6. В рубрике «Powieść/Роман» продолжается публикация романа американского писателя Гарри Гаррисона/Harry Harrison «Bill, the Galactic Hero», который перевел на польский язык под адекватным названием «Bill, bohater Galaktyki/Билл, герой Галактики» АРКАДИУШ НАКОНЕЧНИК/Arkadiusz Nakoniecznik.
На русский язык этот роман под названием «Билл, герой Галактики» перевел в 1990 году В. Фадеев. Почитать о писателе можно здесь Карточка романа тут
Пользуясь случаем, выставляю несколько обложек книжных изданий романа.
5. Рассказ болгарского писателя Любена Дилова/Любен Дилов Иванов, который в оригинале называется «Новогодишна трагедия» (1978, журн. «Антени», № 52) перевела на польский язык под адекватным названием «Noworoczna tragedia/Новогодняя трагедия» ДАНУТА НАЙДЕНОВА-МАТЫСЯК/Danuta Najdenowa-Matysiak. Это уже вторая встреча с замечательным болгарским писателем на страницах журнала (первую см. № 1/1983).
В составе книжного издания этот рассказ впервые появился в 1981 году (ант. «Перпендикулярно време»), а чуть позже в этом же году вышел также в составе уже авторского сборника «Пропуснатият шанс». Вот оттуда, из авторского сборника, его и позаимствовала польская (болгаро-польская?) переводчица. Еще позже, уже в 1988 году, сами болгары перевели этот сборник на русский язык (пер. И. Крыжановский) и издали у себя в Софии, как «Упущенный шанс» в составе незабвенной серии «Библиотека Болгария». (Правда, отдельный этот рассказ русскоязычные читатели могли почитать еще в 1985 году, заглянув в авторский сборник Дилова «Точка Лагранжа», вышедший в указанной серии).
О писателе можно почитать здесь Карточка рассказа тут (тоже требующая уточнений).
И опять же не могу не посоветовать: читайте, думайте, делайте выводы – сами. Ибо тот посетитель, который оставил в карточке отзыв (что-то мне уж больно часто приходится болезненно реагировать на его отзывы), похоже вновь ничего не понял из того, о чем прочитал. Снисходительно похлопывая Любена Дилова по плечу, он отказал ему в оригинальности замысла, обвинил в предсказуемости сюжета и обозвал рассказ стандартной юмореской времен СССР (ну а СССР, спрашивается, тут при чем?). На самом деле, это не совсем так. Или, точнее, совсем не так. Чтобы в этом убедиться, достаточно было глянуть на подзаголовок названного авторского сборника: «Из сочинений моего компьютера» (у-у-п-с, в русскоязычном издании сборника он опущен)… Ну тогда так: достаточно было заглянуть в сам сборник. Дело в том, что Дилов, по идее, не писал эти рассказы, их писал его жутко смышленый компьютер, которому он задавал определенные темы. А там было и задание на детективный рассказ, и на сказку, и на псевдо греческую легенду. И вот такое: «Вот и давай посмотрим сейчас, способен ли ты посмеяться над нашим с тобой общим будущим. <…> Думается, современное человечество устроило бы свою жизнь гораздо разумнее, не пристрастись оно к слепой вере в будущее, научись оно подтрунивать над нашей наивной мечтой о будущем, как о времени, когда, наконец, будут решены все проблемы, техника будет действовать безотказно и вообще все будет так же безотказно прекрасно. <…> Но вернемся к идее, теме, сюжету… Может, перенесемся с тобой на какую-нибудь далекую планету? Идет? Все равно ведь когда-нибудь придется отправиться туда – на Земле человечеству уже тесновато. Пусть это будет рассказ о мудрых исследователях космоса, о могущественной технике, роботах того поколения, которое придумаем мы с тобой. И пусть в нем рассматривается проблема человека и машины, вообще нужно внести побольше атрибутов научной фантастики, той самой, что рисует безоблачное будущее и тем самым морочит головы нашим детям. Покажи все это реалистически, ведь в реальной жизни – и это ни для кого не секрет – трагическое и смешное всегда рядом. А действие пусть происходит под Новый год – этот праздник специально придуман людьми, он как бы символизирует их веру в будущее. «С Новым годом, с новым счастьем!» Все правильно, только давай на сей раз начнем Новый год с отрезвляющей трагедии. Ну же, шевели электронами!» И компьютер шевелит – он придумывает сюжет, в котором, казалось бы, все предсказуемо: ну, подумаешь, сбой в телепортации – два участника обменялись, того не желая, частями тела (и описывает это в утрированно стандартном стиле юморески) – что ж мы «Муху» не видели? (А может быть, кстати, и не видели – в 1978-то году). Но компьютер – тот еще жук, он в стандартный в общем-то сюжет добавляет третьего участника обмена. И вот тут уж точно читателя начинает душить смех. И так с каждым рассказом сборника – тут уже интересно даже не конечное сюжетное повествование, а вот этот вот «поединок» между компьютером и его хозяином. Поэтому совершенно не случайно то, что сборник был переиздан на родном языке еще несколько раз. И, разумеется, вошел в состав одного из томов собрания сочинений.
