорит что Голливуд уже экранизировал подобный сюжет, только там женщина везла тело мужа из Европы).

Но вот дальше начинается самый настоящий треш с излишне чернушными и натуралистическими подробностями, как будто сценарий для фильмов Балабанова. Вот ведь что интересно — американские авторы триллеров и детективов могут запросто «уложить» хоть сотню человек за книгу. Но это происходит и описывается с минимум необходимых подробностей, таже в таких «мясных» по определению книгах как серия про патологанатома Линкольна Райма от Дивера.

А вот европейские авторы (что этот немец, что француз Франк Тевье) любят вносить в свои книги треш и угар ради треша и угара. Поэтому в книге появились псих, помешанный на молоке, ползание по скотобойням, случки в школьных туалетах и т.п. «шедевры» от европейских «мастеров». Любители подобного — налетайте, если сможете.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Меган Голдин «The Escape Room»

vorpol, 15 апреля 18:20

Книга написана бывшей журналисткой Reuters, в центре сюжета — команда ньюйоркских инвест банкиров (в тексте не называется, но подразумевается Goldman Sachs).

Поэтому, читать будет интересно кто работал-пересекался с IB индустрией или работал в смежной с ней — консалтинге (MBB и подобные товарищи). Внутренняя «кухня», интриги, сплетни, дикие обычаи, Бонусный День — все это интересно, но опять-таки, скорее всего не для каждого.

А вот любителям детектива или эскейпизма делать скорее всего нечего. Загадки довольно глупы и туго завязаны на конекст — например, имя обладателя «волосатой лапы» блата можно узнать только когда им делятся в процессе решения загадки главные герои. Загадки ведут в никуда и ничего не решают — они нужны для того, чтобы как-то притянуть линию повествования главной героини. И вот эта вот линия сплошная рука-лицо — мало того, что она нереальна, так еще и написана в дурацком стиле «от первого лица», что затрудняет чтение, так как книга постоянно прыгает между «я взяла» и «Винсент сказал Силви...»

Оценка: 6
– [  2  ] +

Тони Бранто «Гарпун дьявола»

vorpol, 15 апреля 18:14

Стиль произведения напоминает советский мультфильм не самого лучшего качества «Ушастик». Кто не в курсе — в нем изложение «сюжета» шло от лица Зайчика в стиле «А Медведь спросил Лисичку, куда ты идешь. А Лисичка сказала Мишке а пошли вместе» и т.д. и т.п.

Так же и эта повесть — подача сюжета идет от лица Макса, который затем пересказывает что пересказывали и сплетничали другие жители деревни. Фабула в принципе интересная, но вот такая вот подача полностью убивает динамику, и как следствие — снижает накал интриги почти до нуля.

Оценка: 6
– [  -1  ] +

Тони Бранто «Дом с семью головами»

vorpol, 15 апреля 04:45

Единственное новшество, привнесенное автором, проходит из разряда, скажем так, «Нефтликс одобряет», больше других изюминок тут нет.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Тони Бранто «Смерть на фуникулере»

vorpol, 15 апреля 04:40

В этом детективе вы найдете, наверное, один из самых идиотских намеренных мотивов убийства из возможных. В этом, пожалуй, его основная и единственная изюминка.

А так... читать очень скучно — много, чрезчур много болтовни как для герметичного детектива. Не спасает положение даже колоритая мамаша хозяина гостиницы, которая после каждого интервью с подозреваемым смачно комментирует что да как.

Оценка: 6
– [  -1  ] +

Юрий Петухов «Изверги Вселенной. Уфомания»

vorpol, 2 апреля 00:12

Будучи школьником, где-то в одно время мне попались «Мертвая зона» Кинга и «Классификатор пришельцев» Петухова.

Кинга мурыжил не помню сколько, и с тех пор развилась аллергия на его творчество, закрепившаяся в сознательном возрасте.

