Переплетение миров, или Драконье семейство. 23 года спустя
Два с половиной десятилетия минуло с тех пор, как вернувшийся Дракон остановил натиск Прирожденных.
С тех пор в Срединном мире на первый взгляд наступило натуральное благоденствие. Виктор оказался строгим, но справедливым правителем, заботящимся о своих подданных.
А еще у него и Единорога-Тэль появилось двое детей: мальчик и девочка, из малышей в свое время ставших подростками.
Все было хорошо, пока некоторые владеющие Силой не почуяли приближение непонятной, но жуткой угрозы.
В борьбе с которой, похоже, ключевым моментом станет выбор детей Дракона.
«Не время для драконов» увидело свет в далеком 1997 году, когда деревья были большими, а трава на порядок зеленее. Спустя без малого четверть века (любопытно что в мире романа прошло ровно столько же времени), Лукьяненко и Перумов вернулись в мир «Драконов». Затеяв параллельно игру с выбором индивидуальных финалов для читателей и поглавной публикацией романа.
Заниматься всей этой фигней у меня не было ни времени, ни желания, посему поговорим об универсальном варианте, пошедшем в печать.
Похоже, что «Не место» соавторы писали с явной оглядкой на young adult. Половина главных героев – детишки Виктора и Тэль — юны, находятся в самом что ни на есть пубертатном возрастном периоде.
Мы проследим за тем, как они начинают поиск себя, столкнутся с необходимостью принимать сложные решения, окажутся в условиях, когда от их выбора многое зависит. С этой точки зрения перед нами двойной роман взросления.
Разыгрывать его будут Нотти – олицетворяющая бунтарское начало, и Всеволод – старший брат и наследник, гораздо более спокойный, жесткий и ответственный товарищ.
Не оставят читателей без очередного попаданца – тоже, что характерно, проходящего по ведомству young adult. Эрик – паренек, способный преподнести всем нашим знакомцам немало сюрпризов.
Старых персонажей не позабудут, причем большую часть времени действовать они будут отдельно от своих чад.
Увидим мы Лой Ивер – с одной стороны сохранившую свой любимый метод воздействия на людей. С другой – осознавшую, что есть в жизни что-то кроме секса.
Ритора – сперва ставшего отшельником, а затем нашедшего себе занятие, вновь влияющее на судьбы мира.
Обжору – количество тайн которого потихоньку зашкаливает.
И, само собой, Виктора с Тэль.
Господин Дракон правит Срединным миром, не покладая лап. В один не очень прекрасный день узнавая, что делал все не так уж хорошо, как ему представлялось. Благо, чувством вины особо терзаться некогда – беда на пороге.
А его очаровательная супруга обеспечивает благоверному надежный тыл, причем не только в семейной жизни. Ведь наступает пора, когда придется вспомнить молодость, отправившись в путешествие-квест, как обычно решающее судьбы миров. Напомнить тем, кто позабыл, что Неведомого клана не зря опасались лучшие маги.
Познакомят поближе с Серыми Пределами и совершенно новой локацией – Крайним Востоком, местом, где Срединный мир ближе всего к Хаосу и Изнанке. Местом, насыщенным магией по самую завязку, куда попадают те из порождений Хаоса, кто стремится воплотиться в Срединном мире.
Ненадолго забросят на их родину. Покажут чудовищ с разных граней мироздания.
Проведут тайными Тропами меж мирами, которыми могут гулять лишь кошки да единороги. (Амбер? Как ты изменился!). Забросят в любопытный Город без времени (Святые ударники – это хорошо).
Не забудут пошутить, когда зло, когда по-доброму. В частности над охотниками на чудовищ и Геральтом лично. Организуют пару-тройку литературных игр с читателем, из серии: «вспомни персонажа». Немного поиронизируют над собой.
Поговорят о противостоянии Хаоса и Порядка (напомнив о дядьке Муркоке). Столкновении магического и технического путей, жестких конструктов с Изнанки (политика, юриспруденция, голосование!). О равновесии и взаимовлиянии миров. Поглощении одного другим.
Поведают некоторые тайны прошлого – в частности нюансы восстания, обрушившего власть клана Драконов.
