Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 12 сентября 2022 г. 00:30

6. Статья Роберта Зембиньского/Robert Ziębiński, напечатанная на стр. 10—11, называется:

…И НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ

…I nie wódź nas na pokuszenie

Дьяволу не везет в кино. Хоть он и Властелин Тьмы, режиссеры упорно показывают его чудищем родом из какого-то детского мультика. И все же давайте приглядимся пристальнее к тому, как представляли себе Зло люди искусства в минувшем веке.

Впервые дьявол появился в кино в 1922 году, когда датский режиссер Бенджамин Кристенсен снял нашумевший фильм «Ведьмы» (“Häxan”). В ленте содержались шокировавшие по тем временам сцены ведьмовских шабашей и колдовских ритуалов, а Князь Тьмы вселялся в самого режиссера.

Но только Роман Полански спустя 46 лет ввел дьявола в среду салонной публики. Фильм «Ребенок Розмари» (“Rosemary’s Baby”, 1968) избегал эпатажа дешевыми спецэффектами и, что еще важнее, не показывал зрителям зла в видимом облике. Полански доверился в этом последнем воображению зрителей.

Впрочем, зачем представлять себе сатану в виде крылатого демона или рогатого козла, если он может явиться нам в гораздо более привычном виде – человека. С мыслью об этом родились следующие два сатанистических фильма: «Экзорцист» (“The Exorcist”, 1973) Фридкина и «Омен» (“Omen”, 1976) Доннера. «Экзорцист», основанный на истории действительной одержимости, шокировал общество, на киносеансах множились случаи падения в обморок и сердечных припадков.

В сравнении с ним «Омен» был лишь невинной голливудской побасенкой о дьяволе, вселившемся в мальчика.

Тем не менее, именно эти три фильма считаются краеугольными камнями в фундаменте здания современного сатанистического horror-а. Все они дождались продолжений и бесчисленных подражаний, но режиссерам и тех и других так и не удалось уже поставить столь же ярких и убедительных фильмов на религиозную тематику. То, что выглядело на первый взгляд банальной поделкой, оказалось выдающимся произведением киноискусства, поднявшим планку настолько, что достичь ее сумели лишь немногие. К этим последним принадлежит, несомненно, Алан Паркер с его фильмом «Сердце Ангела» (“Angel Heart”, 1987), где, хоть и не обошлось без желтых дьявольских очей, воссоздана необычайно убедительная атмосфера окружения и насыщения злом, которое гнездится в сердце джазового музыканта и толкает его на совершение самых ужасных злодеяний.

(Продолжение следует)


Тэги: кино
Статья написана 11 сентября 2022 г. 00:21

1. Тему месяца открывает Витольд Яблоньский/Witold Jabłoński cтатьей “Diabeł bardzo popularny/Дьявол очень популярен”, где речь идет о популярности указанного персонажа в лоне массовой культуры (прежде всего среди кинематографистов) (стр. 3—5) .

2. Следующая статья “Gawędziac o ąniołach/Судача об ангелах” Мартина Немоевского/Marcin Niemojewski посвящена ангелам – прежде всего в литературе: классической и фантастической (стр. 6–7).

3. Статья “Zapalcie pochodnie, nachodzi egzorcista…/Зажгите факелы, экзорцист идет…” Ирека Грина/Irek Grin посвящена понятно кому – экзорцистам -- в литературе и кино (Уильям Блетти, его книга и фильм по ней, фильмы точнее – их ведь было аж четыре) (стр. 8—9).

4. И статья Роберта Зембиньского/Robert Ziębiński “…i nie wódź nas na pokuszenie/…и не введи нас во искушение”, в которой автор утверждает, что кинорежиссеры далеко не полностью использовали предоставленные им возможности показа «врага рода человеческого». Ну, скажем, если сравнивать «Экзорцист» Фрадкина и «Омен» Доннера, то последний выглядит скорее банальной и невинной голливудской побасенкой (впрочем, к этой статье стоит приглядеться несколько пристальнее) (стр. 10—11).

5. В рубрике «Курьер фэндома» Петр Холева/Piotr W. Cholewa рассказывает о развитии в Польше так называемых «полевых» игр. Здесь же сообщаются премиальные результаты Уорлдкона (премия “Hugo”) и Еврокона (стр. 12).