Это хороший рассказ (и хороший сборник). С этим моим утверждением можно соглашаться, можно не соглашаться, но, я повторяю, не верьте всяким там снисходительным и безапелляционно-поверхностным суждениям: читайте, думайте, делайте выводы – сами…
4. Весьма ехидный рассказ русского советского писателя Владимира Покровского«Шарлатан» (1985, журн. «Химия и жизнь» № 2; 1989, ант. «Перпендикулярный мир»; 2012, авт. сб. «Полет сквозь Солнце») перевел на польский язык под адекватным названием «Szarlatan» СЛАВОМИР КЕНДЗЕРСКИЙ/Sławomir Kędzierski. Это вторая публикация автора на польском языке (годом раньше был опубликован один из его рассказов в журнале "Literatura Radziecka"). Позже "Fantastyka" напечатает еще один (и очень хороший) его рассказ.
В редакторской заметке о нем говорится следующее. «Молодой автор из Москвы. Уже первыми рассказами обратил на себя внимание рецензентов, многие считают его самым интересным из дебютантов первой половины восьмидесятых годов». О писателе можно почитать здесь Карточка рассказа тут.
1. В редакторской колонке Адам Холлянек сообщает о том, что международная «Энциклопедия НФ» фактически подготовлена, определен издатель – венгерская фирма «Mora». Каждая из наций представила около 100 страниц текста. Печататься все это богатство должно на многих языках (т.е. не на многих языках в одном томе, а том на многих языках). Ну и где этот том?..
2. В рубрике «Читатели и “Фантастыка”» -- 41-я «посадка» (Lądowanie XLI). Читатели жалуются на то, что очередные номера журнала совершенно невозможно купить в маленьких польских городках (а подписка на что? – вполне резонно отвечает редакция), требуют кто фэнтези, а кто и чего-то другого, просят не ослаблять внимания к фантастике в кино. Здесь же небольшая черно-белая иллюстрация ЗБИГНЕВА ЛЯТАЛЫ/Zbigniew Latała.
3. Великолепный рассказ американского писателя Джорджа Мартина/George R.R. Martin, который в оригинале называется «Sandkings» (1979, «Omni», Аug.) перевел на польский язык под названием «Piaseczniki/Песочники» ДАРОСЛАВ Е. ТОРУНЬ. Две иллюстрации ЕЖИ КУРЧАКА/Jerzy Kurczak.
Как и прежние публикации Д. Мартина в журнале “Fantastyka” (№ 1-1/1982, № 7/1983), этот рассказ был очень хорошо принят польскими читателями. И немудрено. Ведь рассказ был отмечен сразу тремя ведущими премиями НФ («Хьюго», 1980; «Небьюла», 1979; «Локус», 1980), тут же был переиздан в популярнейших антологиях («Best SF оf the Year» -- ред. Гарднер Дозуа, 1980; «The Best of Omni SF» -- ред. Б. Бова, 1980; «The Best SF of the Year» -- ред. Терри Карр, 1980;
«Nebula Winner 15» -- ред. Ф. Херберт, 1981 и 1982 и др.).
Позже переиздавался вновь и вновь.
В том числе – на польском и других языках.
На русский язык этот рассказ впервые перевел под названием «Короли-пустынники» П. Поляков в 1991 году. О писателе можно почитать здесь. Карточка рассказа тут
Седьмой номер четвертого подписного года журнала «Fantastyka» делает та же команда, которая делала предыдущий номер. Адрес тот же, те же два телефонных номера. Объем журнала, бумага, типография – те же. Tираж журнала 150 тысяч экземпляров. В «Галерее» в этом номере представлена подборка репродукций работ японского художника КАТО НАО ЮКИ (или КАТО НАОЮКИ)/Katoh Nao Yuki (род. 1952), почерпнутых из его дебютного (1981) альбома. Иллюстрации располагаются на страницах 7, 10, 15, 18, 41, 48 журнала и на передней и задней его обложках.
Содержание номера следующее.
Czytelnicy i “Fantastyka”
Lądowanie XLI 3
Opowiadania i nowele
George R.R. Martin Piaseczniki 4
Władimir Pokrowski Szarlatan 20
Luben Diłow Noworoczna tragedia 22
Powieść
Harry Harrison Bill, bohater Galaktyki (2) 25
Z polskiej fantastyki
Marek Oramus Kompleks Hioba 41
Krytyka i bibliografia
Pogranicza, manowce, perspektywy SF 51 Słownik polskich autorów fantastyki 56