«Если разум с тобой играет – не подыгрывай» («а может, начинай играть с ним?»), или Египетская сила
Египет. 1979. Профессор и доктор-гематолог Рефат Измаил не верил в паранормальное. Несмотря на то, что его первой детской любовью, похоже, был самый натуральный призрак. Профессор считал, что не нужно поддаваться на игры разума.
Вот только верь не верь, а Рефат все чаще сталкивается с труднообъяснимыми вещами, некоторые из которых воздействуют не только на него одного, но и всю страну.
Нетфликс уже не первый год окучивает национальные кинематографы разных стран, как европейских (вспомним хотя бы шикарные Тьму или Дом), так и не очень.
Paranormal отправляет зрителя аж на родину фараонов, даря нам мистическую историю, любопытную не столько сверхъестественным элементом (призраки – какая свежая тема, мало кто может показать что-то по-настоящему будоражащее кровь, если ты не Майк), сколько египетским антуражем и приятным протагонистом.
Атмосфера страны над Нилом – хороша. Начиная от архитектуры и семейных обедов в традиционном стиле (с поцелуем руки старшего в семье) до любви к кофе или сельского мусульманского кладбища с крайне непривычными надгробьями. Продолжая приметами времени типа ретро-автомобилей, авианалетов (включая столь знакомый нам всем звук сирены воздушной тревоги) и взлетевших до небес цен.
Сериал снят по мотивам одноименного цикла книг пионера современного арабского хоррора Ахмеда Халеда Тауфика.
Понравился главный герой. Рефат Измаил (Амин) – интеллигентный мужичонка изрядно среднего возраста. Погруженный в себя мизантроп, стеснительный скептик, сопровождающий происходящее ироничным закадровым монологом. Фанат законов Мерфи, установивший для себя целый ряд правил/законов Рефата. До сих пор неженатый, хотя усилиями старшей сестры обрученный с младшей кузиной (никаких проблем в браке с двоюродными родственниками, судя по всему в Египте нет). Не говорящий то, что думает. Опасающийся чрезмерного сближения с людьми. Считающий себя не слишком везучим человеком, снабженный рядом запоминающихся черточек типа нелюбви к кардамону. Очень много курящий, считающий свою преподавательскую работу не слишком нужной. В наличии детские флеши, связанные, правда, лишь с крайне настырным привидением. Измаил – сторонник научного подхода к жизни, считающий свои видения сверхъестественного — играми разума. Поначалу упорно отвергающий мистическую сторону бытия и суеверия. Вынужденный со временем признать свою неправоту в этом вопросе. И даже стать спасителем мира.
Отдельное спасибо за развитие образа. После ряда перипетий Рефат изрядно меняется. Еще больше закрываясь от окружающих, подвергаясь чувству вины и боязни за близких. Запускает себя, пытаясь найти решение одной непростой проблемы. Даже юмор становится более висельным, а общее ощущение от последних серий – депрессивным.
К доктору в большинстве серий прилагается экс-сокурсница по шотландскому универу и его первая любовь Мэгги (Джаммаль ). Она же служит мотиватором и эдаким психологическим зеркалом, раскрывающим для Доктора некоторые скрываемые от самого себя особенности.
Мистика на фоне главного героя смотрится бледновато и для западного зрителя наивно. Бюджетность проекта вистов не добавляет. Нас ждет магистральная линия с появляющимся в каждой серии мистическим антагонистом, и «монстры недели» — потусторонние проблемы, встающие перед героем, в каждой 40-минутке свои. Стоит отметить вялые попытки постановщиков дать мистике местный колорит. Правда, порой этот колорит смотрится робким стремлением припасть к славе Индианы.
Хватает у проекта и сценарных косяков. То власти проигнорируют чересчур вольное обращение с национальным достоянием. То герои проведут чуть ли не полнедели в пустыне с одним полупустым городским рюкзачком. То создатели сериала зажуют окончание локальной арки.
Однако благодаря небольшому количеству серия (6 штук по 40 минут), главной актерской работе и четко выдерживаемой стратегической линии (ощущается приличная литературная основа), смотрится Paranormal нормально. Как колоритный кусочек странно приправленного заморского лакомства для любителей жанра — пойдет.
Эрго. Мистический проект с египетским антуражем и приятным протагонистом. Аж никак не шедевр, но посмотреть можно.
