Загадка полета Летящего, или Космохоррор, следующий учению о душе
2093 год. Земля умирает. У человечества остается единственный шанс. Инопланетный корабль, появившийся в далеком космосе. Возможно, чужаки смогут помочь хумансам. Хватаясь за соломинку, человечество отправляет навстречу инопланетному свой корабль. С группой ученых, которым поручено установить контакт с алиенами. Имеется на борту и козырная карта в виде телепата – существа могучего, но нестабильного и жутко пугающего всю команду.
Однако полет с самого начала пошел не по плану. Аварии, несчастные случаи, отказы систем. Первым подозреваемым в саботаже становится, конечно же, телепат. Но что если имеется еще одна сила, стремящаяся не допустить успеха миссии?
Не успели отгреметь крики на борту ORIGINА как нас порадовали новым космическим хоррором, на этот раз снятым по повести небезызвестного Дж. Мартина, автора знаменитой и вся никак не доберущейся до финала «Песни Льда и Пламени». Да, к постановке он не имеет никакого отношения (контракт с HBO, знаете ли), но то, что в основе проекта лежит работа мощного фантаста, сказывается. Nightflyers радует нас не только флером «космо-ужастика», нагнетанием саспенса, напряжением, но и долгоиграющей интригой, смешанной с размышлениями на тему пространства/времени и разных путей развития человечества.
Начнем с атмосферы. Этот компонент удается почти всем недавним космопостановкам, вспомним хотя бы «Живое» и «За пределами». «Летящие» исключением не стали. У нас в наличии таинственная сила, вмешивающаяся в ход событий. И хотя мы довольно скоро узнаем, что она собой представляет (как на меня даже слишком скоро), ее мотивы по-прежнему долго остаются загадкой. Растущее напряжение, паранойя и тревога овладевающая экипажем, научной группой, а с ними и зрителем. Инопланетяне, предпринимающие неожиданный ход. Непредвиденные встречи. Хоррор-элементы, ждущие героев в реальности «Летящего», в виртуале и в их собственных головах. Смена жанров от ужаса до антиутопии и обратно. Реакции персонажей, раскрывающие перед нами палитру людской психики. Скука длинных перелетов, заставляющая людей пускаться во все тяжкие. Фанатичная убежденность, подгоняющая ответ под задачу и лишь подтверждающая мысль о том, что любой фанатизм это плохо. Извращенная любовь, подбивающая творить отнюдь не добрые вещи. Горе, способное превратиться в откровенную агрессию.
С точки зрения учения о душе Nightflyers аж никак не открывает Америку, но находится на крепком, профессиональном уровне. Психологии в сериале налито от души. Застарелые психотравмы героев, воспоминания, их ценность и тлетворное влияние, отношения родителей и детей, чувство вины, незавершенные гештальты буквально прописались на борту «Летящего» в качестве полноправных пассажиров.
Но и среди обычных членов рейса имеются любопытные образы.
Профессор Карл Д’Бранин (Маккен). Человек, потерявший дочь во время одной из многочисленных эпидемий и не простивший себе этой смерти. Его брак на грани распада, а червь вины гложет душу не переставая. Кстати, именно он обнаружил инопланетный корабль.
Психолог Агата Мэтисон (Мол) наставница, нянька телепата, объект его сексуальных фантазий, а заодно «бывшая» Карла. Женщина, которая пару раз нас серьезно удивит.
Загадочный капитан Рой Эрис (Аджала). Фанатичный ксенобиолог Роуэн (Сэмпсон). Нервная нейрокомпьютерщик Ломми (Эшет). Идеальная модификант-инженер Меланта (Тёрнер-Смит). Верный помощник капитана (вот только какого?) Огги (О’Бирн).
К сожалению, на качественное прописывание всех персонажей пороху у постановщиков не хватило, но и за тех, кого проработали – спасибо.
