«Остаться должен только один», или Познай себя, Человек
Проблемы с энергией для населения Земли остались в прошлом. Спасибо автоматам «Харвестер», собирающим на обратной стороне Луны солнечную энергию, заточенную в камне. Количества Гелия-3, добываемого ими, хватает, чтобы покрыть 70 % энергетических затрат планеты.
Но за автоматами, работающими на Луне, надо присматривать. Да и добычу на матушку Гею переправлять.
Сэм Белл, заключая трехлетний контракт на одиночную миссию на лунной шахте «Саранг», знал, что будет непросто. Но он не думал, что одиночество окажется настолько большой проблемой. Однако парень худо бедно справлялся. До той поры, пока до истечения контракта не осталось две недели.
Именно тогда Сэм начал видеть то, чего не могло быть.
Галлюцинации.
Людские фигуры, обрывки непонятно когда записанного видео, странные помехи в сообщении от жены.
Но что если это не просто галлюцинации, а нечто большее?
В последние годы кроме мейнстримовых фантастических блокбастеров с огромным бюджетом, появился целый ряд приятных, относительно недорогих фантпроектов, таких как «Из машины», «Апгрейд», «Дитя робота».
Фактически первой ласточкой, проторившей дорогу всем этим лентам 21 века, стал Moon 2009-го.
Лента интересная атмосферой и работой главного (фактически единственного) актера. Ну и без моральных этюдов Дункан Джонс нас не оставит.
Львиная доля ленты держится на игре Сэма Рокуэлла. Рокуэлл, никогда не принадлежавший к суперраскрученным лицедеям, тут отработал на славу. Обычный парень, «подписавшийся» на длинную внеземную работу, и чуток не рассчитавший силенок (интровертов на такие вакансии набирать не пробовали?). К концу контракта Сэм (имя и актера и персонажа) откровенно затосковал. Рутина, однообразные действия, одиночество, редкие выходы на поверхность Селены довели астронавта до цугундера. Тоска по дому, разговоры с самим собой, а там и мара не промедлила, или безумие? Собирание миниатюрного городка, забота о небогатой растительности, пробежки на тренажере, редкие видеописьма от жены не помогли. И даже робот//ИИ Герти (довольно оригинальная конструкция) с набором смайликов на панели и голосом Кевина Спейси не спас от хандры.
А ведь у Рокуэлла была та же задача, что позднее у Лупиты Нионго в «Мы». Ему нужно было создать два абсолютно разных характера. Разных по опыту, физическому состоянию, отношению к жизни. И опять Сэм справился на «отлично».
Перед нами эдакий психологический тест: «посмотри на себя со стороны». Отследи, познай себя и собственные недостатки («взрывной я, однако тип!»), смирись, научись находить позитив, принимать собственное «я» во всей полноте. И хотя ходят слухи, что любовь к себе — роман на всю жизнь, как говорится, есть нюансы. Что и демонстрирует зрителю астронавт с лунной шахты «Саранг».
А еще он позволяет поразмыслить о том, что же такое Человек? Набор воспоминаний и привычных реакций? Ощущение присутствия и поддержки близких, пускай на другой планете? «Одиссеево» стремление домой, невзирая на преграды? Способность совершать нужную работу и вовремя уходить? Готовность заботиться о других, пускай в ущерб себе? Ваш вариант?
Основную интригу постановщики, как на меня, вскрывают все же рановато — по истечении первой трети ленты. Зато потом они без опаски могут поговорить со зрителем о людях и их характеристиках: дружбе, заботе о других, любви, смекалке, самопожертвовании. Тех, что и составляют настоящего Человека. Отдельным лейтмотивом идет уверенность в том, что человека запрограммировать нельзя. Довольно спорное, скажу вам по секрету, убеждение.
Кроме Рокуэлла нас порадуют атмосферной музыкой и редкими видами лучной поверхности с луноходами и «Харвестерами». Занятно, несмотря на то, что практически весь этот антураж – обычные макеты (даже не радиоуправляемые), смотрятся они вполне приятно.
Действия в фильме нет как класс (если не считать одной вялой потасовки), настроение ленты – печально-меланхоличное, атмосфера создается соответствующая, правда темп периодически подвисает. Ну и на некоторую вторичность глаза закрыть не выйдет.
