Хроники Вечного Города, или Аве, Цезарь, друг сердечный, заходи, давно заждались
50-е годы до н. э. Гай Юлий Цезарь (Хайндс), победоносно завершивший восьмилетнюю галльскую войну, готовится к возвращению в Вечный город. В Риме неспокойно. Интригуют сенаторы, собирающиеся привлечь Цезаря к суду. Сомневается и раздумывает Гней Помпей Великий (Крэнем), подзуживаемый врагами Гая Юлия. В воздухе пахнет гражданской войной.
Готовится к возвращению домой и центурион 13 легиона Луций Ворен (Маккидд). Он истинный республиканец и не может даже помыслить о вторжении в Вечный город с оружием. Все что ему хочется — вновь обнять жену, дочерей и заняться каким-нибудь мирным ремеслом.
А вот его подчиненному, легионеру Титу Пуллону (Стивенсон) плевать на республику. Ему абсолютно все равно кто будет у власти в столице. Лишь бы звякали в кармане сестерции, рекой лилось вино, да крутились вокруг продажные девки.
Но ни тот ни другой пока не знают, что они, да и вся республика, стоят на пороге судьбоносных событий, которые навсегда изменят судьбу Рима.
Слава одного из самых исторически достоверных сериалов за всю историю. Бюджет более $100 лимонов. Куча хвалебных отзывов. Взглянем поближе на этот славный проект?
Фактически с первых кадров «Рим» делает серьезную заявку на победу, показывая битву 13-го легиона с галлами. Это не «Гладиатор», где с начала сражения смешиваются в кучу кони-люди. Не «Спартак», где летают одинокие гладиаторы в слоу-мо, падая с небес на не менее одиноких легионеров. Тут все по-взрослому. Строй когорты, стена щитов, центурион, свистком меняющий ряды бойцов, давая возможность отдохнуть уставшим и переводя вперед свежих воинов.
Потом галльская война заканчивается, и постепенно мы понимаем, что сериал вовсе не о Цезаре с Помпеем. Точнее о них тоже, но в первую очередь он о двух удачливых легионерах. Представляете? Нам покажут не только высшую знать республики. Не только консулов и патрициев. Не только сенат и судьбоносные моменты истории. То чему уделяют внимание 99.9 процентов исторических кино и телефильмов. Нам покажут жизнь среднего класса Вечного города. За одно это сериал достоин самых искренних и теплых слов. А если учесть, что неподалеку от современного Рима был сооружен огромный кусок древнего Вечного города с множеством декораций, становится понятно большинство восторгов по поводу этого проекта.
Перед нами как на ладони раскроют обычную жизнь Рима. Быт и семейные отношения стандартного центуриона. Его дом, жену и детей, непререкаемое влияние на чад и домочадцев, традиции встречи мужа с войны и его обхаживание при возвращении. Пиры с соседями и процесс сватовства к его 13-летней дочери (между прочим, самый возраст для замужества). Удалое веселье и громкие ссоры. Вездесущих собак, шляющихся по улицам в огромных количествах и еще более вездесущих крыс. Глашатая на форуме – аналог будущего новостного интернета. Лупанарии и дворцы. Центральные площади и невольничьи рынки. Самые отъявленные трущобы и даже глубины канализационных тоннелей. Криминалитет Вечного Города. Работу лекаря и торговца на дому. Влияние женщин на мир мужчин. Древнеримскую терминологию, все эти примпилы, трибы, трибуны и сестерции. Мы воочию увидим, насколько малой была ценность жизни в то время. Как создавались благоприятные знамения, и как велась политика республики. Насколько мало внимания обращали римляне на рабов (к примеру, во время жаркой ночи в спальне обязательно присутствует рабыня, подающая хозяйке чашу сразу после оргазма). Мы очутимся в шатрах противников при подготовке к решающей битве между Цезарем и Помпеем (жаль, само сражение останется за кадром). Окунемся в религиозные обряды древних римлян на все случаи жизни от рождения ребенка, благословления воина, уходящего на битву до похоронных церемоний. И даже познакомимся с системой проклятий, бытующих в Вечном городе. Настолько атмосферного и антуражного проекта с головой погружающего нас в первое столетие до нашей эры я действительно не припомню. Однозначные бравушки!
Понятное дело в сериале хватает условностей и кинематографических допущений. Все реальные интриги, сопровождающие начало конфликта, переданы буквально в двух словах и крайне схематично. Изучать историю гражданской войны Цезаря с Помпеем по «Риму» также не стоит, событий, битв, маневров в реальности было на порядки больше, чем нам показали. Постановщики очень многое пропустили, а кое-что совместили, сделав волшебный монтаж. А кое в чем попросту ошиблись, как например, в словах Цезаря на тему религии, мол, он воин, а религиозные отправления оставляет жрецам. Все бы хорошо, только Гай Юлий на тот момент самолично являлся великим понтификом, то бишь самым что ни на есть главным товарищем по общению с богами.
Дополнительных вистов сериалу добавляют персонажи, которые не показаны навеки застывшими функциями, а наоборот живыми, постоянно меняющимися и развивающимися людьми.
Цезарь (Киаран Хайндс) – умный, властный, истинный лидер, при этом подверженный людским слабостям, типа болезненной привязанности к определенным людям (и ты Брут!), либо нежеланию отрываться от любимой женщины и тащиться куда то гонять Помпея.
Помпей (Кеннтет Крэнем) – уставший, старый, утративший задор и почивающий на лаврах.
Марк Антоний (Джеймс Пьюрфой) – наглый, харизматичный, обаятельный, гордый, самоуверенный – настоящий римлянин.
