Михель Маркус Турнер/Michael Marcus Thurner (род. 12 мая 1963) – австрийский писатель НФ и фэнтези.
Родился и живет в г. Вене. После окончания профессионального торгового училища (Handelsakademie) изучал в течение нескольких семестров англистику, географию и историю, собираясь стать учителем, но не завершил обучение. Затем работал охранником в одной из фирм, конюхом, официантом, продавцом в магазине мотоциклетных запчастей и аксессуаров.
Попытавшись писать художественные литературные произведения, в 1998 году занял третье место на конкурсе коротких рассказов имени Уильяма Вольтца (William-Voltz-Kurzgeschichtenwettbewerb) с рассказом «Tod eines Unsterblichen/Смерть бессмертного». В 2001 году опубликовал в рамках серии фэновских публикаций о вселенной Перри Родана роман “Mit den Augen des Mörders/Глазами убийцы” (переиздан десять лет спустя в карманном формате),
а уже с 2002 года писал для издательства “Pabel-Moewig” романы серии “Atlan” (14 томов вплоть до 2007 года),
с 2003 года романы серии “Maddrax” для издательства “Bastei Verlag” (15 томов до 2023 года).
Дальше были романы в основной серии “Perry Rhodan” (около 150 выпусков с 2011 по 2024 год -- как полные тексты, причем многие в соавторстве, так и синопсисы), в побочных сериях этой вселенной (более 30 томов),
в сериях вселенной “Dämonienkiller/Охотник на демонов” (около 50 томов с 2008 по 2025 год),
в сериях “Elfen Zeit/Эпоха эльфов” (2 тома в 2020), “Kahlsack” (2 тома в 2009 и 2011).
Его первый внесерийный самостоятельный роман “Turils Reise/Путешествие Турила” вышел из печати в 2009 году (переведен на польский в 2011).
В дальнейшем к нему присоединились романы “Der Gottbetler” (2013), “Plasmawelt” (2013),
“König in Ketten/Король в цепях” (2015), “Der Unrechte Wanderer” (2015).
Немногочисленные (по сравнению с указанным выше объемом серийных изданий) рассказы писателя (общим числом около 25) практически полностью вошли в состав авторского сборника коротких текстов “Universum in die Tasche” (2023).
На русский язык произведения Михеля Маркуса Турнера не переводились.
17. Следом за миниатюрой австрийского писателя Михеля Маркуса Турнера напечатано небольшое интервью, взятое у него журналом “Nowa Fantastyka” (стр. 65). Интервью носит заголовок:
БОЯТЬСЯ, ИЗУМЛЯТЬСЯ, ВОЛНОВАТЬСЯ
(Bać, dziwić, ekscytować)
«Нова Фантастыка»: В нашей книжной серии как раз сейчас выходит в свет ваш роман "Путешествие Турила". Как вы думаете, что в нем может заинтересовать польских читателей, которые возьмут его в руки?
Михель Маркус Турнер: Я старался показать совершенно чуждую нам, но вместе с тем красочную вселенную. Если голова читателя наполнится множеством необычных впечатлений и образов, это меня порадует.
«Нова Фантастыка»: Что вас больше всего занимало, когда вы писали очередные главы романа?
Mихель Mаркус Tурнер: Противостояние с главным героем книги, Турилом. С самого начала я не испытывал к нему особой симпатии, и мне потребовалось некоторое время, чтобы понять, кто он такой и что послужило поводом для его действий.
«Нова Фантастыка»: Турил… Герой вашей книги -- межгалактический могильщик. Почему вы выбрали ему именно такую профессию?
Михель Маркус Турнер: У героя моего романа унылый характер, и я искал для него такое поле деятельности, которое еще не фигурировало в тематике научной фантастики. Жителю Вены это можно сделать буквально в один шаг – недаром ведь о нас, венцах, говорят, что мы прирожденные декаденты.
