автор |
сообщение |
snovasf 
 гранд-мастер
      
|
24 января 2009 г. 02:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
XX век стал в музыке местом встречи эпох: возникнув, электронная музыка стала обрабатывать классические мелодии, обогащая разного рода эффектами и потихоньку накапливая новые выразительные средства. Но теперь даже странно вспоминать, что я в 70-е застала время, когда у нас в МГУ вёл занятия Лев Термен, изобретатель терменвокса, и буквально рукой водил, помогая сыграть "Степь да степь кругом" и "Берёзку". А уже в конце века синтезатор стал вполне бытовым инструментом. Хотя там, конечно, иной принцип используется, чем в терменвоксе, но всё же электронный. Поэтому дальше, если люди не обрушат сами всё вокруг, то и музыканты будут осваивать как "музыку сфер", так и музыку природы, нанизывая её на те ритмы, которые лучше будут отражать их состояние.
|
|
|
андрос 
 философ
      
|
24 января 2009 г. 04:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата snovasf Поэтому дальше, если люди не обрушат сами всё вокруг, то и музыканты будут осваивать как "музыку сфер", так и музыку природы, нанизывая её на те ритмы, которые лучше будут отражать их состояние.
-Как-то в передаче "Гордон" рассуждали об "эволюции" музыки. Специально поставил в кавычки, поскольку в данной передаче использовали термин "деградация". Аргументировали тем, что с древних времён человек старался воспроизвести ритмы природы и ритмы своего оргнанизма и психики (как частей этой природы), неосознанно к ним прислушиваясь. В дальнейшем он, по их мнению, стал импровизировать и отходить от естественного предназначения музыки.
В такой постановке вопроса, как мне тогда показалось, есть рациональное зерно, так как я всегда отмечал особую искренность практически любых фольклорных мотивов, а, например, И. Ефремов говорил об особом музыкальном искусстве Индии, где игру на простых барабанах довели до совершенства (примерно так говорил). Причём вряд ли тот же рэп стоит упоминать в контексте таких изначальных ритмов. Всё же рэп производит их далеко не все, например, практически нет протяжных долгих звуковых конструкций, диапазон, опять же ограниченный и т. д. Хотя какие-то напоминания о прошлой африканской жизни предков нынешних рэпперов в нём, конечно, присутствуют.
Если это так и изначальная музыка осталась в прошлом, то сумеем ли мы вернуться к истинным вечным несиюминутным ритмам в наш век неуёмной импровизации и индивидуальничанья, которое часто грешит деффектом и формы и содержания?..
|
|
|
Fауст 
 авторитет
      
|
24 января 2009 г. 04:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата андрос Если это так и изначальная музыка осталась в прошлом, то сумеем ли мы вернуться к истинным вечным несиюминутным ритмам в наш век неуёмной импровизации и индивидуальничанья, которое часто грешит деффектом и формы и содержания?..
То есть сумеем ли вернуться к дикарству, я так понимаю? Полагаю, Гордон и компания просто поставили всё с ног на голову. Как часто в таких передачах происходит.
Но рациональное зерно в таких рассуждениях есть. Если раньше человек Природе подражал, то теперь он пытается творить сам. Да, поначалу кособоко, неуклюже, даже птичек, может, приятней послушать, но всё сильнее и ёмче с каждым разом. А самое главное — информационная ёмкость и упорядоченность такой музыки выше, чем природной. Энтропия ниже, — вот что отметил бы Ефремов.)
Для первобытных времён вообще характерно синтетическое искусство — смесь всего со всем: театр, музыка, танцы, литература. Всё сразу. Посмотрите на церемонии первобытных племён. Это оно и есть. Искусство — отражение жизни, преломлённое сознанием человека. Вопрос в том, каков коэффициент преломления. Что добавляет человек к жизни, чтобы получилось искусство. В первобытном искусстве коээфициент преломления низок. Оно отражает жизнь в формах самой жизни: песни, пляски, всё сразу, недифференцированно. Но чем дальше, тем более условным становится искусство, тем больше в нём от человека.
С этим связан, кстати, и тот факт, что развитие в музыке связано с новым витком технического прогресса. Освоил человек механику — появились механические инструменты: можно скрипеть смычками по струнам, дуть в прихотливо изогунтые трубы. Освоил электричество — появились электрогитары, электроорганы... да всё электро-! Создана цифровая техника — и вот вам пожалте, электронный инструментарий, который в силах синтезировать любой звук, хоть "природный", хоть "человеческий". С каждым витком появлялись новые звуки, которые можно было "преломить" в сознании по-новому, придать новый смысл, новую условность. И искусство развивалось и усложнялось.
Вопрос в том, какой новый технический шаг можно предпринять, чтобы получить новые звуки. В какой-то мере, ответ на этот вопрос очевиден, но его я попридержу, пожалуй. Ибо надеюсь изложить его в несколько иной форме.)) Ну, а лаборантам предлагаю поразмыслить над этим самостоятельно.
|
|
|
андрос 
 философ
      
