Магическая Калифорния, или Восставший из Ада в Городе Ангелов
Жизнь Джеймсу Старку удавалась. Солнечный Лос-Анджелес, любовь прекрасной девушки, квартира в наличии и деньжата водятся. А еще он был магом. Одним из лучших среди местного Круга.
А потом в один ужасный день все изменилось.
Предательство. И Старк на долгое время попадает в Ад.
А Ад, как известно – не сахар. В конце концов, Старку удалось выбраться из преисподней. Слишком много потеряв, но приобретя кое-что взамен.
Теперь он хочет одного – отомстить тем, кто виновен в его затянувшемся «отпуске». Но, оказывается, не только Старк стал сильнее за это время. Враги тоже не дремали.
Вдобавок к парню, а точнее к тому, что он вынес из Ада, начинают проявлять интерес существа абсолютно невообразимой мощи.
В последнее время на ниве городского фентези, кроме признанного корифея Батчера с его Дрезденом, стали колосится новые имена, такие как Кевин Хирн с «Железным друидом», Бенедикт Джэка с «Алексом Верусом».
В эту же когорту смело вступил и Ричард Кадри, чей цикл о «Сэндмене Слиме» насчитывает уже 10 (!) романов. Наконец-то первый из них добрался до русскоязычного читателя.
Стоит отметить брутальный, смачный, свободный, слегка нуарный стиль романа. Автор (а точнее его герой, повествование в книге от первого лица) не гнушается матерка, любит помахать кулаками, довольно цинично относится к жизни (Ад не улучшает характер), не чурается краж и грабежей, скрывает внутри любопытную тайну. Положительным героем мистера Старка, действующего по заветам незабвенного Монте-Кристо, назвать сложно. Впрочем, отрицательным тоже. Джеймс старается беречь жизни «гражданских», ни разу не убил обычного человека, а под защитным панцирем цинизма, по классике, скрывается тонко чувствующая душа.
Героя, с которым мы проведем все книжное время без исключения, можно назвать удачей романа. Ребенок, с детства балующий с магией. Удачливый юнец, получающий, что нужно на щелчок пальцев. Мужчина, переживший такое, что и представить сложно. Сражавшийся на адской арене, потихоньку повышая свой уровень (компьютерными играми запахло, не заметили? Внизу Джеймс заполучил интересное свойство организма: «все тело – сплошная магия» — то, чем его били, в следующий раз на него почти не действует) до близкого к бессмертию (имеется некоторый перебор, согласен). Страдающий от гибели своей девушки. Агрессивный, эгоистичный, нагловатый, увлекающийся, позабывший, что такое самоконтроль, регулярно теряющий голову, ради мести готовый абсолютно на все. Знающий себе цену, готовый драться с любым врагом. Аж никак не лишенный нормальных людских качеств, типа сопереживания и благодарности. Ностальгирующий, беспокоящийся о возможной утрате единственного друга. Немного теряющийся в незнакомом мире интернета и мобильных телефонов. Совершающий ошибки, и дорого за них расплачивающийся. Ричард рисует образ своего протагониста, совмещая действие и рефлексию, воспоминания и настоящее, эмоции и внешний мир. Выходит знатно.
Привлекают внимание магические «приблуды», составляющие основное оружие Старка (не считая его любимых пистолетов/дробовиков, конечно).
Ключ от Комнаты 13 дверей – места, позволяющего переместится в любую точку Вселенной.
Черный клинок, способный убить хоть Князя Ада. Монета Веритас (Истина) — выдающая советы о дальнейших действиях, тонкие намеки и цитаты подходящие к случаю.
Без заклинаний автор героя также не оставил. Причем, земная магия отличается от адской (за исключением откровенно черной), и, поднаторев в убийственном колдунстве Преисподней, Старк почти подзабыл то, что умел в земной жизни. Однако, это дело наживное.
