Событие, произошедшее однажды ночью в городке Мэйбрук, поставило на уши все поселение поголовно.
Ровно в 2-17 ночи 17 учеников начальной школы вышли из свои домов и исчезли в неизвестном направлении. В классе новенькой учительницы Джастин Гэнди остался ровно один ребенок — Алекс Лили.
Что произошло, и куда собственно делись дети – неведомо никому, хотя многие склонны вешать всех собак на Джастин. Полиция в полном недоумении, а некоторые из родителей, в частности Арчер Граф, принимаются за собственное расследование.
Расследование, которое приводит Арчера к поразительному, и на первый взгляд невозможному результату.
Хоррорный детектив, интересный нелинейной подачей материала, но оставляющий в некотором недоумении по поводу логики событий. О них поговорим в конце рецензии под спойлером, а пока взглянем на сильные стороны картины.
Постановщики сварганили любопытный слоеный пирог, показывающий события пары дней с разных сторон, от лица нескольких персонажей (вспомним недурную "Точку обстрела". Выглядит подход интересно, хорошо цепляет внимание зрителя, постепенно приоткрывая завесу тайны с происходящего.
Причем мы видим не просто постоянное банальное повторение одного и того же, но выделение важных моментов, расстановку акцентов, дополнение мотивации персонажей, раскрытие некоторых локальных загадок и создание новых. В целом благодаря такому приему история выглядит более выпуклой и наполненной.
Пройдутся постановщики по нюансам нелегкой учительской профессии, особенно в наше параноидальное время, когда и обнимать учеников неуместно и отвозить домой непрофессионально. Да и все шишки в случае чего сыплются на голову педагога. По школьному буллингу. По нервной реакции родителей, порой переходящей всякую грань. По преследованию ни в чем не повинных людей, ставших мишенью негативного общественного мнения.
По тому, на что готовы идти дети ради родителей. И тому, как можно подтолкнуть недорослей к нелицеприятным вещам, наносящим вред окружающим (своя рубаха ближе к телу). По тому, как не стоит безоглядно доверять незнакомым людям, даже если они вызывают сочувствие и вроде как требуют помощи.
Вводят элементы детективного расследования, за которое отвечает исполненный чувства вины Граф – единственный в городе, кто хоть чуточку включает мозги, а не только активно эмоционирует.
Как ужастик лента до идеала не дотягивает. Пара жутковатых снов-видений, поддерживающих мистическую арку. Чуток скримеров. Ощущение неопределенности, загадки и угрозы. Атмосфера беспомощности, висящая над целым городком.
И до финальной трети, когда вступает в дело неаппетитная, стержневая хоррорная линия (о которой позднее), взрываясь кровавым финалом — все. Да и масса некомфортных для глаз темных сцен вистов создателям ленты не прибавляет.
Из актерских работ выделяется Джулия Гарнер с ее молодой учительницей. Противоречивый и жизненный образ.
Не самая удачливая девица, что в личных отношениях, что в профдеятельности. Хотя как к учительнице младших классов претензий к ней минимум. Искренне заботящаяся о детях, уделяющая им массу внимания. Такого педагога еще поискать.
Одинокая, не сильно социализированная. Частенько побухивающая и жалеющая себя, страдающая паранойей и кучей комплексов.
Вторая по важности работа у мэтра актерского цеха Джоша Бролина с его Арчером Графом. Отец, активно переживающий о том, что не смог защитить сына от неведомой беды. Невзирая на все рефлексии, активно занимающийся розысками дитятки, не надеясь на полицию. Сказать, что роль прям выдающаяся — так нет, но пара сильных сцен у Бролина имеется.
Также можно упомянуть непостоянного любовника Гэнди – офицера полиции Пола (Эренрайк) – нескладного парня-подкаблучника, частенько действующего невпопад.
Директора школы Маркуса (Вонг), сказавшего «А», но опоздавшего сказать следующую букву. За что и поплатившегося.
Да тетушку Глэдис (Мэдиган)– эксцентричную, и не слишком желанную гостью семейства Алекса.
Эрго. Хоррор с вялым элементами детектива, вводящий в дело странноватого антагониста – природа которого остается загадкой не только для зрителя, но и для постановщиков. За калейдоскопическую подачу материала и атмосферу – зачет, за непродуманные и нелогичные действия злодея – неуд.
Теперь о мистической линии и логике (и ее отсутствии). Дальше будут спойлеры – возвращайтесь сюда после просмотра ленты.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
В наличии у нас забавная выхухоль: натуральная ведьма – одна штука, нежно скрещенная с энергетическим вампиром (живет за счет жизненной энергии других) и паразитом типа гриба-кордицепса (сразу Last повеяло) – делающим из объекта аналог зомби.
