Коротышки — маленькие человечки в трилогии про Незнайку — это тема волнующая и неисчерпаемая. Эльфы, гномы... Дюймовочка, в конце концов. В современной фантастике — это тема ускоренно развивающихся цивилизаций маленьких человечков (запомнились соответсвующие серии из "Симпсонов" и "Футурамы").
Но интересно, что и сказачные, и фантастические маленькие человечки существуют на планете людей, обязательно пересекаясь с ними. А мир Незнайки интересен тем, что обычных людей в нём нет — это автономная земная цивилизация, которая существует то ли перед человечеством, то ли вслед за ним.
Ассоциации с Незнайкой потянулись у меня к самым известным советским маленьким человечкам из рассказа Б.Житкова Как я ловил человечков (1934 г.).
Житков Б. Как я ловил человечков
Рассказ широко известен, в нём есть интрига, в детстве многие его читали. Сюжет такой: мальчик даёт любимой бабушке обещание не трогать искусно сделанную модель корабля. Он очень живо представляет себе маленьких человечков, образующих команду корабля, пытается их подкараулить, конфетки подкладывает... Наконец, не выдерживает, подстраивает так, чтобы отстаться в квартире одному и ломает корабль. Маленьких человечков не обнаруживается.
Все маленькие человечки у Носкович сосредоточились на обложке. Но внутри книжки иллюстрации показывают другую историю. Житков же сделал реалистический очерк. Вот и Носкович всё решает в реалистическом ключе: подробно иллюстрируются действия мальчика и бабушки,
И вот кульминация: пароход сломан. Человечков нет. Скоро вернётся бабушка. В глазах ребёнка — растерянность и страх. Отлично Носкович эмоции передаёт — чувствуется школа.
Концовка расказа
цитата
-Бабушка! — под одеялом шептал я. — Бабушка, миленькая, родненькая, чего я наделал-то!
А бабушка стояла уж надо мной и по голове гладила:
— Да чего ты ревешь, да плачешь-то чего? Родной ты мой, Борюшка! Видишь, как я скоро?
Она еще не видала пароходика.
Всем детям понятно, в кого сейчас превратится любимая ласковая бабушка. Для меня в детстве это была гнетущая концовка.
Разыскивая в Интернете сведения об иллюстрированных изданиях, выходил на сайты с отзывами об этом рассказе. На одном из них мимолётно зацепил взглядом: "мораль в том, что надо держать данное слово". Ну понятно: нельзя вещи без спроса трогать... Подкрепляем гнетущее впечатление от рассказа.
Фантазийным человечкам внутри книги художница уделила всего одну иллюстрацию на полях.
Впрочем, в современном переиздании фантазийные человечки появились на форзацах, что хорошо сбалансировало всю сюиту иллюстраций.
Но всё равно. В такой интерпретации получается унылая история про то, как плохо выдумывать всякую ерунду и портить дорогие вещи. Неужели рассказ Житкова об этом?
В.Рыжов
Следующая — книжка, вышедшая в 1973 году в Красноярском книжном издательстве (https://fantlab.ru/edition186784). Основное место на обложке занимает мальчик.
Художник В.Рыжов. У него тоже крепкая школа, но он тяготел к гротескным иллюстрациям ("12 стульев" рисовал в 1958 году!). Реализм для него был скучноват. Концепцию для иллюстрирования рассказа Житкова он избрал иную, чем Н.Носкович. Он проиллюстрировал фантазийную часть.
Единственное, что общего с Носкович — это то, что опять обложка обманет: внутри рисунки будут про другую линию. У Рыжова на обложке — мальчик, а ему посвящены всего две внутренних иллюстрации (и обе связаны с линией маленьких человечков). И главное — никакой бабушки!
Остальные иллюстрации посвящены маленьким человечкам, жизнь которых отображается очень подробно (по тем предположениям, которые рождаются в фантазиях мальчика).
Это совсем другое прочтение рассказа Житкова. Линия про то, что "нужно слово держать" даже и педагогической ценности не имеет: ни одного ребёнка, который собрался что-то натворить, рассказ не остановил. Наоборот, всем читателям знакомо было только ожидание расплаты — отсюда и тяжёлое впечатление от рассказа. Вот, наверное, художник и решил: в рассказе именно линия детских фантазий представляет ценность, фантазийные образы и надо воскрешать.
Маленькие человечки у Рыжова нарисованы в гротескной манере, чем напоминают коротышек, которых рисовал Е.Мигунов в рассказах о Незнайке.
Молодец художник Рыжов, что целиком посвятил сюиту фантастическим существам. Но всё же явный перекос получился. И даже махровый идеализм — человечки представлены во всех подробностях, а бабушки — символа неотвратимого рока — вообще нет. Некого бояться. Можно разграблять ценное родовое имущество.