«Нова Фантастыка»: Ваша книга рассказывает о зависимости человека от машины, корабля. Вы считаете, что мы действительно очень сильно зависим от окружающей нас техники? Как по-вашему, это серьезная проблема, интересная не только в контексте в научной фантастики?
Михель Маркус Турнер: Научная фантастика на протяжении десятилетий питалась конфликтом человек-машина – и при этом просмотрела тот факт, что окружающие нас механизмы – лишь носители разного рода программ. Матриц мышления, которые в нашей действительности все более и более сближаются с человеческим мозгом. Киберпанк более или менее наметил направление перемен. Нам, однако, придется более интенсивно заняться последствиями развития. Того развития, которого никто тридцать лет назад не мог предвидеть. Мы сегодня словно дети, перешагивающие через порог виртуального мира. А дети могут причинить много вреда, если не будут уметь обращаться с новой игрушкой.
«Нова Фантастыка»: Что для вас самое сложное, когда вы приступаете к написанию нового романа?
Михель Маркус Турнер: Мне всегда приходится силой заставлять себя продолжать писать начатое. Где-то в процессе написания я поддаюсь рутине и теряю интерес к разрабатываемой тематике. Отсутствие мотивации – это для меня нечто ужасное.
«Нова Фантастыка»: Как отреагировали на Турила и его путешествия ваши первые читатели?
Михель Маркус Турнер: Необычная профессия моего героя пробуждает у потенциального читателя интерес. Так оно и задумывалось.
«Нова Фантастыка»: Вы любите встречаться с читателями? Вам не досаждает та популярность, которой вы добились?
Михель Маркус Турнер: Я позволю себе улыбнуться. Я отнюдь не столь популярен. Я могу выйти на улицу, не опасаясь того, что меня окружат и задавят поклонники. Но да, у меня есть контакт с читателями. И я рад слышать критику. Прежде всего ту, в которой содержится рациональное зерно. Но я не из тех, кому нравятся большие и шумные конференции. Охотнее участвую в обсуждениях в узком кругу.
«Нова Фантастыка»: Немецкоязычная фантастика не пользуется в мире широкой известностью. Как вы считаете, кого из пишущих на немецком языке писателя кроме вас стоит переводить и показывать миру?
Михель Маркус Турнер: Должен честно признаться, что в последние годы я мало что читал из научной фантастики – как немецкоязычной, так и какой-то другой. Я предпочитаю самоизолироваться от этого жанра, чтобы сохранить собственную уверенность в себе, как в писателе.
«Нова Фантастыка»: В вашем романе затрагиваются также некоторые философские проблемы. Вы уверены в том, что современные читатели фантастики, для которых все чаще, по крайней мере в Польше, идеалом чтения являются легкая, нетребовательная фэнтези, разберутся в той проблематике, которая поднимается в «Путешествии Турила»?
Михель Маркус Турнер: Я не хочу играть роль учителя с назидательно поднятым пальцем, и я уж совсем не хочу быть тем, кто навязывает свое мировоззрение. Возможно, при чтении романа у читателя возникнет в уме тот или другой вопрос, который заставит задуматься. Но я хотел бы в первую очередь предоставить ему развлечение. Читатель должен бояться, должен изумляться, должен волноваться вместе с героем, с ним решать загадки и терпеть невзгоды. Если мне это удастся, если он отложит книгу, прочитав последнюю страницу, с ощущением удовлетворения – я буду рад. Если книга побудит читателя к дополнительным размышлениям, это еще больше меня порадует. То есть это бонусы для меня как для автора.
16. В рубрике «Иностранный рассказ» размещены три текста.
16.1. Рассказ немецкой писательницы Карлы Шмидт/Karla Schmidt, который в оригинале носит название “Erlösungdeadline” (2010, ант. “Hinterland”), перевели на польский язык под названием “Termin wybawienia/Срок избавления” КАТАЖИНА и МИХАЭЛЬ СОВА/Katarzyna I Michael Sowa (стр. 47–-58). Иллюстрации НИКОДЕМА ЦАБАЛЫ/Nikodem Cabała.