Атия (Полли Уокер) – интриганка, дергающая за ниточки весь Рим, натуральная влиятельная матрона, ни в грош не ставящая никого на свете, использующая людей направо и налево, манипулирующая семьей, друзьями, врагами, да всеми кто попадется под руку.
Сервилия (Линдси Дункан) – любовница Цезаря, превратившаяся в ангела мести для бывшего возлюбленного.
Октавиан (Макс Пиркис) – будущий император, юный гений, становящийся на наших глазах из книжного мальчика матерым волчарой.
Тит Пуллон (Рэй Стивенсон) – классический легионер-громила, недалекий, озабоченный лишь деньгами, выпивкой да бабами. Но при этом готовый на все ради друга, причем далеко не сразу ставшего таковым.
Луций Ворен (Кевин МакКидд) – истинный республиканец, всеми фибрами души противящийся тирании Цезаря, но не способный нарушить воинский долг верного солдата 13-го легиона. Апологет римской морали, классических республиканских ценностей. Прямолинейный, но не глупый. Вокруг него и супруги закручена весьма любопытная, практически детективная история. Луций и Тит работают в «Риме» эдаким сборным аналогом Форреста Гампа, людьми, присутствовавшими при многих ключевых событиях этого периода римской истории.
Кстати эти два протагониста абсолютно реальные люди, о которых писал Цезарь в «Записках о галльской войне», правда, в жизни они оба были центурионами, причем 11 а не 13 легиона.
Вдобавок на благодатном материале всех этих персонажей создатели сериала показывают нам нелегкий процесс смены республиканского строя тиранией, преимущества и недостатки той и другой форм правления, сомнения граждан Рима, их попытки помешать деспотизму, или наоборот воспользоваться его плодами. Размышляют о вопросах морали, этики. В общем, рисуют абсолютно жизненное, полное различных красок и полифонии полотно.
Эрго. Да, Цезарь изрядно идеализирован, Ворену и Пуллону нечеловечески везет, слишком многое пропущено или смонтировано. Но при всем этом Rome действительно оказывается одной из лучших исторических лент, как в сериальном, так и в формате большого кино.
Режиссер: Майкл Эптед, Аллен Коултер, Алан Пол, Стив Шилл, Тимоти Ван Паттен, Алан Тейлор, Джон Мэйбери
В ролях: Кевин МакКидд, Рэй Стивенсон, Полли Уокер, Керри Кондон, Киаран Хайндс, Джеймс Пьюрфой, Йен МакНайс, Линдси Дункан, Лидия Бионди, Тобайас Мензис, Дэвид Бамбер, Макс Пиркис, Ли Бордман, Кеннтет Крэнем
Остросоциальное фентези под дымами паропанка, или «И мыли этих феечек из трех садовых леечек…»: версия Маршака для взрослых
Семь лет назад завершилась великая война между Бургом и Пактом за контроль над богатствами Земли Фей. Бург проиграл, оставив местных крылатых и копытных созданий под владычеством своего врага. Созданий, всеми силами стремящихся выбраться с родины, ставшей для них смертельной ловушкой, и переселиться на земли Бурга. Пускай на положение второразрядных, ненавидимых местными жителями существ.
Бывший сержант армии Бурга, а ныне инспектор полиции Райкрофт Филестрейт (Блум), принимаясь за расследование серии убийств фей, не ожидал, что это дело приведет его к встрече с прошлым. Ко встрече с крылатой Виньет Стоунмосс (Делевинь) – потерянной и преданной им любовью.
И уж никак не предполагал, что эти преступления лишь предвестник ужасных событий, связанных с приходом жуткого Зла.
Carnival Row был, пожалуй, одним из самых ожидаемых фантастических телепроектов второй половины года. Что логично: фентезийные, викторианские, неонуарные детективы, где рядом с людьми обитают крылатые феи, рогатые фавны и прочие неординарные существа, на дороге не валяются.
«Карнивал», в основном, не подвел.
В первую очередь проект любопытен взаимодействием Человества и Нелюди (видов которой немало: крылатые феи, рогатые фавны, кентавры (рогов и копыт тут с избытком), оборотни, кобольды, гаруспики и еще масса всякого). Как несложно догадаться, благолепия эти самые отношения не обещают. Мало того, что гомо сапиенсы поступили с феями (общее название всех нелюдских существ) по продвинутому примеру белого человека в Америке. То бишь прибыли и начали делить меж собой новую землю, либо вообще не обращая внимания на аборигенов, либо используя их как англичане с французами индейцев: в качестве пушечного мяса, натравливая друг на друга и на противника. Это при условии того, что цивилизация фей гораздо древнее людской и отнюдь не находится на уровне первобытнообщинного строя, как те же краснокожие обитатели Америки.
Так вот, бойней на Земле Фей (в которой победило большее зло для пикси) гомо сапиенсы не утешились. С теми нелюдями, которые сбежали на землю проигравшего Бурга, человеки также поступили не лучшим образом. В цивилизованной республике иммигранты оказались в положении негров во все той же Америке. Не рабы конечно, но создания далеко не первого сорта. В лучшем случае – прислуга (и то не с очень давнего времени), в худшем неквалифицированные рабочие, получающие гораздо меньше денег, чем их людские коллеги. В самом худшем – шлюхи и криминалитет. Какое там право голоса, они и гражданами то не являются полноценными.
