Противостояние под отсветы сияния, или Сказка для непутевых отроков
Последние несколько лет для юного Джейка выдались непростыми. Гибель отца, второе замужество матери. Отчим, желающий избавится от нового сыночка. А тут еще и видения. Люди с ненастоящей кожей. Исполинская Темная башня, возвышающаяся в центре мироздания. Человек в черном желающий разрушить башню и вызвать апокалипсис. Стрелок, ищущий этого самого человека, чтобы отомстить за гибель своих.
Казалось бы ничего удивительного, нервный срыв после смерти папы, пубертатные бури в организме. Классический случай. Психиатры и психологи с таким сталкивались не одну сотню раз.
Но что если все эти видения не плод воспаленного мозга мальчишки, и мирозданию действительно грозит опасность?
Работа всей жизни, 30 лет между первой и последней книгой цикла. Это все о «Темной башне» — эпопее одного из известнейших современных писателей Стивена Кинга. Так исторически сложилось, что этот цикл практически полностью прошел мимо меня (давным-давно я читал «Стрелка», но благополучно все позабыл). Посему, когда вышел полнометражный фильм, особых ожиданий у меня не было как класс, и я смотрел «Башню» как обычное фентези. С этой точки зрения фильм особых нареканий не вызывает. Особенно если учесть, что Арсель снимал свою картину как отроческое кино (даже не подростковое, а именно отроческое. Фактически детское, правда с парой-тройкой жестковатых моментов. Почему постановщики решили, имея в качестве первоосновы абсолютно серьезный цикл для взрослых, делать главным героем 11-летнего мальчишку? Может посчитали, что подростковая аудитория оценит такой реверанс и создаст картине сборы и хороший «сарафан», кто знает. Хотя насколько я понимаю поклонников Кинга и непосредственно «Башни», в мире не намного меньше, чем 11-летних недорослей. Вот только удовлетворить их намного сложнее.
Как бы то ни было, факт остается фактом. Речь в картине пойдет о юном Джейке Чемберсе, обнаруживающем, что мир вовсе не так прост, как это принято считать. У непутевого парнишки и без видений хватает проблем. Гибель отца, мать занятая новой семьей, отчим, не питающий к нему добрых чувств. А тут еще и постоянные «глюки» о Баше и Человеке в черном. Которые оказываются вовсе не глюками. Вокруг персоны Джейка сосредоточены основные немудреные психологические изыски ленты (вот за что создателям «Башни» можно и нужно попенять, так это за недостаточное внимание к «учению о душе». И это в фильме, поставленном по Кингу – одному из лучших психологов мировой литературы!). Паренек переживший жуткую трагедию, развал своего мира, непонимание со стороны окружающих, сомнения в здравости собственного рассудка. Бросающийся в неизвестность как в омут, прочь из мира, который его не принял. Постепенно, во время долгого квеста- путешествия открывающий множество нюансов окружающего мироздания и тайн, скрытых внутри себя любимого. 16-летний Том Тейлор в основном с задачей справился. Затравленный зверек, способный на агрессию, когда кто-то задевает его внутренний мир. Удивленный паренек с широко распахнутыми глазами. Юноша, пытающийся принимать решения и влиять на события. Человек открывающий в себе много новых и могущественных граней.
Будем честными, историй «Избранных подростков» у нас сегодня уже пруд пруди. Ради еще одного не стоило и огород городить, если бы не два момента, не позволяющих отнести ленту целиком и полностью к поднадоевшему отроческому кино. Это Стрелок и Уолтер.
Роланд в исполнении Идриса Эльбы, отвечает в картине за романтику вестерна и неостановимое движение к цели. Стрелок в лучших традициях крутых парней абсолютно невозмутим внешне, но таит множество эмоций внутри. Беспредельная жажда мести, разочарование и ощущение поражения, пустота в душе после гибели отца и других стрелков, постепенно сменяется надеждой и просыпающейся заботой о мальчишке. Эльба практически не позволяет своему персонажу выказывать эмоции, тем ценнее выглядят редкие проблески человечности, боли, сострадания на этом «загорелом» самурайском лице. Ну и конечно «бравушки» Стрелку не столько за меткость (на то он и Стрелок), а за изысканную скоростную перезарядку своих эскалибурских револьверов. Впечатляет. Кстати, а ничего, что стремясь уконтрапупить Уолтера Роланд автоматически защищает Башню? Нету среди подручных Человека в Черном существа хоть отдаленно похожего масштаба, способного возглавить процесс разрушения Башни. Или Стрелок должен действовать исключительно бескорыстно и безличностно?
