Альбом с иллюстрациями Аллена Андерсона (1908-1995), американского художника времен пальп-фикшен и золотого века фантастики. Тираж всего 1000 экземпляров, из них сотня идёт в футляре. Аллен Андерсон известен броскими обложками для фантастического журнала PLANET STORIES, для журналов вестернов Lariat, Western Novels, и для множества детективных изданий.
Это одно из немногих издательств, специализирующихся на высококачественных альбомах по фантастическому и смежному искусству, от пальпа 1930-х до цифровой современности 2020-х. Всемирно известный Ташен это конечно хорошо, но он за тридцать лет издал едва ли десяток книг по фантастике. А есть еще чудесные IDW, Underwood-Miller и Underwood Books, NonStop Press, Ilex, Vanguard Productions. Из закрывшихся издательств надо упомянуть частное издательство по имени своего владельца — Gerry de la Ree (существовало в 1972-1981, печатали очень высококачественную черно-белую графику из старых журналов) и Paper Tiger, существовавший с 1976 года и постепенно растворившийся в череде больших поглощений к 2009 году. Это скорее шпаргалка напоминалка для памяти: если находится в продаже какой-то альбом художника, то, при прочих равных, имя издательства играет определяющую роль при покупке.
Суперобложка повторяет рисунок на твердой книге, но на клапанах добавлено немного информации.
Оглавление:
Большая статья о художнике
Постановочная фотография и итоговый рисунок.
Не брали готовых снимков из журналов по кино, нет. Сами ставили сценку с натурщицами.
Однако бюджеты и семьдесят лет назад были не гигантскими, вместо лошади использована стремянка:
Образцы рисунков для вестернов, детективов и военных приключений взяты из разных фотообзоров издания и помещены в карточку издания, а мы ниже покажем только то что относится к фантастике. В книге под фантастику отдано 46 страниц из 224.
Пока рассматривал книжку, заодно нашел на полках и другие издания Дэвида Сондерса (1954 г.р.) о художниках, и неожиданно для себя выяснил, что Дэвид Сондерс — сын иллюстратора Нормана Сондерса.
Одна из первых его книг — это книга о своём отце, толстенный альбом про Нормана Сондерса на 368 страниц.
Далее вышла книга про Хью Джозефа Уорда (272 стр.). Хью Джозеф Уорд прожил всего 35 лет, родился в 1909 году, начал рисовать для газет в 1930, женился в 1934, и умер в 1945 от рака лёгких, но он успел создать десятки, сотни великолепных обложек "вдохновленных душераздирающей драмой жестокого господства смерти над хрупкой и чувственной красотой жизни" (Д.Сондерс), и навсегда увековечил образ своей жены, Виолы Конли — именно с нее он рисовал почти все женские образы.
И ещё две книжки по искусству времен пальпа, в которых всего лишь только небольшие, страниц на двадцать, статьи Дэвида Сондерса, "The Art of the Pulps: An Illustrated History" 2017 года,
и "It's A Man's World: Men's Adventure Magazines, The Postwar Pulps", 2003.
Конечно никакая это не тайная история, тайная история — это например трёхтомник переписки Кэмпбелла и Хайнлайна, а тут никакие не тайны, тут забытые и неисполненные проекты, утерянные рукописи и непрофинансированные кинопостановки. Существование которых никто не скрывал. В сборнике десятки коротких эссе о разных редких книгах, рукописях, сценариях, о полузабытых художниках, писателях, режиссёрах. Это справочник в вольном формате ностальгирующих читателей и зрителей о ярких культурных событиях своей молодости, которым не нашлось места в современной классике и их не переиздают, не перепечатывают, и не раскручивают для изданий и переизданий. Это гербарий для рассматривания, набор листочков от ушедшей натуры великого золотого века фантастики.
Альбом напечатан на глянцевой бумаге, печать сочная, картинками обильно усыпано.
(Страницы с содержанием сфотографирован покрупнее, можно составить представление о темах статей)
Приятно натыкаться в альбоме на восторженные описание классных фантастических книг, и осознавать что кое-что из этих забытых бриллиантов уже имеется в коллекции. Например сборник рассказов Дэвида Банча (которого мне посоветовал сибирский киберпанк Алексей Шведов):
Или антологии экспериментальной фантастики, составленные Харланом Эллисоном (которые вышли в свет стараниями доктора филологических наук Александра Сорочана из Твери):
И неожиданно узнал что я обладаю какой-то редкостью. В статье про художника Вирджила Финлея, на странице 167, написано:
Можно полюбоваться на эти иллюстрации, они напечатаны в 1975 году другом Финлея, в виде папки с отдельными листами, тиражом всего 1000 экз.
