9. В рубрике “Publicystyka” напечатана статья польского журналиста Войцеха Хмеляжа/Wojciech Chmielarz, которая носит название:
ГЕЛИЙ-3, или ПРИЧИНА для ВЫХОДА в КОСМОС
(HEL-3 czyli powód, żeby polecieć w kosmos)
Гелий-3, изотоп гелия, может стать решением энергетических проблем Земли. Однако, чтобы добраться до него, придется полететь на Луну.
Как мы прекрасно знаем, планы колонизации Луны начали готовиться в конце XX века. Концептуальная работа ускорилась после событий 11 сентября 2001 года, когда стало окончательно понятно, что энергетика, основанная на нефти и газе, в силу политической нестабильности стран региона Персидского залива опасна для экономического развития. Поиски альтернативного источника энергии привели к гелю-3, как к единственно возможному средству преодоления нарастающего кризиса. Правда, на Земле он находится лишь в следовых количествах, но зато его много на Луне.
Исследовательскую работу параллельно проводили Соединенные Штаты, Россия, Китай, Индия и Япония. Позже к участию в гонке присоединились Европейский союз и Бразилия. Победили в гонке США, как самые опытные в космических исследованиях, главным образом благодаря тому что в 2018 году вступили в партнерские отношения с Евросоюзом. Второе место заняла Россия. На третьем месте неожиданно закрепилась Индия, опередив сражавшихся с экономическими проблемами Китай и Японию. Под конец 2045 года на Луне у всех вышеупомянутых государств появились базы.
Поначалу добыча и транспортировка гелия-3 производились в мирных условиях. Однако вскоре начали возникать конфликты. В соответствии с Договором о космическом пространстве от 1967 года, космос имел статус, подобный международным водам, и ни одно из государств не могло распоряжаться им, как своей собственностью. Это приводило ко многим инцидентам, в том числе с использованием оружия. Китайцы первыми обстреляли индийский космический корабль в 2090 году. Погибли девять астронавтов и шахтеров. Недоразумение удалось уладить дипломатическим путем. Китай выплатил Индии компенсацию, извинился за применение оружия и демонтировал военные укрепления, что подтвердила инспекция ООН.
Однако эти превентивные действия принесли не тот результат, которого все ожидали. Вместо разрядки напряжения между присутствовавшими на Луне народами, это самое напряжение значительно усилилось. До этого момента о существовании военных укреплений на серебряном шаре лишь догадывались, теперь же оно было доказано. В результате все государства занялись их строительством или доработкой, чтобы иметь возможность оказать отпор в случае нападения. Эскалация вооружения привела к дальнейшим инцидентам (вроде нападения американцев на российский корабль и индийского на европейский). Вспыхнули первая лунная (2111) и вторая лунная (2115) войны. К счастью, в обоих конфликтах военные действия разворачивались только в космосе.
Наконец в 2119 году был подписан Женевский космический договор, который определил раздел поверхности Луны между присутствовавшими там странами. Часть поверхности спутника Земли была оставлена свободной, в качестве территориального резерва для тех стран, которые присоединятся к Лунному клубу в будущем. Что и произошло в 2130 году (Австралия, ЮАР) и 2139 году (Мексика, Индонезия, Канада). Также была создана Организация присутствующих на Луне стран, призванная разрешать возникающие конфликты и споры. С тех пор колонизация Луны и добыча гелия-3 осуществлялись мирным путем, по крайней мере, до колонизации Марса.
Есть зачем лететь
Представленный выше сценарий на данный момент является научной фантастикой, но существуют люди, которые считают, что именно гелий-3 и растущие энергетические потребности Земли заставят нас отправиться в космос и колонизировать Луну.