Художница Г.Лавренко — из поколения поздне-советских художников. Этим художникам чужды были крайности как реализма, так и окарикатуривания. У Лавренко мягкая манера, роскошные цвета — рисунки как между сном и явью. Лавренко нашла в своей сюите баланс между реалистичным сюжетом про бабушку с мальчиком и фантазийной линией про жизнь маленьких человечков.
Бабушка в этих иллюстрациях — божий одуванчик. Наверное, такая сильно расстроится из-за сломанного кораблика, но не будет наказывать ребёнка. Смягчается суровая назидательность рассказа.
А вот и маленькие человечки, о которых фантазирует мальчик.
Маленькие человечки нарисованы так же, как и люди. То, что это фантазийные персонажи можно понять только из контекста.
В этих милых картинках примирение двух линий в рассказе Житкова.
UPD/18.08.2020: С.Калачёв
Открыл для себя только сейчас изумительный советский журнал "Колобок" (с пластинками). Стильные авангардные иллюстрации. Команда постоянных художников иная, чем в "Весёлых картинках" и "Мурзилке". И вот в июльском номере за 1974 год к "Маленьким человечкам" иллюстрация обожаемого с детства художника С.Калачёва.
Заканчиваю обзор иллюстраций к книгам трилогии о Незнайке. Оговорка принципиальная, поскольку у Незнайки была ещё отдельная жизнь за пределами трилогии — как персонажа Клуба Весёлых Человечков (журнал "Весёлые картинки"). А там более 60 лет были свои портреты Незнайки.
Если же говорить о книгах трилогии (продолжения других авторов рассматривать не будем), то, как мы убедились, сегодня на рынке одновременно представлены самые разные "Незнайки". Иллюстрации советского времени сейчас переизданы почти все. Не хватает современных переизданий самых первых (супруги Григорьевы) и самых последних (Дмитрюк). Интересная черта современного книгоиздательства (учитывая, конечно, что все права на тексты трилогии сосредоточены у "АСТ/Эксмо" -только этот монстр может себе позволить такое).
Современные иллюстрации
Что с новыми иллюстрациями современных художников? Да, в общем-то пустота. Тяжело уйти из привычных клише. К тому же издателям этого не надо — опасаются за продажи.
Попытки вырваться предпринимала Е.Двоскина (https://edvoskina.livejournal.com/38258.h...). Мне эта художница нравится, уважаю её за то, что она всегда ищет собственную концепцию иллюстраций (к "Недопёску", к "Мюнхаузену").
Признание художницы, когда ей поручили проиллюстрировать "Незнайку на Луне" (2011 год):
цитата
Задача была такая: сделать иллюстрации в манере великого художника Лаптева
.
Худ. Е.ДвоскинаХуд. Е.Двоскина
Хорошо, что не получилось как у Лаптева. Очень жаль, что проект не состоялся.
Челак рисует хорошо, но Незнайка у него — обычный ребёнок, слишком нормальный. Иллюстрации О.Зобниной тоже ничего нового не приносят.
Галерея портретов Незнайки.
Подведём итоги. Посмотрим только портреты Незнайки, сделанные разными художниками из числа тех, чьи иллюстрации были в обзорах (некоторые художники встречаются два раза, когда они поменяли облик Незнайки). Плюс дополнил галерею тремя-четырьмя художниками 1990-х годов из базы Фантлаба. Книг этих художников я не встречал, внутренних иллюстраций не видел, но на обложках имеется портрет Незнайки.
Вот так хронологически выстроились портретисты:
В.Григорьев и К.Полякова (1953)
Л.Владимирский (1954)
А.Лаптев (1954)
Л.Владимирский (1957)
И.Семёнов (1957)
И.Оффенгенден (1958)
Г.Вальк (1958)
Е.Мигунов (1960)
Л.Филиппова (1964)
Л.Смехов (1964)
Г.Вальк (1965)
Е.Антохина и Бе-Ша (1969)
А.Борисов (1977)
В.Григорьев и К.Полякова (1978)
Г.Огородников (1980)
М.Жеребчевский и Ю.Трофимов (1980)
Б.Калаушин (1986)
В.Рябчиков (1986)
В.Курчевский (1987)
А. и В. Ружо (1987)
Б.Аникин (1988)
Л.Хачатрян (1988)
Е.Ревуцкая (1988)
И.Смирнов (1990)
Л.Садыкова (1990)
В.Дмитрюк (1991)
В.Корнилов и А.Миронов (1992)
М.Семашин (1992)
Ю.Монетов (1992)
А.Борисенко (1993)
Г.Вальк (1997)
Е.Двоскина (2011)
О.Зобнина (2011)
В.Челак (2017)
Облик Незнайки в иллюстрациях 1950-х гг.
