Лоуренс Отчаянный против императора, или Неуклонно повышайте когтистость британских ВВС!
Капитан флота Его Величества Уилл Лоуренс никогда не думал о судьбе авиатора. До того самого момента, когда на борту взятого им с боем французского фрегата не обнаружилось огромное яйцо. Из которого через неделю на свет появился юный дракон. Дракон, избравший своим другом и всадником ни кого иного, как Лоуренса.
И все бы хорошо, если бы не безделица. Авиаторы – люди конечно уважаемые в определенных кругах, но мало того что о флоте придется забыть. Так вдобавок летуны уже давно стали отдельной кастой отшельников, для которых практически заказаны семья и друзья – почти все время наездника уходит на дракона. А значит, жизнь Лоуренса отныне круто изменилась.
Эпоха Наполеоновских войн достаточно популярна среди западных фантастов. Вспомним хотя бы абсолютно шикарный роман Сюзанны Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл». Сюзанна ввела в свою Британию магию, а американка Наоми Новик (автор в частности волшебного«Зимнего серебра») привлекла к себе во вселенную драконов.
Драконов говорящих с самого рождения и обладающим развитым разумом. Правда, большинство из них находятся не на уровне древних мыслителей, а скорее на уровне детей младших классов, но это дело житейское. Хотя встречаются драконы, по интеллекту легко затыкающие за пояс представителей людского вида.
Соответственно в мире романа кроме морских и сухопутных войск существуют и воздушные силы. Причем существуют они с давних-давних времен. В Европе, например, диких драконов стали приручать и использовать в качестве летающего оружия еще в Римской империи. А те же китайцы у Новик занимались разведением крылатых тварей еще за тысячи лет до этого.
Видов драконов в романе абсолютно невообразимое количество. Разных весовых категорий, от небольших, размером и весом в пару лошадей, до настоящих многометровых и многотонных гигантов. Причем крупные особи несут на себе целый экипаж из гомо сапиенсов! От капитана и первого лейтенанта, до мичманов и стрелков. Все они карабкаются по сбруе, закрепленной на теле исполина, наблюдают за опасностями, затыкают раны, бросают бомбы, стреляют во врагов. У Наоми каждый крупный дракон работает эдаким боевым летучим кораблем. А если учесть, что часть из драконов умеют плеваться кислотой, ядом, а некоторые даже огнем – летучим кораблем весьма опасным для противника. Хотя, по всегдашней хорошей традиции состязания меча и щита у наземных войск и флота есть чем ответить угрозе с воздуха. Специальные орудия, предназначенные для борьбы с драконами, не дают тем чувствовать себя в небесах слишком вольготно. Вот и приходится сперва флоту или сухопутчикам помогать подавлять вражеские огневые точки – потом атаковать авиацией. Классическая совместная работа разных родов войск. Плюс не забываем, что драконы есть практически у каждой нации земли. У кого-то больше, у кого-то меньше, но без воздушного прикрытия не остается никто.
Вдобавок летучие твари не просто бросаются скопом на врага, а действуют по специально разработанной тактике, которых насчитывается не один десяток. Тактике, учитывающей сильные и слабые стороны каждого вида драконов. Работают звеньями, прикрывают основную боевую единицу, долго отрабатывают действия на тренировках. Существует несколько школ, где молодые драконята и их всадники постигают таинства истребления себе подобных.
В общем, к драконьему наполнению цикла автор отнеслась достаточно вдумчиво.
В цикле «Отчаянный» на сегодня девять романов (не считая рассказов и повестей), из которых на русский переведены только два.
Также приятно погрузиться в идеализированную атмосферу галантного начала 19 века, с его джентльменами, куртуазностью, благородством и вежливостью к дамам. То без чего не обходится ни один рассказ о Британии, приключенческой, или космической. Тем более что в романе мы вращаемся в окружении тех самых джентльменов – простолюдинов к драконам допускают только в наземную обслугу. В отличие от того же достаточно реалистичного Хорнблауэра, Британия у Новак полностью идеализирована: высший свет и военные, за редким исключением, хоть к ране прикладывай, а обычных граждан автор просто выносит за скобки, не пугая читателя встречей с этими неопрятными существами (опять же за исключением обслуги драконов – а эти еще из лучших).
Написан роман легко и является классической «отдыхательной» приключенческой фантастикой. Главных героев у нас, как вы поняли, двое – Лоуренс и его дракон Отчаянный. Причем дракон по всем параметрам переигрывает своего капитана. Он поразительно мил и располагающ к себе, несмотря на регулярно и кроваво поедаемых коров и прочий рогатый скот. Дракон выглядит умным (порой даже слишком), хорошим, ответственным ребенком, особенно в первой половине книги. Искренне пытающимся понять некоторые странные людские законы, и отдыхающим от учебы за прослушиванием основ математики Платона, которую читает ему вслух Уилл.
Лоуренс получился у Новак несколько деревянным и чересчур правильным британским офицером, что для этого мира не выглядит неестественно, но со временем несколько надоедает.