Да, постановка камерная и не очень дорогая. Подавляющее большинство съемок — павильонные. Интересных героев не очень много. При этом картинки корабля в космосе смотрятся красиво. Особенно порадовал космолет, проносящийся мимо частично колонизированной Луны. Да и сам по себе «Летящий» впечатляет. Купол, под которым скрывается настоящий лес. Огромное кольцо, несущее на себе эти самые купола. Изящество и функциональность. Не понятно лишь, зачем он создан таких циклопических размеров, но то таке. Помимо корабля имеется некоторое дополнительное количество любопытных моментов, типа той же сферы воспоминаний с технологией сохранения и считывания памяти.
И кончено же, вистов постановке добавляет телепат Тэйл (Страйк). Это не просто человек, обладающий способностями, а натуральный монстр, которого с детства отбирают у родителей и воспитывают как живое орудие. Злой ребенок, не умеющий жить в обществе. Агрессивное, социопатичное существо, способное на любую пакость, причиняющее боль ради забавы. По крайней мере, так кажется поначалу. Но со временем мы понимаем, что все далеко не так просто. Чувствуем боль этого человека. Разделяем его проклятие. Наблюдаем преображение, проходимое Тэйлом в процессе. Вышел очень интересный развивающийся образ. В дебютных сериях его слишком уж много, но потом достигается какая-никакая гармония формы и содержания.
Так как литературная основа не слишком объемна, создателям сериала пришлось много думать, чем занять героев целых 10 серий. Они скорее справились с задачей, чем нет. Постановщики позаботились, чтобы зритель не скучал, наблюдая за решением всего одной проблемы. Их у героев будет несколько, каждая судьбоносна и грозит гибелью. На экваторе проекта протагонисты вроде как преодолевают одну глобальную перипетию, но оказывается, что этим открывают путь другой, не менее, а точнее более серьезной. При этом не решив до конца стартовую проблему. Забавный ход.
Имеются любопытные идейные моменты. Вопросы сектантства, от луддитов на Луне, до женской утопии на «Орле». Этот «иной путь развития человечества» постановщики безусловно отвергают, хотя будем честными, здравых зерен в некоторых идеях типа той же экономии энергии, или отношения к технологиям «без фанатизма», хватает. Размышления о пространстве-времени, о возможности того, что наше классическое представление об этих понятиях является далеко не единственным, и не факт что таким уж правильным.
Да, ближе к завершению проекта, герои, утомленные нарзаном, пардон длинным перелетом и усталостью сценаристов, начинают вести себя слишком уж неадекватно. Да и до этого хватает «косяков» в поведении.
Да, управление космолетом организовано из рук вон плохо, как и жизнь на борту. Порадовал персонаж, после парочки совершенных ним убийств, просто мирно препровожденный в незапертую каюту.
Да, мир будущего, покинутый улетевшими в ночь персонажами, практически не проработан, скорее намечен парой-тройкой мазков.
Да, к сюжету хватает вопросов, а к сценарию крепких нецензурных слов.
Да, многое из показанного в сериале мы уже видели и не раз.
Но при всем этом, большую часть времени Nightflyers смотрится вполне прилично. Аж никак не шедевр, но как скромный космохоррор с психологическим соусом, сериал на своем месте.
Что касается финальной сцены, показанной в начале. На самом деле, это не совсем финальная сцена.
Эрго. Космический хоррор без особых претензий и сверхоригинальности, с приятной атмосферой загадки и саспенса, массой психологических этюдов. В сюжете хватает дыр, а в поведении персонажей нелепостей, но как жанровое кино отвращения не вызывает.
