Что было бы, если бы Жанну Д’Арк не сожгли – не знаю, хотел ли Энтони Райан раскрыть именно эту тему, но, будь я англичанином, раскрывал бы её примерно в таком ключе.
Итак, финальная часть трилогии «Ковенант Стали» начинается с той же сцены, на которой закончился «Мученик». После того, как Совет светящих по наущению загадочного священника Арнабуса заманил в ловушку Элвина (т.е. по сути открыто выступил против Эвадины), им со всем войском ничего не остаётся, кроме как выступить на Атильтор. Но, разумеется, и там всё не закончится.
Третья книжка наполнена событиями, наверное, плотнее обеих предыдущих. Сражения, походы, путешествия, крутые повороты, неожиданные союзники – и, само собой, эпичнейшая битва в финале. Не все повороты можно назвать непредсказуемыми (в конце концов, по меньшей мере один можно угадать из названия), но то, как это реализовано, производит впечатление. На мой вкус, можно было бы сократить немалый объём книги за счёт парочки описаний переходов войск и тренировок армий, поскольку нечто похожее было в предыдущих книгах серии. С другой стороны, там Элвин учился и выполнял команды, а здесь – сам командует и учит, так что для развития персонажа это в какой-то мере неизбежно.
Повествование снова ведётся только от лица Элвина Писаря, и это необычно для Энтони Райана, у которого в книжках всё обычно показывается с нескольких точек зрения. На мой взгляд, для этой серии такой подход оказался правильным – тем более, что Райану удалось и от лица одного героя отлично раскрыть всех нужных персонажей, чему немало способствует способность Элвина читать эмоции людей. С её помощью читателю легко проникать в головы героев. И в первую очередь, разумеется, Эвадины.
Далее не обойтись без капельки спойлеров:
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Конечно, Элвин Писарь – главный герой серии, но именно трансформация Эвадины, показанная его глазами, составляет основу этих книг. Трансформация или же раскрытие – поскольку ни Элвин, ни читатель не знают, была ли она такой всегда, ловко скрываясь, или же преобразилась под действием внешних обстоятельств и магических сил.
К слову о них. Разумеется, это фэнтези, и в конечном счёте влияние магии на Эвадину становится очевидным. Но хорошо показано, что даже без неё в схожих обстоятельствах какая-нибудь Жанна Д’Арк нашего мира вполне могла бы прийти к аналогичному финалу. Забавно в этом смысле, как Элвин дважды за книгу предлагает Лорайн открыто примкнуть к нему, ссылаясь сначала на одни, а потом на другие магические силы, связанные с Эвадиной. А Лорайн же оба раза отказывается, поскольку ей, как герцогине, неважно, связана ли Эвадина с какой-либо из магических сил, и вообще, существуют ли они на самом деле.
И больше всего мне понравилось, что в кульминационный момент книги именно способность Элвина читать по лицам (чисто человеческая!) даёт автору возможность в рамках своего мира ответить на вопрос, волновавший богословов в нашем средневековье: знает ли зло о том, что оно – зло? Знает ли дьявол, что он – дьявол? И сегодня, глядя на выступления отдельных деятелей, я склонен согласиться с тем ответом, который видит Элвин.
Автор в трилогии не сильно углубляется в местную экономику, религию и прочее, но в целом всё описано достаточно правдоподобно. Есть знать, духовенство и керлы (местные крестьяне), духовенство погрязло в пороках и лицемерно насаждает религию, знать угнетает керлов, те недовольны – и из всего этого возникают классовые и религиозные конфликты, которые гладко ложатся на сюжет. Проработка не такая глубокая, как, например, у Мартина, но на мой вкус вполне достаточная – многие авторы фэнтези ничем подобным себя не утруждают. Тут главное, что вроде бы вскользь описанные глубинные причины конфликтов, а именно экономические и религиозные, становятся основными источниками сюжетных завязок – таких как восстание Самозванца, Алундийский крестовый поход и в целом восхождение Эвадины, что придаёт всей этой фэнтезийной трилогии достоверности и реалистичности.
Конечно, хватает и забавного – мне вот смешно было читать про каэритов. Про их единение с природой, отсутствие вождей и рабства, и как это прекрасно, и какие они замечательные воины. Иногда кажется, что у западных авторов есть некий комплекс вины перед всевозможными туземцами, которых они веками порабощали и угнетали.
