6. В рубрике «Из польской фантастики» расположены:
рассказ Дариуша Романовского/Dariusz Romanowski «Lobotomia/Лоботомия» в стиле киберпанка (стр. 42-47). Иллюстрации ЯРОСЛАВА МУСЯЛА/Jaroslaw Musiał;
подборка из семи миниатюр Гжегожа Януша/Grzegorz Janusz под общим названием «Panzerfaust I inne szorty/ “Фаустпатрон” и другие шорты» (стр. 48-50). Иллюстрации ТОМАША НЕВЯДОМСКОГО/Tomasz Niewiadomski;
по одной литературной миниатюре Здзислава Ходоровского/Zdzisław A. Chodorowski и Збига Наскова/Zbig Nashkov;
С Дариушем Романовским/Dariusz Romanowski (род. 1963), автором рассказа «Лоботомия», нам уже приходилось встречаться на страницах нашего журнала. Его дебютный рассказ «Мир за стеклом» получил поощрительную премию на Первом конкурсе журнала “Fantastyka”, был опубликован в журнале (см. “Fantastyka” № 9/1984) и вошел в состав антологии «Trzecia brama/Третьи врата» (1987). В 1985 – 1996 годах около десятка других рассказов писателя напечатали журналы “Feniks”, “Fenix”, “Problemy”, “Mala Fantastyka”, “Talizman”. Романовский, дипломированный сценарист, выпускник Лодзинской киношколы, написал также несколько сценариев радиопостановок, сценарий фильма по рассказу «Ведьмак» Сапковского (в соавторстве с М. Пестраком), принятые к печати, но так и не напечатанные романы “Psyche” и “Likwidator”. К сожалению, ни карточек на рассказы Романовского, ни биобиблиографии писателя на сайте ФАНТЛАБ нет.
Знакомы мы (в основном по «шортам») и с Гжегожем Янушем/Grzegorz Janusz. Некоторые дополнительные сведения о нем можно получить, пройдя по тэгу «Януш Г.» в этом блоге.
О Ежи Липке/Jerzy Lipka, чей замечательный рассказ украсил самый первый номер журнала “Fantastyka” и затем дал название юбилейной антологии “Co większe muchy/Мухи, что побольше” (1992), можно почитать на сайте ФАНТЛАБ здесь
Пэг Керр/Peg Kerr (род. 28 апреля 1960) – американская писательница научной фантастики и фэнтези. Родилась в пригороде Чикаго. Получила степень магистра английской литературы в 1990 году. В настоящее время живет с мужем и двумя дочерями в г. Миннеаполисе.
Дебютировала в жанре рассказом «Free Day/Выходной» в журнале «Tales of the Unanticipated» (Spring 1987, N 2).
Около десятка других ее рассказов были в 1988-1991 годах опубликованы в периодике (журналы «Аmazing Stories», «Weird Tales», «The Magazine of Fantasy and Science Fiction» и др.).
В 1997 году вышел из печати ее первый роман «Emerald House Rising», положительно отмеченный критикой, второй роман «The Wild Swans/Дикие гуси», отчасти использовавший мотивы одноименной сказки Андерсена, получил высокую оценку многих авторитетных рецензентов и известных писателей (в т.ч. Ч. Де Линта, Л.М. Буджолд, Д. Йолен) и номинировался на получение премии “Mythopoeic Fantasy Award”.
1. В рубрике «Читатели и “Фантастыка”» читатели обсуждают публикации рассказов на страницах журнала, советуют, предлагают и просят. Марек Хуберат критикует новый термин “klerykal fiction” или “clerical fiction”. В этой второй версии, по его мнению, вообще нет смысла – это, если дословно, литература о духовенстве. Первая версия – еще более или менее, поскольку содержит скрытую иронию относительно названия, но лучше все же использовать в качестве термина нечто вроде “religious fantasy” (религиозная фантастика, фантастика на тему веры).
2. Рассказ канадского писателя Чарльза Де Линта/Charles de Lint, который назывался в оригинале “The Rat’s Alley Shuffle” (1986, ант. “Liavek: The Players of Luck”; 2003; авт. сб. “A Handful of Coppers”Waifs and Strays”), перевела на польский язык под названием “Rozdanie w Szczurzym Zaułku/Раздача (карт) в Крысином переулке” ЕВА ЛОДЗИНЬСКАЯ/Ewa Łodzińska.
Это фэнтези, действие которого разворачивается в межавторском мире Liavek, где наряду с обычными физическими законами важную роль играют законы магии.
На русский язык рассказ не переводился. Карточку рассказа можно отыскать здесь А почитать об авторе можно тут
И это уже вторая наша встреча с писателем на страницах журнала (первую см. “NF” № 9/1993).