Лады, фантдопущение принимаем, режиссер художник, он так видит. А вот к технике данной выхухоли имеются вопросы, как и к его предыстории. Да и нюансы его действий оставляют в недоумении. Вроде как, чтобы влиять на человека — необходима принадлежащая тому вещь, либо часть тела. Плюс колдовская ветка, капля крови колдуна и колокольчик. Вроде как. Однако, как потом выясняется, можно обойтись и без последнего? А то и без ветки, которую сей секунд используют в другом месте? Да что ж вы правила на ходу меняете! И откуда, собственно у варлока взялась нить, принадлежащая Маркусу? И сколько времени нужно, чтобы запаразитировать человека? То мы видим ритуал чуть ли не на минуту, а то вдруг оказывается достаточно пары секунд и впопыхах сдернутого с него предмета!
Жутко раздражают все эти несостыковки. Бог с ним, что вы оставили за кадром происхождение колдуна и его прибамбасов. Мы готовы принять на веру любую мистическую идею, которую хотят донести постановщики — но будьте же любезны сделать ее непротиворечивой и логичной!
Впрочем, как проскользнуло в сети, даже сам Креггер не продумал шлейф роли злодея. А вот это уже совсем моветон.
Больше паразитов, хороших и разных!, или Размышления о путях, под брызги крови
2120 год. Исследовательский звездолет «Мажино» возвращается на Землю с образцами инопланетной жизни. Но когда до посадки остается совсем немного, некоторые из алиенов вырываются на волю, оказавшись не против пообедать экипажем. И не только.
Неуправляемый корабль падает на планету в районе Нового Сиама – города, принадлежащего корпорации «Вундеркинд» — одной из пяти компаний, владеющих земными территориями и планетами Солнечной системы.
Глава компании не хочет выпускать из рук знатную добычу, несмотря на то, что владельцы Мажино – корпорация Вейланд ютани жаждет вернуть свою собственность, а один ее сотрудников начинает подрывную деятельность в тылу конкурента.
Для изучения опасных образцов привлекаются андроиды и передовая разработка «Вундеркинда» — синтетические существа с людским сознанием.
У одной из которых, похоже, устанавливается некая связь с инопланетными «гостями».
После попыток проникнуть в глубину глубин в Прометее и Завете, франшиза про дружелюбных алиенов начинает возвращаться к истокам. Сперва в Ромуле, теперь в свеженьком сериале.
Постановщики постарались соединить чуть ли не все элементы привычных Чужих, разбавив их темами из других сказок. Тут вам и хоррор в замкнутом пространстве в стиле первого Чужого и прочих Начал с Живыми. И бодрые солдаты, противостоящие ксеноморфам. И минимальный налет философии. И тупящие члены экипажа звездолета, а заодно ученые корпорации. Вместе с привычными андроидами, рулит киборг, причем чрезвычайно упертый экземпляр этого уважаемого семейства. Дополняют картину размышления о будущем пути развития гомо сапиенсов – выдернутые прямиком из умной фантастики. Синтеты-гибриды — синтетические человеки с людским (точнее) детским сознанием, отожравшие львиную долю внимания создателей сериала. Корпоративные войны за место самой главной жабы в болоте. Элементы фильма-катастрофы.
Задумка интересная, а вот воплощение подкачало.
Вроде и линий с ответвлениями сюжета нам обеспечат с лихвой.
-И корабль в декорациях конца 70-х (ретро-элементов в сериале хватает), везущий образцы — с обреченным экипажем и едва намеченными конфликтами внутри команды.
-И бравый безопасник-киборг — упорно сражающийся за доставку образцов родной корпорации, активно вставляющий палки в колеса хлопцам из «Вундеркинда», наложившим лапу на инопланетный зверинец. Не видящий препятствий, свирепый мужик с немигающим, холодным, давящим взглядом, и любовью к сигарам.
-И предводитель этого самого «Вундеркинда» — «мальчик-гений», лелеющий грандиозные планы по их использованию.
Интересный образ юного ученого с высочайшим IQ , создавшего мощнейшую корпорацию. Играющий в «босоногого мальчика» (тарантеллу, правда, не танцевал), ходящего в потрепанной домашней одежде и не слишком близко знакомого с моральными устоями. Жаждущего создать существо, с которым просто будет интересно пообщаться, ведь окружающие люди несколько туповаты. Прущийся по Питеру Пену и явно ассоциирующий себя с «мальчиком, который не хотел взрослеть».
-И предыдущие хозяева живности из конкурирующей компании Ютани, готовящие реванш.
-И главный ученый «Вундеркинда» Керш (Олифант), обязательный андроид, частенько становящийся украшением многих частей франшизы, со своими глубокомысленными сентенциями и здоровенной фигой в кармане.