Режиссер: Маджид Аль Ансари, Амр Салама
В ролях: Ахмед Амин, Рим Абд Эль Кадер, Самма Ибрагим, Разан Джаммаль, Айя Самаха, Рошди Эльшами, Адам Вахдан, Ахмед Даш, Карим Эль Хаким
Возвращение к истокам, или Промежуточные ксеноморфы/Между первой и второй…
2142 год. Далекий космос. Жизнь обитателей горнодобывающей колонии в созвездии Сетки никто не назвал легкой. Изнурительный труд, эпидемии, высокая смертность. Неудивительно, что Рэйн с друзьями схватились за первый же подвернувшийся шанс сбежать из этого «гостеприимного» места.
Заброшенная станция на орбите, где, похоже, имеются криокапсулы для долгого перелета за несколько световых лет (благо, какой-никакой звездолет у ребят неясно откуда завелся).
Кто же знал, что кроме вожделенных камер, на борту станции компанию ожидают гораздо менее приятные вещи.
Серия «Чужих», начатая Ридли Скоттом в затертом 1979 году, стала одной из известнейших франшиз космических ужасов, подарив нам 6 фильмов (не считая Чужих против Хищников), включая относительно недавнего Прометея и Завет.
И вот пришло время для седьмой ленты. Хронологически она расположилась промеж первой и второй частями франшизы (что несколько нивелирует все достижения ГГ), и являет собой, как и картина 79-го, классический ужастик в замкнутом пространстве. Снятый с прицелом на молодежную аудиторию.
Как жанровое кино смотрится Romulus недурно, но на всю голову вторично и жутко затянуто (два часа для камерного хоррора – невообразимо раздутый хронометраж).
Сверстан фильм по канонам и заветам великих. Группа подростков, без особых индивидуальных черт, среди которых пунктирно намечены внутренние конфликты. Непременный андроид. Громада станции, по которой так удобно бродить (привет Горизонту) и бегать туда-сюда от Чужих. Первое заражение. Глупые решения некоторых из недорослей. Долгие вылупления ксеноморфов. Спасения в последний момент, которые заменяются поочередной гибелью членов команды (выжившего можно предположить с 90-процентной вероятностью). Не оставят зрителя без элементов боевика (экивок второй части франшизы), ходов из компьютерных игр и классической сцены дамы лицом к лицу с тварью. Добавлены временные ограничения и любопытные финты, типа битвы и кислоты в невесомости.
Отдельное спасибо за съемки в космосе, и шахтерскую планету с ее супердепрессивным настроем: серое затянутое вечными тучами небо, подсвеченное частыми молниями, не позволяющее увидеть местное светило. Кольцо из астероидов, играющее важную роль в сюжете. Даже захотелось узнать об этом небесном теле поболе (а вот обитать тут – ни за какие коврижки).
Герои делятся на духовную наследницу Рипли в исполнении Кейли Спэни и ее подтанцовку. Рэйн понравилась. Тендитная девушка, поначалу не выказывающая качеств сильной личности, кроме разве что заботы о «брате». В процессе проявляющая и доброту, и стержень, и смекалку с наблюдательностью. И с автоматом наперевес старающуюся не уступить самой известной борцице с Чужими. Да и везение с ней.
Из подтанцовки экстерьером запоминается Тайлер (Рено ). Кроме него в наличии трепетная лань, братец-свинья (этого хотя бы отличительной чертой нелюбви к синтетам наделили) и японка-пилот. Массовка, которой полагается красиво (или не очень) умирать, демонстрируя убийственность ксеноморфов.
А где же андроид? Спросите вы. А это тот самый «брат» Энди – бракованный синтетический человек, некогда подобранный на свалке отцом ГГ. С Энди ситуация двойственная. С одной стороны — небезынтересна трансформация из поломанного андроида-аутиста, отличающегося лишь бородатыми анекдотами, в логичную машину, ведомую высшей целью. С другой – ни в одной из ипостасей Дэвид Джонсон, играющий Энди, не особо впечатлил. Аутист вышел стандартно никаким. Второе воплощение сильно лишь контрастным восприятием, которое быстро проходит. С андроидами «Ромулу» не повезло, искусственный человек изрядно уступает предкам из ранних частей серии.