Плюс, многое в ленте шито белыми нитками, а часть вопросов постановщики упорно оставляют без ответа (в частности природу глюков и причины физического состояний Сэма). Особо удивили действия Герти, ставшего в одной сцене натуральным Богом из машины. С какого перепугу ему вздумалось нарушать приказы тех, кто его программировал? Или это тонкий намек на то, что даже ИИ способен по настоящему привязываться к своим людям и потихоньку очеловечиваться? Если оно так – хорошо (дуля тебе, Скайнет).
Да и спаскоманда выглядит натуральными олухами, ведь то, что знает о ситуации начальство на земле и то, что видят они по прилету, аж никак не сходится.
А о злых корпорациях, готовых на что угодно ради прибыли, все сказал господин Даннинг еще в 19 веке.
Но, несмотря на эти натяжки, свое почетное место пионера недорогой идейной кинофантастики 200-ных, «Луна» заслужила по праву.
Эрго. Камерная бюджетная фантастика о людях и человечности с хорошей актерской дуо-моноспектакльной работой Рокуэлла.
Смерть среди торосов, или Арктический хоррор для неудачливой экспедиции
1845 год. Отправляясь на поиски Северно-Западного прохода из Атлантического океана в Тихий, капитаны Джон Франклин и Френсис Крозье могли ожидать чего угодно. Неимоверного холода, обессиливающей усталости, выматывающих зимовок во льдах, нападений белых медведей, испорченных продуктов, болезней, а то и смертей среди экипажа.
Но не того, с чем они столкнулись на самом деле.
Мало им было аномально низких температур и не тающего льда, зажавшего корабли в ужасные тиски. Вдобавок в снежной пустыне вокруг плененных судов появилась некая тварь, испытывающая к полярникам странно выраженный гастрономический (и не только) интерес. Неуловимое существо, представляющее жуткую опасность даже для сотни вооруженных мужчин. Существо, вместе с природными условиями, поставившее всех членов экспедиции на грань жизни и смерти.
Перипетии экспедиции Франклина тревожили умы людей, интересующихся полярной темой, долгие годы. Картины, песни, книги, посвященные этой теме, исчисляются десятками.
Внес свою лепту и Дэн Симмонс, автор шикарного «Гипериона» и «Эндимиона».
Дэн создал настоящее арктическое полотно времен активного покорения северных краев, потрясающе атмосферное, очень жесткое, под стать местному климату, и буквально окунающее вас в тяжелые будни экспедиции.
Непредставимая холодина, вымораживающая человека до самых кишок. Пронизывающий ветер, добавляющий в это блюдо остроты. Зимовка на умирающем корабле, окруженном многие десятками, а то и сотнями километров безжизненного льда и снега. Работа, выматывающая все жилы. Санные переходы, валящие с ног. Безумные сложности, которыми сопровождается каждый шаг. Иссякающие запасы еды. Начинающаяся цинга – добравшаяся почти до всех поголовно. Отчаяние и безнадега, окутывающая подобно грязному савану. Отбирающие последние силы попытки спастись.
У вас оставались детские иллюзии о романтическом быте полярников? Забудьте, после «Террора» никаких иллюзий быть уже не может. Тяжелейшая, грязная, смертельно опасная работа, выжимающая из человека все соки до последней капли. Особенно в то время, когда о комфорте, которым окружены нынешние исследователи полюсов, нельзя было даже мечтать.
И над всем этим царит чудовище, ставшее воплощением арктической стихии (будто сама природы Севера восстала против тех, кто покусился на ее тайны). Непонятное, загадочное, ужасное, неостановимое, зловещее. Эдакое эволюционно «фэ!» «царю природы». Расслабились, мол, хомяки разумные, все вам по плечу, говорите? Ну-ну, а как такой подарочек?
А уж сколько испытаний выпадает на долю участников злополучной экспедиции! Безжалостная арктическая природа, лютый мороз и проклятый лед. Испорченные продукты — источник смертельных отравлений. Голод. Убийственная цинга. Ужасное создание. Испытания, которые и по отдельности вынесет мало кто из живущих. А уж когда они наваливаются все вместе…
Тем более когда герои упорно не желают вынуть голову из одного места, и попытаться отыскать эскимосов (живущих в таких условиях столетиями), обратившись к ним за помощью и советом (начиная думать в эту сторону лишь тогда, когда ситуация становится абсолютно критичной). Как же – гордые властители морей, блин!