К локации хватает вопросов, начиная от основополагающего — как это на земле, где испокон веков существуют драконы, появились точь-в-точь те же люди, персонажи, страны, войны, имена и обстоятельства, что и на нашей земле, где никаких драконов нет в помине? Такого не может быть в принципе. Этот же вопрос возникал и к Сюзанне Кларк. До частных – к примеру, странной нелюбви британского высшего общества к авиатором – людям, вышедшим из этого самого общества. Но задавать вслух такие вопросы, обращаясь к подростковой «приключалке» как то даже неловко.
Ведь написан «Дракон Его Величества» на удивление неплохо, и дает отличную возможность отдохнуть и насладиться Отчаянным и прочим многообразием драконьего бестиария Новик. Даже жаль, что не перевели остальные семь частей цикла.
Эрго. Качественная приключенческая фантастика, берущая драконами и не претендующая ни на что большее, чем скрасить пару часов вашего досуга.
Энциклопедия Нового времени. Том первый, или Детство. Отрочество. Юность. Европейской науки
1713 год. Из Англии в Бостон приезжает алхимик Енох Роот. Он прибыл не в эмиграцию, не для торговли, и не в поисках приключений. Енох привез письмо. Письмо от принцессы Каролины Ансбахской (вероятно будущей королевы Англии) Даниелю Уотерхаузу – основателю Института технологических искусств колонии Массачусетс. В письме она приглашает Даниеля вернуться в Лондон, чтобы помочь прекратить раскол среди натурфилософов, предлагая пожилому ученому внушительный пансион.
Уотерхауз, сбежавший в Новый Свет от европейских интриг, скрипя сердцем, соглашается – уж очень приятную сумму обещает принцесса.
В пути память Даниеля переносит ученого в дни его молодости – времена рождения натурфилософии, времена познания, опытов, открытий. Времена общения и работы с Джоном Уилкинсом, Робертом Гуком, Исааком Ньютоном. Времена полные судьбоносных событий, научных свершений и политических интриг. Времена Реставрации в Англии, Короля-солнца во Франции и Вильгельма Оранского в Соединенных провинциях. Времена, которые, возможно, еще не окончательно канули в Лету.
Американец Нил Стивенсон издал свой первый роман «Big U» в 1984. Издал и издал – реакция на книгу не была негативной. Скорее ее не было вовсе. Но Стивенсон не опустил руки. Через четыре года увидел свет «Зодиак». Он уже привлек какое-никакое внимание, но настоящим успехом стала его третья вещь – киберпанковская «Лавина» (1991), получившая три номинации на такие премии, как Артура Кларка и Британской Ассоциации Научной Фантастики. С тех пор на счету Нила два десятка романов и три десятка премий, плюс более полусотни номинаций.
Наш сегодняшний герой – Quicksilver, состоит из трех частей: «Ртуть», «Король бродяг», «Одалиска», в одном из зарубежных изданий выпущенных отдельными книгами, и относится к историческому жанру с элементами фантастики. Соответственно вы не встретите тут монстров из других реальностей, магов, мечущих файерболлы, или дивных эльфов, распевающих песни под сводом лесных крон. Зато Стивенсон сполна отсыплет читателю бытовых, политических, финансовых подробностей жизни 17-18 века, имен, фактажа, английского и европейского антуража того времени. Близко (порой даже слишком) познакомит нас со многими выдающимися личностями того времени. Книга Нила потрясающе атмосферна, напоминая в этом лучшие образцы исторической беллетристики типа «Имени розы» Умберто Эко, или «Рейневана» Сапковского. С первых страниц вы будто погружаетесь в бурные воды эпох Реставрации и Просвещения, и не выныриваете из них до самых финальных аккордов. Приятная языковая стилизация, часто использующийся рассказ от первого лица, увеличивающий степень погружения в эпоху, масса повседневной информации об архитектуре, моде, политике и быте, нюансы лондонской и европейской жизни, политические и дворцовые интриги. Подробные и интересные исторические экскурсы, причем чаще всего от того же первого лица, переносящие вас то в чумные годы, то во времена Большого пожара. Огромное количество самых разнообразных личностей, трущихся около рассказчика. От представителей «вершины лондонского дна» и ростовщиков до религиозных фанатиков и напыщенных аристократов-придворных.
И, конечно – натурфилософов, то бишь ученых того времени, фанатиков познания и науки. Европейской науки, находящейся во многих отраслях в зачаточном состоянии. И вот вы попадаете в среду людей, активно пытающихся устранить этот недостаток. Людей с острым умом, отличной проницательностью, логикой и интуицией, людей на ваших глазах изобретающих и открывающих вещи, современному человеку знакомые со школьной скамьи. Пробирающихся через завалы ложных теорий и представлений, зашоренности, тупоумия, непонимания, недостатка информации, набивающих шишки ошибок и синяки заблуждений. Людей при всей своей гениальности остающихся людьми, подверженными гордыне, самоуверенности, желанию возвысится и унизить оппонента. Вы пройдете путем познания вместе с лучшими умами того времени. Поучаствуете в попытках постичь божий замысел и природные загадки. Проследите за развитием людского мышления, вместе с ними вознегодуете о человеческой глупости, будет исправлять ошибки, путаться в нехватке информации, недоразумениях и незнании. Перед вами развернется своеобразная энциклопедия отрочества и процесса становления европейской науки и философской мысли. Причем энциклопедия, изданная не бездушной машиной на безликой современной мелованной бумаге, а выведенная на пергаменте умелым переписчиком, и раскрашенная от руки талантливым маляром. Штучный товар.
