Повесть об обретении веры, или Позитивный князь посреди средневекового зверства
977 год. Киевская Русь. После смерти Святослава на Руси остается три князя. Ярополк (Устюгов) в Киеве, Олег (Плетнёв) у древлян и Владимир (Козловский) в Новгороде. Однако, несмотря на то, что все они сыновья Святослава, братской любви между ними не было ни на грош.
Причем настолько, что во время одного из конфликтов между старшим и средним братьями, Олег отправляется к предкам.
Уцелевший воевода Олега Свенельд (Суханов) едет в Новгород, к Владимиру. Ведь по закону именно младший брат имеет право отомстить за Олега.
18-летний Владимир с наемной дружиной викингов выступает на Киев. Однако Ярополк не собирается сдаваться без боя.
Личность Владимира Святославича, одной из мощнейших фигур времен Киевской Руси, всегда привлекала внимания потомков. Мало того, что это был сильный владыка, успешно занимающийся собирательством земель, объединением племен и борьбой со Степью. Так он еще и стал инициатором такого неоднозначного события, как Крещение Руси. За последние годы появилось несколько теорий, всерьез сомневающихся в правдивости канонического описания фигуры Владимира Святого, и было весьма любопытно, как именно покажут Владимира постановщики «Викинга».
Оказалось никаких великих открытий нас не ждет, и Кравчук со товарищи в основном опираются на Повесть временных лет. Правда, почему-то с некоторыми не очень важными, но заметными отличиями. Создателям ленты чем-то сильно не угодил Добрыня, напрочь исключенный из пространства фильма. Его место занял Свенельд, причем старика заставили сменить хозяина. Варяг, чьего сына Люта по ПВЛ изничтожил как раз Олег, в фильме без зазрения совести служит именно этому князю. На этом фоне Полоцк, отобравший у Овруча честь стать могилой Олега, смотрится как-то некритично.
Но что еще забавнее, одну фразу из ПВЛ о Варяжко, который после смерти Ярополка «бежал со двора того теремного к печенегам и долго воевал с печенегами против Владимира», раскрутили в одну из основных линий ленты (кстати по ПВЛ с Варяжко князь таки замирился). А вот походы на поляков, вятичей, ятвягов, радимичей, болгар, как-то ускользнули от внимания постановщиков. Гибель Ярополка, потом какие-то внутренние перипетии, монтаж, и раз! Корсунь!
Хотя по большому счету все это дело житейское, чай не ПВЛ экранизировали, а художественный фильм снимали. И монтаж дозволен в полной мере, и трактовка позволительна любая, благо Нестор тоже не поминутно деятельность Владимира описывал. Мягко говоря.
Давайте взглянем на трактовку поближе.
Итак, по классике Владимир в своей «языческой ипостаси» весьма подлый товарищ, обманом свевший в сыру землю брата, имевший туеву хучу жен и наложниц, усердно поклонявшийся идолам. В общем, представитель «нормального средневекового зверства». Причем сильный, хитрый и властолюбивый представитель.
У Кравчука младший Святославич юный пацанчик (это в 18 лет то! Когда 25-30 было уже солидным, полностью зрелым возрастом, а к 40-ка люди считались стариками), глядящий ни мир широко открытыми глазами, и будто вчера вылезший из-под мамкиной юбки. Немного потерянный паренек, над которым полностью довлеют обстоятельства и наставник Свенельд. Паренек способный на насилие только «под кайфом», а к остальным «перегибам на местах» и вовсе, по мнению постановщиков, не имевший отношения. Не виноватая я, мои люди сами все сотворили. Подлости в нем нет ни на грош, тем удивительнее переход от «я миром решу» до убийства брата. Удивительно и ничем не обосновано (по крайней мере, зритель этого обоснования не видит). Порочности тоже не видать. Одна-одинешенька Рогнеда это вам жуткий развратник? Даже Ирину и ту до кровати не доволок (похоже, остались мы без Святополка, господа). Властности и ума тоже не особо. Тем удивительнее редкие всплески полководческой активности.
У Данилы Козловского отлично получается играть хорошего парня. Позитивного конунга с выражением легкого удивления на лице глядящего на творящееся вокруг зверство. И даже катарсис в храме вышел у Данилы на уровне. А вот с задачей показать потенциал будущего державного владыки актер не очень-то справился (или режиссер ее попросту не ставил?).
