Зверь внутри нас, или Незваный гость хуже татарина
1983 год. Экипаж космического спускаемого аппарата «Орбита-4» уже строил планы, чем заняться по возвращении, когда с кораблем что-то произошло.
«Орбита» все же приземлилась, ее командир Константин Вишняков (Фёдоров) восстанавливается после травм в закрытом институте посреди казахской степи.
К исследованиям здоровья Вишнякова привлекают врача-нейрофизиолога Татьяну (Акиньшина). Которая сталкивается с невозможными фактами, подтверждающими, что мы не одиноки во Вселенной.
«Жена астронавта» на российский лад? И сама «Жена» шедевром не была, чего ждать от ремейка. Однако «Спутнику» было решено дать шанс.
Оказалось, картина не копирует одного американского прародителя, вдохновляясь многими, может порадовать зрителя атмосферой Союза и некоторой интригой, несмотря на предсказуемый финал.
Ностальгическими реалиями СССР фильм пронизан с самого начала. Разборки вокруг излишне инициативного доктора. Космонавты — несколько месяцев «восстанавливающиеся» на закрытой территории. Вежливые ребята из Комитета Глубокого Бурения с предложениями, от которых невозможно отказаться. Аутентичная техника, электроника, одежда и обувь персонажей (кроме охраны). Обстановка помещений. Даже непременная борьба с людоедской системой на месте.
С матчастью, антуражем и мрачноватой атмосферой эпохи создатели ленты поработали от души.
Зачет.
Без нюансов, как полагается, не обошлось. Маловероятно, чтобы полковник КГБ мог творить на таком объекте все, чего его левая нога захочет, не ставя в известность центр. Подсидели бы бравого полкана как пить дать. Каждый майор желает стать полковником.
С зеками доблестный Семирадов как-то слишком уж вольно обходился.
И странноватые прицелы на автоматах охраны оставили в искреннем недоумении. Это что – мощная оптика на укороченных вариантах «Сучек»??? Зачем??? Нет, я понимаю, для того чтобы зритель проникся «крутостью» института. На эту же мельницу льет воду необычная форма местных вояк. Но выглядит все это странновато.
Неплохо поддерживается интрига. Поначалу мы, вместе с героиней, не понимаем (хотя догадываемся), что вообще происходит, и на кой черт ее сюда притащили. Позднее, когда слетает покров тайны, перед нашей докторшей встает сперва научная, а затем моральная дилемма. Жаль, завершение выглядит слишком уж читающимся. Правда, путей, способных привести к этому самому завершению, не один, и наблюдать за тем, какой именно выберут постановщики, довольно любопытно.
Особым размахом и темпом лента не отличается – проект довольно камерный и неторопливый.
Значимых персонажей тут ровно три штуки (не считая местного доктора). Или все же четыре? Они слабенько прописаны, обладают небогатым шлейфом роли и сыграны довольно сдержано. Но при этом не раздражают.
Татьяна (Акиньшина ). Интересный персонаж. Настоящий врач, жаждущий спасти всех, не боящийся рисковать для блага пациента. Отличный специалист, наблюдательный, добрый человек. Переживший жесткие детские психотравмы. И сумевший с ними справиться.
Да, излишняя привязанность к пациенту выглядит слишком уж внезапной, яркой, мощной и несколько неестественной. Все же обычно для возникновения такого отношения требуется больше времени и общения. Но обстоятельства, а также некоторые нюансы биографии Константина, позволяют принять на веру эту условность.
Вишняков (Фёдоров). Человек, всей душой стремящийся в космос, совершавший ради вожделенного полета не самые благовидные поступки. Осознавший ошибки, пытающийся отыскать выход, стремящийся завершить незаконченные дела.
Фёдоров практически всегда играет настоящих, крутых мужиков, но делает это по-разному. Вишняков вышел у него сильным, самоувернным, но надломленным. Способным на подлость и на жертву. Эгоистом, сумевшим сделать правильный выбор.
Полковник Семирадов. Постаревший Бондарчук изображает ласкового и вежливого чекиста, претерпевающего на наших глазах нехилую трансформацию. Из «чуть ли не ученого» на свет вылезет агрессивное, властное существо, готовое для достижения своих целей на что угодно. И в космос летать не пришлось.