Хотя дает возможность постановщикам поговорить о вреде расизма и презрительном отношении людей к ИИ. «Меньшем зле» и его влиянии на будущее. Сюда же можно подвязать и непременную для «Чужих» злодейскую корпорацию с комплексом бога и влажными эволюционными грезами, воплощенную андроидом с лицом Эша (а точнее паршиво нарисованным обликом Холма).
Не обошлось без нелогичных возвращений в пасть смерти (ну ладно-ладно, как же его оставишь). Напряженных хоррорных моментов (хоть скримеров завезли немного, и то хлеб) с ожиданиями нападений из-за каждого угла. Нетривиальных задач по преодолению препятствия (дорогой, где ты был? Бегал! А почему не вспотел?!). Новеньких тварюшек, которых мы еще увидим, если «Чужие» внезапно не закончатся (что вряд ли).
Эрго. Трепетно-уважительно-шаблонное топтание по плечам гигантов. В целом «зачет», подсократить бы чуток, стало бы еще баще.
Режиссер: Федерико Альварес
В ролях: Кэйли Спэни, Изабела Мерсед, Арчи Рено, Дэвид Джонссон Фрэй, Айлин У, Спайк Ферн
Товарищи по несчастью, или Приключения под облаками
Экипаж летающего корабля «Кэтти Джей» не брезговал никакой работенкой. Контрабанда, торговля всем, чем придется, поставки на черный рынок. Пиратство.
Но всегда по маленькой, не особо высовываясь, не пытаясь урвать кусок больше пасти.
До того дня, когда капитану Дариану Фрею сделали предложение, от которого практически невозможно отказаться. Взять на абордаж невооруженный грузовик со слабым прикрытием, доставить заказчику ящик с драгоценными камнями и получить за это огромную сумму, позволяющую уйти на заслуженный отдых.
Капитан берется за работу, однако дело идет не так, как хотелось бы Фрею и его команде.
Отныне они одни из самых разыскиваемых людей в мире, и все меньше остается мест, где можно спрятаться от ищеек.
А значит, пора разобраться, что было не так с предложенной работой, и кто подставил экипаж «Кэтти Джей».
Роман, наравне с Крыльями, Левиафаном , Герметиконом и Пылью приходящий в голову, когда заходит речь о летающих кораблях. Приключение со спорными героями, далеко не сразу раскрывающее свои прелести.
Начинается роман как сумбурный, сбивчивый рассказ о не слишком симпатичной компании неудачников, не дружащих с законом. Обман, продажа некачественного товара (из-за чего, между прочим, гибнут люди), пиратство, убийства. И если поначалу страдают такие же криминальные элементы, в определенный момент экипаж становится виновниками смертей невинных.
Сами по себе персонажи также не вызывают особого участия. Один — алкаш, другой – дурак, третий – бабник, четвертый — мизантроп. Отношения между ними прохладные – никакого командного чувства, «один за всех», общих интересов. Исключительно понимание, что им некуда больше идти, все они бегут от чего-то, что они не спаянный экипаж, а группа махровых лузеров, товарищи по несчастью. Та еще компания.
И лишь по истечении примерно четверти романа начинает вырисовываться авторский замысел.
Крис решил показать, как в такой не слишком располагающей атмосфере может зародиться крепкое товарищество. Как появляются профессиональные, сработавшиеся команды. Как людям приходит понимание, что друзья это не просто собутыльники, и не те, с кем можно вдоволь потрепать языком, а те, кто находится рядом в нужный момент, подставляет плечо помощи, прикрывает (пускай невольно, заботясь в первую очередь о себе любимом) от беды, даже если они безалаберные балбесы, парвеню и алконавты. Утилитарно? Зато действенно.
Познакомимся поближе с экипажем «Кэтти Джей».
Капитан Дариан Фрей. Знатный бабник, успевший собрать немалую коллекцию девичьих сердец (некоторые экспонаты этой коллекции ему еще аукнутся). Искренне влюбленный лишь в свою ненаглядную Кэтти. К своему 30-летию начинающий задумываться над приближающейся старостью. Авантюрист и мошенник. Азартный картежник, достигший в этом деле некоторого мастерства. Так себе лидер, не самый умный парень на свете, допускающий массу ошибок в планировании своей криминальной деятельности.