-И инопланетный зоопарк, ставший одной из основных фишек сериала. Зрителю подгонят не только привычных ксеноморфов (никогда ранее взрослая особь так явно не напоминала обычного человека в костюме), но и парочку свеженьких внеземных гадов-паразитов. Одни прутся по крови, и заражают носителя клещами, выедающими внутренности. Другие – «милый» и сообразительный осьминожек с глазками – потенциальная фигура для мерча, правда очень кровавого – тоже не дурак влезть внутрь живого существа и покомандовать «скакуном». Мы даже увидим мир необычным взглядом осьминожка и станем свидетелями его натуральной битвы с ксеноморфом.
-И первая синтетка Венди (Чендлер) изо всех сил заботящаяся о своем брате-медике, работающем на корпорацию.
Недурно сыгранный персонаж, хорошо передающий детскую пластику, поведение, мимику, разболтанную походку. Не мыслящая жизни без плюшевых игрушек.
Потихоньку понимающая некоторые нюансы людского поведения, взрослеющая, проходящая нехилое развитие. Сперва в старшую сестру для остальных синтетов. Девушку, принимающую на себя ответственность за брата. После обнаруживающая способность слышать и общаться с ксеноморфами. Эдакий оммаж Рипли из поздних частей франшизы.
-И остальные синтеты, перед каждым из которых встает своя мини-задача-особенность – одна активно проявляет амбиции, другая тихо едет крышей, третий, познает «прелести» шантажа, выбирая между верностью и угрозой семье.
Синтеты – вторая, а точнее главная козырная карта проекта. Эдакие проапгрейдженные андроиды. Возможное решение задачи бессмертия. Искусственные тела, куда переселяют детские сознания смертельно больных недорослей (взрослые для такой операции пока не подходят). Фактически бессмертные, неспособные заболеть или состарится. Получающие восхитительные физические умения, типа возможности безвредно прыгать с умопомрачительной высоты, повышенную силу и скорость. При этом умственно остающиеся детишками 10-12 лет, с чем связана куча юморных моментов и пара важных сюжетных линий. Да и с психикой у них все далеко не в порядке. Заодно синтеты дают возможность поразмыслить над любопытными этическими вопросами, типа того является ли такой робот с перенесенным сознанием тем же человеком, из которого это сознание извлекли. Пытаются перевести сериал из области обычного хоррора на поле взрослой, умной фантастики об эволюции и развитии людей.
-И красивейшие виды Таиланда с его дикой природой: островами, горами, лагунами и урбанистикой: рвущимися ввысь городами.
Вроде должно все быть в ажуре, но некоторые нюансы изрядно портят впечатление от проекта.
-Пляскам вокруг синтетов уделяется масса времени, и они напрочь загоняют под ковер ксеноморфов с прочими паразитами. Лишь к пятой серии, будто опомнившись (ненадолго), постановщики дают флеш-бек на весь эпизод, погружая нас в атмосферу первого «Чужого», возвращая на борт «Мажино» (а начать с этого слабо было?), огорчая очередной на диво раздолбайской командой, запуская слабенькую детективную арку и радуя фразой про умных людей, у которых «не хватает ума не тащить паразита домой».
-Космоса почти нет: короткие кадры корабля извне, да одной планеты вскользь.
-Слишком длинные зтм между кадрами, не как в Книжном, конечно, но тоже раздражает.
-Брождение по коридорам 100-этажной башни, с периодической потерей статистов довольно скоро начинает нагонять скуку. Вдобавок снято оно в темных тонах, нифига не разберешь и постоянно мигающим светом – глаза болят.
-Без вялых скримеров на заднем фоне, сцен, когда что-то постоянно пробегает за спиной, а стоит героям отвернуться, сзади появляется неподвижно стоящий ксеноморф, не обойдется. Так себе приемчики.
-Потенциальный боевик убит на корню, бравому спецназу проявить себя не дали, схваток с ксеноморфами минимум-миниморум.
-Поединок Венди с Чужим, и его «общение» с солдатами – происходит за кадром? Да ладно!
Эрго. Неплохая по задумке но спорная по исполнению попытка создать микс из Чужих во всех их проявлениях и серьезной фантастики с размышлениями о вариантах развития человечества.
Режиссер: Дана Гонсалес, Угла Хёйксдоуттир, Ной Хоули
Полезность — как определяющая черта вида, или Одомашненные человеки
Жители мирной планеты Анджиин не ожидали от будущего ничего дурного. Обычным чередом текла жизнь в научной среде. Бурно праздновался Конец лета в Доме ученых, начинался очередной виток соперничества за будущие гранты.
Пока в один далеко не прекрасный день все закончилось.
Появившиеся на орбите гигантские корабли, несущие в себе поразительно недружелюбных инопланетян, поставили точку в людской истории Анджиина, и в жизненном пути многих его обитателей.
Некоторым повезло больше. Они оказались пленниками захватчиков-карриксов, и даже смогли продолжать работу над своими научными проектами. В неведомом мире, наполненном разнообразными чужими, чей подход к жизни и мышлению кардинально отличался от людского.