Да, решив, что перед нами фантастика, создатели ленты не стали морочить голову хоть малейшим логическим обоснованием ТТХ Спутника. Мол, раз из космоса – то может так, вот так, и вот эдак. А если очень захочет – то и развотэтак. И головы отрывать на щелчок пальца. Но некоторые моменты (начиная с проникновения в «Орбиту») и продолжая неимоверной, прям-таки чрезмерной крутостью в бою, смотрятся слишком уж притянутыми за уши. Но то такое, можно и не обращать внимания.
Да, периодически фильм вызывает откровенное «дежа вю» — оригинальностью «Спутник» похвастать не может, использовав «потрошку» от множества голливудских фильмов.
Зато идейная подоплека в ленте имеется. От «Оружия – гарантии мира» — хитового принципа сильного, в исполнении всевластного полковника. До размышлений о страхе («Люди чемпионы по умению качественно бояться»). И морали, помогающей людям не становиться зверьми. Морали, которую олицетворяет Татьяна. Морали, способной сдержать зверя внутри, отодвинуть на задний план животные инстинкты, вплоть до самого основополагающего. Не поспоришь – дело нужное.
Эрго. Камерный триллер-хоррор с качественной атмосферой Союза, вменяемыми актерскими работами. Да, лента получилась местами недодуманной, изрядно предсказуемой, ничего нового постановщики нам не покажут, но в целом, уделить внимание творению Абраменко можно.
Режиссер: Егор Абраменко
В ролях: Оксана Акиньшина, Пётр Фёдоров, Фёдор Бондарчук, Антон Васильев, Павел Устинов, Виталия Корниенко, Наталья Швец, Алексей Демидов, Александр Марушев, Альбрехт Зандер, Александр Шам
Супермен? Бэтмен? Мстители? Забудьте! Из супергероев в Америке есть лишь Джон Хэнкок (Смит). Потушить пожар, задержать преступников, остановить ограбление – плевое дело. Правда, он очень много пьет, мается одиночеством и не любит людей. И те платят ему взаимностью.
Так и продолжалось бы еще неведомо сколько, если б не пиарщик Рэй Эмбри (Бейтмен). Хэнкок спас парню жизнь и Рэй всерьез решил отблагодарить супергероя, наладив его отношения с общественностью.
Эмбри хороший профессионал и дело свое знает туго. Отношения Джона с публикой начали налаживаться, и все, казалось, будет хорошо. Если бы не супруга Рея – очаровательная Мэри (Терон).
Мы видали супергероев в самых различных ипостасях. Мрачных спасителей мира. Забавных космических раздолбаев. Преследуемых властями изгоев. Сражающихся друг с другом титанов. Но Хэнкок, несмотря на огромное количество комиксоидного кино свалившегося на нас за последнее десятилетие, до сих пор остается уникальным.
Он пьет виски литрами, ночует на остановках, либо в домишке на пустынном берегу. Является откровенным социопатом, но не как изысканный Шерлок, а как обычный пацан из Гарлема. Замкнут, угрюм, необщителен. Страдает кучей психотравм и давненько не видел человеческого к себе отношения. Ругается с согражданами, выслушивая от них оскорбления, и не лазя за словом в карман. При этом продолжает спасать и помогать людям.
Начинается лента в откровенно комедийном ключе.
Нелюдимый супергерой пытается хоть как-то социализироваться. Смешно. Уилл Смит не особо блещет эмоциями, но в случае Хэнкока это образу только на пользу. Темные очки, ускользающий и много говорящий взгляд, пренебрежение мнением окружающих, некоторая инфантильность, защитная раковина, будто обволакивающая его с ног до головы. И всесокрушающая харизма. Уж чего-чего, а этого дела у Смита выше крыши.
Вопросы изгоев в обычном мире поднимались не раз, не два, и даже не сотню. Но в приложении к супергероям обычно все подавалось гораздо серьезнее. Постановщики же Хэнкока изрядно понизили градус пафоса. Джон иногда напоминает обиженного ребенка, шутит по-черному, позволяет себе абсолютно неполиткорректные действия и высказывания, и кажется более живым, чем практически любой из персонажей кино-комиксов.