Грайзер Крейк. Некогда юноша, вращавшийся в самых что ни на есть аристократических кругах. Избравший путь служения Искусству, ставший демонистом: человеком, использующим демонов в своих интересах. Хранящий жуткую тайну, сломавшую ему жизнь. Усиливший команду натуральным бронированным големом.
Джезибет Кайт, любящая имя Джез. Отличный штурман, дочь отца-судостроителя, великолепно разбирающаяся в летающих судах, способная управлять всем, что хоть как-то держится в воздухе. В ее жизни без роковой тайны также не обойдется.
Малвери — доктор, высокий массивный жердяй-обжора и алкоголик (заложить за воротник не дураки все члены экипажа, кроме Джез). Некогда уважаемый член гильдии докторов. Тайна? А как же!
Двое пилотов файтеров сопровождения — Аррис Пинн и Джандрю Харкинс. Аррис – юнец с не особо привлекательным лицом, безбашенный летчик, не задумывающийся о смерти. Еще и по причине слабого интеллекта. Джанжрю – ветеран войн, человек, живущий лишь в кабине истребителя, простак, опасающийся и не любящий людей.
А есть еще и таинственный механик муртианин Сило, о котором долгое время у нас информации с гулькин нос.
Автор старается обеспечить каждого из персонажей минутой славы и шлейфом роли, посвящая хотя бы пару страниц рассказам о внутреннем мире, психологии и стремлениях героев. Приятно.
Как приключение «Водопады» на уровне, хотя скроено по стандартным шаблонам. Криминальные разборки смешиваются с политическими интригами и борьбой за власть. Перестрелки с контрабандистами сменяются воздушными дуэлями файтеров и погонями (в основном за кораблем наших протагонистов), увенчиваясь финальным массовым сражением боевых судов. Любовные шашни, влекущие за собой серьезные последствия, соперничают по силе воздействия на сюжет с прошлыми грехами героев. Жутко опасные для полета места скрывают за собой натуральный город корсаров, эдакую Тортугу. Пиратские легенды звучат вместе с рассказами об особенностях летающих кораблей. А местная версия покера радует нюансами в картах и правилах, подробно изложенных в приложениях.
Кстати о кораблях, которые становятся следующим приятным моментом книги. Это не летающие парусники, парящие на чем попало под небесными ветрами. Мы видим скорее нечто на основе дирижаблей – массивные громоздкие стальные цилиндры с небольшими крыльями (4 четырехкрылый корвет явный аналог 4-х мачтовика), реактивными движками, балластными цистерны с газом (выпустил – снизились, добавил — наоборот) и сердцем корабля – бронированными емкостями с аэрумом – газом, позволяющим держаться в воздухе. Тяжелая хрень получается, не спорю.
А есть еще и файтеры – юркие истребители сопровождения, вооруженные пулеметами.
Еще одной приманкой книги становятся демонисты – люди, способные посредством резонанса подчинять демонов и вселять их в разные предметы (о сущности здешних демонов информации почти нет). С их помощью можно гипнотизировать людей, оживлять человекоподобных слабоуязвимых големов, добавлять свойств оружию, делать из украшений рации (отбирая при этом жизненную энергию у заклинателя). Демонисты не слишком любимы в народе, занятие Искусством противозаконно (вплоть до виселицы), главным их оппонентом выступают приверженцы Всеобщей Души — любопытной церковно-духовной организации, приобретающей все больше влияния. Считающей, что во Вселенной присутствует некая Сущность (та самая Душа), делающая планету живой и разумной (где-то тихонько улыбнулся некий Айзек). Вдобавок способной отвечать на вопросы своих последователей через истолкование знаков (правда, весьма путано).
Информацией о мире писатель поначалу делится неохотно. Лишь ближе к экватору мы узнаем, отчего столь популярны летающие корабли (особенности рельефа Вардии: слишком много гор, наземный транспорт крайне неудобно использовать). О политической устройстве этой земли (Коалиция герцогств, сменившая монархический строй и уже полтора столетия находящаяся под властью одной династии). О ее неуживчивых соседях саммайцах, довлеющих над другими расами (даккадийцами и муртианами) своей державы. О двух жесточайших аэрумных войнах.
Мило, но пунктирно, можно было бы эту информацию выдавать пощедрее.
О нюансах.