Но ещё забавнее смотреть на либеральные взгляды автора, например, когда Элвин пытается средневековую армию тренировать «без тирании» – к счастью, тут он быстро заметил, что подобные подходы заведут в тупик, и при помощи советов от пары вменяемых персонажей свернул тренировки в разумное русло – и к тому же наглядно продемонстрировал, что либеральничанье в армии неуместно. Впрочем, лучше бы сразу ерундой не занимался.
К счастью, подобные минусы, как и прочие обязательные элементы современной западной литературы, мелькают в книжке нечасто и где-то на заднем плане.
Сражения приближены к средневековым реалиям, но описаны не как в исторических хрониках, а с точки зрения Элвина, который принимает в них деятельное участие – это позволяет описывать их весьма бодро и при этом достаточно реалистично. А ещё интересно, что Элвин описывает их, будучи уже пожилым учёным, и потому на ходу делает экспресс-анализ на тему несоответствия исторических хроник реальным событиям.
Почти никакой магии в сражениях нет до самого конца, зато в финальной битве главные волшебные соперники этого мира сходится в эпичном противостоянии. Лично для меня сражения всегда не самая интересная часть в книгах, но здесь всё описано красочно и кинематографично.
Вообще, магия в этой трилогии плотно присутствует в умах людей, но мало проявляется в реальности. На мой вкус, так и должно быть. Однако к концу книжки становится ясно, насколько сильно вся эта мистика на самом деле влияет на мир – и это уже будет заделом на следующую трилогию, первая книжка из которой («Чёрный Прилив») на западе уже вышла. В ней магии уже намного больше, чем здесь, и экшена тоже.
Ссылки на перевод выложить не могу (оказалось, мои переводы "пиратские", и за ссылки на мой Яндекс-диск мне влепили предупреждение) — так что желающие пишите мне на почту tupoebydlo@yandex.ru
Четыре года назад Аберкромби сообщил, что начинает писать книжку в новом для себя сеттинге, отличном от мира Первого Закона и Моря Осколков, и вот, наконец, книга вышла. Однако, долгий (для Аберкромби) срок вовсе не означает, что он собирался написать замороченную, сложную книжку – совсем наоборот, неоднократно за это время он рассказывал, что решил поразвлечься и написать нечто простенькое с большим количеством экшена и юмора.
«Отряд самоубийц в альтернативной средневековой Европе» – вот что приходит на ум едва ли не всем обзорщикам. Судя по интервью, Аберкромби уже и сам не против такого определения.
Мир в книжке похож на наш, и тут фигурируют известные всем названия и имена, но есть и ряд отличий. Здесь Спасительницу колесовали, и потому священницы носят круг вместо креста. Здесь Карфаген победил римлян в Пунических войнах и построил свои города вокруг всего Средиземного моря (включая Трою и Святой Город на месте Рима), а потом их ведьмы-инженеры открыли врата в ад, отчего всё государство сгинуло, оставив после себя лишь величественные руины и отдельные чудеса. Здесь троянцы сожгли коня и разграбили Микены, а из Святой земли на Трою вместо сарацин постоянно нападают эльфы-людоеды, против которых люди снаряжают крестовые походы. Ну, не крестовые, но суть та же. В общем, история весёлая.
Церковь тут, как и у нас, раскололась на западную и восточную, и западную возглавляет десятилетняя Папесса, которую считают вторым пришествием Спасительницы. От её лица и отправляют на различные задания отряд самоубийц «дьяволов» – то бишь средневековых суперзлодеев – которые из-за Папского «связывания» (непреодолимой магии) вынуждены исполнять приказы настоятеля часовни Святой Целесообразности.
В этой книжке настоятелем становится обычный монах, брат Диас, а управляться с беспокойной паствой ему помогают бессмертный рыцарь Джейкоб из Торна – бывший гроссмейстер Золотого ордена тамплиеров* – и молодая, но весьма многоопытная в разных сферах женщина по имени Батиста**.
В числе «дьяволов»: недавно приговорённый некромант по имени Бальтазар, древний польский вампир барон Рикард, эльфийка Санни, которая может становиться невидимой, и сексуально озабоченная оборотниха Вигга.
