Все отзывы посетителя lammik
Отзывы (всего: 1347 шт.)
Рейтинг отзыва
lammik, позавчера в 17:35
Довольно крупный сибирский город, в котором без труда угадывается Омск. Две девушки — Катя и Наташа. Первую судьба свела с американцем Нейтаном, вторая судьбу ждать не стала и познакомилась с чилийцем Хавьером через Интернет. Сначала кажется, что их линии жизни идут параллельно и вот-вот пересекутся. Но довольно скоро понимаешь, что не всё так просто в этом сибирском городе.
Читается роман отлично, просто влёт, да и сам по себе он невелик. Стилистически великолепен в целом, да ещё и каждая главка — это отдельное литературное удовольствие, Лидваль жонглирует средствами языка с поразительной лёгкостью. Текст переполнен меткими наблюдениями из жизни.
В книге много чего есть — от абсурдности устоявшихся ритуалов до простых радостей провинциальной жизни, от столкновения идеализма с реальностью до всесильной госбезопасности, есть даже отсылка к биографии принца Гаутамы.
Обещанного пазла не нашёл, после фразы про «серебристый телефон Моторола» всё становится понятно, в дальнейшем догадки много раз подтверждаются прямым текстом.
В целом получилась талантливая сатира на провинциальную жизнь и всех людей вообще, но это не дружеское подтрунивание, а довольно злое и беспощадное высмеивание.
Ларри Нивен, Грегори Бенфорд «Мир-Чаша»
lammik, позавчера в 16:13
Ну вот и подошло к концу ознакомление с миром, точнее мирами, порождёнными фантазией двух авторов. По понятным причинам читать весь цикл пришлось больше года. Но, возможно, так даже лучше. Чтение получилось не самым захватывающим. Перед тем как объяснить причины такого положения, позволю себе ещё одно замечание. По сути цикл состоит из двух частей. В первых двух книгах рассказывается о Чаше небес и её обитателях. Читать их лучше подряд, ибо повествование разорвано абсолютно произвольно, а вторая часть гораздо осмысленней и интереснее первой. Так вот, если из первых двух книг отжать всю воду, изгнать суетливые приключения и подвергнуть хорошей редактуре, то получился бы отличный фантастический роман «старой школы», способный вызвать приступ восторга у настоящих ценителей.
Если рассматривать третью книгу в отрыве от первых двух, то «Глориаль» — это довольно посредственный роман сильно утяжелённый многочисленными смертями статистов и сценами секса двухсотлетних членов экипажа «Искательницы солнц». Как продолжение цикла он тоже не то чтобы хорош, ибо пестрит ошибками и прямо опровергает множество утверждений предыдущих книг.
Для всего цикла характерно присутствие абсолютно блёклых персонажей и множества малоувлекательных событий, которые разве что объём добавляют. Опять же люди постоянно гибнут, делают это буднично, походя, но поскольку привыкнуть к ним и сродниться с ними невозможно, то воспринимаются эти сюжетные обороты с полным безразличием.
Из плюсов книги масштабные космоинженерные сооружения, действительно способные поразить воображение, а также разнообразные инопланетные формы жизни, среди которых нет революционно оригинальных, но и банальными их не назвать.
Так что начинать знакомство с творчеством Ларри Нивена этим циклом явно не стоит. Но если всё же решите дать ему шанс, то прочитайте две первые книги вместе. А уж потом решайте, стоит ли покупать третью.
Ларри Нивен, Грегори Бенфорд «Глориаль»
lammik, 4 июля 09:43
Формально третий, а по сути — второй роман цикла. Да, есть множество нестыковок с предыдущими книгами, но от них-то как раз можно абстрагироваться. «Глориаль» нормально читается и в отрыве от первых двух книг. Другое дело, что уже и в тексте этого романа тоже присутствуют собственные ошибки. Уж не знаю, объясняется ли их появление возрастом соавторов, либо же самой природой совместного творчества. Ожидаемо читателя пытаются удивить очередным чудом астроинженерии, но после Чаши Небес это довольно сложно сделать. Глория оказалась не одиночной планетой и даже не набором вложенных друг в друга сфер, как писалось ранее, а двойной планетой, компоненты которой соединены перемычкой-Паутиной. Зачем глорианцы, которых много и они разных видов, произвели столь сложное действо внятного объяснения нет. Потому что могли, видимо. Та же Чаша хотя бы исполняла роль гигантского космического корабля. Соавторы впустили в действие двух новых персонажей — Эшли Траста, мелкого мошенника, который на «Искательнице» сбежал с Земли по маловнятным причинам и Вивьен Амадзи, вся сюжетная нагрузка на которую — это быть любовницей капитана Редвинга и произносить разные глупости во время Контакта. Ещё создатели разморозили множество статистов, которые постоянно умирают во славу науки и космической дружбы. Наконец, нам потрудились объяснить причину вражды обитателей Чаши и глорианцев. Она ожидаемо оказалась смехотворна. Неужели расы, покорившие гравитацию, пространство и время не в состоянии создать и тем более воссоздать любые биологические виды по выбору?
Необязательное продолжение рассказа про Чашу Небес, так и не сумевшее поставить уверенную точку во всей этой истории.
Александр Мазин «Варяг. Княжич Варяжский»
lammik, 21 июня 21:57
Если пару книг назад Вартисла Дерзкий ходил с Олегом Вещим в поход на Царьград, книгу назад его дружинники «торговали железом» в Европе, то в «Княжиче Варяжском» всё довольно мелкомасштабно. Роман состоит из двух частей. В первой — экспедиция из Белозера в Киев с заходом в Новгород и Смоленск, здесь всё на уровне остального цикла — немного боёв, много понтов Вартислава, в прошлом Серегея, от взгляда которого обалдевают убелённые сединами воины, тщетно пытающиеся разгадать, откуда взялся столь феноменальный вьюнош. А вот вторая часть слегка разочаровала. Выглядит она банальным добиванием объёма. При этом, чтобы особо не напрягаться Александр Мазин снова использовал сюжетный ход с экспроприацией ромейского золота, так же, как и во второй книге цикла.
Понятно, что большинство читателей, выдержавших до шестнадцатой книги цикла, пойдут за автором и дальше, но нескольких бойцов, чувствую, потеряем. Кривая количества оценок от книги к книге угрожающе идёт на спад.
Марта Уэллс «Стратегия отхода»
lammik, 21 июня 12:04
Первые четыре повести — это по сути главы одного романа с единым непрерывным сюжетом, действующими лицами и настроением. Поэтому нам не продают четыре одинаковые истории, а одну, разбитую на четыре части. Черно-белость и примитивность персонажей, как я уже писал, это не более чем следствие того, что воспринимаем мы их глазами и мозгом Киллербота, который и так беден образовательными модулями, а уж психологических среди них тем более не было. Такая вот фишка.
Если касаться собственно «Стратегии отхода», то баланс здесь восстановлен. Немного боевика, немного комедии, чуть-чуть мелодрамы и все это перемешано с рассуждениями о правах личности и свободе воли. Киллербот спасает людей, которых считает «своими» и убивает посланцев преступной корпорации «СерКриз». «Повесточка» присутствует, но (пока?) в гомеопатических дозах.
Марта Уэллс «Нестандартный протокол»
lammik, 19 июня 15:52
Разобравшись со своим ближайшим прошлым, Киллербот решил раскрыть тайны корпорации «СерКриз», которая пыталась убить его самого и его клиентов. Для этого пришлось отправиться на планету Майлу, которую «СерКриз» в своё время должна была терраформировать, вот только это было исключительно прикрытием для незаконной деятельности по добыче инопланетных артефактов.