Задумка постановщиков понятна – сконцентрировать внимание на внутреннем моменте смены веры, объяснении, почему же Владимир отказался от язычества. Но как на меня тут тоже все не слава богу. Нет момента ключевого перелома и перемены в личности. Князю по большому счету плевать на идолов. Эдакий языческий атеист. Причем, повторюсь, хороший, мягкий и добрый по своей натуре. Слабый правда, под влияния злого Свенельда попадает. Где же здесь конфликт? Где внутреннее изменение, где отказ от старого, если это самое старое ему глубоко фиолетово (легко отказаться от того, что тебе не нужно)? Исповедь в Корсуне, проходящая под девизом «все беру на себя!»? Ну, извините.
Это даже если позабыть о том, что реальный Владимир христианином стал в первую очередь для того, чтобы получить руку византийской Анны.
А уж насколько беспросветно-мрачной получилась у создателей фильма реальность Древней Руси! Явно Германовских вариаций на тему «Трудно быть Богом» обсмотрелись. Раньше бытовала тенденция романтизировать по полной программе наше далекое прошлое. Теперь ринулись в обратную крайность. Что ж вам посередке–то не сидится! Ведь в любое время было и плохое и хорошее. И грязь и возвышенные чувства. И любовь и ненависть. И красота и уродство.
Еще и эти блаженно-юродиво-лысо-припадочные волхвы, как здрасте! Где ж вы такой паноптикум откопали? С филиалом не существующего пока на земле дурдома не перепутали случаем?
Ясно, что создатели «Викинга» решили показать язычество максимально отталкивающим, а новую веру максимально привлекательной. Но в создании у зрителя стойкой идиосинкразии к поганству, малехо перегнули палку, показав наших предков абсолютно безвольными, бесхребетными и тупыми созданиями. Еще и грязнющими как свиньи, вдобавок.
А вот чего я абсолютно не заметил, так это обещанной масштабности постановки (особенно, что касается чересчур скромного, даже убогого как для 10 века Киева). Да, к воссозданию общего антуража, оружия и одежды подошли более-менее адекватно. Хотя некоторые специалисты уже успели разнести потуги создателей ленты в пух и прах.
Зато потрясающая воображение скудность массовки заметна с первого кадра. Куда ж делись потраченные миллионы? Где толпы работающих над лентой? Все сражения, включая осаду Киева печенегами и Корсуня Владимиром, проводятся максимум сотней-полутора статистов и каскадеров. Максимум! Особенно эпохально выглядит дождливая решающая битва под Корсунем, когда десяток дружинников отбиваются от полусотни печенегов. Напоминаю, речь идет о немалой армии, долгое время осаждающей один из крупнейших городов Империи. А где собственно армия? Дождем смыло?
Понятно, что в те времена стотысячные армады встречались редко. Сотня-другая старшей дружины, чуть больше младшей (их всех кормить надо), плюс ополчение, да и кочевников если тысяча-две наберется – уже большой набег. Но не на настолько же! Сводить всю баталистику к разборкам «двор на двор» как то не уместно. Понятно, что массовка хочет денег. Но, во-первых – у вас вроде было (заявлен бюджет 1 250 000 000 руб.). А во-вторых, а чем собственно у вас занимались компьютерщики? Слабо было задний фон дорисовать? Или живых актеров размножить?
Не аккуратненько как-то.
Да и с названием нехорошо получилось. Термин «викинг» (wiking -"идти в море для приобретения богатства и славы") был в ходу на севере Европы, для обозначения местных «конкретных пацанов», плававших за зипунами. На Руси никаких викингов не знали (по крайней мере, под этой «кликухой»). Здесь «тусили» варяги (норманны) – наемники из Скандинавии (и не только). Ну что вам господа постановщики стоило назвать ленту «Варяг»? Как же аутентичность? Или вам судьба крейсера Руднева покоя не давала? Так не надо было бояться – пускай потонул, зато героем.
Эрго. Неплохой по задумке, но спорный по реализации антуражный исторический проект об одном из известнейших князей Киевской Руси. Идея богатейшая, а воплощение подкачало. Что тема духовной эволюции не раскрыта, что вопросы развития личности князя. А уж об изображении наших предков туповато-грязными скотами, и жуткой нехватке массовки (а также изрядно подпорченных этим сражениях), даже говорить неловко.