И, конечно, не оставят без очередного Вторжения Прирожденных. Причем такого, что предыдущий визит орлиноголовых кораблей покажется детским лепетом на лужайке.
А чтобы мало не показалось, окунут в дебри зарождающейся революции, завершив дело эпичным сражением (к сожалению, одним единственным). Подвязав к завершению практически все линии, как оставшиеся от начального тома, там и возникшие по ходу текущего.
В процессе допустят несколько несогласованностей. К примеру, во второй книге Кошки вдруг научились оборачиваться в свое хвостатое альтер-эго. Хотя в первой было четко сказано, что они этого делать не могут.
Динамика романа на уровне. На головы юных и не очень протагонистов регулярно обрушиваются невзгоды. Они сражаются, странствуют меж мирами, взрослеют, испытывают чувство вины, понимают многие важные вещи. Ставят на кон свою жизнь и судьбы миллионов живых существ.
Элементов семейной саги в некоторые моменты становится многовато, но что уже поделать, если роман во многом как раз хроника одной неординарной семьи и выбора, который делают ее члены. А вот магии, напротив, поменьше, чем в «Драконах». Жаль.
Язык не блещет, но он никогда не был сильной стороной ни одного из соавторов.
Как магическое приключение — «Не место» вполне на своем месте, пардон за каламбур. Что уже немало. Да и оптимистичный финал порадовал. Не все же темнофентезить.
Эрго. Семейное колдовское приключение, частенько заглядывающее на территорию young adult с его взрослением и обретением. Старые герои на месте, плюс поддержка нового поколения. Корректное завершение недосказанного ранее, плюс развитие мира. Не шедевр, но вернуться в навевающий ностальгию Срединный мир — приятно.
Брутальный Осирис, или Месть неважна, главное – семья!
Капитан Рой Палвер (Грилло) занимался тем, что активно разрушал свою жизнь. Променяв жену и сына сперва на военную службу, а затем на алкоголь.
Его встреча с бывшей – ученым и доктором Джеммой Уэллс, работающей над каким-то жутко секретным проектом, казалось, сулит возобновление отношений. Тем паче Джемме от Роя было явно что-то нужно.
Каково же было удивление Роя, когда его следующее утро началось с целой толпы киллеров, жаждущих его смерти.
И достигающих своей цели.
Но на этом жизнь Роя не закончилась.
Ведь следующим утром он проснулся, как ни в чем не бывало, чтобы снова умереть от рук убийц. Временная петля, знаете ли.
В которой Палвер поставил себе задачу разбираться в том, что же, черт возьми, происходит! Неужто в его странной судьбе виновата работа экс-супруги, и ее судьбоносный проект?
Перед нами эдакое задорное мочилово, мясорубка под бодрую музычку, чем-то напоминающее то Охоту, то Козырных тузов того же режиссера. С меньшим количеством откровенно-кровавых сцен, правда. В глубине несущее любимую американскую мораль о важности семейной жизни.
Структура ленты нелинейна, начинаясь с 140 попытки Роя дожить в этот день хотя бы до 12.48 пополудни. Нам показывают сперва 140 день, затем 50, затем 80, затем… Вскоре добираясь до последнего нормального дня, с которого все началось.
Сопровождается картинка постоянным закадровым текстом от лица ГГ, который делится внутренними переживаниями, недоумениями по поводу целей киллеров, ведает о противниках, планах, пройденном пути. Все это не только рассказывается, но и показывается. То, что мы уже видели — проходит на ускоренной перемотке, свежим моментам уделяется больше внимания. Смотрится интересно.
Что именно произошло — становится понятно довольно скоро, дальше интрига строится вокруг того, как именно Рою удастся добраться до злодеев.
Способов нам покажут приличное количество. Любую ситуацию Рей может переиграть на следующий день, уже со свежим опытом и знаниями. По кусочкам восстановить события. Боевые хореографы картины поработали на славу. Предоставить на суд зрителей с полдесятка вариантов одного и того же поединка или перестрелки – дорогого стоит.