Напряжение в книге зашкаливает. С первых страниц автор оставляет нас дрожать от холода в промозглых каютах «Террора», выбрасывает на сумасшедшую стужу, нагружает вахтами на обледенелой палубе, заставляет тащить сани во время долгих переходов через торосы, напряженно ожидать очередного визита чудовища. С каждой главой ощущение безнадежности нарастает, Симмонс с головой погружает читателя туда же, где барахтаются герои – в бездну отчаяния.
«Террор» вполне можно назвать книгой ужасов. Но не тех примитивных «пугалок»-скримеров, использующих отвратных тварей, жадных протухших мертвецов, или кровососов с аристократической бледностью на челе (хотя без хтонического чудовища автор не обошелся). А тех книг жанра хоррор, нагнетающих ужас атмосферой, обстановкой и обстоятельствами происходящего. Ужас болезни и медленного, но неотвратимого умирания. Ужас безнадеги и отчаяния. Ужас бессмысленности всех действий. Ужас, живущий в каждом из нас.
Усугубляется дело шикарно и подробно прописанными персонажами. Каждая небольшая главка акцентируется на действиях и переживаниях конкретного члена экипажа, и делает это настолько качественно, глубоко и ярко, что через сотню-другую страниц мы уже будто знаем всех этих людей долгие годы. Знаем, сопереживаем и воспринимаем каждую судьбу как свою. Причем даже к подлецам (которых у Симмонса на удивление немного) ты испытываешь не то чтобы симпатию, но поднатужившись, можешь понять причины их «подлючих» действий (кроме, разве что Корнелиуса Хикки). Не дай бог никому попасть в ад, творившийся на борту «Террора» и «Эребуса». Многие сумели бы остаться людьми?
Временами исследования Симмонса по психологии поведения в опасных ситуациях и перед лицом смерти напоминают лучшие работы дядьки Кинга. Что-то навроде «Под куполом». Вот только Стивен бережнее обращается с героями, как бы смешно это не звучало.
Характеры персонажей раскрыты на высочайшем уровне, и шикарно проработаны. Подоплеки действия раскрываются перед нами как на ладони. Каждый член экспедиции несет за собой продуманный шлейф роли, воспитания, опыта, комплексов. Все как в жизни. Только гораздо откровеннее и понятнее.
Мистический пласт романа сильно не выпячен, но периодически проплывает над головами персонажей, как туча на миг закрывающая солнце.
До поры до времени за этот пласт отвечает исключительно неведомое Чудо-юдо. Ближе к финалу появляются видения капитана Крозье, и, конечно же, эпос Настоящих Людей.
Он подводит итоги, собирает разбросанные камни, раздает сестрам по серьгам, и что приятно, несмотря на множество смертей, оставляет нам лучик надежды.
Эрго. Антуражный арктический хоррор о пропавшей экспедиции, полный ледяного дыхания Севера и шикарно проработанных персонажей. О психологии и мистике Симмонс также не позабыл. Тяжелая, но сильно написанная история.
Сериал в общем неплох, но оригиналу уступает, что мягко говоря не редкость.
Лучшая версия себя за 10 дней. Со скидкой, или Философия для домохозяек в действии/Гонка за иллюзией
Подбор гостей в самом дорогом оздоровительном центре Транквилум выглядел абсолютно случайным. Семейство, переживающее разлад после трагедии, молодая пара с кризисом в отношениях, толстушка-писательница, фактурный гей, негритяночка с комплексами, грубоватый мужлан. Девять человек, пожелавших стать лучшей версией себя под руководством хозяйки пансионата – загадочной русской красавицы Маши.
Однако случайностями тут и не пахло. Все эти люди появились тут исключительно благодаря воле хозяйки, имеющей на них некие планы.
Планы, после реализации которых никто не будет прежним.
Сериал, на который я вряд ли обратил бы внимание, если бы не оставившая приятное впечатление «Большая маленькая ложь», снятая по роману того же автора Лианы Мориарти, при участии той же Николь Кидман.