Некоторые из гомо сапиенсов умудрились смириться с изменившимися обстоятельствами. Некоторые стали лелеять планы обреченного на провал восстания.
Но как вскоре оказалось, карриксы не всесильны, ведь у них имеется давний враг, война с которым длится с переменным успехом уже множество веков.
И захват Анджиина, как и некоторые из пленников, могут оказать на это противостояние серьезное влияние.
Новую работу двуединого Дж. Кори, автора отличного цикла «Пространство», по которому снят недурной сериал, ждали с нетерпением.
Скажу сразу, до «Экспансии» дебютная книга нового цикла не дотягивает, но заинтересовать любителей космического раздела Страны фантазии способна.
Ведь у Кори хорошо получилось создать главную составляющую качественной космофантастики – инопланетян. Джеймс подтвердил свою славу демиурга, сотворив не один и не два, а с добрый десяток новых разумных рас/видов. Понятно, что не все они подробно описаны, часть просто обозначены, но главы от лица двух из них становятся натуральным украшением романа.
Первые, понятное дело, агрессоры-карриксы. Гигантские креветки/омары, задравшие верхнюю часть туловища под прямым углом. Обладатели восьми ног/рук, явно произошедшие от водных видов, которых что-то выгнало в кислородную атмосферу.
Их общество построено на кастовой системе, где высшую ступень занимают «Производящие и распределяющие», единственные, кому доступно продолжение рода. Ниже располагаются различные Библиотекари – управленцы и планировщики. Еще ниже – крупные и туповатые солдаты-офицеры, управляющие группами бойцов из покоренных рас. Достичь высшей касты никому из низших нереально, а вот опуститься ниже, или плавать туда-сюда в рамках своей – вполне. Причем под определенные задачи перестраивается не только отношение, но и тела на физическом уровне.
Карриксы – непреложные фанаты рациональности, целесообразности и полезности, подхода: «что может быть подчинено, должно подчинить» и «соперничество с другими видами неизбежно». Не приемлют морально-этических ограничений, понятий добра и зла. Считают мирное состояние и развитие ненужным и переоцененным, стремятся захватить и одомашнить (либо уничтожить) все разумные виды, относясь к ним либо как к мусору, который надо убрать, либо как к потенциальным домашним животным, способным пригодиться в хозяйстве. Цысинь здешний Темный лес однозначно оценил бы.
Подавляющее большинство встреченных карриксами иных видов уже находятся в одомашненном (либо мертвом) состоянии. Краткие истории некоторых видов, с которыми пообщались наши герои, производят чертовски сильное впечатление. Даже жаль, что информации о порабощенных инопланетянах так мало.
Дополняют картину обширные эпиграфы к главам, созданные как прямая речь некоторых карриксов, они не только дают возможность чуть больше понять чужих, но и забрасывают мощнейшие крючки любопытства. Ведь часто подаются в ретроспективном виде, и ведут речь о судьбоносных событиях, которые еще не произошли (помню-помню, был такой пацанчик с чит-кодами, многое наперед знающий ).
Сюда же примыкают размышления об отличии людского и инопланетного мышления, различиях в терминологии и восприятии, ведь даже «под полезностью может пониматься не то, что мы думали». Неуместности инстинктивных людских реакций, ведь алиены не люди, чувствуют, действуют и думают иначе.
Почетное второе место среди инопланетных диковинок за Роем. Существо, состоящее из крохотных механизмов (суперпродвинутые наниты? Очень похоже), созданное извечным Врагом карриксов по примеру печально известных Кукловодов и иже с ними, для сбора информации и поисков слабых мест супротивника. Захватывающее чужие тела, задвигающее сознание изначального хозяина за плинтус, при этом пользующееся его памятью, реакциями, воспроизводящее эмоции покойника. Скрывающееся, мимикрирующее, подстраивающееся под среду. Юный имитатор высшего разряда, постоянно расширяющий понимание, собирающий и обрабатывающий информацию, развивающийся, трансформирующийся, подверженный влиянию сознаний носителей. Открывающий для себя нюансы людского поведения, страстей и мотиваций.
До половины книги читателю неясно, кто является новым носителем Роя (явно кто-то из главных героев), и эта интрига чудо как хороша. Жаль, прерывается преступно рано.
А вот с гомо сапиенсами ситуация в романе похуже.
Герои книги – ученые-биологи, свершившие революцию, соединив два биома, возникшие разным эволюционным путем. Похожая задача будет ждать их и в плену. Большинство персонажей прописаны слабо, грубыми мазками, выглядят шаблонно и вызывают немного сопереживания (до команды «Россинанта», как до Киева рачки).