Добавляют в блюдо остроты яркие типажи противников. Вертолетчик. Баба с пистолетом Гитлера. Чернокожие близнецы. Мужик с плохой машиной и арбалетом. Карлик-подрывник. И, конечно, китаянка-мечница. Каждый пользуется своим оружием, имеет собственные приемы и ухватки. Приятно. Задорно. Бодро. Экшена в ленте хватает, самого разнообразного.
Как и допущений – некоторые весьма смелые, типа шикарного освоения искусства фехтования, на уровне минимум чемпиона мира (а на самом деле круче – вспомним акробатику китаянки, тут одним фехтованием не обойдешся) за пару месяцев.
Что еще любопытнее – справедливую месть Рей свершает к исходу часа фильма. Остается еще полчаса, которые переводят ленту из разряда стебного боевика в сферу фильмов о семейных ценностях. Месть неважна – важно вернуться в семью. Будем честными – спорное решение, однако был ли у постановщиков другой выход?
Моральная подоплека лента стала ее самым слабым местом – «банально, Хоботов!». Да и бодрый темп, заданный с самого начала, все эти семейные сопли с сахаром изрядно тормозят.
Пару слов об актерах.
Рой (Фрэнк Грилло). Брутальный, харизматичный спецназовец, которому «воевать интереснее, чем возится с подгузниками». Целеустремленный эгоист, гонящийся за успехом, «компенсируя отсутствие таланта выпендрежем». Человек, в критической ситуации, способствующей переосмыслению жизни, понимающий, что именно в этой самой жизни является главным. Жутко уставший от бесконечных смертей. Пытающийся найти виновников своей нелегкой судьбы.
Его супруга (Наоми Уоттс). Муза ГГ – как полноценная личность воспринимается слабо.
Злодей (Мэл Гибсон). Полковник, вояка трудящийся на ЦРУ. Диктатор, стремящийся изменить мир. На Гибсона взглянуть всегда приятно. Тем паче, что создан образ безжалостного типа, идущего по головам, неплохо — жаль, мотивация Вентера осталась за кадром.
Отдельно стоит отметить геймерскую основу ленты. Начиная с титров, названия, которое переводится как «Уровень босса» — означая высший уровень в играх, где игрока ждет самый главный противник («босс»). Продолжая оммажем старым компьютерным играм, переданным через чемпионат и любовь сына героя к этим самым игрушкам.
Да и вся ситуация крайне напоминает игрушку-стрелялку с «сохранениями» и подгрузками сохраненной игры.
Эрго. Любопытный черноюморной боевик с приятной боевой хореографией, поданной в нескольких вариантах, колоритными убивцами, адекватными протагонистом и антагонистом.
Ведомый Ненавистью, или Магический квест по спасению мира
Обычный московский врач Виктор искренне недоумевал по поводу преследующих его поломок доселе надежных вещей. А уж тем более не догадывался, что это лишь первый шаг на пути, ведущем в Срединный мир.
Место, где паровозы соседствуют с мечами, эльфы и гномы обыденность, а людьми управляют магические кланы, порой идущие друг на друга войной.
Место, которому угрожают коварные Прирожденные на своих орлиноголовых кораблях. Место, ждущее прихода Дракона и его Убийцы.
Сущностей, к которым Виктор, похоже, имеет самое непосредственное отношение.
Ностальгический роман, искренне любимый ролевой тусовкой конца 90-х, начала 200-ных. Ставший одним из приветов от буявшей в то время весны русскоязычной фентези. Написанный в 1997-м году относительно молодыми «незакушавшимися» авторами, еще не почивающими на лаврах. Не блещущий оригинальностью, зато дающий читателю практически все, чего юной душе угодно:
-Ощущение Приключения с открытиями, битвами, опасностями и победами.
-Квест через полмира с преодолением смертельных опасностей и прокачкой персонажа.
-Кланы волшебников, с обучением, структурой, системой ступеней, стихийными элементалями. Враждующие, заключающие союзы, пляшущие на балах, плетущие интриги. Не зря «Время» как минимум единожды на Чугунконе стало основой для камеральной ролевой игры (самолично участвовал).