Во второй части картины создатели ленты переходят от проблем одиночества и самокопания к вопросам любви и ее воздействию на человека. В процессе они теряют ироничную легкость, взамен подбавляя изрядно трагедии. Становится больше сентиментальности, патетики, нахмуренных лиц и возвышенных фраз.
Сюжетный поворот хорош, никто не спорит. Но вот оправдан ли? С одной стороны даже жалко тот несерьезный подход к чертовски серьезным вещам, который был с нами первые 40 минут фильма. С другой – дальнейшего развития у образа протагониста без смены правил игры не было. Он достиг чего хотел, наладил контакты и последующие использование тех же приемов, было бы топтанием на месте. Постановщики Hancock топтаться не захотели. И были скорее правы, чем нет.
Тем более, в их арсенале было еще одно убойное оружие по имени Шарлиз Терон. Шарлиз великолепна. Как практически везде. Растерянный, жутко удивленный взгляд в начале. Повадки типичной домохозяйки-наседки, заботящейся о своем семействе. Последующие изменения, выражающееся во всем. В походке, взгляде, пластике, макияже, одежде. Маладца!
Спецэффекты, кстати вполне эффектны. Взрывы, природные катаклизмы, полеты, разваливание всего вокруг вдребезги пополам. Да, кое-где компьютерность и не старается спрятаться, но для 2008 это в порядке вещей.
Да, к логике происходящего хватает вопросов. Почему именно столько времени требуется для того что случилось? Почему это не произошло раньше, ведь контакты были и в весьма больших количествах. Почему столько быстро сработало удаление одного от другого? А о том, как были перенесены все ранения в финальной драке (заметим, уже вполне нормальным субъектом) даже спрашивать неловко.
Но все эти нюансы практически не портят впечатление от фильма. Ну не это главное. Главное то, что проблемы одиночества, социализации и их решения можно подавать по-разному.
И даже супергерой нуждается в хорошем пиарщике. А вы как думали? 21 век на дворе.
Эрго. Хорошая комедийная зарисовка об одиноком несоциализированном супергерое, после экватора трансформировавшаяся в более серьезное эссе о любви и уязвимости от этого чувства.
Идеальный вирус, или Спорные тезисы о предназначении гомо сапиенс
Близкое будущее. В один далеко не приятный день что-то стряслось со всем человечеством. В порядке остался лишь кусок России, Украины, Финляндии, Эстонии, Латвии.
С остальными территориями связь утрачена. Разведгруппы, уходящие далеко от границ Круга жизни, пропадают бесследно. Что произошло, непонятно.
Но самое главное, что, похоже, еще ничего не закончилось. И людская цивилизация стоит на пороге окончательной гибели.
С приличной фантастикой в российском кинематографе не особо складывается (правда, и в мировом ее не сады). Но попытки не прекращаются. Очередная лента, на которую было потрачено больше 4 млн. долларов, оставила неоднозначное впечатление.
С одной стороны – постановщикам удалось передать депрессивную обстановку конца привычного света, а также создать пару действительно напряженных боевых сцен.
С другой – история выглядит рваной, персонажи непроработанными, логических дыр куча, а финал вызывает искреннее недоумение.
Сперва о приятном.
Атмосфера у «Аванпоста» хороша. Киберпанковское будущее, переливающееся неоном огней, 3d-ными рекламами (и не только). Небо, заполненное дронами и прочими летающими агрегатами. Невесомые смартфоны, искрящиеся как новогодние елки. Продвинутые «вертушки», навороченная экипировка и бронники, хитрые светильники, шикарная медицинская аппаратура, модные сигнальные ракеты, летящие за многие километры с известием, роботы-шагоходы с пулеметами, радары-обнаружители, видящий людей сквозь стены. Разве что БТРы почти классические, неужто ничего лучше придумать просто невозможно?