Режиссер Андрей Кравчук
В главных ролях: Данила Козловский, Светлана Ходченкова, Максим Суханов, Игорь Петренко Андрей Смоляков, Владимир Епифанцев, Александра Бортич, Кирилл Плетнёв
Шкатулка Пандоры, открытая полетом «Второго шанса», оказалась заполнена под завязку. Межзвездное Содружество поставлено на край гибели. Уже потеряно около трех десятков миров, и, несмотря на лихорадочный перевод промышленности на военные рельсы, это похоже, не конец.
Теперь представителям Межзвездных династий и прочих Великих семей нужно срочно придумать, как противостоять смертельной угрозе, появившейся с Альфы Дайсона. Или готовить ковчеги к эвакуации в неведомую даль.
И, как будто людям не хватает уже наличествующих проблем, выясняется, что злокозненный Звездный странник вовсе не миф, и практически каждый из твоих соседей может оказаться перепрограммированным предателем, желающим гибели человеческой расе.
Не прошло и 11 лет, как до наших палестин добрался второй, финальный том дилогии «Содружество». Стилистика и подход этой книги изрядно отличается от первого — «Звезды Пандоры». Если в «Звезде» Питер уделял массу времени знакомству читателя с мирами Содружества, а также техническими особенностями своего будущего, то «Иуда» большей частью погружает нас в детективные дебри, посвященные проблеме Звездного странника и его агентов. А также приключенческо-боевые будни, связанные с попытками остановить его разрушительную деятельность.
Мы практически не увидим новых планет, не познакомимся с новыми фантдопущениями, все что хотел, по этому поводу Гамильтон сказал в первой книге. Взамен герои, хорошо знакомые читателю по «Звезде» будут пытаться разобраться с паутиной Странника, и выяснить, кто же из них является вражеским Штирлицем (или Иудой). Дело сразу кажу непростое и несущее немало сюрпризов.
И дарящее нам немало экшена и динамики, то чего порой не хватало в первом томе. Погони, перестрелки, целые наземные сражения, девятым валом накатывающее напряжение, вражеские агенты, проявляющиеся в самых неожиданных местах и людях. Срабатывают подвязки, намеки, места и отношения, вскользь показанные нам в первой книге, стреляют все развешенные прежде ружья.
В общем, скучать не приходится.
Ну и конечно, «Иуда» сполна окунет нас в бурные воды военной космофантастики. Книга не превратится в стандартную «милитари», с бравыми десантниками и мудрыми адмиралами, отнюдь. Но все же война, бушующая в Содружестве, наложит свой кровавый отпечаток на все происходящее. Будут бессильно метаться в небесах немногочисленные людские военные корабли. Будут выбрасываться на захваченные планеты террористические группы смертников. Будут изобретать все более и более мощное оружие яйцеголовые ученые. Будут сокрушаться о любопытстве, сгубившем кошку люди, причастные к отправке «Второго шанса». Будут принимать непопулярные, а порой и абсолютно невозможные с точки зрение мирной морали решения политики. Будет потихоньку откатываться назад человечество, казалось бы, достигшее своего серебряного века.
Этическая составляющая книги ближе к финалу и вовсе выходит на первый план, практически не уступая по авторскому вниманию разборкам со Странником.
Суровые времена требуют суровых мер? Даже в 24 веке, похоже, этот тезис не утратит актуальности. Слава богам, что, по мнению Гамильтона в далеком будущем найдется человек, способный не дать человечеству совершить роковой шаг.
Эрго. Детективно-военное продолжение мощной космооперы, потерявшее в исследовательском размахе и приключенческом порыве, но приобретшее в личностном напряжении и моральной составляющей. В целом — весьма сильно.
Американский дьявол против Короля и Компании, или Борьба за далекое наследство
Лондон, 1814 год. В Британию возвращается некий Джеймс Дилэйни (Харди), уже 10 лет считавшийся погибшим при крушении корабля у берегов Африки. Возвращается как раз к оглашению завещания своего недавно умершего отца.
Казалось бы, что тут такого? Еще один бродяга вернулся к родным пенатам. Все просто – дело в том, что именно становится новой собственностью молодого Дилэйни согласно завещанию. Американский залив Нутка – ключевая точка в будущих переговорах по окончании англо-американской войны.
Представители всевластной Ост-индийской компании предлагают Джеймсу уступить землю, взывая к его патриотическим чувствам и подкрепляя их немалой сумой хрустящих фунтов. А ведь в заливе заинтересованы не только ост-индийцы…
Однако Дилэйни упирается, пытаясь выбить себе монополию на торговлю с Китаем, а значит, его жизнь повисает на тонюсеньком волоске.