Добавляет в блюдо остроты игра автора с жанрами и стилями изложения, от энциклопедических штудий, комедии, высокой драматургии, до исторического, политического, эпистолярного и авантюрного романа. И язык Стивенсона, когда весьма натуралистичный (не забываем, времена за бортом отнюдь не милосердные), когда тонко ироничный, полный то издевки, то доброго юмора, когда выкладывающий перед вами истории и фразы, которые хочется пересказывать и цитировать. Как, например, история с чаем, напитком, изначально воспринятым консервативными британцами в штыки. Чтобы настоящие англичане пили эту коричневую бурду? Да ни в жизть!
Книга с одной стороны реалистичная – ведь Нил окружает нас вполне реальными людьми, причем мягко говоря, неглупыми и весьма интересными, такими как Ньютон, Уилкинсон, Лейбниц или Гук. А вот Исаака Барроу, любимого учителя Ньютона в книге, почему-то практически нет. Всех этих товарищей через сотню страниц уже ощущаешь своими близкими и дорогими людьми. Радуешься их победам, огорчаешься ссорам или жизненным неурядицам. Полностью ощущаешь себя в Лондоне, Версале, Амстердаме 17 века. Ведь не забываем — автор старается максимально придерживаться канвы настоящих исторических событий (материала Нил перелопатил от души). Благо лакун в хрониках за тот период хватает, и ничто не мешало Стивенсону творчески дополнять и расширять описание происходящего, практически не греша против истины.
С другой — фантастичная, как тот же «Террор» Симмонса, взявшего начало и конец реальной истории, наполнившего ее абсолютно реальными универсальными буднями полярников и дополнившего мистическим элементом. Ведь один из главных героев — Даниель Уотерхауз, с которым мы проведем большую часть романа, скорее всего, является вымышленной личностью (возможно, он возник благодаря безымянному соседу Ньютона по комнате?). По крайней мере, интернет-поисковики затруднились подтвердить реальность такого современника Ньютона.
Но это ни капли не мешает сопереживать протагонисту, полностью проникаться его жизнью, его проблемами и свершениями. Вдобавок не забываем, что читателю предстоит идентифицировать себя с героем, окруженным гениями. Какие вокруг люди, что вы! На самом деле это является отличным авторским ходом. Ведь большинству из нас охота приобщиться к выдающимся событиям и личностям. Залазить в их шкуру было бы несколько нагловато, а вот проассоциировать себя с близким другом гения – другом отнюдь не глупым, талантливым и способным – самое оно.
А только мы привыкнем к роли важного ученого человека и начнем воспринимать мир романа исключительно через нее, автор перебросит нас в гости к простому английскому люду. Джеку Шафто – бедному пацаненку, воришке, помощнику при казнях, наемнику, легендарному бродяге, спасителю одалисок, убийце страусов и янычар. Причем Джек не зря стал широко известен в узких бродячих кругах – на месте младшему Шафто действительно не сидится. Его, а вместе с ним и читателя изрядно помотает по старушке Европе. Германия, Голландия, Франция, Австрия. Париж, Лейпциг, Вена, Амстердам. Залитые нечистотами трущобы и ладные купеческие кварталы, осажденный город и лагерь осаждающих, немецкий лес во время Вальпургиевой ночи и затопленные серебряные шахты. Оставив на некоторое время в стороне Британию, автор переключает все свое внимание на Западную Европу. И показывает, что он разбирается не только в английских реалиях того времени. «Король бродяг» стартует как откровенный авантюрно-плутовской роман, полный иронии и сарказма, скабрезных шуточек и натуралистичных сцен. Но со временем мы понимаем, что даже плуты не могут разминуться с политикой, и, конечно же, юной европейской наукой — герои «Короля», Джек, и бывшая турецкая наложница Элиза встречаются не с кем иным как с доктором Лейбницем. В третьем томе — «Одалиске» обе линии сходятся, авторского внимания сполна достается Элизе, попавшей в Версаль и временами оказывающей серьезное влияние на сильных мира сего. И нашему старому знакомцу — Даниелю Уотерхаузу.