3. Рассказ американской писательницы Пэг Керр/Peg Kerr, который называется в оригинале “Athena Keramitis” (1991, ”The Magazine of Fantasy and Science Fiction”) перевел на польский язык под тем же названием “Athena Keramitis/Афина Керамитис” ЯЦЕК СУХЕЦКИЙ/Jacek Suchecki (стр. 9-16). Иллюстрации ПЕТРА КОВАЛЬСКОГО/Piotr Kowalski.
Этот рассказ, который, пожалуй, можно условно отнести к поджанру «медицинский horror”, на русский язык не переводился. Карточки рассказа на сайте ФАНТЛАБ нет, биобиблиографии его автора на сайте тоже нет.
4. Рассказ американской писательницы Деборы Весселл/Deborah Wessell, который называется в оригинале «Beat Till Stiff» (1989, “Pulphouse: The Hardback Magazine”, № 4, Summer), перевел на польский язык под названием «Ubić na sztywno» АРКАДИУШ НАКОНЕЧНИК/Arkadiusz Nakoniecznik (стр. 40-41). Иллюстрация ПЕТРА КОВАЛЬСКОГО/Piotr Kowalski. Забавный, коварный, в какой-то мере провокационный текст, «месть мужчинам за их утилитарный подход к женщинам», с искусной языковой игрой, очень сложной для перевода.
На русский язык рассказ «Beat Till Stiff» не переводился. Карточка оригинального текста находится здесь
И это уже четвертая наша встреча с писательницей на страницах нашего журнала (предыдущие три см. “Nowa Fantastyka” №№ 3/1991, 12/1991, 12/1992). Биобиблиографии автора на сайте ФАНТЛАБ нет, но о писательнице можно почитать в этом блоге, пройдя по тэгу «Весселл Д.».
5. Повесть американской писательницы Лоис Макмастер Буджолд/Lois McMaster Bujold, которая называется в оригинале «The Mountains of Mourning» (1989, "Analog", May; 1989, авт. сб. "Borders of Infinity"), перевела на польский язык под названием «Lamentowe gory/Горестные горы» ДОРОТА МАЛИНОВСКАЯ/Dorota Malinowska (начало, стр. 25-39). Иллюстрации ПЕТРА ГЕРАСИНЬСКОГО/Piotr Gierasiński.
Повесть переводилась на немецкий, греческий, японский, хорватский, болгарский, чешский языки. На русский язык эту повесть, входящую в цикл «Барраяр», отмеченную премиями «Hugo» (1990), «Nebula» (1989), «SF Chronicle» (1990) и номинировавшуюся на получение премий "Locus", "Analog", перевела Т. ЧЕРЕЗОВА под названием «Горы скорби» в 1995 году. Карточка повести находится здесь А об ее авторе можно почитать тут
Февральский номер 1994 года (44-й «Новой Фантастыки» и 137-й, если считать ab ovo), редактируют: Анджей Бжезицкий/Andrzej Brzezicki (художественно-оформительский отдел), Дорота Малиновская/Dorota Malinowska (отдел иностранной литературы), Марек Орамус/Marek Oramus (отдел критики и публицистики), Тереза Пайдиньская/Teresa Pajdińska (корректура), Мацей Паровский/Macej Parowski (отдел польской литературы, главный редактор), Ганна Сосиньская-Бальцер/Hanna Sosińska-Balcer(технический отдел), Кшиштоф Шольгиня/Krzysztof Szolginia (секретарь редакции). В списке постоянных сотрудников числятся: Адам Холлянек/Adam Hollanek, Яцек Инглëт/Jacek Inglot, Лех Енчмык/Lech Jęczmyk, Анджей Качоровский/Andrzej W. Kaczorowski, Славомир Кендзерский/Sławomir Kędzierski, Аркадиуш Наконечник/Arkadiusz Nakoniecznik, а также Denuncjator, Inkwizitor, Karburator, Kunktator, Negocjator, Predator, Reanimator, Sekator, Wentylator и Wibrator. Тираж – 100 тысяч экземпляров. В оформлении передней обложки использована работа испанского художника MАРЕНА/MAREN. На внутренней стороне передней обложки размещена реклама книг Стивена Лоухида/Stephen Lawhead и Роберта Джордана, готовящихся к изданию в издательстве “Rebis”. В «Галерее» этого номера польскому читателю предоставлена возможность новой встречи с творчеством американского (живущего и работающего в Испании) художника МАЙКЛА ПАРКИСА/Michael Parkes. Репродукции его работ размещены на стр. 17-24. На внутренней стороне задней обложки напечатана реклама книги австралийского писателя Томаса Кенилли/Thomas Keneally «Список Шиндлера» (по которой Стивен Спилберг поставил знаменитый фильм), на внешней стороне задней обложки – реклама фотопленки японской фирмы «FUJI».