Камерные игры («камералки») в отличие от полигонных игр, происходящих на лоне природы с большим количеством участником, не предполагают штурмов крепостей, драк «стенка на стенку». Обычно проводятся в помещении, желательно большом (школа, детсад, понятно во внеучебное время без спиногрызов) и ориентированы в первую очередь на убеждение оппонентов, отыгрыш персонажей, интриги, тихие устранений противников с помощью кинжала или магии.
-Попаданец с Изнанки (нашей с вами Земли), вместе с которым читатель будет знакомиться с реалиями Срединного мира.
-Все более и более эпичные (здравствуй, Ник) магические сражения, поединки и обряды с использованием исполинской мощи четырех классических Стихий.
-Интрига с тайной личности Виктора, его «глюками», воспоминаниями и снами. Да и ангел-проводник Тэль долгое время остается фигурой сама в себе.
-Легкая самоирония, которой все меньше становится в наше до зубовного скрежета серьезное время, плюс стеб над фентези вообще, и магами со сперматоксикозом в частности.
-Два автора, каждый из которых на то время имел неплохую фанбазу.
-Размышления о власти и социуме.
Дело происходит, как вы уже поняли, в Срединном мире – одной из граней мироздания (вторая наша Изнанка, третья – вотчина Прирожденных)
Мир, успешно совмещающий магию с электричеством, мечи с пистолетами, паровозы с восставшими мертвецами.
Радующий глаз многообразием магических кланов, как стихийных, так и звериных-тотемных (вроде как оборотни, хотя эту их способность нам так и не покажут). Красочными столичными резиденциями кланов Воздуха и Воды. Стимпанковыми экстерриториальными гномами с их Путем (жаль эльфов совсем мало). Волшебными ритуалами, привлекающими могущественные силы. Разделением времени суток на часы силы, позволяющие магвозможностям определенного клана раскрыться в полной мере, или напротив, снижающие их «в ноль». Попаданцами с Изнанки, добавляющими этому блюду остроты.
Пугающий Наказующими — безжалостными убийцами из магических Кланов. Угрозой могущественных Прирожденных, с которыми уже случилась одна глобальная война и ряд стычек поменьше. Врагами, стремящимися завоевать эти земли, привлекая для этого собственного, сотворенного Дракона.
Драконы – жестокие, деспотичные правители этой земли, донедавна держащие всех в ежовых рукавицах. До той поры, пока их не сокрушил Убийца – нынче известный как Ритор, глава воздушного клана.
Основной конфликт книги крутится как раз вокруг возвращения Дракона. Одни волшебники считают, что только Властитель сможет остановить Прирожденных. Другие не согласны допустить восстановления тирании, утверждая, что с угрозой из-за моря справятся сами. И те и другие прилагают все усилия, чтобы не считаясь с жертвами, доказать свою точку зрения.
А те, кого они ждут и боятся – все ближе.
Центровых героев в романе немного.
ГГ — Виктор – гневливый попаданец, ощущающий, что его немало связывает со Срединным миром. Мучаемый обрывками воспоминаний и видений. Открывающий в себе непредвиденные силы и таланты. Очутившийся меж двух огней, под угрозой смерти от рук самых могущественных магов.
Ритор – Убийца Дракона, пожалуй, лучший из живущих волшебников. Некогда повергнувший в прах Повелителей Срединного мира. Ныне считающий, что в те далекие времена он несколько погорячился, и нынче без Дракона им не обойтись.
Лой Ивер — глава клана Кошки. Сексуальная террористка, дающая понять, что термин «блудливая кошка» появился не зря. Считающая, что любовью нельзя торговать, ее можно только дарить. Махровая интриганка, матриарх клана, использующая секс как оружие, сполна овладевшая этим инструментом. Роковая женщина в полном значении этого слова.
Тэль – проводница и спутница Виктора, хранящая немало тайн.
Описательные моменты с чудесами Срединного мира прерываются схватками с частым использованием магии. Интриги сплетаются с колдовскими обрядами. Потихоньку приоткрывается завета тайны над личностью героя, не забывают авторы придержать чуток вкусненького на финал. Протагонист развивается, растет над собой, обретает и теряет поклонников и последователей, разбирается в нюансах локации.