(Продолжение следует)


Статья написана 10 сентября 2022 г. 00:27

Ноябрьский номер 2004 года (173-й «Новой Фантастыки» и 266-й, если считать ab ovo) редактируют: Аркадиуш Наконечник/Arkadiusz Nakoniecznik (отдел иностранной литературы, главный редактор), Ирина Субоч/Irina Subocz (художественно-оформительский отдел), Мацей Паровский/Maciej Parowski (отдел польской литературы, заместитель главного редактора), Роберт Зембиньский/Robert Zębiński (отдел критики и публицистики), Кшиштоф Шольгиня/Krzysztof Szolginia (секретарь редакции). В списке постоянных сотрудников числятся: Анджей Бжезицкий/Andrzej Brzezicki, Яцек Дукай/Jacek Dukaj, Аркадиуш Гжегожак/Arkadiusz Grzegorzak, Марек Холыньский/Marek Hołyński, Анджей Сапковский/Andrzej Sapkowski, Марек Нововейский/Marek Nowowiejski; Гжегож Щепаняк/Grzegorz Szczepaniak; Рафал Земкевич/Rafał A. Ziemkiewicz, Бартек Свидерский/Bartek Świderski, Роберт Сильверберг/Robert Silverberg.

И вновь перемены в составе редакционного коллектива: 1) нет корректора – похоже, на корректуре решили сэкономить; 2) в списке постоянных сотрудников появился Рафал Земкевич.

Редакция продолжает эксперимент с выпуском тематических номеров журнала. Тема этого номера – черти, ангелы и экзорцисты.

В оформлении лицевой стороны передней обложки использована работа американского художника-иллюстратора КРИСТОФА ВАХЕРА/Christofe Vacher. На внутренней стороне передней обложки напечатана реклама нового «дочернего» журнала «Новой ФАНТАСТЫКИ» — “Czas Fantastyki”. На внутренней стороне задней обложки размещена реклама другого дочернего журнала -- “Nowa Fantastyka. Wydanie specjalnie”, на внешней – анонс следующего номера журнала “Nowa Fantastyka” и реклама показа фильмов Хичкока на «Фестивале Хичкока», организованном еженедельником “Wprost” и проходящим в нескольких крупных польских городах. Тираж номера не обозначен. Цена экземпляра – 7 злотых 90 грошей.

Содержание номера следующее:

Czytelnicy I “Fantastyka” 2

TEMAT MIESIĄCA

Witold Jabłoński DIABEŁ BARDZO POPULARNY 3

Marcin Niemojewski GAWĘDZĄC O ANIOŁACH 6

Irek Grin ZAPALCIE POCHODNIE, NADCHODZI EGZORCYSTA... 8

Robert Ziębiński ...I NIE WÓDŹ NAS NA POKUSZENIE 10

KURIER FANDOMU

GRY TERENOWE 12

OPOWIADANIA ZAGRANICZNE

Orson Scott Card THERESA 13

Patricia A. McKillip PANI CZASZEK 26

Robert N. Stephenson STARE WYDANIA 30

GALERIA

WYOBRAŹNIA NA MANOWCACH 37

FILM I FANTASTYKA

KINOWE PREMIERY 44

Z POLSKIEJ FANTASTYKI

Szymon Protasowicki ENTERGELON 45

Anna Brzezińska WODY GŁĘBOKIE JAK NIEBO 51

PUBLICYSTYKA

Jan Stradowski WSZECHŚWIAT ZAPROGRAMOWANY 70

RECENZJE KSIĄŻEK 72

RECENZJE KOMIKSÓW 74

Jacek Dukaj SŁOWO O MAGII

Rafał A. Ziemkiewicz KORZENIE ŚWIATA 76

Robert Silverberg BOGOWIE WSZECHMOGĄCY 78

LISTA BESTSELLERÓW

Wrzesień 2004 79

KSIĄŻKI NADESŁANE 79


Статья написана 9 сентября 2022 г. 00:20

12. В рубрике «Кино и НФ» Сильвия Борковская/Sylwia Borkowska в статье “Epidemia dymków/Эпидемия дымков” рассказывает о почти маниакальном увлечении голливудских кинематографистов – экранизациях комиксов (“Гарфилд”, “Человек-паук”, “Фантастическая четверка”, “Константин”, “Бэтман” и многие другие). Польским зрителям (как, впрочем, и российским) это увлечение не очень понятно (стр. 42—43).

13. В рубрике «Фантастика на DVD» Роберт Зембиньский/Robert Ziębiński обсуждает достоинства и недостатки DVD-диска с фильмом “Evil Dead 2” (стр. 44).