Да, будущее у Марты Уэллс довольно безрадостное, хищные корпорации ведут между собой безжалостную борьбу, в которую помимо своей воли оказался втянут один освободившийся андроид. Впрочем, остаться там и принять в ней деятельное участие он решил уже сам. В третьей повести баланс заметно смещён в сторону боевика. Стрельба, взрывы, коварство и предательство. В принципе самостоятельного интереса повесть не представляет, но как очередная глава истории Киллербота органично в неё укладывается.
Марта Уэллс «Искусственное состояние»
lammik, 18 июня 19:26
«Искусственное состояние» является прямым продолжением «Отказа всех систем», и по-хорошему должно читаться сразу после него, являясь таким себе мостиком от первой повести к третьей. Здесь немного раскрывается прошлое Киллербота, а именно почему же он убил тех самых 57 человек. Получивший свободу Киллербот не готов сменить сферу деятельности и вернулся к обеспечению безопасности людей в качестве «консультанта», заодно и тайны собственного прошлого раскрыл.
Я понимаю претензии к автору по части нераскрытия второстепенных персонажей, сам в них путаюсь, ещё и имена сугубо нейтральные зачастую. И понять кто здесь он, кто «оно», а кто она сложновато, ведут все себя примерно одинаково. Но нельзя не отметить, что все события и людей, в них участвующих, мы видим глазами андроида, для которого люди делятся всего на два типа — клиенты (их он защищает) и цели (их он ликвидирует) и ожидать в такой ситуации мощного раскрытия характеров едва ли уместно.
А так всё по рецептам первой части — немного боевика, немного комедии со специфическим юмором, и капля мелодрамы.
Марта Уэллс «Отказ всех систем»
lammik, 16 июня 10:53
Давно хотел ознакомиться с нашумевшим циклом, обладателем главных премий. А тут ещё и сериал подвезли. Отзывы заранее не читал, дабы сформировать собственное мнение. Как оказалось не зря.
Если абстрагироваться от шумихи вокруг «Киллербота», то перед нами останется довольно простая история об андроиде, получившем свободу и обретающем человечность. Что само по себе может быть любопытно, но не факт, что выстрелило бы. 95% успеха здесь — это главный персонаж, одновременно трогательный и нелюдимый, саркастичный и забавный.
В первой повести только затравка истории, рассказывающая о том как Киллербот справлялся со своими обязанностями служить и защищать не некой планете. Надеюсь, что в дальнейшем персонаж и истории о нём обрастут «мясом» и заставят прочитать цикл до конца.
Очень подозреваю, что немалая часть негатива к этой книге у нас в стране вызвана теми самыми премиями и сравнениями «Дневников» с шедеврами, получавшими их ранее. СИиндром завышенных ожиданий во всей красе. Но если к истории отнестись непредвзято, то она весьма неплоха. И да, «Космоолухи» Громыко вспоминались постоянно.
lammik, 15 июня 08:34
Сначала объясню почему я голосовал за «Рай-1» в Книжном клубе Фантлаба. Во-первых, подкупило название всего цикла «Красный космос», аннотация на который обещала показать будущее, где «ведущие космические державы Россия и Китай» в лице лучших своих представителей решают загадки Космоса, переживая «приключения в духе «Чужих»». Во-вторых, надо отдать должное художнику, рисовавшему обложку, или хотя бы сумевшему дать правильное задание нейросети. В-третьих, захотелось ознакомиться с новой серией от АСТ под названием «Nova Fiction. Зарубежная Фантастика».
Итак, отдалённое будущее. Никаких государств на Земле больше нет, а за то, чтобы они не возникли по старой памяти отвечает некая «Служба надзора», этакая всемогущая спецслужба, которую все боятся. Главная героиня романа по имени Александра Петрова как раз этим самым надзором и занимается. Её вместе с пилотом Сэмом Паркером и доктором Лэем Чжаном отправляют на корабле «Артемида» к планете «Рай-1» с рутинной миссией. Вот только оказалось, что родная во всех смыслах спецслужба (раньше её возглавляла мать Петровой) цинично подставила свою перспективную сотрудницу. При входе в систему на «Артемиду» напали с помощью контейнеров с ямсом...
Видимо, чтобы оправдать ярлык «современный психологический хоррор» все персонажи слегка не в себе с самого начала — у Петровой многочисленные психологические травмы, связанные с матерью и её работой, Паркер успел разрушить свою карьеру, а за спиной у Чжана рекордное кладбище пациентов на Титане, спутнике Сатурна. Чтобы все эти достойные люди не скучали и получили шанс на выживание, автор придумал парочку «богов из машины». Чжану начальство выделило супер-браслет, который и гормональный баланс подправит, и при необходимости нашинкует врагов на салатик. А еще в экипаж добавили неубиваемого робота Плута, что с лёгкостью меняет тела, печатая их на принтере, при этом может без особых затруднений сидеть сразу в нескольких. Видимо, чтобы члены экипажа «Артемиды» казались относительно нормальными автор придумал наведённое инопланетным супостатом безумие в разных видах и формах — от банальных зомби до светобоязни. Собственно, всю книгу наши герои и прыгают от одних сумасшедших к другим. Довольно быстро становится скучно читать, не помогают даже малюсенькие главки. Добивает ощущение от романа значительное количество ошибок в тексте и если на некоторые из них ещё можно закрывать глаза, то манера автора забывать о том, что он писал несколько страниц назад прощения не заслуживает. Просто какое-то неуважение к читателю.
Продолжение читать уж точно не буду. По итогам прочтения книги отписался от Телеграм-канала «Nova Fiction».
lammik, 4 июня 13:00
«Может быть, пора угомониться,
Но я, грешным делом, не люблю...»
Второй полноценный роман из цикла «Совдетство», главный недостатки которого — превышение критической массы эпизодов из предыдущих частей и обильные отступления от сюжета. Самого по себе его едва ли хватило бы на короткую повесть. В этот раз Юру Полуякова угораздило связаться с малолетней шпаной, что, как известно, ничем хорошим закончиться не может. Важный жизненный урок получен, но общее ощущение от романа сродни вкусу второй раз заваренного чая. Допускаю, что тем из читателей, кто начнёт знакомство с циклом со «Школьных окон», роман понравится куда больше.
lammik, 4 июня 12:49
1964 год. Ученик начальной школы Юра Полуяков страдает от отсутствия письменного стола. Уроки приходится делать за обеденным, тот кругл и колченог, а потому абсолютно не подходит для успешного выполнения домашних заданий. По счастью Лида, мама Юры, посетила семинар, где авторитетно было заявлено о том, что половина хронических заболеваний вызывается искривлением позвоночника, а потому мебель для ребёнка должна быть правильной. Вот после этого Юра с мамой и отправился в магазин за новым столом...
Один из двух первых рассказов цикла «Совдетство». Здесь происходит знакомство с главными героями, их бытом и взаимоотношениями в семье Полуяковых. Написано легко и светло (беззаботный третий класс!), чего нельзя сказать обо всех произведениях из «Совдетства».
Александр Бушков «Непристойный танец»
lammik, 30 мая 15:36
Вторая по времени написания, но первая по времени действия, книга об Алексее Бестужеве. На этот раз события по большей части разворачиваются во Львове (тогда — Лемберге), выведенном под названием Лёвенбург. Бестужев проникает в подпольную школу большевиков и в процессе неожиданно сталкивается с международным заговором, направленным на обострение отношений России и Австро-Венгрии...
Довольно шаблонно написанный роман, инвертированный относительно советского творчества на эту же тему. Благородный во всех смыслах сотрудник Охранного отделения борется с мерзавцами-большевиками и полностью аморальными эсерами. Не обошлось без некоторой доли бульварщины — для успешного выполнения миссии необходимо оказаться в постели с отмороженной эсеркой. Как не трудно догадаться, герой блестяще справляется со всеми трудностями.