Любопытно, что в процессе романа протагонист успевает поссориться практически со всеми ключевыми игроками за магической доской. С демонами Ада (само собой), наблюдателями, Инквизиторами из Саб Розы («Потаенные» – собственно люди, владеющие магией), правительственной организацией, приглядывающей за колдунами, ангелами, скинхэдами, и еще бог знает с кем. Навлекать на свою голову проблемы у парня откровенный талант.
Неплох и остальной магический мир цикла Кадри. Таящийся в редкой тени калифорнийского солнца. Активно доящий и использующий «гражданских» (маглов). Пересекающийся и вплетающийся в обычный социум. Мир, раскрывающийся перед нами во все большей полноте от страницы к странице. Сперва мы знакомимся с некоторыми магами и бытом Ада (в воспоминаниях Старка). Затем население магического Лос-Анджелеса на глазах увеличивается. Обычные и оригинальные версии вампиров (некие нефриты, растворяющие жертву изнутри). Наяды, зомби, оборотни. Магические паразиты небиро. Вестники. Федеральная организация по пригляду за магами, работающая в связке с ангелами. И это при том, что по условиям задачи, демоны, кроме Люцифера, не могут покидать Преисподнюю (не обладая ключом). А то только их тут не хватало!
Имеется в романе Кадри и оригинальная третья сила, способная потягаться с самими Небесами. Сила, возникшая из Хаоса в результате божественной ошибки, и активно-хаотично влияющая на человечество на протяжении тысячелетий.
О реальном мире автор также не забывает. Масса географических, гастрономических, культурных особенностей Города Ангелов. Куча отсылок к поп-культуре, литературе, кино, музыке, географии страны и города, причем с акцентом на 90-е. Что логично: первый роман вышел в 2009, значит Старк не был на земле как раз с того периода.
В результате перед нами фентези, плотно и неотрывно завязанное на Лос-Анджелес, выступающий еще одним персонажем романа. Город далеко не идеальный, со своими злачными местами и тараканами, но вызывающий у главного героя искреннюю, ироничную любовь. Которой он щедро делится с читателем.
Хватает в книге рефлексий, сомнений, размышлений героя, что глубже раскрывает характер протагониста, но иногда снижает темп.
Впрочем, и об экшене Ричард не забывает. Нас ждут столкновения ГГ со скинами (причем вооруженными магическим оружием (!), со своими бывшими коллегами по Кругу, некисло «прокачавшими уровень», схватка с ангелом, противостояние третьей силе, эпичное финальное «чукалово», в котором ставки повышаются аж до спасения мира, и магические разборки. В общем, не заскучаешь.
Жаль, кроме основного протагониста интересных персонажей не густо. Разве что алхимик Видок (да-да, тот самый) запоминается.
Зато автор порадует финальным нежданчиком, несколько меняющим наше представление о движущих силах произошедших событий. Приятно.
Эрго. Атмосферное городское фентези, переносящее нас в магическую Калифорнию. Циничный, неплохо проработанный протагонист (разве что с крутостью перебор), качественный волшебный мир. Второстепенных персонажей, правда, к сильным сторонам романа не отнесешь, да темп повествования порой буксует. Но в целом – приятно.
Они не такие, как мы», или Особенности маленькой девочки
Мир семилетней Хлои сложно было назвать обширным. Небольшой домик, вечно уставший отец, и… больше ничего. Ни матери, ни друзей, ни школы, ни прогулок в парке, ни походов за покупками. Ведь за стенами дома, по словам папаши, их ждут злые дядьки, готовые убить Хлою и отца.
Девочка верила родителю, однако с каждым днем ей все больше хотелось выбраться на свет божий и зажить нормальной жизнью.
Однажды Хлоя все же решилась нарушить отцовский запрет, обнаружив, что в некоторых вещах папаня был прав, а некоторые моменты, наоборот, недоговаривал.
Еще один бюджетный проект с не определившейся жанровой разновидностью? Конечно, хочу! Спасибо «Апгрейду», «Из машины», научившим относиться к таким фильмам с уважением.
Freaks не подвел.