Ситуация усугубляется странными мистическими слухами, тучами вьющимися вокруг Джеймса, его конфликтами с некоторыми представителями лондонского дна. И давней любовью к сводной сестре, уже много лет как вышедшей замуж за высокомерного аристократа.
Том Харди, за последние пяток лет стал одним из лучших актеров Голливуда. Бывают у него работы послабее, как тот же клюквенный «Номер 44», но даже в них он выкладывается на все 120 процентов. Посему, когда появился сериал, снятый по рассказу Тома Харди, где Том Харди выступает продюсером и играет главную роль, пропустить его было бы моветоном. Тем более что постановщики уложились в восемь часовых серий (хотя в планах еще два сезона). И одним из авторов стал сценарист убойных «Острых козырьков» Стивен Найт.
Первое на что обращаешь внимание – на тусклую, мрачную, нуарную атмосферу Лондона начала 19 века. Нечто подобное, но с еще большим акцентом на чернуху, мы уже видели в «Хрониках Франкенштейна» с Шоном Бином в роли крутого полицейского инспектора.
По сравнению с «Франкенштейном» «Табу» чуть смягчает лондонские реалии, не выпячивая их настолько явно, но именно «чуть». Грязь, безнадега, усталые, больные люди, грабежи и убийства, вода Темзы, переполненная нечистотами и серой пеной, трупы на берегу и снова грязь. И даже высший свет, погрязший в разврате, балах и пьянках, сохраняет лишь тонкий внешний слой пристойности, мгновенно слетающий под влиянием алкоголя. В общем, идет нормальная общественная жизнь. Кстати, обратите внимание – с какой беспощадной откровенностью британцы уже не первый раз показывают (и видят) свое прошлое. Никакого гламура и блесток – все откровенно, грубо, прям взаправду.
Второй интересной особенностью проекта стала его мистическая составляющая. Нам изначально заявляют интригу, связанную с африканскими похождениями протагониста. Абсолютно непонятно как он дошел до жизни такой, став из мелкого пацана-хулигана эдакой глыбищей. Что произошло на затонувшем корабле, откуда у него мешочек с блестяшками, и, главное, умеет он что-то в магическом плане, или это исключительно людская молва и слухи? Долгое время ситуация почти не проясняется, все разжигая и разжигая зрительское любопытство. И хотя первый сезон дает нам мало ответов о силе шаманских возможностей Дилэйни, их происхождении, оставляя объяснения на потом, свою работу в привлечении зрительского внимания магическая часть проекта исполняет «на ура»
Но основной изюминкой сериала является главный герой. Мощный, могутный, загадочный мужик, покрытый татуировками. Человек, скрывающий массу тайн. Человек, обладающий не до конца понятными способностями. Человек, рискующий собой и другими. Человек не ценящий своей и чужой жизни, не страшащийся крови. Человек идущий по жизни уверенно и неостановимо. Человек, которому чуждо здравомыслие, чуть безумный, при этом неглупый, весьма сообразительный, умеющий строить долгоиграющие планы и чертовски опасный. Еще и влюбленный в собственную сводную сестру. Сперва мы не понимаем до конца его целей, что еще больше взвинчивает интригу, а затем, когда ситуация чуть проясняется, затаив дыхание наблюдаем за его, казалось бы, обреченным противостоянием с самыми мощными силами на планете.
При этом перед нами аж никак не супермен. Он ошибается, терпит поражения, получает по голове и ножом в брюхо, но продолжает ползти к своей мечте.
Сыграно персонаж на очень высоком уровне. Взгляд Харди, когда спокойный как у удава, когда безумный и повергающий в ужас, давящий, страдающий, погруженный в себя, сметающий противника с дороги – всегда полный эмоций. Его мимика – скупая, но едва сдерживающая клокочущий внутри вулкан страстей. Его бесстрашие и уверенность в себе. Его странное чувство к сестре. Его дружба с дворецким. Его от ношение к людям. Из этих мелочей складывается полнокровный живой человек, которого никто не хотел бы иметь врагом, но и назвавшие его другом — вряд ли чувствуют себя полностью спокойно. Безоговорочные пять баллов актеру и еще один персонаж в золотой фонд кинематографа.