На этом фоне создатели проекта демонстрируют зрителю массу худших людских качеств, рассуждая вместе с ними о многих важных вопросах. О расизме высшей пробы и его тлетворном влиянии на человечьи души. Инаковости и отношении гомо сапиенсов к отличающимся от них разумным существам. Существам, действующим на нас как красная тряпка на быка. А если у них есть «плюшки» которых нет у нас, и вовсе «гасите свет, сливайте воду». Иммигрантах, их отношениях с местным населением. Причем речь даже не о культурных и религиозных отличиях (о рогах с копытами тоже сейчас говорить не будем), а о банальных и всемогущих финансовых конфликтах. Чем больше «понаехавших», тем больше претендентов на ваши исконные рабочие места. А они, вдобавок и стоят дешевле, чем аборигены. Вот такой оскал капитализма выходит. О терках между богатыми и бедняками. Идейный пласт у сериала оказался богатым, остросоциальным и вечно злободневным.
В основу проекта легла книга Трэвиса Бичема «Убийство на Карнивал Роу» (2005).
Атмосфера также не подвела. Город эдак наших 18-19 веков с элементами стимпанка, пересекаемый монорельсами, полный дымящихся труб, узеньких грязных улиц, запруженных толпами народа. То заливаемый дождями, то засыпаемый колючим снегом. Мужчины в непременных котелках, перчатках и с тростями. Дамы в пышных нарядах. То Фонографы, маузеры, пенни-фартинг велосипеды, различные кареты и фаэтоны. «Тихие» парламентские заседания и сборы простонародья с выступлениями агитаторов. Театр кобольдов и бордель пикси (оказывается секс с крылатым партнером способен принести массу незабываемых ощущений). Криминальная организация и религиозные обычаи фей. Забавные названия дней недели (как вам «гульнедельник» или «вредельник»? интересно, как в оригинале?). Антуражненько, спору нет.
Еще одним сильным местом сериала стали актерские работы.
Орландо Блум и его инспектор. Ветеран большой войны, полный тайн и загадок, навевающий воспоминания о Томми Шелби из «Острых козырьков/ Заточенных кепок» cумевший, в отличие от него, удержаться на стороне добра (кстати, город в котором происходит действие, вызывает немало ассоциаций с депрессивным Бирмингемом из этих самых Peaky Blinders). Суровый, целеустремленный мужик (да с эмоциями у него все очень скромно) переживший великую бойню, хлебнувший немало горя, совершивший массу вещей, которыми не приходится гордиться. Полюбивший иную и сделавший тяжелейший выбор для защиты своей любви. Допустивший массу ошибок, но сумевший сохранить человечность и понимание того, что все разумные равны, несмотря на наличие у них разных экзотических частей тела.
Кара Делевинь и ее Виньет. Кара, которая до этого проекта аж никак не убеждала, что сумеет оставить тяжелое модельное прошлое и проявить себя на лицедейском фронте, в Carnival Row показала, что актерский талант у нее все же имеется. Виньет — битая жизнью девица, потерявшая почти всех близких, родину и единственную любовь. Пытающаяся найти свое место в новом мире Бурга. Узнавшая о предательстве, озлобившаяся, погрузившаяся в мир криминала, контрабанды и убийств. Эмоциональная, женственная, страстная, ненавидящая, суровая, нежная. Делевинь достойно поддержала усилия своего партнера по главному актерскому тандему. Межрасовые отношения Фила и Виньет (которые нам показывают не только в настоящем, но и в почти часовом флеш-беке), то нейтральные, то полные любви, то притягательной ненависти, создают сюжетный стержень, на который нанизывается весь мир сериала.
Вдобавок глаз радуют не только главные протагонисты, но и некоторые второстепенные образы.
Как та же порывистая и такая живая Имоджен Спернроуз (Мерчант). Или Абсалом Брейкспир (Харрис), а особенно его жена Пайэти Брейкспир (Варма). Именно с этими персонажами связаны еще две линии проекта, открывающие нам мир «Карнивала» с других сторон.
Спернроуз отвечает за пару аристократов, близких к разорению и пытающихся найти выход из создавшейся ситуации. Причем отчаявшихся до такой степени, что решивших пойти на контакт с разбогатевшим фавном, стремящимся получить признание среди людской знати. Вечные сложности отношений старой аристократии и купцов-«скоробагатькив» в наилучшем виде.
Семейство Брейкспир продолжает погружение зрителя в болото высшее общество Бурга, показывая нам политические дрязги и крайне неприглядные методы, применяющиеся для борьбы с оппонентами. Пайэти прям умница, смотреть приятно.
Юное (относительно) поколение в лице Джоны и Софии также каши не испортило. Хотя великовозрастный сын канцера (годков 20-23 минимум) с которым обращаются как с туповатым недорослем лет 14 (не поздно наукам начинать учить в таком возрасте?), поначалу вызывал изрядный диссонанс.
Хватает в сериале секса и неаппетитных моментов, связанных с убийствами, расследуемыми инспектором.
Детективная линия, к сожалению, уступает остальным составляющим проекта. Первого злодея Фил и вовсе находит, походя практически за одну серию (почему без кепки?!). Ситуация со вторым поинтереснее, интрига с личностью Самого Главного Злодея держится подольше, но все равно читается, разве что побудительные мотивы главгада вскрываются не сразу. При этом инспектор проявляет себя отнюдь не Холмсом, а скорее удачливым Лестрейдом – как профессионал-полицейский Райкрофт Филестрейт не впечатляет (а это один из лучших!).
Спецэффектов немного, связаны они в основном с полетами фей и гримом фавнов. В основном нам подарят антуражные панорамы и атмосферное уличное столпотворение. Что тоже хлеб. Тем более подробностей жизни города, красивых костюмов, антуражных декораций нам отсыплют с лихвой.