Этой разношёрстной компании поручено сопроводить из Святого Города в Трою юную воровку Алекс, поскольку она – «потерянная дочь императрицы Ирины, наследница престола Трои».
(жирным выделены POVы, т.е. персонажи, от лица которых ведётся повествование)
К слову, Аберкромби сообщает, что книг в серии про "дьяволов" будет по меньшей мере три (вторая уже в работе и ожидается к осени 26-го), миссии каждый раз будут разные, а состав участников отряда может несколько меняться.
Книжка получилась именно такой, как о ней рассказывал Аберкромби в многочисленных интервью: лёгкой, увлекательной, очень весёлой, с большим количеством экшена, рубилова, магии, с кучей всевозможных волшебных существ и мертвецов.
Сюжет не назовёшь особенно замысловатым – герои путешествуют из Святого Города в Трою, оставляя за спиной горы трупов. Классическая RPG: группа персонажей с разными способностями, четыре уровня части со своими локациями, битвами и левел-боссами, пара вспомогательных миссий. Картинка транслируется от одного из шести POV-ов. В конце, разумеется, несколько твистов – не самых непредсказуемых, хотя один из четырёх я не угадал.
В общем, сюжет здесь – просто крепкая основа для того, в чём Аберкромби традиционно силён: живые интересные персонажи, яркий текст, хлёсткие диалоги и чёрное море юмора. С самого начала он рассказывал, что после трилогии «Эпоха Безумия» хотел написать книжку, меньше заморачиваясь на проработке сюжета, мира и т.д. и больше сосредоточится на героях и на веселье. Так оно и вышло.
Персонажи взяты для фэнтези традиционные, если не сказать стереотипные, но благодаря магии Аберкромби при взгляде изнутри их головы они становятся совершенно необычными и очаровательными.
Вот казалось бы: что нового можно выжать из образа оборотня? Но глава, написанная от лица Вигги – в которой герои просто идут – получилась как смешной, так и интересной, и даже слегка пугающей, поскольку в ней отлично показано, что происходит у неё в голове, как это влияет на её поступки, и как при этом воспринимают её окружающие.
А заносчивый некромант? Или благородный рыцарь? Древний вампир в костюме-тройке? Казалось бы, такие штампы в фэнтези давно своё отжили. Но стоило вдохнуть в них немного жизни по методу Аберкромби, и оказалось, что даже таким архетипам ещё вполне есть что сказать.
А говорят они немало – и это прекрасно. Диалоги всегда были сильной стороной Аберкромби, и в «Дьяволах» он снова не подкачал, а точнее даже развернулся с новыми силами. Героев в отряде довольно много, и все они постоянно весело болтают между собой, подкалывают друг друга, угарно ругаются, шутят – хотя стоит понимать, что перед нами старый добрый гримдарк, так что и характер шуток соответствующий. Примерно как, например, в старых добрых фильмах Тарантино или Гая Ричи. Ну или в старых добрых книжках Аберкромби. Однако накал их значительно повышен. Не ошибусь, наверное, что количество шуток на квадратный сантиметр текста здесь больше, чем в любой другой книжке Аберкромби.
В чём ещё не откажешь Джо Аберкромби, так это в увлекательности. Книжка довольно объёмная, почти 30 а.л., т.е. толще почти любого тома из мира «Первого Закона» (за исключением «Последнего довода королей» и «Лучше подавать холодным»), но при этом читается влёт. Давненько уже с фэнтези у меня не возникало желания засиживаться допоздна, а тут – поди ж ты…
В общем, Аберкромби снова не подвёл, и выдал в точности, что обещал – отличную развлекательную книжку. Те, кто ждут от неё непременно нового «Первого Закона» или «Героев» – будут, скорее всего, разочарованы. Зато те, кто не ждут ничего, неплохо проведут пару вечерков.
* Все совпадения с орденом, из которого сбежала Джавра в мире Первого Закона, очевидно, случайны.
** Или Баптиста, как перевести. У нас имя «Baptiste» переводят и так, и так. Кроме того, не стоит забывать, что баптист – это креститель (см. John the Baptist = Иоанн Креститель), т.е. для англоязычного читателя она вообще-то Крестительница.
PS. Британским читателям книжка сходу неплохо зашла, немедленно возглавив список бестселлеров Sunday Times. Между прочим, ни одна книга Аберкромби ещё такого не удостаивалась.