Мэттью МакКонахи и его Человек в Черном наоборот в любой момент готовы расцвести искренней улыбкой, а затем походя отправить собеседника на тот свет, или заразить ненавистью ребенка. Он настолько естественен в этом образе абсолютно аморального и безжалостного существа, что даже не вызывает зрительского порицания. Ну как можно корить волка за то, что тот убивает зайца? Это в его волчьей природе, в генном наборе, инстинктах. Он по-другому не может. Так и Уолтер. Он хочет разрушить Башню. Зачем? Чтобы «править миром полным монстров», по мнению Роланда. Так себе мотивация, будем честными. А в процессе он убивает. Зачем? Потому что иначе не может. Да, некие черты этого образа мы уже видели в «Киллере Джо». Только по внутренней мощи Джо до Человека в Черном, как до неба рачки. Плюс действия Уолтера полностью лишены сексуальной подоплеки. Также весьма интересны нюансы отношения Уолтера к Стрелку. На этом материале диссертацию написать можно.
Именно это противостояние, а также персонажи, созданные Эльбой и МакКонахи стали настоящим украшением ленты. За них постановщикам можно простить изрядное количество остальных недоработок.
Хочется также отметить Срединный мир – эдакую постапокалиптическую пустыню с завораживающими пейзажами. Интересно опять в Мохаве снимали, или в Иорданию по примеру Ридли Скотта отправились? Да и переходы между кишащими людьми небоскребами Нью-Йорка и величавой пустотой Срединного мира, смотрятся приятно.
А хронометраж в 95 минут, нынче, когда два часа считается средним показателем, и вовсе воспринимается приветом из прошлого.
Зато все остальное в плюс картине не занесешь.
И излишнюю простоту перемешанную со вторичностью, которые в данном случае хуже воровства. Вы все-таки ребята не детскую сказку вроде BFG снимаете, перед экраном кроме недорослей и взрослые гомо сапиенсы будут. А они обо всех этих «сияниях», множестве миров и угрозе извне читали и смотрели не один десяток раз. В самых различных вариациях и комбинациях.
И откровенное ощущение, что ты сморишь «пилот» сериала, мол: «вот как мы можем, дядьку Кингу снять, если денег больше дадите».
И минимум-миниморум информации о происходящем на экране (где хотя бы намек на предысторию?).
В общем и целом – поглядеть можно, но исключительно как не особо оригинальную отроческую сказку об «Избранном».
Эрго. Обычное подростковое фентези, использующее пару имен и терминов из цикла Кинга. Смотреть стоит ради актерских работ Эльбы и МакКонахи.
Режиссер: Николай Арсель
В ролях: Идрис Эльба, Мэттью МакКонахи, Том Тейлор, Клаудия Ким, Фрэн Кренц, Эбби Ли, Джеки Эрл Хейли, Кэтрин Уинник, Дэннис Хэйсбёрт, Майкл Барбиери
Пьяная лощина или Не прав был старик Гоголь, не так все было
XVIII век. Непролазные украинские чащобы. Британский ученый Джонатан Грин (Флеминг), сбежавший от гнева отца возлюбленной, попадает на некий таинственный хутор в лесу.
Живется здесь невесело. Местный сотник (Цурило) после смерти дочки (Зайцева) почти утратил интерес к происходящему вокруг. Священник Паисий (Смоляков) стращает прихожан адскими тварями, и устроил из поселения форт, обвешанный крестами. Казаки и посполитые квасят, как сапожники, боясь выйти за ограду, а тем паче подойти к проклятой церкви.
Из-за чего весь сыр-бор? Да так.
Бурсак один напортачил.