Что такое гелий-3? Это изотоп гелия. Его ядро содержит два протона и нейтрон. Столь большой интерес к нему обусловлен тем, что его можно использовать в контролируемой термоядерной реакции с дейтерием. Он практически не оставляет радиоактивных отходов. Оптимисты утверждают, что всего двадцати пяти тонн гелия-3 хватит для удовлетворения годовых энергетических потребностей США. По другим оценкам, потребуются 40 тонн гелия-3 для достижения этой цели. То есть это весьма многообещающий источник энергии. Точнее был бы таковым, если бы не тот факт, что запас этого газа на Земле ограничивается всего лишь… 10-ю килограммами. И теперь нам следует поднять голову и посмотреть на Луну.
Работы по термоядерному синтезу ведутся в США с 1951 года. Ученые искали самое безопасное топливо. Гелий-3, открытый в 1939 году, принимался во внимание, но из-за его крайне малого количества на Земле был признан бесперспективным. В 1969 году астронавты программы «Аполлон» обнаружили значительные его залежи на Луне. Ученые, работающие над синтезом, пренебрегали этим фактом вплоть до 1984 года.
Гелий-3 исходит из Солнца и уносится в космос солнечными ветрами. Когда изотоп достигает Земли, атмосфера и магнитное поле защищают нашу планету от его выпадения —отсюда его незначительное количество на ней, в отличие от Луны, лишенной атмосферы и почти не имеющей магнитного поля. На протяжении миллиардов лет Луна подвергалась «бомбардировке» солнечными ветрами, а приносимые ими первоэлементы оседали в лунной пыли. Гелия-3 там достаточно для удовлетворения энергетических потребностей человечества на сотни лет. По оценкам одного из академиков, он может дать в десять раз больше энергии, чем все топливо, добываемое в земных шахтах.
Интересующиеся космическими путешествиями делятся на два лагеря: энтузиастов и скептиков. Первые указывают, что из-за роста населения и сокращения природных ресурсов у людей нет другого выбора, кроме как колонизировать Луну, Марс и другие планеты. Скептики утверждают, что такой сценарий не более, чем фантастика, потому что космические путешествия не имеют под собой экономической подоплеки. Другими словами, в космосе нет ничего такого, чья доставка на Землю оказалась бы в достаточной степени выгодной. Могут ли они ошибаться? В конце концов круг государств, интересующихся гелием-3, отнюдь не мал. В него входят Россия, США, Индия, а Цянь Сэсюэнь, руководитель китайской ракетнокосмической программы, прямо сказал: «Мы предоставим человечеству подробный отчет о гелии-3. Тот, кто первым покорит Луну, получит наибольшую на этом выгоду». Но, к сожалению, проблема гелия-3 не столь проста, каковой кажется.
Сомнения
Проблемы c гелием-3 можно разделить на три вида: политические, технологические и экономические. Начиная с первых: в соответствии с Договором о космическом пространстве, Луна никому не принадлежит и таковой и должна остаться. Трудно сказать, как отреагировали бы государства, если бы одно из них приступило к добыче лунных полезных ископаемых. Наверняка возникли бы опасения, что это лишь прикрытие для размещения на Луне военных объектов (другой вопрос, что трудно сказать, зачем они там нужны). Никакие запреты, искренние или нет, здесь не пригодятся, поскольку не будет возможности контроля. В конце концов сколько стран в состоянии послать в космос инспекторов? Достаточно вспомнить, какой психоз вызвал в США запуск советского «спутника», чтобы представить себе, какое смятение охватит мир при известии о запуске каким-то из супердержав горнодобывающего проекта на земном сателлите. Во-вторых, возникнет риск поставить мировую энергетику в зависимость от гелия-3. Понятно, что тот, кто первой построит свою базу, и будет иметь привилегированное положение при продаже гелия-3. Узнав о планах США по созданию базы на Луне, российский геолог Эрик Галимов заявил: «Выполнение планов НАСА позволят Соединенным Штатам добиться контроля над мировым энергетическим рынком в течение десятилетия, бросив остальную часть мира на колени, как только окажутся исчерпанными запасы углеводородного топлива».