В.Григорьев и К.Полякова (1953)Худ. Л.Владимирский (1954)
А.Лаптев (1954)
Худ. Л.Владимирский (1957)И.Семёнов (1957)
Худ. И.Оффенгенден (1958)Г.Вальк (1958)
Е.Мигунов (1960)
Облик Незнайки в иллюстрациях 1960-х гг.
Худ. Л.Филиппова (1964)Л.Смехов (1964)
Г.Вальк (1965)
Е.Антохина и Бе-Ша (1969)
Облик Незнайки в иллюстрациях 1970-х гг. — первой половины 1980-х гг.
Худ. А.Борисов (1977)В.Григорьев и К.Полякова (1978)
Худ. Г.Огородников (1980)М.Жеребчевский и Ю.Трофимов (1980)
Облик Незнайки в иллюстрациях второй половины 1980-х гг. — 1991 г.
Б.Калаушин (1986)
В.Рябчиков (1986)В.Курчевский (1987)
А. и В. Ружо (1987)
Б.Аникин (1988)Л.Хачатрян (1988)
Е.Ревуцкая (1988)
И.Смирнов (1990)Л.Садыкова (1990)
В.Дмитрюк (1991)
Облик Незнайки в иллюстрациях 1990-х г.г.
В.Корнилов и А.Миронов (1992)М.Семашин (1992)
Ю.Монетов (1992)
А.Борисенко (1993)Г.Вальк (1997)
Облик Незнайки в иллюстрациях 2000-х г.г.
Иллюстрации отсутствуют.
Облик Незнайки в иллюстрациях 2010-х г.г.
Е.Двоскина (2011)
О.Зобнина (2011)В.Челак (2017)
Галерея не столько портретов Незнайки, сколько фасонов его шляпы.
Сюрприз всё же случился. Правда, из-за моей невнимательности хронология иллюстрирования "Незнайки" будет нарушена.
Все первые журнальные публикации частей трилогии иллюстрировали совсем не те художники, которые иллюстрировали первые книжные издания. Про первую журнальную публикацию "Незнайки на Луне" я узнал только на страничке Фантлаба . Удивился, что повесть печаталась в таком журнале как "Семья и школа" (1964-1966). А журнал был специфический, я его с детства помню: мама-учительница выписывала. На обложке всегда фотографии, никаких рисунков. Содержание младшекласснику казалось скучным. При подборе материалов к своим статьям нигде ничего не встречал про иллюстрации к первому журнальному изданию "Незнайки на Луне". Ну и решил, что иллюстраций там не было. Непростительная самоуверенность для человека, который посвятил себя незнайковедению.
Добыл случайно электронный конволют с вырезками про Незнайку из "Семьи и школы", лениво начал листать — и ахнул. Картинки есть, да к тому же всенародно любимой художницы — Л.Филипповой. А ведь на Фантлабе все номера "Семьи и школы" с "Незнайкой на Луне" приведены, художница везде указана, а для 1964 года ещё и все иллюстрации приложены.
Л.Филиппова как иллюстратор
Рисунки Филипповой узнаваемы с первого взгляда — без них в советское время не обходился ни один номер "Весёлых картинок". Поразительно, что самую взрослую часть трилогии иллюстрировала самая детская художница. Вот для примера разворот из "Весёлых картинок" — типичный для Филипповой. Она любила рисовать собственные фантазии: подробные, многофигурные.
Так же она и "Незнайку на Луне" начинает — никто и не догадается, что эта иллюстрация оттуда. Начало мощное и очень шестидесятническое. Тогда в такой манере и для взрослых рисовали. Здесь Филиппова рисует собственные вариации на тему жизни внутри Луны (лифты в центр спутника, выгул пташек в скафандрах на поверхности и т.п.).
Филлипова была мастером одиночной журнальной иллюстрации. Книг с её иллюстрациями я не помню. Рисовать циклы, "сюиты" — это было не для неё. Наверное, иллюстрации в "Семье и школе" не стали вершиной творчества Филипповой. Но ведь "Незнайка на Луне" — произведение культовое, всякие иллюстрации к нему имеют свою, особенную, ценность.
"Незнайка на Луне" с иллюстрациями Л.Филипповой печатался в журнальных выпусках с июля 1964 года по февраль 1966 года. В 1964 году были позволены по одной страничной двухцветной иллюстрации в каждом номере журнала, позже — только маленькие картинки в тексте.