Холодные синие цвета, излюбленные постановщиками. Шокирующее известие, вынимающее наружу все самые потаенные страхи. Мрачные уголки Москвы. Навязчивая музычка. Апокалиптические граффити, бунты, бессмысленные и беспощадные (здравствуй, «Притяжение» ). Пустая земля, разрушенные мосты и здания.
И, пожалуй, главное – непонимание происходящего. Что стряслось с остальным миром? Отчего, произошло, то, что произошло? Кто наш враг? Ощущение паранойи, непонимания, ужаса, отчаяния, буквально разлито в воздухе. Навевает воспоминания о кинговском «Чужаке». Даже жаль, что разгадка приходит так быстро. Стоило бы еще потянуть.
Способ съемки, когда экшен, перебивается сюжетообразующими диалогами, а прилетевшая в одном кадре граната, может взорваться через полдесятка минут в другом – любопытна, и заставляет с нетерпением ожидать завершения обеих арок. Как и мистическая линия с «сенсами», телепатией и прочей магией.
Также постановщикам удался абсолютно убойный «боевой» отрезок, явно ориентированный на «Падение Черного ястреба». Когда небольшое количество вояк отбивается от огромной толпы врагов, активно пользующихся стрелковым оружием и гранатометами. Ни на секунду не оторваться: ураганно, адреналиново, брутально, кроваво. Опять же, нам показывают два параллельных сражения. Побольше бы такого экшена, глядишь и часть проблем картины удалось бы скрыть.
Да и мясорубка с помощью БТР оставляет сильное впечатление. Понятно, что как гордо заявляют постановщики: «70 % общего хронометража сделано с применением компьютерной графики», и эта сцена явно среди 70, но все равно внушает.
По структуре — круг показанных событий медленно, но верно превращается в точку. Ключевую. Сперва общая ситуация, затем сужение до аванпоста, затем до нескольких боевых групп и – апогей апофеоза, решающий судьбы цивилизации.
Главных героев у нас тут фактически два, оба бравые вояки.
Юра (Фёдоров). Мрачный парень с матерью, страдающей жесточайшим склерозом. Циничный, уверенный, эгоистичный «мастер пикапа». Человек, упивающийся адреналином и своей значимой ролью в новом мире.
Единственный более-менее прописанный и прилично сыгранный персонаж.
Его друг Олег (Чадов) из семьи потомственных военных, маменькин сыночек, пошедший в армию чтобы доказать отцу, что он, Олег, не хуже старшего брата, погибшего на войне. Парень вроде как должен демонстрировать альтруизм в противоречие эгоцентризму Юрия, но выходит это у Чадова так себе.
Бравый подполковник (точнее «-ца», вот так! Не все загнивающему Западу бабами-воительницами/разведчицами хвастать!). Майор – отец солдатам (Лавроненко ) – железобетонны и ответственны – служивые, что с них возьмешь.
Барышни – журналистка и лекарша. Эти и вовсе выветриваются из памяти как туман поутру.
С персонажами в ленте откровенная беда. Кроме Фёдорова, хоть как-то позволяющего поверить в своего героя, остальные откровенные функции.
Дегтю в и без того не очень большую бочку меда добавляет странно-провальная манера российских постановщиков снимать свое творение одновременно как полнометражный фильм и как сериал. Вспомним «Адмирала», «Темный мир», «Три мушкетера». В результате, если зрителю повезло увидеть телевизионную версию, у него может сложиться полное впечатление о проекте. Если полнометражную – он так и будет пытаться понять, откуда взялись те или другие люди, отчего герои делятся информацией, о которой у нас с вами нет ни малейшего понятия, и почему фильм выглядит, будто нарезка условно смонтированных эпизодов с огромными лакунами, и это несмотря на откровенно затянутый хронометраж. Да потому, что так оно и есть! Ждите сериал!