14. В рубрике «Рецензии»:

Януш Урбанович/Janusz Urbanowicz сообщает о переиздании сборника рассказов (с добавлением двух новых текстов) польского писателя Яцека Дукая «Ксаврас Выжрын и другие народные выдумки» (Jacek Dukaj “Xawras Wyżryn i inne fikcje narodowe”. “Wydawnictwo Literackie”, 2004);

Томаш Ляда/Tomasz Lada сдержанно хвалит новый роман польского писателя Марцина Вольского «Искупление» (Marcin Wolski “Ekspiacja”. “W.A.B”, 2004);

Роберт Зембиньский/Robert Ziębiński приветствует издание сборника из восьми НФ и «ужасных» рассказов американского писателя, знаменитого литературного отца Джона Рембо и автора многих других боевиков Дэвида Моррелла «Ночной побег» (David Morrell “Nocna ucieczka”. “Amber”, 2004);

Агнешка Щырбак/Agnieszka Szczyrbak считает, что умная сказка для детей британского писателя Нила Геймана «Волки в стенах» (Neil Gaiman “Wilki w ścianach” – это “Wolves in the Walls”, 2003. Tłum. Paulina Braiter. “Mag”, 2004) заинтересует также взрослых;

Бартломей Пашильк/Bartłomiej Paszylk советует обратить внимание на очень хорошо иллюстрированную версию польского перевода повести американского писателя Стивена Кинга «Год оборотня» (Stephen King “Rok wilkołaka” – это “Cykle of the Werewolf”,1983. Tłum. Paulina Braiter. “Prószyński i S-ka”, 2004);

он же, Бартломей Пашильк, находит, что американская писательница Нэнси Коллинз – ищущий, склонный к эксперименту автор, что и доказывает новейший ее роман «Зов крови» (Nancy A. Collins “Zew krwi” – это “Wild Blood”, 1993. Tłum. Michał Kubik. “Zysk i S-ka”, 2004);

и снова Роберт Зембиньский рекомендует для чтения черный фантастический детектив американского писателя Джима Батчера «Файлы Гарри Дрездена. Грозовой фронт» (Jim Butcher “Akta Harry’ego Dresdena: Front burzowy” – это “Storm Front”, 2000. Tłum. Anna Cichowicz. “Amber”, 2004);

Витольд Яблоньский/Witold Jabłoński сообщает об издании очередного тома вампирской саги американской писательницы Энн Райс «Вампир Арман» (Anna Rice “Wampir Armand” – это “The Vampire Armand”, 1998. Tłum. Ładysław Jerzyński. “Zysk I S-ka”, 2004);

Паулина Брайтер/Paulina Braiter рассказывает о весьма специфическом книжном издании – Бена Бартта «Словарь самых популярных выражений в языках “Звездных войн”» (Ben Burtt “Star Wars. Słowniczek najpopularniejszych zwrotów «Gwiezdnych wojen». Tłum. Andrzej Syrzycki. “Amber”, 2004);

Александра Кленчар/Aleksandra Klęczar снисходительно просматривает начальную часть «вампирской» серии книг («Анита Блейк») американской писательницы Лорел Гамильтон: «Грешные удовольствия», «Смеющийся мертвец», «Цирк проклятых» (Laurel K. Hamilton “Grzeszne rozkosze” – это “Guilty Pleasures”, 1993; “Uśmiechnięty nieboszczyk” – это “The Layging Corpse”, 1994; “Cyrk potępeńców” – это “Circus of the Damned”, 1995. Tłum. Robert Lipski. “Zysk I S-ka”, 2003--2004); «ничего особенного, смесь “horror”-а с детективом. Этакий дамский частный детектив, вампиры из романов Энн Райс. Но прекрасно читается. Здорово затягивает»;

а Филип Лободзиньский/Filip Łobodziński представляет читателям журнала книги серии «Наши предки» итальянского писателя Итало Кальвино «Раздвоенный виконт», «Барон на дереве», «Несуществующий рыцарь» (Italo Calvino “Wicehrabia przepołowiony” – это “Il Visconte dimezzato”, 1957; “Baron drzewołaz” – это “Il barone rampante”, 1952; “Rycerz niestniejący” – это “Il cavaliere insistente”, 1959 – “Cyklady”, 2004) (стр. 70—72).

15. В рубрике «Felieton» напечатана статья “Książki drugie” , в которой Яцек Дукай оценивает достоинства и недостатки романов польских писателей Вита Шостака «Натужная игра» (Wit Szostak “Poszarpane granie”. “Runa”, 2004) и Вавжиньца Поджуцкого «Космические зерна. Иггдрасилл. Том 2. (Wawrzyniec Podrzucki “Kosmiczne ziarna. Yggdrasill. T. 2. “Runa”, 2004) (стр. 75).