Режиссер: Эндрю МакКарти, Майк Кэхилл, Мэгги Кили
В ролях: Джоди Смит, Гретхен Мол, Оуэн Мэкен, Дэвид Аджала, Энгус Сэмпсон, Сэм Страйк, Майя Эшет, Брайан Ф. О`Бирн, Филлип Риз
P. S. Повесть Мартина на порядки более камерна, без заявленных в сериале глобальных проблем и спасения Земли. Рассказывает работа Джорджа в первую очередь о Пути, Поиске и Охоте за мечтой, не забывая при этом интриговать и пугать читателя. На борту Летящего всего десяток персонажей, причем экипаж состоит из одного единственного Роя Эриса. Никаких умерших дочерей, толп злых женщин, нерожденных младенцев и роковых любовей там нет как класс, зато много трупов, секса и алкоголя. Мир будущего намечен гораздо ярче, несмотря на скромные объемы повести, плюс, там хотя бы говорится кто такие эти самые волкрины, чем сериал не может похвастать в принципе. В сериал из книги взяли лишь часть персонажей (главный протагонист в книге между прочим — Меланта) и основную линию с таинственной силой, причем оставив за скобками главную фишку этой самой силы.
В санях у Санты, или Лучшие помощники Рождественского деда
Рождество всегда было любимейшим праздником семейства Пирс. Аж до той поры, пока отец — пожарный Дуг Пирс, не погиб во время очередного сражения с пламенем. Теперь все не так радостно. Мать Клэр трудится в больнице и частенько пропадает на работе. Старший брат Тедди (Льюис) жутко переживает гибель отца и связался с неблагонадежной компанией. Лишь 10-летняя сестра Кэти (Кэмп) неистово верит в Санту-Клауса (Расселл) и с огромным нетерпением ждет Сочельника.
И надо же такому случиться, что именно Кэти заметила на записи старого Рождества руку, явно принадлежащую самому Санта-Клаусу! И загорелась идеей застать Святого Николая во время исполнение его профессиональных обязанностей – укладывания подарков под елку. Что самое удивительное – у нее получилось. И невинная детская шалость привела к судьбоносным событиям, ставящим под угрозу сам дух Рождества.
Рождественское кино может быть разным – рассчитанным на молодых девиц, пожилых домохозяек, юных хулиганов, усталых отцов семейств или восторженных девочек. Мелодраматичным, сказочным, трагично-оптимистичным или комедийным. Основная его цель – передавать дух праздника и идею о том, что все будет хорошо. The Christmas Chronicles сложно назвать идеальным кино, но со своим праздничным делом оно справляется весьма уверенно.
Лента явно рассчитана на детскую аудиторию, от 7 до 11-ти, легка, комедийна, оптимистична и местами красива. При этом временами напоминает американские горки, когда чересчур затянутые диалоги или любование красотами заставляет позевывать, и в середине откровенно провисает.
Весьма порадовали актерские работы.
Во-первых Курт Расселл. Старина Курт тут оттягивается в полный рост и фактически тащит на себе весь фильм. Он то наивно-величественен, то хулиганисто-оторван, то рокерно-звезден, то печально-всеведущ, то заботливо-рассеян, то радостно-человеколюбив. А уж выступление в каталажке вышло и вовсе на пять с плюсом. Палитра психологических состояний у Рассела в этом фильме обширна и глубока. При этом все подается в легком, юморном ключе, без трагизма и надрывов. В его Санта-Клауса охотно веришь и жалеешь, что тебе в детстве не довелось с таким встретиться.
Любопытна идея о шикарной памяти Рождественского деда, помнящего все подарки всем детям мира за долгие-долгие годы. Можно было б запатентовать мощное средство от склероза. И концепция того, что из хороших мальчиков частенько вырастают посредственные взрослые. Не поспоришь.
Интересно также наблюдать за манипуляцией детьми через подарки на Рождество. Мол, будешь хорошим – получишь «плюшку», нет – «тарашку» в идее зловещего «Черного списка». То же самое, что позднее, во взрослом возрасте, перетекает в боязнь посмертного воздаяния. Будь добрым не потому, что это частенько правильно и логично, а потому что «бо-бо». Но если у взрослых это работает по полной программе, детишки, вырастая, напрочь забывают из-под палки внушенное «хорошее поведение». По крайней мере, осознанно, ведь подсознательно стремление «быть хорошим» всю последующую жизнь является причиной серьезных комплексов, психотравм и неблаговидных поступков.
