1. Открывает журнал рубрика «Галактический гонец» — короткие сообщения на разные темы, так или иначе касающиеся фантастики (стр. 2–-3). Снимается телевизионная версия «Терминатора – 2». В Польше стартует новый журнал, посвященный настольным играм — “Gry Planszowe”. Состоялся очередной Полкон (на этот раз в Люблине). У россиян состоялся премьерный показ фильма «Волкодав». В Лодзи состоится XVII Международный фестиваль комикса.
2. В рубрике «Публицистика» напечатана статья Адама Сыновца/Adam Synowiec “Splątane kwanty, mucha I cała reszta/Перепутанные кванты, муха и все остальное” (стр. 4 -6), ее тема – научные основания телепортации и современные попытки ее наладить.
3. В этой же рубрике Адам Пшехтша/Adam Przechrzta в статье “Sapkowski I inne czyli fantasy a rzeczywistość/Сапковский и другие, или Фэнтези и действительность” рассматривает и сравнивает показ исторических реалий средневековья польскими авторами произведений фэнтези с известными историкам фактами (стр. 7 — 9). К этой статье мы вернемся чуть позже.
4. И еще одна статья в этой же рубрике – видного польского историка (и писателя НФ) Артура Шрейтера“Germański bedeker/Германский бедекер (путеводитель)” – об отражении в доступной польским читателям литературе мифологии и истории древних германцев (стр. 10 — 12). И к этой статье мы вернемся.
5. Статья Майи Лидии Коссаковской/Maja Lidia Kossakowska “Pamiętajcie o ogrodach/Помните о садах” (стр. 14 — 15) касается представлений древних славян о загробной жизни и райских садах. К этой статье мы тоже вернемся.
6. Рецензию на фильм “Lady in the Water” (реж. М. Найт Шьямалан, США, 2006) печатает в рубрике «Рецензии фильмов» Ежи Жимовский/Jerzy Rzymowski (стр. 70).
7. В этой же рубрике Павел Земкевич/Paweł Ziemkiewicz рецензирует анимационный фильм “Mercano, el Marciano” (реж. Хуан Антин, Аргентина, 2002),
а Бартломей Пашильк/Bartłomiej Paszylk знакомит читателей журнала с фильмом “Stay Alive” (реж. Уильям Брент Белл, США, 2006) (стр. 71).
8. В рубрике «Фильмы на DVD»:
Ежи Жымовский/Jerzy Rzymowski рассматривает двухдисковое издание телефильма “The 4400”. (Первый сезон, США, 2004)
а Павел Матушек – диск с анимационным фильмом “Karas” (реж. К. Сато, Япония, 2005) (стр. 73).
9. И, к чему мы уже привыкли, — две рецензии на комиксы (стр. 74). К ним мы тоже вернемся позже.
Октябрьский номер 2006 года (196-й «Новой Фантастыки» и 289-й, если считать ab ovo) редактируют: Павел Матушек/Paweł Matuszek (главный редактор), Ежи Жимовский/Jerzy Rzymowski (отдел критики и публицистики), Мацей Паровский/Maciej Parowski (отдел польской литературы, заместитель главного редактора), Ирина Субоч/Irina Subocz (художественно-оформительский отдел), Павел Земкевич/Paweł Ziemkiewicz (отдел иностранной литературы), Иоанна Коньчак/Joanna Kończak (секретарь редакции).
И вновь изменения в составе редакции – Мацей Маковский снял свое имя и предоставил полноту власти Павлу Матушеку – теперь он главный редактор. Ушла из редакции Катажина Соснович, ее секретарские обязанности взяла на себя Иоанна Коньчак, которая занималась до сих пор корректурой.
В списке постоянных сотрудников числятся: Павел Дептух/Paweł Deptuch, Люция Грудзиньская/Łucja Grudzińska, Ярослав Гжендович/Jarosław Grzędowicz, Агнешка Хаска/Agnieszka Haska, Иоанна Кулаковская/Joanna Kułakowska, Лукаш Орбитовский/Łukasz Orbitowski, Бартломей Пашильк/Bartłomiej Paszylk, Пшемыслав Романьский/Przemysław Romański, Ежи Стахович/Jerzy Stachowicz, Камиль Смялковский/Kamil M. Śmiałkowski, Адам Сыновец/Adam Synowiec, Якуб Винярский/Jakub Winarski.
То есть в составе коллектива постоянных сотрудников журнала изменений нет.
Тема номера не обозначена.
«Галереи» в этом номере нет. Однако много полностраничной рекламы, а также настойчивых предложений подписки. В подарок подписчикам на годовой комплект обещают в виде подарка Архив “NF” за 1985 – 1989 годы на DVD.