Как я уже сказал, ничего сверхоригинального, шаблонных моментов хватает, но складываются они в достаточно гармоничное произведение.
Эрго. Приключенческое фентези, способное порадовать магическими схватками в частности и многообразием элементов, в целом. А вот их стандартность в актив авторам не занесешь.
50-е годы. В маленьком городке Уэствью появляется милая семейная пара.
Она старается освоить роль примерной домохозяйки и влиться в здешнее общество.
Он не покладая рук работает ради блага семьи.
Они искренне любят друг друга.
Все как обычно, если не учитывать один небольшой нюанс. Милая семейная пара – это Ванда и Вижн, сохранившие силы, но утратившие память о происходящем во время конфликта с Таносом, и, похоже, попавшие в телевизионный ситком.
Но долго ли будет продолжаться это нереальное бытие?
Четвертая фаза киновселенной Марвел, после предыдущих эпичных картин стартовала с фантасмагорического сериала-ситкома. По подходу к реальности несколько напоминающего приключения Дэвида Хэллера из «Легиона».
Закадровый смех, нарочитое, театральное поведение актеров, типа шуток с каменным лицом, или напротив с акцентированным вниманием к своим действиям. Все как полагается в этом стремном поджанре.
Добавляет в блюдо остроты антураж. Мультипликационные вставки. Квадратный кадр, ч-б пленка, в свое время сменяющаяся цветной.
Стилистика 50-х. Потом десятилетия меняются, давая возможность оценить моду разных периодов 20 века. Маленький провинциальный городок, «из которого невозможно сбежать». Новая пара, старающаяся слиться с окружением. Быт домохозяйки, соседки, конкурсы, чаепития, клубы, сплетни, местные альфа-самки, дамские собрания. Мужу тоже непросто — работа «ни о чем», попытки стать своим в коллективе, понравится начальству.
Опасения по поводу беременности. Женские и мужские страхи перед этим действом. Подготовка к приходу малышей. Кризис семейной жизни.
Все это показано ударными, ускоренными темпами, дабы зритель, привыкший к калейдоскопичности Марвела, не успел заскучать.
Первые три серии (формат по 20 минут – спасибо «Мандалорцу», вновь введшему моду на мини-эпизоды), мы из ситкома не вылазим.
Облегчает жизнь постановщикам то, что способности Ванды/Вижна при них. В сочетании с телевизионными условностями и загадочными скачками, отмотками назад, это дает непаханое поле возможностей для шуток, комических ситуаций, игр со временем.
Способности при них, а вот с памятью нелады.
Вижн не помнит ничего, что было до Уэствью (хотя мозги не пропьешь, и некоторые моменты довольно быстро начинают его настораживать). Да и Ванда, которую порой посещает дежа вю, страдает знатной амнезией.
Раве что реклама, в которой нам поведают то о тостерах от старк индастриз, то о часах фирмы «Гидра», тонко намекает зрителю и персонажам, что все не так просто.
Лишь с четвертой серии постановщики начинают прямо подвязывать свой проект к кинематографической вселенной Марвел. Переводя око камеры на мир за пределами Уэствью. Не забывая перемежать внешнее действие буднями городка.
Нас знакомят с правительственной организацией «Меч» (логично, если имеется «Щит», как обойтись без Меча?), наблюдающей на некой аномалией, находящейся… где бы вы подумали?.. В районе городка Уэствью!
Покажут новых персонажей, как то капитан Моника Рамбо, дочь создательницы Меча. Или ученую-очкарика (в упор не запомнил как ее там), козыряющую выражениям типа: «фоновая комическая микроволновая радиация».
Зацепят времена, прошедшие после Щелчка Таноса, покажут наметки конфликта между вернувшимися, и теми, кто оставался на Земле. Конфликта между силовиками, стремящимися решать вопросы агрессивными методами и теми, кто настроен на диалог с созданиями, обладающими силой.
И, наконец, доберутся до морально-идейной основы сериала, ради которой, похоже, все и затевалось.