Жанна Д’Арк и альбигойский крестовый поход – что-то в таком духе прослеживается в замысле второй книги «Ковенанта Стали».
После событий «Парии» леди Эвадина Курлайн чувствует, что она и её рота Ковенанта стали неудобны как королю, так и высшему духовенству. Но благодаря Элвину Писарю и любви простолюдинов им удаётся сохранить мир как с короной, так и с церковью, и героев отправляют на новое задание.
Эта книга переносит нас в новые локации королевства Альбермайн и за его пределы. В наличии осады средневековых городов, битвы, интриги, тайны, и снова минимум мистики. Во всяком случае все битвы ведутся исключительно обычным оружием, и никакая магия в них не участвует – помимо видений Эвадины, разумеется, но и о них она не особо распространяется. Однако появляются новые персонажи, связанные с магией, и раскрываются некоторые мистические загадки (порождая при этом новые, разумеется).
Повествование по-прежнему ведётся от лица Элвина Писаря, бывшего разбойника, и в этой книге ему придётся пройти путь от простого солдата до командира. Он фактически прямо на поле боя совершенствует свои навыки воина и таланты командира, попутно обучая новобранцев – но и старых разбойничьих умений не забывает, и они ему не раз пригождаются.
Как и в первой книге, повествование здесь понравилось мне больше всего. Элвин по-прежнему много рассуждает, наблюдает, а ещё ловко врёт и интригует – и благодаря этому достигает успехов как на поле боя, так в закулисной борьбе. При этом обстоятельно описывает подготовку к существенным событиям – таким как битва или сражение, а также подробно рассказывает о причинах поступков героев (каковые ему часто удаётся разгадать по выражениям их лиц). Мне это представляется плюсом, поскольку было интересно следить за тем, как почти невероятные поступки героев оказываются логичными и даже единственно возможными, но кому-то из-за этого сюжет может показаться неспешным и местами провисающим. Но на мой вкус экшена там немало, осады и прочие битвы показаны жёстко и эффектно, а приключений, путешествий и неожиданных поворотов более чем достаточно.
Ещё мне понравилось, что завершившиеся, казалось бы, сюжетные линии из первой книги продолжают влиять на сюжет и поступки героев. То же периодически относится и к персонажам, о которых, казалось, уже нет смысла вспоминать. То есть, становится ясно, что не просто так Элвин Писарь настолько подробно описывает свои вроде бы незначительные приключения – из таких кирпичиков и строится прочное основание этой трилогии.
Это вторая книжка трилогии, и её не назовёшь проходной. Герои в ней меняются, раскрываются и уже вплотную подходят к той черте, за которой начнётся кульминация. То же можно сказать и о главных силах королевства (Корона, Ковенант, Самозванец и т.д.). Закрыв книгу, опытный читатель по расположению фигур уже, наверное, сможет в общих чертах угадать финал этой партии (я, впрочем, не смог, да и не гадал), но уверяю, Энтони Райану ещё найдётся, чем удивить в последней книжке серии, и самое интересное будет в том, как именно всё разрешится.
Ссылки на перевод выложить не могу (оказалось, мои переводы "пиратские", и за ссылки на мой Яндекс-диск мне влепили предупреждение) — так что желающие пишите мне на почту tupoebydlo@yandex.ru
Впервые я прочел МФ более двадцати лет назад, не зная ничего ни о книге, ни об авторе. Наткнулся в интернете на ссылку на "культовый роман" рядом с аналогичной ссылкой на какую-то культовую фентези. А теперь вот решил перечитать (не в первый раз уже, замечу).
Эко богат читателями. Он может себе позволить отсеивать неподготовленных простецов, с первых страниц окуная читателя в потоки отборного занудства (наиболее хитрые могут почти безболезненно пропустить страниц двадцать). Тем же, кто смог добраться до Хохмы (то бишь до второй части), предлагается вполне увлекательное чтиво с довольно неожиданной и драматичной кульминацией.
Пересказывать сюжет МФ – все равно что пытаться по телефону напеть Моцарта.