А еще о ведьмах слухи всякие нехорошие ходят. Хотя и так каждый знает – все женщины ведьмы.
Но вот что делать с Вием…
У повести Николая Васильевича очень интересная кинематографическая судьба. Первые три экранизации не сохранились вовсе. Затем пришло время классической версии 1967 с Куравлевым и Варлей. Казалось бы, зачем еще? Но попытки не прекращались. Свет увидела югославская постановка 90-го и «Ведьма» 2006-го.
Но и этого оказалось мало.
В конце 2005 года была задумана новая версия гоголевского ужастика. Причем в 3D. Работа над картиной ни шатко, ни валко шла практически до конца 2012 (!) года. Премьера фильма, заявленного как совместный продукт России, Украины, Германии, Великобритании, Чехии, состоялась и того позднее, в январе 2014-го. Бюджет, кстати, составил немалые (как для европейского, а тем более российского проекта) $26 000 000.
Которые, пожалуй, перевели зазря. Не будь это экранизацией повести Гоголя, я бы, скорее всего, заснул ровно на середине ленты (а смотрел бы так долго исключительно из чувства гражданской ответственности).
Для начала создатели данного кина так и не определились, что именно они хотели снять. Классический ужастик? Атмосферный триллер с загадками? Аутентичную казацкую комедию? Фольклорную историю с национальным колоритом? Мистический детектив? (да еще и «Сонная лощина» с «Ван Хельсингом» в голове у создателей устроили драку за первенство).
В результате получилось все вместе, приправленное соусом из романтичной истории.
А такое блюдо требует крайне опытного и профессионального шеф-повара.
Степченко не справился.
Постоянно не покидает ощущение некоего балагана, капустника с ряжеными, абсолютно неуместного в таком антураже (то ли артисты издеваются над режиссером, то ли он сам над зрителем).
В большей степени в этом виноваты актеры, жутко переигрывающие, и как будто стремящиеся вырвать из зрительской груди пресловутое «Не верю!!».
Не уронил планку разве что Валерий Золотухин (к сожалению, это последняя работа в кино великолепного артиста), но его персонаж аж никак не находится среди главных.
Даже Андрей Смоляков, которого я очень уважаю, сделал своего Паисия очень неровно. И если по второй части ленты к нему претензий нет, скорее наоборот бравушки, то в первой мы видим какого-то кликушу, безумного попа из провинциального театра. Громко. Надрывно. Нелепо.
Чадову еще работать и работать. Хома, в исполнении Алексея Петрухина, похоже, находится под хорошей дозой успокоительного. Слишком уж отстраненно.
Образы барышень вообще не раскрыты.
Интересно сравнение работ буржуйского Флеминга и отечественных лицедеев, на одном поле. Джейсон играет гораздо более сдержанно и невозмутимо. Наши, наоборот, показывают всю глубину загадочной славянской души. Горилка. Шабля. Чуб. Медведи. Балалайка. Клюква.
Тьфу, ты. «Клюква» — это если подытожить.
Ну а причем тут режиссер, спросите вы? Ну, во-первых, именно он ставит задачи группе. Как играть, насколько спокойно или наоборот бурно. Клоуна делать из персонажа, или Гамлета.
А во-вторых, мне не очень понравилось, как подан материал, как нарезана история. Местами откровенно разваливающаяся на запчасти. Степченко решил рассказывать ее нелинейно, и попросту не везде уследил за связностью событий. Не говоря уже о логике персонажей, в таком вольном прочтении Николая Васильевича. Смысл действий панночки вначале, например, и вовсе остается покрытым мраком.
Да и с саспенсом, неотъемлемым атрибутом, что ужастика, что триллера, в «Вие» не слава богу. Есть пара вроде напряженных моментов, но потом вновь кто-нибудь отколет какой-нибудь «комический куплет», и настрой как корова языком слизала.
Монстрики вроде забавные, движухи вполне хватает, и местами весьма атмосферной, но как-то она не греет, как те самые поддельные елочные игрушки. В создании заводной беготни, с Голливудом у нас тягаться пока не выходит. Помните, как в анекдоте: бедненько, но чистенько. Как раз тот вариант.