Постановщики с ходу принялись путать зрителя насчет жанра своей работы. Начинаясь как оммаж «Знакам» «Иные» активно пасутся на поле хоррора, психологической драмы взросления, истории о детском бунте (одном из многих), воспитании, отношениях внутри замкнутой семьи, периодически поглядывая в сторону супергеройского боевика. Вышло приятно.
Freaks в английском весьма многозначительное слово, означающее в зависимости от контекста и отношения говорящего и «урод» и «нарик» и «извращенец» и «чудик». Кстати, вариант «иной», мягко говоря, не самый распространенный.
Долго время дело происходит в четырех стенах и «непонятка» с самой сутью происходящего поддерживается на высшем уровне. Чему мы стали свидетелями? Душевной болезни папани? Фантазий дочери? Глобального заговора? Вторжения инопланетян? Сражений с мутантами? Выбирайте на свой вкус.
Затем, постепенно, картина проясняется, и на первый план выходят «выбрыки» малолетней Хлои. Юная Лекси Колкер создала до одури бесящий образ бестолкового, глупого «жеребенка», думающего лишь о себе, не пользующегося мозгами, не слушающего взрослых, бросающегося очертя голову в безумные авантюры, подводящего под монастырь близких. Своими руками придушил бы. Что еще приятнее героиня Лекси развивается. К финалу вместо инфантильного дитятка перед нами безжалостный боец, делавший выбор, отнимавший жизни, теряющий родных. И пускай у Хлои впереди еще много неприятных открытий, потерь и разочарований, ее врагам не позавидуешь. Кстати, с концепцией того, что из ребенка легко и без проблем получается матерый убийца (понимание смертности и ценности жизни на весьма низком уровне) не поспоришь.
Как и с тем, что противостояние «таких» и «не таких» пора бы прекращать, а геноцид ни к чему хорошему не приведет. Ведь любое живое существо, загнанное в угол начинает сражаться за свою жизнь со всем пылом, стремясь забрать с собой на тот свет максимальное количество противников. И рано или поздно цена, заплаченная за достижение цели, прекратит оправдывать средства. Так что, хош не хош, а договариваться надо.
А идею того, что любые способности своих граждан власти будут стремиться прибрать к рукам и использовать для своей пользы, даже банальной не назовешь. Тут сам Капитан Очевидность стыдливо в углу курит.
Кроме Хлои у нас тут ровным счетом две запоминающиеся актерские работы.
Эмиль Хирш в роли папаши. Человек, пожертвовавший всем ради ребенка. Испуганный, озлобленный, уставший убивать, стремящийся спрятаться от проблем. Сильный образ, и сделан неплохо.
И Брюс Дерн со своим мороженщиком. Ведомый одной, но пламенной страстью — вернуть дочь. Все остальное вторично.
Напряжение поддерживается удачно, немногочисленные спецэффекты уместны и смотрятся на свои деньги (непонятно лишь, отчего Генри столь меланхолично и безучастно наблюдал за летящей к нему пулей?). Экшена практически нет, нетерпеливый зритель может и заскучать. Да и технические вопросы имеются, куда ж без них (к примеру: если посадка столь смертоубийственна (привет, Хэнкок!), как выжил бэбик?).
Крайне жаль, что предыстория событий так и осталась за кадром. Что именно и как произошло в Далласе. Откуда взялись «чудаки», как происходило выяснение отношений. Тут можно было бы целый сериал наснимать, из которого нам показали лишь одну серию, причем далеко не первую. Да и масштаба чуток добавить, история заиграла бы новыми красками.
Эрго. Приятный бюджетный проект, смешавший в себе черты фантастики, хоррора, мистики, триллера, семейной драмы, супергероики. Без особых претензий, но душевно.
Лондонские тайны, или Подземно-киношные приключения Веры и Дика
Ричард Мейхью был доволен своей нынешней жизнью. Работа в Лондоне, дающая возможность снимать приличную квартиру. Любовные отношения с очаровательной и практичной Джессикой. Планы на будущее.