Эрго. Атмосферное историческое приключение с шикарной ролью Тома Харди, удачно поддерживаемой интригой и интересно поданной мистической составляющей. Грязновато, местами кроваво, и любители гламура вряд ли смогут долго смотреть Taboo. А вот приверженцам «жизненного» кино стоит обратить на сериал внимание.
Режиссер: Андерс Энгстрем, Кристоффер Нюхольм
В ролях: Том Харди, Лео Билл, Уна Чаплин, Ричард Диксон, Дэвид Хейман, Майкл Келли, Дэнни Лигаири, Джонатан Прайс, Рой Торн, Скрубиус Пип
Испытание Содружества, или Эгоизм разумных – беда для Вселенной
24 век. Человечество давно объединилось в Межзвездное Содружество, вышло в космос, изобретя технологию червоточин – сжатия пространства, и расселилось по десяткам отдаленных планет. За время колонизации неведомых просторов люди несколько раз встречали разумных инопланетян. Но их технологическое развитие находилось более менее на земном уровне.
Именно поэтому, когда астрономы обнаружили, что одна из дальних звезд оказалась мгновенно окутана некой гигантской оболочкой, правительство Содружества переполошилось не на шутку. Ведь подобное действо, сотворенное за столь короткое время, находится далеко за пределами возможностей земной науки.
А значит, около Пары Дайсона обитает некто, далеко обогнавший Содружество в сфере технологий. И его намерения неведомы никому из людей.
Для выяснения этих самых намерений Совет Внешней Защиты Содружества посылает к звезде корабль.
Вот только что они будут делать с тем, что обнаружит экипаж звездолета? И не разбудят ли они этим полетом то, что не смогут усмирить.
Англичанин Питер Гамильтон, тезка куда более известного в наших краях Эдмонда Гамильтона (эх, молодость-молодость — так и встает перед глазами «Техника молодежи» за затертый 1988), весьма плодовитый и талантливый автор (к 2014 году его книги изданы тиражом более 2 миллионов экземпляров). Писательской тропой он пошел в 27 лет, и уже через год его первый рассказ опубликован в журнале «Fear». Относительно немного времени прошло и до издания его первого романа – еще пять лет. Именно тогда, в 1993-м увидела свет первая книга из цикла о детективе-экстрасенсе Греге Манделе (на русском этот цикл не выходил).
В 1996 Питер пробует свои силы в жанре космической эпопеи, романом «Дисфункция Реальности» начиная цикл (трилогия, разделенная при переводе на русский на 6 книг) «Пришествие ночи» (ранее было написано несколько рассказов, действие которых происходит в той же вселенной).
В этом поджанре написан и наш сегодняшний герой, первый роман цикла «Commonwealth Universe» (Содружество вселенной?).
Роман интересный, тщательно выстроенный, а главное детально и очень достоверно рисующий мир будущего по Гамильтону.
Начнем рассказ с основных фантдопущений, использованных в книге.
— Червоточины, позволяющие мгновенно преодолевать невообразимые расстояния в многие световые годы. На этой технологии, собственно и построено Межзвездное Содружество. Никаких кораблей, бороздящих межзвездные просторы. Все деловито, прагматично, неостановимо. Находится подходящая система, рассчитываются координаты, открывается червоточина, начинаются исследования. Если планета подходит для жизни – вуаля! Начинается колонизация, и добро пожаловать в Содружество. После чего новая планета связывается с другими железными дорогами (!) и начинает активно развиваться на благо всему человечеству. Даже корабль, отправившийся к Паре Дайсона, использует подвид червоточин. Однозначно системообразующее изобретение.
— Вторым настолько же важным для большинства гомо сапиенс открытием, стала технология омоложения и оживления, позволяющая людям жить столетиями. После 2050-го года смерть перестала быть приговором. Теперь (если у вас хватает денег, понятно) она лишь досадное неудобство. У каждого гражданина (кроме маленьких детей) есть встроенные ячейки памяти, со специальными вставками, откуда он регулярно сбрасывает воспоминания в специальные банки. И стоит произойти несчастному случаю или убийству, как выращивается клонированное тело, в которое загружается память. И Петр Петрович снова с нами. Но лучше, понятное дело до оживления не доводить. Муторно, дорого, долго. Тем более, что естественная смерть жителям Содружества не грозит. Опять таки либо тем, кто достаточно богат, либо тем, кто заключил контракт с работодателем, подразумевающим оплату омоложения, либо тем, кто отработал полную страховку (какой стимул к корпоративной верности). Так вот, эти счастливчики, прошедшие процедуру омоложения, будто совершают прыжок в прошлое. Им снова по 18-ть, или по 23, да какой возраст пожелают, такой и получат. И впереди снова десятилетия жизни.