Постановщики решили поговорить со зрителем о скорби от потери родных, и способах ее преодоления. Способах, которые не должны дурно сказываться на окружающих. И, безусловно, о любимой теме создателей комиксов (что печатных, что киношных) — ответственности сильного (она же «солдат ребенка не обидит»).
Мораль сериала проста, как пять копеек. Семья – это конечно, главное, но есть нечто главнее. А именно — сограждане, о которых ты не должен забывать даже в часы сильнейшей скорби, на первый взгляд служащей оправданием твоих действий, позволяющей не учитывать пожелания других.
Вот только есть нюанс – все эти ритуальные песнопения об ответственности и соблюдении фундаментальных законов, хороши до той поры, пока люди чисто физически не могут их нарушить. Как только возникают возможность и необходимость – мало кто удержится от игр в Бога.
Ближе к финалу постановщики резко подымают ставки, вводя в действие коварные планы вояк, заявляя участие других ребят, обладающих сверхспособностями. Вновь заставляя задуматься о вечном вопросе: кто же из супергероев у нас самый крутой. Появился еще один кандидат на это почетное звание.
О ситкоме ребята также не забывают. Ведь в жизни Ванды с Виженом хватает событий. Дом. Семья. Хэллоуин. Рождение детей, их эпохально-быстрое взросление, обретение и потеря домашних питомцев. Наследники у Ванды с Вижином, как вы сами догадываетесь, непростые. Появление брата (использование актера из параллельной комиксной «ветки» — это пять), ссоры, непонимания, противостояние из-за подходов к решению вопросов. И простое человеческое счастье.
Даже если вас коробит замшелая, тысячи раз обсосанная моральная основа сериала, наблюдать за парой главных героев любопытно.
Ванда (Элизабет Олсен). Женщина, познавшая жуткую утрату и всеобъемлющее одиночество. Готовая до упора сражаться за свое счастье, как и миллионы обычных дам. Жена, мать, соседка. Искренне любящая своего необычного супруга.
Вижн (Пол Беттани). Милый, мягкий, влюбленный. Сперва выглядящий подкаблучником. А затем настоящим мужчиной, готовым на многое ради своей избранницы. Потихоньку вспоминающий свои моральные ориентиры, подразумевающие помощь людям. Готовый идти на конфликт даже с самыми дорогими людьми, если они по-настоящему не правы.
Хорошая пара.
Эрго. Любопытный эксперимент Марвела, решившего в сериальном формате поиграться с некритично важными для своей киновселенной персонажами. Моральная подоплека проекта банальна до зубовного скрежета, в остальном имеет право на жизнь.
Режиссер: Мэтт Шэкман
В ролях: Пол Беттани, Элизабет Олсен, Джолин Парди, Азиф Али, Брайан Брайтман, Фред Меламед, Энтони Молинари, Дебра Джо Рупп, Пак Кю Ён, Тейона Паррис, Кэт Деннингс, Кэтрин Хан, Рэндалл Парк, Шон МакЛин, Шейн Беренгуэй
Настроение Дениса Титова — основателя успешного стартапа и создателя модного приложения для смартфонов, сложно было назвать хорошим. У него обнаружили неоперабельный рак — спасти парня могло только чудо.
За которым он, в компании четырех слабознакомых людей, отправился в чудотворный монастырь, расположенный в самой что ни на есть кондовой российской глубинке. Неподалеку деревеньки Топи.
Глуши, где с реальностью происходит что-то не то. Где киоск на станции обклеен объявлениями о пропавших людях. А чудеса хоть и случаются, но с серьезными ограничениями.
И вернется ли кто-то из туристов в Стольный град — абсолютно непонятно.
Мистические сериалы в последнее время пошли косяком, как лосось на нерест. Не успели познакомиться с «Территорией», пришло время Топей – проекта, сценаристом которого выступил фантаст Дмитрий Глуховский, создатель «Метро 2033» и «Будущего».
Атмосферненько вышло, не спорю.
Однако местами сильно перекликается с той же «Территорией» (прям таки «Один позвал – другой ответил»). Бюджетный хоррор-триллер с малым количеством актеров, активным использованием природных красот, нагнетанием обстановки. Местом действия которого выступает российская глубинка.