И хотя мораль картины вполне позитивна, типа верь в себя, цени близких, включая надоедливых младших сестер, будь добрым — откровенная манипулятивность темы с рождественскими подарками несколько снижает хорошее впечатление от идейной основы «Хроник».
Во-вторых, хороша Дэрби Кэмп в образе Кэти. Дэрби выглядит настолько естественно, натурально и непринужденно, что прямо заставляет восхититься. Радость при виде Санты, жажда приключений, детская непосредственность и позитивный характер. Маладца, девочка.
Джуда Льюис и его Тедди уступает двух напарникам, но каши практически не портит, что уже неплохо, а пару сцен делает на вполне приличном уровне.
Порадует нас картина также неожиданным экшеном, как то полицейская погоня за дважды угнанной машиной. И особенно полеты на санях Санты.
Вот мы вплотную подошли к еще одному плюсу «Хроник». Картинке. Виды городов мира в рождественском антураже из поднебесья. Безумная скачка испуганных оленей Санты и болтающихся за ними саней. Портал Рождественского деда. Его безразмерный мешок с подарками, хранящий внутри целый мир. Боевые эльфы Санты, напоминающие «поговорку гуртом и батька легше быты». Полеты на санях и прыгучая магия Санты. Вполне достойно, как для картины с неизвестным бюджетом.
Да, у ленты хватает проблем. Неровный темпоритм. Жутко провисающая середина. Американизмы, Санта измеряющий дух Рождества в процентах. Спорная идея поставить на карту судьбы миллиардов, чтобы помочь одному запутавшемуся подростку (да, вроде как рука на пульсе, но все же).
Но у нее получилось захватить внимание не только детей, но и вполне взрослых зрителей, минимум на полчаса окунув их в веселую и полную приключений атмосферу большого зимнего праздника.
Эрго. Приятный рождественско-семейный фильм с двумя хорошими актерскими работами, приличной картинкой и неплохо переданной атмосферой Рождества. Рассчитан он, конечно же, на детвору, но и взрослым можно уделить ему внимание. Если бы еще середину подтянули…
P. S. По информации руководства Netflix «Хроники» посмотрели 20 миллионов подписчиков (непонятно за какой период). По словам этого самого руководства, если бы такая по количеству аудитория отнесла денежки в кинотеатры, «Хроники» заработали бы 200 млн долларов. Завидный потенциальный результат для многих и многих киноработ.
Волшебное приключение для детворы, или Юный маг без пурпурового хитона
10-летний Льюис Барнавельт (Ваккаро) после гибели родителей переехавший к своему дяде Джонатану (Блэк), не ожидал от нового места жительства ничего особенного. Однако оказалось, что его встретил таинственный старинный особняк, под завязку забитый часами, и крайне эксцентричный родственник, обитающий там вместе со старой подругой Флоренс (Бланшетт).
Причем как вскоре выяснилось, не просто эксцентричный. А самый натуральный колдун, простите волшебник. Ищущий в стенах особняка магические часы, спрятанные там его злым коллегой Айзеком Изардом (МакЛахлан), строившим планы, несущие опасность для всего человечества. Планы, противостоять которым могут только троица обитателей особняка.
Детско-подростковое и семейное кино бывает разным. Дорогим, серьезным, поднимающим важные проблемы, таким как «Поттер». Спецэффектным, наивным, и спорным, как «Золотой компас». Стильно-инфантильным, как «Дом странных детей Мисс Перегрин». Скромным, местами нелогичным, но идейно привлекательным, как «Альфа». Или забавным, смешным, несерьезным, неоригинальным, но вполне отвечающим запросам юной аудитории, как наш сегодняшний герой.
The House позиционируется и ведет себя как кино исключительно для среднего школьного возраста, которое со своими отпрысками вполне могут посмотреть и родители, не считающие себя откровенными снобами.
Фильм получился простеньким, но приятным, картинка бюджетная, без особых претензий, но и дешевизной по глазам не бьет. Аккуратные магические эффекты, летающие книги, живые зеленые изгороди, тыквы и кресла, картинка вселенной, вращающейся вокруг героев.