Скажу сразу, Незнакомцы откровенно слабее, но любопытных моментов не лишены.
Действия от сериала ждать не стоит, а вот разговоров и психологических этюдов отсыплют от души.
Это социальный проект, беседующий со зрителем о различных общественных и личных проблемах гомо сапиенсов, раздумывающий над вариантами их решения.
Проблем постановщики отсыпали нам от души.
Профессиональная несостоятельность, сомнения в правильности избранного способа заработка. Судьба спортсменов, получивших травму и выбывших из большого спорта. Разлад у молодых пар, наткнувшихся на первый кризис. Несколько надуманная на первый взгляд проблема внезапных больших денег. Ощущение бессмысленности нажористого существования у людей не имеющих особых целей в жизни. Беды, настигающие семейства, столкнувшиеся с суицидом одного из родни – настоящий бич для внешне благополучных американцев. Потери и попытки с ними смириться. Подмена реальности благодатной иллюзией. Непременные для современного кинематографа заботы сексуальных меньшинств. Измены и комплексы, настигающие жертв неверности супруга. Критическое снижение самооценки в таких случаях. Отношение дам к собственной внешности. Перебор с агрессивным феминизмом. Засилие соцсетей, конфликты старшего и младшего поколений, в упор не понимающих друг друга. Притворство в отношениях, приводящее к развалу семей. Темы духовного развития и психологических манипуляций различных товарищей, к которым обращаются люди жаждущие самосовершенствования. Значимости жизни, поиска своего места под Солнцем, значения размышлений о смерти, доверии, искренности. Лицемерия по отношению к убийству ради еды.
Все эти довольно интересные темы раскрываются через персонажей, ставших настоящим украшением проекта.
Семейство Маркони.
Наполеон Маркони (Шеннон)). Школьный учитель, сумевший с родней попасть на элитный курорт лишь благодаря изрядной скидке. Громкий хронический болтун, пребывающий на вечном подъеме. Нарочито оптимистичный, пытающийся всему придать смысл. Открывающий прелесть адреналина. Дающий выплеснуться из-под «радостной» брони глубоко упрятанному горю.
Его жена Хезер. Женщина, порой подумывающая о самоубийстве. Накрытая жуткой потерей, сломавшаяся под ее гнетом. Лишенная простых житейских радостей. Воспринимающая в штыки большинство из происходящего вокруг.
Их дочь Зои – 20-летний подросток (скорее уже молодая женщина), достаточно замкнутая, отрицающая влияние на нее семейного горя. На самом деле жутко одинокая и тоскующая по утраченному.
Силиконовая инстаграмерша Джессика (Уивинг). Зацикленная на внешности, недалекая, старающаяся стать иконой соцсетей, живущая в смартфоне, олицетворяющая молодое поколение, не вылазящее из гаджетов. При этом понимающая, что ее мания инстаграмма это уже перебор, и нужно что-то менять.
Ее супруг Бен – неожиданный миллионер, влюбленный в свою «Ламборгини». Потерявший даже тот небольшой смысл жизни, что имел в обычной бедной жизни.
Френсис (Маккарти). Дважды разведенная упитанная тетка среднего возраста на пороге климакса. Автор любовных романов, в глубине души сомневающаяся в своем умении писать. Столкнувшаяся с профессиональным кризисом, насмерть уставшая от работы. Оптимистка-мазохистка, постоянно нарывающаяся на козлов-мужиков. Хороший, добрый, душевный человек, несмотря на маску сноба и деловой женщины.
Тони (Каннавале). Мускулинный грубоватый мачо, плотно сидящий на лечебной наркоте и алкоголе. Экс-футбольная звезда, после внезапного окончания карьеры напрочь потерявшаяся в обычной жизни. Отчаявшийся, отринутый близкими, активно лезущий не в свое дело, не терпящий женщин.
Ларс (Эванс). Таинственный красавчик, явно приехавший в Транквиниум не просто так. Бесцеремонный эгоист, проявивший себя далеко не с лучшей стороны. Гей, осознавший свою ориентацию еще в детстве (что достаточно редко), познавший на себе все прелести травли не таких как все. Со стороны, отца, одноклассников, общества. Выбравшийся из-под этого пресса физически, но не психологически.