Александр Бушков «Дикое золото»
lammik, 26 мая 12:59
1908 год. В тайге грабят золотые караваны купца Иванихина. Из Петербурга в Шантарск с целью поимки лиходеев прибывает ротмистр Алексей Бестужев под видом некоего Леонида Карловича Лямпе.
Довольно бодрый истерн с ограблением поезда, любовной линией, отягощённой эротическими сценами, сибирской природой, коррупцией и падением Тунгусского метеорита. Читая сложно не вспомнить акунинский цикл про Фандорина, в частности «Азазель» и «Статского советника», но «Дикое золото» — это скорее наследник криминальных романов начала прошлого века, издававшихся в выпусках. Развратные наследницы состояний, трупы в промышленных количествах, дикие сибирские нравы, бескрайняя тайга и прочая экзотика с целью взбодрить читательские нервы.
В плане детективной линии всё довольно печально, о личности главного негодяя догадываешься сразу, а потом приходится долго ждать, когда же его выведут на чистую воду. Для придания достоверности автор зачем-то напихал в сюжет исторических персонажей, причём не всегда аккуратно. Гитлер никак не мог подписывать свои акварели фамилией Шикльгрубер, Макар Шукшин родится только в 1912 году, никакой «французской фильмы про Фантомаса» на тот момент не могло быть, его не существовало ещё даже как литературного персонажа, и так далее. Концовка оставляет вопросы, уж больно торопился автор закончить роман, рубя концы по-живому.
Эдуард Веркин «Осеннее солнце»
lammik, 21 мая 18:36
Трое подростков из глухой деревеньки Туманный Лог проводят в ней лето. Рассудительный не по годам пятнадцатилетний Иван Васькин и две девочки — Саша и Наташа. С одной стороны жизнь в деревне летом показана во всей своей красе — ягоды, грибы, рыбалка. С другой — деревенька дышит на ладан и спасти её от полного вымирания может только настоящее чудо, несколько вариантов которого успевает выдумать неунывающий Ваня.
Детство не уходит, оно умирает. В повести как раз и показана хроника этого умирания. Оттого богатый язык и большое количество смешных эпизодов не могут перебить общей тоскливости происходящего.
Сергей Лактионов «Девушка из часов»
lammik, 19 мая 14:30
Очень необычный с любовью и для души вылепленный мир андроидов (кукол), коллективных разумов (мишек) и вершин местной биологической эволюции — лягушек, не чуждых искусствам музыки и торговли. Сам сюжет представляет собой путешествие из одной точки в другую ради достижения определённой цели. Да, он не лишён предсказуемости и при том многократно заставляет испытать радость узнавания. Здесь есть заботливо упакованные отсылки к «Терминатору», «Безумному Максу», «Молчанию ягнят» и множество других, большинство из которых, боюсь, я не узнал.
Именно подобные книги и оправдывают существование самиздатовских ресурсов, где миллиардами тратятся впустую электроны и человеко-часы.
Недостаток у цикла есть. И он является продолжением достоинств. Пишутся книги очень медленно в сравнении со «стахановцами» с АТ. Но я готов ждать следующей книги, обязательно прочитаю. Главное, чтобы автор не остановился. Удачи ему!
Альберт Санчес Пиньоль «Молитва к Прозерпине»
lammik, 11 мая 18:22
62 год до н.э. Марк Туллий, сын Марка Туллия Цицерона, отправлен строгим отцом с миссией в Африку — расследовать слухи о замеченной там мантикоре. Ибо появление мантикоры — очень нехорошая примета. Никакой мантикоры в Африке не оказалось, зато из земли полезли чудовища — знатоки биотехнологий, прозванные тектонами. Короче, лучше бы это была одинокая мантикора.
Сказка «только для взрослых» в древнеримском антураже, местами мрачная, местами жестокая, а местами и забавная. С навязчивой назидательностью в целом. Тут автор не открыл Америки — рабство ужасно, иногда, чтобы выжить, нужно измениться, кто не способен, тот обречён. О логичности и достоверности описываемого мира лучше не задумываться. Поэтому и сказка. Далеко не все вопросы получили свои ответы. Возможно, автору было просто лень их выдумывать. Финал усиленно намекает на возможность продолжения.
Александр Бушков «Сибирь и сибиряки, или Русские конкистадоры»
lammik, 5 мая 09:04
А вот так книги по истории России писать не надо. Непоследовательный дилетантский набор баек, анекдотов и авторских мыслей о «гнилой российской интеллигенции», зачастую без дат, имён и фамилий, вообще без ссылок на источники. На фоне «Оленьей кавалерии» Алексея Волынца или «Сибирской книги» Михаила Кречмара творение Бушкова абсолютно беспомощно и выехать может только на имени создателя.
Алексей Волынец «Оленья кавалерия. Очерки о русских первопроходцах»
lammik, 3 мая 08:46
Увлекательнейшая история покорения сибирских пространств. Больше всего поражает то, что покорялись они отрядами в десятки человек, пара сотен уже считалась огромным войском и это всё вопреки ужасным морозам, немирным туземцам и голоду. Но в век первопроходцев Россия кипела пассионариями, идущими «встречь солнцу». И тут нельзя не отметить совпадение государственных и частных интересов. Государство получало земли, новых подданных и драгоценную пушнину, а отдельный член ватаги мог одним походом обеспечить себе безбедную старость. Другое дело, что люди те были беспокойные и на месте сидеть непривычные. Вопреки расхожим утверждениям государственная политика состояла в том, чтобы сберегать туземное население. Ведь в противном случае ясак будет некому платить. Местным племенам в конечном итоге приход русских тоже был выгоден — прекращались постоянные войны всех со всеми, налаживалась торговля. В книге этот момент хорошо показан на примере чукчей. Когда государство отступилось от Чукотки, Анадырский острог был ликвидирован, те сами пришли договариваться в Гижигинск с целью налаживания торговых отношений. Так возникла Анюйская ярмарка, ставшая на десятилетия цементом северо-востока страны. В книге среди прочего описаны первые контакты российской дипломатии с Китаем, сексуальные обычаи аборигенов, причины продажи Аляски и даже подробности торговли пушниной с Востоком и Западом. Во время чтения создалось впечатления, что главы книги печатались по отдельности в качестве колонок в газете или статей в журнале, ибо зачастую сведения в них повторяются. Но это, пожалуй, единственный недостаток повествования. Так что «Оленью кавалерию» можно смело порекомендовать всем любителям истории родной страны.
lammik, 1 мая 12:28
На этот раз служба завела майора полиции Феликса Вербина в Санкт-Петербург. Случилось так, что в Москве был убит некий Алексей Чуваев, житель «культурной столицы». Примечательным в этом деле стало то, что Чуваев, возможно, при жизни был известным художником Абедалониумом, выставка которого как раз открывалась в Санкт-Петербурге.
По сравнению с двумя предыдущими книгами цикла «Демон скучающий» — это шаг вперёд. Откровенных ляпов нет, преступники осознали, что их легко можно отследить по телефонам и даже научились использовать «клетку Фарадея» по назначению. Присутствуют обязательные шутки про культурных жителей Северной столицы и простецких москвичей, а так же про «расчленёнку». Само преступление по-прежнему скорее литературно, чем жизненно. В наличии пара персонажей, без которых представить себе книги Панова уже невозможно — профессиональный убийца, не оставляющий следов и суперхакер, вскрывающий всё любое (такая себе замена «накидке пыльных дорог»).