Язык у романа не блещет, хватает корявых мест. Судя по всему, переводчик тоже добавил в блюдо остроты.
Темп — неровный. Вялое начало сменяется напряженными, динамичными сценами, роковыми тайнами, развитием героев. Затем следует провал, буквально клонящий в сон, выбраться из которого автору (и читателям) удается с большим трудом.
Эрго. Приятное, хотя далеко небезгрешное приключение с недружелюбным началом, которое можно перетерпеть. В целом, ожидалось большего.
Развращение властью, или Великий Манипулятор за работой
Галадриэль встретилась лицом к лицу со своим сокровенным врагом. Вместо цветущих Южных земель зияет рана безжизненного Мордора, в которой копошатся легионы орков. В Казад-думе беда. В Нуменоре к власти приходят гонители Верных. Эльфы бьются над проблемой угасания, собираясь покидать Средиземье. Пара полуросликов и Незнакомец бредут по свету в поисках ответов.
А в Эрегионе владыка Келебримбор по наущению старого друга Халбранда, сказавшегося посланцем Валлар, завершив три эльфийских кольца, принимается за работу над семью гномьими. А следом за девять людских. Ведь как утверждает Халбранд, именно кольца власти способны остановить тьму, накрывающую континент.
Первый сезон долгожданных The Rings of Power оставил крайне противоречивое впечатление. Великолепная картинка совмещалась с бредовостью многих сценарных ходов, преступной плавностью развития сюжета и местечковостью боев.
К сожалению, Кольца, как и их основной фентезийный соперник, не слишком усердно поработали над ошибками. Впрочем, есть и приятные моменты.
Сперва о грустном.
Создается упорное ощущение, что ребята-постановщики слабо понимают нюансы мира Толкиена. И даже если по форме сцена вроде не противоречит средиземским будням, по сути, и по духу выходит натуральный бред. Приколов, от которых у любого, кто вдумчиво читал Профессора, начнется гомерическое лошадиное ржание, нам подгонят выше крыши.
-Сау, толкающий вдохновляющие речи перед орками, нещадно критикующими своего вождя и участвующими в демократических выборах его темнейшего величества. Заодно в Цезаря поиграл. –Развоплощение Саурона у Толкиена было? И у нас будет! Темным эльфом Адаром (которого вроде как уконрапупил Халбранд в конце первого сезона?!!), совращенным лично Морготом и явно сбежавшим от Ниэнны разом с социально продвинутыми орками, предками служак Еськова. А что вы думали! Ирчи не просто бездумное зло, а гордый народ. Сюда же орчихи-мамы с немовлятами. Впрочем, в утверждениях о том, что не все орки сволочи, создатели The Rings of Power не первые и даже не десятые.
— Умилительная попытка озаботить зрителя судьбой Исильдура. А вдруг он до Войны последнего союза не доживет?
-Милитари-эльфы бодро и радостно марширующие строем в красивеньких одинаковых доспехах под лающие команды предводителей.
-Фаразон, дурящий Манвэ в лице его орла.
-Бомбадил активно продвигающий мотивационные речи для белошвеек, пардон несмышленых истари. Ах да! Фансервиса для токиенутых обеспечат выше крыши. Тут вам и упорно игнорируемый Джексоном Том. И умертвия, смахивающие на тормознутых цепных зомби. И энты, посеявшие по дороге мудрость и набравшиеся ненависти похлеще гворнов. И Черный лес с мелкой шелобкой (или скорее с кем-то из ее потомков). И нажористый тролль. А чтобы показать, что мы и сами с усами – болотная тварь и морской змей в роли Фемиды.
-Дурин, сокрушающийся о том, что отец может послать против него гномью армию. При том, что у тангаров весь народ и есть армия.
-Концепция победы над Сауроном с помощью совместных действий, внимание!: короны Моргота, трех эльфийских колец, объединенных сил орков и эльфов!!! Все же трава у сценаристов Колец забористая, не отнять.
-Мутноватый Темный волшебник, один из исстари, отбирающий хлеб у Саурона. Ну зачем преумножать сущности сверх меры? Или вам юность Сарумана захотелось показать неудержимо?
-Доставший до печенок «командующий», которым величают всех направо и налево.
-Таящаяся в кольцах «дьявольщина». Ну нету в Средиземья такого персонажа! Совсем нету!