Эрго. Переношенный, не определившийся с полом (пардон, жанром), ужастико/комеди/триллер. Интересный разве что персонажем Смолякова (во второй части фильма), последней работой Золотухина, да новым свиданием со старшим Ланнистером.
Режиссер: Олег Степченко
В ролях: Джейсон Флеминг, Алексей Чадов, Агния Дитковските, Андрей Смоляков, Игорь Жижикин, Олег Тактаров, Валерий Золотухин, Нина Русланова, Юрий Цурило, Александр Яковлев
Семейные игры под полной Землей, или Корпоративные будни селенитов
Вечный спутник Земли никогда не был местом, предназначенным для жизни гомо сапиенс. Однако время пришло, и на его поверхность ступила нога человека. Потом еще одна. И еще.
Ныне Луна стала домом уже трем поколениям и источником энергии для старушки Терры.
Правят Селеной Корпорация по развитию Луны и Пять Драконов – мощнейших семейств, сталкивающихся друг с другом в погоне за богатства спутника Земли. Были между ними войны, периоды перемирия, династические браки, союзы. Но сейчас, похоже, наступает другое время. Время, когда Драконы вцепятся в глотку соперникам, прольется кровь и бизнес-политическая карта Луны имеет все шансы перекроиться.
А возможно и не только Луны.
Тема колонизации небесных тел Солнечной системы не дает покоя писателям фантастам уже многие годы. Кто-то, как Ким Стэнли Робинсон, пишет неторопливые многотомные эпопеи с социальным уклоном. Кто-то поет гимн науке, как Энди Вейер. А кто-то, как наш сегодняшний герой, создает полное интриг полотно, которое часть читателей уже успела дружно окрестить лунной «Игрой престолов».
До проработанности мира и многообразия героев Мартина, Макдональд малехо не дотягивает, но определенные ассоциации с «Песнью» у вас могут возникнуть. И тут и там на карте фигурируют «Великие дома», всячески вставляющие друг другу палки в колеса. Есть несколько персонажей, от лица которых мы знакомимся с миром «Луны». Практически нет романтики, зато хватает бытовой грязи.
Плюс Йен перенес действие своего романа в изначально враждебную человеку среду. Жизнь на Новой Луне действительно не сахар. Иная гравитация, переделывающая под себя людское тело и закрывающая дорогу обратно на Землю. Вездесущая пыль, создающая массу проблем для техники и здоровья. Смертоносная радиация, космические лучи, заставляющие зарываться как можно глубже в тело нашего спутника. Плата, взимающаяся буквально за все, включая кислород и аква виту. Четыре базиса Селены: вода, воздух, углерод и данные. Четыре цифры, постоянно держащиеся на периферии зрения каждого обитателя Луны: количество этих самых четырех жизненно необходимых величин, оставшееся на твоем счету. А когда деньги подходят к концу, и ты продал все, включая собственную мочу, то и дышать приходится пореже. И без своего фамильяра – сетевого управляющего обходиться. И бог с тем, что человек, у которого над плечом не видно иконки его селевого спутника, воспринимается обществом как голый. Хуже то, что будто напрочь выпадаешь из жизни этого самого общества. Ни предложение о работе получить, ни в финансовых операциях поучаствовать.
Спасибо Макдональду, все эти нюансы жизни лунного дна читатель увидит вблизи, ведь автор покажет нам не только лунную аристократию, но и бедноту: один из основных героев романа начинает с самых низов.
Но все же львиную долю времени мы проведем именно с аристократией. А точнее с представителями семейства Корта – «Пятого Дракона», гангстеров из бразильских фавел. Семейства последним прорвавшегося в число Великих домов, и до сих пор воспринимаемого остальными как выскочки. Основательница «Корта Элиу» Адриана. Человек с нуля создавший Великий Дом. Женщина, соединившая в себе недюжинный ум, железную хватку, инженерные и политические таланты, интересную душевную организацию. А уж за ее исповедь автору отдельное спасибо. Линия взросления Адрианы, ее расставания с Землей, первых шагов на Луне и возникновения идеи отделения от Маккензи, одна из интереснейших в романе.