Но главным в фильме стала атмосфера жутковатого, таинственного, но притягательного волшебного приключения в духе Тома Сойера. Чуть хулиганистого, поначалу невинного, с каждым шагом все более сложного и к финалу судьбоносного. При всем антураже старинного таинственного дома, ночных прогулок на кладбище, неожиданных шумах и скримерах, хоррором ленту назвать сложновато. Это классическое юмористическое фентезийное приключение с выдержанным детским рейтингом.
Приятно поданы психологические проблемы детворы этого возраста (да и не только этого, будем честными). Желание признания, поиск друзей, ошибки в процессе этого самого поиска, зачатки гордыни, попытки произвести впечатление на голом месте. Общение с одногодками, среди которых хватает придурков, хулиганов и карьеристов.
Еще один любопытный момент фильма, собственно, образ главного злодея. Во-первых, как я уже сказал, его можно понять, постоянно глядеть на то, что творят гомо сапиенс, побывать в эпицентре самой кровавой войны за всю историю, потерять всех товарищей и остаться прежним, дано далеко не каждому. Второе – он не страшен, не привлекательно-готичен и не мрачно–демоничен. Он скорее смешон и местами нелеп. Соответственно у целевой аудитории не появится даже зачатков мыслей о том, что неплохо было бы походить на такого могущественного человека.
Невзирая на всю детскость фильма, постановщики касаются довольно болезненных тем, таких как войны, их тлетворное влияние на людскую психологию, гибель близких и дальнейшая жизнь после этого. Странности человеков и отличия от других людей. Да, вскользь, неакцентировано, но вода камень точит, и кое-что в мозгах недорослей все равно отложится. Плюс идея о необходимости думать, перед тем как что-то делаешь, даже если очень хочется произвести впечатление, дорогого стоит.
Пару десятков вистов создателям ленты стоит добавить за концепцию магии, доступной не только избранным по крови, а всем гомо сапиенсам. Нужно лишь штудировать специализированную литературу, усердно заниматься, ну и подвернуться под руку учителю, уже освоившему нелегкую магическую стезю.
Фильм основан на первой книге цикла детского писателя Джона Беллэрса (1973).
Да, почти все, что нам показывают, мы уже где-то видели, и не раз, оригинальностью «Тайна» не страдает. Но если вспомнить, что роман, по которому снят фильм, написан в 1973-м, ответ на вопрос о том, кто у кого и что позаимствовал, перестает быть таким однозначным.
Актерские работы особо отмечать не за что. Ваккаро слишком юн и играет слабо. Маклахлена мало, и большую часть времени он проводит в жутеньком гриме. Блэк частенько откровенно переигрывает и излишне прикалывается. Разве что Бланшетт держит марку, порой обжигая взглядом или словом не хуже чем Балрог плеткой.
Порадует нас картина парой уместных шуток, юмора тут хватает, хотя без непременных американских фекальных сцен также не обойдется.
А фантасмагорические моменты типа жутко опасных тыкв, шестеренок и младенца в финале, и вовсе стали крышесрывным украшением фильма.
Эрго. Забавное детско-семейное приключение без претензий, способное подарить приятное времяпрепровождение с вашими отпрысками.
Пришпоривающие войну, или Приключенческо-шпионские зарисовки
1936 год. Отправляясь на цеппелине из Америки в Европу, сотрудник географического фонда Уолтер Квентин Перри не загадывал наперед «что да как». Отвык. Да, задание туманное: «отвезите книги, заберите документы», плюс горные ботинки и книжка про скалолазов не добавляли ясности. Но в работе курьером на фонд адмирала Фаррагута бывало всякое. Благо 25 долларов в день позволяли смириться с неудобствами.
Австрийский спецагент Мухоловка на цеппелине не летала. Некогда, дел выше крыши. Разгрести потенциальный скандал с убийством видного шведского социал-демократа. Разобраться с предательницей. А тут еще непонятный американец, которого приходится брать в разработку, и за жабры.