-И на лингвистическую закуску — «Зло преисполненное злобы» — кто бы мог подумать!
Действие по-прежнему развивается в черепашьем темпе, прыгая между несколькими линиями: эльфы Линдона, гномы, хоббиты, Нуменор, Арандир из Зеленолесья, явно позднее обучавший Леголаса боевым трюкам (ладно-ладно, пани Галка тоже не промах) с будущим назгулом. Второй сезон подарит немало времени Эрегиону с Келебримбором, о котором позднее (самая, пожалуй, «вкусная» линия сериала с искушением, падением, осознанием и преодолением). Из боевки до седьмой серии пара коротких сцен эльфьего паркура. Хоть в предпоследнем эпизоде разговелись, и то хлеб. Что приятно, часть линий успешно удерживают зрительское внимание. Пасут задних арки Нуменора и невысокликов – скучновато, невзирая на магию и колорит здешней Атлантиды.
Постепенно переходим к достоинствам проекта.
Картинка, как и прежде – блеск (несмотря на бегство съемочной группы из нашей любимой Новой Зеландии). Эльфийские земли, полные красок и жизни. Напыщенный Нуменор с тягой к пафосу и гигантомании. Колосальная Мория. Палящая пустыня Рун. Панорамы красот, навевающие немедленное желание оказаться там как можно скорее. Да и удачные игры с картой, регулярно превращающейся в реальные места, не утратили своей привлекательности.
К актерам отношение уже более попущенное, чем в первом сезоне: к неординарным трактовкам образов потихоньку привыкаешь. Тем паче среди них активно засияла натуральная жемчужина.
И это товарищ Саурон (Викерз). В облике Аннатара Сау прям хорош. Благостный эльфийский вид. Бьющая по глазам харизма. Вкрадчивые повадки. Уважительная, обходительная речь. Снисходительная, всепонимающая улыбка. Манипуляции 88 левела, когда Гортхауэр находит практически ко всем собеседникам ключик, вскрывающий их потаенные желания и стремления. Обращая их, безусловно, в свою пользу. Великий обманщик и софист, играющий словами, как опавшими листьями. А еще он в сериале знатный правдолюб, не нарушающий клятв (правда, формулирующий их весьма изощренным образом) и шикарный мастер иллюзий, способный создать фату моргану высочайшего класса.
Галадриэль сверкает очами, потихоньку все же начиная пользоваться тем, чем отличалась у Толкиена – мозгами.
Эльронд , стыдливо утверждая, что он, дескать, не политик, приобретает еще больше влияния на события. А еще сын Эарендиля взял на себя неблагодарную ношу борьбы с эльфийскими кольцами, высказывая читерские, пардон, пророческие мысли.
Дурин, вместе с одноименным папашей, отдуваются за гномий род, сверкая горделивым упрямством и проницательной хитростью. Заодно на примере короля нам покажут действие гномьего кольца, дающего огромную власть, которая напрочь развращает, даруя ощущение непогрешимости, циклопическое самомнение и некислую жадность.
Диси – лучшая на данный момент версия гномьей женщины (вариантов, правда, не густо), проявляет себя в роли заклинательницы камня, а также своеобразной Кассандры.
Бронвин слили самым безобразным образом. Арондир с Тео почти не отсвечивают. Исильдур предается романтическим томлениям. Развернулся Келебримор, начинающий с типажа «наивного ученого», позднее демонстрирующий нам тлетворную гордыню творца (сильно хоцца Феанора посрамить), и деградацию под влиянием Сау. Незнакомец играет в юного падована, встретившего мастера-джедая. Девчонки-полурослики вроде и получают немало экранного времени, но радуют поменьше, чем в первом сезоне.
Эрго. Продолжение целиком в стиле первого сезона, изменений не ждите. Все достоинства проекта на месте. Недостатки, впрочем, тоже.
Режиссер: Хуан Антонио Байона, Уэйн Йип, Шарлотта Брандстром
Фэйри Изумрудного острова, или Знамена феминизма 10 века
10 век. Ирландия. На Изумрудном острове идет нормальная средневековая жизнь. Еще не ушли в прошлое конфликты между норманнами и аборигенами острова. Горят монастыри и деревни, льется кровь, умирают люди. Викинги чередуют грабежи с торговлей, ведь многие уже сменили на груди молот Тора на христианский крест. Властители многочисленных королевств норовят отгрызть кусочек земли у соседа, с вожделением посматривая на головной убор Верховного короля. Женщины вовсю манипулируют мужчинами, те традиционно пытаются поддаться всем пагубным страстям одновременно.