«Главный герой романа – Янус, немощный старый алкоголик, живущий в мире ближайшего будущего, – сбегает из дома престарелых, чтобы связаться с единственным человеком, которого он любит: своей внучкой Лаурой. В этом опасном путешествии ему придется бороться с собственной алкогольной зависимостью, а также с новообразованным культом сальвационистов, к которому присоединилась внучка и который обещает спасти мир от всех несчастий к 2032 году. Текст, технически безукоризненный, читается как довольно горький комментарий к социальному отупению и предупреждение – наш здравый смысл и бдительность могут быть чрезвычайно искажены несчастьем и горем. С другой стороны, из-за отсутствия однозначного решения и многомерности портрета Януса, нарисованного на страницах рассказа, он, этот рассказ, может говорить о проблеме адаптации. Однако, о чем бы ни говорилось в тексте, он отлично читается» (Nivo, сайт “www.unreal-fantasy.pl”).
И это первое появление писательницы на страницах нашего журнала. На другие языки (в том числе русский) рассказ не переводился. В его карточку можно заглянуть ЗДЕСЬ Биобиблиографии Карлы Шмидт на сайте ФАНТЛАБ нет.
16.2. Рассказ американской писательницы Элизабет Бир/Elizabet Bear, который в оригинале носит название “Tideline” (2007, “Asimov’s Science Fiction”. June; 2008, ант. “The Year’s Best Science Fiction: Twenty-Fifth Annual Collection”; авт. сб. “Shoggotths in Bloom”), перевел на польский язык под названием “Przypływy/Приливы” АДАМ ВИХЕР/Adam Wicher (стр. 59--63). Иллюстрации ДАРИИ МАЙ/Daria Maj.
«Умирающий боевой робот Халцедония собирает на безлюдном побережье выброшенные на берег мелкие осколки корабельных аварий, чтобы создать мемориал в память о своих погибших товарищах. На берегу она случайно сталкивается с оборванным мальчишкой Бельведером, и эта встреча изменяет их обоих» (Demetrios, сайт ФАНТЛАБ).
«Халцедон, суперкомпьютер, заключенный в броню специализированной боевой машины, оказывается последним недееспособным членом материнского военного подразделения. Поврежденная и ослабленная машина, столкнувшись с одиночеством и забвением после боя, решает потратить оставшуюся накопленную энергию на уникальный проект. Неожиданно ей помогает маленький мальчик – еще одна жертва войны. Я верю, что трогательный посыл текста никого не оставит равнодушным, даже тех, кто кажется невосприимчивым к любой форме сентиментальности. Это один из лучших рассказов, которые я имел удовольствие прочитать за последнее время» (Nivo, сайт “www.unreal-fantasy.pl”).
И это первое появление писательницы на страницах нашего журнала.
Это один из самых премированных рассказов НФ (“Asimov’s Reader’s Awards”, мемориальная премия имени Теодора Старджона, “Hugo”, номинации на “Locus” и “Bifrost”).
Рассказ переводился на французский и японский языки. На русский язык переводился дважды. В 2010 году его перевела под названием «Береговая линия» К. ПАВЛОВА (ант. «Лучшее за год XXV/II. НФ, космический боевик, киберпанк»), а в 2017 году под названием "Линия прилива" А. ГРУЗБЕРГ (ант. «Лучшая фантастика XXI века»).
Заглянуть в карточку рассказа можно ЗДЕСЬ А почитать о писательнице можно ТУТ
16.3. Миниатюру австрийского писателя Михеля Маркуса Турнера/Michael Marcus Thurner, которая в оригинале носит название “Neulich, bei Otto” (написана летом 2002 года; 2023, авт. сб. “Universum in the Tasche”), перевел на польский язык под названием “Niedawno u Otta/Недавно у Отто” МИХЕЛЬ СОВА/Michael Sowa (стр. 64).
«Коротенький рассказ о встрече людей с инопланетной цивилизацией. То ли пародия, то ли приглашение к раздумью. Получилось нечто не слишком забавное и не слишком умное» (Из читательского отзыва, сайт “Lubimy czytac”).