Кроме основополагающий фантдопущений этого мира есть и менее глобальные, но тоже довольно интересные. Это не считая планетарной киберсферы на каждой планете, уже ставшей стандартным местом любого уважающего себя научно-фантастического романа.
Жители Содружества вовсю пользуются Эл-дворецкими, служебным интеллектом, выполняющим функции управляющего ваших виртуальных дел. И ОС-татуировками, через них идет виртуальное управление техникой, связь, и прямой доступ к планетарной киберсфере. И стандартными общедоступными наборами клеточного перепрофилирования — косметическим ремонтом для бедных неудачников. Оно лишь меняет внешний вид пожилого человека, высасывая жир, убирая рубцы, складки и шрамы, но не омолаживая организм. И пакетами искусственной памяти (к примеру, 1-го курса колледжа), позволяющими получать знания не тратя лишнего времени.
А как вам Развивающийся интеллект – объединение искусственных разумов, получившее для своей физического месторасположения целую планету, координаты которой держатся в строжайшей тайне? Или слуховые и зрительные вставки, многократно увеличивающие возможности этих органов, вплоть до инфракрасного режима. Или сухие кораллы для строительства домов, которые требуется лишь высадить по контуру будущего «свит хуом», и затем лишь периодически контролировать их рост, да вырезать места для дверей и окон. Или…
А уж сколько сюрпризов ждет нас на Паре Дайсона!
В общем, с воображением у Гамильтона все в порядке.
Что не менее приятно Питер, помимо его изобретательности как фантаста, способен порадовать читателя стилем как литератор.
Помимо основной сюжетной канвы с кораблем роман наполнен дополнительными линиями, создающими и раскрывающими мир «Звезды Пандоры». Линиями сперва, вроде, не имеющими особого отношения к проблеме Пары Дайсона. Коп, преследующий неуловимого террориста. Своеобразные жители Дальней. Богатые дамы, бесящиеся с жиру и бросающиеся в омут покорения штормов. Убийство, произошедшее 40 лет назад и полицейская работа по его раскрытию. Арктическое путешествие Оззи по тропам сильфенов.
Каждая из этих линий написана в своем антураже и играет на поле определенного литературного поджанра. Детективная история с давним убийством и расследование Паулы Мио. Безумный полет Джастины на гиперглайдере в оке шторма над 30-километровыми вулканами Дальней. Полярные приключения Оззи и его молодого напарника.
Гамильтон буквально засыпает читателя подробностями и деталями своего мира. Перед нами проплывают кинематографично показанные описания различных планет. Пристально следящая за своей экосферой Земля. Финансовые муравейники. Фронтир с жуткими штормами и невообразимыми по величине вулканами. Промышленные центры. Провинциальные аграрные оазисы. Экологически идеальный туристический рай. Замерзший мир – мечта советских полярников и его необычные киты.
В результате через пару-тройку сотен страниц мы будто живем в этой вселенной с самого рождения.
На эту же мельницу льют воду персонажи романа, хорошо прописанные, живые и целостные. Непокобелимая Паула Мио. Последний из могикан — Капитан Уилсон. Социалист-террорист Адам Элвин. Основоположники нового мира Найджел и Оззи. Казимир Макофстер и прочие Хранители Личности – будто вышедшие из шотландского вестерна, живущие под сенью демонической фигуры Брэдли Йоханссона.
А также политические и экономические игрища (до боли знакомые по новостям нашей земли), занятия за которыми проводят 90 процентов времени большинство финансово обеспеченных героев романа.
И вишенкой на торте разнообразные расы чужих. От эльфоподобных мистиков-сильфенов. До слонообразных райелей, чьему мозгу нам остается лишь скромно позавидовать.
И, конечно, вопросы романтического и прагматического подходов к развитию человечества. Тех, кто жаждет нестись в неизвестность, полную сюрпризов и опасностей. Или те, кто систематически и хорошо подготовившись, практически без риска готовит к жизни людей новые миры. Питер уверен, что последний подход присущ существам, привыкшим к неторопливому, длинному сроку жизни, а первый более подходит короткоживущим. Тоже версия.