Кармель (Холл). Болтливая негритянка приехавшая за перерождением, похудением и повышением самооценки, ну и не только. Подверженная приступам гнева, порой жаждущая «подправить лицо» ближайшей красотке. Ведь именно к молоденькой и смазливой сопернице навострил лыжи ее неверный муженек. Утонувшая в комплексах из-за его предательства.
Образы без дураков хороши. Каждый ущербен, каждый несет на себе груз психологических проблем. Эволюция отношения среди девятки становится главным козырем сериала. Из абсолютно чужих, слабо переносящих друг друга субъектов, они становятся хорошими друзьями, превращаясь в подобие большой семьи. Мини-социумом, члены которого далеко не идеально воспринимают собратьев, тем не менее, хорошо понимая и принимая большинство тараканов и проблем своих соседей. И главное – по мере сил помогая совладать с личностными «багами», комплексами и психологическими проблемами.
Да, большинство приемов Маши – классическая «философия для домохозяек», но ведь работают! Наши герои, такое впечатление, все поголовно впервые услыхали «о любви к мудрости». Впрочем, что самое досадное, в обычной жизни таких, по-видимому, подавляющее большинство.
На их фоне загадочная русская красавица Маша (Кидман) порой теряется. Николь как на меня и в лучшие годы была несколько переоцененной лицедейкой, а после кучи «пластики» изрядную часть экранного времени тратит на то, чтобы покрасоваться перед зрителем.
Хороша я в свои 54, а? — будто спрашивает она у публики. А если так лягу? А так повернусь? А попка какова? А в водичке с распущенными волосиками? Ведь прелесть девочка! С Кидман связаны масса кадров с лучами солнца, играющими на волосах. Подводными съемками, выставляющими их обладательницу в самом выигрышном виде и прочими эстетскими штуками, радующими оператора, но не несущими серьезной смысловой нагрузки.
Да, время от времени Николь неплохо эмоционирует. Передает резкие смены настроения, мгновенно меняя мимику, выражения лица, когда гости на нее не смотрят. Выдает пару хороших сцен. Но всего этого недостаточно, чтобы назвать актерскую работу удачной.
Правда, именно с Машей, сидящей как паук в центре системы камер слежения (не мало трех экранчиков то?) связана основная интрига сериала. Чего, собственно говоря, пытается добиться наша красотка? Кто перед нами? «Гуру», вместо духовного развития учеников преследующий свои цели? Банальный психологический манипулятор, создающих из подопечных фанатиков и людей, способных на нужные манипулятору вещи? Или все не так очевидно?
И достаточно вялая детективная линия, выраженная в смс с угрозами, а точнее в загадке личности их автора. Большую часть времени тонущая в социалке.
Да операторские игры с частыми кулинарными вставками, почти на макроуровне демонстрирующими приготовление фруктовых коктейлей. С другой стороны история эволюция фруктов в смузи может служить аллюзией на происходящее на экране.
Также проект активно раскрывает тему использования психотропных препаратов, их благотворного и не очень воздействия на разные типы личности. Исключительно с благими целями, для преодоления депрессий и тревожностей, извлечения наружу скрытых застарелых комплексов и психотравм. Штука, кончено концептуальная, но есть серьезные нюансы (некоторые открытия оказываются слишком уж сильнодействующими), особенно с дозировкой. Ну а насчет благих намерений уже давным-давно все сказано.
Эрго. Разговорный психологическо-социальный сериал с хорошими актерскими работами, слабенькой детективной линией и достаточно банальной философией. Впрочем, под конец постановщики находят, чем удивить заскучавшего зрителя.
2027. Людская цивилизация погрузилась в хаос, ведь уже 18 лет на свет не появился ни один ребенок. И лишь в Великобритании, превратившейся в тоталитарное государство, сохраняется некое подобие порядка.
Лондон. Тео Фарон (Оуэн) после смерти сына от гриппа и расставания с женой, влачит безыдейное существование, все плотнее подсаживаясь «на стакан».
Как вдруг однажды на него выходит прежняя супруга Джулиан (Мур), ставшая лидером террористической организации «Рыбы».
Ей нужно чтобы Тео раздобыл документы для беженки Ки (Ашити), стремящейся добраться до побережья Британии. Волей судеб Тео берется за дело, отправляясь вместе с Ки в путешествие, способное изменить судьбы человечества.