Максимум авторского внимания достается Дафиду Алькору. Молодой человек, племянник дамы, находящейся при власти в финансовом комитете, распределяющем гранты. Выбравший научный путь, и начавший движение по нему с роли ассистента в команде, готовящей революционный прорыв в биологии. Обаятельный интриган и манипулятор, очаровывающий людей лестью. Не терпящий, когда им командуют. Смотрящий с лицо своим страхам. Вечно за всеми и за всем наблюдающий. Обладатель аналитического, незашоренного ума, не зацикленного на науке. Способный на неординарные ходы при взаимодействии с пришельцами. Не склонный к насилию. Трансформирующийся от мальчика на побегушках, которого многие не воспринимают всерьез, в нечто совсем иное. Единственный неплохо прописанный образ и единственный условный кандидат на роль главного героя.
Он, и в некоторой степени, Джессин. Маленькая и кругленькая дамочка с серьезной мозговой проблемой, толкающей ее то к суициду, то к желанию убивать. Проходящая развитие от женщины, не способной прожить без брата-опекуна, до «полководца» и одного из новых лидеров коллектива.
Начало книги глобально-стратегическое (как в Штормсвете) , тонко намекает на то, что всех участников событий, включая неуязвимых карриксов, ждут серьезные потрясения, и неплохо цепляет читательское внимание. Вялое начало пришпоривается визитом алиенов. Затем, после вторжения, темп книги вновь падает (ускоряясь лишь к финалу), погружая нас в вязкие дни плененных жителей Анджиина. Наблюдать за научной работой, эмоциональными траблами и попытками обустроить быт, не всегда интересно, порой чуток скучновато, но не смертельно. Время от времени будни ученых прерываются редкими вспышками экшена, серьезными открытиями, явлением бескрышного Робеспьера. Выбором между отстраненным наблюдением и участием в здешнем революционном движении. А затем следующей, самой важной и чертовски непростой дилеммой, поставленной перед главным героем. И, слава богам, периодическими знакомствами и общением с инопланетными видами.
В процессе, на примере наших научников, авторы вдоволь поразмыслят над реакциями людей в критических и непредставимых ранее обстоятельствах, перед лицом неодолимой на первый взгляд силы. Силы, настолько мощной, что даже не считает вас возможной угрозой. Над тем, на что становятся готовы человеки, когда понимают, что возвращения к прежней жизни не будет. Над тем, покорны ли мы как слуги и получатся ли из людей домашние животные. Тем паче, когда не до конца ясно, чего от вас хотят новые баре.
Реакций нам обеспечат много и разных, от агрессии до депрессии, от приспособленчества до стремления к коллективному самоубийству (оно же славная смерть). Мелочь, а приятно.
Эрго. Противоречивое начало новой космооперы от авторов «Пространства», радующее инопланетными организмами, и расстраивающее людской линией. Пока далеко не шедевр, но может позднее исправятся.
Самсоны с телепатией, или Подростковая конспирология
Люк Эллис не зря считался гениальным ребенком. Высочайший уровень IQ, успешно сданные тесты для поступления в ВУЗ (и это в 14 годочков!). Будущее казалось безоблачным, на горизонте светило знакомство с MIT.
Но однажды ночью все пошло наперекосяк. Люка похитили. Не педофилы или охотники за выкупом. А представители таинственной организации, которые под мягким крылышком власть имущих, организовали лабораторию по развитию у одаренных детей паранормальных способностей.
Меры у здешних докторов жесткие, цели неясные, неудивительно, что Люк и еще несколько ребят стали искать возможность сбежать из гостеприимного здания «Института». Сделать это крайне непросто, однако возможно. Ведь своей цели организаторы лаборатории достигли. Способности у похищенной детворы действительно развились.
Работы Короля ужасов экранизациями не обделены. Вспомним хотя бы «Мглу», «Под куполом», «11/22/63», «Оно», «Тёмную башню», «Касл-Рок», «Кладбище домашних животных», «Доктора Сон», «Чужака», «Историю Лизи», «Чепелуэйт».
Количества хватает, а вот с качеством порой не «але». The Institute, поставленный по роману Стивена Кинга, увидевшему свет в 2019-м, прорывом не стал. Сериал откровенно вторичный, подростковый, юнг адультовский, атмосферой напоминает одновременно Падших, Полуночников, Дела , и ничем особо свежим не запоминается.
Проект пронизан конспирологическими идеями от пят до макушки. Теории заговора теснятся одна за другой, требуя максимум зрительского внимания. Коварные ученые, использующие науку и потенциальный скачок в развитии человечества, для удовлетворения меркантильных целей денежных мешков и зажравшихся политиков. Стоящие при власти люди, примазывающиеся к госструктурам, дергающие за рычаги влияния, устраняющие с пути конкурентов. Трясущие жупелом патриотических идей, манипулирующие юными созданиями, берущие их «на слабо» служения идее спасения мира. Управляющие разумом, внушающие мысли, способные влезть в голову любому гомо сапиенсу и заставить его сделать нечто противное людской природе. На подпевке среднее звено сволочей, лелеющее свои амбиции и жажду денег, наслаждающееся ошметками власти, готовое на любое нарушение морально-этических норм.