Ее дети – наследник «Золотой мальчик» Рафа – импульсивный и не слишком умный. Серый кардинал Лукас. Упивающийся адреналином Карлиньос. Лунный волк Вагнер. Внуки – Лукасинью, Робсон и Луна. Каждый из них встает перед нами как живой. У Макдональда отлично получается короткими подглавами, переключаясь между персонажами, сплетать общее полотно происходящего, в процессе качественно обрисовывая своих героев.
Остальные семейства столько авторского внимания не удостоились, скорее всего, пока (в 2017 свет увидел второй роман цикла Luna: Wolf Moon, может там?). Но понять, что к чему у тех же Маккензи мы вполне сможем.
Система власти на Селене откровенно феодальная – Великие дома и «монархия» — Корпорация по управлению Луной. Плюс местные масоны – Павильон Белого Зайца. Соответственно налицо целая система сдерживаний, противовесов, интриг и династических браков. Интриг в романе действительно хватает, а также «подлянок», переговоров, подковерной возни, а вот действия как такового немного. Но это не лишает «Новую луну» серьезного напряжения, даже наоборот. Практически с самого начала понятно, что назревает кризис, который добром не кончится. Особенно хорошо становится после того, как читатель одолеет первую сотню страниц и привыкнет к языку и стилистике автора.
Добавляют в блюдо остроты забавные и оригинальные особенности местного мира. Как вам лунные волки, эдакий аналог оборотней, темная сторона которых берет верх при «полной Земле»? Или то, что мясо тут жуткая редкость, а кофе стоит несусветных денег и доступно далеко не любому богачу. Или повальное увлечение гандболом («словом мы все больны гандболом, и за гандбол умрем»), очень уж хитрые финты удаются игрокам при здешней гравитации. Или то, что практически все, вплоть до наркотиков производится на принтерах? Или то, что почти вся юриспруденция на Луне строится на договорном праве? Или то, что наличные деньги в ходу лишь у совсем забитой бедноты, а олигархи их в глаза не видывали, сплошной безналичный расчет? Или местный консенсус, благодаря которому на Луне запрещено кинетическое оружие, слишком много хрупкой техники и герметичной среды. Лишь ножи, гарроты, яды да мелкие биологические убийцы. Или бразильские «фишки», трепетно перенесенные основательницей семейства Коста с Земли. Также забавно Иен прошелся по тенденциям возникновения моды и особенностям жизни в окружении фиксирующих все поголовно фамильяров.
И конечно нельзя обойти стороной тему, вызвавшую максимальное излияние желчи у многих русскоязычных любителей фантастики. Жители Новой Луны о том, что такое моральные устои может когда-то и знали, но давным-давно позабыли. Сексом тут занимаются все со всеми, невзирая на пол и возраст, а уж о вреде наркотиков их будто и вовсе Минздрав никогда не предупреждал. К вопросам гендерности автор подошел крайне непривычно для наших озабоченных «настоящей мужественностью» и «исконной женственностью» осин. Герои «Луны» практически не обращают внимания на то, какого пола предмет их страсти. Причем не только в вопросах «перепихнуться» но и в серьезных брачных делах. Мальчик, девочка, да какая к черту разница? Главное чтобы желание было сильным, любовь настоящей, ну или деловой интерес крепким. Для нас провокационно, для них абсолютная обыденность, о которой даже думать не нужно.
Эрго. Сильный колонизационный роман, подающий тему жизни в новом мире с точки зрения столкновения мощнейших корпораций. Роман может похвалиться вниманием к деталям, качественными героями, разнообразными интригами и провокациями по гендерному вопросу. Разве что начало воспринимается несколько тяжеловато, но после привыкания к стилю Йена все входит в норму.
P. S. Присутствует в романе Макдональда еще одна «фишка», роднящая его с «Игрой престолов». Но об этом мы сейчас говорить не будем, оставим легкий налет интриги.