На русский язык миниатюра не переводилась, ее карточки на сайте ФАНТЛАБ нет. Как, впрочем, нет на сайте и биобиблиографии писателя.
15. В рубрике «Польская проза» напечатаны четыре текста.
15.1. Рассказ “Po’sen. Plaga cudów/Позен. Чума чудес” написал Войцех Шида/Wojciech Szyda (стр. 17—27). Иллюстрации МАРЦИНА КУЛАКОВСКОГО/Marcin Kułakowski.
«События рассказа происходят в глубоко бредовом мире, и рассказанная история восхищает утонченной сюрреалистичностью, ибо автор рассыпает перед читателем концепции-блоки представленного мира, хаотически их смешивая. Он искусно вынуждает его ощутить существование строительных лесов, скрывающихся за этой бессмысленной на первый взгляд вселенной. Кажущаяся случайность наводящих на размышления образов (кающийся грешник симбиотически срастается с живой тканью церковного здания!) раскрывается в аккуратно разыгранном сюжетном повороте концовки. Аплодисментов заслуживают также яркость языка описания и прямо-таки психоаналитически точная вивисекция психики главного героя» (Nivo, сайт “www.unreal-fantasy.pl”).
«Действие рассказа разворачивается в альтернативном варианте Познани, разделенном на три климатические зоны. С некоторых пор здесь происходит довольно странное явление – мертвые люди превращаются в книги. Главный герой по прозвищу Вирус решает разгадать эту тайну. И мир, и сюжет очень изобретательны. Читатель не устает удивляется» (Из читательского отзыва, сайт “Lubimy czytac”).
Позже рассказ вошел в состав авторского сборника “Stroiciel ciszy/Настройщик тишины” (2011).
На русский язык рассказ не переводился, биобиблиографии писателя на сайте ФАНТЛАБ нет.
Надо сказать, что этот известный ныне в Польше писатель дебютировал в журнале “Nowa Fantastyka” в ноябре 1997 года рассказом “Psychonautka/Психонавтка” и к настоящему (имею в виду март 2011 года) времени опубликовал в нашем журнале 11 рассказов и 1 повесть (см. 11/1997, 10/1998, 1/1999 (2), 1/2001, 4/2001, 8/2001, 1/2002, 2/2002, 4/2003, 2/2009, 3/2010). Подробности можно узнать, если пройти в этом блоге по тэгу «Шида В.»
15.2. Опубликованный под дополнительной «плашкой» «Открытие с сайта www.fantastyka.pl» рассказ “Ptaki and Lublinom/Птицы над Люблином” написал Радослав Рак/Radosław Rak (стр. 28--32). Иллюстрации РАФАЛА ШЛАПЫ/Rafał Szłapa.
«“Птицы над Люблином” доказывают, что можно построить чрезвычайно интересную короткую новеллу, с чем у авторов НФ обычно возникают большие проблемы. Читатель, брошенный в совершенно чуждую перспективу таинственного существа, которое, невидимо для мира, питается эманациями человеческой любви, через ряд образов, выразительных в своей символике, достигает более глубокого смыслового слоя текста. Автор не впадает при этом в морализаторство или претенциозность; вульгаризируя язык своей писательской техники, он держит тональность произведения в равновесии, что определенно идет тексту на пользу» (Nivo, сайт “www.unreal-fantasy.pl”).
«Загадочное существо, которое не замечают обычные люди, бродит по Люблину. Однажды оно встречает ворона, который рассказывает о повелителе всех птиц, который может дать ему ответы о его истинной личности. В тексте рассказа царит удивительная, мрачная атмосфера. Увлекательно показан скрытый волшебный мир птиц. Главный герой тоже довольно тревожный и интересный. Жаль, что, к сожалению, сама тайна вполне очевидна. В целом, однако, хорошая история» (Из читательского отзыва, сайт “Lubimy czytac”).