Вопросов по логике событий, как всегда, хватает. Основное недоумение вызывают физические характеристики пикси, летающих на стрекозиных крыльях. Особенно если учесть, что более ничем они от людей не отличаются и легкими птичьими костями похвастать не могут. Это доказывает тот факт, что они способны иметь межрасовое потомство с человеками. Бог с относительно миниатюрной Виньет, а представляете 80-килограмового мужика, порхающего на четырех метровых прозрачных крылышках?
Также позабавили рефлексии протагонистов, начинающиеся сразу после совершения ими преступления, сопровождаемого выстрелом, шумом падения с высоты и прочим грохотом. Не хотите перенести выяснение отношений в другое место? А то вдруг коллеги набегут? Нет? Ну и ладно.
На этом фоне к действиям пикси, упорно убегающих ногами, но не пытающихся взлететь, и к робин-гудовской меткости солдат Пакта, поражающих несущиеся от них цели выстрелами в центр лба в полном тумана лесу, как-то даже придираться неловко.
Да и увлечение темными сценами, по печальному примеру последних сезонов «Игры престолов», несколько утомляет.
Но эти немногочисленные недостатки не в силах испортить хорошее впечатление от приятного мира Carnival Row.
Эрго. Приятный фентези-викторианский нуар с любопытным миром, крепкой и актуальной идейной подоплекой, неплохими актерскими работами. А вот детективную линию стоило бы сверстать поинтереснее. Да и логических дыр в сериале хватает. Но , в общем – зачет. Да! И мы, конечно же, ждем второй сезон.
Режиссер: Джон Эмиел, Анна Ферстер, Энди Годдард
В ролях: Орландо Блум, Кара Делевинь, Саймон Макберни, Тэмзин Мерчант, Дэвид Гяси, Эндрю Гауэр, Карла Кроум, Арти Фрушан, Индира Варма, Джаред Харрис, Джейми Харрис, Трэйси Уилкинсон, Мейв Дермоди, Анна Раст, Вадж Али, Кэролайн Форд, Марк Льюис Джонс, Лиэнн Бест, Эрион Бакаре, Брайан Каспе
Генерал Турин Мулагеш не собиралась возвращаться на службу. Отставка и никаких гвоздей. Хватит, пора отдохнуть от собственного бессилия и тщетных попыток что-то исправить. Однако в результате предложения, от которого сложно отказаться, Турин приходиться вновь окунуться в бурные воды континентальной политики.
И уже не в качестве губернатора, а в роли натурального шпиона.
Ведь мало того, что в городе Вуртьястан — некогда оплоте богини войны, найден загадочный металл с потрясающей электропроводимостью. Вдобавок пропал агент, посланный туда с целью выяснить природу таинственного материала. И, возможно, тут не обошлось без вмешательства существ, которые, как хотелось бы верить, все же мертвы.
Первая часть «Божественных городов» стала одним из самых интересных открытий 2017 года, подарив неординарный мир, приятного персонажа и качественную интригу. Продолжение цикла вышло не хуже, продолжив знакомить нас с городами Континента, лишившегося Богов.
Главной героиней продолжения назначен персонаж, с которым мы уже знакомы по дебютному роману. Железный полковник, а нынче генерал Турин Мулагеш. Она достойно подхватила эстафету у Ашары Комайд, занявшей пост премьер-министра Сайпура, и вышла не менее интересной и проработанной, чем ее предшественница.
Перед нами уже не бодрая и полная сил губернатор-вояка из «Города лестниц». Потеря руки серьезно сказалась на Турин. И медовый месяц с новым премьером долго не продлился. Однако характер остается характером, и глушить вино литрами, да постреливать из арбалета по местным идиотам Мулагеш быстро надоедает. И вот она снова в деле. Причем в образе, который раньше на себя не примеряла. Но как говорится, талантливые люди талантливы во всем. Работу агента Турин исполняет со всей ответственностью. И неплохим результатом. Одновременно автор раскрывает нам прошлое персонажа. Мы увидим, как появилась та ироничная, циничная, грубая, по-солдатски прямая Мулагеш, которую мы знаем. Поучаствуем в пресловутом Желтом походе, переломившем ход последней войны. Походе, о котором не принято вспоминать. Кровавом походе, чьим непосредственным участником была юный сержант Мулагеш.
Еще одним приятным моментом стало отсутствие романтических терзаний главной героини. Что с одной стороны логично: «я старый солдат, я не знаю слов любви», Турин аж никак не юная девочка, а старый профессиональный вояка, а с другой чертовски неожиданно: чтобы отыскать фентези без любовных линий, читателю надо постараться.
Сменилось и место действия книги. Престол мира остался далеко за горизонтом, и мы оказываемся в городе богини войны. Сперва кажется, что Вуртьястан выглядит бледнее, чем Мирград. Меньше ярких особенностей, меньше ощущения присутствия божеств, попросту меньше описаний города (особенно если учесть, что предместья и изрядная часть старого Вуртьястана под водой, от города немного осталось). Но затем понимаешь, что, наверное, это неизбежно – Престол мира такой один. А у города Вуртьи имеются свои любопытные особенности. Сейчас тут откровенный фронтир – местные племена воюющие друг с другом и сайпурцами, создают из Вуртьястана смесь Дикого Запада, колониальной Индии и Афганистана. Политические дрязги, ритуальные убийства, ссоры и угрозы. Веселенькое место.