В оформлении лицевой стороны передней обложки использована работа германской художницы БЕНИТЫ ВИНКЛЕР/Benita Winckler. На внутренней стороне передней обложки напечатана реклама книг НФ издательства “Wydawnictwo Dolnośląskie”.
На внутренней стороне задней обложки размещена книг НФ американской писательницы Элизабет Мун, на внешней стороне задней обложки – реклама книг французской писательницы Мишель Пейвер.
Тираж номера – 27 тыс. экземпляров. Цена экземпляра – 7 злотых 90 грошей.
PUBLICYSTYKA – ARTYKUŁY
Adam Synowiec SPLĄTANE KWANTY, MUCHA I CAŁA RESZTA 4
Adam Przechrzta SAPKOWSKI I INNI 7
Artur Szrejter GERMAŃSKI BEDEKER 10
Maja Lidia Kossakowska PAMIĘTAJCIE O OGRODACH 14
OPOWIADANIA ZAGRANICZNE
China Mieville HASŁO Z ENCYKLOPEDII MEDYCZNEJ 17
Adam Andres NIE ZAPOMNIJ... 19
OPOWIADANIA POLSKIE
Marek Świerczek OPĘTANIE 41
Adam Przechrzta GOTHIQUE 47
MINIATURY LITERACKIE 55
PUBLICYSTYKA
GALAKTYCZNY GONIEC 2
Konrad T. Lewandowski BOMBARDA NABITA SEKSBOMBĄ 75
Jarosław Grzędowicz JAK ZWALCZAĆ PRZEMOC 76
Łukasz Orbitowski DZIŚ PRAWDZIWYCH WAMPIRÓW JUŻ NIE MA 78
Иоанна Кулаковская/Joanna Kułakowska сообщает о появлении на книжном рынке завершающего тома трилогии «Вселенная Кушиэля» американской писательницы Жаклин Кэри «Воплощение Кушиэля» (Jacqueline Carey “Wcielenie Kusziela” – это “Kushiel’s Avatar”, 2001. Tłum. Maria Gębska-Frąc. “MAG”, 2006); «трилогия – успешное сочетание фэнтези, альтернативной истории и эротики. Кэри создала мир, в котором реалистические и магические обстоятельства позволили сосуществовать многим цивилизациям, а божества различных пантеонов вместе с Божьими ангелами вмешиваются в дела смертных…»;
Мацей Паровский/Maciej Parowski хвалит роман польской писательницы Магдалены Козак «Ноцаж» (Magdalena Kozak “Nocarz”, “Fabryka Słów”, 2006); «многообещающий книжный дебют и вместе с тем очередной польский роман, выросший из публиковавшихся в периодике рассказов. Ее героем является бывший врач и фармацевт, который после укуса таинственного лорда Ультора становится воителем Веспером, членом добровольной и секретной дружины бессмертных кровопийцев, или титульных ноцажей, помогающих людям сражаться с вампирами-ренегатами. (…) Несмотря на внешнюю похожесть на такие книги и фильмы, как «Ночная стража» и «Блэйд» роман не производит впечатления вторичности. Козак – медик по образованию, занимается фармацевтикой и увлекается парашютизмом и спортивной стрельбой (будучи к тому же военнослужащей), поэтому прекрасно знает то, о чем пишет…»;
Агнешка Хаска/Agnieszka Haska с удовольствием представляет читателям новейший роман польского писателя Анджея Пилипюка «Операция “День воскрешения» (Andrzej Pilipiuk “Operacja Dzień Wskrzeszenia”. “Fabryka Słów”, 2006); «приятно удивляют два обстоятельства. Во-первых, в романе никто не гонит самогон, а про алхимиков вспоминают лишь мимоходом. А во-вторых, это приключенческое произведение, построенное по лучшим образцам, которое порадует не только молодежь»;
Рафал Сливяк/Rafał Śliwiak хвалит второй роман трилогии «Аталайя» польской писательницы Яги Рыдзевской «Аталайя. Звездоморье» (Jaga Rydziewska “Atalaya: Gwiazdomorze”. “superNOWA”, 2006); «в романе “Аталайя: Воители”, открывающем трилогию, Яга Рыдзевская описала мир далекого будущего, в котором конкурируют между собой разные – человеческие и нечеловеческие – цивилизации. В костюме space opera кроется универсальная история о людях, их позициях, эмоциях и проблемах, отражающихся в созданных ими культурах. Второй том цикла развивает эти мотивы…»;
Ежи Стахович/Jerzy Stachowicz хвалит сборник рассказов польского писателя Яцека Субботы «Глас Божий» (Jacek Sobota “Głos Boga”. “Wydawnictwo Dolnośląskie”, 2006);
Якуб Винярский/Jakub Winarski опять же хвалит сборник избранных рассказов польского писателя Рафала Земкевича «Чего-то покрепче» (Rafał Ziemkiewicz “Coś mocniejszego”. “Fabryka Słów”, 2006);