Но кроме людского населения, есть у Ирландии и иные обитатели, ведущие свою тысячелетнюю войну. Потомки Туата Де Дананн и фоморов, те, кому подвластно волшебство и могучие артефакты. Фоморы проиграли и повержены, но до конца ли?
Две женщины: из Потомков богини Дану, и племени ее извечных врагов. Одна жаждет дублинский трон для сына и верховную корону для брата – последнего из фоморов. Вторая – хотела лишь покоя и тихой жизни для сестры. Но воля Совета Потомков решила иначе, бросив ее в омут королевского двора, в окружение того, кто готовится вступить в схватку за Верховную корону.
Их интересы непременно пересекутся, повлияв на судьбы двух волшебных народов. И кто в результате одержит верх, не ведомо никому, кроме богов. А может и тем тоже.
Любопытное национальное фентези, приятное, но не без помарок. Перед нами две линии, которые долго не сходятся напрямую, но переплетены слухами, знакомыми именами, действиями, влияющими на всю Ирландию. Не обойдется без хронопрыжков, порой на пяток лет («Джонни, сделай монтаж»). Долгоживущие народы, что с них взять.
Главных героинь, как вы уже поняли, двое. Центральные женские персонажи с описанием от первого лица, становятся одним из главных достоинств романа.
Гормлат – дама с фоморской кровью. Женщина ослепительной красоты, лишь недавно избавившаяся от старика-козла-мужа. Ведомая одной единственной страстью – любовью к сыну, ради которого Гормлат готова на все. Не такая уж распространенная практика среди потомков волшебных народов, которые чаще всего воспринимают своих смертных детей как бабочек-однодневок, либо в лучшем случае, как фигуры в шахматной партии. Абсолютно безжалостная особа (материнские гены), в критических ситуациях не моргнув глазом способная на убийство своими руками. А уж тем паче на опосредованное участие в массовом лишении других жизни. Но обычно предпочитающая действовать более тонкими методами. «Хитра и изворотлива», шикарная интриганка, плетущая крепкую, долгоиграющую паутину козней, использующая манипуляции, психологию, знание реакций, желаний и слабостей других людей, их алчность, гордыню, жажду власти. Обладающая недурным актерским даром и стратегическим мышлением, лишь изредка затмеваемым страхом за сыночка. Живет на свете 40 годочков, сохраняя красоту и молодость (срок жизни здешних «фейри» до трех сотен лет). Уже понимает необходимость смены места обитания («выходи замуж, рожай, прячься»), но не хочет другой личности, очередного замужества и расставания с сыном. А придется — ведь потомки Туата Де Дананн находят своих врагов собирая информацию о людях, которые слишком долго не стареют.
Имеет брата по имени Малморда (да, вот такое вот говорящее имя, у! Морда!) – тоже знатный интриган (и он не последний в книге знаток козней, вспомним хотя бы Олафа), жаждущего захватить власть над страной и уничтожить, наконец, наследников богини Дану.
Фоула – представительница Туата Де Дананн. Несмотря на 105 годочков жизни, сохранила клиническую наивность и доброе сердце. Не очень любит общество, предпочитая отшельничать. Крепко накрепко привязана к сестре, не шибко уважающей законы Потомков. Целительница, способная с помощью дара излечить практически любую хворь. Но и без магии проявляющая себе знающим и талантливым лекарем. Также имеет в качестве мотиватора смертное дитя. В этом случае уже умершее. До сих пор хранит в сердце скорбь по недавно покинувшей этот мир дочери. Эта скорбь частенько оказывает влияние на ее действия. Не выносит жестокости, крайне негативно воспринимает людей, наносящих вред другим.
Обе барышни паршиво относятся к мужикам и могут служить знаменами воинствующего феминизма. Пускай выражаются его появления по-разному. Одна дама считает «сильный пол» — тупыми оглашенными самцами, требующими узды манипуляций, направления и изящного контроля. Другая – жаждущими крови животными, от которых стоит держаться подальше. Женского пренебрежительно-спесиво-манипулятивного отношения к мужикам нам отсыплют сполна. Использовать мужчин, ненавидя при этом, или относиться как к орудию – нормальное явление.