И это первое (но не последнее) появление писателя на страницах нашего журнала. Позже рассказ не перепечатывался, на другие языки (в т.ч. на русский) не переводился. Заглянуть в его скудноватую карточку можно ЗДЕСЬ А почитать об авторе можно ТУТ
15. 3. Рассказ “Krwi/Крови” написал Веслав Гвяздовский/Wiesław Gwiazdowski (стр. 33–36). Иллюстрации ТОМАША НЕВЯДОМСКОГО/Tomasz Niewiadomski.
«Безымянный главный герой рассказа однажды решает утопить город в крови и начинает выполнять свой план, убивая всех, кто попадается ему под руку. И вскоре обнаруживает, что он не одинок в своих взглядах на окружающий мир. Это слабый парафраз ожесточения нашей действительности и, что еще хуже, социальной бесчувственности. Одномерность текста можно было бы сгладить с помощью красочного языка, но и красочность здесь в лучшем случае средняя» (Nivo, сайт “www.unreal-fantasy.pl”).
Это не первая публикация писателя в нашем журнале. Позже рассказ не перепечатывался, на другие языки (в т.ч. на русский) не переводился. Его карточка на сайте ФАНТЛАБ находится ЗДЕСЬ
Биобиблиографии автора на сайте ФАНТЛАБ нет, но кое-что о нем можно узнать, пройдя в этом блоге по тэгу «Гвяздовский В.»
12.1. Рассказ “Tak jest dobrze/Вот и хорошо” написал Щепан Твардох/Szczepan Twardoch (стр. 37—46). Иллюстрации ЯРОСЛАВА МУСЯЛА/Jarosław Musiał.
«Безусловный хит номера. Эта, казалось бы, очередная история о жизни и смерти не раскрывает своей глубины сразу, но в то же время не использует никакой замысловатой символики. И именно в этой простоте посыла, я считаю, и скрывается истинная смысловая сила текста, где дотошность и правдивость описания главного героя делает его почти осязаемым, живым. Это небольшая философская сказка, написанная с большим знанием дела и вкусом на обоих уровнях – лингвистическом и философском. Здесь нет дрянной помпезности, сентиментального экзистенциализма и прочих ловушек, которые поджидают менее опытных авторов, осмеливающихся взяться за подобную тему, и за это Твардоху честь и хвала» (Nivo, сайт “www.unreal-fantasy.pl”).
И это пятая публикация писателя в нашем журнале (предыдущие см. “Nowa Fantastyka” №№ 6/2004, 3/2005, 8/2007, 6/2009).
Позже рассказ вошел в состав авторских сборников писателя "Tak jest dobrze/Вот и хорошо” (2011) и “Ballada o pewnej panience/Баллада об одной девушке" (2017).
Заглянуть в карточку рассказа можно ЗДЕСЬ, почитать о писателе на сайте ФАНТЛАБ можно ТУТ
14. Статья польского писателя и журналиста Адама Пшехшты/Adam Przechrzta, напечатанная на стр. 10–12, носит название:
ЧУДЕСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО, или ЧЕМ ФАНТАСТИКА ОБЯЗАНА МЕДИКАМ-ЭЛЕКТРИКАМ
(Cudowna elektryczność czyli co fantastyka zawdzięcza medykom-elektrykom)
При написании романа "Франкенштейн, или Современный Прометей" Мэри Шелли не озаботилась точным описанием той процедуры, которая привела к оживлению монстра. Принято считать, однако, что это было сделано с помощью электрического разряда. Это убеждение разделяли создатели первой экранизации книги – у них играющий чудовище Борис Карлофф проявляет первые признаки жизни после замыкания через его тело электрической цепи.