И все ближе величайшая война в истории человечества. Но что если выйдет остановить или, по крайней мере, оттянуть начало этой жуткой бойни?
Андрей Валентинов, автор многих сильных романов, среди которых шикарная римская реконструкция «Спартак» и программный цикл «Око силы» всегда полюблял смешивать историю с мистикой. Для него даже поджанр специальный придумали добрые люди: криптоисторией обозвали. Фанаты тезиса «история не терпит сослагательного наклонения», кривятся. А мне по нутру. Крепкий исторический антураж, смелые гипотезы, хорошо проработанные персы, мощная эмоциональная составляющая. Вот только раньше Андрей основной ход истории почти никогда не менял, по крайней мере, описывая 20-й век (признаюсь, четвертую трилогию «Ока» не читал, там по слухам уже иначе, причем действие «Аргентины», похоже происходит в том же мире). Частности – да. Допущения – сколько угодно. Мистика и злокозненные организации – да пожалуйста! Но результат все равно как в учебниках.
«Аргентина» не такая. Тут преизрядно альтернативных мотивов. Во многом их Земля схожа с нашей. Мир на пороге войны, Рейнская зона, угроза аншлюса, фашизм, Гитлер, Сталин, Муссолини, все более-менее по классике. Но есть одно серьезное отличие – параболоид и гравитационное оружие. Или это только выдумки досужих фантазеров и игры спецслужб? Ответ на этот вопрос хотят знать все. Но больше всех информация о неведомом вундерваффе интересует некоего бесноватого ефрейтора, отгрызающего у соседей кусок за куском. Что он сделает? Придержит лошадей, или наоборот прыгнет вперед, пытаясь опередить врагов, а заодно развязать мировую войну?
«Квентин» состоит фактически из двух линий: приключенческой, в духе Индианы Джонса и шпионской. Сперва преобладает одна, затем другая. После они сплетаются в запутанный клубок, в переплетении нитей которого приключение и шпионика составляют две гармоничные и красивые стороны одной медали.
В этой связи объемно проявляется морально-этическая сторона романа. Валентинов искренне «болеет» за светлую сторону в вечном конфликте Тьмы и Света. При этом отлично понимая, что в людском обществе насилие, обман, лицемерие, выгода всегда занимали призовые места. А светлые рыцари, во-первых, водились чаще всего лишь в литературе. Во-вторых, довольно плохо заканчивали. В своем романе автор противопоставляет чистых духом и сердцем «приключенцев», оптимистов вроде Перри, и циничных, выжженных изнутри шпионов, хорошо информированных реалистов, таких как Мухоловка. Еще Валентинов верит в то, что даже для этих самых прожженных есть шанс понять и попытаться исправить хоть что-то из своих многочисленных грехов. А первая категория, преодолевая проблемы, боль и смерти (подчас свои собственные) по дороге все же хоть чуточку, но меняет мир к лучшему. Книги Валентинова печально-оптимистичны, невзирая на боль, страдания, кучу сложных перипетий и даже периодическую гибель героев. К чему тогда мучиться, сражаясь за хороших? «Квентин» к примеру, показывает, почему не стоит грешить – в Аду очень больно. А благородство и честность порой все же вознаграждаются. По крайней мере, в начале длинного цикла.
«Квентин» — классический и типичный валентиновский текст. Своеобразная квинтэссенция его криптоисторических увлечений. Реальные драки пауков в банке, соединенные с мистическими, духовными, религиозными элементами и исканиями. Ироничный, богатый язык. Узнаваемые типажи героев (ау, Арцеулов!).
Персонажи, как и всегда, стали еще одной «плюшкой» романа. Привлекательный, смелый, готовый защищать слабых, но до одури доверчивый Уолтер. Циничная, прожженная, умная, пережившая страшные вещи Анна. Наивный ребенок/теленок из Америки и битая жизнью взрослая женщина из Австрии. Между этими людьми – пропасть. Кардинальная разница – в знаниях, интеллекте, умениях соображать и манипулировать. Мухоловка проигрывает Уолтеру лишь в морально-духовном аспекте, но когда он кого заботил? Ан нет, утверждает автор. На самом деле именно он один из наиважнейших моментов людской жизни. Эти персонажи раскрываются перед нами до донышка, становятся близкими людьми, за судьбы которых читатель переживает со всей искренностью.