А вот некоторые иллюстрации и названия типа «рукожоп трехрукорогий» из Петухова хантят меня до сих пор :)

Наверное, Петухов оказался в нужном месте в нужное время — на пороге развала СССР «зашел» школьникам лучше, чем марвелы-манги-аниме-комисксы вместе взятые.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Артур Кларк «Немезида»

vorpol, 31 марта 19:29

Напишу непопулярное мнение. Да, Кларк считается одним из гуру-основателей современной фантастики, но и на старуху бывает проруха.

До этого рассказа я считал, что самое наплевательски-небрежное отношение к темпоральной фантастике «дальнего действия» это Тармашев в его «Древнем». Но это пока не встретилось это произведение Кларка.

Начнем с того, что криокамера полагалась не на внутренний часы-таймер, что логичнее и надежнее, а на оптические датчики с проводами связи (!) Очень «умно», если учесть что бункер фюрера будут гарантированно утюжить «воздушными линкорами», а на оптический датчик по определению что-то может прилипнуть, упасть, птичка накакать в конце концов.

Во-вторых, поразительная вера в «онанотехнологии». Фюрер намеривался поспать 100 лет, а походу дождался момента заката Солнца (!), что случится всего лишь через 7-8 млрд лет. Просто для контекста:

Человеческой цивилизации как мы ее знаем от силы 10 тыс лет (время основания первых городов в Междуречье)

Динозавры вымерли 66 млн лет назад

Современные континенты оформились около 200 млн лет назад

В рассказе написано что Эверест превратился в море, другие горы сформировались, так что это минимум 2 млрд лет спячки. И нам предлагается верить, что технологии, расчитанные на 100 +/-50 лет спячки смогли протянуть миллиарды лет? А какой источник энергии протянет столько — Магический Кристалл Гномов? Да в фентези про ушастых эльфов логики и правдободобности больше на порядки.

Ну и контрольный выстрел — «Прекрасный мир будущего» управляется... как римская империя раннего образца — Советом (!) Выкуси, эволюция человеческой политической мысли.

Кларк хотел показать конфликт устоев и характеров хомо сегодняшнего и хомо из прекрасного мира будущего, но сделал это максимально топорным способом.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Джо Хилл «You Have An Instant Message from Ted Bundy In Hell»

vorpol, 30 марта 22:34

Интересный пример рассказа, где знание контекста является критическим для его понимания и восприятия.

Итак.. Тед Банди это один из самых результативных маньячел США, который кромсал девушек хотя был женат параллельно несколько раз. Ну и далее по тексту все остальное — приколы с бутылированной водой, бумажными долларами и т.п.

В русском варианте рассказ надо переводить что-то типа «Вам телеграмма от Романыча из ада» (с намеком на Чикатило). Вот только много чести маньячел упоминать вне контекста документальных повествований.

Оценка: 4
– [  4  ] +

М. Шейн Белл «Дебетовое сальдо»

vorpol, 29 марта 01:57

Поверхостная шелуха из разряда «со своим уставом в чужой монастырь». То есть, очередной попаданец по собственному желанию (!) попадает на четыре века вперед, и начинает пихать свою мораль — и это не так, и то не это, и вообще все иначе. Автор отдает себе отчет что нельзя судить общество прошлого или будущего по законам-шаблонам общества настоящего?

Из категории рука-лицо:

- сказано что контора дала ГГ шесть дней на уплату долгов. Далее по тексту «он позвонил физиотерапевту-человеку, который приходил к нему раз в неделю....»

- «он не узнал свое тело, которое стало выше на полдюйма». Серьезно? День ходите в кроссовках, вечером без них подошли к зеркалу и не узнали себя

- «робот уселся и занялся чтением документов...» самое идиотское клише, которое еще можно простить современникам Лема, например. Но тут 2000-й год на дворе, уже есть интернет-компании, е-коммерс, Амазон 7 лет в деле, но в представлении автора роботы в 25-м веке (!) будут «работать над документами» как писари при дворе Петра Первого. В 25-м веке роботы вынуждены вручную ходить в библиотеки и копать там данные. Еще раз, рассказ написан в 2000-м году, не 1900-м.