Вкратце: трое коллег по небольшому итальянскому издательству – Бельбо, Казобон и Диоталлеви – вынуждены по роду деятельности ежедневно общаться со всевозможными гражданами, помешанными на эзотерике, и читать их так называемое творчество. Помешанные граждане все как один норовят сорвать покровы с древних тайн, рассказать о том, как все обстоит На Самом Деле и раскрыть миру глаза на мировые заговоры.
Чтобы просто чисто поржать, герои решают сочинить свой заговор. Для этого они учатся мыслить также, как их помешанные подопечные, и в конечном счете практически индуцируются – в смысле, слегка съезжают с катушек и сами начинают верить в свой заговор. Все это сопровождается рассказами о различных исторических деятелях, близких к оккультным кругам, плюс характеры героев раскрываются разными способами.
При первом прочтении самыми занудными местами в книге для меня были экскурсы в детство Бельбо. В 2012-м, когда писался этот отзыв, тоже – но тогда я по крайней мере был уже уверен, что они необходимы для сюжета. Сейчас же мне ясно, что именно Бельбо в романе главный герой, хотя повествование ведётся от лица Казобона.
Живыми и реальными в романе выглядят все герои, даже если они делают нелогичную на первый взгляд херню. В случае с героями Эко использует множественные флешбеки, путешествия к истокам комплексов, после которых нелогичная на первый взгляд херня оказывается вполне логичной.
Однако ж для кого-то эти экскурсы наоборот могут быть самым интересным в романе (а мне, например, книжка "Таинственное пламя царицы Лоаны" не понравилась именно поэтому – она из таких экскурсов состоит чуть более чем полностью).
Нередко говорят, что Эко – постмодернист, внедрил в роман тысячи цитат и исторических фактов, и потому для его понимания необходимо обладать определенным культурным багажом. Знаете, это как с виски – нажраться в умат двенадцатилетним сингл-мальтом с одинаковым успехом могут и тонкий ценитель и тупое быдло. Просто последний почувствует при этом меньше оттенков вкуса.
Вот герои романа в насмешку над конспиролохами составляют свой мега-конспирологический супер-План, включающий в себя чуть ли не всю мировую историю – они ловко жонглируют фактами, цитатами, скрытыми и открытыми смыслами, и всюду находят прекрасные связи. Это похоже на строительство карточного домика. Сначала к одной карте пристраивается другая, потом рядом встают еще две, а в конце уже внушительный замок из тридцати шести колод смотрится настолько круто, что и читатель, и герои и даже кажется сам автор начинают сомневаться в его нереальности. Когда я читал МФ впервые, большая часть названий и фактов были мне незнакомы (скажем так, эти карты были повернуты ко мне рубашкой). Но сюжету это ничуть не мешало – там, где нужно, Эко весьма подробно все рассказывает. И, что характерно, рассказывает весьма и весьма увлекательно. По профессии он ученый медиевист, и потому с удовольствием запихивает в романы всё из истории, что знает по предмету (плюс, надо полагать, по каждому вопросу отыскивает в библиотеке с десяток фактов и цитат). Поэтому количество всевозможных имен, названий, исторических фактов, поражает всякое воображение. В данном случае Эко препарировал оккультизм и конспирологию, и, как мне кажется, МФ можно смело использовать в качестве энциклопедии на эту тему.
По отзывам знаю, что на многих эти исторические бирюльки наводят зевоту. Не всякому интересно читать про десятки неведомых граждан, давно почивших в Бозе, и про их эзотерические завихрения мозгов. Ну, это на любителя – мне было интересно, и с каждым прочтением всё интереснее. Но все равно, большая часть исторических выкладок оставалась "белым шумом" (так же, например, в фильме "Доктор Хаус" большая часть медицинских разговоров для зрителя не врача остается "белым шумом", но сам фильм не делается менее интересным).
С тех пор я прочел много всякого, и многие (далеко не все) карты повернулись ко мне картинками. Домик стал намного более красочным, смотреть на него намного интереснее, но суть его не изменилась. Как бы то ни было, но одна фраза Бельбо: "Да вынь у себя пробку!" (примерно как "Вы всего лишь жалкая колода карт!" в Алисе) все равно в один момент разваливает всю конструкцию.
В общем, Маятник Фуко – отличная книга. Одна из немногих, которым я смело могу поставить 10/10.