Энергетическая инкарнация, или Любовь под светом угасшей звезды
Дилан Бронсон (Хаусмен) всегда мечтал о небе, тем более имея перед глазами отца-пилота. Вот только страх высоты… Вот и пришлось парню податься в авиадиспетчеры. Работа нервная, напряженная, цена ошибки высочайшая. Дилан ошибок не допускал, до одного дня, когда по его вине чуть не погибли 900 человек.
Вдобавок за неделю до своего дня рождения парень начинает замечать странные закономерности и загадочные совпадения, происходящие с утра ровно до 2. 22 дня.
Тут еще и знакомство с прекрасной Cарой (Палмер), и внезапно вспыхнувшее ослепительное чувство.
И всплеск энергии далекой звезды, достигающей земли в аккурат к юбилею Дилана.
Не могут же все эти события оказаться звеньями одной, невообразимой цепи?
Или могут?
Любопытная вышла картина, удачно совместившая внутри себя элементы фантастики, весьма напряженного атмосферного триллера и романтическую историю, фактически классическую мелодраму о большой любви.
Фантастическая сторона ленты базируется на очень интересных и вполне логичных предпосылках, приобретающих в последнее время все больше сторонников, причем не только среди числа простых смертных, но и среди самых настоящих ученых.
Речь о теории, подразумевающей всеобщее энергетическое влияние всех тел во вселенной. Включая человека, разумеется. А может и не теория даже, ведь о влиянии Луны на все жидкости на земле известно уже даже отрокам детсадовского возраста. Как и о силе притяжения – отталкивания удерживающих на местах нас с вами, а также все планеты Солнечной системы. Перефразируя классиков: невозможно жить во вселенной и быть независимым от нее.
Отчего же не сделать шаг дальше, подумали постановщики и предположили, что влияние на людей имеют не только близлежащие космические тела, но и весьма отдаленные от нас. Опять же логично. Да, этот шаг сделан в духе кинематографических условностей, создатели ленты говорят о точечном влиянии далекой звезды на конкретных представителей расы гомо сапиенс, не затрагивая при этом остальных. Возможно творцы 2.22 подразумевали астрологическую зависимость этих конкретных человеков от определенной звезды. Знаете гороскопы, звезды так сошлись и прочая астрономия. Смело, но на то кино и кино, чтобы делать фантастические допущения. Как и идея алгоритмов происходящего в нашей жизни, причем алгоритмов, отслеживаемых обычным человеком.
Также к ведомству Страны фантазии можно отнести еще одну теорию, используемую в ленте. Идею реинкарнаций и переселения душ. Эта теория на порядок более старая, чем мысли об энергетическом воздействии, и многие сотни тысяч людей верят в нее искренне и со всем пылом. Так что возможно эту линию картины к фантастике уже и не отнесешь. Всем опять же известно, что вера многих сотен тысяч приобретает почти физическую силу.
Также постановщикам 2.22 можно занести в плюс создание напряженнейшей атмосферы, буквально звенящего порой саспенса и прочих элементов хорошего триллера. Резкая смена планов, интересный рваный монтаж, акцентация внимания зрителя на деталях, немаловажное место среди которых занимают стрелки часов, ожидание неприятностей, попытки героев выпутаться из сплетенных сетей. За происходящим на экране следишь, не отрывая глаз и забывая о перекурах.
Как и за романтической стороной картины. Легкий интерес между героями, зарождение страсти, счастливые дни вместе, недоразумения, испытания, вызов и жуткая угроза их чувствам. Все сделано вполне натурально, хотя любовные линии в большинстве фильмов как раз и вызывают немало нареканий.
Вот мы и добрались до еще одного козыря 2.22 – главной актерской работы. Дилан (Микил Хаусмен) – симпатичный, уверенный в себе, чуть франтоватый парень вначале. Диспетчер, допустивший жуткую ошибку и чудом избежавший катастрофы. Влюбленный мужчина, полностью погрузившийся в предмет своей страсти. Человек, замечающий невозможные вещи и потихоньку сходящий с ума. Уравновешенный лощеный франт, постепенно превращающийся в дерганного, нервного, вызывающего опасение окружающих параноика. Сыграно на очень хорошем уровне, фактически Дилан и несет на своих плечах львиную долю актерской нагрузки фильма.