В 1965 году, ещё до завершения журнальной публикации, вышло книжное издание с иллюстрациями Г.Валька. Разница в манере художников очевидна, тем забавнее сравнить схожие сюжеты.
Незнайка и его окружение
а) Состояние невесомости в коммуне коротышек. Незнайка парит.
Худ. Л.ФилипповаХуд. Г.Вальк
б) Строительство ракеты. Незнайка интересуется. Кстати, у Филипповой руководят строительством ракеты только малышки Фуксия и Селёдочка, Знайки на стройплощадке не видать. У Валька он входит в число руководителей и что-то обсуждает с Фуксией (Селёдочка куда-то запропостилась). А через 30 лет, в цветном варианте, у Валька один Знайка управлять строительством будет.
Худ. Л.ФилипповаХуд. Г.Вальк
в) Знайка прекратил состояние невесомости и грохнулся.
Худ. Л.ФилипповаХуд. Г.Вальк
Незнайка сражается
На картинке у Филипповой Знайка дерётся с Незнайкой. Странно. У Валька Знайка в одностороннем порядке доминирует над Незнайкой. Это важное психологическое различие, влияющее на отношение к Знайке. Я с детства воспринял интерпретацию Валька.
Худ. Л.ФилипповаХуд. Г.Вальк
Решил уточнить. Перечёл этот фрагмент.
цитата
И он дернул Незнайку за волосы с такой силой, что у того на глазах показались слезы. В ответ Незнайка стукнул Знайку кулаком в грудь. У Знайки захватило дыхание, и он выпустил Незнайкины волосы из рук. Почувствовав свободу, Незнайка как петух налетел на обидчика, и они принялись драться.
Права Филиппова: дерутся на равных. Знайка не такой уж и альфа-самец. Хотя, теперь я у него новый грешок нашёл: первооткрывателями в полётах на Луну были Фуксия и Селёдочка. Но Знайка как-то оттёр их на задний план. Видать, пиарился лучше. Хорошо хоть, Незнайка время от времени напоминал ему о равенстве недоросля и академика.
Незнайка и Пончик на Луне
а) Незнайка и Пончик у иллюминатора в момент прилунения.
Худ. Л.ФилипповаХуд. Г.Вальк
б) Незнайка и Пончик выходят в скафандрах на поверхность Луны. Нечастый для обоих художников случай страничной цветной иллюстрации (у Валька она появилась в издании 1967 года).
Худ. Л.ФилипповаХуд. Г.Вальк
Лунные капиталисты
а) Заседание Большого Бредлама
Худ. Л.ФилипповаХуд. Г.Вальк
б) Скуперфильда привязывают к дереву в лесу.
Худ. Л.ФилипповаХуд. Г.Вальк
б) Скуперфильд освобождается.
Худ. Л.ФилипповаХуд. Г.Вальк
Незнайка и крыса
Худ. Л.ФилипповаХуд. Г.Вальк
Мне кажется, что забытые иллюстрации Л.Филипповой всё же хорошо передают юмор и эксцентричность третьей книги трилогии про Незнайку. В иллюстрациях Л.Филипповой больше духа того времени, когда Носов создавал своего весёлого "Незнайку на Луне".
P.S. "Незнайка на Луне": первая газетная публикация
Фантлаб сообщает о газетной публикации отрывка из "Незнайки на Луне" с иллюстрациями Л.Смехова в газете "Литературная Россия": https://fantlab.ru/edition160615. Публикация была в ноябрьском номере, то есть художник Смехов — второй, после Филипповой (та с июля публикуют иллюстрации), иллюстратор "Незнайки на Луне"
"Литературная Россия". 27 ноября 1964 г.
Отрывок посвящён полёту на Луну — животрепещущая была тема для 1964 года. Серьёзные издания не гнушались подбавить юмора в эту тему. Никто ведь не сомневался в том, что первая высадка на Луне будет советской.
Вопрос о пост-советских иллюстрациях — это вопрос об иллюстрациях художников Борисенко и Валька. Этот вопрос рассматривается как битва подражателя с оригиналом. Главная интрига: что общего?
Я уже касался кратко этой ситуации, но понял, что необходимо провести более полный сравнительный анализ. Кое в чем придётся повториться.
История вопроса
Г.Вальк иллюстрировал первое книжное издание третьей части трилогии "Незнайка на Луне" в 1965 году (иллюстратор двух первых частей А.Лаптев к тому времени умер). Чёрно-белые рисунки были в тексте. В 1967 году текстовые ч/б рисунки были дополнены страничными цветными иллюстрациями на вклейках (8 штук).
Худ. Г.Вальк. "Незнайка на Луне" (1965, ч/б)Худ. Г.Вальк. "Незнайка на Луне" (1967, ч/б+8 цв.)
