автор |
сообщение |
Aryan 
 миротворец
      
|
16 октября 2020 г. 22:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Хойти а затем к антисоветчине прекрасно прослеживается на примере Василия Аксёнова.
Вы не забыли, кто была его мать? И как прошло его детство? Странно было бы ожидать от него обожания страны, сделавшей все для уничтожения его семьи.
|
––– I am a social vegan, I avoid "meet". |
|
|
Victor31 
 философ
      
|
16 октября 2020 г. 22:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Калигула, они были реальными лит. генералами, контролировавшими лит. часть огромной книгоиздательской индустрии СССР. В СП было не войти без многофазовых проверок, характеристик и рекомендаций. Как и в параллельных структурах журналистов и переводчиков. Огромные бюджеты, которые не могли определять лишь партийные функционеры, не занимавшиеся литературой. Этим занимались лит. генералы.
|
––– "Сумерки, осень и бешеный дождь, Я подошёл и спросил - что ты ждёшь." |
|
|
ziza 
 философ
      
|
16 октября 2020 г. 23:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Victor31 Это нормальный общественный контроль тех, кто по сути занимался политикой, распределял общественные средства и т.д.
А мне показалось, что это не общественный контроль, а как раз пережиток соцреализма, когда власть стремится уничтожить автономию автора и приблизить его к его целевой аудитории, к народу. То, против чего протестовал Пушкин в стихотворении "Поэт и толпа":
цитата Подите прочь — какое дело Поэту мирному до вас! В разврате каменейте смело, Не оживит вас лиры глас! ... Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв.
Толпа тут стремится поставить литературу на службу обществу, а литераторов сделать учителями жизни. То самое назначение, которое было у литературы в XIX веке. А соцреализм лишь довёл это требование до совершенства, в форме социального заказа.
Функцию контроля толпа оставила себе, назвав его общественным. Но получилось так, что контроль этот узурпировали вожди и обслуживающий их бюрократический аппарат. Обществу осталось только с этим согласиться. Поэтому литератору вернуть себе автономию оказалось возможно одним способом — самому стать вождём или бюрократом от литературы. Известное письмо сорока двух с призывом к Ельцину репрессировать "врагов народа" кем подписано? В основном такими бюрократами, секретарями СП и подобных творческих союзов, привыкшими формировать и исполнять социальный заказ власти. Тут тот же самый соцреализм довели до абсурда, а затем стали выдавать этот абсурд за подлинный соцреализм. Как будто все писатели были секретарями СП Это смешно.
|
––– Джентльмен — это человек, который знает, как играть на пианино, но не умеет этого делать Je suis Ziza |
|
|
ziza 
 философ
      
|
16 октября 2020 г. 23:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Aryan Вы не забыли, кто была его мать?
Чиновная дама, жена председателя Казанского горсовета Павла Аксёнова — Евгения Гинзбург. Журналистка, публиковавшая в "Литературной газете" вот такие статьи (№ 55 за 1936 год):

Для справки:
цитата Фатих Сайфи-Казанлы — татарский драматург, писатель, журналист. С первых дней советской власти Сайфи-Казанлы выступал за создание пролетарской культуры, за новый театр. В драме "Враги" (1920) создал героические образы большевиков и рабочих-красногвардейцев, участников революционного восстания в Казани. Пьесы "Родословная муллы Закцана" (1929) и "Зелёная поляна" (1933) проникнуты пафосом борьбы за новую жизнь.
3 августа 1937 года по делу «контрреволюционной троцкистско-националистической террористической организации» Фатих Сайфи-Казанлы был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение в тот же день. Похоронен в общей могиле жертв политических репрессий на Донском кладбище в Москве. Посмертно реабилитирован 4 марта 1958 г.
Как можно понять, Сайфи по направлению был соцреалист. А статья ложно его обвиняет.
цитата Галеев Закир Хатыпович
Родился в 1902 г., Спасский р-н, с. Ямбухтино; татарин; член ВКП(б) с 1923; ответственный редактор газеты "Кзылармеец" ПриВО. Проживал: г. Казань. Арестован 8 января 1937 г. Приговорен: Военная Коллегия Верховного Суда СССР 3 августа 1937 г., обв.: по ст. 58-8, 58-10 ч.1, 58-11 ("участник троцкистской террористической организации"). Приговор: 10 лет лишения свободы. Умер 18.12.41 в Южлаге. Реабилитирован 11 марта 1958 г.
И обвинение, предъявленное самой Евгении Гинзбург, такое же:

Сначала арестовали работавшего в газете профессора Эльвова, а потом обвинили его начальницу, что не распознала врага. Возможно, кто-то из уже арестованных дал показания на неё.
|
––– Джентльмен — это человек, который знает, как играть на пианино, но не умеет этого делать Je suis Ziza |
|
|
Хойти 
 гранд-мастер
      
|
17 октября 2020 г. 21:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Aryan , прекрасно знаю. и "Крутой маршрут" прочитала, как только он вышел. и на обожании Аксёновым советской власти вообще не настаиваю. хотела об этом написать, когда тут прозвучала цитата, что он, дескать, "жизни не нюхал", но есть ведь и более подкованные комментаторы, да-да. а теперь объясните: что всё это меняет в, так сказать, мессаге "Московской саги"?
|
––– Никогда не спорь — стой на своём, и точка (с) Р. Оуэн |
|
|
Вадимыч 
 авторитет
      
|
18 октября 2020 г. 00:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
сообщение модератора Сердечная просьба ко всем участникам дискуссии — не превращайте тему в филиал "Общественных отношений". Тема озаглавлена "Соцреализм", плизз, держитесь максимально близко к теме. И не забывайте, в заглавном посте топикстартер просит рекомендаций: "...захотелось мне почитать что-нибудь из кондового соцреализма. Какие-нибудь художественные романы про рабочее движение, большевиков, Революцию, Гражданскую войну, коллективизацию, индустриализацию. Желательно, написанные отечественными авторами в 30—50-х годах и с официальных советских позиций. Что бы вы посоветовали?" Т.е. обозначены и события, и временной интервал их освещения, и "официальность" позиции авторов. Не устраивайте разборки — советуйте.
|
|
|
Karno 
 магистр
      
|
18 октября 2020 г. 10:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Кстати, есть крайне интересное с точки интереса к соцреализму произведение — Атлант расправил плечи Айн Рэнд. Этакая химера, из номинально несовместимых вещей — с точки зрения идеологии, это гимн капитализму и индивидуализму, полная противоположность всему, что ценилось и выдвигалось в Ссср. Однако с художественной точки зрения, это чистая пропаганда и агитка в духе сталинского соцреализма. Рекомендую всем интересующихся к прочтению.
|
––– Who is John Galt? 99,999999% сплачивалось в страхе, неприязни или ненависти, против остальных 0,000001% |
|
|
ziza 
 философ
      
|
18 октября 2020 г. 11:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Хойти когда тут прозвучала цитата, что он, дескать, "жизни не нюхал"
В предложенный период (30—50-е годы) попадает только одно произведение Аксенова, первая его повесть «Коллеги» (1959 год). И в данном случае цитата как раз несправедлива: автор работал врачом и в повести описывает как раз жизнь врачей.
И это самый настоящий соцреализм, все признаки там присутствуют:
цитата Это повесть о молодых коллегах – врачах, ищущих свое место в жизни и находящих его, повесть о молодом поколении, о его мыслях, чувствах, любви. Их трое – три разных человека, три разных характера: резкий, мрачный, иногда напускающий на себя скептицизм Алексей Максимов, весельчак, любимец девушек, гитарист Владислав Карпов и немного смешной, порывистый, вежливый, очень прямой и искренний Александр Зеленин. И вместе с тем в них столько общего, типического: огромная энергия и жизнелюбие, влюбленность в свою профессию, в солнце, спорт.
Если сравнить с другими книгами о врачах, например, вышедший годом ранее роман Юрия Германа «Дело, которому ты служишь» (1958 год), то особой разницы и нет. У Германа студент Володя Устименко едет на практику в деревенскую больницу, а потом по распределению (тоже не в Москву). По характеру он чем-то напоминает аксёновского Алексея Максимова, такой же мрачный скептик, с которым людям общаться нелегко.
Единственная существенная претензия к раннему Аксёнову — излишнее злоупотребление молодёжным жаргоном. Но молодёжь (по крайней мере, часть её) так и разговаривала. Многие вполне соцреалистические авторы экспериментировали с русским языком, Маяковский, например. Алла Латынина считает все ранние произведения Аксёнова вполне соцреалистическими: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/20...
Да иначе бы его и не стали бы печатать в советских журналах.
Так что «Коллеги» Василия Аксёнова и «Дело, которому ты служишь» Юрия Германа вполне можно добавить к списку.
|
––– Джентльмен — это человек, который знает, как играть на пианино, но не умеет этого делать Je suis Ziza |
|
|
Хойти 
 гранд-мастер
      