Для тех, кто хочет читать вдумчиво, разбираться со всеми оккультными хитросплетениями и внимательно следить, где герои несут историческую чушь – написана Википедия специальная книжка "Словарь Маятника Фуко", такой же толщины, как и сам МФ.
Несмотря на внушительный объем работы и вообще крутизну, пользоваться им при чтении МФ неудобно. Написание названий, имен, терминов часто не совпадают с таковыми в МФ (и авторы об этом честно предупреждают). Представьте, у вас в руках две толстые книжки, вы читаете одну, вдруг начинаете листать вторую, не находите там нужного термина, чертыхаетесь…
Статьи в Википедии часто более подробны, сопровождены иллюстрациями и перекрестными ссылками – но, разумеется, за их достоверность сложнее ручаться.
Юный Шерлок из банды Робин Гуда встречает Жанну Д’Арк – такую отправную точку, наверное, можно было бы угадать где-то в замыслах автора. Хотя в книге, разумеется, и главный герой совершенно не напоминает Холмса ничем, кроме наблюдательности, и главарь разбойников похож на Робин Гуда только в легендах местных крестьян, да и дева-воительница лишь несколькими характерными особенностями напоминает Орлеанскую.
Молодой Элвин – вначале книги бесфамильный – воспитывается в разбойничьей банде Декина Скарла, который называет себя Королём Разбойников всего Шейвинского леса. Элвин отличается проницательностью и неординарной способностью распознавать ложь. На удивление, эта особенность героя не просто декларируется автором – Элвин на протяжении всей трилогии оценивает выражения лиц, и это помогает ему (и читателю) понимать настроение и замыслы персонажей, а в ключевых моментах даже кардинально влияет на сюжет.
Действие происходит в вымышленном средневековом королевстве Альбермайн, где в самом разгаре война с Самозванцем – бунтовщиком, которому, подобно нашему Пугачёву, удалось поднять на восстание не только местных крестьян, но и некоторую часть недовольного дворянства.
Помимо короля, ключевой силой в Альбермайне является религиозный культ под названием Ковенант Мучеников. В нём почитают мучеников, которые давным-давно проповедовали о тамошних ангелах и демонах – Серафилях и Малицитах, и о том, что если люди будут жить неправильно, отвергая благодать Серафилей, то Малициты повторят апокалипсис – Бич, якобы поразивший эти земли тысячи лет назад.
Название «Ковенант» шотландец Энтони Райан, вероятно, взял от независимой пресвитерианской церкви в Шотландии. В 1558 г. шотландские протестанты, объединившись для защиты своего исповедания, составили так называемый ковенант (covenant – по английски – договор, соглашение). Здесь же «Ковенант Мучеников» – это, как утверждают священники, божественный договор между человечеством и Серафилями, скреплённый кровью мучеников.
Главарь разбойников Декин Скарл желает воспользоваться дрязгами в королевстве и отхватить кусочек себе, и это становится для Элвина началом череды мрачных событий – предательства, смертей товарищей, тягот и обучения у опальной священницы (после которого он и получает прозвище Писарь). А потом Элвин Писарь встречает леди Эвадину Курлайн – набожную аристократку, возглавившую недавно созданную роту Ковенанта, которая идёт на помощь королю в войне с Самозванцем. Эвадину, по её словам, посещают разные видения, в том числе о Втором Биче, о чём она регулярно рассказывает в зажигательных проповедях. А Элвину, вопреки его воле, приходится вступить в её роту и участвовать в разных сражениях.
Больше всего мне в трилогии понравилось повествование. Рассказ ведётся от лица пожилого средневекового учёного, который на страницах манускрипта повествует о своих похождениях весьма бурной молодости. Он постоянно обращается к современному ему читателю, что нередко звучит примерно так: «И, как ты уже наверняка знаешь, дорогой читатель, это привело к…» – подобные микроспойлеры ничего, разумеется, не раскрывают, зато неплохо цепляют настоящего читателя.
Впрочем, манера повествования наверняка понравится не всем. Любители плотного экшена, сражений и непрерывных приключений, возможно, найдут эту книжку слишком тягучей. Рассказчик в книге любит порассуждать и повспоминать всякое. Нередко после первой фразы в диалоге перед ответом следует пара абзацев с кратким обзором того, как героев занесло в эту точку.