Все это осталось в прошлом, когда Ричард помог раненой девушке со странным именем д'Верь. Последней представительнице семьи, обладавшей поистине чудесными способностями. Девушке, по следу которой идут двое самых ужасных наемных убийц в мире. Девушке, открывшей Ричарду новый, неведомый, и очень опасный мир.
Под-Лондон.
Отныне старая жизнь Мейхью закончилась. Вместо работы в офисе и прогулок по галереям его ждут магия, опасности и беспощадные мистер Круп с мистером Вандермаром.
А также другие события, обычные для Под-Лондона, но абсолютно непредставимые для бывшего жителя верхнего Лондона.
Обычные события, тем не менее грозящие перевернуть мироздание.
Нил Гейман, ставшим известным благодаря «Американским богам», всегда взаимодействовал не только с писательским, но и с киношным миром. Самой известной картиной, снятой по его книге стала волшебная «Звездная пыль», одна из лучших фентези-сказок 20 века. Однако первым примером сотрудничества с важнейшим в мире искусством, стало Neverwhere, сериал, снятый по сценарию Геймана.
Однако результат, появившийся на голубых экранах, Нила не вдохновил, и он решил новелизировать собственный сценарий, чтобы поделиться с читателем историей, неотредактированной постановщиками.
Так на свет появилось «Задверье», ставшее первой крупной индивидуальной писательской работой Геймана.
Роман, сохранивший как достоинства, так и недостатки своего киношного прародителя. Краткие диалоги, щедрой рукой отсыпанное действие. Суховатое описание, да и мало его как для позднего Геймана времени тех же «Богов».
С дугой стороны минимум воды, чем грешат большинство толстенных романов, и высокий уровень саспенса на протяжении всей книги.
Но хорош Neverwhere не этим. А в первую очередь удачным совмещением обычного с абсолютно необычным.
Ричарда с его скучной работой, обреченной помолвкой, его изумленными реакциями на подземный мир.
И жителей Под-Лондона, с одной стороны напоминающего безумное Зазеркалье. С другой средневековую баронскую вольницу. С третьей – буйные джунгли в исполнении Киплинга (какой-никакой порядок есть, но все равно – зверье-зверьем).
Казалось бы гармонично смешать настолько противоположные ингредиенты – задача сложновыполнимая. Но Гейман справился, за что ему однозначный респект.
Плюс витающий над книгой флэр городской сказки, страшной, но притягательной. Соединяющей библейские мотивы, британские легенды, страшилки братьев Гримм и одновременно детское восприятие чуда, с его говорящими птицами и забавными старичками.
Второе, о чем хотелось бы сказать – это удачно прорисованные типажи.
Причем не столько главные герои. Тут ничего сверх неординарного нас не ждет, хотя проработаны протагонисты качественно и с душой.
Мейхью – попавший как кур в ощип из-за своего доброго сердца. Обычный парень, плывущий по течению, хороший, немного наивный. Активно развивающийся после попадания в Под-Лондон, но отнюдь не становящийся былинным богатырем (за что Нилу отдельное спасибо).
д'Верь – девушка из крайне неординарной семьи, отправляющаяся в свой крестовый поход. Столкнувшаяся во время него с настоящим злом, любовью, дружбой и предательством. Девушка, на которую легла забота о судьбе мира.
Но не меньше (а порой и больше) мне запомнились второстепенные персонажи.
Маркиз с его долговыми обязательствами, позерством и недюжинной смелостью. Охотник с ее всепоглощающей страстью и неподражаемым искусством. Престарелый ностальгический Эрл и его фантасмагорический двор. Очаровательно-щемящий старый Бэйли с его птицами.
И, конечно же, злодеи. Настолько инфернальных господ, как Круп с Вандермаром я давно не встречал. Омерзительны. Непередаваемо опасны. Получающие искреннее, почти детское наслаждение от убийств и пыток. Ледяные апостолы Зла. Ух! Мурашки по коже.
События «Задверья» происходят в современном британском антураже, по тексту разбросана уйма лондонских «фишек», географических, филологических и культурных особенностей столицы туманного Альбиона.