|
24 января 2009 г. 10:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Fауст информационная ёмкость и упорядоченность такой музыки выше, чем природной
-Глядя на то, какая именно музыка сейчас популярна и на то обстоятельство, что на эстраде попсы) (самой массовой муз. субкультуры) почти вообще нет новых мелодий, возникают серьёзные сомнения.
Хотя, возможно это следствия очередных витков этногезов, за ними последуют другие, и когда-нибудь лет через 300, может, появится совершенно новая музыка, кто знает.
И энтропия с точки зрения этногенеза сегодня на Западе, да и у нас как раз превалирует. Недаром из писем в последние годы жизни Ефремова известно, что он меньше всего хотел жить именно в 90-х гг.
цитата Fауст Полагаю, Гордон и компания просто поставили всё с ног на голову. Как часто в таких передачах происходит.
-А передачу "Гордон" на НТВ (не вообще передачи с ведущим Гордоном), Вы, вероятно, не смотрели.
|
|
|
Wilhelm 
 активист
      
|
24 января 2009 г. 19:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
old_fan цитата впрочем, как и рок'н'ролл
А какие рок-н-ролльные банды современности Вы знаете? Я вот что-то теряюсь даже, кажется, сейчас только Элвиса перепевают бездарно да сотрясают воздух впустую не менее бездарной музыкой, которую называют "роком", потому что она неформат собой представляет... Хорошего, чистого рока, увы, очень мало. Имхо, как раз нормальный рок-н-ролл, как и рок, вымрет в первую очередь, ведь это прежде всего атмосфера 70-80-ых, а не просто музыка...
|
––– "Как ты знаешь, в мире полно ребят, которые вместо работы или учёбы посвящают кучу времени изучению вымышленных миров..." (С) Ф. |
|
|
olvegg 
 гранд-мастер
      
|
24 января 2009 г. 19:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата necrotigr недалекое будущее — за смешением стилей. Причем, скорее всего, это будет смесь европейской академической культуры (классической) с восточными музыкальными традициями, прежде всего — с японскими. Возможно. Стили, основанные на "чёрной" музыке, похоже, полностью исчерпаны. Причём ещё в 70-е. Сейчас не появляется ничего принципиально нового, только более или менее удачный синтез и обработка уже созданного.
|
––– Одни хотели бы понимать то, во что верят, а другие - поверить в то, что понимают. С. Ежи Лец |
|
|
Fауст 
 авторитет
      
|
24 января 2009 г. 22:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата андрос -Глядя на то, какая именно музыка сейчас популярна и на то обстоятельство, что на эстраде попсы) (самой массовой муз. субкультуры) почти вообще нет новых мелодий, возникают серьёзные сомнения.
Всё-таки полагаю, беря в исторической перспективе, нынешняя музыка, самая попсовая, есть нечто куда более условное и интересное, чем мелодии бродячих музыкантов средневековой Европы. И уж тем более дикарей мамбо-юмбо, где мелодии вообще нет, есть лишь ритм — самое примитивное, что возможно в музыке, каркас её, так сказать.
цитата андрос когда-нибудь лет через 300, может, появится совершенно новая музыка, кто знает.
Лет через 300 человека-то в современном понимании не будет, а вы музыку захотели!..
цитата андрос И энтропия с точки зрения этногенеза сегодня на Западе, да и у нас как раз превалирует.
Ага, ну да. Вот в Африке, в племени мамбо-юмбо... Или — есть ещё тувинская народная музыка. Говорят, великий американский физик Фейнман её очень любил. Правда, меня от этого не тянет к ней больше, равно как и утвеждения Ефремова, чтоцитата андрос он меньше всего хотел жить именно в 90-х гг. вряд ли ситуацию меняют.
цитата андрос -А передачу "Гордон" на НТВ (не вообще передачи с ведущим Гордоном), Вы, вероятно, не смотрели.
Слушайте, ну какая разница: бред с ног на голову переворачивать или какие-то более-менее интеллектуальные проблемы?
|
|
|
андрос 
 философ
      