В 1993 году издательством "Библиополис" была выпущена первая книга трилогии с цветными рисунками А.Борисенко. Вскоре с цветными рисунками А.Борисенко последовали и две другие части трилогии. В 1994 году вышел "Незнайка в Солнечном городе". В 1995 году — "Незнайка на Луне" в двух томах (по данным РГБ, Фантлаб как самое раннее отмечает только издание от "Оникса" 1999 года).
Худ. А.Борисенко. "Незнайка на Луне", т. 1 (1995)Худ. А.Борисенко. "Незнайка на Луне", т. 2 (1995)
Всеобщее мнение таково, что иллюстрации А.Борисенко сделаны "под Валька". Но в момент издания этих иллюстраций (1993-1995 гг.) в заблуждение пока никто не вводился: первые две книги трилогии Вальк вообще не иллюстрировал. Даже и "Незнайку на Луне" можно было отличить: у Борисенко иллюстрации все цветные, а у Валька — чёрно-белые (издание с восемью цветными вклейками было редкостью, я, например, про него в детстве и не слыхивал).
И тут случилось... В 1997 году вышла вся трилогия с цветными иллюстрациями 80-летнего Г.Валька! Это, конечно, событие. Но теперь цветных персонажей Борисенко и цветных персонажей Валька, действительно, стали путать.
Худ. Г.Вальк. "Незнайка на Луне", т. 1 (1997, цв.)Худ. Г.Вальк. "Незнайка на Луне", т. 2 (1997, цв.)
Повторюсь. Мне кажется, Борисенко делал постмодернистский проект: какими были бы иллюстрации ко всем трём книгам о Незнайке, если бы их делал обожаемый Вальк и делал бы в цвете. То есть это фанфик. В чём отличие от обычного фанфика? Борисенко очень хорошо рисует. Поэтому иллюстрации Борисенко к "Незнайке" — не раскрашенная копия, а авторский проект.
"Приключения Незнайки"
Посмотрим, что произошло с первой книгой трилогии. Здесь хронология такова: 1) существовали канонические иллюстрации А.Лаптева 1954 года, 2) Борисенко сделал свои иллюстрации "под Валька" в 1993 году, 3) Вальк впервые создал цветные иллюстрации в 1997 году.
1) Сопоставимые персонажи
Худ. Лаптев
Худ. БорисенкоХуд. Вальк
2) Заготовка грибов
Худ. Лаптев
Худ. Борисенко 1Худ. Борисенко2
Худ. Вальк
3) Сбор яблок
Худ. ЛаптевХуд. БорисенкоХуд. Вальк
Для первой книги трилогии интересно то, что в этом случае Борисенко действовал "под Валька" без имеющегося образца. А Вальк был догоняющим. Кое-какие закономерности видны уже по илюстрациям к первой книге, но выводы пока делать рано.
"Незнайка на Луне"
А вот делая "Незнайку на Луне", Борисенко уже не мог игнорировать предшествующий цикл Валька (1965-67 гг.), да, кажется, и не стремился к оригинальности. Он часто брал за основу чёрно-белые композиции Валька. А Вальку на этот раз пришлось в цвете переосмысливать свои собственные рисунки тридцатилетней давности.
1) Борисенко использует композицию Валька.
1.1) Детали изменены, но персонаж — тот же и композиция очень узнаваема (у Валька это, к тому же, одна из немногих полностраничных цветных иллюстраций из первых изданий — для "цветного" издания, кстати, он её перерисовал, незначительно изменив).
Худ. БорисенкоХуд. Вальк
1.2) Здесь персонажи у обоих художников за столиком, хотя и зеркально расположены. В них уже можно запутаться — Борисенко кое-кого надписывает.
Худ. БорисенкоХуд. Вальк
1.3) Эту картинку Борисенко делает на разворот. Но композицию сохраняет (опять зеркальную).
Худ. Борисенко 1Худ. Худ. Борисенко 2
Худ. Вальк
2) Борисенко упрощает композицию Валька.
2.1) Убирает болотную растительность. Но само шествие Скуперфильда по болоту сохраняет.
Худ. БорисенкоХуд. Вальк
2.2) Более сложный пример упрощения: делает фокус в одном месте, чтобы глаза не разбегались по многочисленным центрам картинки.
Худ. БорисенкоХуд. Вальк
2.3) Упрощает — не значит примитивизирует. Иногда упрощение приводит к большей динамичности.
Худ. БорисенкоХуд. Вальк
3) Борисенко усложняет и укрупняет композицию Валька.