Стиль и язык романа звонкий, ироничный, легкий (особенно как для переводной литературы), хватает как забавных, гротескных, так и весьма тяжелых моментов.
Во второй половине читателя огорошат парой «нежданчиков», опять же более типичных для кино, чем для литературы.
Как и нарочито квестовая структура сюжета, особенность как сериальной, так и компьютерно-игровой индустрии.
Как видите, дебют Геймана в крупной форме вышел весьма неординарным и от души смешанным коктейлем.
Что в исполнении талантливого автора всегда больше плюс, чем минус.
Эрго. Роман, выросший из сценария телесериала, и, в отличие от большинства молодежи, хорошо помнящий своего родителя. Этим лондонским «миксом», соединившим приемы литературы и кино, Гейман сделал серьезную заявку на гордое вхождение в писательский цех. Что вдвойне приятно, на этом Нил не остановился.
У семейства Тернер все было в ажуре. До той самой поры, пока не умер их трехмесячный сынишка.
Для Дороти Тернер это стало ужасным ударом. Чтобы помочь ей оправиться, подруга порекомендовала использовать терапию временной замены – вместо умершего мальчика положить в его кроватку «живую куклу»-реборна. Женщина с ходу приняла условия игры, напрочь позабыв о потере.
Что самое удивительное, молодая няня Лиэнн, которую наняла Дороти, также стала вести себя с куклой, как с обычным младенцем. И это не последняя странность, которая ждала Шона и Дороти Тернер с появлением в их доме очаровательной Лиэнн.
М. Найт Шьямалан специфичный, хотя и атмосферный постановщик. Который в последнее время за созданием антуража частенько забывает о сюжетной логике.
Атмосфера его нового проекта на высшем уровне. С первых кадров Манодж с коллегами начинают нагнетать обстановку. Ночные пустынные улицы, барабанящий по крышам дождь, тревожная музыка, звон колокольчиков, непонятные звуки из ниоткуда. Возникающая на пороге няня, талантливо держащая мхатовскую паузу. Противоположные реакции на ее появление четы Тернер. Серьезный нежданчик в финале первой серии. Непонимание происходящего у отца семейства. Паранойя растет и крепнет. И не только у отца, зритель тоже пребывает в полнейшем недоумении. С чем мы имеем дело? Криминальными элементами? Хитрыми мошенниками? Мистическими силами? Помутнением рассудка? Этот вопрос останется с нами почти до финала. Интригу и саспенс Шьямалан способен сделать из чего угодно, даже из прохода по коридору или банальной слежки за няней. На эту же мельницу льют воду операторская работа, к примеру: диалог рук, танец черной и белой обуви, или домашних туфлей и дырявых ботинок. Частые «крупняки» с прямым взглядом в камеру, явно подразумевающие более тесное приобщение зрителя к происходящему. Круговые кружения, с пристальным разглядыванием калейдоскопа лиц с разными выражениями. Плавное скольжение в темную даль коридоров.
Servant (прямой перевод названия — «Служитель») оказался камерным проектом, 99 процентов действия которого происходит в стенах того самого дома с прислугой. В люди мы выходим лишь благодаря взглядам из окна, репортажам Дороти (она тележурналист) да редким скайп-контактам. В наличии также пара-тройка флеш-беков (один занимает эпизод почти целиком).
Длятся серии по полчаса (явное алаверды Диснею с его «Мандалорцем»). Развивается сюжет крайне неторопливо и плавно, претерпевая любопытные метаморфозы. Сперва кажется, что неприятности проистекают из одного источника. Постепенно мы получаем чуть больше информации, понимая, что все не так просто, происходящее имеет не двойное, а минимум тройное дно. Или четверное? Затем вскрываются дополнительные обстоятельства, и еще одни, и еще. О! а вот и мистика пошла. Свои теории объяснения происходящего приходится пересматривать несколько раз. За игры со зрителем Шьямалану «пятерка».