Антиутопии уже не один десяток лет остаются весьма популярным жанром, принося зачастую приятные проекты, к примеру, такие как «Гаттака», или «Тайна 7 сестер».
Children Of Men не снискал особой славы у массового зрителя, но был довольно тепло встречен критикой и фестивальным киносообществом.
Вещь действительно интересная, впрочем, что не «зашло» мейнстримной публике, тоже понятно.
Фильм вышел у Куарона медитативным (порой даже слишком), атмосферным и большую часть времени лишенным действия.
У постановщиков получилось практически без экшена и надрыва, очень обыденно показать жуткую картину гибели людской цивилизации. Причем на примере условно благополучной Британии. Мир гомо сапиенс рушится, это видно практически в каждом кадре. Иммигранты, то забрасывающие камнями поезда электричек, то сидящие в клетках, то толпящиеся за загородками. Горящие туши скота. Всеобщее искреннее горе по поводу гибели «самого молодого человека на земле». Секты, пытающиеся самыми безумными методами вымолить у Господа прощение. Трубы, закрывающие дымами небо. Льющаяся на землю отвратительная даже на вид жидкость, превращающая плодородный грунт в отравленную пустыню. Вечно паршивая погода. Кучи мусора на улицах. Серая, безысходная цветовая палитра картины. До зубов вооруженные вояки на каждом шагу. Облавы на иммигрантов. Наборы для самоубийств, официально раздаваемые властями. Террор и взрывы в кафе. Ковчег Искусств, спасающий полотна и скульптуры из охваченной безумием Европы. Натуральный фашизм со стороны властей по отношению к беженцам.
Эдакий будничный песец, подступающий все ближе.
С антуражем у работы Куарона все на высшем уровне.
Лента снята по одноименному роману англичанки Филлис Дороти Джеймс.
Темпоритм картины тягучий, плавный, неспешный, взрывается коротким действием один раз по истечении получаса, затем забавной погоней, завершая ленту убойно-ошеломляющей 10-минутной «военной» сценой. За финал ленты режиссеру можно простить упорное игнорирование экшена и неторопливое развитие событий. Вспышка насилия в иммигрантском гетто оказались одной из самых напряженных сцен современного кинематографа. Стычка восставших с войсками, поданная глазами главного героя, с его колокольни безоружного человека, жизнь которого может оборваться в любую секунду. Свидетеля военных зверств, направленных не только на боевиков, но и на штатских, женщин и детей. Ужас городского боя, показанный из самого сердца событий. Увенчана эта сцена ошарашивающим, религиозным моментом, на мгновение остановившим кровопролитие. Блеск!
Разве что крестное знамение было лишним, и так все понятно, что за манера разжевывать, да в рот зрителю класть.
Религиозные мотивы, вопросы веры занимают в ленте одно из главных мест. Причем веры не столько в высшие силы, сколько в самих людей. Отдельных людей, по мнению постановщиков, все же способных подарить человечеству надежду. Дай то бог.
Клайв Оуэн, на котором держится изрядная часть фильма, сыграл тут одну из лучших своих ролей. Бывший активист, после смерти наследника утративший запал, веру в свои силы и способность что-то изменить. Волочащийся по жизни без смысла и цели. Закладывающий за воротник. Увлеченный энергией бывшей супруги. Вдруг обнаруживший, что для гомо сапиенс еще не все потеряно. Апостол новой надежды, бросившийся как в омут в безнадежную авантюру по спасению последнего людского шанса.
Джулианна Мур с ее активной, при этом питающей наивные надежды революционеркой-террористкой, тут выступает скорее мотиватором для главного героя.
А вот Майклу Кейну, образ старого хиппи-битника с плантацией конопли, однозначный респект.
Тут даже Чарли Ханнэм засветился, правда, в патлатом гопнике я его, если честно, не опознал.
Поразмышляет режиссер о влиянии случая и веры на судьбы мира. По поводу фашиствующего тоталитаризма Британии будущего также неплохо пройдется. С одной стороны кто обвинит властителей бывшей Царицы морей? Своя рубаха ближе к телу, спасение утопающих дело рук самих утопающих и т.д. С другой – как-то неаккуратненько получилось, не находите?