|
24 января 2009 г. 22:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Fауст ну какая разница
-Ну, самонадеянно, право, не смотря судить, да ещё так безапелляционно. Зря.
цитата Fауст Лет через 300 человека-то в современном понимании не будет, а вы музыку захотели!..
-Вы так эмоционально заявляете об этом, с восклицательным знаком — как будто точно это знаете. Значит, по-вашему в 1709 году, например, когда наши предки одерживали победу под Полтавой — они не были людьми в современном понимании?
Знаете, если бы вы немного заинтересовались историей, почитали бы о том, как наши предки вели себя, как действовали, что чувствовали, то возможно поняли бы, что та эпоха 300-летней давности отличается от нашей, по сути, в основном уровнем развития технического прогресса.
цитата Fауст нынешняя музыка, самая попсовая, есть нечтокуда более условное и интересное, чем мелодии бродячих музыкантов средневековой Европы.
-Вот вы сечас придерживаетесь такого мнения. Ваше право. Только самые яркие музыканты, в частности рок-музыканты, изрядно помудрев с возрастом, приходят именно к фолку, к самой искренней и неконьюнктурной музыке. Этого не избежали ни Марк Нопфлер ("Dure Straits"), ни Риччи Блэкмор, ни даже музыканты из одного из самых успешных коллективов поп-музыки — "АВВА", Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус.
Чего и вам желаю. Всё-таки до фолка надо дорасти. Это и есть показатель для ищущего музыканта или даже просто любителя музыки — если он, конечно, доживает до этого. 
|
|
|
Fауст 
 авторитет
      
|
24 января 2009 г. 23:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата андрос Этого не избежали ни Марк Нопфлер ("Dure Straits"), ни Риччи Блэкмор,
Зато избежали: Ульрих Рот, дуэт Майне-Шенкер, Роберт Фрипп, Роджер Уотерс... Мне список продолжать? И среди них найдутся продолжающие выпускать очень и очень интересные работы, а Блэкмор пишет один за другим довольно бледненькие альбомчики.
цитата андрос Знаете, если бы вы немного заинтересовались историей
Я немножко интересовался историей. И даже множко. И даже до сих пор иногда интересуюсь. Иногда множко, иногда немножко. Могу утверждать, что кардинально отличались эпохи с позиций нравственности, взглядов на само существование человека, ценность жизни, главные устремления. Но это ещё куда ни шло. Проблема в том, что именно технологический прогресс — он-то и изменит человека куда быстрее, чем за двести-триста лет до неузнаваемости. Биотехнологии, имплантация различной электроники, радикальное продление жизни, всё такое прочее. Прогресс, он, к тому же, ускоряется постоянно, это можно заметить даже если вообще не интересоваться историей. Так что все предпосылки налицо.
|
|
|
андрос 
 философ
      
|
24 января 2009 г. 23:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Fауст дуэт Майне-Шенкер
-ИМХО коньюнктурщики. А Блэкмор делает сейчас не бледную, а некоммерческую музыку, на мой взгляд.цитата Fауст отличались эпохи с позиций нравственности, взглядов на само существование человека, ценность жизни, главные устремления.
цитата Fауст Прогресс, он, к тому же, ускоряется постоянно
-Только что-то люди не меняются, любят, врут, ненавидят, предают, страдают, алчут и т. п. Ну, да ладно. Поживём-увидим.
|
|
|
Fауст 
 авторитет
      
|
24 января 2009 г. 23:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата olvegg Причем, скорее всего, это будет смесь европейской академической культуры (классической) с восточными музыкальными традициями, прежде всего — с японскими.
Вспомнилась тайская поп-музыка из стерлинговской "Heavy Weather".)
|
|
|
kon28 
 миродержец
      