Нейтралитет Луны, его правовой статус, может стать предлогом для того, чтобы торпедировать или по меньшей мере затруднить начало или ведение там добычи полезных ископаемых. Такое положение дел уже давно подвергается критике со стороны Гаррисона Шмитта, последнего из астронавтов, ступавшего по поверхности Луны и ярого сторонника концепции использования гелия-3 в энергетике. По его словам, оно тормозит все усилия по обеспечению топлива для планеты.
Другая проблема – отсутствие технологии проведения термоядерных реакций. В теории все выглядит красиво, а на практике существующие пробные установки потребляют больше энергии, чем производят. Исследовательские работы могут длиться десятки лет.
Перейдем к экономии. Стоимость строительства исследовательской базы на Луне оценивается примерно в 30–50 миллиардов долларов. Одна только посадка на наш спутник обойдется примерно в 10 миллионов долларов. При этом мы пока что говорим только об исследованиях. А сколько денег необходимо потратить на строительство лунной базы, приспособленной для горнодобывающей деятельности, создание транспортных средств с соответствующим оборудованием и парка шаттлов, которые бы доставляли ценные грузы на Землю? Правда, Джеральд Кульцински, директор Института термоядерных технологий (университет Висконсина), подсчитал, что одна тонна этого сырья стоит четыре миллиарда долларов (столько стоит нефть, необходимая для производства такого же количества энергии), и за каждую единицу энергии затраченную на извлечение гелия-3, мы получим 250 единиц. Однако ну и что из того, если все еще нет соответствующего реактора?
И чтобы было еще труднее, надо отдавать себе отчет в том, что ценный гелий-3 отнюдь не лежит на поверхности серебряного шара. Чтобы получить одну тонну газа, надо нагреть 200 тонн лунной пыли до температуры 300 градусов Цельсия. И чтобы это сделать, нужно создать соответствующую инфраструктуру. А это стоит воистину космических денежных сумм. Поговаривают о 200 миллиардах долларов. И это только первоначальные расходы. Так не лучше ли, не проще и не дешевле направить часть этих денег на развитие других технологий, например на разработку более производительных солнечных батарей? Солнечные электростанции в Сахаре весьма всерьез рассматриваются в качестве источника электричества для Европы. Аналогично, впрочем, ветровым станциям в Северном море. Конечно, обе идеи далеки от реализации, но кажутся менее затратными и более реальными, чем колонизация Луны.
А может, все же полетим?
Несмотря на всякие опасения, круг стран, поглядывающих в сторону Луны, неуклонно расширяется. О базе на спутнике Земли давно уже говорит НАСА, ее строительство должно начаться после 2020 года. Сложно сказать, будет ли этот план реализован, учитывая финансовый кризис. Президент Обама, в рамках своего “New Deal”, выступает за инвестирование зеленых источников энергии, а не в эксплуатацию космоса.
Определенные планы строит также Россия. В ее случае в лунную экспедицию могли бы быть вложены деньги, полученные от продажи нефти и газа, но цены и того и другого резко пошли вниз. Еще год назад аналитики прогнозировали, что что баррель нефти будет стоить до 200 долларов США. В их оправдание следует добавить, что тогда, когда они составляли прогнозы, цена превысила барьер в сто долларов и по-прежнему поднималась. Сейчас баррель стоит 40–50 долларов (по состоянию на апрель).
Из серьезных кандидатов остается Китай, который сам по себе большая тайна. С одной стороны, ему приходится сражаться с экономическим кризисом и его последствиями, с другой – Китай не раз уже всех удивлял.
Остальные кандидаты – это Япония, Индия и Пакистан. Не похоже, однако, что они с экономической и технологической точек зрения в состоянии совершить «лунный прыжок».