Зачем-то в сюжет добавлена Ада Кожина из первой книги, по-хорошему лучше бы ей там и оставаться.
Борис Евгеньевич Штерн «Ковчег 47 Либра»
lammik, 25 апреля 21:16
Середина XXII века. Человечество смогло колонизировать Марс и уже предпринимает шаги по его терраформированию. Группа учёных разных специализаций во главе с Алексом Селиным предложила амбициозный план по отправке межзвёздного Ковчега к звезде 47 в созвездии Весов. Вокруг этой звезды в зоне обитаемости вращается планета с водяным океаном и плотной атмосферой, но никаких следов жизни на ней не обнаружено. План предполагает участие миллионов людей на протяжении десятилетий, никто из них не сможет узнать о результате своих трудов, ведь лететь Ковчегу предстоит 20 тысяч лет. Тем не менее, несмотря на все сложности самого разного толка, Ковчег отправился в свой звёздный путь.
Четыре совершенно разных части. В первой величавый гимн человеческой амбициозности и готовности принять научные вызовы, способности к масштабной совместной деятельности на протяжении десятилетий во имя объединяющей глобальной цели, такой, ради которой можно трудиться всю жизнь и понимать, что прожил её не зря. Во второй части описывается реализация возникшего тысячелетия назад плана, этап за этапом планета Селина превращается в сестрёнку Земли. Третья часть, пожалуй, наиболее спорна, оставляет множество вопросов. Зачем понадобились суррогатные матери, если существует технология «искусственной матки», с помощью которой тут даже слонов выводили? Что помешало передать на корабле весь объём естественнонаучных знаний, благо места хватало, тем более, что жители Селины технологически никак не отличались от землян на момент отлёта? Почему, имея столь высокий уровень развития биотехнологий, нельзя получать множество эмбрионов из каждой яйцеклетки? Четвёртая часть окончательно примирила с авторским замыслом, эстафета разума в надёжных руках или не совсем руках. Всё было не зря. Так что вся книга всё же не про печаль, а про надежду.
Павел Иевлев «Кровь на воздух»
lammik, 18 апреля 13:45
Парадоксально, но сам текст написан бодро, а вот действия в нём минимум, местами оно идёт по кругу. Тут, видимо, сказывается как раз сетературность. С одной стороны — нужны объёмы и регулярность, с другой — чтобы читать не переставали. Второй момент, который бросается в глаза, это вторичность, не общая, а такая подетальная, можно сидеть и вспоминать, где я читал то, а где было это, а можно отдаться на волю писательской фантазии и признать мир привычно-усреднённым, в чём-то даже уютным. Что не понравилось, так это попытки автора в анально-генитальный юмор. Какие-то они необязательные и даже противоестественные.
При минимальной редактуре и переделанном финале вышла бы отличная книга.
lammik, 15 апреля 13:32
Поначалу сюжет чётко разделяется на две линии — любовь и чернуха. Но в финале неожиданно роман оказывается историей о выборе. Иван сам дважды сделал свой выбор — сначала с Ульяной (да, люди меняются со временем, в детстве это происходит особенно быстро), затем со старшим братом, взяв в зону своей ответственности исключительно младшего. Так что не просто «так бывает», вся жизнь есть череда выборов, влияющих на последующие события. В прошлое не вернуться, калитка захлопнута.
Эдуард Веркин «Сорока на виселице»
lammik, 12 апреля 10:39
Рукопись, прочитанная в недоумении
Первые восторженные отзывы многократно называли книгу интеллектуальной, мягко переводя потенциальных невосторженных в разряд людей, испытывающих нехватку интеллекта. Веркина я читал и ранее, а потому знал, что писать книги, выстраивать сюжет и мастерски манипулировать читательскими эмоциями он умеет. Первые две главы зашли на ура, и я уж был готов поверить, что держу в руках книгу если не столетия, то года уж точно, все авансы абсолютно оправданы, и какое же счастье, что есть Книжный клуб Фантлаба. Дальше начались проблемы, вот прям с водолаза на Лунной базе. Абсурд громоздился как торосы в Арктике. Нет, вероятно, в тексте множество отсылок к другим книгам или же к существующей реальности, но по большей части они настолько неоднозначны и допускают множество толкований, что понимаю удивление автора, когда на него их вывалили при встрече. Используя Бритву Оккама, скажу, что самое простое объяснение происходящего — это сон главного героя, или Барсика, или даже того водолаза, ну или видения в состоянии клинической смерти на борту «Тощего дрозда». Верю, что у автора в голове находится полная непротиворечивая картина всего происходящего, включая медведей, походы к актуатору и блуждания в тумане на крыше без парапетов. Вот только раскрыть её читателю он не потрудился. Ну, может когда-нибудь, будут ведь ещё книги в цикле.
lammik, 6 апреля 16:44
У Андерсена Герда — это символ верности. Эдуард Веркин так назвал свой роман о предательстве. Оно тут повсеместное и неизбежное. Вдрызг разбитый фасад провинциального благополучия. Написано талантливо, но после прочтения остаётся ощущение, что побывал в яме с пауками, став объектом авторских манипуляций.
Эдуард Веркин «Север Гансовский «Физики»
lammik, 4 апреля 17:23
Рассказ написан по мотивам знаменитого «Дня гнева» Севера Гансовского. Здесь также из медведей вывели новый разумный вид — снарков, причём сделали это настолько удачно, что каждый снарк гораздо умнее любого человеческого гения. Снарков отвезли на планету Рейн, поместили в Институт, там они всячески исследуют синхронную физику, время от времени перекусывая коллегой-человеком. Люди всё терпят, ведь исследования снарков могут открыть кратчайший путь к звёздам и множество других чудес...
Ну что сказать... Тут у нас взгляд лирика на физиков, на людей науки вообще, всё как в кривом зеркале, присутствует обязательный сумасшедший учёный, он собственно и возглавляет Институт. Нет, никакого юмора, всё больше ужас. Теперь по порядку. Допустим генетики вывели бы таких вот снарков — предельно гениальных и бесчеловечных. Очевидно, что эксперимент был бы признан неудачным, животных, пусть и разумных, усыпили бы. Затем продолжили бы исследования и вывели снарков-вегетарианцев с обязательной встроенной «кнопкой», позволяющей их контролировать. Сумасшедший одержимый директор Института Кассель — это отдельная история. Никаких гениев на административную должность никогда не назначат, это неудобно с практической точки зрения, уменьшает продуктивность гения, да и самому гению совсем не нужно. С мотивацией у Касселя тоже большие проблемы, он хочет добиться результата любой ценой, но результатом для него является не познание как таковое, а исключительно практическая польза. Где вы таких гениев видели?
Если рассказ и про физиков, то взгляд на них проходит через кривую оптику дилетанта-гуманитария, не понимающего природы научного процесса.
lammik, 4 апреля 08:39
В рамках подготовки к чтению «Сороки на виселице» продолжаю читать сопутствующие рассказы. «Крылья» оставили смешанное впечатление. С художественной точки зрения всё отлично — великолепна передана атмосфера научного вызова, прометеи-учёные готовы вырвать тайны у богов, пусть даже и ценой собственной жизни. Вопрос только один — не рановато ли? Готово ли Человечество приручить этот огонь или он сожжёт дерзнувших? «Девять дней одного года» вспомнились и вообще вся атмосфера шестидесятых, когда казалось, что вот ещё один шаг и впереди всемогущество. Всё, что касается самого актуатора, синхроничности и апофении — квазинаучное нагромождение красивых слов, взгляд лирика на физику, любовь к необъяснимому.