Что озадачило, это чересчур большое количество зеленых английских просторов, где граждане здешнего тоталитарного государства могут спокойно жить, поживать, да добра наживать. Это в Англии, где и сейчас-то все находится под прицелом тысяч камер и недреманным оком бдительных пейзан? Не верю!
Эрго. Медитативная, неспешная антиутопия с отличной будничной атмосферой конца человечества, оставляющая все же надежду на то, что найдутся люди, способные дать нашей цивилизации шанс.
Режиссер: Альфонсо Куарон
В ролях: Клайв Оуэн, Джулианна Мур, Майкл Кейн, Клэйр-Хоуп Ашити, Чиветел Эджиофор, Чарли Ханнэм, Мишель Хуссэйн, Джон Шевалье, Рита Дейвис, Пэм Феррис, Дэнни Хьюстон, Питер Муллан, Темина Сани
В славном городе Эфира, упорно именуемом невежественными приезжими Коринфом, растет младший сын басилевса Гиппоной, получивший от братьев шуточное прозвище Беллерофонт – Метатель-Убийца.
Годы идут, детство заканчивается. И все ближе время, когда в имени Беллерофонт, под которым его запомнят в веках, не останется ничего шуточного.
Ахейский цикл Олди, начавшийся «Героем», продолжившийся «Одиссеем» и «Внуком Персея», долгие годы ценится читателями как один из лучших в творчестве харьковского дуэта. В мое личном топе Герой и вовсе занимает одно из первых мест.
После 2011 Олдя создали всего один любопытный роман, связанный с греческой мифологией. Гораздо больше времени они провели летая в космос, отправляясь в альтернативную Японию, Якутию , дореволюционную Россию , на Дикий Запад , в говардовское фентези, или Зазеркалье.
И вот свершилось! Полноценное возвращение греческого цикла, ожидания, в целом, оправдало.
Олди: «Две книги, составляющие роман, мы решили назвать по цитате, принадлежащей мудрейшему Якову Голосовкеру: «Если герой приходит, все бывает». Т.е. «Книга 1. Если герой приходит» и «Книга 2. Все бывает».
Дилогия до ежиков мифологична. Причем не той мифологичностью, когда предания старины глубокой изучают в школах. И даже не той, когда последние потомки небожителей еще бродят по земле, но сами боги почти не спускаются с Олимпа. В «Луке» (как впрочем, и в «Персее») божественное и людское близко как никогда. К примеру, прадед ГГ – Атлант, куда уж ближе! (о папе сейчас говорить не будем). А деды героев, возьмем некоего Сизифа, отлично знакомы с небожителями, порой ведут себя с ними на короткой ноге.
Боги с нами, близко, руку протяни, но это не всегда хорошо, скорее наоборот. Мифы, легенды и сказки постоянно рядом, заменяя газеты, интернет и прочие СМИ. Они возникают как пауки из каждого угла, вспоминаются как недавнее прошлое, причем как богами, так и людьми, составляют неотъемлемую часть жизни. Мифы без преувеличений оживают, властно вторгаясь в реальность Древней Греции, а скорее составляя эту реальность. И нашу с вами.
Олди одарят читателя массой нюансов божественных отношений и контактов смертных с небожителями. В голоштанном детстве, читая Куна или Голосовкера, было чертовски интересно – что осталось за кадром? Чего нам не договорили? Олди отвечают на множество незаданных вопросов. Что двигало олимпийцами? Какие мысли бродили в голове Афины в тот или другой момент? Почему Зевс поступил так, а не иначе? А Лукавый-то отчего избрал этот путь?
Не забудут поразмыслить авторы о природе богов, нетерпимой к угрозам и особенно к соперничеству. Их ипостасях, о том, как становятся Олимпийцами. Позволят проникнуть на совет Дюжины. Расскажут больше о сути Дромосов и боевых ипостасях небожителей. Поднимут интересный вопрос о наказаниях в Аиде. Пока наказывают, ты помнишь кто ты. Жуткое возмездие, о котором будут рассказывать веками? Или невольное поощрение, возможность не исчезнуть, побыть не беспамятной тенью, а самим собой? Кому как.
