18. В рубрике «Рецензии комиксов» размещены два текста.
18.1. Рецензия Павла Дептуха носит название:
КОМИКСНЫЕ SHITY
(Komiksowe shity)
(Нарочно не перевожу окончательно название, чтобы не потерять рифмованную пару «shity – hity». «А каков конь всякий <сам> видит…» W.)
Сценарист Джон Аркуди зубы сточил на многих комиксах, участвовал в создании таких персонажей, как Маска (киноадаптация с Джимом Керри) и Колючка (Barb Wire) (неудачная экранизация с Памелой Андерсон) и в начале 1900-х годов работал со многими известными линейками, базировавшимися на таких известных брендах, как Робокоп, Терминатор, Хищник, Чужой и Нечто. Следует отметить, что эти адаптации в большинстве случаев были хорошими и идеально вписывались в атмосферу, создававшуюся этими фильмами. Между тем, последнее творение Аркуди «Чужой: душа робота» — одно большое недоразумение.
Сюжет комикса выглядит классическим: горнодобывающая корпорация обнаруживает на одной из планет, предназначенных для терраформирования, древнее сооружение. Проводится тендер на раскопки, и уже «спустя мгновение» появляются археологи, которые, в свою очередь, обнаруживают, что люминесцентные руины инопланетной цивилизации оказывают необычное влияние на колонизаторов. Они также укрывают внутри себя яйца Чужих, которые уже успели «подружиться» с туземцами. А дальше — лишь борьба за выживание и неудачная попытка выявления глубже лежащего содержимого. Аркуди подбрасывает горсть тайн, но не торопится с хоть какими-либо намеками на возможности их раскрытия. Читатель остается разочарованным и раздраженным ощущением своей малости и незначительности.
«Душа робота» — это знак нашего времени. Душные, страшные истории, где возникали вопросы о человечности, где Чужие были не просто единственно явственной целью для пулеметов, отошли на второй план и уступили место простым, нетребовательным, сенсационным историям, переполненным визуальными фейерверками, стригущим купоны на прежней популярности. В настоящее время комиксы о самых эффективных машинах для убийства во Вселенной можно назвать в упрощении «веселыми приключениями людей в мире странных существ».
Самый большой плюс «Души робота» — это рисунки ЗАХА ХОВАРДА, которые местами могут произвести впечатление. В целом, однако, комикс кажется предназначенным самым молодым из читателей, жаждущим быстрого, красиво нарисованного действия и млеющим от восторга перед кинематографическими «Чужие против Хищника». Более зрелые читатели, помнящие такие комиксы как жуткий «Лабиринт», «Привидение» или «Ангелы апокалипсиса» отнесутся к ним полностью пренебрежительно.
И последний кирпичик в этом блоке – заметка о «марвеловском» фон Дэникене, почерпнутая из все тех же материалов сайта «Пан Оптыкон» (Dawid Głownia, PAN OPTYKON, http://pan-optykon.pl запись от 04 октября 2022 года).
ЭРИХ фон ДЭНИКЕН по ВЕРСИИ ИЗДАТЕЛЬСТВА “MARVEL”
(Erich von Däniken według Marvel)
Любопытная история, которую я приготовил на сегодня, может как порадовать, так и огорчить любителей польских комиксов эпохи ПНР – особенно серии «Экспедиция» (она же «Боги из космоса», она же «По Эриху фон Дэникену»).
Так вот, до того, как Арнольд Мостович, БОГУСЛАВ ПОЛЬХ и Альфред Гурный занялись изложением идей Эриха фон Дэникена для немецкого издателя, у американцев уже был собственный комикс, вдохновленный его... хм... скажем так -- теориями.
Комикс был издан издательством “Marvel Publishing”, в частности его импринтом “Curtis Magazines”, под маркой которого издавались помимо прочего черно-белые журналы комиксов, не подпадающие под действие Кодекса комиксов. При всем этом это была разовая инициатива, опубликованная в первом номере журнала "Marvel Preview" в 1975 году.
В выпуск вошли две комиксные истории, вдохновленные теориями фон Дэникена – главная из них «Люди-боги со звезд» (“Man-Gods Beyond the Stars”), основанная на идее Роя Томаса, по сценарию Дуга Мёнха (Doug Moench) с рисунками АЛЕКСА НИНЬО (Alex Niño), и побочная «Боже мой!» (“Good Lord!”), по сценарию Марва Вольфмана (Marv Wolfman) с рисунками ДЭЙВА КОКРАМА (Dave Cockrum), а также многостраничная статья о концепциях фон Дэникена Эда Саммера (Ed Summer) и четырехстраничный список книг, скажем так, околодэникеновской тематики.