И все же есть шанс, что мы отправимся-таки на Луну. На соответствующее решение могут повлиять несколько факторов: гонка сверхдержав, в ходе которой престиж победителя будет так же важен, как и реальные выгоды, технологический прорыв в области как термоядерного синтеза, так и космических полетов, или углубляющийся энергетический кризис, который приведет к активизации работ по лунной экспансии. Однако нужно сразу же отметить, что реальный срок начала использования лунных запасов гелия-3 составляет аж пятьдесят лет. Или всего лишь пятьдесят?
1. Открывает журнал рубрика «Галактический гонец» — короткие сообщения на разные темы, так или иначе касающиеся фантастики (стр. 2–-3). Оглашены номинации на получение премии имени Ежи Жулавского за 2008 год. Утвержден также список номинаций на премию имени Дэвида Геммелла (среди номинантов Анджей Сапковский). Названы лауреаты премии Британской ассоциации научных фантастов и премии имени Филипа Дика. Исполняется 70 лет величайшему американскому издательству комиксов “Marvel”. Анонсировано оглашение списка номинантов на премию имени Януша Зайделя. Состоится выставка работ польского художника МАРЕКА ТОМАСИКА, издавна сотрудничающего с нашим журналом. После длительной болезни 19 апреля 2009 года умер великий британский писатель Джеймс Грэм Баллард…
2. В рубрике “Publicystyka” под названием “Czarny romantyk. Edgara Allana Poego życie w cieniu śmierci/Черный романтик. Эдгара Аллана По жизнь в тени смерти” напечатана (на зачерненных страницах белым шрифтом) статья польского журналиста Михала Цетнаровского/Michał Cetnarowski (стр. 4—6).
Неплохая, в общем, статья, написанная по случаю 200-летия со дня рождения и 160-летия со дня смерти, но читать ее на этих самых страницах (не говоря уж о переводе) тот еще труд… Да и в читательские знания об указанном замечательном американском писателе и поэте она, пожалуй что, мало чего нового вносит. Российскому читателю я посоветовал бы обратиться вместо нее к книгам Герви Аллена и Андрея Танасейчука, изданным в серии «ЖЗЛ». Вот этим вот…
3. В той же рубрике “Publicystyka” напечатана статья польского журналиста Войцеха Хмеляжа/Wojciech Chmielarz “Hel-3 czyli powód policieć w kosmos/He3, или повод для полета в космос” – об изотопе гелия, который может перевернуть современную энергетику вверх ногами (стр. стр. 8—9). Вернемся…
4. И еще статья в этой же рубрике “Publicystyka” -- польского журналиста Лукаша Журека/Łukasz Żurek “Pora terminatora/Пора терминатора” – о знаменитом цикле фильмов (стр. 10 – 12, 14). Вернемся…
5. Очередная статья Агнешки Хаски и Ежи Стаховича из цикла о польской ретрофантастике носит название “Fotografie astralne z lamusa czyli portret z duchem/Астральные фотографии из чулана, или Портрет с привидением” (стр. 70—71).
Статья ровно об этом – модных некогда поделках: т.н. астральных фотографиях, которыми увлеченно занимались американцы и англичане (в том числе знаменитый физик и химик сэр Уильям Крукс и не менее знаменитый писатель Артур Конан Дойл). В статье нет ни слова о польской «стороне дела», тема соотносится с ретрофантастикой только в какой-то почти неуловимой мере, да и напечатана статья опять же на жутких черных страницах, где читать ее весьма и весьма трудно. Так что оставим-ка мы ее в покое…
6. В рубрике «Рецензии кинофильмов» Ежи Жимовский представляет фильм “Star Trek” (реж. Дж. Дж. Абрамс, США, 2009);
Он же в общем хвалит фильм “X-Men Origins: Wolverine” (реж. Гэвин Худ, США, 2009);
А Пшемыслав Романьский рецензирует фильм “30 Days of Night” (реж. Дэвид Слэйд, США-Новая Зеландия, 2007).