Действие развивается неторопливо, степенно, с многочисленными флешбеками, внутренними монологами героев. Экшена как такового практически нет, при этом пространство романа местами звенит от напряжения. В первой части – собственно «Ртути» нас ждут две основных временных линии: 1713 год (10 процентов времени) и 1663-73 года (все остальное). Причем мы знаем, что протагонист доживет как минимум до того самого 1713-го, но это не мешает активно переживать за его судьбу – все же Стивенсон знает свое писательское дело. Вторая начинается с 1683-го. Третья с 1685-го. Фактически мы переживем вместе с героями полстолетия второй половины 17 века – мало какая литература может обеспечить столь долгое и глубокое путешествие в прошлое. Тем более подготовленное с таким старанием, любовью, почтением и одновременной иронией по отношению к этому отрезку людской истории.
Эрго. Энциклопедия юности европейской науки, политики и коммерции, да практически всех аспектов цивилизации того времени, поражающая тщательно воссозданным европейским миром 17 столетия, обильным фактажом и шикарным погружением в эпоху.
Эту песню запевает молодежь, или Информационная революция в юном исполнении/ Деспотизм не пройдет!
17-летнему Маркусу Йаллоу не очень нравилась государственная машина. Слежка за учениками в школе, контроль за перемещениями, жучки в компьютерах. Будем честными, мало кому из подростков нравится Система. Но большинство находят способы с нею мириться. Возможно, и Маркус нашел, если бы не оказался не в том месте не в то время.
Террористический акт, и сразу после него жесточайшее закручивание гаек и попирание всяческих прав жителей Сан-Франциско.
Отныне у парня на государство, принявшееся «щемить» своих граждан, а точнее на Департамент национальной безопасности США огромный зуб. Казалось бы: тоже мне отыскалась угроза для наглых силовиков мощнейшей в мире державы: недоросль-программист. Но что если так только казалось?
За последние годы на нас обрушился целый вал разнообразных антиутопий, часть из которых ориентировалась на подростков. Большинство из этих книг мало чем может порадовать искушенного читателя, но Little Brother, появившийся на свет уже почти десятилетие назад, стал одним из немногих исключений. Причем исключением способным заинтересовать как young adults, так и вполне состоявшихся взрослых.
Первых способен зацепить главный герой, юный компьютерщик Маркус, сообразительный, знающий, талантливый, неглупый. При этом, как и все подростки, ершистый, увлекающийся, безапелляционный, немного наивный. Протагонист получился живым и полнокровным, сполна получающим свою долю читательского сопереживания. Книга написана от его первого лица, и отлично ощущается, что протагонист еще учится в старших классах. Особенно поначалу. Обман школьных систем слежения, игры с опасностью, дающие легкий адреналин. Увлечение играми, ролевыми, компьютерными и на местности. Отношения с однокашниками и преподавателями. Открытия, связанные с противоположным полом. Остальные персонажи на фоне Маркуса выглядят бледновато и работают скорее функциями, чем полнокровными героями – «лучший друг», «потенциальная девушка», «папа и мама».
Роман написан на удивление адекватным языком, без скидок на возраст, сюсюканья и нарочитости. Доктороу не пытается излишне стилизовать речь героев, все же протагонисту не 12-ть годочков, но не забывает об особенностях юного восприятия мира. Создавая приятную атмосферу легкого пубертатного безумия и отроческой самоуверенности.
Little Brother буквально пронизан компьютерной терминологией, особенностями использования сетей, гимнами программированию, рассказами о шифровании и прочими техническими приколами. Но у Кори почти всегда получается подавать эти важные для сюжета данные нескучно, не уподобляясь занудным справочникам. А заодно подбросить читателю некоторое количество полезной информации.
Вдобавок роман написан живо и легко, в нем хватает переходов между легким началом и жестким продолжением, обычной жизнью и тюремными буднями, семейным бытом и шпионскими играми, школьными днями и «програмерскими» ночами.
Взрослого читателя в книге Доктороу может привлечь даже не столько концепция завинчивания гаек государством. Не описание того, как благополучная, сытая спокойная страна постепенно, но неуклонно скатывается к полицейскому строю. При полном попустительстве, а то и одобрении высших властей и, конечно же, силовых структур (ну этим сам бог велел, если все спокойно и демократично на кой ляд они вообще нужны в таких безумных количествах?). Все это под крики о безопасности граждан, террористической угрозе, патриотическом угаре. Описание получилось у автора вполне достойным, но все это уже давно не фантастика, а суровая реальность. А вот метод борьбы, предложенный Кори вполне достоин внимания. Метод неоднозначный, по-книжному чересчур действенный, потенциально возможный только на загнивающем западе, но все равно до чертиков любопытный. В эпоху информации, твердо уверен Доктороу, лишь информационные методы борьбы с деспотизмом и полицейским произволом могут иметь успех. Поражайте значит врага тем оружием, в котором вы сильны, юные компьютерщики. Создавайте свободный интернет. Мешайте их проверкам и системам слежения. Вскрывайте их темные делишки, выставляйте на всеобщее обозрение их ошибки, насилие, произвол. И не забывайте твердо верить в друзей и успех своего безнадежного предприятия. Эдакий бунтарский букварь для влюбленных в свободу малолетних радикальных хакеров. Что приятно, Кори сполна отдает себе отчет в куче проблем, ждущих таких информационных революционеров. От противодействия силовиков до неодобрения окружающих, включающих самых близких.