Оценка: 3
– [  1  ] +

Николай Свечин «В отсутствие начальства»

vorpol, 26 марта 03:20

У Свечина два типа романов — криминальные и шпионаж. Криминальные выходят очень даже — интрига, расследования, расчлененка и все такое. Читать интересно и увлекательно. А вот шпионское чтиво, к которому относится и данное произведение, читать утомительно в силу разных причин. Во-первых, больше сочуствия вызывают враги Российской Империи, ибо болото Романовых (благодаря тем же криминальным романам Свечина) представляется просто филиалом ада на Землен. Во-вторых, они банально скучны, все «многоходовочки» и «интриги» сводятся к ловле на живца или пионерским приемчикам в стиле «а давай у все на виду спрячем секретную папку в сейф, а потом спрячемся за штору и будем наблюдать». Ну и этот роман не стал исключением. Свечину уже глубоко наплевать на персонажа и его развитие — буквально одним абзацом описано кто что из его детей и друзей делает. Единственная интрига, которую нагнетает автор — что станет в 1917-м? Станет ли семья Лыковых к стенке? или к стойке иммигрантского бара в Париже? или же сделается подфуражниками новой власти.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Андрей Сенников «Глубина 45»

vorpol, 17 марта 01:29

Перепевка фильма «Бункер» только в норвежских локациях вместо Арденн. Ну и вместо войск союзников — НКВДисты и СМЕРШ (ну а кто еще может быть в российских рассказах-то?).

Если в фильме делался упор на более правдоподобные (если так можно сказать) вещи — как-то видения, помешательство и т.п., но в рассказе чушь оседлала бред и помчалась вдаль — дистанционное вмешательство в акупунктурные точки человека (!) вызывало очень быстрые мутации физического тела — тут тебе и люди-русалки, и натуральные быки в ССовской форме.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Филип Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»

vorpol, 17 января 07:43

Я люблю большинство творчество Дика, и долго подбирался к этой книге.

Однако.. разочарование таки настигло. Вроде как Дик пытался поднять философские вопросы сосуществования людей и машин, но вышло это как-то крайне невнятно. Ввод делириумных персонажей вроде Мерсера только еще больше запутал фабулу произведения.

В плане реалистичности есть бооольшие вопросы, ляпы и сомнения — даже диву даешься, как тот же автор мог написать гораздо более прилизанную «Вторую модель» которая косвенно, но затрагивает ту же тему.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Роберт Шекли «Бремя человека»

vorpol, 30 декабря 2024 г. 16:02

Прочитав рассказ, зашел сюда посмотреть оригинальное название — конечно же, в оригинале это «Бремя человеческого мужчины», а не «Бремя человека» в русской редакции, название в одном шаге от идей шовинизма и прочих -измов. Очередной надмозг от перевода отличился.

Сам по себе рассказ — романтический водевиль, и диаметральная противоположность Шеклевскому же рассказу, где колхозник с Альфы Субары отправился на Землю купить «чистой и настоящей любви», ге-ге.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Филип Дик «Не отыграться»

vorpol, 18 декабря 2024 г. 19:04

Филипп Дик для меня прежде всего один из ведущих фантастов мира, который создал даже не новые идеи.. новые смыслы (та же «Вторая модель» — мать-прородительница всех Терминаторов, роботов и т.п).

И вот настроился в этом рассказе вкусить чего-то необычного, твистового и разрывного. Итак, завязка интересная — фермеры, бродячие цирки и желание гешефта. Экспозиция уже хуже, но сойдет — роботы расползлись, зачем-то зомбируют скот... появление традиционных для Дика Секретной полиции, Войск, и (для внимательных поклонников автора) — девушек без лифчика. Наконец виднеется финал, а там.. облом. Что? Как? Почему? С одной стороны, главного псионика вербует первый бродячий цирк, намекая что иначе... С другой стороны, глава Секретной полиции пофигистически списывает целую планету (!) С третьей, появляется второй корабль который везет мышеловки. Первый корабль, угрожающий всеми карами, вообще исчез с горизонта сюжета... Ну что за бред??