В отдаленных деревнях, если верить постановщикам, дело неладно (что характерно – американские кинематографисты свою родное захолустье тоже рисуют не пастельными тонами, понятное дело с учетом местной специфики, и без мистики.
«Вымирает русская деревня». Покосившиеся черные избы из старых досок, как при царе Горохе. Ржавые остовы машин. Полуразваленные сарайчики. Поваленные заборы. Гробовая, мертвая тишина, ни одна собака не гавкнет, тока неистребимые петухи по утрам орут. Иконостасы старых портретных фотографий. Непролазная грязь, в которой вязнет даже УАЗик. Отключения света.
Попадающиеся неожиданные признаки цивилизации вызывают жуткое удивление и когнитивный диссонанс. Спутниковые тарелки. Микроволновки. Электрочайники. Ну не может их тут быть! А они есть.
В блюдо остроты добавляет местная специфика. Десятки объявлений о пропавших людях. Потерянные селяне, бродящие по деревне или как статуи сидящие на скамейке. Заброшенный монастырь, где, тем не менее, кто-то обитает, не забывая при этом поддерживать сайт и отвечать на звонки потенциальных паломников. Обряды с использованием крови петуха. Растворившийся в воздухе водитель. Странноватые символы. Загадочный Хозяин. Пострадавшие домашние животные. Вездесущие червяки, прочие опарыши как символ бездарного и бессмысленного людского копошения (и не только). Вольные отношения со стариком Хроносом.
С первых кадров зрителя накрывает обстановкой психоделической фантасмагории.
Специфическая музычка, порой напоминающая основную тему шикарной «Тьмы».
Оборотные, перевернутые кадры вверх ногами, врезки непонятно чем занимающихся людей. Долгое время неясно, что перед нами — глюки героев или нечто большее?
Отмороженные пейзане, напоминающие клиентов Канатчиковой дачи. Таящие немало сюрпризов юницы. Головы кукол торчащие на огородах.
Пустынный, полуразрушенный монастырь. Взгляды в спины героям из-за кустов. Философски настроенный представитель доблестной милиции (пардон, полиции, хотя «суть та же»). Периодически будто растворяющиеся в воздухе соседи по группе.
Мрачноватый и сумрачный предзимний лес. Черные голые стволы деревьев. Пауки, муравьи, речушки со стоячей водой и тиной, болотца. Воде здешний оператор уделяет немало внимания (оммаж Тарковскому?). Туман, временами окутывающий путь героев. Любопытно, что российскую природу снимали в Беларуси, конкретнее в Минской области.
Разбавляется мрачная атмосфера когда злым, когда горьким стебом над современной российской жизнью («либо лес валить, либо людей закапывать – какой еще в России бизнес?»). Молодежь, уткнувшаяся в свои смартфоны («вялое поколение»). Деньги – как мерило всего. Обращение к духовности в самом крайнем случае. Махровый эгоизм московской элиты. Секс – как фетиш и как валюта. Большая часть страны, живущая в депрессивных деревнях. Давление спецслужб, слежка за гражданами. Разница в подходе и отношениях между столичными жителями и остальными россиянами. Чеченская война, продолжающаяся для некоторых ветеранов.
В процессе постановщики цепляют целую кучу различных важных и тяжелых тем современности.
Уход близких, попытки вернуть то, что не может вернуться. Вопросы веры, испытания, возможности Чуда. Свет и Тьма, искушение, людская слабость. Патриархальный шовинизм. Двойственное отношение к религии. Людская гордыня, попытки понять Божий Замысел, не поддающийся пониманию. Неверие. Тяжелая судьба женщин восточных народов. Ненависть между русскими и кавказскими племенами. Экологические проблемы страны. Вымирание гомо сапиенсов, отравляемых градообразующими предприятиями. Рак, выкашивающий народ похлеще любого завоевателя. Отношения меж людьми («я ж хотел по любви — за деньги надежнее»).