Откуда взялось мнение, что электричество может принести пользу здоровью человека? Опыты, сосредоточенные на поиске ответа на этот вопрос, велись давно и в свое время пользовались огромным интересом медицинского мира. Электричество считали своего рода панацеей. Что ж, даже ученые не полностью застрахованы от воздействия на них различных видов моды. Следует также отметить, что принципы, которыми руководствуются медики, не являются ни неизменными, ни свободными от ошибок. Иногда наука полностью пересматривает что-то, что еще недавно считалось само собой разумеющимся. Было время, когда лекари советовали не принимать ванны, считая их смертельно опасными для здоровья. Некогда врачи лечили путем кровопускания. В истории медицины записаны разнообразные эксперименты, которые сегодня считались бы не только странными, но и малогуманными. Как хотя бы попытка анестезии пациентов путем введения эфира... ректально.
Первые исследования о влиянии электричества на здоровье начали проводиться в XVIII веке. 8 августа 1750 года некий Стивен Грей, повесив на шелковых шнурах мальчика в горизонтальном положении, поднес к ногам испытуемого стеклянную наэлектризованную трубку и заметил, что голова мальчика притягивает крошечные и легкие тела из отдаления восьми или десяти дюймов.
Он счел это очевидным доказательством того, что мальчик, приняв электричество от чего-то вроде примитивного конденсатора, полностью наэлектризовался. Следует отметить, что проведение подобного эксперимента в наше время могло бы стоить ему перерыва в научных исследованиях на несколько лет. Наверное, подвешивание кого-то на шнурах, даже если шнуры эти шелковые, не говоря уже о пропускании через его тело электрического тока, обратило бы на него внимание органов, занимающихся защитой правовых норм. Люди ныне относятся к чему-то такому гораздо менее снисходительно.
Подобные действия были повторены в 1754 году французскими учеными дю Фрэ и Нолле (du Fray и Nollet). Согласно описанию, Нолле, поднеся к телу коллеги наэлектризованную трубку, вызвал видимый невооруженным глазом электрический разряд.
Ощущения, которые испытывали подвергшиеся таким экспериментам люди, заставили ученых задуматься, не оказывает ли эта процедура существенного влияния на их здоровье. Они начали совершенствовать применяемые для «электризации» аппараты. И прежде всего, позаботились об увеличении их мощности…
Об электрошоках, или Как вынудить пациента вспотеть и пустить слюну
Еще в 1744 году доктор Кразенштейн (Krazenstein) утверждал, что с помощью электричества вылечил у некоей женщины парализованный палец, однако в течение длительного времени подобные средства не применялись на практике. Ученые наслаждались самой возможностью воздействия электричеством на человеческое тело, не задаваясь вопросом, может ли это воздействие оказать лечебное влияние или нет. Особенно популярными были эксперименты с лейденской банкой (разновидностью конденсатора). Профессор Лейденского университета Питер ван Мусшенбрук (Piter van Musschenbroek) в письме французскому ученому Рене Антуану Реомюру (создателю термометрической шкалы) сообщил, что ни за какие коврижки не повторит опыта, в котором он принял на себя разряд из конденсатора собственной конструкции, так как из-за шока у него пресеклось дыхание и только через два дня он пришел в себя.
Однако нашлись и другие естествоиспытатели -- более смелые. Французский священник Жан-Антуан Нолле (Jean-Antoine Nollet) во дворе королевского дворца в Версале, в присутствии короля и всех его придворных, разрядил лейденскую банку (бутылку), используя в качестве проводника цепочку державшихся за руки двух с лишним сотен гвардейцев.
Как было отмечено, пораженные разрядом гвардейцы подскочили в один и то же миг. Аналогичный эксперимент Нолле провел на подчиненных ему монахах из Шартрского аббатства.
Приняв во внимание, что все монахи (а их было двести) испытали потрясение, мощность разряда была весьма значительной. Вот как раньше люди посвящали себя науке!