Агнешка Хаска/Agnieszka Haska считает, что очередной роман американского писателя Майкла Гербера «Барри Троттер и ненужное продолжение» (Michael Gerber “Barry Trotter I niepotrzebna kontynuacja”. Tłum. Paulina Braiter. “NAG”, 2006) недостоин малейшего даже внимания;
и снова Якуб Винярский/Jakub Winiarski считает, что роман чешского писателя Мирослава Жамбоха «Без пощады» (Miroslav Žamboch “Bez litości”. Tłum. Paweł Doliński. “Fabryka Słów”, 2006) это «прекрасное развлечение для тех, кто ценит быстрые повороты в сюжете, подробные описания мордобития и могут должным образом оценить климат портового города, в котором война гангстерских кланов ежедневно собирает кровавый урожай. Щепотка неплохо описанной магии и неожиданное окончание – это дополнительные достоинства этой книги»;
Конрад Валевский/Konrad Walewski рекомендует к прочтению первый роман цикла «Субъективная космология» австралийского писателя («которого смело можно назвать гигантом последней декады минувшего столетия») Грега Игана «Карантин» (Greg Egan “Kwarantanna”- это “Quarantine”, 1992);
Ежи Жимовский/Jerzy Rzymowski рассказывает много интересного о сборнике рассказов польской писательницы Евы Бялоленцкой «Роза Селерберга» (Ewa Białolęcka «Roza Selerberga». “Runa”, 2006); «это смесь молодежной литературы, пратчеттовского юмора и замыслов в стиле цикла о Гарри Поттере Джоан Роулинг, серии “Дракон и Георгий” Гордона Диксона и “Артемиса Фаула”. Этот конгломерат обретает особый характер благодаря красочному и шутливому стилю писательницы» (стр. 68—70).
16. В рубрике «Felieton» напечатана статья “Jak dorosnąć/Как повзрослеть”, в которой Ярослав Гжендович/Jarosław Grzędowicz горько сетует на свою страну, в которой возраст гражданина никогда не превышает 16 лет. «И дело тут не во времени. Ты можешь стать снайпером, пожарником или нейрохирургом, можешь стать даже пенсионером, можешь быть седым как голубь-сизарь, но все еще и всегда будешь подростком, живущим “при родителях”. Роль отца, растолстевшего, влюбленного в дисциплину домашнего тирана, играют политики. Отца поддерживает мамочка – пресса – не больно-то умная, но истеричная и до невозможности заботливая. Мамочка впадает в панику, услышав любую грязную сплетню, а папочка в ответ вводит очередные запреты, ставит шлагбаумы и принимает законы. Нас неустанно и безжалостно воспитывают. И никогда не позволят нам повзрослеть. Единственное, что нам остается, это бежать из дома…» (стр. 77). Суров, однако, наш пан Ярослав!
17. В этой же рубрике «Felieton» Лукаш Орбитовский/Łukasz Orbitowski в статье “Tęczowa przyszłość/Радужное будущее” не ворожит ничего хорошего гомосексуалистам и их семьям в грядущем (стр. 78).
18. В списках бестселлеров за июль 2006 года из книг польских авторов находятся книги “Przenajświętsza Rzeczpospolita” Яцека Пекары, “Operacja Dzień Wskrzeszenia” Анджея Пилипюка, “Wrota” Милены Войтович, “Coś mocniejszego” Рафала Земкевича, “Popiół I kurz” и “Pan Lodowego Ogrodu” Ярослава Гжендовича и “Vertical” Рафала Косика (стр. 79).
19. В рубрике «Присланные книги» перечислены 13 наименований. Интересен разброс по издательствам: “Amber” – 1, “Fabryka Słów” – 3; “MAG” – 4; “Prószyński I S-ka” – 1, “Rebis” – 1; “Wydawnictwo Dolnośląskie – 2, “Zysk I S-ka” – 1.
14.2. Рецензия Павла Дептуха/Paweł Deptuch называется:
БОЛЬШОЙ МИШ-МАШ
(Wielki miszmasz)
Начало дерзкое. Партизанский отряд отправляет отряд немецких оккупантов на тот свет. Сразу после этого мы переносимся в современность и знакомимся с ветераном Армии Крайовой, который внушает своему внуку патриотические идеалы и убеждает его в необходимости создания специальной группы для политической и территориальной обороны Жечи Посполитой. Очередной перескок на несколько лет в будущее, и мы оказываемся в варшавском лицее, где узнаем, что действия этой самой группы отличаются от первоначально планировавшихся, а на улицах Варшавы безобразничает некий адский демон, который смеется над попытками полицейских применить против него табельное оружие.