Право же, никогда такого не видели, и вот опять.
Проект в сотый раз проект мусолит тему неординарных детишек (скорее подростков), их использования системой. Жутких опытов, психологического и физического насилия над детьми, под эгидой избранности и служения миру. Жирных боровов – богачей и политиков: тварей, чувствующих себя богами. Их подручных, списанных с типичных нацистов и надзирателей концлагерей. Темы важные, не поспоришь, но обыграны не идеально.
Показывает нам необходимость воли к жизни и борьбы за свободу, стремления не сдаваться + даст бог, хорошие люди подмогнут.
А вот библейские аллюзии («просите и дано вам») смотрятся относительно свежо. Ведь при всей крепости характера и интеллекта героев, без улыбки высших сил, шансов у них было бы немного (приезд Тима в город, появление Эйвори, встреча в лесу).
Проект откровенно бюджетный, практически не использует спецэффекты, большинство событий происходят в стенах лаборатории (временами на улицах городка).
Поражает наглостью действий организаторов Института и одновременно тупостью некоторых их решений (ну никому не пришло в голову повесить микрофоны на площадке и в слепой зоне).
Проект разделен на две линии, которые явно рано или поздно сойдутся. Основная происходит в стенах Института, дополнительная переносит сюжет в стены городка, стоящего рядышком с лабораторией.
Из приятных моментов можно отметить интригу с целями создателей Института, хотя некоторые моменты деятельности это малопочтенной организации, типа дыма из трубы, читаются сразу. Намеки на то, что все не сводится к банальным попыткам неких олигархов-политиков поставить себе на службу управлением разумом. Попытку глобального воплощения этих намеков. Возрастание напряжения ближе к финалу. Недурной моральный выбор для Тима.
И то хлеб.
Актеры подвигов не совершают, исполняя работу на среднем сериальном уровне.
Люк (Фриман, да-да сын того самого Фримана. Гениальный подросток с зашкаливающим IQ. Любящий шахматы и баскетбол (простим ему эту слабость). Сыплющий цитатами, обладающий отличными навыками наблюдения, подмечающий то, что остальные не видят. Человек, которому нравится анализировать и логически мыслить.
Неплохой образ человека, пользующегося мозгами (Фаулу на заметку). Сыграно далеко не идеально, большую часть времени парень откровенно безэмоционален, о его гениальности нам скорее рассказывают, чем показывают. Но есть сцены, в которых Джо веришь, потенциал у пацана вроде имеется, глядишь вырастет что-нибудь путнее.
В целом детишки не поражают, неограненные алмазы актерского цеха не просматриваются.
Их старшие коллеги тоже не слишком напрягаются, но смотрятся поубедительнее, за счет опыта.
Тим (Барнс). Экс-полицейский, вышедший в отставку после весьма спорной ситуации. Пытающийся найти новое место в жизни. Насквозь позитивный мужчина, не готовый закрыть глаза на странности, даже если это не его дело. Обаятельный, участливый, позитивный, натуральный герой – хоть к ране прикладывай.
Барнс, после ряда ролей отлично сыгранных подлецов, решил вернуться к образу положительного парня. Харизмы у Бена хватает, чтобы, не особо тратя силы, создать приличный образ современного рыцаря без страха и упрека.
А вот и главная антагонистка. Сигсби (Паркер). Босс Института, поднявшаяся из рядовых силовиков. Внешне демонстрирующая исключительную заботу и понимание к подопечным. Сыплющая пафосными фразами о служении и миссии. Внутри наполненная психозами (одно самоистязание чего стоит), сомнениями и жестокостью («убьем его»). В целом твердая четверка с минусом, но сыграно аж никак не на Оскар.
Всегда приятно увидеть старого доброго Ричингса с его невозмутимым интриганом — главой СБ Института.
Да Диас и его образцово-показательный подлец и сволочь Тони запомнился.
Эрго. Необязательный и бюджетный конспирологический Young Adult – вторичный, тягучий, с библейскими аллюзиями. Хотя темы подняты важные, что есть, то есть.
Режиссер: Джек Бендер, Брэд Тёрнер
В ролях: Джо Фриман, Бен Барнс, Мэри-Луиз Паркер, Фионн Лэйрд, Ханна Голуэй, Джулиан Ричингс, Роберт Джой, Вигго Ханвельт, Арлен Соу, Бирва Пандь
Волшебное раздолье, или Восток против Запада – нн-ая серия
Мир, два континента которого — Антиопию и Юрос разделяют 300 миль непреодолимого моря. Континенты, населенные людьми разных привычек, цвета кожи, рас и религий, отлично чувствующими себя вдали от нежеланных соседей. До той поры, пока маг Антонин Мейрос не создал мост, раз в 12 лет соединяющий континенты.