Актеры тоже отработали неплохо.
Режиссер заботливо рисует перед нами быт четы Тернер – небедных владельцев большого особняка с подвалом, заставленным коллекционными бутылками дорогого вина, гардеробными, наполненными сотнями пар обуви. Особняка, ветшающего на глазах и имеющего свою историю.
Дороти (Эмброуз) – экзальтированная, суетливая, болтливая, «поехавшая крышей» женщина, сама себя считающая решительной, уверенной, ответственной. А гениальную подругу-«…логиню», которая посоветовала ей идею с живой куклой (любопытно, этот «психологический» прием действительно применяется?), я б к живым пациентам на пушечный выстрел не подпускал (зато потом, как всегда, все жутко умные). Вместо того чтобы пережить боль, справиться с ней, ребенка из приюта взять, в конце концов, Дороти консервирует ситуацию, создавая иллюзорную реальность. И эта иллюзия крепнет с каждым днем, ломая ее психику. Не удивительно, что она «подвисает», удивительно, что она не свихнулась полностью еще до приезда няни (хотя это еще с какой стороны посмотреть). Будем честными, ситуацию, показанную в сериале, в реальности представить сложно. Скорее как некоторую аллегорию, с помощью которой постановщики намекают нам на особенности извращенной человеческой (в частности женской) психики, способной на создание причудливых конструктов, подмену понятий, полный уход от реальности. Особенно когда дело связано с основными инстинктами (а материнский один из них).
Шон (Кеббелл) – перфекционист, фанат кулинарии, повар-консультант, испытывающий серьезные профессиональные проблемы и «непонятки» с занозами. «Избалованный эгоист, критичный к людям» (по словам Дороти), как и полагается мужику, перенес смерть ребенка поспокойнее. Хотя страдает не меньше жены. На его примере нам показывают, как меняется отношение к некоему раздражающему фактору. Отрицание, постепенное обнаружение позитивных свойств, приятие.
В его ведении также милые кулинарные моменты с жестоким убиением угрей, сниманием с них кожи, варкой лобстеров живьем, поеданием сверчков, препарированием рыбы и кальмаров etc. Высокая кухня, блин — еще одно извращение.
Брат Дороти Джулиан (Гринт) – рыжий, циничный любитель выпивки и не только («72 килограмма, в основном кокаин»), горой стоящий за сестру, но не всегда способный устоять перед женскими чарами или неожиданным поведением оппонента.
Лиэнн (Тайгер Фри) – самый таинственный персонаж. Юная, милая, тихая. Набожная аккуратистка, мечтающая о счастливом браке и своих детях. Выглядящая то наивным ребенком, то умственно отсталым подростком, то умудренной женщиной. Таящая внутри массу секретов. Способная удивить, и не раз.
Несмотря на скромный хронометраж серий, проект местами кажется откровенно подзатянутым. Да и с логикой поступков у героев сериала, мягко говоря, нелады, а уж их доверчивость просто поражает. Особо отличаются мужчины семейства Тернер. Упорно пускающие дело на самотек, игнорирующие (забывающие?) крайне странные события, производящие странные телодвижения вместо выяснения ситуации (типа «всем удобно»? Так вроде не всем и не настолько). Тот же Шон «не додавливает», не старается разузнать все, что только возможно, пусть доведя дело до конфликта, а удовлетворяется туманными фразами. Да и братец туда же.
В седьмой серии многое начинает складывается (спасибо барбосу). Но развязка, к которой привели постановщики, как на меня, несколько разочаровывает. Можно было бы придумать твист поинтереснее для завершения (пускай промежуточного) столь напряженной истории.
Эрго. Атмосферный, камерный, неторопливый (порой даже слишком) триллер об извращениях людской психики, с отлично созданным саспенсом, вменяемыми актерскими работами, любопытными играми со зрителем. А вот с логикой поступков и чрезмерной «водой» имело смысл поработать еще. Да и финал несколько недотянут.