3.1) Иногда Борисенко вводит в картинку Валька дополнительных персонажей. Получаются многоцентровые композиции, которые даже странно видеть у Борисенко.
Худ. БорисенкоХуд. Вальк
3.2) Укрупнение — это когда Борисенко берёт картинки Валька в тексте (тогда ещё чёрно-белые) и делает из них страничные иллюстрации, добавляя фон.
Худ. БорисенкоХуд. Вальк
4) Борисенко переносит акценты.
А вот это случаи особые: Борисенко не сказать, что упрощает — он решительно отказывается видеть самостоятельность второстепенных персонажей. Вот Селёдочка и Фуксия — женщины-исследовательницы, которые совместно со Знайкой осуществляют его научные замыслы. Они частенько всплывают в тексте третьей книги. Вальк пытался их индивидуализировать (головные уборы на них — согласно их именам). Но ярких персонажей их них всё равно не получается. Борисенко этих дам решительно обезличивает и уводит на второй план. Теперь это красивая подпевка для солиста Знайки.
Худ. БорисенкоХуд. Вальк
Нельзя сказать, что Борисенко в этом вопросе не прав.
Итоги
У Борисенко Незнайка такой, каким в представлении наивного советского человека его мог бы нарисовать американский художник (тот, который "Чип-и-Дейла" нарисовал). Незнайка плотный, но подтянутый (у Валька он несколько одуловат). Незнайка избавился от рефлексий, стал мужественнее и увереннее — хотя Знайка его за вихры, по-прежнему, таскает (ну так и Знайка американизировался — теперь точно стал "яйцеголовым").
За основу рисунков Борисенко взяты персонажи Валька — это бесспорно. Вальковский Незнайка — это бренд. Ну, тогда Борисенко произвёл ребрендинг. В 1993 году ещё казалось, что уничтожить надо только коммунистическую идеологию, а всё полезное советское нужно просто привести в соответствие с американским стандартом — и будет нам счастье. Ребрендинг Незнайки — один из немногих удачных опытов.
Линия рисунка у Борисенко твёрже; цвета яркие, без оттенков; фигуры укрупнены; композиции избавлены от мелких деталей. Всё это сделано уверенной рукой и, надо признать, осовременило вальковского Незнайку. Но сильно упростило иллюстрации как целостное явление. У Валька была "сюита", у Борисенко — чередование кадров.
Перестройка застала советскую иллюстрацию в процессе решительного изменения. Пришло время очередной "новой" волны после волны Шестидесятых. То есть в иллюстрации своя перестройка шла вовсю. Наметились две тенденции.
Первая тенденция — это рисовать как в диснеевских мультиках: плоско, с отказом от размытости и полутонов цвета, с широкой улыбкой персонажей. Не самые лучшие образцы диснеевской иллюстрации мы смотрели в прошлый раз — "девчячий" Незнайка.
А вторая тенденция состояла в том, что иллюстрация всё дальше удалялась от реализма, становилась всё более условной и мягкой по форме. Здесь у советской иллюстрации был богатый опыт Шестидесятых и Семидесятых годов. Это и Трауготы, и Пивоваров, и Ващенко, и Н.Попов и В.Васильев (https://fantlab.ru/edition101012). Но эти художники всё же стояли в своё время особняком — тон задавали иллюстраторы-реалисты (я и Лаптева с Вальком считаю карикатуристами-реалистами). А к середине 1980-х гг. старые художники-реалисты сходили со сцены, а пополнения реалистической школы не происходило. Вот и стало заметно массовое производство новой иллюстрации.
Новая иллюстрация
Яркий пример свежей, но уже типовой для этого времени, иллюстрации — "Незнайка" с рисунками художника Б.Аникина (Л.: "Лениздат", 1988). Уже по обложке видно, что это новый Незнайка и новая коммуна коротышек. Для издателей такие иллюстрации были символом Перестройки.
Худ. Б.Аникин
Конкретно эта книга событием не стала: газетная бумага, малое количество иллюстраций. Перестройка была золотым временем для региональных издательств, он им надо было действовать очень оперативно. Сделать полномасштабный цикл иллюстраций у ленинградского издательства не вышло, но показательно, что выбор был сделан в пользу современного художника. Незнайка современен, привлекателен. Его особость становится достоинством, каяться ему не нужно.
Худ. Б.АникинХуд. Б.Аникин
Дети были подготовлены: в "Весёлых картинках" и "Мурзилке" направление было представлено. Вот почти такой же Незнайка в толпе друзей на обложке "Весёлых картинок" в 1987 году (худ. М.Авсюк).