7. Ежи Жимовский представляет читателям журнала DVD с фильмом “Punisher: War Zone” (реж. Лекси Александер, США-Канада-Германия, 2008)
А Павел Матушек – диски с фильмами цикла “Wallace and Gromit” (реж. Ник Парк) (стр. 74).
8. И, как обычно, две рецензии на комиксы (стр. 76). К ним мы вернемся позже.
Июньский номер 2009 года — 228-й «Новой Фантастыки» и 321-й ab ovo редактируют: Павел Матушек/Paweł Matuszek (главный редактор), Мацей Паровский/Maciej Parowski (отдел польской литературы, заместитель главного редактора), Ежи Жимовский/Jerzy Rzymowski (отдел критики и публицистики), Павел Земкевич/Paweł Ziemkiewicz (отдел иностранной литературы), Ирина Позняк/Irina Pozniak и Алицья Рудник/Alicja Rudnik (графико-оформительский отдел), Мажена Покора-Калиновская/Marzena Pokora-Kalinowska (секретарь редакции).
Произошла замена в должности секретаря редакции.
В списке постоянных сотрудников числятся все те же: Михал Цетнаровский/Michał Cetnarowski, Войцех Хмеляж, Павел Дептух/Paweł Deptuch, Люция Грудзиньская/Łucja Grudzińska, Аркадиуш Гжегожак/Arkadiusz Grzegorzak, Ярослав Гжендович/Jarosław Grzędowicz, Агнешка Хаска/Agnieszka Haska, Иоанна Кулаковская/Joanna Kułakowska, Вальдемар Мяськевич/Waldemar Miaśkiewicz, Лукаш Орбитовский/Łukasz Orbitowski, Бартломей Пашильк/Bartłomiej Paszylk, Ежи Стахович/Jerzy Stachowicz, Конрад Валевский/Konrad Walewski, Рафал Сливяк/Rafał Śliwiak и Якуб Винярский/Jakub Winarski.
Тема номера не обозначена.
«Галереи» в этом номере нет, вместо нее печатается реклама.
В оформлении лицевой стороны передней обложки использована работа американского художника-иллюстратора ЭРИКА ВИЛКЕРСОНА/Eric Wilkerson. На внутренней стороне передней обложки напечатана реклама книг издательства “Powergraph”. На внутренней стороне задней обложки размещена реклама книг издательства “Rebis”, на внешней стороне этой обложки напечатана реклама книг Кассандры Клэр.
Тираж номера – 25 тыс. экземпляров. Цена экземпляра – 9 злотых 90 грошей
PUBLICYSTYKA
Michał Cetnarowski Czarny romantyk 4
Wojciech Chmielarz Hel-3 8
Łukasz Żurek Pora terminatora 10
Agnieszka Haska, Jerzy Stachowicz Fotografie astralne z lamusa 70
OPOWIADANIA ZAGRANICZNE
James Morrow Wojna światopoglądów 17
Kij Johnson Ewolucja opowieści o Triksterze wśród psów z Parku Północnego po zmianie 25
Ken MacLeod Kto się boi Wolfa 359? 35
OPOWIADANIA POLSKIE
Szczepan Twardoch Dwie przemiany Włodzimierza Kurczyka 41
Якуб Винярский советует читателям журнала обратить внимание на «триллер с амбициями» американского писателя Пако Альгрена «Дисциплина» (Paco Ahlgren “Dyscyplona”. Przeł. Jan Hensel. “Prószyński I S-ka”, Warszawa, 2009); «Пако Альгрен, любитель и знаток шахмат, квантовой физики, даосизма и банковского дела, написал произведение, стремящееся избежать жанровой классификации. <…> Скажем так, книга читается с интересом. История Дугласа Коула, прозванного Целителем и атакованного разрушительными силами из других, параллельных нашему, миров, которым противостоят могущественные и не менее загадочные опекуны Коула, это также bildungsroman, заставляющий читателя задуматься. Сложная история о внутренней трансформации человека, который потерял все и все приобрел, как в какой-нибудь голливудской сказке. Больше не скажу, чтобы не допустить спойлеров. Но – важное замечание. Когда читатель берет в руки книгу такого рода, он должен осознать две вещи. Никакая из книг не существует в вакууме, каждая является элементом системы, библиотеки. Это во-первых. Во-вторых, от амбициозно задуманной книги можно ровно столько почерпнуть и получить удовольствия от ее прочтения, сколько вы будете в состоянии вложить в нее от самого себя. В этом смысле “Дисциплина” -- весьма требовательный триллер. Триллер амбициозный – для амбициозных читателей»;