Ну и без помощи прессы не обойтись, будь ты сам Стив Джобс, скрещенный с Аланом Тьюрингом.
Не забывает автор и о психологических нюансах общественной реакции разных возрастных групп на проделки режима. Изрядная часть взрослых, солидных людей, по мнению Кори, не станет активно сопротивляться произволу. Причем по разным причинам. Часть из-за банального страха. За себя, свое удобство, за близких людей: «пригнемся – целее будем». По причине уверенности в том, что власть предержащие «знают как надо». Потому, что они так воспитаны, они «патриоты» и не будут вредить своей стране во время войны с терроризмом. Из-за обывательской глупости и лености. Потому что у них есть, что терять. Сотни причин наберутся.
У молодежи, уверен Доктороу, все гораздо проще. Они со всем пылом юности верят в идеалы, которые давно позабыты их взрослыми согражданами. В конституцию, которой политики вертят, как придется. Права человека, давно ставшие лишь строками на бумаге. Отрокам не за кого особо переживать, своих жен и детей еще нет и в помине. Родители вполне в силах сами о себе позаботиться. У подростков минимум ответственности, зато немерянное количество дури, самомнения и уверенности в своей правоте. А также знаний о новых технологиях, которые окружают их с самого первого дня. Да, их посещают порой сомнения в моральности собственных действий, тех которые затрагивают обычных людей. Да, и среди них встречаются «истинные патриоты», уверенные в правоте правительства. Но все равно именно молодежь, как верит автор, не допустит торжества тоталитаризма в цитадели демократии. В общем, проблема различия поколений, отцов и детей с несколько нестандартной точки зрения.
Все это конечно благородно, как говаривал один незабвенный герой, но имеется в романе благополучного канадца (ныне британца) Кори Доктороу нешуточная наивность. В первую очередь она заключается в уверенности, состоящей в том, что злоупотребление государством своей властью это исключение, а не правило. Убежденный демократ Доктороу считает, что люди, приходящие к власти, остаются более менее нормальными людьми. Допускающими ошибки, подверженными пропаганде, самоуверенными, но нормальными. Что государственная машина хоть на секунду задумывается о судьбах своих граждан. Не на бумаге, не во время инаугурационных речей или празднования дня независимости, а в будничной реальной жизни. Ну как же, недоумевает Кори, ведь в Конституции написано! На заборе тоже написано – ухмыляются ему в ответ – а там дрова лежат.
Они делают что-то неправильно – говорит главный герой – так усердно ловят террористов и ни одного не поймали! Мальчик не понимает, что если бы дело происходило в реальности – успехи агентов ДНБ а также отловленные «террористы» появлялись бы именно тогда, когда нужно. И имел ли кто-то из них отношение к настоящему преступлению, народ никогда бы не узнал. Зато пребывал бы в твердой уверенности, что доблестные силовики не покладая рук защищают их от жуткой угрозы. И им, силовикам, конечно, нужно дать еще больше финансирования и полномочий. А затем еще. И еще. И… А иначе как вас спасать? Ведь террористы не унимаются (а кто их кормит, это дело десятое).
Да, на Западе власть предержащим приходится предпринимать на порядки больше телодвижений и прочих «па-де-де», скрывая свою людоедскую сущность, чем на постсоветском пространстве. Но чего Кори не хочет понять, так это того, что в любом государстве те, кто у власти в первую очередь заботятся о себе. И во вторую. И в сотую. А лишь потом (когда-нибудь, может быть) о своих гражданах. Любое государство — аппарат насилия и обмана, ненасытный уицраор, жирующий на энергии своих подданных и считающий их даже не быдлом, а обычным крупным безрогим скотом, кормовой базой. А те, кто становятся для него настоящей угрозой, и неспособны уняться, чаще всего просто бесследно исчезают в ближайшем крематории, умирают в результате сердечного приступа, либо случайной бандитской разборки. Благо таких обычно немного.
Да, периодически власть сдает парочку чиновников, или вояк. Может даже приструнить на время своих зарвавшихся псов. Ведь вскоре напуганные засилием настоящих или ложных террористов граждане попросят принять еще парочку патриотических актов и сами в клювике принесут повелителям свои права и свободы. В обмен на чувство ложной безопасности.
И Маркуса Йаллоу почему то рядом не окажется.
Эрго. Качественная, и до чертиков актуальная подростковая антиутопия, способная донести до современного компьютеризированного поколения идею о том, что государству все же позволено не все. И чтобы это доказать, придется побороться. В позитиве приятный протагонист, неплохой язык и информационный подход к сопротивлению режиму. Из недостатков стоит отметить некоторую наивность и расчет на западного читателя.
Игра в мертвецком казино, или Семейное воссоединение в городе зомби
Зомби-апокалипсис наступил. Пока лишь в одном отдельно взятом городе США. Лас-Вегасе. Отныне столица игорного бизнеса развлекает лишь живых мертвецов.