Эмоциональная сторона книги, опять же, как почти всегда у Валентинова, на высоте. Тяжелая судьба Анны Фогель. Жуткая усталость от грязной и кровавой работы. Сложный выбор (и не один). Простодушность Уолтера, вызывающая у нас желание одновременно подивиться этому позабытому в наше время качеству и пнуть Перри посильнее, чтобы хоть иногда включал мозги. Его доброта, рыцарственность, забота о слабых. И, конечно – любовь. Великое чувство, без которого не обходится почти ничего на белом свете. Причем чувство, способное подбрасывать своим паладинам сложные ребусы.
Экшена в романе немного, даже его шпионская линия скорее напоминает Ле Карре, и чуток Штирлица, чем Бонда. Зато атмосферности автор отгрузит нам сполна. Стилизация под конец 19-го начало 20-го века. Географические зарисовки. Альпинистский фольклор. Шпионские и государственные интриги. Забавы спецслужб, определяющие историю (начать рано – начать даром). Тайные общества в количестве и ассортименте. Поиски Грааля. Налет мистики. Рефрен потустороннего, причем самой высшей (пардон, низшей) марки. Вот только кто все же дергает за ниточки? Кто обрушил на Землю беззаконную планету? Кто автор книг, которые произвели в Европе такой фурор?
Так как пред нами лишь первая из шести книг цикла, ответы на эти и многие другие вопросы пока за кадром. Но заинтриговал Валентинов знатно. Будем читать дальше.
Эрго. Стильная стилизация под начало века, смешивающая приключение, шпионский роман, историю и духовную мистику. Типичный валентиновский текст, сполна порадующий любителей криптоистории.
Долгое путешествие Ледяного капитана, или Дружеский визит к Спутнику
Нил Армстронг (Гослинг) любил летать и частенько посматривал в сторону необъятных космических просторов. А еще он был отличным инженером и хладнокровным человеком, способным без лишних нервов справиться с внештатной ситуацией.
Посему его решение подать документы во 2-й набор астронавтов НАСА выглядело абсолютно логичным. Как и выбор руководства, в 1969 году назначившего Нила капитаном «Аполлона-11». Космического корабля, несущего трех астронавтов в исторический полет к спутнику Земли.
В последнее время зрителей буквально завалили кино и телефильмами, связанными с Космосом. Причем, снимают такие ленты как американские, так и российские кинематографисты. Такое впечатление, что начался новый виток космической гонки. На этот раз на экранах. «Гагарин. Первый в космосе», «Салют-7», «Время первых» – реальные или изрядно приукрашенные истории освоения великого вакуума. Из цитадели демократии на это отвечали в основном околофантастическими проектами. Но вот, наконец, и штатники решили напомнить массам о своих реальных космических достижениях (до этого за последнее время на приукрашенную реальность из околокосмических фильмов опирались разве что «Скрытые фигуры».
Получилось, в общем неплохо.
Перед нами классический байопик об известном человеке, охватывающий 8 лет его жизни. От полета на ракетоплане North American X-15 в 1961, до исторической высадки на Луне и возвращения на Землю.