Михал Цетнаровский представляет читателям монографию польского исследователя, доктора филологических наук, члена жюри премии имени Е. Жулавского и многократного участника лодзиньских Комиксологических симпозиумов Адама Мазуркевича «О польской научно-фантастической литературе 1990 – 2004 годов» (Adam Mazurkiewicz “O polskiej literaturze fantastycznonaukowej lat 1990 – 2994”. Lódź, 2007); «Книга разделена на две части: “Среди направлений, условностей, стилей”, в которой автор пытается нарисовать широкую картину польской фантастики на рубеже тысячелетий, и “Отдельные явления”, где предпринимается попытка описать творцов, которые, по мнению Мазуркевича, выделяются на кривой “общей тенденции”»;
Иоанна Кулаковская знакомит читателя журнала с романом американского писателя Кристофера Мура «Дурак» (Christopher Moore “Błazien”. Tłum. Jacek Drewnowski. “MAG”, 2009); «роман рекламировался как непристойная и грубовато-веселая история, и это именно так. Причем совсем не глупая, хотя несомая ею мораль и не отличается особой моральностью, а использованную лексику не назовешь тонкой, но, ведь, наверное, никто и не ожидал ничего иного от такого великого насмешника, каким является автор. Так или иначе, измен, заговоров и всевозможных фривольностей читатель в романе выше крыши. <…> Книга не содержит оригинальной информации и тонких наблюдений, но обеспечивает роскошное развлечение»;
Рафал Сливяк в общем хвалит новый роман польского писателя Михала Протасюка «Структура» (Michał Protasiuk “Struktura”. “Wydawnictwo Dolnośląskie”, 2009); «Роман Михала Протасюка — редкий случай твердой НФ в сегодняшней польской фантастике. Автор не углубляется в конвенционные условности, не упрощает представленный мир и не игнорирует современные социальные, экономические и технологические реалии. Эти реалии, он, не впадая в футуристическую крайность, умело экстраполирует в ближайшее будущее нашей страны»;
Войцех Хмеляж также скорее благосклонно отзывается об историческом романе польского писателя Яцека Пекары «Характерник» (Jacek Piekara “Charakternik”. “Fabryka Słów”, 2009); это «обычная, даже типичная, историко-приключенческая фантастика. Сюжетная схема книги кажется живьем вынутой из опубликованного в свое время «Новой Фантастыкой» генератора сюжетов Филипа Хаки. <…> Относительно неплохо написанная, не без юмора, вещь. Чистейшее развлечение, хоть и не самое увлекательное. Для любителей Сарматской Жечи Посполитой, Пекары и энтузиастов язычества»;
Ежи Жимовский рассказывает о романе американского писателя Питера Бретта «Меченый» (Peter V. Brett “Malowany człowiek”. Tłum. Marcin Mortka. “Fabryka Słów”, 2009); в романе представлен «фантастический мир, терроризируемый существами из Бездны. Как только стемнеет, будь то ночью или в очень пасмурный день, в мире материализуются демоны и безжалостно истребляют все живое. Людей защищают руны, сохранившиеся из отдаленного прошлого, но достаточно небольшой бреши в защите, чтобы смерть начала пожинать свой кровавый урожай. В такой обстановке приходится жить троим молодым людям, героям романа. <…> Большим достоинством “Меченого” является тщательно обрисованные реалии, но чем дальше развивается сюжет, тем больше складывается впечатление, что после интригующего начала автор движется в шаге от колеи сюжетных схем, известных из десятков других фэнтезийных историй. Будем надеяться, что Бретт удивит читателей своей оригинальностью в следующих томах…»;