|
25 января 2009 г. 11:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата андрос Только самые яркие музыканты, в частности рок-музыканты, изрядно помудрев с возрастом, приходят именно к фолку, к самой искренней и неконьюнктурной музыке.
Не стоит обобщать. Не фолком единым (кстати на волне нынешней моды на этнику трудно стало говорить об искренности и неконьюнктурности фолка в целом ) живы многие из ветеранов рока. Многие приходят например к джазу (послушайте джазовые альбомы Рода Стюарта, Брайана Ферри или Нины Хаген ). Мудрость музыканта в том и состоит на мой взгляд, что он способен измениться тогда, когда понимает, что ему уже нечего сказать в привычном стиле. А уж куда его занесет в результате этих изменений — несущественно, лишь бы было что сказать .
|
––– «На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались». (М.Е. Салтыков-Щедрин) |
|
|
Fауст 
 авторитет
      
|
25 января 2009 г. 14:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата андрос Чего и вам желаю. Всё-таки до фолка надо дорасти. Это и есть показатель для ищущего музыканта или даже просто любителя музыки — если он, конечно, доживает до этого.
Ну, да. Знаете, когда начинают вот это: "Нуу, до этого надо дорасти! Непосвящённым не понять", возникают смутные сомнения. Моё скромное мнение, что вот до классики тоже надо дорасти. И для понимания она несколько сложнее. Потому что более причудливые и условные формы, чем у фолка. А сколько там смыслов вложено? А до фолка, в какой-то мере, дорастает каждый. Причём ещё в полубессознательном возрасте: колыбельные-то каждому, небось, пели, а они почти все — народное творчество)) Вот и думайте, до чего и как нужно дорасти.
цитата андрос Только самые яркие музыканты, в частности рок-музыканты, изрядно помудрев с возрастом, приходят именно к фолку, к самой искренней и неконьюнктурной музыке.
Ну, я примеры уже привёл. Рискну предположить, что тот же Ульрих Рот, занимаясь своей неоклассикой, куда дальше от коммерции, чем Ричи Блэкмор со своей жёнушкой, занимаясь фолком.) И вообще, мне кажется искренность и коммерческость далеко не всегда прямо коррелируют. Вполне можно делать популярную и пользующуюся спросом на музыкальном рынке искреннюю и самобытную музыку. И уж точно искренность никак так особо не соотносится со стилем. Вот взгляните, скажем, на панк-хардкор, хе-хе. Люди вполне искренни, реально переживают за те идеи, что несут своими песнями. А альбомы зачастую выпускают самиздатом и раздают едва не даром, организовывают бесплатные концерты... Это всё менее искренне и неконъюнктурно, чем фолк, на котором не то что Блэкмор, сотни исполнителей разного ранга неплохо зарабатывают?!
цитата андрос И энтропия с точки зрения этногенеза сегодня на Западе, да и у нас как раз превалирует.
цитата андрос -Глядя на то, какая именно музыка сейчас популярна и на то обстоятельство, что на эстраде попсы) (самой массовой муз. субкультуры) почти вообще нет новых мелодий, возникают серьёзные сомнения.
Поймите, любое искусство, любое созданное человеком — оно по определению менее энтропийно, чем природное. Потому что человек вкладывает туда смыслы. Потому музыка — это не просто звук, это звук со смыслом. Знаковая система. В отличие от журчания воды в ручье или шелеста листвы. И уж точно в человеческой музыке больше смыслов, чем в щебете птиц, призывающих партнёров для спаривания.
Что касается "гнилого" Запада и поспевающей вслед за ним России, то да. Возможны на исторической прямой такие отрезки, когда искусство несколько отступает, даже деградирует. Но это не меняет широкой исторической перспективы, в которой усложнение и нарастание условности — главный тренд.
|
|
|
kon28 
 миродержец
      
|
25 января 2009 г. 14:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
сообщение модератора андрос, Fауст давайте таки от этногенеза возвращаться ближе к музыке 
|
––– «На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались». (М.Е. Салтыков-Щедрин) |
|
|
андрос 
 философ
      