Тереза Палмер («По соображениям совести» каши тоже не испортила, создавая адекватную подтанцовку Дилану, но не демонстрируя при этом особых лицедейских подвигов. Симпатичная, увлеченная, милая девушка, попавшая в водоворот событий, и большую часть времени выступающая объектом действий. В общем, типичнейший женский образ сыгранный удачно и без ошибок.
Под конец хочется отметить искреннюю любовь создателей ленты к Нью-Йорку, городу, по их мнению, несколько нервному, но все равно очень красивому, завораживающему и величественному. А за такое отношение людей к своему дому, так и тянется рука добавить постановщикам десяток-другой вистов.
Эрго. Атмосферный, напряженный триллер с элементами фантастики и вменяемой романтической линией. Также стоит отметить стержневую идею энергетического взаимодействия во вселенной и актерскую работу Хаусмена.
Молодой писарь Третьего отделения Николай Гоголь (Петров) слыл среди коллег чудаком. И то правда: странные припадки во время расследования убийств. Не менее странные надписи, которые выводит рука писаря помимо его воли.
Но был один человек, который заинтересовался странностями Гоголя – следователь Яков Гуро (Меньшиков). Заинтересовался и стал использовать в расследовании. И даже взял Николая с собой в Полтавскую губернию, где в селе Диканька начались загадочные и будто даже мистические убийства молодых девушек.
С одной стороны кто в наш просвещенный 19 век верит в мистику? С другой – слишком уж много непонятного в этих преступлениях.
Попытки показать известных людей с необычной стороны особо новаторским приемом не назовешь. Вспомним хотя бы «Президента Линкольна: Охотника на вампиров». Теперь под раздачу попал Гоголь. Причем в весьма непривычном формате. «Гоголь. Начало» — лишь первые две серии 8-серийного сериала, который перед телепоказом демонстрируют на большом экране. Причем продолжение появится лишь через несколько месяцев (по другой информации и вовсе в середине 2018-го). Так что тем, кто не любит, посмотрев начало истории, множество дней оставаться в неведении, чем все закончится, имеет смысл дождаться появления сериала полностью.
Но даже на основании первых частей уже можно составить впечатление о проекте в целом. Проекте вполне вменяемом и достойном зрительского внимания. Понятное дело без недостатков тоже не обошлось, но о них позднее.
Сперва хочется отметить стилистику картины. Готичный Петербург, явно вдохновленный недавним «Дуэлянтом» и Холмсом Гая Ричи. Серо-стальные ночные панорамы, тени исторических зданий. Питера пока нам показали откровенно мало, но, то, что было, смотрелось на уровне.
Провинциальная Диканька с сельским колоритом, мазаными хатами и панской усадьбой. Грязненько, обыденно, по-деревенски и вполне адекватно.
Мистическая линия с темными чащобами, корявыми ветвями, назгулом и ощущением безысходности (это уже из «ВК», «Сонной лощины» и нового «Вия».
Видения Гоголя – сумбурные, играющиеся с искажением пространства, когда фантасмагоричные, когда жутковатые, когда нелепые.
Все вместе смотрится не слишком оригинально, заимствований полно, но в целом антуражно.
Во-вторых, удачно показан сельский подход к неведомому. Абсолютно непринужденно в мышлении людей соединяется тезис о том, что все незримое от Лукавого, а нечистую силу нужно опасаться. С тем фактом, что практически каждая вторая деревенская баба либо ведьма, либо чего-то такое знает и может. Не считая каждой первой. Да и мужики порой не без греха. Причем это никоим образом не мешает им считать себя христианами, креститься, ходить в церковь и на исповедь. Ну что тут такого? Вон собака пробежала, вон черт пролетел, вон Черный всадник по опушке едет, вон ведьма заговор шепчет, вон пьяный Грыцько из шынка бредет. Все дело сплошь житейское, от всадника (как впрочем, и от Грыцька) лучше держаться подальше, ведьму не злить и при случае обратиться за нужным зельем, собаку пнуть, черта перекрестить. И живи себе дальше. Эдакая первозданная простота, близость к природе, давно позабытая в больших городах.