Логикой событий создатели «Аванпоста» тоже не особо заморачиваются. То доблестное командование выгоняет бойцов практически в чисто поле, хотя у них под ногами полностью оборудованная крепость со стенами, подземельями и крупнокалиберными пулеметами. То сами вояки, экипированные продвинутыми ПНВ, пуляют осветительными ракетами, хотя те лишь портят им картину (или то были прицелы? Хай знатоки поправят). А затем, видимо пожалев пулеметов, способных при массовом использовании нашинковать в капусту любое количество биомассы, грудью заслоняют родной аванпост. Это к вопросу о неверии постановщиков в волшебную силу крупнокалиберных пулеметов, зря вы так батеньки: она есть, особенно прикрытая броней. Особо умилила гигантская колонна бронетехники, уходящая в последний бой (при том, что на аванпосте ее было, как грязи). Понятно — сколько выдали, столько и снимаем (пририсованный танк по быстрячку вывели в расход), но выглядит это несколько глуповато. А с характеристиками бронежилета вы хотя бы могли определиться? То он держит автоматную очередь в упор («все ребра переломало»), то не помогает от одиночных выстрелов с большой дистанции.
Скупую мужскую слезу вызвала журналистка с камерой в разведгруппе, уходящей в дальний рейд. Да, ладно! Такого даже в демократических западных армиях не бывало, а уж в российской? Я понимаю фантастика, но зачем же нам сказки рассказывать для дошкольников?
Мотивация товарища Ида и вовсе, похоже, находится на уровне Портоса. По крайней мере, другой мотивации нам не предоставили.
Да и разборки в стиле драки посохами джексоновских Гэндальфа и Сарумана уже несколько надоели. Неужто сложно придумать поединок таких сил без мордобития?
Без пафоса, понятное дело, не обошлись. «Кто это? Враги! Что надо делать с врагами? Убивать!»
Вдобавок создатели ленты поставили своему творению странный и крайне глупый финал. Что это вообще было, Бэримор? В город Киров прибыли те самые недоразвитые дошкольники? Даже в наших пенатах любую важную систему без дополнительного контура безопасности не выпускают, а здесь? Ну а шланги, которые пинком повредить можно, стали последней каплей.
Моральный посыл ленты также неоднозначен. Бог с ним, с идеальным вирусом, и совершенным захватчиком, сермяжная правда имеется. И фраза о том, что «вами движут только размножение и насилие, в уничтожении жизни вы не знаете себе равных» в отношении многих гомо сапиенсов ложится идеально. Но концепция войны, как двигателя развития человека, единственного его предназначения, в 21 веке смотрится откровенно слабо и архаично. Как и попытки провести черный пиар в отношении милосердия и любви.
Понятно, что с другой стороны нам практически прямым текстом говорят, что это слова Отца Лжи, а значит верить им нельзя. Да и финальные действия «зондер-команды» подтверждают, что не все люди такие, как утверждал Ид (хотя извините, но вот не верится мне в такое поведение глазастой троицы). И сам режиссер говорит, что снимал «антивоенное кино». Но осадочек все равно остается.
Эрго. Очень неровный фильм, радующий параноидально-таинственной атмосферой, перекрестным способом подачи материала, да парой классных боевых сцен (в принципе этими сценами независимому зрителю можно и ограничиться). Остальное не тянет.
Режиссер: Егор Баранов
В ролях: Пётр Фёдоров, Светлана Иванова, Алексей Чадов, Ксения Кутепова, Константин Лавроненко, Филипп Авдеев, Артем Маркарьян, Сергей Годин, Артём Ткаченко, Лукерья Ильяшенко
Влечение к предельному Включению, или Нам есть куда стремиться!/Лестница от животного к Богу
29 век. Постлюди. Инклюзии. Инопланетяне. Невообразимые технологии и далеко зашедшая эволюция человеческого рода.
Конкуренция. Интриги. Кланы. Покушения. Убийства.
И в центре этого всего праздника жизни — воскрешенный космонавт из прошлого.
Согласно прогнозу — возможная причина войны.
А может и тот, кто способен перевернуть устоявшееся мироздание?
Яцек Дукай, автор шикарных «Иных песен» считается лидером современной польской фантастики. Посему Perfekcyjna niedoskonałość, написанное еще в 2004, и лишь в прошлом году добравшееся до наших пенатов, ожидалось с огромным интересом.
Дукай не подвел. Роман интересный, и как всегда у Яцека, не самый простой для восприятия.