Другой экспериментатор -- Ян Генрик Винклер (Jan Henryk Winkler) из Лейпцига, заявил, правда, что после того, как получил удар током, испытал н сильный спазм и у него потекла кровь из носа, но большинство его коллег сочло это сообщение излишне экзальтированным, а описанный эфект приписало сильному возбуждению экспериментатора, а не действию электричества. Были и такие, которые сочли исследователя выдумщиком, аргументируя это тем, что электричество не может причинить вреда, потому что... потому что не может. Некоторые из них с гордостью объявили, что они в подобной ситуации никакого кровоизлияния не испытали, поэтому на длительное время тема вредности электрических разрядов была закрыта. Как видим, риск не отпугивал ученых от экспериментирования. Некий профессор Бозе (Boze) заявил даже, что готов погибнуть от электрического разряда, лишь бы его смерть была зафиксирована в анналах Парижской академии.
На волне этого энтузиазма были снова предприняты усилия по применению электричества для лечения некоторых заболеваний. В Амстердаме Герман Клин (Herman Klin) вылечил женщину от паралича обеих рук с помощью нескольких электрических разрядов, это выдающееся достижение было повторено многочисленными последователями голландского врача. Трудно, правда, сказать, сколько пациентов излечилось от реальных болезней, и сколько от мнимых недугов.
В то же время проводились немедицинские исследования. Кроме всего прочего, было установлено, что жидкость в электрифицированных трубках движется быстрее, чем в тех, которые не подвергались воздействию тока. Некоторые врачи заявили, что то же самое относится и к пациентам, кровь в их венах течет быстрее под воздействием электричества. Хотя в настоящее время было бы трудно провести подобный опыт, не подлежит сомнению, что подключение пациента к источнику электрического тока может существенно стимулировать кровь. Упомянутый выше Нолле также заявил, что систематически повторяющиеся электрические удары ускоряют частоту дыхания. Стоит отметить, что на этот раз французы провели свои исследования на животных.
Увлекшись экспериментами коллег, итальянский врач, некий Пивати (Pivati), подверг соответствующему курсу лечения страдающего ревматизмом архиепископа Донадени. Лечение состояло в том, что пациент держал в руке наэлектризованный стеклянный сосуд с лекарствами. Этот метод лечения довольно быстро распространился, причем часть медиков считала, что стеклянный сосуд может быть плотно закрытым, а другая их часть считала, что только сосуд с проделанными в нем отверстиями позволит больному вдыхать компоненты, содержащиеся в лекарственной субстанции; в конце концов и те и другие пришли к выводу, что лучше всего подвергать воздействию электрического тока не только сосуд с лекарствами, но и пациента. Однако через некоторое время (после проведения множества экспериментов) было доказано, что электрический ток не может переносить активные вещества из лекарств в организм больного. В числе этих экспериментаторов был и знаменитый исследователь электричества Бенджамин Франклин (Benjamin Franklin).
В этой ситуации большинство врачей сосредоточилось на лечении паралитиков с различными, ясное дело, последствиями. В общем, они честно признавались, что вылечили лишь некоторых пациентов, зато всех довели до интенсивного слюноотделения и вогнали в пот. Что ж, наверное и сегодня после удара током мало кто не вспотеет и не пустит слюну.
Неудивительно, что результаты подобных исследований могли привести к раздумьям над использованием электричества в военных целях. Эту тему поднял Жюль Верн в романе «20 000 лье под водой», где капитан Немо располагает винтовками, стреляющими стеклянными капсулами, заряженными электричеством очень высокого напряжения.
Эти электрические пули настолько эффективны, что способны убить любое животное. Также в романе Марка Твена «Янки при дворе короля Артура» содержится описание использования электричества в бою. Иногда эта тема обсуждается и сейчас (например, в игре «Арканум» способный техник может изготовить бьющую током трость или молниемет Теслы).