Встречаются в ленте и весьма недурные кадры, которые вполне можно повесить на стенку как картину. Пасторальная беседа Гоголя с Лизой на качелях под большим деревом. Пара видов с Всадником. Об интересной операторской работе во время видений Гоголя я уже говорил.
Кстати о Гоголе: Петров с ролью, в общем-то, справился. Возможно, несколько переборщил с судорогами во время видений и сделал свой персонаж чересчур дерганным (любовь этого актера к переиграшу была заметна еще в «Притяжении». Однако если учесть, что Гоголь действительно видит иной мир, и это отнюдь не райские кущи, стать дерганным при таких раскладах раз плюнуть. Кстати интересно к чему сведут постановщики образ «Черного человека» Гоголя, того кого боятся и называют Темным самые прожженные ведьмы.
Но работа Петрова откровенно блекнет на фоне Якова Гуро в исполнении Олега Меньшикова. Его искрометный персонаж своим сарказмом и юмором заметно разбавляет мрачную и натуралистичную стилистику картины. А без юмора смотреть за происходящим было бы во сто крат тяжелее. И это при том, что Олег не выходит за рамки своего любимого амплуа ироничного интеллектуала, счастливо обнаруженного еще в «Покровских воротах». Однако этот образ сидит на актере как любимая домашняя пижама, и смотрится в нем Олег настолько органично, что мысль: «блин, мы такое уже не один раз видели», вылетает из головы через десяток минут.
Отдельные висты создателям ленты за ироничный подход к чиновничеству и проскальзывающие аллюзии на современных «чинуш». А вот Пушкин в «Гоголе» вышел несколько неприглядным. К чему бы это?
Теперь о спорных моментах.
Не хватает колорита. У постановщиков вышла некая усредненная деревня российской империи 19 века. Они не воспользовались возможностью показать украинские особенности того времени, поиграться с языковыми отличиями, противопоставить столичных сыщиков и местных селян. Максимум парочка украинизмов мелькнула, да фраза «уйдем на Сич». Маловато будет.
Мистическая линия в картине тесно сплетена с детективной и выяснить с ходу, что перед нами: чертовщина или обычная «бытовуха» порой удается не сразу. Это как раз удачный и вполне жизненный прием, хотя детектив сложным и запутанным не назовешь: подозреваемые явно бросаются в глаза. Как собственно и в стержневом расследовании касабельно Черного всадника.
Дальше чуток спойлеров.
Согласно законам жанра, в процессе расследования зрителю обязательно покажут главного злодея. Есть исключения, но они лишь подтверждают правило. Всадник не может быть классической нечистью, именно потому, что «Начало» постоянно смешивает мистику с реальностью. Процентов на 90 это обычный человек, отличный фехтовальщик, получивший некое проклятие и темную силу. В частности возможность выуживать из жертв кровь.
Итак какие же у нас кандидаты на должность Черного всадника? Стоит присмотреться к персонажам, и мы тут же видим прямо бросающегося в глаза претендента.
Поселян можно исключить, как минимум по стилистике образа Всадника и стилю фехтования. Гоголя и Гуро во время убийств в Диканьке не было. Доктор и Бинх находились во время убийства Параски в окружении других людей. Остается один единственный человек (вдобавок болезнь жены и загадочное лекарство). Правда он слишком уж очевиден, и возможно постановщики подсовывают его зрителю специально, чтобы отвлечь внимание от другого, к примеру, доктора (вспомните слова Гуро насчет лекаря или мясника), или Бинха. В конце концов, Черный всадник может оказаться независимым темным альтер-эго кого-то из них, а вовсе не просто переодетым в плащ человеком.
Как ни крути, посмотреть какой именно вариант выберут создатели Гоголя, весьма любопытно.
Эрго. Антуражный, местами слишком натуралистичный, изрядно вторичный, но все равно небезынтересный детективный хоррор, предъявивший зрителю лишь четвертую часть себя любимого.
Режиссер: Егор Баранов
В ролях: Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Сытый, Таисия Вилкова, Артём Ткаченко, Юлия Франц, Евгений Стычкин, Ян Цапник, Сергей Бадюк, Марта Тимофеева