Перед нами будущее «900 лет спустя». За это время на Земле и вокруг многое изменилось (а многое осталось прежним).
Человечество совершило таки долгожданный рывок, выйдя за границы обычных хомо сапиенсов. Правда, далеко не все, а лишь ничтожная его часть. 99 процентов людей напрочь отказываются играть в игры с восхождением по кривой прогресса HS, удовлетворяясь нехитрыми развлечениями и не являясь гражданами Цивилизации человеков.
Серди остальных, кроме собственно стахсов (Standard Homo Sapiens), имеются постлюди (Post-Human Being), внекосмические компьютеры, слабопостижимые, многогранные инклюзии и еще некоторое количество забавной выхухоли. Это не считая самых натуральных алиенов нескольких рас.
Большинство из них существуют на нескольких уровнях реальности, причем порой одновременно: в материальном мире и в виртуале, могут пользоваться разными комплектами чувств, управляя десятками манифестаций себя любимого, находиться в куче разных мест одновременно. Что уж говорить о такой мелочи, как моментальная смена вкусовых предпочтений: от тошноты до искренней любви к определенному блюду.
Кривая прогресса хомяков разумных (и не только) ведущая от стахсов к инклюзиям неплохо продумана и обоснована.
Жаль, особых психологических отличий людей будущего от наших современников, мы не увидим. Те же интриги, те же попытки стать самой большой жабой в болоте, те же убийства и гордыня.
Зато наблюдать за постлюдми, с их неординарным отношением к полу, способом существования — одно удовольствие. Особенно крышесрывным становится начало романа, наполненное терминологией будущего, нестандартными словесными, языковыми конструкциями, полностью отрицающими привычные гендерные подходы, сперва дико похожими на опечатки («Максимилиан следилу за ними сквозь вино, сквозь дракона, сквозь хрусталь. Сейчас ону сгустилусь на Плато едва ли не точечно, оставив прочие свои манифестации», «Я былу приглашену на свадьбу – и прибылу»), резкими многоуровневыми сменами планов и пластов от лица фоэбе. Использованием знаков препинания для передачи разных уровней общения и восприятия постлюдей. Натуральный срыв башки. К которому, по счастью, довольно быстро привыкаешь.
Но и без обычных (почти обычных) людей Дукай нас не оставит. Те самые стахсы, достигшие нехилого долголетия (с помощью архивации воспоминаний, личности и подселения их в случае смерти в другое тело), вовсю пользующиеся ископаемой стайностью/клановостью, чувствуют себя в мире будущего весьма неплохо.
Локация романа многообразная и богатейшая. Отслеживать нюансы будущего Дукая становится одним из интереснейших занятий во время чтения. Яцек познакомит читателя с метафизикой, по законам которой живет его мир, и прочими научными достижениями 29 века. В частности, внушает идея Сол-Порта – недетские забавы с пространством-временем. Концепция Плато. Да и использование нескольких времен порадовало. Как и фантасмагоричные приключения протагонистов в Мешке.
Ведь перед нами крепкая научная фантастика со смелыми идеями, любопытными мыслями и предположениями.
Не оставит автор читателя без местной бурной политической жизни. Конфликты, разборки и дуэли (!) меж кланами, стахсами, горизонталистами, вертикалистами, фоэбе, инклюзиями, деформантами. Жизнь кипит!
Качественными получились и ведущие персонажи.
Анжелика Мария Макферсон — младшая дочка стахса Макферсона, семнадцатое его дитя согласно Старой Традиции. 19 летняя девушка, воспитанная в африканском монастыре иезуитов. Дитя Африки, которому папаня поручил шефство над его собственностью.
Адамом Замойским. Астронавтом из далекого прошлого, восстановленным из останков на борту старого космического корабля. Человеком, которым не должно было быть на этом звездолете. Лишенным памяти гостем из прошлого, пытающимся постигнуть напрочь изменившийся мир будущего. Загадочным субъектом, хранящим в глубине немало тайн, ставшим причиной судьбоносных событий. Нашим проводником, своеобразным воплощением ошарашенного читателя во вселенной Дукая. Радует Адам серьезным развитием, потихоньку превращаясь из первобытного человека в полноправного участника событий.