Немаловажную роль в прелести романа играет олдевский язык, богатый, сочный, яркий, насыщенный: образность текста зашкаливает. Нас будто окунают в воздух Эллады, полный густых ароматов можжевельника, соленых оливок, сыра и моря. И самых различных эмоций.
Густым слоем заварного крема на торте – быт и особенности Древней Греции, где все взаимосвязано, многие друг другу родичи (кто сказал — Эллада большая деревня?). Детские забавы пацанов, живущих на побережье. Обучение недорослей. Не только чистке оружия, владению мечом, копьем, но и более скучным наукам. Экономике полисов, родословным правителей и богов. Политике, куда ж без государственной деятельности.
Езда на колесницах — на спине лошади лишь фракийцы да куреты гасают (и один шустрый юнец). Кулинария, жертвоприношения. Быт пастухов, табунщиков, их подопечных, вплоть до отношений жеребцов в табуне. Дворцы правителей и базары, полные сплетен. Любовь, дружба, ненависть и месть в антураже древней Эллады. Любопытные подробности, о которых не всегда знают даже любители истории (роль соли в то время лично мимо меня прошла неотмеченной).
Роман состоит из двух основных линий: людской и божественной, приоритет за первой, хотя вторая развита тоже весьма и весьма.
За гомо сапиенсов отвечает Гиппоной, он же Беллерофонт. Роман написан от первого лица героя, мы проживем рядом с этим парнем изрядный кусок его жизни. Ребенок — непосредственный, шебутной, пробующий бытие на вкус, узнавший то, чего не хотелось бы знать как можно дольше. Через него читателя знакомят с особенностями Эллады, отношений, обычаев тех времен. Подросток, отведавший потерь, открывающий в себе нежданные грани и таланты, познающий женщин и влюбляющийся, активно эмоционирующий, окунающийся в странные видения (воспоминания?). Человек, в котором вроде нет божественного ихора (но как же быть с папой?), но что-то сверхчеловеческое порой проявляется.
Первый том, по большому счету, классический роман взросления, к его финалу авторы доведут протагониста лишь до 16 годков. Стоит, правда, учитывать, что в то время 16 лет совсем не те, что в 20 веке. Буквоеды даже могут побрюзжать о том, что действие протекает медленно и вообще Олди скатились в young adult. Да, сюжет развивается неспешно, но за счет языка, мифологичности и бытовых нюансов, на это не обращаешь внимания. Неторопливо, но до чего атмосферно!
В конце первой книги детство ГГ окончательно заканчивается, второй том погружает нас в жизнь подросшего героя, полноценного эфеба без эфебии. Скитания, встречи, новые земли, новые люди, настоящее вхождение во взрослый мир, познание нелицеприятных сторон зрелой жизни. Ну и, конечно, деяние, благодаря которому он остался в людской памяти.
Даются ответы на все вопросы. Перебрасывается мостик к грядущему, с прошлым дилогия и так плотно связана.
Также очень уместно смотрятся мини-главы от лица старика-Беллерофонта, рассказывающего неведомому собеседнику о прошедшей жизни.
Небесной линией заведуют два любимых авторами Олимпийца: Афина и Гермий (но не только они), первенство у дамы. Мудрость и военная стратегия окажется главной героиней с небесной стороны. «Сова и змея, олива и крепость», решающая одну охотничью проблему, предстанет перед нами с разных сторон, глубже раскроет свой внутренний мир, и нюансы «любви» внутри олимпийского семейства. Богов в этот раз Олди нам не пожалеют.
Плюс неожиданные врезки, в которых будет шанс поближе узнать Химеру и ее мать Ехидну. Да флеш-беки, тесно переплетающие «Лук» с «Внуком Персея».
И подспудно на горизонте шуршание гниющей листвы, погребальный звон – Тартар. О Павших позабыть не получится.
Что касается обилия цитат-воспоминаний во втором томе из первого, о которых сокрушались некоторые читатели. Есть такая буква в этом слове. Возможно, некоторый перебор. С другой стороны почти каждая из них работает для конкретной цели. Усиление ощущения, демонстрация причин состояния, истоков действия. В конце концов – Олдя авторы, они так видят.
Эрго. Еще одна увлекательная страница олдевской мифологической Ахеи.