Оценка: 4
– [  1  ] +

Харлан Эллисон «Странное вино»

vorpol, 18 декабря 2024 г. 18:52

Абсолютно никакое произведение на тему «Все познается в сравнении», на какую уже написано террабайты подобных текстов.

Можно было добавить небольшой плот твист, перчинку, чтобы хоть как-то разнообразить убогий конец — типа заснул вечным сном мр. Коу, а просыпается в новом теле, которому в толпе зачитывают приказ N 227, ну или для гурманов — речь «все цели спецоперации будут достигнуты...»

Оценка: 3
– [  1  ] +

Роберт Силверберг «Симбионт»

vorpol, 5 декабря 2024 г. 16:18

Рассказ про космическое чмо:

Первый случай — тебя предупреждали в армии, ты слышал истории из первых рук, но в критический момент...

Второй случай — ты прекрасно знаешь как ведет себя синсим, ты знаешь что он будет сопротивлятся, но в критический момент тебя пробило на достоевщину и ... см первый случай.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Филип Дик «Исследователи»

vorpol, 21 ноября 2024 г. 18:22

При всей моей любви к Филипу Киндрадовичу, рассказ никакой ИБО идея copy/paste человеческого тела зловредными рептилоидами была реализована неким Ф.К. Диком в 1953-м. Схожая идея создания поддельных людей была реализована им же во «Второй модели» (по-моему, 1955) . Так зачем же нужно ТРЕТЬЕ поизведение любомого автора на ту же тему?

Тем не менее, начало было прописано мастерски, интрига была создана. Но вот конец... конец напоминает сериал, который решили закрыть прямо сейчас из-за падения рейтингов, так что что слепили на скорую руку, то и пошло в производство.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Кэтрин Маклин «Изображения не лгут»

vorpol, 20 ноября 2024 г. 17:18

Рассказ для младшей части аудитории «ЮТ».

Раз пришельцев можно рассмотреть только в микроскоп, то они меньше человека как минимум в тысячу раз (170 см -> 1.7 мм).

При этом они летят в одной с нами вселенной, а не нуль-телепортируются или варпятся. Внимание, вопрос — сколько топлива сможет взять корабль прицельцев, и куда он долетит?

Ну и по мелочи... на встречу пришельцев депутата ГосДумы США ака сенатора не допустят на пушечный выстрел — это прерогатива Госсекретаря или Президента.

Ширина радиолуча.. если «рептилоиды» меньше человека в тысячу раз, то поиск такого луча человеком — это искать атом в стогу сена

И т.д. и т.п.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Питер Уоттс «Революция в стоп-кадрах»

vorpol, 17 ноября 2024 г. 23:36

Осилил это со второй попытки с разницей в два года.

Я с большой настороженностью отношусь к произведениям, в которых буквально с первых страниц начинают швырятся огромными величинами (парсеки, миллионы лет) и категориями (Солнце, галактика). Если же вместо стройного повествования начинаются отсылки непонятно к чему («купание в солнце», делириумные рассуждения главной героини в возрасте четырех лет) то почти наверняка дальше читателя ожидает авторская засада. Так и произошло в этот раз.

У многих научных фантастов есть произведения про космическую археологию, упадок цивилизаций, потерю знаний и материалов и т.п. влияние Времени. Но есть ремесленник Тармашев с его «Древним» и вот появился Д«Артаньян Уоттс с кораблем, действующим аж до тепловой смерти Вселенной. У Тармашева обоснование всего — секретные онанотехнологии КГБ-ФСБ, а у Уоттса РАЗ в книге появляется упоминание алмазных носителей данных («Остров Пасхи») на которых хранятся бэкапы бэкапов данных. Как работают механизмы, что будет с самим астероидом при контакте со звездным веществом — сие читателю неизвестно.

Ко всему прочему, в сюжет введены какие-то стреляющие ракетами гремлины (!). Кто это, зачем, почему...

Главная идея — ИИ очень непредсказуем, а давайте ему в пару отправим надзирателей из человека — вполне заслуживает размера рассказа, не больше. Но Уоттс мастерски налил воды про рефлексию, особенности устройства плесени в пещерах, разговоры ни о чем с ИИ и т.д. — в общем растянул на полноценную книгу.