Ну и вообще, историк по профессии Энтони Райан пытается придать повествованию оттенки средневековой рукописи. Конечно, без того усердия, как, например, Умберто Эко в «Имени Розы», где герой может четыре страницы подряд разглядывать портал церкви, описывая его полустраничными предложениями – но всё же, Элвин Писарь считает себя не последним учёным и периодически старается это демонстрировать (пусть и со всей показной скромностью). Впрочем, не забывает он и о своём разбойничьем прошлом, а потому крепкое словцо также использует регулярно. Собственно, эта попытка соединения средневековой хроники с современной гримдарк-фэнтези и показалась мне наиболее интересной.
Персонажи Райану в целом всегда неплохо удаются, и эта книжка исключением не стала. Даже более того, Элвин Писарь – разбойник и учёный, рыцарь и подлец, скептик и романтик – мне, пожалуй, понравился больше прочих у данного автора. Уже в этой книжке интересно следить за тем, как он меняется, как меняется его мотивация, как уживаются в нём различные противоречия.
Наблюдать за тем, как раскрывается Эвадина, пожалуй, не менее интересно. Тем более, что следим мы глазами Элвина, который, естественно, не может проникнуть в её мысли, а все суждения составляет только на основании её слов и выражений её лица – пускай он и обладает такой необычной способностью, но она всё же не сверхъестественная, и не гарантирует стопроцентного понимания, как мы наглядно убедимся в дальнейшем.
И вообще, в книжке получилось немало интересных колоритных персонажей – и король разбойников Декин Скарл, и его роковая подружка Лорайн, и опальная священница Сильда, и многие другие – даже те, кто лишь мимолетно появляются на страницах книги. Интересно, как Элвин, бывает, с течением времени переосмысливает их роль в каких-либо событиях и меняет (или не меняет) своё к ним отношение. И хорошо, что подобные переосмысления в книжке не праздные, а вполне практические – они обуславливают дальнейшие поступки героя и, как следствие, изменения сюжета.
Магии в этом фэнтези совсем немного. Собственно, на всю книжку примерно два с половиной эпизода и некоторое количество разговоров. Сам Элвин в целом относится к мистике скептически – как и к религии, хотя по его оговоркам практически сразу становится ясно, что в истории он фигурирует как заметный деятель Ковенанта Мучеников. Но в этой книжке хорошо показано, что не столь важно, есть ли на самом деле магия или нет, и насколько истинны религиозные догматы – важнее то, как к этому относятся люди. К одному из мистических событий, свидетелем которого становится Элвин, люди относятся очень по-разному – одни истово верят, что налицо божественное вмешательство; другие полагают, что имели место грязные колдовские ритуалы, а третьи считают участников лжецами. И все желают так или иначе использовать его в своих интересах. В результате событие, о котором в нашем мире сегодня максимум поболтали бы на РЕН-ТВ, в пронизанном мистикой религиозном средневековом обществе становится ключевым, и приводит к радикальным изменениям во всём королевстве. Но это будет уже в следующих книгах трилогии – впрочем, там и накал мистики несколько усилится.
В описаниях сражений Райан, на мой вкус, заметно прибавил. Если в первой его трилогии, «Тень Ворона», нередко случалось, что персонажи, заявленные как великие полководцы, творили на поле боя какую-то чушь, вели людей в психические атаки и побеждали только благодаря внезапному вмешательству магии, то здесь в битвах магии практически нет, зато важную роль играют ландшафт, стратегия, дисциплина, тренировки и соотношение сил. При этом на битвы читатель смотрит глазами Элвина, который всегда в гуще сражения, и потому выглядит всё весьма бодро и реалистично. Конечно, дотошный читатель увидит тут и рояли в кустах, и найдёт к чему придраться по части исторических соответствий – но это всё-таки не документальная хроника, и для фэнтези описано, пожалуй, достойно.
В общем, книжка «Пария» – первая из трилогии «Ковенант Стали» – получилась весьма интересной и необычной, как для Энтони Райана, так и для фэнтези в целом. И, забегая вперёд, стоит отметить, что вторая и третья книжки тоже не подкачали.
Ссылки на перевод выложить не могу (оказалось, мои переводы "пиратские", и за ссылки на мой Яндекс-диск мне влепили предупреждение) — так что желающие пишите мне на почту tupoebydlo@yandex.ru