Параллельно Роберт продолжает знакомить читателя со своим миром. Шлейф роли у локации «Городов» богатый и наполненный. Беннетт буквально парой фраз, несколькими мазками рисует картины, дополняющие, раскрывающие мир и погружающие нас в прошлое «Божественных городов». Тексты Паньюя. Мемуары из былых времен и воспоминания современников. Цитаты из божественных книг. Использование «литературных первоисточников» — умелый ход. Причем по хорошей традиции внимание автора уделяется не только Континенту, но и Сайпуру. Мы видим, что усилия Шары не приносят серьезного результата (хотя те же Светские уложения отменены) и ее планы о сотрудничестве с Континентом остаются во многом прожектами. В Сайпуре хватает тех, кто выступает против новых инициатив премьера. Ее работа по восстановлению Континента, мягко говоря, непопулярна. Нет уж, говоря они, пусть гнобители получат по-полной. Конфликты межрасовой психологии интересуют Беннетта по-прежнему.
Второй ключевой темой романа стала война, ее последствия для тел, разумов и душ. Все же не зря действие книги происходит в городе той, кто покровительствует всем сражениям и бойням мира.
Основная линия «Города» связана с таинственным, любящим электричество металлом, попытками разобраться в его природе (как минимум: он проводит электричество или генерирует электроэнергию?). И какие у него еще неожиданные свойства? Плюс очень скоро появляются новые стороны, заинтересованные в тинадеските.
Вплотную к этой теме прилегает детективная линия «Города клинков». Исчезнувший агент. Пропавшая взрывчатка. Таинственные убийцы. Кстати заметим, что уже вторую книгу активное участие в происходящем принимает мертвец. В первом томе это был Ефрем Паньюй, с его текстами, шикарно дополняющими историю мира, исследующими религию и образ жизни Континента (автор не лишит нас этих информативных врезок и во второй книге). Здесь это растворившийся в небытие агент Сумитра Чудри, по следам которой идет Мулагеш.
Интересна линия с развитием северян. Дрейлинги уже не те, что прежде. Пиратские королевства остались в прошлом, а на их месте выросли зубастые, продвинутые Соединенные Дрейлингские Штаты, стремящиеся войти в «клуб великих держав». Возникшие понятное дело не без участия Сигруда (он, кстати, станет главным протагонистом третьего тома трилогии) и его супруги, оказавшейся пробивной барышней. Причем в первой трети «Города клинков», неистового варвара, представляющего собой натуральный плод союза рояля в кустах и бога из машины, мы не увидим (да и потом его влияние на события поменьше, чем в первой книге). Что даже приятно. Пускай уж протагонистка для разнообразия попробует справиться с проблемами своими собственными силами, не опираясь на дружеское северное плечо. Но представителя семейства Харквальдссон автор нам обеспечит. Место папаши в дебюте заняла его дочь Сигню – главный инженер Южной Дрейлингской компании, возводящей гавань в Вуртьястане. Оказывается, до этого на Континенте был лишь один (!) международный незамерзающий порт. Как то не очень дальновидно.
Изначальные Боги вроде как окончательно мертвы (понятно, кроме одной), особенно после геройств Шары. Но без Древних, Небеснейших, Изначальных мы не останемся.
Нас ждут масса воспоминания о Вуртье и ее последователях, при этом другие Божества остаются за кадром. Но прошлое — это отнюдь не все. Ведь божественный слой реальности — он такой загадочный.
А вот анахронизмами, типа «теперь такое в тренде», автор злоупотребляет по-прежнему. Но то такое.
Да, структурная схема второго тома весьма похожа на схему дебютной книги трилогии. С неторопливым развитием, непременным «промежуточным боссом», вспышкой экшена после экватора, паузой перед ударным божественным финалом. Но «фича» это или «баг» — решать вам.
Эрго. Приятное продолжение одной из лучших фентези 2017-го. Крепкая протагонистка, продолжающий раскрываться перед нами интересный мир, качественная интрига. Разве что за структурный самоповтор можно Беннетту слегка попенять.
У истоков единой Англии, или Олдермен, спасший Уэссекс
9 век. Англия. Юный Утред (Дреймон), ребенок олдермена замка Беббанбург, ясно представлял свой дальнейший путь. Верный меч в руке, да слово отца, указующего, куда направить оружие.
Вот только даны, вторгнувшееся на земли Англии, видели его будущее по-другому.
И вот он уже пленник, а следом юноша, принятый в род одного из ярлов. И теперь подросшему Утреду, сыну двух народов, нужно отыскать свой путь в вихре кровавой борьбы между саксами и данами за владычество над туманным Альбионом.
При съемке исторических сериалов обычно используется два подхода. В первом случае постановщики стараются по мере возможности придерживаться исторических фактов («Рим», «Николя ле Флок»). Апологеты второго («Викинги», «Спартак») обращая мало внимания на фактаж, опираются на харизму протагонистов и атмосферность. Создатели The Last Kingdom попытались совместить оба течения.
Сериал снят по серии книг английского писателя и репортера Бернарда Корнуэлла «Саксонские хроники» (11 томов), широко известного у нас «Приключениями Ричарда Шарпа».
Да, с одной стороны очевидно, что постановщики Королевства не могут похвастать огромным бюджетом. В первом сезоне нам покажут три битвы. Одну драку на пару десятков человек. Относительно крупную дебютную стычку, в которой участвует несколько сотен статистов. И финальное сражение. Остальные поданы по примеру начальных частей Игры престолов, «в стиле Джонни, сделай монтаж» (когда показывают подготовку и последствие сражения, а само оно остается за кадром).