Основная нагрузка в таком кино чаще лежит на главном герое. Я никогда не считал Райана Гослинга особо талантливым лицедеем. Слишком уж одинаково-невозмутимо-грустным выглядит Райан почти во всех своих ролях. Однако в First Man этот его вечный самурайский («Ос! И сакуры в цвету») образ пришелся на удивление к месту. Ведь Армстронга не зря называли «Ледяным капитаном». Невозмутимый, хладнокровный, не выпускающий эмоций наружу, уверенный в себе лидер и специалист. Настоящий профессионал, способный успокоить коллег, придать им уверенности, одолеть сбой системы, остановить бешеное вращение и впервые посадить аппарат на внеземную поверхность. При этом Нил жутко замкнут, переживает утраты, психологические проблемы и беды в одиночку, не способен поделиться горем, уходит в себя, несет крест, ни с кем не делясь тяжкой ношей. Причем в «Человеке» у Гослинга даже вышла парочка сцен, где можно разглядеть внутреннюю игру, отблески эмоций, чувства, выглядывающие из амбразур глаз. Неужто, наконец, начинает развиваться как актер? Дай то бог!
Отлично смотрится линия отношений Армстронга с супругой. Женщиной, тянущей на себе всю тяжесть воспитания детей, обустройства дома, почти без участия вечно отсутствующего мужа, плюс обеспечивающей ему надежный тыл и необходимую моральную поддержку. Это, будет честными, работа требующая не намного меньше сил, чем полеты на Луну. Заметим, Карен была ребенком не только Нила, но и Дженет, и любила ее женщина аж никак не меньше мужа. Но отыскала в себе силы не замкнуться в горе, осознав, что она нужна не мертвым, а тем, кто остался в живых. Хорошая актерская работа Клер Фой.
Но есть в First Man интересные моменты и помимо главного героя. Мощно показано ускорение, накрывающее пилотов во время запуска космического корабля. Прям физически ощущаешь эти гигантские скорости. Большинство космических сцен нам демонстрируют изнутри корабля, от первого лица, «из глаз». Да, в результате здесь мало картин прекрасного космоса, не «Гравитация» отнюдь и не «Пространство». Но взамен мы получаем шикарное погружение и сопереживание персонажу. Ощущая себя на борту корабля, в шкуре человека, закрытого в небольшом помещении посреди ледяного вакуума. Испытывающего постоянные стресс при нештатных ситуациях, в которых, мягко говоря, далеко не все зависит от тебя.
Хороши игры со звуком, когда взамен рева двигателей, постоянной тряски и пламени за иллюминатором вас накрывает абсолютная тишина космоса. И наоборот.
Стоит также отметить любимый прием оператора «Человека», частенько демонстрирующий нам кадры, залитые по краям тьмой, со светлым, жизнеутверждающим центром. Это вам и стремление главного героя к цели, и надежда на лучшее.
Интересный ход.
Да, непредсказуемости от фильма про полет Армстронга ожидать не стоит, хорошо известно, что все закончится хорошо. Да, лента кажется подзатянутой (почти два с половиной часа), и «самому главному полету» уделяется максимум треть фильма. Но выбросить из нее особо ничего не получается. С другой стороны можно было конечно пойти по пути, показанному нам в «Салюте-7», или «Времени первых», когда реальные небольшие перипетии и сложности раскручиваются в глобальные судьбоносные моменты. Но такой подход гарантированно вызвал бы недовольство части аудитории, не любящей излишнее приукрашивание в лентах снятых «по реальным событиям». В результате режиссер «Человека» Дэмьен Шазелл решил поступить по-другому, сделав акцент на предыстории и раскрытии образа Армстронга. Имел полное право.
Эрго. Подробный (местами чересчур) рассказ о восьми годах жизни первого человека на Луне – неплохо раскрывший и личную и профессиональную сторону Армстронга. С приятной работой Гослинга и интересными кинематографическими приемами, типа повествования от первого лица и отличного погружения в суровые будни работы астронавтов.
P. S. В прокате First Man провалился, собрав 100 лимонов при 59 бюджета. В вину картине ставят отсутствие сцены с постановкой американского флага??? Тут наблюдаем классический случай патриотизма, доходящего до маразма (впрочем, это довольно частый, порой преобладающий случай).
Холодность ленты (а чего вы хотите от фильма о «Ледяным капитане»?).
И ошибки маркетологов, заставивших ленту конкурировать в прокате с «Веномом» и «Звезда родилась». Тут, пожалуй, соглашусь.