Да, глубоко раскрытых идей в романе маловато. Размышления об агрессии и эгоизме разумных, их влиянии на вселенную, об изменении благополучного общества под внешней угрозой. Негусто, как для космооперы, претендующей на место на золотом пьедестале фантастики (по большинству остальных параметров книга этого вполне достойна).
Да, «Звезда Пандоры» немного подзатянута. О чем может идти речь, если корабль к Паре Дайсона, звезде из-за которой разгорелся весь сыр-бор, отправляется лишь в середине книги. И как это наши сребролюбивые издатели не разбили Звезду на два тома, я до сих пор не понимаю. Но даже при том, что у Питера в романе действительно «хватает буков» скучать вам не придется. Научные исследования сменяются внезапными боевыми сценами, детектив — приключением, знакомство с инопланетянами – нюансами мира 24 века. Напряжение зачастую можно просто пощупать руками, а ощущение будущего намазать на хлеб.
Будущего, в котором, наверное, не отказались бы жить большинство из нас.
Эрго. Качественная и отлично поработанная космическая эпопея, способная, правда, напугать нетерпеливого читателя изрядным объемом. Ну а те, кто не испугаются, отправятся в увлекательное путешествие в 24 век, полное приключений, звенящего напряжения и ярких фантастических допущений. В добрый путь!
Всегда! Благородные киллеры на страже свободы воли, или Создатели антиутопий против анархистов в капюшонах
Жизнь Кэла Линча (Фассбендер) сложно было назвать удавшейся. Отец, заколовший мать почти на глазах у маленького Кэла. Сложное существование без родителей, постоянное агрессивное поведение парня и как логичное завершение пути – смертная казнь за убийство. Однако, как оказалось, история на этом не заканчивается, а только начинается.
После смертельной инъекции Кэл приходит в себя у представителей некой загадочной организации тамплиеров. Оказывается, что Линч последний потомок Агилара де Нерх, члена Братства ассасинов, веками противостоящего тамплиерам. В конце 15 века именно Агилар был последним, державшим в руках могущественный артефакт – Яблоко Эдема. Артефакт, за которым рыцари храма охотились столетиями. И лишь теперь, после создания Анимуса — машины для считывания генетической памяти, и обнаружения прямого потомка Агилара, у тамплиеров появилась возможность выяснить, где же находится вожделенный артефакт.
Экранизация компьютерных игр все никак не выйдет в Голливуде на полностью успешный уровень. Казалось бы уже и бюджеты вкладываются в фильмы нехилые (как в недавнем «Варкрафте»), и компьютерщики работают не покладая рук, а все чего-то не хватает для прорыва. Может, имело смысл воспользоваться примером супергеройских фильмов и пригласить на главную роль действительно большую звезду?
Постановщики Assassin's Creed решили разыграть именно эту карту, заманив в свою картину мощного и талантливого артиста Майкла Фассбендера. Он никогда не играл в компьютерное противостояние ассасинов и тамплиеров, но всегда хотел сняться в фэнтези с научным уклоном.
К сожалению, получилось так, что и Майклу изрядную часть времени играть особо нечего, и сама картина хромает на обе ноги в вопросах мотивации персонажей и логики их поступков. Да и к зрелищности ленты есть вопросы, несмотря на $125 000 000 бюджета.
Фассбендер старается, абсолютно «без балды» играя человека, переполненного агрессией (правда некоторые реакции у него слишком мягкие, как для альфа-самца, брызжущего тестостероном). Человека, пережившего жуткую психотравму в детстве, повлиявшую на всю его жизнь. Человека, растерянного, не совсем понимающего, что вокруг происходит, и как ему быть. Человека, постепенно сливающегося со своим предком, и медленно, но неуклонно меняющегося. Человека, принимающего свою судьбу ассасина.
Вот только на одну мощную, выразительную сцену обязательно приходится одна стандартная, «никакая», где бедный Майкл вынужден с каменно-серьезным лицом созерцать происходящее вокруг непотребство. Понятное дело, что, скорее всего это претензия к сценаристу и режиссеру, но если учесть, что Фассбендер выступал еще и продюсером картины, рыльце у Майкла тоже в пушку.