Мост, ставший не только путем для торговли, но и дорогой вторжения, по которой прошли легионы Первого Священного похода.
Поход был не один.
Прошли годы, и Рондийская империя готовит свои силы для Третьего похода против неверных. Воздушные корабли, победоносные легионы и десятки боевых магов, каждый из которых стоит небольшой армии.
Что могут противопоставить нашествию жители Антиопии? Свой собственный священный шихад? Смелость и любовь к свободе? Ведь магов у них нет (или есть?).
Но что если не все так просто? Возможно, в деле участвуют неучтенные никем, но могущественные силы. Престарелый творец моста еще не сказал своего последнего слова. Да и некоторые современники с обеих сторон могут удивить непредсказуемыми действиями и скрытыми талантами.
Фентези, намешавшее в себе изрядное количество поджанров и тем. Попервой навевающее липкое ощущении вторичности, но довольно скоро находящее путь к сердцу читателя.
Судите сами. Тут вам и обыгрывание темы религиозных конфликтов с крестовыми походами («Dominium», «Тьма», «Боги»). И намеки на эпик («Клинки»). И колдовство, смешавшее в себе чуть ли не все его возможные варианты («Время», «Призма», «Видящая», «Фурии»). И пляски вокруг чистоты крови колдунов (кто сказал Поттер?). И юнг адульт с взрослением и академией волшебства («Волшебники»). И Рим с его легионами («Спартак»). И ориентальное фентези. И любовно описанные индуистские мотивы («Сыны»). И словотворческие забавы уровня «бох»: город Гебусалим, месяц ноялий, день пяденица, священный шихад, Римонийская империя. С другой стороны такой прием работает, обеспечивая узнавание и легкий флер новизны, перенося нас в «как-бы» другой, но вполне знакомый мир.
Все так, классические пляски по плечам гигантов, но творит их Хаир настолько увлекательно, что на шаблонность составляющих его блюда скоро перестаешь обращать внимание. Вдобавок, такое обилие героев «из разных сказок», позволяет отыскать своего любимца, как фанатам магических сражений, эпических интриг так и любителям романтики или поклонникам «молодых взрослых».
Автор дарит нам описание нескольких уровней происходящих событий, от глобальных планов власть предержащих до частных людских историй, вроде как не ни на что не влияющих (спойлер: это не так).
За стратегическую арку отвечает здешний Канарис – глава имперской разведки – маг Гурвон Гайл – главный, пожалуй, антагонист романа. Он редко выходит на первые роли, время от времени позволяя читателю приобщиться к коварным имперским операциям. Некогда активный участник пресловутого Нороского мятежа, нынче, как и большинство его выживших соратников, трудится верным псом императора. Беспринципен, аморален, умен, но небезгрешен. Как наочно демонстрирует следующий персонаж.
Елена Анборн, маг, любитель иллюзий, любовница и одна из доверенных помощников Гайла. До определенного момента. Она воплощает следующий, тактический уровень книги, с головой оказываясь замешанной в операции империи в ключевом для державных интересов восточном королевстве. Убийца с каменным сердцем и мертвой совестью покажет нам кардинальное изменение характера под воздействием людского тепла, детской любви, прочих позитивных людских качеств (ну мы все же фентези читаем). Оказавшись на протяжении нескольких лет телохранителем королевских отпрысков, Елена конкретно оттаяла сердцем и нашла для себя новую родину. Отказавшись выполнять приказы. Чем конкретно подкузьмила начальнику. Естественно, не собирающемуся оставить такую подлянку безнаказанной.
Также в этой линий стоит обратить внимание на юную принцессу-регента, достойно показавшую себя в сложных обстоятельствах.
Дальше мы спускаемся с небес государственных разборок, переносясь в область бытия обычных гомо сапиенсов.
Ну или почти обычных.
Аларон Мерсер, юноша с четвертью магической крови (о нюансах магии романа чуть позднее), находящийся на пороге выпуска из колдовской школы. Саму академию нам не покажут, а вот с выпускными экзаменами познакомят во всей красе. Тут же автор поделится простыней текста о видах здешней магии, написанной как в учебнике, с той же степенью вероятности заинтересовать читателя.
Аларон из семьи среднего достатка, находится в вечных контрах с чистокровными однокурсниками-богачами. А еще его папаня, на свою и сына беду, пытался научил пацана думать. В коня корм не пошел. Попытки мыслить напрямую скажутся на судьбе юноши, выбравшего весьма скользкую тему для диссертации. Это ж надо, при живых, дееспособных и находящихся при власти участниках Нороского мятежа, пытаться разобраться в его скрытых мотивах! Нет, все же недостаточно отец Аларона головой пользоваться учил. Надо же и о последствиях своих действий порой задумываться. Что у Аларона, не отличающегося обширными и развитыми интеллектуальными способностями, выходит непросто.