В дебютной стычке операторы в основном стараются использовать крупные планы, не злоупотребляя «общаками». Вроде и набрали массовки на приличное затравочное сражение, но кроме непробиваемой, почти гномьей стены щитов викингов (привет от Джона Сноу и прочих бастардов), батальных идей больше не отыскалось. Вот и приходится уходить на «крупняки» и детали, хоть так создавая атмосферу большой битвы, той самой, где «шум, пальба и дикие крики». Что характерно, почти получается.
Лишь финальное сражение вышло знатным, хотя с точки зрения тактики весьма спорным (тактических изысков в этот проект откровенно не завезли). Да и эскапада Утреда почти наверняка завершилось бы его скорой гибелью, а не переломом в битве.
Также нам подарят, не поскупятся, пару заводных поединков. Отдельное спасибо за разную форму щитов у противоборствующих сторон, будто в форму ребят одели для удобства зрителей. А вот за увлечение выпадами, наоборот, незачет, мечами того времени в основном рубили. Как и за упорное игнорирование копий и луков.
Зато к мелочам, из которых состоит жизнь древних саксов и данов 9 века, постановщики подходят внимательно, тщательно и с уважением.
Аутентичные одежда, оружие, доспехи, внутренний быт поселений. Хилые деревянные укрепления с невысокими бревенчатыми стенами. Вечная грязь, которую месят все от раба до короля. Деревяшки для перехода через особо изгаженные места на центральных улицах столиц. Даже Уэссекс, способный похвалиться каменными домами и стенами, не избавлен от этой напасти. Замурзанные лица героев, вечно грязные ногти. Простые нравы язычников, их легкое отношение к телесным утехам и гигиене, молодецкие забавы и пиры. Показное благочестие саксов. Насилие, убийства, обычная жестокость и мизерная цена человеческой жизни (сцена со святым Себастьяном показательна). Меж тем постановщикам «Королевства» удается обойтись умеренным натурализмом. Передав особенности эпохи, но не скатившись в чрезмерную чернуху и откровенный трэш.
Масса времени уделяется религиозным противостояниям между саксами-христианами и язычниками-данами, что вполне логично. Любопытно наблюдать за разницей в религиозных подходах этих племен. Если у викингов кроме Утты почти никто не заморачивается частыми советами с богами и обращением к асам, то христиане без упоминания Имени Божьего, крестного знамения, молитв и разговоров о религиозном рвении даже на горшок не ходят.
Причем, насколько можно судить, не вникая глубоко в историческую литературу (в наших пенатах период экспансии викингов в Англию не так популярен, как те же времена Вильгельма Завоевателя), у постановщиков получается более-менее придерживаться исторической канвы, не придавая героям черты «попаданцев» из другого времени, и не приписывая реальным личностям чужих заслуг.
Наглые воины данов. Саксонские короли-марионетки. Разобщенность английских королевств. Спокойная уверенность викингов и нервозная тревога местных обитателей.
Отлично показана природа туманного Альбиона, выступающая в постановке одним из главных героев. Степные просторы Британии, меланхоличные болота, обширные леса, закаты и рассветы – все прекрасно и умиротворяюще. Создавая разительный контраст с людской возней. Что особо примечательно, мы погостим во всех временах года, узрев острова и в буйстве лета и в тихом спокойствии зимы.
Отдельное спасибо за этюд о том, как в те времена создавались состояния, дававшие начало многим богатым, богобоязненным и благонадежными семействам Европы. Как и за бриттов, которые «не чесаны и не бриты».
Главный герой харизматичен, отважен, местами туповат, и понятен любому зрителю. Им движут привычные для нас побудительные мотивы – месть, желание разбогатеть и вернуть несправедливо отнятое. Причем у Александра Дреймона получилось передать юность персонажа, особо четко видную на фоне здоровых мужиков-терминаторов из викингов. Утред – эдакий жизнерадостный мальчишка, с трудом осознающий свою смертность и способный поэтому на абсолютно безумные поступки. Отдельной линией проходят метания между воспитавшими его данами и саксами, способными помочь вернуть родные земли Беббанбурга, добавляющие образу глубины и выводящие его на хороший трагический уровень. Сюда присоединяется влюбленность к Бриде, и необходимость мести за Рагнара, тянущие его в сторону данов. Усиленные позднее мистической королевой. За саксов «голосуют» крепнущая дружба с лучшим бойцом саксов Леофриком и женитьба. Так и будет его носить между сторонами долгое время. Перчику в это блюдо добавляет несогласие воспитанного язычниками Утреда с некоторыми нюансами христианского подхода к жизни. Пускай полководца, как у Корнуэлла, мы пока не видим (да и выглядел книжный Утред иначе, перед нами классика типа Джека Ричера и его экранного воплощения, но впереди еще три сезона.
По сети бродит информация о том, что Утред Беббанбургский на самом деле был предком Бернарда Корнуэлла.
Второй главный протагонист проекта – Альфред Великий (Дэвид Доусон). Изрядный бабник, умный политик, коварный правитель, позднее крайне религиозный человек. Первый из британских монархов, называвший себя королем Англии. Что было откровенным пропагандистским ходом. До упомянутого уже Вильгельма, того, кого как раз по праву называют создателем единого Английского королевства, оставалось без малого две сотни лет. Одной из отличительных черт Альфреда была «телесная слабость». В сериале ее показывают довольно скромно, а вот в книжном цикле Корнуэлла болезни короля посвящено больше внимания. По мнению Бернарда, Альфред страдал желудочно-кишечной недостаточностью и просто физически не мог есть мяса и молока. Еще одна неаппетитная книжная подробность состоит в том, что вследствие постоянного несварения от короля исходила сбивающая с ног вонь, которую тот же Утред называл «чрезмерной». Пускай в реальности, похоже, Альфред был более умелым воителем, чем в сериале, здешний образ тоже получился знатным.