"Весёлые картинки". 1987-10. Худ. М.Авсюк
Экспериментальная иллюстрация
Ув. AndrewBV обратил внимание вот на это издание трилогии, выпущенное в Алма-Ате (Казахстан) в 1988 году:
Художник Л.Хачатрян. Я-то в этих книгах иллюстрированных изданий не заподозрил из-за скучного переплёта. А на самом деле -
цитата AndrewBV
Самый-пресамый нешаблонный Незнайка. Но вот стилистика... чтобы было понятнее, приведу сравнение: герои Носова в той книге чем-то похожи на героев мультфильма «Шкатулка с секретом» или «Желтая подводная лодка». Извилистые конечности, изменяющиеся пропорции голов, туловищ персонажей от рисунка к рисунку, то есть художник как бы смещал акцент зрительского восприятия героев с их индивидуальных графических особенностей на их индивидуальные цветовые. В целом, это новаторский для «незнаечной» графики прием.
Картинок в Интернете представлено совсем мало.
Худ. Л.ХачатрянХуд. Л.Хачатрян
Худ. Л.ХачатрянХуд. Л.Хачатрян
Это в 1988 году, по-прежнему, смотрелось смело. Но как направление было уже исчерпано указанными мультфильмами. В иллюстрации от этих экспериментов осталась революция в цвете. И именно радуга, в которую складывались картинки на книжных и журнальных разворотах, стала признаком "перестроечной" иллюстрации.
Братья Ружо
Издательство "Эксмо", наверное, решило переиздать все советские комплекты иллюстраций к трилогии о Незнайке. К счастью, планы осуществились и в отношении иллюстраций братьев Ружо, книги которых выходили в Минске в 1987, 1989 и 1992 году.
Первым изданием книги выходили с интервалом в несколько лет. Первая книга была с монохромными иллюстрациями (возможно, из-за имевшихся полиграфических возможностей). Но радостной суете персонажей эта монохромность не повредила.
Худ. Ружо
Последующие книги трилогии вышли с цветным набором иллюстраций. Современное переиздание — в цвете. Впрочем, с современными переизданиями есть нюанс. В "Лабиринте" с абсолютно одинаковыми обложками и за одну цену продают первую книгу трилогии с разным комплектом иллюстраций: чёрно-белыми и цветными. Наверное, будут недоразумения.
Худ. РужоХуд. Ружо
Картинки братьев Ружо лёгкие и забавные. Они нейтрализуют некоторое морализаторство текста.
Незнайка, его друзья и окружение
Весёлое копошение коротышек передано братьями Ружо в самобытной манере, и столь же хорошо, как у их лучших предшественников.
Худ. РужоХуд. Ружо
Я уже говорил, что с удивлением только сейчас обнаружил, что Знайка — хамло и истерик. Наверное, художники Ружо тоже сделали такой вывод. Вот он, этот Знайка.
Худ. Ружо
Незнайка и волшебник из Солнечного города
Во второй книге трилогии меня традиционно интересует, как художники справляются с бородатым волшебником, вторгшимся в инкубатор юных коротышек. Он малыш-коротышка или из мира взрослых? На картинке братьев Ружо волшебник седой, но одного роста с Незнайкой. Значит, всё же бородатый малыш.
Худ. Ружо
Незнайка на Луне
Последняя книга трилогии остро-сатирична. Ружо сатиру снимают тем, что лунные коротышки лишены зверских выражений на лицах. Вот знаменитый удар полицейского Незнайке по голове. Похоже на смешные драки малышей.
Худ. Ружо
Вот дрязги лунных капиталистов — Скуперфильда и его подельника: тоже по игрушечному.
Худ. Ружо
Ну, и в завершение — сам Незнайка на Луне, такой же как всегда.
Худ. Ружо
Заменяемость персонажей
Интерес представляет техника братьев Ружо. Это карикатура, но карикатура добрая, детская. У Ружо на этих иллюстрациях все персонажи на одно лицо, но все различаются (по одежде, причёскам, аксессуарам). Однотипность персонажей очевидна. Вот в лунной части трилогии Незнайка одолжил приятелю свою шляпу. И как теперь Незнайку от близнеца отличить? Спасает только его знаменитый зелёный галстук на фоне оранжевой рубашки. Хорошо, что картинка цветная.
Худ. Ружо
Скуперфильд и бездомные коротышки, для каждого из которых Вальк прорисовывал индивидуальные черты лица. А здесь Скуперфильда от бродяг можем опознать только по цилиндру.
Худ. Ружо
Ближайший аналог: восхитительные многофигурные карикатуры Г.Огородникова, где все персонажи тоже на одно лицо. Это такой приём, который почему-то работает. И это лучше, чем рисовать Скуперфильду ослиные уши для запоминаемости.