Правда, кроме «шаркунов» имеется тут и более приятные моменты. Набитые баксами сейфы казино.
Один из таких сейфов берется вскрыть команда под началом татуированного, близорукого и крутого Скотта Уорда.
Их целостности угрожает не только армия мертвецов, среди которых встречаются крайне шустрые и сообразительные экземпляры. Собственные цели многих членов команды. Но и ядерная ракета, которая обрушится на Лас-Вегас буквально через несколько часов.
Зомби-эпидемии частенько гостят как на больших, так и на малых экранах.
Решил вернуться к этому поджанру и Зак Снайдер? некогда начинавший свою карьеру с «Рассвета мертвецов».
Перед нами, по большому счету, не «11 друзей Уорда» в зомби-антураже, с хитроумными планами ограбления (с этим все просто), а история осознания, понимания и искупления одного единственного человека. Печального Скотта Уорда – огромного мужика в трогательных очечках, трудящегося поваром в закусочной. Только ленивый не прошелся по тому, что Зак этой картиной провел личный психологический тренинг на тему «как отцу успевать на помощь дочке». Но, похоже, так оно и есть.
Скотт, о прошлом которого мы узнаем лишь то, что он заслужил медаль, спасая министра от зомби (вояка наш Уорд или наемник?), отправляется на опаснейшую миссию не ради себя, а для дочери, оставленной ранее на произвол судьбы, причем в компании оной. В процессе наш громила узнает массу нового об отношении окружающих, и даже успевает сделать некоторые выводы.
Батиста в главной роли несколько скучноват, харизмы до того же Скалы Дейву не хватает, но совсем кашу не портит. Радуя зрителя своими поварскими размышлениями о ролах из лобстеров и крафтовом сыре.
Это один из немногих примеров отношения Снайдера к развитию и шлейфу роли персонажей. На героев режиссер решил много внимания не тратить.
Дочурка в исполнении Эллы Пёрнелл показана внезапно крутым снайпером (десяток народу в голову за десяток секунд), социально активным, но поразительно глупым человеком, подставляющим непричастных наемников направо и налево. Особенно позабавило отношение к подруге, из-за которой «полегло столько народу в Европе». В самом финале о существовании той никто попросту не вспоминает – «помер Максим, и хрен с ним». Не до того, у нас тут семейное воссоединение.
Соратник Уорда Вандерох (Хардвик) может, по крайней мере, похвастать концептуальной пилой. Майки Гузман (Рауль Кастильо) — стильной прической.
А вот второй старый напарник Мария Крус (Ана де ла Регера) даже пилы лишена. Одним романтическим интересом обходится.
На тему привычки Койота спать с автоматом, и ее отношения к мужикам, можно сделать определенные выводы, но озвучить их постановщики не озаботились.
Пилота вертолета откровенно жалко. А вот не позволяй совести управлять твоими поступками!
Ну а представитель заказчика Фрэнк (Гаррет Диллахант) с самого начала вызывает конкретные подозрения.
Разве что немецкий взломщик сейфов Людвиг (Швайгхефер) несколько выделяется на фоне каменнолико-маскулинно-феминистичной компании. Артистичной души человек с легким налетом «голубизны». Настоящий фанат своего дела. Не зря о нем приквел снимать собираются.
Но кроме живых героев в картине имеются и мертвые.
Зомби в мире Army делятся на два вида. Классические тупые шаркуны, не выносящие солнца, впадающие в гибернацию, забившись в тень.
И «альфа» — более продвинутые мертвяки. Они не уступают по быстроте человеку, сохраняют навыки прошлой жизни (экий был живчик в красных штанах!), пользуются неким подобием языка, проявляют эмоции, могут поставить в тупик до зубов вооруженный отряд. Самый главный бвана (в орочьем гриме) даже пользуется шлемом, прикрывающим уязвимую голову. А самое главное, являются чем-то большим, чем просто жертвы вируса (не Кваzи, но тоже неплохо). Возможно, разговор о зоне 51 оказался в фильме не просто так.
Концепция зомби, превращающихся в нечто большее, чем тупые пожиратели мяса, не нова. Правда, она больше развивается не в кино (хотя и тут встречалась), а в литературе. К примеру возьмем «Корм», или «КВАZИ».
Легенда мира вроде как продумана, но недоработок хватает. Сравним с той же Крузовской «Эпохой мертвых», где персонажи стараются не стрелять в городах без лишней надобности. Ведь выстрелы привлекают мертвяков в больших количествах.
А вот за зомби-лошадь и особенно зомби-тигра (киса зеваньки улеглась на машинке-ай молодца!) стоит выразить постановщикам благодарность перед строем. Мертвая живность всегда притягивает взгляд, будто магнитом. Как и неаппетитный юморок, связанный с зомби. А что делать, время такое.