5. В рубрике «Кино и фантастика» напечатана небольшая рецензия Дороты Малиновской на фильм американского режиссера Ридли Скотта «Blade Runner» (США, 1992) в его авторской версии (стр. 41). Напомню, что прокатная версия была выпущена на широкий экран в 1981 году.
В этой же рубрике размещена интересная статья Мацея Паровского о репертуаре IX Варшавского кинофестиваля, состоявшегося 7-17 октября 1993 года (стр. 57-59).
6. В рубрике «Наука и НФ» Конрад Левандовский в статье «Zapomniana magia/Забытая магия» рассказывает об археологических раскопках готского кладбища (III век н.э.) возле деревни Масломенч/Masłomęcz, что в 400 км от Варшавы, южнее Хрубешова/Hrubeszow, и пытается на основании тамошних находок реконструировать «таинственные и жуткие» (М. Паровский) языческие погребальные обряды (стр. 60-63).
7. В рубрике «Parada wydawców/Парад издателей» напечатано нечто вроде небольшого интервью (вопрос читателя – ответ издателя), касающегося неозаглавленной серии книг НФ, которая издавалась журналом “Nowa Fantastyka” (точнее ООО “Fantastyka”) совместно с издательством “Prószyński I S-ka” (стр. 64). К моменту публикации интервью (подписанного буквами dmp) в серии вышли в свет четыре романа Орсона Скотта Карда.
8. В рубрике «Критики о фантастике» размещено большое интервью, которое Людвик Янëн/Ludwik Janion взял у профессора Марии Янëн/Maria Janion – известного филолога и литературоведа, ведущего польского специалиста в области изучения романтизма (стр. 65-68). В интервью шла речь «о роли фантазии в жизни, о духовных качествах и хворях польской романтической души, вот уже четыре года терзаемой шоком рыночной экономики» (Мацей Паровский).
9. В этой же рубрике «Критики о фантастике» Збигнев Батко/Zbigniew Batko в эссе ”Burgess: groźny wizjoner/Бëрджесс – грозный провидец” (стр. 68-69), рассказывает о жизненном пути творческих поисках и достижениях этого знаменитого английского писателя, умершего 25 сентября 1993 года.
10. В рубрике «НФ в мире» Томаш Милковский/Tomasz Miłkowski рассказывает в небольшой заметке “Świat po Maastricht/Мир после Маастрихта” о спектакле в жанре political fiction “Friedrichswald”, поставленном на сцене амстердамского театра “De Trust” (стр. 70).
Здесь же Иржи Пильх сообщает о том, как проходил чешский (может быть, точнее чешский и словацкий или даже чехо-словацкий – страны разделились, а фэндом остался единым) “Parcon’93”, состоявшийся 25-27 июня в южно-моравском городке Szumperk (стр. 70).
11. В рубрике «Рецензии»:
некто Wentylator хвалит сборник рассказов американского писателя Генри Каттнера «Робот-зазнайка» (Henry Kuttner “Próżny robot”. Tłum. różni. “PiK”, 1993. Серия “Mistrzowie SF”); «эти пять новелл о гениальном конструкторе-алкоголике Галлагере – обязательное чтение для каждого любителя НФ. Этот цикл, пожалуй, высшее, наряду с циклом о семейке мутантов Хогбенов, достижение автора»;
некто Karburator брюзжит, поглядывая в сторону сборника рассказов американского писателя Пола Андерсона «Патрульные времени» (Poul Anderson “Strażnicy czasu”. Tłum. Ewa Witecka. “Phantom Press”, 1993. Серия “Fantasy & SF”), «что-то мне не припоминается, чтобы Пол Андерсон придумал что-нибудь в самом деле оригинальное – это типичный ремесленник, способный лишь на то, чтобы утаптывать уже проложенные до него тропинки. А этот сборник – лишь очередное подтверждение сказанному»;
некто Reanimator пренебрежительно вертит в руках роман американского писателя Дэйва Ханта «План архонтов» (Dave Hunt “Plan Archontów”. Tłum. Aleksandra Czwojdrak. “TIQVA”. 1993); «на тыльной сторон обложки книга рекламируется как “беллетризованный философский трактат, касающийся проблем универсального характера, актуальность которых особенно возросла в последнем десятилетии уходящего века”, однако на самом деле это более или менее прочно сколоченная, но пустоватая вещица для развлекательного чтения, обильно использующая библейские мотивы»;
некто Predator, опять же вертя в руках роман американского писателя Фредерика Брауна «Незваный гость» (Frederic Brown “Intruz” – это “The Mind Thing”, 1961, в переводе на русский “Мозговик”. Tłum. Radosław Januszewski. “Amber”, 1993. Серия “Mistrzowie SF”), увлеченно рассказывает о том, как он, изменив то-другое в тексте, превратил бы в бестселлер эту среднюю по качеству и изрядно заштампованную книжку;
а некто Karburator, добравшись до конца 500-страничного романа американского писателя Стивена Кинга «Мертвая зона» (Stephen King “Strefa śmierci”. Tłum. Krzysztof Sokołowski. “Phantom Press”, 1993. Серия “Koneser”), приходит к выводу, что, урезав его наполовину, можно было бы получить неплохой политико-фантастический триллер (стр. 71).