|
18 октября 2020 г. 14:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ziza , Германа тоже читала. и к списку можно добавить, согласна. но самое интересное там — два второстепенных персонажа: врач Богословский, создавший и в буквальном смысле слова построивший больницу нового типа, и приспособленец Женька, быстро вырастающий во врача-функционера, образ и ныне актуальный. а в целом роман невыразимо нудный, соцзаказный, с хромой композицией и отвратительным главным героем.
|
––– Никогда не спорь — стой на своём, и точка (с) Р. Оуэн |
|
|
ziza 
 философ
      
|
18 октября 2020 г. 15:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Хойти но самое интересное там — два второстепенных персонажа: врач Богословский
Да-да Только ради Богословского его и стоит читать.
|
––– Джентльмен — это человек, который знает, как играть на пианино, но не умеет этого делать Je suis Ziza |
|
|
Victor31 
 философ
      
|
18 октября 2020 г. 16:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karno Однако с художественной точки зрения, это чистая пропаганда и агитка в духе сталинского соцреализма.
Ничего общего ни по форме, ни по содержанию.
|
––– "Сумерки, осень и бешеный дождь, Я подошёл и спросил - что ты ждёшь." |
|
|
Karno 
 магистр
      
|
18 октября 2020 г. 16:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Victor31 это Агтика ничем не лучше, чем, скажем, Как закалялась сталь. Чистая пропаганда идей писательницы — однобокая, пафосная и тд. Пс, поставил этой книге 10 баллов, и недавно в который раз закончил перечитывать.
|
––– Who is John Galt? 99,999999% сплачивалось в страхе, неприязни или ненависти, против остальных 0,000001% |
|
|
Victor31 
 философ
      
|
18 октября 2020 г. 16:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Karno, это хорошо, что перечитываете. Другой роман, который вы упомянули, был сильно отредактирован группой пропагандистов. Это большое отличие от "Атланта", созданного одним автором и только на основе собственных идей.
|
––– "Сумерки, осень и бешеный дождь, Я подошёл и спросил - что ты ждёшь." |
|
|
Karno 
 магистр
      
|
18 октября 2020 г. 16:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Victor31 Вообще, Айн Рэнд всю свою жизнь деградировала, если судить по книгам, что она писала. Сначала были Мы живые — очень сильная с художественной части книга, но с зачатками идеологии. Дальше был Источник — идеи получили большее развитие, однако чисто с художественной части, книга просела. И наконец Атлант — чистая агитка с плоскими персонажами, шаблонными ходами и тд, однако именно это главное произведение Рэнд, по крайней мере, с точки зрения идей. Т.е. чем блльше она жила, тем менее художественными становились ее книги, при общем развитии идей.
Ps, поставил всем трем ее романам 10 баллов, а Атлант, лучшая книга, что я читал за всю свою жизнь. Пускай и агитка идей писательницы.
|
––– Who is John Galt? 99,999999% сплачивалось в страхе, неприязни или ненависти, против остальных 0,000001% |
|
|
Victor31 
 философ
      