Наблюдать за отношениями этой парочки, их трансформацией, интересно, и интересно весьма.
Как вишенки на торте – виртуальность, которая гораздо больше чем виртуальность. Разговорчивые кони-генималы. Чрезмерно могущественные и не очень эффективные Войны. Вопросы воспитания, взросления. Размышления о сути человечности, самотождественности, идентификации себя. И, конечно, любовное описание Черного континента («Африка – это мужчина, его гнев и наслаждение никогда не длятся слишком долго»), наполненное путешествиями по саванне, охотой, ночами под бескрайним небом, уважительно–убийственным отношениям к слонам.
Стоит отметить частое использование оборванных фраз в диалогах. Жизненный прием – как часто во время разговора собеседник дает вам высказаться до конца? Или вступает в полемику, не дослушав ваших аргументов? Так отож.
Да, финал, при желании легко назвать «открытым» (ходили слухи, что Дукай планировал продолжение, однако, по-видимому, оно в планах и осталось), но, в принципе, историю пана Замойского можно счесть завершенной.
Эрго. Непростое для восприятия (особенно в начале, пока не привыкнешь в авторскому стилю), но поразительно атмосферное путешествие в будущее по Дукаю. Масса размышлений о пути развития разума, человечности, завораживающая картина грядущего. Вещь сложная, но достойная.
Путешествие в 19 век, или Три палки в синее колесо заговора
Загадочный прием в стенах отдаленного поместья Харшморт в Орандж-Локс накрепко связал вместе трех абсолютно незнакомых людей.
Юную мисс Темпл, увлекшуюся недостойным для молодой леди занятием – слежкой за бывшим женихом. И пускай она теперь точно уверена, что дело отнюдь не в романтическом увлечении, но…
Наемного убийцу по прозвищу Кардинал Чань, из рук которого выхватили его очередную жертву. И пускай полковник Траппинг все равно был убит, Чань сам видел его тело, но…
Доктора Свенсона, опекуна и няньку беспутного принца Мекленбургского. И пускай принц вроде вырван из лап недостойных негодяев, поселившихся в Харшморте, но…
Все трое после визита в поместье прекрасно понимали: то, что началось в Орандж-Локс далеко от завершения.
Их жизнь уже изменилась: что-то странное, загадочное, смертельно опасной тенью нависло над каждым участником событий. Это не считая вполне земных проблем от влиятельных и богатых людей, также имеющих свой непонятный интерес в этом неведомом деле.
Жизнь наших героев уже изменилась.
Похоже не только их одних.
А что случится, когда это трое наконец-то встретятся?
Карьера американца Гордона Далквиста в писательском ремесле вышла не совсем типичной. С одной стороны, его занятие драматургией вроде как располагало к написанию прозы. С другой – далеко не все драматурги способны сочинить не пьесу, а полноценный роман. Все же эти жанры, несмотря на кажущееся сходство, изрядно далеки друг от друга.
Возможно Гордону помогло еще одно его увлечение – кино. Короткометражки Далквиста неоднократно светились на независимых фестивалях.
Как бы то ни было, дебютная книга Гордона произвела буквально фурор. По слухам издательство предложило ему 2 миллиона долларов за этот роман и его продолжение. Это не считая номинации на премию Локус за лучший дебют.
Что же такое получилось у нашего мастера на все руки?
Вышла весьма интересная и неординарная вещица, интересная в первую очередь стилем.
Стилем 19 века. Последнего столетия в истории человечества сохранившего остатки некой куртуазности, и галантности что-ли. Позабытого, таинственного века, когда наука еще только набирала свою магическую силу, когда скорости не достигли нынешних безумных уровней, орудия убийства не приблизились к современным неимоверным возможностям, и даже злецы не утратили нотку старой доброй патриархальности. Столетию, еще не знавшему мировых войн, мирного атома, и миллионных жертв «локальных» конфликтов. Времени, предстоящему пред «веком-волкодавом».