Но это все пустяки, ведь гораздо хуже смотрится логическая и мотивационная часть ленты. Мало того, что тамплиеры выглядят у постановщиков откровенным злом, несмотря на утверждение Курзеля, что как таковых антагонистов у него не будет. Существами, стремящимися управлять всем миром, вмешиваться в сотворенное богом, мечтающими построить антиутопию с покорным стадом из миллиардов и миллиардов обычных людишек. Так они выглядят вдобавок еще и тупым злом. На кой вам это райский фрукт, когда у вас есть тысячелетняя организация, такие возможности и деньги? Инакомыслие подавлять? Когда это тиранам для этого артефакты нужны были?
Да и вообще стремиться убрать насилие, заложенное в природе человека, с помощью «волшебного шарика», по меньшей мере, глупо. Софи, если она ученый, а не экзальтированная девица, должна это прекрасно понимать. Замена насилия любовью — исключительно индивидуальная работа, не случающаяся по мановению руки. Посему мисс Райлин (Котийяр) выглядит наивной, глупой малышкой, которой вертят все кому не лень.
А анархисты-ассасины, наоборот смотрятся белыми и пушистыми. Как же, о свободе человеческой пекутся, а то, что для них ни законов, ни морали не существует, им все дозволено, так это ничего – они ж о воле думают. Знаете, сколько уже таких было за историю человечества?
Вагон и маленькая тележка. И все рано или поздно становились из борцов за свободу обычными, безнаказанными сволочами. Хорошо хоть ненадолго, чаще всего.
А уж сколько на бедного зрителя выливается пафоса и патетики! Из-под этого бравурного водопада неподготовленному человеку выплыть нелегко.
Это уже не говоря о чисто технических моментах тамплиерской организации, таких как удивительно слабая подготовка бойцов, наивная система безопасности в Абстерго, или дилетантский уровень охраны при финальной тусовке. И эти люди хотят управлять миром? Не смешите мои тапочки.
Но даже то, что должно было стать неубиваемым козырем ленты – графика и экшен, оказалось вовсе не на таком шикарном уровне, как ожидалось.
Историческая часть хороша, правда воспринимается несколько серо, пыльно и дымно. Идет постоянная движуха, летают идеологически выдержанные птички, бегают мужики в доспехах, часто сменяются ракурсы от человечьего до орлиного взора. Много архитектуры и панорамных видов.
Плюс именно тут происходит одна-единственная шикарная погоня-драка толпы туповатых тамплиеров за парой ассасинов (освобождение наследника и добывание яблока слишком уж коротко и малолюдно). Эта пятиминутная сцена стала украшением фильма, не спорю, но она одна. Хорошо, если вспомнить уже упомянутые минутные «разминки» — три. Все.
Гораздо больше времени в фильме занимает современная линия, а она уступает испанской по всем фронтам, да и попросту смотрится тускловато. Периодически ее вытаскивает своей игрой Фассбендер, но происходит это далеко не так часто, как хотелось бы.
А кроме Майкла смотреть тут по большому счету не на что.
Котийяр – вялая, Айронс – шаблонный, остальные ассасины на секунду могут заставить зрителя проснуться, но именно что на секунду.
Скучно.
Вот что однозначно можно определить как удачу Assassin's Creed, так это сцены, где происходит наложение Фассбендера из прошлого и настоящего. Смотрится отлично — когда Агилар и Кэл будто перетекают друг в друга, составляя вместе эдакий идеальный образ ассасина, вместе нанося и отражая удары, занимаясь любимым паркуром или солдатиком сигая в бездну.
Но эти сцены происходят в основном во время сражений и опять-таки относятся больше к испанской части.
В общем, прорыва опять не получилось. Слушайте, может это поджанр кто-то проклял? Например, парни, снимающие супергероику (благо у них нынче цельный Верховный маг под рукой) зачем, им лишний успешный конкурент?
Эрго. Спорная экранизация компьютерной игры, радующая частью, относящейся к прошлому, пятиминутной сценой паркура и местами — работой Фассбендера. А вот современность, занимающая большую часть фильма, в основном нагоняет на зрителя тоску (а если бы не Майкл, то и вовсе здоровый сон). По-настоящему достойна внимания лишь уже упомянутая сцена погони. Но ее вполне можно посмотреть, не тратя два часа на остальную ленту.
Режиссер: Джастин Курзель
В ролях: Майкл Фассбендер, Марион Котийяр, Джереми Айронс, Брендан Глисон, Шарлотта Рэмплинг, Майкл Кеннет Уильямс, Дени Меноше, Ариана Лабед, Халид Абдалла, Эсси Дэвис