Павел Матушек советует обратить внимание на роман американского писателя Сэма Сэвиджа «Фирмин» (Sam Savage “Firmin”. Tłum. Radosław Nowakowski. “Wydawnictwo Literackie”, 2009); «в последнее время почти все новые книги рекламируются как художественные события, восхитительные бестселлеры или прочие чудеса на палочке, которые ничего особого собой не представляют. К счастью, в потоке фальшивых шедевров время от времени все же появляются какие-то необыкновенные литературные жемчужины, на которые действительно стоит обратить внимание. Одна из таких книг — роман "Фирмин” Сэма Сэвиджа. <…> Это современный философский роман, напоминающий своим горьким юмором классические произведения Джонатана Свифта и Марка Твена. Интересно, что ее автор – настоящий оригинал, 67-летний доктор философских наук, который много чем занимался в своей прошлой жизни, а это его литературный дебют. У него получилась мудрая и интересная книга, блестяще метафоризующая разные виды одиночества и безжалостно открывающую старую экзистенциальную истину, говорящую о том, что люди не могут добиться взаимопонимания, потому что на самом деле хотят лишь того, чтобы другие люди подтверждали их собственные представления о жизни»;
Ежи Стахович сообщает об издании польского перевода очередного (и очень хорошего, по его мнению) тома ретроспективного сборника коротких текстов американского писателя Джорджа Р.Р. Мартина «Ретроспектива. Странствующий рыцарь» (George R.R. Martin “Retrospektywa. Wędrowny Rycerz”. Wyd. “Zysk I S-ka”, Poznań, 2008);
Агнешка Хаска проходится неспешным критическим шагом по завершающим томам трилогии «Войны всплывшего мира» итальянской писательницы Лючии Троиси «Две воительницы» и «Новое королевство» (Licia Troisi “Wojny Świata Wynurzonego. Dwie wojowniczki (t.2), “Nowe królestwo” (t.3). Tłum. Zuzanna Umer. “Videograf II”, 2009); «Второй и третий тома “Войн всплывшего мира” в основном повторяют все элементы первого тома. Это по-прежнему увлекательное чтение, для среднего читателя, с галереей персонажей, которые обычно имеют моральные и прочие недостатки, и с большим плюсом в виде множества некрасивых и мрачных моментов с трупами в главной роли (а в финале даже еще и с “ковром из трупов”). Кроме размахивания мечом, кинжалом и магией, это, прежде всего, история о вальсе с самим собой (и не только в виде дьявольски хихикающего Зверя, завладевшего некогда Дубхе). В результате чтобы победить зло, нужно подойти к делу психоаналитически и для начала расправиться с тенями из собственного прошлого»;
Павел Матушек находит очень интересным адресованный юному читателю роман британского писателя Чайны Мьевиля «Нон Лон Дон» (China Miéville “LonNiedyn”. Tłum. Grzegorz Komerski. “MAG”, 2009); «Книга Мьевиля представляет собой осовремененную вариацию «Алисы в стране чудес»Льюиса Кэрролла. Автор понимал, что в эпоху динамичных видеоигр и постмодернистских фэнтези-сказок нужно сильно постараться, чтобы заинтересовать читателей, поэтому он тщательно продумал структуру своего романа и усовершенствовал ее именно под этим углом зрения. Этот структурный расчет вскоре становится очевидным, но сюжет, разделенный на короткие главы, имеет невероятно быстрый темп и движется вперед настолько быстро, что об этом некогда думать. Однако не только динамичное действие делает всю историю привлекательной: Мьевиль еще раз доказал, что у него неисчерпаемое воображение. Одна идея следует за другой, и почти на каждой странице есть что-то новое -- интригующий персонаж, новые идеи, но также и неожиданные повороты сюжета, ломающие скучные сюжетные схемы. Роман – хорошо скроенное и крепко сшитое развлечение. Он доставляет массу удовольствия при чтении, втягивает, интригует, а главное – избегает банального и клишированного повторения устоявшихся сюжетных шаблонов. Мьевиль в очередной раз показал свой высокий класс» (стр. 65 – 68).