Александр Громов «Вторая попытка»
lammik, 3 апреля 19:41
В результате аварии, случившейся в Астероидной системе, человек оказался на заброшенной базе внутри планетоида. В абсолютном одиночестве. К счастью он был хорошим ремонтником и вместо того, чтобы предаваться унынию начал заниматься тем, что умел лучше всего — ремонтировал всё подряд, благо за сотню лет на базе накопилось множество того, что требовало починки и настройки. На каком-то этапе стало ясно, что одиночество человека не такое уж абсолютное...
Даже не подглядывая, довольно быстро догадался, что действие происходит в мире «Галактической империи», так же как и в «Вычислителе». Всё довольно мрачно и безвыходно, нравы деградировали даже по сравнению с настоящим. В целом же это рассказ о Контакте, который скорее относится к юмористической прозе, хоть и юмор здесь довольно чёрный. Финал немного предсказуем.
Олег Дивов «Один прекрасный день»
lammik, 3 апреля 14:36
Рассказ начинается с пробуждения подозрительно счастливой девушки Кати, сразу в голову лезут возможные причины подобной жизнерадостности. Дальше-больше. Рубильник переключается и вот уже два бравых русских офицера из МЧС должны спасти несколько тысяч человек на орбитальной станции «Мечта-8».
Отменно хулиганский рассказ о счастье, смысле жизни и прочем столь же трудноуловимом. Прекрасный слог и дивовский юмор прилагаются. Понимаю, что последний не всем зайдёт, но рассказ явно недооценён.
lammik, 2 апреля 20:34
В рамках подготовки к прочтению романа «Сорока на виселице» решил ознакомиться с авторской вселенной. Сразу скажу — понятного мало, всё весьма депрессивно и слегка безумно.
Космический корабль «Герда» с экипажем из трёх человек ведёт разведку в космосе. «Герда» способна преодолевать расстояния в несколько парсек, экипаж при этом должен находиться в состоянии клинической смерти, иначе никак. В один из прыжков «Герда» зацепила «войд». Это приговор. Весь дальнейший рассказ является хроникой приведения в исполнение данного приговора. Написано не без красивости, но помещение такого рассказа в сборник «Назад в космос» может являться разве что свидетельством чувства юмора составителя.
Брюс Бетке «Интерфейсом об тейбл»
lammik, 2 апреля 18:44
Когда решите прочитать «Интерфейсом об тейбл», учитывайте, что в первую очередь это не роман в жанре «киберпанк», а юмористическая проза. А её успех зависит прежде всего от того, удастся ли чувству юмора писателя совпасть с таковым у читателя. Если судить по роману, юмористический диапазон у Брюса Бетке весьма широк. Там, где речь о корпоративной культуре и взаимоотношениях разных «каст» в офисном царстве, он на высоте. Шутка про менеджеров среднего звена и удалённую работу — выше всяких похвал. К сожалению этим всё не ограничивается и местами автор навязчиво вульгарен. Поэтому впечатление в целом смешанное. Ещё из явных минусов — скомканный финал, как будто над автором довлели сроки, и он сильно спешил закончить свою историю.
Переводчик со своей задачей в целом неплохо справился, хотя пару раз в тексте мелькнули словесные монстры типа «локального инфоавтобуса» и «виртуальной противопожарной стены».
lammik, 29 марта 15:22
История жизни Роберта Борроуза, рассказанная им самим. Рассказчиком Роберт оказался весьма специфическим, воспоминания его переполнены описаниями и размышлениями, мало чего происходит. Читать поневоле приходится небольшими порциями, но дней через десять привыкаешь и начинаешь считать подобное положение дел не недостатком книги, а особенностью.
О чём книга? Ну, во-первых, как и положено правильному британском роману, она о сословиях (собственно даже детский «Гарри Поттер» всё о них же). Сословную систему можно слегка потрясти, но затем она восстановится, видно воздух такой, ну или эфир. Во-вторых, сама по себе идея эфира заставляет вспомнить об открытии радиоактивности, которую поначалу тоже считали чудодейственной и доходило до зубной пасты с радием и девушек, старательно лизавших кисточки, которыми они потом наносили радиоактивную краску на стрелки часов. Эксперимент в романе заставил вспомнить Гарри Дагляна и «заряд-демон». Ну а ещё эфир здесь показан активным действующим лицом, дёргающим за нити людей-марионеток, имеющим свои собственные цели и желания, по сути поработившим человечество или же немалую его часть.
В-третьих, не понимаю претензий к персонажам, они тут штучные и тщательно продуманные. А уж «девушка-кабриолет» (очень красивая, но без крыши) Сара Пассингтон каждым своим появлением на страницах заставляла забыть и об эфире и о мутантах и о старой тайне семейства Борроузов.
Подводя итог, хочу сказать, что именно ради таких книг и стоит заглядывать в темы «Книжного клуба». Сам их читать не факт, что станешь, а в дружном коллективе — вполне.
Продолжение обязательно прочитаю. Более того — буду ждать с нетерпением, среди всего прочего и потому, что не могу представить, о чём оно вообще может быть.
Василий Щепетнёв «Барометр падает»
lammik, 26 марта 22:09
Очередная часть образцового «автортудейного» цикла. Читатели получают ожидаемый тщательно сбалансированный текст — немного политики (Чижик лично разруливает узбекский кризис), немного боевика (непонятные спецназовцы преследуют главного героя, так что стрельба прилагается), под занавес идёт матч на первенство мира по шахматам с Карповым (во Вселенной Чижика Анатолий Евгеньевич — алчный перебежчик). Всё это действо обильно полито критикой советской действительности с упором на то, что в те уже далёкие времена талантам не давали достойно зарабатывать, а на каждый лье приходилось по сто шпионов КГБ.
Очень похоже на то, что цикл рискует остаться незавершённым. Расхождение с реальной историей нарастает, но никакого внятного завершения истории тоже не видно.
lammik, 13 марта 14:13
Начать хотелось бы с финала, в котором автор признаётся: «Я написал 5 книг «Одиссея Фокса» подряд, а больше того, написал 21 совершенно разных дела. Каждое дело — это книга в миниатюре, новый мир, новые идеи и правила, новые яркие персонажи. Серия про Фокса требует много мозга, фантазии и сил. Чтобы не возненавидеть своего любимого героя, я должен от него отдохнуть.» Чувствуется некоторая усталость и хождение по кругу. Первое дело — довольно бодрые юмористические приключения, второе — очередная дверь в прошлое Одиссея Фокса, третье — фантастический детектив, четвёртое — ещё только началось. Но всё это в тех или иных пропорциях уже было в предыдущих книгах. Я рад, что автор стремится к совершенству и не хочет гнать халтуру килобайт за килобайтом. Как мне лично кажется, стоит сосредоточиться на глобальном, точнее — общегалактическом, что так удачно открылось в «Голосе Древних».
Анатолий Леонов «Оживший покойник»
lammik, 4 марта 17:51
По моему твёрдому убеждению нельзя ограничивать себя чтением книг одного жанра. И если появляется возможность познакомиться с творчеством нового автора в жанре «исторического детектива», то следует ею воспользоваться. Тем более, если верить аннотации, «автор, Анатолий Леонов, известен в России, Америке, Австралии и Европе».
Проверить данный факт у меня нет никакой возможности. Но та же аннотация уже откровенно врёт во втором абзаце: «Инок Феона спешит в Покровский монастырь на крещение сына царского родственника Глеба Морозова.» Инок с товарищами отправились в монастырь за частицей мощей местного святого. С семейством Морозовых пересеклись совершенно случайно.