Восточный континент представлен у нас юной девицей Рамитой Анкешаран, отец которой получил предложение, от которого не отказываются. Выдать потенциально плодовитую дочь за самого Антонина Мейроса! Изрядно престарелого, но, как оказалось, вполне живого. Рамиту ждет полная смена места жизни, и приятное развитие образа. Ведь Мейрос оказался на диво вменяемым мужчиной.
Последним ведущим персонажем становится экс-жених Рамиты – Казим. Который в расстроенных чувствах после срыва потенциального брака, присоединяется к священному шихаду, активно осваивая навыки фехтовальщика и лидера. Тут нам покажут сложности организации такого похода, и раскроют некоторые тайны восточного континента.
Всего, как вы уже поняли, основных рассказчиков в романе четыре штуки (двое с Востока, двое с Запад), время от времени около них возникают другие важные для сюжета персонажи. Идут главы, чередуя изложение от разных ведущих героев. Благо их негусто, и позабыть, что там происходило с первым, пока доходишь до четвертого, не успеваешь.
Несколько в стороне от основных разборок (до поры до времени), лелея планы мести, болтается некая древняя ведьма Сабель, имеющая острый зуб на Мейроса (возможно не только).
Практически все протагонисты романа привлекательны, в процессе кардинально, буквально на 180 градусов, меняют свою жизнь, претерпевают жестокие перипетии, и проходят впечатляющее развитие.
Теперь взглянем на магсистему «Крови». Как я уже говорил, намешал в ней Хаир от души: местным волшбарям натуральное раздолье. Здешняя волшба, называемая гнозисом, возникла относительно недавно, всего полтысячелетия назад (похоже, без макгаффина не обошлось). Некто Йохан Корин, проповедовавший любовь и мир (явная аллюзия на раздолбаистую версию христианства), напоив тысячу своих последователей таинственным напитком, получил несколько сотен магов, способных творить немыслимое.
Видов немыслимого оказалось просто немеряно. Тут вам и работа со стихиями. И некромантия. И целительство. И управление разумом. И магия природы. И иллюзия. И прорицательство. И обортничество. И амулеты, многократно усиливающие гностические способности волшбарей. И… Да чего тут только нет!
Время шло, изначальные Три сотни магов активно плодились и размножались, сея свою кровь по западному континенту. Отсюда полукровки, четвертькровки и даже люди с 1/16 крови магов в жилах. Чем меньше крови, тем слабее способности. Чем больше – тем крепче гонор. Так и живут.
Мир пописан не слишком подробно. Два континента с «непреодолимыми» 300 милями (примерно десятикратное расстояние от Англии до Франции) океана меж ними. Отчего непреодолимым? Да видать местных финикийцев или викингов тут не отыскалось, кстати, и земные крестоносцы как-то без мостов обходились (эти упорные парни проплывали порой чуток поболе, чем несчастные 300 миль). Это при условии наличия у западных магов воздушных судов (ну ладно-ладно, ими они как активно пользуются для поставки припасов в завоеванный Гебусалим и военных действий).
Гораздо колоритнее у автора вышел восточный континент (на западном долгое время он вовсе не концентрирует внимание – есть и есть). Здешняя смесь индуисткой и арабской культур (щедро сдобренная итальянскими мотивами наследников Рима из королевства Явон и исламскими мотивами), показана на хорошем уровне. Чего стоит одно описание подготовки и проведения индуисткой свадьбы.
Приятно дополняют картину обширные вступления к каждой главе, объемом на пару-тройку абзацев, в виде местных текстов из священных книг, исторических работ, чуть приоткрывающих завесу над нюансами мира.
Дэвид Хаир недурно поддерживает напряжение, к финалу книги увеличивая темп, завершая каждую главу ударным клиффхенгэром, ставя героев на грань (а порой и за грань) смерти.
Автор то запускает детективное расследование. То начинает изощренную операцию, полную интриг, причем не одну, судьбоносные события разворашиваются и на Востоке и на Западе. То вскрывает роковые тайны. Не обойдется без предательства и перевертышей. Неожиданно сталкивает героев из разных арок. Частенько сводит волшбарей в магических схватках с использованием собственных сильных сторон и поиском слабых у противника. Благо здешняя всеобъемлющая система колдовства легко позволяет сталкивать меж собой магов разных стилей: стихийщиков с иллюзионистами, повелителей разума с некромантами etc. За колдовские разборки автору зачет.
Эрго. Неожиданно приятное фентези в исполнении автора, из вторичных и шаблонных на первой взгляд ингредиентов, создавшего в меру вкусное блюдо.
P. S. Стоит учитывать – первая книга цикла завершается началом Прилива (поднятием моста из пучин) и оставляет многих героев в крайне затруднительном положении. А вот продолжения цикла, коих на английском еще три тома, на русский не переводились.