Более того, мне кажется, братья Ружо угадали новые тенденции игрового иллюстрирования. Ведь это же персонажи "Лего": однотипные, но разные. Кто знал о фигурках "Лего" в СССР? Но однотипность фигурок — это глубокое понимание детской психологии. Вот и Ружо построили свои иллюстрации на таком понимании. Поэтому при намеренной безликости персонажей, эти картинки были очень современными.
В.Дмитрюк
Что-то должно было получиться на стыке тенденций. И получилось. Обаятельный В.Дмитрюк, уже известный иллюстратор, сконцентрировал новые ожидания именно в "Незнайке". Наверное, это лучшая его книга и лучшее проявление новой волны Восьмидесятых в отечественной иллюстрации.
Манера и техника художника
"Незнайка" Дмитрюка совершенно оригинален, потому что у художника собственная манера. Рисунки в книге про Незнайку отличает масштабность. Дмитрюк даёт яркие панорамы. Плотная мозаика, на которой надо отыскать фигуры персонажей — это от психоделических экспериментов «Желтой подводной лодки». Но цветовая гамма уже не такая кричащая, с ума не сводит. Здесь нет намерения эпатировать зрителей.
Худ. В.ДмитрюкХуд. В.Дмитрюк
Известный детский иллюстратор Дядя Коля Воронцов выложил несколько разворотов "Незнайки" Дмитрюка: https://old-crocodile.livejournal.com/151.... Первые же комментаторы уважительно заявили: "Не обошлось без грибов" и "Иллюстрации Валька конечно лучше". Так что новизна и оригинальность Дмитрюка признаны народом.
Новый Незнайка
На обложке — Незнайка летит на автомобиле. И сразу продолжение. С титульного разворота книга дышит экспрессией: кинематографически мелькают и повторяются кадры аварии Незнайки-шофёра.
Худ. В.ДмитрюкХуд. В.Дмитрюк
Ну и сама авария уже в тексте. Композиция привычная, как почти у всех предыдущих художников.
Худ. В.Дмитрюк
Нет, не заторможенные малыши из младшей детсадовской группы ждут нас — это явно бандитствующие подготовишки. Орущий Незнайки, по-настоящему орущий.
Драка с Гунькой
У разных художников обращаю внимание на дружескую драку Незнайки с Гунькой из-за девчонок. С 1970-х гг. наметилась тенденция сглаживать в иллюстрациях эту драку. А у Дмитрюка — нет. Друзья не пихаются, а бьются по-настоящему — и очень сосредоточенно.
Окружение Незнайки
Дмитрюк даёт галерею коротышек, членов коммуны, в которой живёт Незнайка.
Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.ДмитрюкХуд. В.ДмитрюкХуд. В.Дмитрюк
Черты лиц переданы типовыми элементами, но все коротышки очень индивидуальны по одежде. Здесь сходство с братьями Ружо.
Незнайкина шляпа
Наверное, многим художникам было скучно рисовать Незнайку, потому что ничего нового не выдумать — надо обряжать его в лаптевскую шляпу. Шляпу, конечно, и Дмитрюк не мог игнорировать. Но шляпа на Незнайке не доминирует, она небольшого размера, не остроконечная. Она сдвинута на затылок и не скрывает лица Незнайки.
Худ. В.Дмитрюк
Более того, Дмитрюк много рисует Незнайку без шляпы. Любимая критиками-искусствоведами картинка — большой портрет Незнайки, где он тоже без шляпы.
Худ. В.ДмитрюкХуд. В.Дмитрюк
У Дмитрюка получилось невозможное — Незнайка не утратил своей шляпы, но стал узнаваем без неё (в рамках книги, конечно).
Худ. В.Дмитрюк
Мир Незнайки
А сам мир Незнайки радостный и карнавальный — как у Калаушина. Здесь Дмитрюк показывает свои корни — новая графика Шестидесятых (но сам Дмитрюк относится к другому поколению художников — свой собственный стиль он выработал в Семидесятые).
Худ. В.Дмитрюк
Кажется, что персонажи у Дмитрюка упрощённые — в этом он следует тому же направлению, которого придерживались братья Ружо. Но разыгрываемые сцены у Дмитрюка не статичны, пластика персонажей очень богатая, выверенная мимика присутствует. Вот в этом уже отличие от братьев Ружо. Здесь мы в новом обличии узнаём заветы Валька.
Худ. В.Дмитрюк
Дмитрюк — гениальный художник. Много хороших книг, иллюстрированных художниками советской школы, успело выйти в 1991 году. Но вот вершины этой школы были достигнуты в "Незнайке" Дмитрюка. Велико значение "Незнайки" в истории книжной иллюстрации.