Интрига хороша, хотя взгляд порой натыкается на знакомые приемы, подходы и концепты. То «Солярисом» повеет, то «Под Куполом» из кустов подмигнет. Мифология сериала несколько вторична, но на это можно не обращать внимания.
Ведь точно понять, что происходит с героями, не получится почти до конца. Хотя теорий вагон и маленькая тележка. Это финал бренной жизни, или головой стукнулись? Играем в дядьку Кинга, или просто плохая погода? Галлюцинации или реальная мистика? Дьявольщина или криминал? Настоящий заговор или обычное разгильдяйство? К середине третьей серии создатели проекта бросают жирный намек на правду, вроде как вскрывая карты («свеженькие что ли», да беседа Дениса с мужем хозяйки), но затем вновь напускают тумана. Может это был сон, или очередные глюки? Ближе к финалу выводя в самые главные загадки проекта личность Хозяина (а также его природу, неужто…?), выставляя на доску новые, загадочные и опасные фигуры. Устраивая перекличку со «Вторыми руками» Олдей.
Актеры, в общем, с задачей справились.
Денис (Иван Янковский (внук великого Олега Янковского). Плоть от плоти и кровь от крови столичной деловой молодежи. Циничный, не верящий ни во что кроме денег, считающий религию способом контролировать людей. Не знающий в своей собственной родине ничего кроме столицы. Махровый эгоист, готовый бросить товарищей в любой момент. Поддавшийся на материнские уговоры, решивший испробовать последнюю возможность остаться на белом свете. В Топях попавший в ситуацию, вернувшую ему Веру в Чудо. Под завершение сериала привыкший к собственной смерти Денис серьезно меняется, получает надежду, отбрасывает некоторые защитные реакции, переживает катарсис. А следом еще один.
Макс (Жизневский) – сексуальный террорист, стремящийся трахнуть все, что движется, но ищущий в женщинах невинности. Наглый, рациональный журналист, представитель желтой прессы с крепким желудком, экс-работник интернет-издания, не чурающийся черного пиара, ищущий жареные факты. Готовый ради сенсации пойти практически на все. Тихон порой переигрывает, но в целом каши сильно не портит.
Соня (Крылова) – тихая, скромная блондинка с огромными и глубокими глазами. Воцерковленная девственница, жившая под гнетом своего деспотичного отца. Потерявшая сестру, погибшую в аварии. Нашедшая силы устроить бунт, бросившись в эту поездку, как в омут. Всерьез верующий человек, настигнутый сомнениями в связи со смертью близкого.
Катя (Шпица). Полная противоположность Соне. Девица свободных нравов, недавно брошенная парнем и чуть не покончившая по этому поводу с собой. Боится старости. Единственная из компании «похожая на живого человека», по мнению случайного знакомого.
Эля (Володчинская) – кавказская барышня, бегущая от жениха, застукавшего ее с любовником. Жертва патриархальной системы восточных народов и символ борьбы слабого пола за свои права («бабой быть не хочу, хочу просто человеком»).
Постепенно у нас вырисовывается несколько основных идейных линий, за каждую из которых отвечает один или несколько героев.
Вопросы веры, ее потери и обретения. Борьба за правду. Тлеющий конфликт между русскими и кавказскими народами.
Ничего не скажешь – идейно постановщики свое детище накачали с избытком. К сожалению, далеко не все из заявленных тем адекватно раскрыли.
Эрго. Небезынтересный психоделический детективный хоррор с качественной интригой, хорошей атмосферой, идейным наполнением. А вот вторичность многих подходов к достоинствам не отнесешь.
Режиссер: Сергей Полуянов
В ролях: Иван Янковский, Тихон Жизневский, Анастасия Крылова, Катерина Шпица, Софья Володчинская, Марина Васильева, Максим Суханов, Александр Доронин, Кирилл Полухин, Вероника Мохирева, Татьяна Владимирова, Александр Парфенович, Вадим Цаллати, Юлианна Михневич, Гела Месхи, Александра Бортич, Мария Маслова
P. S. Еще одно сходство Топей с Территорией — две звуковые дорожки, одна со всем великолепием богатого и могучего русского языка, вторая с цнотлывым запикиванием мата. Тенденция, однако.