Да, большое количество разговоров о единой Англии изрядно раздражает и является явным анахронизмом. Но это один из немногих разочаровывающих моментов сериала.
Эрго. Приятный, пускай и бюджетный исторический проект с качественным протагонистом, интересным Альфредом, хорошей атмосферой и вниманием к деталям эпохи.
Режиссер: Ник Мёрфи, Энтони Бирн, Бен Чанан, Питер Хор, Джон Ист
В ролях: Александр Дреймон, Иэн Харт, Эмили Кокс, Тобиас Зантельман, Дэвид Доусон, Рюн Темт, Томас В. Габриэльссон, Петер Ганцлер, Эми Рен, Адриан Бауэр, Брайан Вернел, Мэттью Макфэдьен, Рутгер Хауэр, Джозеф Миллсон, Шон Джилдер, Чарли Мёрфи, Николас Роу, Алек Ньюман, Николет Барабас, Ева Бертистл, Лоркан Кранич
Феникс, обращающий в пепел, или Месть, сжигающая мир
Отношения империи Никан и Федерации Муген всегда были сложными. Две Опиумных войны, геноцид и явное желание Мугена взять реванш.
Рунин, сирота последней войны, мечтала вырваться из постылой деревенской жизни. Единственным путем для этого было поступление в престижнейшую военную академию Синегарда.
Девушка справилась с тяжелейшей задачей, и выяснила, что у нее имеются способности шамана – те, что считались давно утерянными. Способности, которые могут дать преимущество ее родине в надвигающейся третьей Опиумной войне.
Но не все так просто, и боги, к которым собирается обратиться Рин, требуют за помощь высочайшую плату.
Не успели мы нарадоваться ориентальному фентези в исполнении Кена Лю, Фонды Ли и Шеннон А. Чакраборти, как подоспел новый привет с Востока.
Начинается роман как стандартное young adult фентези, вдобавок переносящее читателя в набившую оскомину академию, благо хоть не магическую. Вон мелькнули ушки перумовской Неясыти, вон «таемничо выблыскуючи окулярами» пробежал некий Гарри, вон ехидно улыбнулась громыковская Вольха.
Однако довольно быстро выясняется, что у автора хватает своих идей и перед нами не только «повторение пройденного».
Никан создан по подобию одной обширной земной страны, и хотя прямо об этом не говорится, намеков более чем достаточно. Плюс часть терминов и имен перекочевала сюда прямиком из нашей реальности (тот же кэцзюй или Сунь Цзы, только объем его книги тут немного поболе чем у нас – целый «толстенный том»). Страна, разделенная на провинции, чьи наместники откровенно недолюбливают и враждуют друг с другом. Император/ца, которой приходиться лавировать между интересами знати. Четкая иерархическая система, не особо одобряющая смену уровней, хотя официально такие возможности имеются. Повсеместное увлечение боевыми искусствами, выросшими из гимнастических систем. Мудрые сентенции, которые необходимо знать назубок. Отсутствие профессиональной армии, использование ее аналога в виде регулярного ополчения, пускай неплохо организованного и обученного. Хищный, вечно голодный островной сосед с избытком населения (вот жителей в Никане поменьше, чем в ее земном аналоге, тот же Муген упорно имеет преимущество в численности). Ханы Глухостепи с которыми империя также неоднократно переведывалась. Заморское западное государство Гесперия с единобожием и мощным флотом, любящее поиграть в старшего брата. Зоологические боги. Ничего не напоминает? Эдакий якорь для читателя, способ побыстрее почувствовать себя своим в новом мире.
Мире довольно жестком, порой жестоком. Впрочем, ожидаемо жестоком, чай не либеральный 21 век на дворе. Особенно вольготно себя чувствуют местные ребята во время войны, что впрочем, логично. Тут вам и геноцид спирцев, уровня даже не «до тележной чеки», а до последнего ребенка. И резня в Голин-Ниисе, по числу жертв вдвое переплюнувшая Нанкинскую из нашей реальности, и явно ней же вдохновленная. И ответные действия, выходящие на уровень уничтожения миллионов, включая невинных гражданских.
Жестокость мира также хорошо видна на примере главной героини – сироты, взятой приемными родителями исключительно по воле властей. Причем, взять то они ее взяли, даже как-то вырастили, а вот дальше могут делать с ней все, что их вздумается. Заставлять работать от зари до зари, в бордель продать, замуж выдать за кого угодно. Им угодно. Но наша Рин не из таких. Целеустремленная девица получилась, прям завидно. Отчаянная, нетерпеливая, гневливая. За два года освоившая пятилетнюю программу, необходимую для поступления в лучший ВУЗ страны, воспитывающий генералов. Способная работать и зубрить учебники днями напролет. По книжке выучившая кунг-фу. Поразившая учителя стратегии. Ставшая одним из крутейших бойцов академии (кто сказал Мэри? Ну-ну, поначалу такие ассоциации действительно возникали, потом становится попроще). Собственноручно лишившая себя возможности иметь детей. А вот с социальными связями у нее не все ладно. За время учебы сумела обзавестись аж одним другом, настроив против себя на порядки больше народу. Рин развивается, приобретает опыт, мучается перед нелегким выбором, активно эмоционирует, находит и теряет друзей.