Ну и контрольный выстрел в читателя («вишенка» для гурманов) после всех страданий с текстом — открытый конец.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Альфред Ван Вогт «Этюд в алых тонах»

vorpol, 17 ноября 2024 г. 23:19

Из-за дурацкого названия («спасибо» русским переводчикам надмозговавших английское слово «разлад») долго обходил стороной этот шедевр.

Год написания — 1939 (!) Вдумайтесь, Гитлер и Сталин только-только напали на Польшу, а ван Вогт уже создал весьма крепкое и цельное произведение в стилистике Чужих. При этом, в отличие от даже более поздних писателей, никаким нафталином а-ля курвиметры и бумажные карты (Лем) или роботы печатающие на машинках (Азимов) тут и не пахнет — хоть сейчас экранизируй.

В паре с бойким и интересным сюжетом присутствуют стоящие раздумий мысли про два цикла развития цивилизации и их особенности. На этом и строится интрига сюжета, который развивается весьма правдоподобно — то есть экипаж последовательно (неся потери в процессе) перебрал все решения от очевидных, тупых, легких, нерабочих до сложных и наконец работающих. Как в принципе, и происходит в жизни, есть только остается время и ресурсы добраться-таки до работающей стратегии. Этот момент отлично преподнесен в виде саморефлексии Гроутера что одних только данных и идеи недостаточно для спасения — нужно еще и уговорить, убедить людей. И неизвестно еще что сложнее.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Джордж Г. Смит «Имиджикон»

vorpol, 11 ноября 2024 г. 07:11

Существует вагон и маленькая тележка рассказов про кисельные берега и молочные реки, а этот рассказ первый (хронологически, по крайней мере из прочитанного мной), который гораздо более правдоподобно подходит к теме желаний.

То, что будет подвох, я сообразил на моменте, когда аналоговнетный прибор был прописан в доме у главного героя, жившего в инопланетном аналоге российской деревни — с отхожей ямой во дворе и сараем из трех досок. Твист ожидался, и автор не подвел :)

Оценка: 10
– [  1  ] +

Питер Уоттс «Отчаянная»

vorpol, 9 ноября 2024 г. 17:34

Короткий рассказ, но занял у меня много времени осознать, что не так (в моем понимании, по оценкам видно что многим зашло).

Итак... я рассмариваю фантастику (хорошую, а не треш про впопуданцев или вампиров) как инструмент моделирования будущего, поиска и перебора различных моделей и вариантов. Дик или Стругацкие — кому кто ближе, но они с успехом создавали целые миры, технологии, цивилизации.

Уоттс же даже в другой его книжной серии, топчется вокруг одной даже не идеи, а утверждения — «Нет свободной воли у человека». Хорошо, но что дальше? В фантастике можно и нужно делать допущения («создан WARP движок») и раскручивать сюжет дальше.

Внимание вопрос — что меняется от того, есть или нет у человека свободная воля? Человечество тысячелетиями жило без знания о магнитном поле, потом прикинули что оно на полюсах находится, потом сделали коррекцию от оси. Что-то изменилось? Так и с волей — свободная или нет, но человечество жило с ней тысячи лет. От смены названия, суть поведения не изменится, разницы нет никакой. Разве что для словоблудов типа Дугина.

Ну и бонусом ко всему стиль изложения в виде бреда или белой горячки.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Питер Уоттс «Эхопраксия»

vorpol, 8 ноября 2024 г. 18:29

Автор утыкал цитатами каждую главу в книгах серии, так что и я последую его примеру

«Смешались вместе кони, люди...» АС Пушкин

В описании к Э. сообщалось, что автор упростил книгу для читателя по сравнению с ЛС. Возможно, однако это никак не повлияло на размер и восприятие книги — все такой же трудоусваиваемый кирпич-талмуд. И если в ЛС усваиваемость усложнена количеством введенных научных концепций, то в Э. она усложнена низкой смысловой нагрузкой и событийностью. Добрая первая половина книги ушла на то, что могло бы уложиться в главу. Бонус — сцена, достойная пера разве что российских фантастов, с описанием пердежа (слова из текста) в замкнутом пространстве спасательного челнока. Чрезвычайно важный момент для арки персонажа и раскрытия сюжета.