Этим самым 19 веком пронизано у Далквиста буквально все. Перипетии. Реакции. Описание места действия – не названной по имени территории, чертовски напоминающей Англию. Отели, улицы, особняки, магазины, аристократический быт. Все это будто возвращает нас в то ностальгическое время, куда там пресловутой машине времени.
На эту же мельницу льют воду образы протагонистов — второй откровенной удачи Гордона.
Вся троица жутко колоритная, до одури стильная, и практически не выбивается из контекста эпохи, на диво удачно избегая анахронизмов в своих действиях, и даже мыслях.
Мисс Темпл – молодая дама из богатой семьи, выросшая на острове вдали от метрополии. С одной стороны образованная молодая леди, не чуждая романтики и любовных томлений (в девках пересидела – уже 25 годочков). С другой – упорный Пеппи Длинный Чулок с крепким характером и ноткой здоровой наглости – воспитание на далеких островах дает о себе знать. Она размышляет, сомневается и переживает, как обычная юная девица. Но при этом вполне способна на поступок и действие (правда, не всегда разумное), чем привлекает читателей не только женского пола.
Доктор Свенсон – медик-офицер и поверенный министра небольшого германского княжества. Интеллигент, джентльмен, переживший в свое время серьезную личную трагедию. Эдакая «золотая середина» нашей троицы. «Середина», к сожалению частенько срывающаяся в силовое решение проблем, вместо использования «серого вещества». В его оправдание нужно сказать, что времени сесть и хорошенько подумать, противники ему практически не оставляют.
Кардинал Чань – в силу особенностей профессии – человек действия. Беспощадный киллер, не отягощенный нравственными ориентирами. На первый взгляд. Со временем выясняется, что и мозгами наш наемник отнюдь не обделен. И моральные принципы присутствуют. И на любовь он способен. И на самопожертвование.
Подавляющее большинство глав рассказывают нам историю от лица одного из троицы, вовсю используя языковые и поведенческие особенности, присущие каждому из героев. И эта перекличка воспринимается абсолютно шикарно. Текст плавно переливается от события к событию, органично продолжая, дополняя и развивая начатое в предыдущей части. Только немного под другим углом восприятия.
Вполне в ключе времени и антагонисты. Зловещий заговор. Жуткие эксперименты. Тайная организация с трескучими идеями до боли знакомыми читателю. Яркие злодеи, безнравственные, опасные, коварные.
На общую стилистику романа работает и талантливое смешение жанров, предпринятое Далквистом.
Начинаясь как женская проза с элементами эротического романа (в стиле незабвенной «Истории О») The Glass Books быстро превращается в готический триллер, приобретая также черты остросюжетного детектива, сдобренного политическими интригами и напряженными боевыми сценами. Каждая глава от лица одного из героев добавляет роману новых красок и оттенков, превращая его в весьма нетривиальное полотно.
И, конечно же, интрига. Она цветет и пахнет фактически с первой страницы. Загадки множатся как грибы после дождя. Информация добывается героями с огромным трудом и по малюсеньким кусочкам. Фактически до самого финала полной картины мы так и не увидим.
Увлекательно.
Помимо стилистики и качественного разыгранного действия, работа Гордона интересна и своими моральными аспектами (какой роман 19 века без моралитэ?). Поразмыслит автор над проблемой научных достижений, попавших не в те руки. Над духовным развитием человека. Выявлением его лучших качеств в тяжелых обстоятельствах. Извлечением худших, или неоднозначных, типа неистовства и чрезмерного упорства. Психологическими нюансами управления толпой и отдельными индивидуумами. Поиздевается над громкими идеями, такими привлекательными для гомо сапиенс, независимо от века, в котором они живут.
Ничего сверхъестественного, но в данном антураже смотрится живо и не нудно. И, к сожалению, весьма актуально.
Эрго. Отличное стилистическое упражнение – оммаж 19 веку, с качественным смешением жанров, удачными героями, вечно живой интригой, и не без морали.
Объем разве что изрядно великоват. Далеко не каждый читатель сможет сдюжить полторы тысячи страниц погружения в прошлое. Но те, кто осилят – скорее всего, не пожалеют.