|
25 января 2009 г. 17:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Fауст Знаете, когда начинают вот это: "Нуу, до этого надо дорасти! Непосвящённым не понять", возникают смутные сомнения.
-В принципе часто бывает такое, да. Но действительно считаю, что даже, если колыбельные всем пели (а, кстати, сейчас поют уже далеко не народные-фольклорные, а всё чаще с каких-то специальных дисков для молодых мам), то заново к фольклору приходят в гораздо более зрелом возрасте.
Ведь, конечно, и до классики, зачастую "надо дорасти", не спорю. Но, вот, в коммерческой музыке по определению коммерческий расчёт главная направляющая. А в классике, конечно, вряд ли — там больше личного, часто оригинального, но это исходит из индивидуального восприятия мира композитора. А оно не всегда совпадает с восприятием других. Фольклор же (настоящий, не частушки, например, которые уже результат его деградации) создавался максимально естественно. И в поисках наиболее искренней музыки, по-настоящему ищущие музыканты часто возвращаются именно к нему — особенно тогда, когда отходят от коммерческой музыки, то есть тогда, когда могут себе позволить искать и играть "для души".
цитата Fауст Поймите, любое искусство, любое созданное человеком — оно по определению менее энтропийно, чем природное.
-В общем-то как раз такой смысл и вкладывали в той телепередаче, где рассматривали процесс "деградации" музыки как природного феномена, что я приводил. Не отрицая всей широты значимость смыслов в "человеческой" музыке, я всё-таки должен сказать, что ритмы природы и их звучание в фолке всё же наверно более глубже. То есть, если так можно выразиться, несколько иная система координат — там широта, здесь глубина.
|
|
|
orvos 
 авторитет
      
|
26 августа 2014 г. 11:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вспомнилось вот из Стаут'а: ...Ниро Вульф считал музыку атавизмом, а "музыка будущего" для него вообще оксюморон... дико извиняюсь за неточность цитаты ;)
|
|
|
Polynomius 
 новичок
      
|
30 августа 2014 г. 09:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В ряде фантастических блокбастеров мы видим, как авторы фильма представляют себе музыку будущего. Я не имею в виду музыку к фильму, а ту музыку, которую по сюжету слушают герои фильма. В основном дальше некоторой стилизации и экстраполирования, когда за отправную точку берут музыку, которую мы слышим сейчас, с точностью плюс-минус миллион, не пошли. Кто может назвать фильмы, где бы Вы поверили, что звучащая с экрана музыка (например, герои пришли в бар — звучит музыка) может являться футуристическим звуком, сильно отличным от музыки дня сегодняшнего?
|
|
|
cadawr 
 магистр
      
|
10 сентября 2014 г. 18:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Учитывая тенденции: растущая доступность музыки, и доступность ее создания/записи, искусственно поддерживаемый низкий уровень вкуса масс, — мне кажется музыка как масс-культура будет деградировать до психотропно-спиномозгового уровня. Воздействие на древние нервные центры, пограничные с вегетатикой, и на простейшие психо-эмоциональные триггерные зоны. Создаваться такая музыка, скорее всего, будет сиюминутно, компьютером, под сиюминутное настроение реципиента , считанное через нейрошунт. (уже в сегодняшних плеерах есть функция: выбери настроение и машина подберет под нее музыку из коллекции) Таким образом, машина окончательно будет "выбирать" за нас, формируя нашу реальность, чем станут успешно пользоваться полит- и пиар-технологи. Скорее всего, музыка будет сопровождаться комплексным окружением: визуальным, ароматическим, тактильным, и в этой мешанине даже сложно будет выделить ведущую сенсорную направляющую: музыке все это подчинено идли видео? или вообще все подстроено под ощущение воды? Называться это будет как-нибудь вроде "эмоционально-ситуационный пакет", в просторечьи "прёт-контент". Настоящая музыка , конечно, останется, для таких лютых эстетов, как мы, и стоить она будет отрезвляюще дорого.
|
––– Беспорядочная стрельба по толпе - есть крайняя степень сюрреализма |
|
|
geralt9999 
 магистр
      
|
|
orvos 
 авторитет
      
|
11 сентября 2014 г. 14:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
cadawr, здравствуйте! Вы мне напомнили из Стругацких — "массовые осязалищя и обонялища" по аналогии с 'массовыми зрелищами' ;) а уж хакслеевский "brave new world" вообще за скобками оставляю — не люблю я его ;)
|
|
|