Польский Монте-Кристо в гостях у сказки, или Мифологическая Земля
Помните: 1918, Версальский мир, победа Антанты? Забудьте. Все пошло не так.
Нет, Центральные державы не праздновали победу. Просто с небес, на ошалевшую от мировой бойни Землю, обрушились марсианские захватчики.
И мифобомбы, воплотившие сказки в реальность. Помните: боги, духи, демоны? Позабыли? Придется вспоминать.
Прошли десятилетия, земляне и уцелевшие пришельцы научились жить по-новому. Окружая себя охранными чарами, сражаясь с упырями, призраками, тенями и безумными богами.
На этом фоне поход, организованный богатым марсианином Новаковским, не особо выделялся. Несмотря на оригинальный состав участников и цель: отыскать сокровища сбитого во время вторжения марсианского корабля.
Но что если обычная бизнес-эскапада в результате выльется во что-то гораздо большее?
Польская фантастика (как минимум, если судить по ее переводам на русский) переживает натуральный рассвет. Разные жанры и темы, разная стилистика, разные подходы. Теперь в этот список добавился Павел Майка со своим безумным смешанным миром.
Миром, ставшим главной прелестью романа. Миром, где случилось классическое вторжение пришельцев. Вот только прошло оно не совсем по классическому сценарию. Без «боевых треножников» дело не обошлось, но оружием, изменившим судьбы миллионов землян и тысяч марсиан стали не они, а мифобомбы.
Впрочем, освобождая энергию веры, захватчики ожидали несколько другого результата. Однако земляне сумели их удивить. Да и время для вторжения было выбрано не лучшее.
Как бы то ни было, перед нами мир, где сказка стала реальностью, оказавшись отныне не менее важной дисциплиной, чем физика. Но не та, добрая сказка, рассказываемая несмышленышам на сон грядущий. А жесткий сказ, передаваемый из уст в уста шепотом у ночного костра. Мрачная легенда, гулко звучащая под сводами храмов. Боевая песнь, славящая беспощадных к врагам героев. Опасливое суеверное ожидание, настигающее в темном лесу. В гостях у сказки: 18+.
Ночь (да и день во многих местах тоже) наполнилась существами могущественными, коварными и злыми. Жаждущими добраться до крови и мяса смертных. Духами, демонами, тенями, упырями, богами. Да, одновременно с воплощением давних людских кошмаров вспомнились (или были изобретены заново) методы защиты от них. Правда, они далеко не всегда работали в полной мере, или действовали лишь в крупных поселениях, при использовании массы оберегов и городских стражей-теней. В общем, ухо приходилось держать востро.
А ведь были еще воплотившиеся литературные герои, в некоторых из которых верили сотни тысяч людей. И «боевые боги марсиан», вносящие пикантную нотку космического в это безумный коктейль, созданный на поверхности нашей матушки Земли.
А вот боги монотеистических земных религий так и не одарили верующих своим присутствием, несмотря на все призывы и молитвы. Х-м, а что это товарищ Майка имеет в виду. Что они слишком заняты, чтобы воплощаться по воле паствы, не склонны пользоваться дармовыми чудесами, или..?
Политическая карта мира кардинально изменилась. Старые державы пали (а как иначе, когда «давно умершие короли Польши боролись против немцев плечом к плечу с Перуном и Сварогом»), вместо них на большей части Европы возникла «фасадная» Республика Наций, эдакий вариант Евросоюза — квазифедерация государств с новыми границами.
Но настоящим хитом сезона стали области, занятые то ли коллективным разумом, то ли огромными симбиотическими организмами, то ли воплотившейся идеей. То ли всем этим добром вместе.
Вековечная Пуща. Огромный, развивающийся лес населенный животными и духами, стремящийся заполонить собой весь мир, ненавидящий людей, воюющий с ними. Причем удачно.
Матушка Тайга. Тут попроще, она не столь агрессивна, да и люди издавна относились к ней с почтением.