11. В этой же рубрике «Felieton»:

Рафал Земкевич/Rafał A. Ziemkiewicz в статье “W sieci Oświeconych/В тенетах Просвещенных” из цикла /“tabula RAZ-a”/ рассказывает много интересного о тайном обществе иллюминатов (стр. 76—77),

а Роберт Сильверберг/Robert Silverberg в статье “Odciski dłoni na ścianie/Оттиски ладоней на стене” из цикла /“Gabinet luster”/ восторгается доисторическими наскальными рисунками (стр. 78—79).

12. В списках бестселлеров за июнь 2004 года из книг польских авторов находятся романы “Księżniczka” и “Kuzynki” Анджея Пилипюка, “Ахайа” Анджея Земяньского, “Метаморфозы” Витольда Яблоньского, “Gdzie księżniczek brak cnotliwych” Артура Баневича, (стр. 79).

13. В рубрике «Присланные книги» перечислены 18 наименований (стр. 79).


Статья написана 8 сентября 2022 г. 00:03

11.3. И последняя заметка в рубрике «Комикс» — рецензия Павла Матушека/Paweł Matuszek на комикс Нила Геймана и ЭНДИ КУБЕРТА/Andy Kubert «1602»:


ЕЛИЗАВЕТИНСКИЕ ГЕРОИ

Elżbietańscy herosi

Создатели историй о супергероях обожают интересоваться тем, что было бы, если бы герои в масках появлялись в другом пространстве и времени, чем нынешние. Хорошим примером этого является том «1602» по сценарию Нила Геймана. Большинство известных марвеловских героев (в том числе Человек-паук, Икс-люди) попадают в Европу 1602 года, где занимаются тем, что лучше прочего умеют: дерутся, организуют заговоры и участвуют в поисках вожделенного всеми клада тамплиеров. Ставка высока, этот клад должен уберечь человечество от грядущего апокалипсиса. Главными игроками являются: Ник Фьюри, глава разведывательной службы при дворе королевы Елизаветы I, зловещий Отто фон Дум и Великий инквизитор Испании, под рясой которого скрывается Магнето. Не обошлось также без участия юного Питера Паркера (Человек-паук), доктора Стивена Стрэнджа, Чарльза Хавьера с его мутированными Икс-людьми, слепца Мэтта Мэрдока (Сорвиголова) и всей Фантастической четверки.

«1602» — это лакомый кусочек, но его вкус зависит от знакомства с комиксным контекстом, которое позволяет уловить все аллюзии. Без этого удовольствие от чтения может оказаться неполным.

Нил Гейман (сценарий), ЭНДИ КУБЕРТ (рисунок), РИЧАРД ИЗАНОВ (цвет) «1602» (Neil Gaiman [scen.], Andy Kubert, Richard Isanove [rys.] “1602” [том 1]. “Egmont”, 2004).



Начнем с начала. Редактор издательства "Marvel" Джо Кесада предложил британскому писателю Нилу Гейману

разработать сценарий комикса, в котором основные супергерои "Marvel"-а встретились бы в некоем параллельном мире и ином времени. Гейман, будучи фанатом марвеловских комиксов, охотно принял предложение, и в августе 2003—июне 2004 года вышли в свет 8 выпусков комикса цикла «1602», художником которых был ЭНДИ КУБЕРТ.

Позже они были переизданы в составе одного тома.

Поляки взялись за издание цикла с пылу и жару уже в 2004 году и выпустили комикс в виде двухтомника.

Поэтому, когда речь идет о польском первом томе комикса – это сборник из первых четырех выпусков. Остальные четыре части составили содержание второго тома. Результат работы дуэта Гейман-КУБЕРТ пришелся любителям комиксов по вкусу, и в 2006 году вышел в свет новый цикл комиксов “1602. New World/1602. Новый мир” в пяти выпусках, где действие происходит в том же мире, том же времени и с теми же героями. Уже в 2007 году к нему присоединился следующий цикл: “1602. Fantastiс Four/1602. Фантастическая четверка” в пяти выпусках, в 2009 – “1602. Spider-Man/1602: Человек-паук” и в 2015 – “1602. Witch Hunter Angela/1602: Анджела, охотница на ведьм”. Правда все эти сиквелы – продукт работы других сценаристов и других художников – дуэт Гейман-КУБЕРТ не несет за них ответственности. В России комикс «1602» вышел в 2010 году в максимально полной версии, в твердой обложке, с авторскими послесловиями и набросками ЭНДИ КУБЕРТА и автора обложек СКОТТА МАККОУЭНА.

На русский язык переведены также все сиквелы – в сети можно найти их электронные варианты.





  Подписка

Количество подписчиков: 95

⇑ Наверх