16. В рубрике «Felieton» напечатана статья Ярослава Гжендовича/Jarosław Grzędowicz “Jak leczyć błękitnym światłem/Как лечить голубым светом” (стр. 77).
17. В этой же рубрике размещена статья “Pucu-pucu, chlastu-chlastu”Лукаша Орбитовского/Łukasz Orbitowski, в которой рецензируется фильм “Sauna” (реж. Антти-Юсси Аннила, Чехия-Финляндия, 2008) (стр. 78).
18. В списках бестселлеров за март 2009 года из книг польских авторов находятся книги “Oko Jelenia – Pan Wilków” Анджея Пилипюка, “Charakternik” Яцека Пекары, “Córka lupieżcy” Яцека Дукая (стр. 78).
19. В рубрике «Присланное» названы 38 книг. Интересна их разбивка по издательствам: “Runa” – 2; “Rebis” – 2; “Egmont” – 10; “Fabryka Słów” – 15, “Nor sur Blanc” – 1; “superNOWA” – 1; “Wydawnictwo Literackie” – 2; “MAG” – 3; “Znak” – 2 (стр. 78).
Если вы при чтении «Альдебарана» станете искать классические сюжетные линии, использующиеся в научно-фантастических произведениях, то испытаете сильное разочарование. Луис Эдуардо Де Оливейра (скрывающийся под псевдонимом ЛЕО) торит собственный творческий путь, не оглядываясь на достижения коллег. Обсуждаемое произведение (представляющее собой первую часть его планетарной трилогии) отличается от жанрово чистой научной фантастики, которая в данном случае является скорее фоном для событий, чем сутью повествования. Под покровом приключенческих и социальных сюжетных нитей укрываются наблюдения о сущности человеческой природы и нравственности, которые ясно указывают на то, что даже за миллиарды километров от родной планеты человеку не чужды рознь и безудержное стремление к власти.
В XXI веке человечество разработало технологии, способные превзойти скорость света, и уже к концу века заселило первую подходящую для колонизации планету, находящуюся в созвездии Тельца -- Альдебаран. Спустя несколько лет единственный искусственный спутник планеты, обеспечивающий связь с Землей, выходит из строя. Более ста лет колонисты живут в страхе и изоляции, а их технологическое развитие остановлено. Однажды в деревне Ареа Бланка начинают происходить тревожные явления, которые в то же время являются предвестником катастрофы – деревню уничтожает морской зверь. Единственные выжившие после погрома — пара подростков, которые вместе с биологами, преследуемыми деспотическим правительством, пытаются разгадать тайну загадочного явления. Начинается многолетняя борьба с невзгодами и безжалостными противниками.
Видение чужого мира, созданное ЛЕО, – в особенности многообразие и невероятная оригинальность фауны и флоры – производит огромное впечатление. Графически альбом также безусловно успешен. Благодаря отсутствию каких бы то ни было фейерверков и экспериментов с формой, классическому кадрированию и реалистичности линий комикс воспринимается на совершенно ином уровне, чем, например, истории о космических битвах или героях со сверхспособностями. Можно смело признать, что «Альдебаран» — это среди комиксов произведение того же уровня, что и «Вечная война» Холдемана или «Звездный десант» Хайнлайна в литературе.
Leo “Aldebaran”. Tłum. Maja Kostecka. „Egmont”, 2009 (ЛЕО «Альдебаран». Пер. МАЙИ КОСТЕЦКОЙ. “Egmont”, 2009)