Действие комикса разворачивается в очень хорошо нарисованных топографических реалиях Варшавы, где полным-полно молодежи и опасных ночных клубов. К сожалению, сценарий оставляет желать лучшего. В комиксе 72 страницы, и, казалось бы, этого достаточно, чтобы представить читателю героев и солидно завязать действие. Тем временем первый член спецгруппы появляется только в середине истории (значит, места на то, чтобы представить всех попросту не хватило), а длинное и нудное вступление можно было бы разместить на десяти страницах. Видно, что МЕШКОВСКИЙ не имеет опыта в построении истории и иногда забегает в своих видениях настолько далеко, что вгоняет читателя в сонливость.
Зато графическая составляющая выглядит намного лучше, и происходит это главным образом благодаря художественным способностям МАРЕКА ОЛЕКСИЦКОГО, который уже в своем дебютном комиксе “Odmieniec” показал, что ему есть что предложить. Избавившись от некоторой подражательности, он презентовал свой собственный зрелый и неповторимый стиль. Общее впечатление от комикса несколько портит МЕШКОВСКИЙ (не только сценарист, но и второй рисовальщик), которому далеко до мастерства этого первого. Заметны ошибки в анатомических подробностях и проблемы с формированием перспективы, но, к счастью, мрачная колористика остается неизменной. Можно этот комикс протестировать на себе, хотя бы из-за замечательных рисунков ОЛЕКСИЦКОГО, нескольких интересных сцен и очень хорошего в полиграфическом отношении издания. Однако будем надеяться на то, что второй том покажет намного более высокий уровень.
Łukasz Mieszkowski, Marek Oleksicki “Ursynowska Specgrupa od Rozwałki. Tom 1. Metametal”. “Spitfire Oficina”, 2006 (ЛУКАШ МЕШКОВСКИЙ, МАРЕК ОЛЕКСИЦКИЙ «Урсыновская спецгруппа от Розвалки. Том 1. Метаметалл». “Spitfire Oficina”, 2006)
14. В рубрике «Рецензии комиксов» на стр. 76 размещены два текста.
14.1. Рецензия Павла Матушека/Paweł Matuszek носит название:
ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ SPACE OPERA
(Ezoteryczna SPACE OPERA)
В половине 70-х годов XX века Алехандро Ходоровский пользовался широкой известностью как писатель, драматург, актер, режиссер странных фильмов и сооснователь неформальной группы «Паника», которую он создал совместно с Фернандо Аррабалем, Жаком Стенбергом и Роланом Топором. Международная известность авангардного творца не помогла ему в сборе денег на постановку фильма по роману «Дюна» Фрэнка Герберта. Для совместной работы над так и не реализованным фильмом Ходоровский пригласил швейцарского художника ХАНСА РУДИ ГИГЕРА и французского рисовальщика ЖАНА ЖИРО (МËБИУСА). Позже оба этих художника помогали Ридли Скотту в создании первого фильма из цикла «Чужой». А из storyboard-ов МËБИУСА для «Дюны» родился “Incal”.
Этот цикл состоит из пяти альбомов, которые выходили в свет в 1981—1988 годах, то есть примерно тогда, когда в кинотеатрах царствовала «Звездная сага» Лукаса. Некоторые исследователи поп-культуры утверждают, что это был комиксный ответ на «Звездные войны», хотя однозначных доказательств этому нет.
Главным героем цикла “Incal” является Джон Дифул, частный детектив класса R, эгоцентричный неудачник, который живет в отдаленном будущем в гигантском городе-шахте. Он становится владельцем Инкала – невероятно мощного артефакта в виде небольшой пирамиды. И тут же все космические силы пытаются у Дифула его отобрать. Но у Инкала свои планы. Так начинаются зрелищные приключения Дифула, которые заводят его в самые отдаленные уголки вселенной и еще дальше… вглубь собственного разума.
Комикс сконструирован как эзотерическая SPACE OPERA. В нем полным-полно динамичного действия и скрытой символики, почерпнутой из различных оккультных систем и духовных традиций. Начиная с карт Таро (ведь Джон Дифул это ГЛУПЕЦ – неофит, делающий первые шаги к посвящению в тайну), через взаимно дополняющиеся противоположности даосизма (инь и ян) аж до дословного представления знаменитой идеи из «Изумрудной таблицы» Гермеса Трисмегиста, согласно которой наружная вселенная является отражением вселенной внутренней и наоборот. Путешествие Дифула по различным мирам это в то же время мистическое странствие в поисках самого себя.
Несмотря на многие отсылки, “Incal” не герметичен. Изысканный рисунок МËБИУСА, замечательный сценарий Ходоровского и превосходное чувство юмора сплетаются в гениальный, щирокоплановый и универсальный комикс. Бессмертная классика.