И Вечная Революция. Все помнят, что произошло в 1917 году? В этом мире случилось то же самое. Только результат получился еще хуже. Гигантская территория полностью закрытая от внешнего мира, где власть взяли чернокрылые демоны-комиссары, командующие красноармейцами-волкодлаками. Земля террора, где сельскохозяйственные крепости-колхозы и деревни, окруженные бетонными стенами, защищаются от упырей и духов людей, умерших от голода. А вокруг роятся «толпы детей, где живые перемешались с мертвыми». Земля доносов, смерти и «гипнокино».
Техническое развитие землян изрядно приостановилось, но все же потихоньку продвигалось. Правда, как-то слишком уж потихоньку. Через полвека после Войны, в 70-х годах 20 века автомобили все еще воспринимаются диковинками, железных дорог уцелело немного: «несколько поездов в одном месте представляли собой необычное явление». Разве что летательным аппаратам тяжелее воздуха, в лице усовершенствованных дирижаблей и самолетов, досталось в последнее время немножко внимания.
Стоит отметить, что большинство средств передвижения тесно связаны с «энергиками» (существами, воплощенными после Предела), и те же поезда без железнодорожных духов- хранителей представить уже невозможно.
И вот в такой любопытной, постоянно преподносящей сюрпризы локации, разворачивается классическое путешествие-квест через полмира. Форма повествования очень удобная, ведь в процессе автор может ближе познакомить читателя с многими интересными местами своего детища. Это и Дикие поля – Великая степь, куда захаживают отряды Великой Революции, где гуляют казачьи ватаги, роятся духи с упырями, бродят злокозненные старцы-песняры, таится последнее прибежище утопической России. И Вековечная Пуща, показавшая нам свою ярость. И старинные города Речи Посполитой, радующие величием, драконами и футбольной торсидой.
Экшена нам отсыплют не слишком много, но без впечатляющих и напряженных сцен не оставят. Одно сражение дирижабля с посланцами Пущи чего стоит.
Есть забавные, юморные и «иронично-саркастичные» моменты. Возьмите хотя бы Кощея Бессмертного в качестве Царя-Мессии Возрожденной Святой России (самое то, не находите?). Или жесткий стеб над футбольными фанатами.
Структура романа состоит из двух линий. Современная, с походом за сокровищами, и прошлое Мирослава Кутшебы, история его мести, знакомства с Шансом. Флеш-беки уместны, неплохо дополняют картину.
А вот особого идейного наполнения от романа ожидать не стоит. Пара мыслей о власти, свободе, чести, о воплощение идей и суеверий (ученые, которые во время войны сумели убедить солдат в достоверности исторической информации, могли трансформировать энергиков или пробуждать новых), о природе войн. В первую очередь, как я уже говорил, перед нами приключение в необычной и богатейшей локации.
Герои, напротив, порадовали.
Основной протагонист, наш польский граф Монте-Кристо — Мирослав Кутшеба, человек потерявший жену и детей, ведомый местью, поставивший все на карту ради воздаяния виновным. Носящий внутри «мару», свое проклятие, защитницу и духа мщения.
Шулер Судьбы – обезумевший бог, прирученный Кутшебой. Созданный в лабораториях из надежд и молитв обиженных верующих, жаждущих своего покровителя. И его таинственная дочка Ванда.
Марсианин Новаковский, некогда командир одной из эскадр вторжения, ныне бизнесмен. Регулярно трансформирующий свое тело, для более удобной передачи эмоций (марсиане изначально биомеханические существа).
Стрелок-алкоголик Грабинский, в трезвом состоянии напрочь утрачивающий меткость.
Третий сын, живой амулет, наивный, добрый Яшек, понимающий речь животных, берегущий себя для принцессы.
Великан Крушигор, цыганка и колдунья Сара.
Компания, как видите, колоритная и разношерстная. И перипетий их ждет немало.
Эрго. Увлекательное приключенческое фентези с интересными героями в отличном, продуманном, захватывающем дух мире. Без особых претензий, глубокого идейного наполнения не ждите. Меж тем как жанровая литература на хорошем уровне.