Из двух напечатанных в этом выпуске историй мне больше нравится вторая, потому что в ней меньше собственно фон Дэникена, в ней сильно чувствуется атмосфера “EC Comics”, а КОКРАМ рисует так, словно ему было поручено проиллюстрировать «Флэша Гордона». К слову сказать, Вольфман здесь не порет чушь и вполне открыто заявляет, что Будда, Мухаммед, Моисей и Иисус были инопланетянами (или, по крайней мере, их потомками).
Сравнение этих двух комиксов, особенно первого, с тем, что польские творцы и немецкий издатель сделали с фон Дэникеном несколько лет спустя, может быть интересно тем людям, которым нравится «Экспедиция».
В качестве поощрения привожу сканы нескольких страниц.
И еще кое-что из материалов сайта «Пан Оптыкон» (Dawid Głownia, PAN OPTYKON, http://pan-optykon.pl запись от 05 апреля 2022 года), касающееся важной комиксной серии замечательного польского художника и не менее замечательного польского журналиста, журнального редактора, писателя, уфолога и сценариста комиксов.
СПИСОК ЗАГРАНИЧНЫХ ИЗДАНИЙ КОМИКСНОЙ СЕРИИ «БОГИ из КОСМОСА»
(Wykaz zagranicznych wydań serii komiksowej „Bogowie z kosmosu”)
После публикации поста о зарубежных изданиях комиксов из серии «По Эриху фон Дэникену» (она же «Экспедиция», она же «Боги из космоса») мне пришло сообщение с вопросом, есть ли у меня на продажу зарубежные издания этой серии. У меня таковых нет, но вы можете найти их на различных сайтах онлайн-аукционов и в букинистических магазинах. Самая большая сложность — найти их, если вы не знаете названий серий и альбомов. Поэтому я подготовил для вас такой список.
Германия: Die Götter aus dem All
1. Landung in den Anden.
2. Atlantis. Experimente mit Menschen und Monstern.
3. Krieg der Feuerwagen. Report einer Invasion.
4. Revolte der Titanen.
5. Der Untergang von Atlantis. Die Rache der Götter.
6. Als Sodom und Gomorrha starben.
7. Das Geheimnis der Pyramide.
8. Als die Sonne still stand
Испания: Los Dioses del universo
1. Aterrizaje en los Andes.
2. Atlantida. Experimentos con hombres y monstruos.
3. La guerra de los carros de fuego.
4. El motin de los titanes.
5. El hundimiento de la Atlantida.
6. La Destruccion de Sodoma y Gomorra.
Нидерланды: De Goden uit het Heelal
1. Landing in de Andes.
2. Atlantis, Experimenten met mensen en monsters.
3. De brandende strijdwagen. Verslag van een invasie.
Прежде чем приступим к обозрению комиксов в журнале, я оставлю здесь важную (для меня во всяком случае) заметку, почерпнутую опять же из материалов сайта «Пан Оптыкон» (Dawid Głownia, PAN OPTYKON, http://pan-optykon.pl запись от 03 апреля 2022 года).
ИЗДАНИЕ КОМИКСНОЙ СЕРИИ «БОГИ из КОСМОСА» в ЧЕХОСЛОВАКИИ и ее УЧАСТЬ в ДРУГИХ СТРАНАХ
(Czechosłowackie wydanie serii komiksowej „Bogowie z kosmosu” i jej losy w innych krajach)
В детстве я открыл для себя серию комиксов «По Эриху фон Дэникену» (она же «Экспедиция», она же «Боги из космоса») не по порядку. Я начал со второго альбома «Люди и чудовища» (“Ludzi I potwory”), потому что именно его некогда купили мне родители. И хотя мне была интересна дальнейшая судьба Айс и ее команды, на какое-то время мое приключение с серией закончилось на одном этом томе. Несколько позже я обнаружил в местной библиотеке еще четыре выпуска, в том числе и первый, и время от времени брал их читать и перечитывать. Шестой альбом попал ко мне в руки гораздо позже, и я продержался на этом этапе много лет (и в целом это хорошо, потому что последние два тома уже очень слабые).
Ну да ладно, у меня получается сейчас нечто мемуарное, и это совсем не то, о чем я действительно хотел написать. Итак, давайте вернемся к тому моменту, где речь идет о том, что я начал знакомиться с серией со второго альбома. Потому что это правда. Но у меня хотя бы была возможность поискать первый том. Чего не скажешь о гражданах Чехословакии.
«Что? Погодите-ка! Какая Чехословакия?» – спросите вы. Ну, та самая, которая прекратила свое существование в 1992 году. А в 1990 году чехословацкое издательство «Stratos» выпустило первый том серии комиксов "Návštěvnící z kosmu" под названием «Lidé a netvoři». Звучит знакомо? Да. Это был перевод «Людей и чудовищ». Да-да. Издательство «Stratos» приступило к изданию серии со второго тома. Оно также анонсировало следующий том — «Boj o planetu», перевод третьего альбома оригинальной серии. Однако, прежде чем комикс был опубликован, издательство «Stratos» прекратило свое существование. После публикации всего лишь одного комикса.