Концепции введенные в книгу интересны, оригинальны и достойны раскрытия, но они тут же аннигилируются откровенным бредом вроде вампиров и зомби. В кинематографе эти персонажи давно получили статус нишевых и даже трэшевых (особенно зомби), так почему в книгах должно быть по-другому? Уоттс накидал идей из других источников столько, что вместе вместо синергии они создают эффект взаимной аннигиляции. Как-то: человечество смогло построить «Икар» но при этом скатилось до того, что все страны воюют с друг другом? Переход качества в количество, как сказал бы классик марксизма.

Философские рассуждения и рассусоливания тоже весьма спорны. У меня нет претензий по рассуждениям о боге и религии, но вот та же реальная жизнь vs виртуальность уже была обсосана со всех сторон в «Матрице» и террабайтах других книг. Почему Уоттс решил что это так важно-интересно-ново и вторую книгу подряд тратит время читателя на сюжетные драмы с отъездом членов семьи на небеса? Братья-сестры Вачковки закрыли эту тему еще в 1999, а американские фантасты — в 60-х.

Резюме — останься автор в рамках биологии (в чем он судя по всему разбирается), написав что-то типа биологического киберпанка, получился бы шедевр типа «Штамм Андромеда». Ну а так вышла какая-то компиляция идей и отрывков из разных источников.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Питер Уоттс «Ложная слепота»

vorpol, 29 октября 2024 г. 03:19

Не знаю, задумывалось ли это изначально, но... одна из краеугольных идей книги — обилие информации, излучаемой человечеством, может элементарно задидосить иные цивилизации и вызывать в них немотивированное желание напасть. И вот на фоне такой мысли Уоттс обрушивает на читателя терратонны (словечко из книги) каких-то третичных историй, полубредовых цитат, «глубокого внутреннего мира» второстепенных персонажей, мысли вслух ни о чем и т.д. и т.п.

Несомненно — в книге есть очень интересные, передовые идеи о Контакте, о Разуме, о игре в кошки-мышки с «рептилоидами» (пятая личность Банды тянула на отличную саспенс или детективную линию, но...). Но эти крупицы засыпаны глубоким слоем историй про борьбу ГГ с гопниками в школе, его неадекватную мамашу, сексуальную, если это можно так назвать, жизнь и прочее, что раздуло книгу свыше крыши. Все эти «сюжетные линии» можно было смело выкидывать из книги, потеря для восприятия смысла была бы отрицательной (т.е., восприятие книги улучшилось бы без постоянных перепрыгивааний туда-сюда). Ну и сверху толстый-толстый слой рассусоливаний в стиле «тварь ли я дрожащая» про разумность и виртуальность. Для справки — «Матрица» вышла на экраны за 7 лет до написания. А Дик и товарищи описывали подобные идеи еще в 50-х(!)

Апофеозом «твердой фантастики» для меня было введение в сюжет... вампира. Нет, ну вот серьезно. Это не фентези для подростков, это блин книга перед написанием которой автор освоил 144 других книги и кучу научных журналов. И что имеем в итоге — вампира в космосе в 21-м веке... причем с очень серьезным лицом Уоттс псевдонаучно объясняет, как так произошло. Сей подход очень напоминает псевдонаучное объяснение из игры Atomic Heart как в СССР 50-х крутят по радио ремиксы песен Пугачевой и Агузаровой. Интересно, если Уоттс оживил вампиров, то оживил ли он в «Эхопраксии» и их альтер эго — персонажа Уйсли Снайпса aka Блейд?

Резюмируя... есть авторы с высочайшим КПД «новые идеи и смыслы на сотню слов» — Фредерик Браун, Шекли... ну а с другой строны спектра на них взирают словоохоты Уоттс и Симмонс (Гиперион).

Оценка: 6
⇑ Наверх