Далее Радослав Кот/Radosław Kot уважительно анализирует роман итальянского писателя Умберто Эко «Маятник Фуко» (Umberto Eco “Wahadło Foucaulta” – это “Il pendolo di Foucault”, 1988. Tłum. Adam Szymanowski. “PIW”, 1993); «если “Имя розы” – это тщательно, вплоть до мельчайших деталей, отделанный и подчиненный суровейшей, воистину монастырской дисциплине шедевр, то “Маятник Фуко” – это фейерверк…»;
Яцек Вуйцяк/Jacek Wójciak довольно-таки одобрительно отзывается о романе американской писательницы Джин Ауэл «Клан пещерного медведя» (Jean M. Auel “Klan jaskiniowego niedźwiedzia” – это “The Clan of the Cave Bear”, 1980. Tłum. Jan Jacuda. “Rebis”, 1993. Серия “Fantasy”); «писательница тщательно изучила имеющиеся сведения о той эпохе, в которой живут и действуют ее герои, и не допускает существенных ошибок…»;
Доминика Матерская/Dominika Materska и Ева Попëлек/Ewa Popiołek приветствуют издание ретроспективного в основном (подборка старых, два новых, не публиковавшихся в Польше, рассказа плюс предисловие автора) сборника произведений Станислава Лема «Польза от дракона» (Stanisław Lem “Pożytek ze smoka”. “Verba”, 1993); «присутствие Станислава Лема на польском рынке НФ более чем желательно – нужно иметь возможность неустанного “пользования” его творчеством, что особенно важно для молодых читателей – пусть даже сборник кажется рыхловатым, а выбор рассказов для него в какой-то степени случайным»;
а Марек Орамус с удовольствием листает иллюстрированный Стасисом Ейдригевичюсом сборник «ностальгически-гротескно-абсурдально-нонсенсных рассказиков» Збигнева Батко «Снова, или Пагубные последствия чтения не того, что следует» (Zbigniew Batko “Z powrotem, czyli fatalne skutki niewłaściwych lektur”. “Wydawnictwo Łódzkie”, 1993, wyd. II); «эти повестушки Батко пишет не для таких же, как он, взрослых людей, и даже не для детей, хотя читать их могут и те, и другие – он пишет их для себя. Старикан Батко рассказывает малышу Збышеку о зеленой лошади, о кролике, которому досаждает моль, о летящем к звезде Тереске пингвине, о лесничих, которых зима застала во время купания, а одного из них аккурат в тот момент, когда он нырнул. <…> Это странная смесь меланхолии с юмором <…> В польской литературе трудно найти что-то, с чем можно было бы сравнить написанное Батко» (стр. 73).
В этой же рубрике Гжегож Новак/Grzegorz Nowak и Кшиштоф Гживнович/Krzysztof Grzywnowicz оценивают долгожданную новинку – второе издание «Энциклопедии научной фантастики» Джона Клюта и Питера Никольса (“The Encyclopedia of Science Fiction”. Edited by John Clute and Peter Nicholls. “Orbit”, London, 1993) – настольную книгу каждого уважающего себя любителя научной фантастики. Оценки высокие, хотя высказываются и некоторые претензии (стоило бы дополнить список статей, касающихся наук, чаще всего используемых в сюжетах произведений НФ – например, есть статьи “биология” и “эволюция”, но нет статьи “биотехнология”; надо бы откорректировать формулировки некоторых терминов; больше внимания стоило бы уделить музыке в НФ; ну и польским авторам НФ – тоже) (стр. 74-75).
12. На стр. 76-77 размещен небольшой комикс КШИШТОФА ГАВРОНКЕВИЧА/Krzysztof Gawronkiewicz.
13. В рубрике «НФ в мире» Лех Енчмык пишет об июньском 1993 года номере американского журнала “Locus”, Иржи Пильх/Jiři Pilch реферирует августовский и сентябрьский 1993 года номера чешского ежемесячника “Ikarie”, а Ласло Абран/László Ábrán очень кратко сообщает о тематике июньского, июльского, августовского и сентябрьского 1993 года номеров венгерского журнала “Galaktika” (стр. 78).
14. В рубрике «Список бестселлеров» за ноябрь 1993 года продолжают удерживаться (и на довольно высоком уровне) “Miecz przeznaczenia”Анджея Сапковского и “Strażniczka istnień”Феликса Креса (стр. 78).