За кого болеет автор, понятно практически с первых страниц, что несколько снижает впечатление от книги. Фоморы, потомки короля Балора (эх, как с ними Дрезден ратоборствовал) в романе – натуральные исчадия зла: коварные, хитрые, безжалостные, готовые для достижения целей развязать массовую бойню. Эдакие ситхи, благо ко времени, описываемом в книге, их осталось ровно две штуки. Туата Де Дананн, напротив, аналог джедаев: пекутся о мире и благоденствии, помогают людям, стараются избежать лишних контактов. Лишь со временем проявляются определенные нюансы, несколько раскрашивающие эту черно-белую картину мира.
Здешние «фейри» не похожи на привычный английский «волшебный народ». Они поголовно полукровки. Не отличаются от людей ничем кроме долголетия и владения даром. Фоморы используют «волшебный огонь». Магия Туата Де Дананн более разнообразна, находится в ведении друидов, ведьм, арфистов, целителей, пророчиц, воинов и оружейников (не спрашивайте, чем последние отличаются друг от друга). Близко познакомимся мы далеко не со всеми видами колдовства. Заявлены также сокровища, как-то камень, дарующий бессмертие, котел, меч и копье, бьющее без промаха. Опять же, почему такой акцент на воинскую снарягу?
Фоморы активно прячутся, и вообще считаются уничтоженными. Потомки Дану обитают в крепости, скрытой заклятиями от глаз смертных. И тусят «под прикрытием» в людских монастырях, собирая информацию о возможных войнах и прочих аспектах высокой политики по-ирландски. При этом уже 60 лет избегают вмешательства в оную, после принятии новых законов, прямо запрещающих участие в делах смертных, вплоть до запрета сексуальных связей с короткоживущими. Это после того, как долгие столетия волшебный народ активно влазил в их «разборки», дрался между собой в войнах смертных. Ведь над Потомками тоже властны алчность и похоть. Кстати, Потомок может стать смертным и лишиться дара, пронзив сердце определенным кинжалом.
Стоит отметить:
-Мораль книги, вопрошающую, а точно ли стоит мести всех людей под одну гребенку, опираясь на пол, расу или племенную принадлежность? К примеру, все ли мужчины – злодеи? Или имеет смысл подходить с индивидуальным мерилом, и в любой группе будут как хорошие, так и дурные ее представители? И что насчет воспитания, способного создать хорошего, доброго человека, главное чтобы наставник был соответствующим?
-Жестокость времени, с его привычным средневековым зверством, когда никто не боится замарать рук. Войны, уносящие жизни молодых и зрелых. Паршивая медицина. Гибель невинных женщин и детей. Коварные убийства противников. Жизнь не сахар.
-Историчность книги. В романе фигурируют абсолютно реальные исторические личности, некоторые достаточно известные. Обратите внимание хотя бы на знакового для Изумрудного острова короля Бриана Бору или Олафа Трюггвасона, засветившегося при дворе Владимира Святославича.
А вот антуража 10 века мне оказалось недостаточно. Да, есть пара красивых моментов, как-то спор о погребальном обряде викинга, принявшего христианство, особенности дублинского правосудия, или «вдовья доля», становящаяся одним из сюжетообразующих факторов политики. Но хотелось бы большего.
Из любопытного: Открывающий книгу перечень действующих лиц. Дело даже не в куче имен с подробным указанием родственных связей, это нормальная практика. А вот указание покойников как полноценных героев – удивило. Позднее этот прием становится понятным: покойные родственники влияют на действия живых плотно и непосредственно. Причем отнюдь не явлением «привида батька Гамлета в брудному простирадли», а воспоминаниями, сожалениями, незаконченными делами, связанными с отправившимися в лучший мир.
Порадовала «Верховная виночерпица». Фух, это все же не о «побухать», а вид магии, способной
осушать реки и лишать врагов воды во время пути. Ну, тогда ладно.
Эрго. Приятное ирландское фентези с сильными женскими персонажами, крепкой исторической основой и местными «фэйри». А вот акценты можно было расставлять не так заметно, да и антуража эпохи не жалеть.