|
18 октября 2020 г. 17:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Karno, я не буду продолжать этот спор, потому что не знаю, что вы вкладываете в понятие "агитка". Для меня это сочинение, написанное нанятым профессиональным пропагандистом, хлесткое, но лишенное оригинальности, банальное, написанное по шаблону и т.д. "Атлант" — беллетризованное изложение авторской философской теории.
|
––– "Сумерки, осень и бешеный дождь, Я подошёл и спросил - что ты ждёшь." |
|
|
Karno 
 магистр
      
|
18 октября 2020 г. 17:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Victor31 Для меня это сочинение, написанное нанятым профессиональным пропагандистом, хлесткое, но лишенное оригинальности, банальное, написанное по шаблону и т.д.
Для меня, Агитка это произведение, существующее только для одного — пропаганда идей, пропаганда ради пропаганды и т.д. При этом книга не означает что плохая, ее можно читать, наслаждаться и тд, но это не отменяет того, что книга чистая пропаганда. Атлант отличная книга, да и вышеназванная мной Как закалялась сталь тоже не плоха. Но при этом, это все агитки.
Вообще я посмотрел ваш профиль, у вас стоит оценка только Источнику, мой вам совет — найдите (или вспомните, если читали) первый роман Рэнд Мы живые, внимательно прочитайте его, и сравните с Атлантом — сразу поймете, что я имею ввиду.
|
––– Who is John Galt? 99,999999% сплачивалось в страхе, неприязни или ненависти, против остальных 0,000001% |
|
|
Victor31 
 философ
      
|
18 октября 2020 г. 17:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Karno, спасибо за совет, но вряд ли чтение романа поможет мне понять ваше мнение, ведь роман ничего общего с вашим мнением не имеет. Вы, например, не понимаете разницы между "агитацией" и "пропагандой". В пропаганде собственных идей нет никакой крамолы. Крамола появляется, когда нанимают пропагандистов для создания агиток. "Пропаганда для пропаганды" — это бессмысленный набор слов. Пропаганда — средство распространения идей.
|
––– "Сумерки, осень и бешеный дождь, Я подошёл и спросил - что ты ждёшь." |
|
|
an2001 
 миротворец
      
|
18 октября 2020 г. 17:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
сообщение модератора Karno,Victor31 Вряд ли книги Рэнд относятся к соцреализму.
|
––– "Есть три способа отвечать на вопросы: сказать необходимое, отвечать с приветливостью и – наговорить лишнего". Плутарх |
|
|
ArtTrapeza 
 гранд-мастер
      
|
19 октября 2020 г. 13:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ещё просмотрел тему.
Из указанного уже читал «Педагогическую поэму».
Из указанного до открытия темы уже планировал прочитать следующие книги: — Каверин В. Два капитана; — Караваева А. Лесозавод; — Кочетов В. Журбины; — Макаренко. А. Флаги на башнях. Марш 30-го года; — Марков Г. Строговы; — Пантелеев Л., Белых Г. Республика ШКИД; — Серафимович А. Железный поток; — Толстой А. Н. Хождение по мукам; — Шишков В. Странники; — Шолохов М. Поднятая целина.
Насчёт «Русского леса» не уверен.
Из В. Лациса думал прочесть «Бурю» и «Сына рыбака», из Панфёрова — «Бруски». «Тихий Дон» я дважды начинал читать и бросал где-то на второй книге, но это было уже давно, так что вполне возможно, что перечитаю.
|
––– Мания величия это... прийти на остановку, но не заходить в трамвай, чтобы людям в нём было свободнее. |
|
|
Хойти 
 гранд-мастер
      
|
19 октября 2020 г. 15:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ArtTrapeza , "Бруски" не читайте. не знаю, читал ли их кто-либо из участников обсуждения... я читала. незабываемый опыт :)) одна, пожалуй, из трёх самых плохих книжек за всю мою немаленькую читательскую жизнь.
|
––– Никогда не спорь — стой на своём, и точка (с) Р. Оуэн |
|
|