Что касается самого детектива, то он получился довольно слабым, хотя при желании в нём можно найти отсылки к творчеству Уильяма нашего Шекспира. Сразу и к «Гамлету» и к «Ромео и Джульетте». В плане историчности с одной стороны здесь действуют реально существовавшие личности — сам Григорий Фёдорович Образцов, царь Михаил Фёдорович Романов (в одном месте назван Михаилом Васильевичем, видимо, автор перепутал с Ломоносовым), знаменитый английский посол Джон Меррик, постоянно плетущий козни во славу своего монарха (да, детектив отчасти политический). С другой стороны частенько возникает ощущение театральности происходящего, чему в немалой степени способствуют общий несерьёзный тон повествования и постоянное употребление современных слов, особенно удивили «тампоны бумажные, торчащие из носа» одного из второстепенных персонажей. Неужели нельзя было употребить русское слово «затычки»? Да и возможость использования драгоценнй бумаги на такую ерунду в то время представляется весьма сомнительной.
На этом романе, пожалуй, знакомство с подвигами монаха Феоны прекращу. Да, забыл упомянуть, что дерётся тот Феона так, что можно подумать, что он монах из Шаолиня.
Дж. П. Ландау «Мировые океаны»
lammik, 28 февраля 08:34
«Солнечную систему необходимо осваивать, не бояться риска, как было при Кеннеди! И в этом нам поможет Илон Маск!» Только что я сэкономил вам немного денег и много времени. Очень странная книга, выросшая из сценария неснятого кинофильма. В ней химерически соединились художественная и научно-популярная части. И если первая надуманна, легковесна и несёт на себе печать несостоявшейся голливудщины, то вторая банальна (большинство изложенных фактов должно быть известно читателю из школьной программы) и распылена на множество тем от резонанса до тихоходок. Ко всему прочему в физике Дж. П. Ландау разбирается гораздо хуже, чем в своё время Л. Д. Ландау. Путает массу и вес, заставляет персонажа часами бултыхаться в метановом море с температурой -180 °C, тот даже не чихнул, утверждает, что в реакторе подводной лодки находится «кусок U-235», созвездие Волопаса вдруг стало зодиакальным, иначе объяснить покрытие Ураном Арктура я не могу. Есть и небольшой анахронизм — экипаж «Шеклтона» подобран исходя из разнообразия и инклюзивности, видимо, для повышения вероятности экранизации — американка корейского происхождения, немец-гей турецкого, русский, китаец и ещё один американец с дочерью-инвалидом.
Есть множество других книг, которые куда выше обсуждаемой в части художественных достоинств и увлекательности. Опять же для знакомства с последними достижениями астрономии и планетологии лучше подобрать научно-популярную литературу исходя из своего уровня знаний.
Клиффорд Саймак «Принцип оборотня»
lammik, 19 февраля 18:52
Конец XXV века, в глубоком космосе абсолютно случайно обнаружена криокапсула с человеком внутри. Он ничего не помнит о своём прошлом, по косвенным признакам можно догадаться, что найдёнышу не меньше 200 лет. Пока земные учёные пытаются разгадать загадку из космоса, Эндрю Блейк старается приспособиться к новой для себя жизни и разобраться в своём прошлом.
Очередная книга Клиффорда Саймака, где общество ополчается против одного из своих представителей, пусть и не самого обычного. Обращают на себя внимание некоторые удачные идеи: дома, управляемые ИИ, причём Кухня и сам Дом — это отдельные личности, Хранилище Разумов (киберпанк прямо), хотя по неизвестной причин сохраняют только самых выдающихся, свободный выбор места проживания — Дома летают.
Среди «Терминов» к роману отнесён «Коллективный разум». Спорно — Охотник, Мыслитель и Оборотень мыслят всё же независимо, хоть и могут общаться между собой.
Финал показался излишне оптимистичным и подготовленным, но тут видимо виноваты личность автора (всё должно закончиться хорошо) и время написания. В целом получился роман с сильным налётом ретро, при этом позволяющий смотреть в будущее Человечества с оптимизмом и надеждой.
Клиффорд Саймак «Всякая плоть — трава»
lammik, 11 февраля 15:26
Милвилл, небольшой городок в американской глубинки однажды проснулся знаменитым. Город окружил прозрачный купол, пройти через который людям не удавалось. Так началось одно из самых странных инопланетных вторжений в фантастике...
Если бы не пришельцы, то это был бы типичный роман о маленьком провинциальном городке, где каждый знает каждого, у всех свои роли — мэр, полицейский, банкир, журналист и так далее... Но стоило только жителям Милвилла столкнуться с чудом, как сонная жизнь городка взбаламутилась и обнажилась основа каждого из жителей.
Роман именно об этом — о поведении людей в чрезвычайной ситуации. И речь не только о милвиллцах, но и о правительствах, готовых пожертвовать малым, лишь бы не брать на себя ответственность за возможные последствия смелых решений.
Идея с множественными мирами явно взята из «Кольца вокруг Солнца». Разумные растения реализованы не слишком убедительно, сильный сказочный элемент. Финал, конечно, позитивен, но при этом не убеждает. Уж больно «та сторона» показала себя не заслуживающей доверия.
lammik, 10 февраля 22:30
Предыдущий отзыв, спасибо его автору, навёл меня на мысль. Что не так с «Вегетацией»? Всё очень просто, автор считает своих читателей откровенно умственно отсталыми. Вся эта матерная веселуха с комбайнами и бригадами затеяна ради одного абзаца.
"— Китай — тупик! — убеждённо заявил Джек. — Какое у нас будущее под Китаем? Дрова, дизеля, экологическая катастрофа, да? А на Западе — чистота, фитроника, свобода! Прогресс — он на Западе!». В нём вся суть текста, мысль подана в лоб, чтоб уж дошло до всех и каждого.
Клиффорд Саймак «Кольцо вокруг Солнца»
lammik, 8 февраля 15:24
Продолжаю читать Клиффорда Саймака. На первый взгляд роман «Кольцо вокруг Солнца» кажется простым и даже банальным. Человечество разделилось на два вида — людей обыкновенных и мутантов со сверхъестественными способностями. Первые ненавидят вторых, вторые претендуют на власть над первыми, готовы решать их судьбу и предпринимают необходимые для этого меры, расшатывая экономику путём выбрасывания на рынок идеальных вещей по смехотворной стоимости.
В действительности всё несколько сложнее. Во-первых, писатель бросил здоровый булыжник в огород капиталистической системы, заточенной на то, чтобы высасывать ресурсы снизу социальной пирамиды и перекачивать их наверх, делая условия жизни такими, что люди готовы бежать с родной планеты в любую неизвестность. Во-вторых, в романе показано как с помощью СМИ можно умело управлять массами, канализируя ненависть, когда вчерашние друзья и соседи готовы разорвать своих когда-то добрых приятелей. Тут нельзя не вспомнить USAID и контролируемую организацией фабрику ненависти, на которой трудились тысячи проституток от журналистики из сотен различных СМИ в десятках стран. Могу только пожелать всем разумным людям не терять критического мышления в любой ситуации, оставаясь тем самым неуязвимыми для «мутантов» и их воздействия.)
Клиффорд Саймак «Заповедник гоблинов»
lammik, 5 февраля 11:31
С творчеством Клиффорда Саймака у меня в своё время не сложилось. Взял у кого-то в общаге как раз «Заповедник гоблинов»... и ничего не понял. Нуль-транспортировка, тролли, гоблины, эль, Институт Времени, Шекспир. К такой фантастике жизнь меня не готовила! После Азимова, Лема и Кларка всё это выглядело предельно несерьёзно, я решил, что автор «не мой» и с той поры к нему не возвращался. Сейчас мне лет более чем в два раза больше, прежняя категоричность ушла, и я решил попробовать ещё раз. Получилось волшебно! Как тот самый октябрьский эль — очень сложная рецептура, малейшее отступление от которой убьёт всю сказку.