Грант Гейссман (родился 13 апреля 1953 г.) — американский джазовый гитарист и композитор, номинировался на премию «Эмми». С 1976 года он много записывался для нескольких лейблов и играл на гитаре для телесериала Monk, написал музыку к популярным телесериалам «Два с половиной человека» и «Майк и Молли». У него есть четырнадцать альбомов, выпущенных под его собственным именем, в том числе джазовая трилогия Say That!, Cool Man Cool, и BOP! BANG! BOOM!
Грант Гейссман — один из ведущих мировых экспертов по журналам EC Comics и Mad, а также автор и дизайнер нескольких книг по этой теме, три из которых номинированы на премию Эйснера. Например он участвовал в создании двухтомника работ Валли Вуда, том 1, том 2
Перед нами одна из его свежих работ: "История комиксов фирмы ЕС", выпущенная издательством Ташен в сентябре 2020 года. 592 страницы, размеры книги впечатляют: 30 на 40 см, вес 6 килограмм без нескольких граммов. Более тысячи иллюстраций, около ста редких изображений выуженных автором из архива семьи издателей фирмы "Образовательные комиксы" (ЕС — это Educational Comics). Книга охватывает период с 1933 по 1956 год, описывает оба периода в жизни фирмы — 1933-1947, когда М.С.Гейнс печатал обучающие истории и адаптации классики, и период 1947-56, когда руководить издательством стал сын, Уильям Гейнс. Вот тут-то и понеслось: Гейнс-младший разрешил художникам подписывать свои работы чтобы читатели различали авторов и голосовали за лучших иллюстраторов, Гейнс-младший открыл двери для лютых форматов — для ужастиков, мистики, научной фантастики. Вопросов гонораров я не изучил, но в ЕС пришли молодые таланты: Франк Фразетта, Валли Вуд, Эл Фельдштейн, Харви Курцман, Рид Крэндалл. Каждый из этих художников породил целые полчища поклонников, эпигонов, продолжателей и внёс своё вклад в визуализацию фантастики как жанра. Поразительно, все они небольшое время, буквально несколько лет, работали в одном издательстве. Закат фирмы связывают с оголтелостью Маккартизма-антикоммунизма и воцарившейся после этого пуританской моралью. "Пуритане это люди, которым плохо, когда другим хорошо".
Почтовая коробка в которой альбом добрался из Германии за 9,9 евро. Вес брутто 6,5 кг, цена пересылки 820 рублей. (Можно только порадоваться такой дешевизне доставки).
Книга Майкла Ши сама по себе выше среднего стандарта, на фоне альбома становится просто малюткой:
Футляр для альбома из гофрокартона, со всех сторон украшен рисунками в один цвет
Наконец-то добираемся до книги
Форзацы, усиленные коленкором:
Титул
Содержание
Вводная статья про историю фирмы
Образцы карандашных рисунков обложек
И много цветных фотографий:
Валли Вуд:
И многое другое
Рисунок Фельдстейна:
И другие илюстраторы:
В 1980-2000-е некоторые комиксы ЕС были переизданы в твердых обложках и в коробочном варианте.
Наверное к этому надо стремиться. Но нет, не фанат я комиксов, увольте. Этот-то альбом приобрел только ради редких иллюстраций Фельдстейна.
Ляссе шириной сантиметра в полтора:
Книга под суперобложкой: красный коленкор с глубоким тиснением логотипа ЕС
На корешке тоже изящное скромное тиснение, без краски
О выходе этой книги я узнал из крохотного рафинированного сообщества "Про комиксы" https://vk.com/procomixs
которое ведет К.Харитошкин, ориентированный, как я понимаю, на винтажный период в жизни иллюстрации.
Свежая книга, издана сразу через год после появления во Франции.
Что можно сказать — рисунок примитивный, это и не американский реализм в динамике, и совсем не европейская вычурная дотошность чтоб разглядывать как панно. Порой по несколько полос подряд идут угрюмые плоские неразличимые меж собой лица, которые должны были бы выражать разных персонажей — редакторов, писателей, читателей, да еще и разного пола. У Мориссетт-Фана все они на одно лицо.
Понятно что историю жанра уместить в двести страниц сложно, и поэтому некоторые моменты вызывают удивление:
"1883 год. "ХХ век" Альбера Робида, первый роман его футуристической трилогии, которую можно назвать предтечей стимпанка. Предвосхитил "Время, назад!" Филипа К.Дика" (стр. 67)
С какой стати книгу, написанную во времена угля и пара, можно считать предтечей окружающей действительности, и каким боком к строгим инженерным фантазиям Робиды относится роман Ф.К.Дика про оживающие трупы?