Здешний Никан является местом рождения современной цивилизации, местом, откуда пошли магнит, печатный пресс, доменная печь и прочие изобретения. Но страна отнюдь не является лишь родиной слонов и калькой с древнего Китая. Есть у него свои любопытные особенности. В первую очередь отношения с религией и богами.
Тысячелетие тому назад Красный император, объединивший страну, неласково обошелся с местными монастырями и прочими религиозными центрами, уничтожив и разогнав святых людей. А здания монастырей отдав под академии и прочие общественные здания (эх, до чего советами повеяло! Интересно, а конюшни так устраивал?). Жители империи не стали после этого безбожниками (а вот суеверными атеистами в романе их называют), но их отношение к высшим силам всерьез изменилось. Ныне для большинства из имперских подданных — это реликты прошлого, культурные явления, метафоры. Несмотря на то, что сохранились ритуалы, парады, поход в храм, но как-то по привычке, что-ли.
Что забавно, это самое большинство в корне не право (впрочем, с большинством такое случается на каждом шагу). Причем я сейчас не о том, что опытные мастера боевых искусств Никана (а таких тут в достатке) отлично работают с внутренней энергией человека. Такое и у нас случается.
А вот шаманов — тех, кто общается с богами, на нашей Земле давненько не видывали. Они, меж тем (как тот же Цзян, хоть он не лучший пример), способны на нетривиальные вещи. Как? Все просто, как пять копеек. Многочасовая/дневная медитация, переформатирование ощущения реальности, изменение подхода к материальному миру, представления о порядке вещей, достижения понимания, просветления, соединение бога внутри с богом снаружи, и вуаля! Вы отыскали небожителей. И можете попробовать превратить их в оружие. Правда, эти попытки, мягко говоря, небезопасны. Ведь как таковой магии в этом мире нет. Тут возможно лишь использование стихий, природных сил. Точнее даже не использование, а заем силы у тех, кто воплощает эти самые стихии (шаманы – сосуды для богов). А стихии, как вы сами понимаете, штуки очень переменчивые. Да и поглотить того, кто пришел к ним одалживаться, не против.
Информацию о мире автор вводит постепенно, не гамузом. Выкладывая интересные факты и легенды в виде цитат из книг, спектаклей для детей, уроков в академии.
Роман делится на несколько частей, плавно перетекающих друг в друга. Ознакомительно-абитуриентская, академическая (самые слабые и шаблонные). На экваторе история расширяется, выходит из рамок рассказа о взрослении, добавляется все больше метафизики. Обозначается божественное присутствие. Повышаются ставки. Проявляется военная сторона событий со сражениями и кровавыми армейскими буднями (хотя военным фентези «The Poppy War» обозвать все равно не получится, собственно битвам автор уделяет немного времени). Перед протагонисткой встают все новые вызовы и выборы. К финалу роман превращается в глобальное, чуть ли не эпичное мифологическое фентези, затрагивающее не только Никан и соседей, но и, возможно, весь мир.
В процессе нас знакомят с еще одной «фишкой» романа — местными официальными наркоманами (с наркотой в империи очень серьезно борются) – юными ниндзя-цыке. Этот магический спецназ киллеров станет нашим спутником на протяжении всей второй половины книги. Типажи тут встречаются знатные. Почти все из цыке на короткой ноге с богами, все откровенно двинутые, а некоторые попросту безумны и способны сорваться в любой момент, обладают нетривиальными способностями. Представляете этот паноптикум? При этом каждый из них действительно стоит десятка-другого (а то и сотни) профессиональных воинов. Мы познакомимся с тактикой цыге. Поучаствуем в их операциях. Увидим их в бою и на отдыхе. С их помощью теснее познаем вопрос платы за божественный кредит.
Хороша и идейная сторона «Войны». На протяжении всей второй половины книги автор размышляет над вопросами ярости, воздаяния, прощения, справедливости. На что можно пойти ради мести? Когда нужно остановиться? Как выбрать меньшее зло и бывает ли вообще такое понятие? Как не ступить на путь ненависти, ведущий лишь во Тьму? Когда ты прекращаешь быть человеком и становишься чудовищем? Можно ли пожертвовать остальным миром, чтобы спасти свой народ? И чего будет стоить такое спасение.
Также Куанг ярко показала восприятие врагов. То самое: «они не люди», позволяющее вскрыть живот беременной, заколоть штыком ребенка, изнасиловать девчонку-подростка, отрубить голову старухе. Убивать, не чувствуя никаких моральных терзаний и сомнений, ну раздавил ты сотню муравьев, вычеркнул десяток-другой цифр, уничтожил пару-тройку чудищ, что тут такого? См. ту же Нанкинскую резню, не говоря уже о прочих «подвигах» японцев и нацистов.
А вот тема с геноцидом жителей острова Спир наоборот, выглядит странно. И я сейчас не о том, что с самой ситуацией не все чисто, это не секрет для любого думающего человека Никана. А вот как именно поголовно изничтожили целый народ прирожденных воинов-шаманов, находящихся на своей территории, это вопрос. Допустим, бомбардировка (порох, пушки и примитивные ракеты в этом вполне средневековом мире имеются, как и противогазы с отравляющими газами), но перед нами все же остров, а не бильярдный стол. По-любому есть места, где переждать. Неясно.
Эрго. Приятное восточное фентези с жестким миром, толсто намекающим на древний Китай, но полным своих особенностей, любопытной «шаманской магией», двинутыми ниндзя, качественным идейным наполнением. Надо лишь преодолеть стандартное начало, дальше дело пойдет веселее.