К сожалению, порой действия героев порой вызывают изрядное удивление, граничащее с неприятием такого маразма. На улицах пусто, посему мы полезем внутрь зданий, где спят зомби. Или непременно займемся разговорами о личных отношениях (поговорить герои любят), когда до взрыва бомбы останется несколько десятков минут. Раньше времени не отыскалось.
Открывается лента песней «Вива Лас Вегас», во время которой нам показывают клиповую нарезку предыстории событий, достойную отдельного двухчасового фильма. И не факт, что он получился бы хуже, чем снятый в реальности.
Вскользь пройдутся создатели ленты по социально значимым темам, типа использования реальной угрозы жуткого вируса для контроля над недовольными (не может такого быть!), создания оружия из всего чего ни попадя, карантинных зон, где не действуют законы, или злым мужикам-абьюзерам, а также методах борьбы с ними. Однако на идейной подоплеке картины Зак концентрируется слабенько.
Поиграются со смешением жанров, от черной комедии и личной трагедии до триллера, большую часть времени напрочь забывая о том, чего от фильма ждали больше всего – боевике.
Экшена в фильме «не сады». Имеется напряженная хоррор-сцена с пробиранием меж спящих зомби. Да разбитая на кусочки, и не особо впечатляющая финальная разборка. Правда, включающая в себя эстетское мочилово в зале казино под дождем из 100 баксовых купюр, с использованием любимого режиссером слоу-мо. Как для без малого трех часов, этого преступно мало.
Эрго. Локальный мультижанровый зомби-апокалипсис, концентрирующийся на психологической истории отдельно взятого наемника и его дочки.
Режиссер: Зак Снайдер
В ролях: Дэйв Батиста, Элла Пёрнелл, Ана де ла Регера, Маттиас Швайгхефер, Нора Арнезедер, Хироюки Санада, Рауль Кастильо, Майкл Кэссиди, Гаррет Диллахант, Тиг Нотаро, Саманта Уин, Тео Росси, Омари Хардвик, Лион Бекуив, Сара Минник
Магический вестерн, или Обменное колдовство под взглядом Госпожи
Одна допросная камера в Революционной Высокой башне.
Две женщины, одна из которых вскоре умрет.
Шесть часов до казни.
Льется рассказ о волшебниках и охотниках за головами. Жуткой магии и знаменитом чудесном револьвере. Семи заговорщиках, некогда пытавшихся свергнуть саму императрицу.
Падают последние песчинки в часах, отсчитывая мгновения до смерти рассказчицы.
Но что если с падением последней из них история не закончится?
Роман, некоторыми линиями навевающий ассоциации с Аберкромби, «Расколотым миром» Феликса Гилмана и «Черным ходом» Олди. Местами вторичный, но радующий любопытным подходом к волшебству и аналогом магического Дикого запада.
Здешние кудесники чар получают силу через Мену. Сделку с Госпожой Негоциантом (с полом это божество не определилось). Отдаешь, к примеру, воспоминание, или дыхание – получаешь возможность творить волшбу, в зависимости от своей школы. Нынче магия во многом наука – ушлые ребята точно знают, что нужно отдать, чтобы получить желаемое. Случаются, правда, неувязочки. Различных направлений колдовства в мире «Могил» хватает. Тут вам телекинез, работа с ветром, телом, иллюзии, телепатия, открывание порталов в иные миры и призыв оттуда всякого зубастого. Это только малая толика умения классических магов. В наличии также фанаты знаний – вольнотворцы, способные зачаровать рану, одежду и даже свеженький труп. Безглазые Поклонники Видящего Бога – адепты мощной, но нестабильной «языческой магии».
Как видите, колдовства для своей локации автор не пожалел.
Как и различного вооружения: простого, магического и уникального (кто сказал: Дьяблой повеяло?). Ручницы (что в основе здешнего огнестрельного оружия мы так и не узнаем), автострелы — арбалеты с моторами, грозострелы — арбалеты, несущие на своих стрелах грозу, огнеглефы, стужемечи, боевые железные повозки, мощные, но однозарядные штык-ружья, бомбы. Предметов изничтожения ближнего своего — выше крыши.
Это не считая таинственных революционных Реликвий, позволивших «нолям» справиться с колдунами.
И конечно, револьвера, давшего имя нашей героине. Револьвер, что любопытно, также с полом не определился, впрочем, ему это не особо нужно. Какофония – единственный в своем роде. Заключивший соглашение с протагонисткой. Стреляющий пулями, содержащими заклинания, придающий форму магии. Огненные шары, звуковые стены, болезненные несмертоносные чары. Зарядить это оружие можно многими сюрпризами. Какофония обладает зачатками сознания, не разменивается по мелочам, не любит когда его достают зря, а вот добрую драку с сильным противником – очень даже.
На первый взгляд кажется, что в лице Империи и Революции перед нами противостояние магии с технологией, но потом становится понятно, что в основе революционных технологий лежит когда колдунство, когда материалы с непонятными свойствами. В общем, техникой в нашем, земном понимании тут не пахнет.