Юмор в книге не из тех, чтобы ухохотаться, а из тех, что вызывают мягкую улыбку тонкого литературного удовольствия. Причём Саймак смог удержаться от того, чтобы залить всё сладким сиропом, делая свой роман то ли женским, то ли детским. В «Заповеднике» всего в меру. Сразу стало понятно откуда Булычев взял свои Заповедник сказок и Институт Времени. Одна из главных идей лукьяненковского «Спектра» тоже имеет здесь свои корни. Но при этом никто за столько лет так и не смог повторить или хотя бы приблизиться к «Заповеднику гоблинов» во всей его сложности и полноте. Отдельно хочу отметить труд переводчика, ей удалось практически невозможное — роман читается так, как будто написан по-русски, а ведь зачастую даже в хороших переводах язык оригинала прорывается к читателю. Здесь этого нет.
Буду исправлять упущение и знакомиться с остальными романами Клиффорда Саймака.
Майк Резник «Шесть слепцов и чужак»
lammik, 31 января 15:09
2038 год. Вследствие глобального потепления растаяла ледяная шапка на высочайшей вершине Африки — горе Килиманджаро. Туда отправилась разношёрстная экспедиция в поисках тела леопарда, описанного Хэмингуэем в рассказе «Сны Килиманджаро». Вот только вместо тела африканского хищника удалось обнаружить замороженный труп существа явно инопланетного происхождения. Участники экспедиции бросились делиться друг с другом мыслями, кто он такой и как сюда попал.
Поздняя повесть Майка Резника сильно проигрывает его же шедевру «Семь видов ущелья Олдувай», хоть повествование и основано на том же принципе. Во время чтения версий «слепцов» постоянно ждёшь откровения, как же всё было на самом деле, но истинная подоплёка находки едва ли не самая скучная.
Всё же Майк Резник был не слишком ровным писателем, а «Шесть слепцов и чужак» — нечто среднее в его творчестве, зато с юмором и про любимую писателем Африку.
lammik, 30 января 12:27
Тот самый случай, когда в небольшой рассказ очень много всего помещено. Нацисты, противостояние сверхдержав на далёкой планете, эволюционные механизмы, отсылки к предшественникам. Получилось атмосферно, но не более того. Идея о том, что поедая кого-то, воспринимаешь его во всей сложности, уже встречалась. А если её убрать, то останется только агрессивная и чуждая человеку природа планеты. Но и про это уже много где доводилось читать начиная с «Неукротимой планеты».
В итоге рассказ состоит из сплошных умолчаний. Неясно, что произошло в прошлом, раз на Земле появились аж четыре сверхдержавы. Непонятно, что такого ценного в планете Мрак, что из-за неё такая грызня происходит в нечеловеческих условиях. Загадкой остаётся и то, почему Лещинского прозвали Дьяволом. Зачем его так важно найти и обезвредить? Почему туда посылают одиночку «с колёс»? Главный герой — военный, для него в приоритетах исполнить приказ без лишних рефлексий. Читатель же получает картину мира с громадными белыми пятнами, при этом не поддающуюся логике.
То ли автору тесно в формате рассказа, а идей у него на цикл романов, то ли скучно доводить их до ума, и он позволяет читателю самому заниматься додумыванием деталей.
Александр Цеханович «Русский Рокамболь»
lammik, 28 января 08:20
Мать Андрея Курицына скончалась при родах, сам он являлся незаконнорожденным сыном графа Радищева, а посему мальчик рос сиротой при двух отцах — настоящем, графе Радищеве и приёмном, чиновнике Курицыне, чью фамилию унаследовал. При таких раскладах Андрей был просто обречён встать на кривую дорожку криминального толка.
По случаю открытия библиографии Александра Цехановича на Фантлабе решил я познакомиться с творчеством писателя. Для знакомства был выбран роман «Русский Рокамболь». Общее впечатление примерно как от чёрно-белых фильмов эпохи немого кино. Роковые страсти, жестокие расправы, море патетики и океан пафоса, благородные герои и подлые злодеи. Присутствует неожиданный экскурс в историю психиатрии. Со своей задачей -щекотать обывательские нервы разными способами Александр Цеханович справлялся. При этом общий посыл романа назидателен и нравоучителен — блуд до добра не доведёт, «ошибки молодости» со временем могут преболезненно аукнуться.
Напоследок позволю себе привести пару цитат.
«Находчивый следователь, кроме ареста посетителя Померанцева, приступил к фотографированию зрачка убитого, так как очевидно было, что преступление совершено не более получаса назад. Фотографирование дало ожидаемый результат. На пластинке получилось совершенно ясное изображение молодого, красивого лица.»
«Вихрем закрутились мысли в голове злополучной невесты. Дикая страсть закипела в разбитом сердце. Она видела теперь, что ей нет исхода, что она любит этого красавца юношу после всего совершившегося еще сильнее. Препятствия только разожгли ее желания.»
lammik, 24 января 10:25
«Звёзды нас ждут сегодня
Видишь их яркий свет
Люди проснутся завтра
А нас уже нет...»
За пять лет до описываемых событий молодой учёный Ван Хайчэн со своей аспиранткой Бай Хунъюй во время работы на радиотелескопе FAST обнаружили сразу две «сферы Дайсона», но эффект от столь грандиозного открытия оказался перекрыт упорядоченным сигналом из космоса, к землянам обратился чужой разум, содержание послания доказывало поистине божественную суть неведомого Конструктора. С тех пор земная наука совершила гигантский скачок вперёд. Вот только Ван Хайчэн стал самым разыскиваемым преступником планеты...
»...Шанс тебе даётся только раз
На миг всё лучшее отдаст
Что берегли для нас века...»
За «Звёзды» в Книжном Клубе Фантлаба я голосовал пять месяцев подряд, специально не читая. Но после того, как роман выбыл из списка, настала пора с ним наконец ознакомиться. Изначально я ожидал что-то сугубо китайское в духе Лю Цысиня, где земляне здорово похожи на инопланетян и наоборот. Всё оказалось не так. «Звёзды» — история универсальная, с поправкой на имена и топонимы могла случиться где угодно. В романе отчётливо ощущается вкус той самой научной фантастики, что в своё время зажигала умы и сердца, заставляла ночами обращать взор к небу и задумываться о вечном. Книга напоминает о тех временах, когда фантасты смело поднимали вопросы о смысле существования Человечества и природе Разума. Недаром же автор среди источников вдохновения называет романы «Сами боги» Азимова, «Дверь в лето» Хайнлайна, «Конец детства» Кларка, «Тигр! Тигр!» Бестера.
«Мир, поверь, прекраснее, чем сон
Оставить стоит старый дом
Что был твоим так много лет...»
Если вы ещё не читали роман Ци Юэ, то искренне рекомендую исправить это упущение. Ведь именно на Фантлабе сосредоточена целевая аудитория книги, способная понять и простить неточности текста или редактуры и по достоинству оценить заложенные в книге идеи, встретить улыбкой узнавания отсылки к любимой и зачитанной классике.
Пара замечаний по научному содержанию.
«Земные законы таковы, что ядро платины-195 содержит семьдесят восемь протонов, и положительного заряда, который оно несет, достаточно, чтобы связать сто семнадцать нейтронов, чтобы в результате ядро демонстрировало стабильное состояние «у подножия холма». Но рядом с «Моисеем» сильное взаимодействие ослабевало! А это приводило к тому, что первоначально стабильное ядро становилось нестабильным, и для поддержания структуры ядра требовалось больше положительных зарядов, поэтому нейтроны высвобождали электроны и превращались в протоны. При «Моисее», ослабляющим ядерные силы, стабильным становилось золото-195, а платина-195 – нет.» Тут всё с точностью «до наоборот». Если сильное взаимодействие ослабляется, то лишний протон только сделает ядро нестабильнее.