Электрическая панацея, или о лечении зубов и стимуляции голубиного сердца
Успехи в лечении паралича привели к тому, что лекарская братия начала задаваться вопросом, не могут ли и другие болезни, имеющие в качестве причины ослабление ввиду неправильного функционирования нервов (так это было тогда диагностировано), лечиться с помощью электричества? И да, врачи взялись за лечение больных эпилепсией, которая тогда называлась «болезнью святого Валентина». Первое сообщение об эффективном лечении эпилепсии электричеством датируется 1752 годом. Как можно прочитать в одной из научных работ того периода: «Количество примеров лечения электричеством растет с каждым днем, и никто не заявляет (по крайней мере заявляет очень редко), что такое лечение кому-либо причинило вред». В свою очередь, некий Хаен (Haen), считавшийся одним из лучших врачей XVIlI века, не только исцелял с помощью электричества многих паралитиков, но и отмечал случаи успеха при лечении таких недугов, как глаукома и задержка менструации. Врачи Шеффер и Небель (Schaeffer и Nebel) сообщили о высокой эффективности электрического тока в борьбе с зубной болью, артритом, подагрой и ипохондрией.
Хотя невозможно избавиться от сомнений относительно лечения некоторых из вышеперечисленных болезней, похоже, что ипохондрия могла действительно спадать под воздействием ударов электрическим током. Тот же Небель в 1750 году проводил исследования на сердцах голубя и собаки. Когда положенное на бумагу сердце голубя уже совсем биться перестало, его пробудила электрическая искра, и оно билось дальше еще довольно долго. Точно так же собачье сердце, которое не реагировало даже на раздражение серной кислотой, начинало биться под действием электрического тока. Опыты такого типа породили у многих врачей, а также обычных людей, убеждение в том, что электрическая энергия может «оживлять» даже мертвые органы. Отсюда уже прямая дорога к чудовищу Франкенштейна, хотя стоит вспомнить, что и к дефибриллятору также.
О тяжелой судьбе подключенных к электричеству евнухов и лечении женских болезней
Время от времени исследователи сообщали о новых, сенсационных результатах применения электричества, что приводило к широкомасштабным попыткам проверить результаты экспериментов. Случались забавные ситуации, при которых непосредственно заинтересованным могло быть и не до смеха. Когда Сигурд де ла Фон (Sigurd de la Fond) объявил, что нашел человека, совершенно не реагирующего на электрические раздражители, научный мир взбурлил. Проблема заключалась в том, что этот якобы не реагирующий на электрические импульсы человек оказался евнухом. В странах, где кастратов не было, проводились исследования на животных, а там, где можно было встретить лишенных мужественности певцов, началась охота на евнухов. Все это, ясное дело, во имя науки. Сомнения в этом вопросе развеял, однако, сам де ла Фон, который, проведя еще один эксперимент «на трех итальянским певцах», установил, что на этот раз все они явственным образом отреагировали на электрошок.
Многолетние эксперименты оказались не напрасными. Через некоторое время медики заметили, что нужно адаптировать к человеку мощность тока и лучше начинать лечение со слабых разрядов. В медицинских трактатах того периода отмечено, что сильный разряд может убить животное, однако, учитывая обстоятельства и немалый энтузиазм медиков-электриков, кажется, что не только животные могли падать жертвами чрезмерно усердных экспериментаторов. Также описание некоторых лечений пробуждает ужас. Так, например, для восстановления приостановленной менструации рекомендовалось направлять электрические импульсы с помощью заостренного металлического стержня, который, по необходимости, мог направляться в сторону гипогаструма (нижней части живота) больной женщины. Правда, этот метод рекомендовалось использовать с осторожностью, потому что «и не при всех видах остановки месячных он может быть полезным, и в небрежном или не своевременном применении, весьма вредоносные последствия может повлечь за собой». С этим последним утверждением невозможно не согласиться -- действительно, последствия прохождения тока через низ женского живота могли быть вредными.
В настоящее время мы знаем, что опыты с электричеством послужили развитию не только фантастики, на их основе были разработаны реально действующие лечебные методы, хоть они и не вызывали долгое время особого доверия у пациентов. Учитывая характер исследований, такой подход кажется понятным. А сегодня уже никто не помнит об электризированных мальчиках, висящих в горизонтальном положении, и евнухах, сотрясаемых электрошоком.
Все цитаты, касающиеся исследований электричества, взяты из книги Stefan Stubelewicz “Wpłew elektryczności na ekonomiją zwierzęcą” – Wilno, 1819.