Привлекает внимание политическая обстановка. В наличии у нас две основные силы: Империя и Революция. Знаете, как оно бывает, гнобят маги, не покладая рук, «нолей» — тех, кто не имеет магического дара, а потом, раз! Наступает момент, и бывшие слуги отчего-то оказываются твоими злейшими врагами. Успешно вставляя тебе палки в колеса. А если вдобавок в твоем собственном доме раздор – тогда совсем беда.
И появляется эдакий Великий Генерал «замутивший» Великую Революцию Кулака и Пламени (все с большой буквы). И становятся под его знамена тысячи бывших слуг и рабов. И показывают «кузькину мать» бывшим господам. Революция, как полагается дико пафосна, жестока, активно занимается регламентацией всего, пропагандой и промывкой мозгов. Все по-взрослому. Что порадовало – здешним бойцам революции выдается новая фамилия, затем становящаяся семейной: Суровые, Гордые, Милосердные, Отважные, Лютые. Каждая занимает свое место в иерархической лестнице, за заслуги тебя могут наградить более престижной фамилией, за промахи – опустить по лестнице имен вниз.
Действие книги происходит в Шраме – относительно недавно открытой земле, где не только схлестываются два главных тяжеловеса этого мира. Не только поднимаются городки, находящиеся под покровительством той или иной стороны. Но и проживают изрядное количество различных маргинальных элементов – вольнотворцев, пеплоустов, скитальцев – изгнанников, в основном из Империума. В результате перед нами натуральный фронтир Дикого Запада, только без индейцев. Зато с пограничными городками, бандитами, ворами, учеными-алхимиками, магами, революционной армией. А также местной природной фауной, ведущее место среди которой занимают крупные птицы-убийцы. И магической, такой как милые девицы- кельпицы.
Прием, когда приключения героя не проходят в реальном времени, а подаются как воспоминания, далеко не нов (вспомним хотя бы Квоута). и достаточно спорен. Мы на все сто процентов уверены, что протагонист доживет до момента изложения истории, следовательно, за его целостность во время всех прошлых приключений волноваться смысла нет. Впрочем, зная, что перед нами первая книга трилогии, волноваться за Сэл вообще не нужно. Никто курицу, несущую золотые яйца резать не будет (даже жестокосердный Мартин, у которого все же имеются пара-тройка неуязвимых любимчиков).
Сэл Какофония регулярно обращается к собеседнице (и к читателю) — эдакий слом четвертой стены, частенько (порой даже слишком) использует неопределенный артикль и прочий матерок. Работает ненадежным рассказчиком (сложно ожидать полной искренности перед лицом казни). Не забывает о черном юморе.
И является фактически единственным хорошо проработанным персонажем книги.
Ее прошлое открывается буквально по капле (а сколько там тайн таится!), зато внутренних переживаний и прочих рефлексий мы получим по полной программе. Суровая, покрытая шрамами женщина, конечно же, в сексе отдающая предпочтение представителям собственного пола (модный тренд, что поделать). Знаменитая охотница за головами, ведомая местью, лелеющая список из трех десятков имен, которых она жаждет отправить на тот свет. Самых, пожалуй, опасных колдунов мира.
Сломленный, озлобленный, несчастный человек с жуткими тайнами былого, не способный позволить себе ни толком побыть с любимой, ни остановиться в своей погоне за смертью. Способный при этом на сострадание, милосердие, понимание. Если это конечно, не мешает основному делу. А еще она, как и вся Империя, искренне и самозабвенно любит оперу. Живут же люди, ходят в театры, в библио…
Добавляют в блюдо остроты действия ее врагов, затеявших очередную попытку свержения императора-«ноля». Во время которой сотнями гибнут невинные люди, а на земле оказывается тот, кому тут совсем не место.
Темп рассказа динамичный, быстрый, задорный. Главы из прошлого перемежаются подглавами настоящего, общением Сэл с военным губернатором Треттой Суровой. В это время мы увидим восприятие рассказа женщиной, в чьих руках находится жизнь Сэл. Увидим другой взгляд на описываемые события. Полезно.
Экшена в романе хватает. Столкновения с магами различных школ и умений. Драки с имперской птичьей кавалерией. Гончими Обители Видящего бога. Призванными и выколдованными существами. Чаще всего без Какофонии Сэл не обходится (что неудивительно, противники попадаются мощные), но иногда дама показывает, что и без револьвера кое на что способна.
Есть чуток идейной подоплеки. Начиная от непонимания обычных людей, на кой черт убивать друг друга ради блага власть имущих. До размышлений тех самых имущих о жертвенности. Точнее, самообмане. Ведь пренебрежительное отношение к подопечным, напрочь лишает ценности даже настоящую жертвенность. А уж тем более то, что называют таковой жаждущие власти маги.
Эрго. Приключение-вестерн без особых претензий. Приятный подход к магии, качественно проработанная протагонистка. Хватает шаблонных моментов, но недурно провести вечерок, разгрузив мозги, вполне можно.
P. S. Забавный подход к оформлению обложки: 3d-минимализм во всей красе. Дешево и сердито. Даже слишком.