Что же касается излучения «сфер Дайсона» на волне атомарного водорода, то это последствия «звёздного ветра», состоящего в основном из протонов как раз. Сама «сфера» может быть построена по-разному, но в любом случае её не стоит представлять тонкой цельной оболочкой вокруг звезды.
lammik, 17 января 20:06
Март 1621 года. По инициативе князя Дмитрия Пожарского при Посольском приказе создаётся отдел во главе с Никитой Авдеевичем Бухвостовым. Заниматься люди Бухвостова будут тем, что впоследствии для краткости назовут госбезопасностью — разведкой. контрразведкой, политическим сыском. На границе с Диким полем будет создан монастырь во главе с отцом Зосимой, где монахи будут не столько молиться, сколько обучаться воинской премудрости. Смутное время позади, пришла пора отстраивать Державу.
1640 год. Посеянные в своё время семена дали обильные всходы. В поместье Бухвостова сходятся сведения со всей Европы и немалой части Азии. Но и враги не дремлют, орден иезуитов пытается натравить на Москву турецкого султана. С этой целью в Константинополь из Рима отправился Джакомо Белометти. План иезуитов состоит в том, чтобы подготовить одновременные удары с запада и с юга.
От автора книг «100 великих тайн Третьего рейха» и «Амурные тайны монархов и вождей» сложно было ожидать чего-то интересного и увлекательного. Но, к счастью, всё оказалось гораздо лучше, чем можно было предполагать. Сложный сюжет из множества линий, немалое число персонажей, действие скачет по Европе . И со всем этим автор справился. Да, есть ошибки исторического, географического и лингвистического характера. Больше всего меня удивил план одного из персонажей — «достать судёнышко в Чуфут-Кале». Но все они легко компенсируются возникающим во время чтения желанием листать страницы одну за другой и не останавливаться до тех пор, пока поединок средневековых разведок не подойдёт к концу. Ну и сразу видно, что писал мужчина, которому гораздо интереснее битвы на шпагах и осады городов, нежели желание влюблённых быть вместе до гробовой доски.
Хаджи-Мурат Мугуев «В тихом городке»
lammik, 8 января 15:08
Весна 1945 года. Гвардии подполковник Сергей Петрович после ранения следует в свою дивизию, но по дороге попадает в небольшой городок Шагарт, военным комендантом которого служит полковник Андрей Ильич Матросов. Матросову нужно срочно ложиться на операцию по удалению аппендикса, и он просит старого друга подменить его до возвращения. Как раз в это самое время в городе активизировалось нацистское подполье...
Повесть получилась донельзя шаблонной несмотря на бодрое начало. При чтении хорошо чувствовалось редакторское задание — показать хороших немцев-антифашистов, коварных американцев, классовую борьбу, необходимость постоянной бдительности на вражеской территории. Всё это в повести есть и в больших количествах, но присутствуют и некоторая душевность и небезынтересные подробности жизни оккупированной Германии, не позволяющие бросить чтение на середине.
Ларри Нивен «Когда наступает прилив»
lammik, 7 января 06:53
Была у Луиса Ву привычка — когда всё до чёртиков надоедало, отправляться за границы Известного космоса и искать там стазисные контейнеры сгинувшей в небытие расы Поработителей (вероятно, речь о Птаввах). И вот в четвёртой подобной экспедиции удача улыбнулась Луису — искомый артефакт, да ещё и гигантского размера, найден пора вписать своё имя в Историю. Вот только одна небольшая помеха — корабль трёхглазых инопланетян тоже претендует на то, чтобы оставить артефакт себе.
Запоминающийся рассказ, впечатление о котором меняется в процессе чтения. Поначалу ожидаешь исключительно юмористического наполнения, но в финале вылезает нравоучительность — играй честно, соображай быстро, а коварных недоумков накажет Космос.
Элизабет Мун «Население: одна»
lammik, 6 января 16:37
Компания «Симс Банкорп» получила лицензию на колонизацию планеты. Завезли колонистов, оборудование, сельскохозяйственных животных, семена растений... Прошло сорок лет, колония постепенно деградировала, население сокращалось, регулярные наводнения тому сильно способствовали. Лицензию отозвали, объявили эвакуацию, но одна сумасбродная старушка по имени Офелия решила её переждать, отсидевшись в лесу, а затем наслаждаться оставшиеся годы жизни полной свободой и одиночеством. Но всё оказалось не так просто, у планеты были хозяева, никак себя до поры не проявлявшие.
В первую очередь должен заметить, что в романе всё плохо с логикой событий. Зачем заводить колонию на далёкой планете, смысл существования которой совсем неясен? Деревня на несколько сотен жителей, которые едва способны себя прокормить, никакого унобтаниума не добывается, никаких исследований не ведётся. Более того, время от времени кого-нибудь убивают, и оставшиеся в живых не испытывают по этому поводу ничего кроме тихой радости. С технической точки зрения роман здорово устарел — никаких коммуникаторов, на весь посёлок один компьютер и тот общественный. В роман заложено два посыла. Первый — женщин страшно угнетают, не дают развиваться и всячески гнобят. Второй — типовой конфликт между «благородными дикарями» и «бездуховными цивилизаторами» в лице руководителя человеческой экспедиции (само собой «токсичный» «абьюзер», «газлайтер» и «эйджист»). Заставил не раз вспомнить «Аватара». Ну и нельзя не упомянуть, что на протяжении всего романа нет никакой возможности забыть, что его написала женщина. Очень много про чувства. И как эмоции и как физические ощущения.
Недостоверно, наивно, но с феминистским задором и по-женски.
Сергей Лукьяненко «Если вы свяжетесь прямо сейчас…»
lammik, 31 декабря 2024 г. 15:56
Появление инопланетного корабля в небе предшествовало переговорам человечества с представителям чуждого разума. Садиться на землю инопланетный корабль не стал и все переговоры велись по удалённой связи. Представители человечества собрались в здании ООН в Нью-Йорке, чтобы начать новую галактическую эру.
Собственно про рассказ всё ясно уже из названия. Вот в некоторых отзывах даже встречаются слова про жадность и глупость. И аналогии с «магазином на диване» очевидны. Но есть одна существенная разница. Всё же, когда сидя у телевизора скучающие домохозяйки не в силах включить каплю критического мышления — это одно. В рассказе же описывается ситуация аукциона в условиях сильной конкуренции. Страны и народы не товары покупают, а мечты и надежды. Так что я бы не спешил осуждать. Да и урок должен чего-то стоить. В другой раз умнее будут. Меня гораздо больше удивляет, что «магазины на диване» работают годами и ничего не меняют в модели окучивания телезрителей.
Сергей Лукьяненко «Без паники!»
lammik, 31 декабря 2024 г. 14:51
Внук увидел лягушку и испугался. И вот теперь дедушке приходится его успокаивать, рассказывая о том, что лягушек бояться не стоит и перечисляя огромное количество страхов своей молодости — ядерная война, восстание машин, истощение озонового слоя, вторжение инопланетян и даже страх остаться без работы, хоть работать никто и не любил. Также выясняется, почему все эти страхи остались в прошлом.
Ну да рассказ написан на заказ. «Реквием» Моцарта тоже. Я не сравниваю, но тем не менее... Важен итоговый результат. А у «Без паники!» огромный терапевтический эффект, да и смеха он вызывает столько, что продлевает жизнь на куда больший срок, чем отнимает его прочтение. Всем советую, а особенно тем, у кого настроение не то чтобы очень.