Впрочем, чехи и словаки находились в достаточно комфортной ситуации... Ну, по крайней мере, по сравнению со шведами, которым тоже достался всего один альбом из серии. Но там серия начала издаваться с пятого тома. Начиная с пятого альбома, серия также издавалась в Дании – однако датчан хватило лишь на два тома. То же самое касается Норвегии и Финляндии.
С другой стороны, в Греции с публикационным циклом обошлись по-божески (хе-хе, потому что сами понимаете, «Боги из космоса», золото комедии). Но в итоге у них получилось три альбома. Впрочем, это на два альбома больше, чем во Франции и Югославии, где был выпущен только первый альбом. В Великобритании вышли четыре, а в Испании и Нидерландах – шесть альбомов. Вот, пожалуй, и все. За пределами Германии серия целиком была издана только в Польше, да и то комплект собрался только спустя много лет, потому что последний, восьмой, альбом изначально не был выпущен. Вообще, рассказы об огромной популярности сериала на мировых рынках – ну... скажем так, несколько преувеличены.
И, наконец, интересный факт, связанный с чехословацким изданием – оно было единственным, кроме польского, с обложкой БОГУСЛАВА ПОЛЬХА и его цветами, потому что основывалось на издании KAW (Национального издательского агентства). В остальных странах издатели опирались на немецкие издания, для которых обложки делали другие художники – не ПОЛЬХ. Только французы, которые сохранили немецкие цвета, но подготовили собственную обложку, немного высунулись. А эти самые цвета тоже интересная тема, но для другого поста.
P.S. Отмечу, что кое-что (а на самом деле довольно много) о БОГУСЛАВЕ ПОЛЬХЕ и его сериале «Боги из космоса» можно узнать, заглянув в этом блоге СЮДА Стоит, право слово, познакомится и со сценаристом этого цикла Арнольдом Мостовичем, открыв тэг ЗДЕСЬ W.
Карла Шмидт/Karla Schmidt (род. 1974) – немецкая писательница НФ, исторических романов и триллеров, литературовед, внештатный редактор и корректор, преподавательница курсов по развитию писательского мастерства.
Родилась в г. Геттингене, ныне живет в Берлине (точнее неподалеку от Берлина). После стажировки в отделе искусств ежедневной газеты “Junge Welt” изучала культурологию, театроведение, историю и теорию киноискусства в Берлине. Преподавала на курсах по развитию писательского мастерства, с 2007 года работала заместителем директора по учебной работе в Гамбургской академии дистанционного обучения.
В 2009 году ее рассказ “Weg mit Stella Maris” (ант. “Lotus-Effekt”, 2008) был отмечен Немецкой премией НФ (DSFP) как «лучший немецкий НФ-рассказ года». (Позже он вошел в состав также жанровой антологии “Die Stille nach dem Ton”, 2912).
Другие НФ-рассказы писательницы печатались в журналах “Albedo One”, “GEE Magazin”, “Nova”, “Clarkesworld”, а также в составе антологий “Hinterland” (2010), “Die Audienz” (2011),
“Spare Rocks” (2011), “Am Ende des Regens” (2014),
“Tiefraumphasen” (2014), “Zwielight 8” (2016),
“The Apex Book of World SF. Vol. 5” (2018), “Clarkesworld Year Ten. Vol. Two” (2019).
Что касается литературы более крупных форм, писательница пока что отдает предпочтение написанию романов в других жанрах. Так еще в 2010 году ею был опубликован психологический триллер “Das Kind auf das Treppe/Ребенок на лестнице”,
за которым последовали историческиe романы “Die Seelenfotografin/Она фотографирует душу” (2010, под псевдонимом Шарлотта Фрайзе/Charlotte Freise), “Kaltes Herz/Наихолоднейшее сердце” (2012, под псевдонимом Шарлотта Фрайзе/Charlotte Freise),
И лишь в 2016 году вышли из печати НФ-романы “Lűgenvögel/Птица лжи” и “Ein neuer Himmel fűr Kana/Новое небо для Каны” (межписательский цикл “D9D – Die neunte Expansion”).
В 2010 году она подготовила для издательства “Wudrack” антологию “Hinterland/Глубинка” – своеобразный литературный эксперимент, для которого 20 писателей написали НФ-рассказы на темы песен Дэвида Боуи.
Интересным экспериментом является также дилогия – графические романы “Hurt Me” (2019) и “Mensch Michael” (2019), в которых использованы основные вехи жизненного пути американского певца Майкла Джексона.
Новейшие работы писательницы – исторические романы “Der Duft der Kirschblűten/Аромат цветущей вишни” (2022) “Im Land der Kirschblűten/В стране цветущей вишни” (2023), изданные ею под псевдонимом Розалия Шмидт/Rosalie Schmidt.
На русский язык произведения Карлы Шмидт не переводились.